Движение есть способ существования материи следовательно нечто большее чем прост

Движение есть способ существования материи следовательно нечто большее чем прост

  • ЖАНРЫ 360
  • АВТОРЫ 278 531
  • КНИГИ 658 103
  • СЕРИИ 25 237
  • ПОЛЬЗОВАТЕЛИ 614 389

К. МАРКС и Ф. ЭНГЕЛЬС

ПЕЧАТАЕТСЯ ПО ПОСТАНОВЛЕНИЮ ЦЕНТРАЛЬНОГО КОМИТЕТА КОММУНИСТИЧЕСКОЙ ПАРТИИ СОВЕТСКОГО СОЮЗА

Пролетарии всех стран, соединяйтесь!

ИНСТИТУТ МАРКСИЗМА—ЛЕНИНИЗМА ПРИ ЦК КПСС

Двадцатый том Сочинений К. Маркса и Ф. Энгельса составляют два главных произведения Энгельса — «Анти-Дюринг» и «Диалектика природы». Эти произведения были созданы в период с 1873 по 1883 год. Отдельные добавления к ним были сделаны Энгельсом уже после смерти Маркса, т. е. после 1883 года; важнейшим из них является предисловие ко второму изданию «Анти-Дюринга», написанное в 1885 году.

Десятилетие 1873—1883 гг. было периодом быстрого, но сравнительно мирного развития капитализма. Вместе с тем к этому времени в истории капиталистического способа производства наметился существенный перелом. Для передовых промышленных стран Европы 60-е и 70-е годы XIX века, — как указывал В. И. Ленин, — были высшей, предельной ступенью развития свободной конкуренции. Мировой экономический кризис 1873 г. вызвал усиленный рост монополистических объединений. Начался период перехода от домонополистического капитализма к капитализму монополистическому, завершившийся на рубеже XIX и XX веков.

Крупнейшим событием всемирной истории, положившим начало новому периоду освободительной борьбы пролетариата, явилась Парижская Коммуна (1871). Опыт этой первой практической попытки установить диктатуру пролетариата показал, что без массовой пролетарской партии, основанной на принципах научного коммунизма, успешное осуществление пролетарской революции невозможно. На первый план выдвинулась задача образования таких партий в отдельных странах.

Парижская Коммуна породила среди господствующих классов смертельный страх перед грядущим господством пролетариата. Начавшийся переход к империализму сопровождался процессами загнивания всего капиталистического строя. Все это вело к резкому усилению реакции. По мере того как рабочее движение становилось действительной силой и научный социализм овладевал умами передовой части рабочих, — усиливались нападки на марксизм со стороны его идеологических противников.

Особенно быстрое развитие капитализма и особенно резкие противоречия, вызванные этим развитием, имели место в Германии после ее победы во франко-прусской войне и последовавшего затем завершения политического объединения страны. Сюда после падения Парижской Коммуны переместился центр европейского революционного движения. Здесь возникла первая массовая пролетарская партия.

Среди различного рода враждебных марксизму идеологических течений в Германии наиболее опасными стали тогда взгляды немецкого мелкобуржуазного идеолога Е. Дюринга, представлявшие собой эклектическую смесь различного рода вульгарно-материалистических, идеалистических, позитивистских, вульгарно-экономических и псевдосоциалистических воззрений. В отличие от прежних противников марксизма, выступавших преимущественно против его политических принципов, Дюринг подверг нападкам все составные части марксизма и выступил с претензией на создание новой всеобъемлющей системы философии, политической экономии и социализма.

Дюрингианство стало распространяться еще до 1875 г. среди части членов немецкой Социал-демократической рабочей партии (эйзенахцев). С 1875 г., после объединения эйзенахцев и лассальянцев в единую Социалистическую рабочую партию Германии, когда эйзенахцы сделали ряд принципиальных уступок лассальянцам, — опасность дюрингианства стала особенно значительной.

Даже некоторые влиятельные деятели партии склонялись к тому, чтобы принять новоявленное «социалистическое» учение. В условиях, когда партия еще не вполне овладела принципами научного социализма, а рабочее движение еще не вполне освободилось от влияния различных форм домарксовского, утопического социализма, — это было реальной угрозой. Дело шло о теоретических основах немецкой рабочей партии, о судьбе передового отряда международного рабочего движения. Необходимо было защитить, развить и популяризировать учение Маркса.

Энгельс счел своим партийным долгом взять на себя защиту и пропаганду в рядах молодой партии принципов марксизма. В течение двух лет (1876—1878) Энгельс создает большой труд под названием «Переворот в науке, произведенный господином Евгением Дюрингом» («Анти-Дюринг»), в котором он подверг уничтожающей критике взгляды Дюринга и вместе с тем дал цельное изложение основ марксистской теории. С начала 1877 г. до середины 1878 г. труд этот печатался в центральном органе социал-демократической партии. Впоследствии Энгельс сам объяснил, почему задача борьбы с Дюрингом выпала именно на его долю: «Вследствие разделения труда, существовавшего между Марксом и мной, на мою долю выпало представлять наши взгляды в периодической прессе, — в частности, следовательно, вести борьбу с враждебными взглядами, — для того, чтобы сберечь Марксу время для работы над его великим главным трудом. В силу этого мне приходилось излагать наши воззрения в большинстве случаев в полемической форме, противопоставляя их другим взглядам» (см. настоящее издание, т. 21, стр. 337).

Маркс принял непосредственное участие в создании «Анти-Дюринга». Он не только активно содействовал принятию Энгельсом решения выступить против дюрингианства и полностью одобрил намеченный Энгельсом замысел всего произведения. Он оказал деятельную помощь Энгельсу в собирании необходимого материала, ознакомился со всей работой в рукописи, а главу, посвященную критике взглядов Дюринга на историю политической экономии, написал сам. Вот почему «Анти-Дюринг», от начала и до конца, выражает точку зрения двоих — Энгельса и Маркса.

Хотя дюрингианство и представляло собой определенную опасность, однако само по себе оно едва ли заслуживало той основательной критики, которой Энгельс подверг его в своей книге. К такой подробной критике Энгельса побудили две причины. Во-первых, Дюринг был типичным представителем той псевдонауки и того вульгарного демократизма, которые получили тогда широкое распространение и среди социалистов, особенно среди оппортунистически настроенной социал-демократической интеллигенции, оказывавшей влияние и на рабочих. Необходимо было излечить рабочее движение от этой «детской болезни». Во-вторых, критика «системы» Дюринга, изложенной в трех толстых томах, давала возможность противопоставить ей в систематическом виде положения марксистской теории по всем основным проблемам философии, политической экономии и социализма. «Всеобъемлющая система моего противника, — писал Энгельс во введении к английскому изданию

«Развития социализма от утопии к науке», — давала мне повод изложить в полемике с ним взгляды Маркса и мои на все эти разнообразные предметы, и притом в гораздо более связном виде, чем это приходилось делать когда-либо прежде». Отрицательная критика дюрингианства превращалась в положительное изложение марксизма. Тем самым читатели «Анти-Дюринга» получали возможность всесторонне ознакомиться с марксизмом, изучить его и усвоить.

Впоследствии, имея в виду эту особенность «Анти-Дюринга», Энгельс отмечал, что «скука, неизбежная при полемике с незначительным противником, не помешала этой попытке дать энциклопедический очерк нашего понимания философских, естественнонаучных и исторических проблем оказать свое действие» (К. Маркс и Ф. Энгельс. Соч., 1 изд., т. XXVII, стр. 371).

«Анти-Дюринг» действительно явился подлинной энциклопедией марксизма. Здесь дано всестороннее изложение всех трех составных частей учения Маркса и Энгельса: диалектического и исторического материализма, политической экономии, теории научного коммунизма. «Здесь разобраны величайшие вопросы из области философии, естествознания и общественных наук. Это удивительно содержательная и поучительная книга» (В. И. Ленин. Соч., 4 изд., т. 2, стр. 11).

Источник

Билет№8. Философия эллинистической эпохи «эпикурейцы, стоики, скептики». 1 страница

Рождаемость незначительно превышает смертность

Рождаемость и смертность примерно равны

Смертность значительно превышает рождаемость

Рождаемость значительно превышает смертность

Установите соответствие между мыслителем и характерным для его философии представлением о сущности мира.

1. Существует два мира: «мир идей» и «мир вещей».

2. Мир состоит из бесконечного множества монад.

Читайте также:  Криминальные ситуации причины возникновения способы борьбы с ними

3. Бог создал мир из ничего.

4. Существуют два рода субстанций: материальная и духовная.

Наукой о формах и приемах рационального мышления является …

Социальное предназначение философии состоит в том, чтобы способствовать решению ______________ проблем.

В основе философской картины мира лежит решение проблемы …

С точки зрения представителей древнеиндийской философской школы локаяты, первоначалами мира являются …

Становление антропологической проблематики в античной философии связано со школой …

Христианские представления об истории представлены в сочинении Августина Аврелия

Критерием истинности знания, с точки зрения рационализма Р. Декарта, является …

Философскую позицию Л. Фейерабаха можно определить как …

Основоположником феноменологии считается философ …

Характерное для русской философии пристальное внимание к проблемам развития и смысла мировой и отечественной истории принято называть

Направление в философии, исходящее из первичности духовного, мыслительного, психического и вторичности материального, природного, физического бытия, называется …

Вид материи, существующий исключительно на Земле, называется …

Электромагнитные взаимодействия представляют собой _______ форму движения.

содержание предмета, выражающееся в устойчивом единстве всех многообразных и противоречивых свойств бытия, называется …

Структурным компонентом сознания, выполняющим управляющую функцию, является …

Позиция в гносеологии, согласно которой основой познания является опыт, характерна для …

Психологическая установка, состоящая в признании безусловного существования и истинности чего-либо, есть …

Несоответствие знания его объекту, расхождение субъективного образа действительности с его объективным прообразом называется …

Главным отличием веры от знания является …

К идеальным объектам научного познания относятся …

Подход к проблеме развития научного знания, утверждающий принцип несоизмеримости научных теорий, называется …

Исторически развивающаяся совокупность создаваемых человеком средств, которые позволяют людям использовать естественные материалы, явления и процессы для удовлетворения своих потребностей, называется …

Диалектический материализм в качестве сущности человека выделяет …

По мнению И. Канта, основой личности является …

Культурная общность со своим ограниченным кругом приверженцев, со своими ценностями и представлениями, стилем одежды, языком, нормами поведения, называется …

Учение, согласно которому смыслом человеческой жизни является достижение счастья, называется …

Ядром политической сферы общества является (-ются) …

Идею регресса исторического развития предложил …

С точки зрения цивилизационного подхода, понятия культура и цивилизация …

противопоставляются друг другу

Международная общественная организация, занимающаяся научным исследованием глобальных проблем, называется ___________ клубом.

«Вместо монотонной картины линейнообразной всемирной истории я вижу феномен множества мощных культур, с первобытной силой вырастающих из недр породившей их страны, к которой они строго привязаны на всем протяжении своего существования, и каждая из них налагает на свой материал – человечество – свою собственную форму и у каждой своя собственная идея, собственные страсти, собственная жизнь, желания и чувствования и наконец, собственная смерть… Во всемирной истории я вижу картину вечного образования и изменения, чудесного становления и умирания органических форм».

Автором приведенного отрывка является …

«Вместо монотонной картины линейнообразной всемирной истории я вижу феномен множества мощных культур, с первобытной силой вырастающих из недр породившей их страны, к которой они строго привязаны на всем протяжении своего существования, и каждая из них налагает на свой материал – человечество – свою собственную форму и у каждой своя собственная идея, собственные страсти, собственная жизнь, желания и чувствования и наконец, собственная смерть… Во всемирной истории я вижу картину вечного образования и изменения, чудесного становления и умирания органических форм».

В философии истории основными подходами на историческое развитие являются …

«Вместо монотонной картины линейнообразной всемирной истории я вижу феномен множества мощных культур, с первобытной силой вырастающих из недр породившей их страны, к которой они строго привязаны на всем протяжении своего существования, и каждая из них налагает на свой материал – человечество – свою собственную форму и у каждой своя собственная идея, собственные страсти, собственная жизнь, желания и чувствования и наконец, собственная смерть… Во всемирной истории я вижу картину вечного образования и изменения, чудесного становления и умирания органических форм».

Упадок культуры, творческих сил О. Шпенглер связывает с понятием …

«Если спросить образованного европейца, о чем он думает при слове «человек», то почти всегда в его сознании начнут сталкиваться три несовместимых между собой круга идей. Во-первых, это круг представлений иудейско-христианской традиции об Адаме и Еве, о творении, рае и грехопадении. Во-вторых, это греко-античный круг представлений, в котором самосознание человека впервые в мире возвысилось до понятия о его особом положении С этим воззрением тесно связано учение о том, что и в основе всего универсума находится надчеловеческий разум, которому причастен и человек, и только он один из всех существ. Третий круг представлений – это тоже давно ставший традиционным круг представлений современного естествознания и генетической психологии, согласно которому человек есть достаточно поздний итог развития Земли, существо, которое отличается от форм, предшествующих ему в животном мире, только степенью сложности соединения энергий и способностей, которые сами по себе уже встречаются в низшей по сравнению с человеческой природе. Между этими тремя кругами идей нет никакого единства. Таким образом, существуют естественнонаучная, философская и теологическая антропологии, которые не интересуются друг другом, единой же идеи человека у нас нет».

Автор приведенного отрывка является представителем …

«Если спросить образованного европейца, о чем он думает при слове «человек», то почти всегда в его сознании начнут сталкиваться три несовместимых между собой круга идей. Во-первых, это круг представлений иудейско-христианской традиции об Адаме и Еве, о творении, рае и грехопадении. Во-вторых, это греко-античный круг представлений, в котором самосознание человека впервые в мире возвысилось до понятия о его особом положении С этим воззрением тесно связано учение о том, что и в основе всего универсума находится надчеловеческий разум, которому причастен и человек, и только он один из всех существ. Третий круг представлений – это тоже давно ставший традиционным круг представлений современного естествознания и генетической психологии, согласно которому человек есть достаточно поздний итог развития Земли, существо, которое отличается от форм, предшествующих ему в животном мире, только степенью сложности соединения энергий и способностей, которые сами по себе уже встречаются в низшей по сравнению с человеческой природе. Между этими тремя кругами идей нет никакого единства. Таким образом, существуют естественнонаучная, философская и теологическая антропологии, которые не интересуются друг другом, единой же идеи человека у нас нет».

Европейской культуре, по мнению автора текста, присущи такие концепции, как …

«Если спросить образованного европейца, о чем он думает при слове «человек», то почти всегда в его сознании начнут сталкиваться три несовместимых между собой круга идей. Во-первых, это круг представлений иудейско-христианской традиции об Адаме и Еве, о творении, рае и грехопадении. Во-вторых, это греко-античный круг представлений, в котором самосознание человека впервые в мире возвысилось до понятия о его особом положении С этим воззрением тесно связано учение о том, что и в основе всего универсума находится надчеловеческий разум, которому причастен и человек, и только он один из всех существ. Третий круг представлений – это тоже давно ставший традиционным круг представлений современного естествознания и генетической психологии, согласно которому человек есть достаточно поздний итог развития Земли, существо, которое отличается от форм, предшествующих ему в животном мире, только степенью сложности соединения энергий и способностей, которые сами по себе уже встречаются в низшей по сравнению с человеческой природе. Между этими тремя кругами идей нет никакого единства. Таким образом, существуют естественнонаучная, философская и теологическая антропологии, которые не интересуются друг другом, единой же идеи человека у нас нет».

Читайте также:  Легкий способ бросить пить короткая версия

Человек как единственное существо на Земле, причастное к высшему разуму, рассматривалось, по мнению автора, в ___________ круге представлений.

Установите соответствие между исторической эпохой и характерным для нее пониманием предмета философии.

1. Философия – «служанка богословия».

2. Главная цель философии – поиск универсального метода познания мира.

3. Распространение света разума есть главное дело философии.

Основателем объективного идеализма является …

Функция философии, связанная со способностью сомневаться, оценивать и обновлять основания своей собственной деятельности, называется …

Идею в качестве первоосновы мира предлагал …

К понятиям, связанным с философией буддизма, относятся …

Основоположником философской школы неоплатонизма является …

Период средневековой философии, ознаменовавшийся сосредоточением философской жизни вокруг университетов и доминирующим стремлением рационально обосновать и систематизировать христианское вероучение, получил название …

К представителям английского сенсуализма можно отнести философа …

Одним из ключевых понятий кантовской теории познания является …

Одним из наиболее известных представителей неофрейдизма является …

Идеи марксистской философии на русской почве развивал …

Б. Спиноза полагал, что существует только одна субстанция, которая является причиной самой себя – это …

Безграничность и беспредельность как в бытийственном, так и в познавательном смыслах называется …

Процесс развития, обусловленный определенными детерминирующими факторами и подчиняющийся определенным законам, называется …

Основой самосознания является …

Гносеологическое течение, сомневающееся в достоверности человеческого познания и признающее относительность всех знаний, называется …

Деятельность по получению, хранению, переработке и систематизации осознанных конкретно-чувственных и понятийных образов называется …

Автором произведения «Истина и метод» является …

К особенностям личностного познания относится …

зависимость от способностей субъекта

К естественным наукам относятся …

Период «Большой» науки начинается с …

конца XIX – начала XX вв.

Философом, считавшим сущностью человека совокупность общественных отношений, был …

Философом, считавшим личность «связкой или пучком восприятий», был …

Культуру и цивилизацию противостоящими друг другу считал …

Учение о ценностях называется …

Общество, его структура и историческое развитие определяются законами природы, считают представители ____________ подхода.

Идеология, абсолютизирующая роль государства в обществе и предполагающая широкое и активное государственное вмешательство в экономическую и социальную жизнь общества, получила название …

Стандартизация и унификация производства культурных образов характерны для ___________ культуры.

Мыслителем, обосновавшим концепцию «постиндустриализма», является …

«Движение есть способ существования материи, следовательно, нечто большее, чем просто ее свойство. Не существует и никогда не могло существовать материи без движения. Движение в мировом пространстве, механическое движение менее значительных масс на отдельном небесном теле, колебание молекул в качестве теплоты, электрическое напряжение, магнитная поляризация, химическое разложение и соединение, органическая жизнь вплоть до ее высшего продукта, мышления, – вот те формы движения, в которых – в той или иной из них – находится каждый отдельный атом вещества в каждый данный момент».

Автор приведенного отрывка является представителем …

«Движение есть способ существования материи, следовательно, нечто большее, чем просто ее свойство. Не существует и никогда не могло существовать материи без движения. Движение в мировом пространстве, механическое движение менее значительных масс на отдельном небесном теле, колебание молекул в качестве теплоты, электрическое напряжение, магнитная поляризация, химическое разложение и соединение, органическая жизнь вплоть до ее высшего продукта, мышления, – вот те формы движения, в которых – в той или иной из них – находится каждый отдельный атом вещества в каждый данный момент».

Наряду с механической формой движения, автор отрывка выделяет

«Движение есть способ существования материи, следовательно, нечто большее, чем просто ее свойство. Не существует и никогда не могло существовать материи без движения. Движение в мировом пространстве, механическое движение менее значительных масс на отдельном небесном теле, колебание молекул в качестве теплоты, электрическое напряжение, магнитная поляризация, химическое разложение и соединение, органическая жизнь вплоть до ее высшего продукта, мышления, – вот те формы движения, в которых – в той или иной из них – находится каждый отдельный атом вещества в каждый данный момент».

Поднятые автором вопросы о материи, ее свойствах, движении и формах, принадлежат к ____________ проблемам.

Установите соответствие между различными подходами к решению проблемы бытия и их характеристиками:

1. Все вещи и весь мир в целом понимаются как живые организмы.

2. Бог и природа отождествляются.

3. Материя и дух – две независимые друг от друга субстанции.

4. Все в этом мире материально.

Вопросы антропосоциогенеза, сущности и существования человека относятся к _____________ проблемам философии.

Функция философии, реализующаяся в выделении и учете сложного характера связей между методом и объектом познания в науке, называется …

Фундаментальная физическая теория, созданная в начале XX в. для объяснения микродвижений, лежащая в основе современной научной картины мира, называется …

Основными принципами философии конфуцианства являются …

К числу сократических школ относится школа …

Отстаивая идею об особом статусе главы государства, стоящего вне системы обывательской морали, Н. Макиавелли становится родоначальником такого социально-политического течения, как …

Родоначальником французского Просвещения является философ …

Основные законы и категории идеалистической диалектики были разработаны …

По мнению Ж.-П. Сартра, специфика человеческого бытия заключается в том, что …

существование предшествует сущности

Существенной особенностью развития русской философии ХХ века является ее раскол на …

советскую и русскую зарубежную

Диалектико-материалистическая онтология отказывается от понятия

Совокупность устойчивых связей объекта, обеспечивающих сохранение ее основных свойств при различных внешних и внутренних изменениях, называется …

Психологическое (перцептуальное) время связано с __________________ времени индивидом

восприятием и переживанием

Новый этап развития в диалектике называется …

Результатом познания является …

В основе классической концепции истины лежит принцип …

Трудовая концепция происхождения человека была предложена …

Субъект, представляющий собой уникальную духовно-телесную целостность, «автор» жизни, определяющий ее смысл и цели, называется …

Совокупность материальных, духовных и художественных ценностей, выработанных человечеством в процессе эволюции, называется …

К глобальным проблемам межгосударственных связей относится проблема …

«Не будет преувеличением сказать, что вопрос о технике стал вопросом о судьбе человека и судьбе культуры. Техника есть последняя любовь человека, и он готов изменить образ под влиянием предмета своей любви. И все, что происходит с миром, питает эту новую веру человека. Человек жаждал чуда для веры, и ему казалось, что чудеса прекратились. И вот техника производит настоящие чудеса…

Техника повсюду учит достигать наибольшего результата при наименьшей трате сил. И такова особенно техника нашего технического, экономического века… Но, бесспорно, техника всегда есть средство, орудие, а не цель. Не может быть технических целей жизни, могут быть лишь технические средства; цели же жизни всегда лежат в другой области, в области духа. Средства жизни очень часто подменяют цели жизни, они могут так много занимать места в человеческой жизни, что цели жизни окончательно и даже совсем исчезают из сознания человека».

Читайте также:  Способы насадки тюльки для ловли судака

Автором приведенного отрывка является …

«Не будет преувеличением сказать, что вопрос о технике стал вопросом о судьбе человека и судьбе культуры. Техника есть последняя любовь человека, и он готов изменить образ под влиянием предмета своей любви. И все, что происходит с миром, питает эту новую веру человека. Человек жаждал чуда для веры, и ему казалось, что чудеса прекратились. И вот техника производит настоящие чудеса…

Техника повсюду учит достигать наибольшего результата при наименьшей трате сил. И такова особенно техника нашего технического, экономического века… Но, бесспорно, техника всегда есть средство, орудие, а не цель. Не может быть технических целей жизни, могут быть лишь технические средства; цели же жизни всегда лежат в другой области, в области духа. Средства жизни очень часто подменяют цели жизни, они могут так много занимать места в человеческой жизни, что цели жизни окончательно и даже совсем исчезают из сознания человека».

Характеристиками, присущими технике, по мнению автора текста, являются …

орудие и средство

последняя любовь человека

«Не будет преувеличением сказать, что вопрос о технике стал вопросом о судьбе человека и судьбе культуры. Техника есть последняя любовь человека, и он готов изменить образ под влиянием предмета своей любви. И все, что происходит с миром, питает эту новую веру человека. Человек жаждал чуда для веры, и ему казалось, что чудеса прекратились. И вот техника производит настоящие чудеса…

Техника повсюду учит достигать наибольшего результата при наименьшей трате сил. И такова особенно техника нашего технического, экономического века… Но, бесспорно, техника всегда есть средство, орудие, а не цель. Не может быть технических целей жизни, могут быть лишь технические средства; цели же жизни всегда лежат в другой области, в области духа. Средства жизни очень часто подменяют цели жизни, они могут так много занимать места в человеческой жизни, что цели жизни окончательно и даже совсем исчезают из сознания человека».

Цели жизни человека, согласно автору текста, лежат в …

духовной сфере | духовная сфера | духовной сфере жизни | духовная сфера жизни |

Установите соответствие между видами знания и их специфическими свойствами.

1. Объективность, рациональность

2. Рефлексивность, критичность

3. Авторитарность, подчиненность нравственно-этическим нормативам

4. Опора на здравый смысл, бесписьменный характер

1 научное знание

2 философское знание

3 религиозное знание

4 обыденное знание

Философское учение, отрицающее роль разума в познании и выдвигающее на первый план иные виды человеческих способностей – инстинкт, интуицию, непосредственное созерцание, озарение, называется …

Способ проявления активности системы философского знания называется …

Характерными для научной картины мира являются принципы …

объективности и материальности мира

К числу основных шести даршан относятся …

Развитие антропологической проблематики в средневековой философии было связано, в первую очередь, с решением вопроса о …

Мировоззренческая позиция, ограничивающая роль Бога актом творения мира и приведения его в движение, получила название …

Основой общественного прогресса, с точки зрения К. Маркса, является …

Непосредственным предшественником экзистенциализма считается датский философ …

Н. Я. Данилевский, предвосхитивший теории локальных цивилизаций О. Шпенглера и А. Тойнби, является создателем теории …

Мир физических состояний называется …

Форма движения, характерная исключительно для человека и групп людей, называется …

Реализация единственной возможности в определенных условиях называется …

Философское направление, признающее субстанциальность бессознательного, называется …

Гносеология – это учение о …

Философское направление, представители которого рассматривают понимание и истолкование как основные способы познания, называется …

К формально-логическим критериям истины относится принцип …

Точность и однозначность являются характерной особенностью _____ знания.

Принципами диалектики как всеобщего метода познания являются …

Для разграничения научного и ненаучного знания К. Поппер предложил принцип …

Основной вид деятельности, в рамках которой в нашей цивилизации создавалась техника, называется …

Одним из фундаментальных принципов современной космологии, который фиксирует связь между крупномасштабными свойствами нашей Вселенной и существованием в ней человека, является ______________ принцип.

Образ человека как совокупность инстинктов, влечений, конфликтов возникает в …

Результатом отчуждения в явлении массовой культуры является ее …

низкий художественный уровень

Позиция, согласно которой высшим благом для человека и смыслом его жизни является счастье, называется …

Общественное бытие определяет общественное сознание, считают представители _______________ подхода.

Автором произведения «Государь» является …

С точки зрения аксиологического подхода, культура – это …

Глобальные проблемы, связанные с катастрофическим разрушением природной основы существования мировой цивилизации, загрязнением окружающей среды, изменением климата, носят название …

«Вводя этот термин, я имел в виду, что некоторые общепринятые примеры фактической практики научных исследований – примеры, которые включают закон, теорию, их практическое применение и необходимое оборудование, – все в совокупности дают нам модели, из которых возникают конкретные традиции научного исследования. Таковы традиции, которые историки науки описывают под рубриками «астрономия Птолемея (или Коперника)», «аристотелевская (или ньютонианская) динамика», «корпускулярная (или волновая) оптика» и так далее».

Автор приведенного отрывка говорит о …

«Вводя этот термин, я имел в виду, что некоторые общепринятые примеры фактической практики научных исследований – примеры, которые включают закон, теорию, их практическое применение и необходимое оборудование, – все в совокупности дают нам модели, из которых возникают конкретные традиции научного исследования. Таковы традиции, которые историки науки описывают под рубриками «астрономия Птолемея (или Коперника)», «аристотелевская (или ньютонианская) динамика», «корпускулярная (или волновая) оптика» и так далее».

В рассмотрении исторической динамики научного знания, наряду с термином «парадигма», Т. Кун использует понятия …

«Вводя этот термин, я имел в виду, что некоторые общепринятые примеры фактической практики научных исследований – примеры, которые включают закон, теорию, их практическое применение и необходимое оборудование, – все в совокупности дают нам модели, из которых возникают конкретные традиции научного исследования. Таковы традиции, которые историки науки описывают под рубриками «астрономия Птолемея (или Коперника)», «аристотелевская (или ньютонианская) динамика», «корпускулярная (или волновая) оптика» и так далее».

Т. Кун является представителем …

«Причина – это тело или явление природы, приводящее в движение другое тело или производящее в ней какое-либо изменение. Следствие – это изменение, произведенное каким-нибудь телом в другом теле при помощи движения… Всякая причина производит следствие, не может быть следствия без причины… А так как все движения или способы действия тел и существ зависят от некоторых причин и эти причины могут действовать лишь согласно своему способу бытия или свои существенным свойствам, то отсюда следует заключить, что вся явления необходимы и всякое существо или тело природы при данных обстоятельствах и присущих ему свойствах не может действовать иначе, чем оно действует».

Дата добавления: 2015-01-05 ; просмотров: 3164 | Нарушение авторских прав

Источник

Оцените статью
Разные способы