Двигательный способ ознакомления с предметом

Двигательный способ ознакомления с предметом

На занятиях по первичному ознакомлению с предметами необходимо правильно организовывать восприятие детей, формирование представлений и соответствующего словаря. Наиболее эффективными приемами являются: привлечение внимания к предмету, действию и привлечение внимания к слову. Название предмета дается только тогда, когда на нем сосредоточено внимание ребенка. Слово выступает как знак предмета. Устанавливается связь слова с представлением о предмете. Далее создается поисковая ситуация, предлагается вопрос: где кукла (мяч)? В ответ на поиски предмета воспитатель показывает его вновь и повторяет слово. Затем слово повторяется ребенком при появлении или исчезновении предмета.

Закрепление слова происходит на занятиях, во время которых дети по указанию воспитателя выбирают предметы среди других, называют их, действуют с ними.

На занятиях по углублению знаний о предметах формируется целостное представление ребенка о предмете: устанавливается связь между назначением предмета и его строением, материалом, из которого он изготовлен, определяются видовые особенности предмета. К методике занятий предъявляются следующие требования: познавательная деятельность должна быть опосредована практическими задачами и опираться на игровые приемы; предметы должны быть хорошо знакомы детям – те, с которыми они уже действовали и назначение которых им известно; следует подбирать дополнительные предметы, лишенные какой-нибудь части, детали, сделанные из другого материала и потому непригодные для деятельности; дети должны активно действовать с предметами, выбирать подходящие и мотивировать свой выбор; руководство познавательной и речевой деятельностью воспитатель осуществляет через указания, как надо действовать с предметами, и вопросы.

На занятиях используются методы рассматривания и обследования предметов. Ознакомление с предметом идет поэтапно:

· ознакомление с внешним видом предмета, с его назначением;

Источник

Методика проведения занятия по рассматриванию предметов и ознакомлению с их качествами и свойствами

Елена Тарыбаркина
Методика проведения занятия по рассматриванию предметов и ознакомлению с их качествами и свойствами

Цель: организовать и заинтересовать детей.

Приёмы: сюрпризное появления «гостя», создание проблемной ситуации, предлагает что-то показать, с чем-то познакомиться., показ детям фокуса.

Цель: вычленение качеств или свойств предметов каждым ребёнком, обучение детей обследовательским действиям и введение новых слов, обозначающих качества, свойства и действия, направленные на выделение данных качеств и свойств.

-рассматривание предмета (или материалов);

-называние (многократное) предмета (материала, их качеств и свойств;

-указания «скажи, повтори. «;

— активные обследовательские действия воспитателя (как образец) и детей с предметами (посмотри, погладь рукой, надави, согни, сомни, порви, постучи, попробуй на вкус (фрукты-овощи);

-сравнение (с противоположным качеством или свойством);

-вопросы — что это? какой предмет? (на ощупь- гладкий или шероховатый, по толщине (толстый или тонкий), по твёрдости — твёрдый или мягкий, по весу — тяжёлый или лёгкий, прочный или рвётся, мнётся, бьётся или хрупкий.);

-вопрос — что нужно сделать, чтобы узнать, какой предмет? (посмотреть, потрогать, погладить рукой, надавить, согнуть.);

-указания воспитателя к обследованию, адекватные вычленяемому качеству;

Обобщающий рассказ воспитателя о предмете, материале (с включением всех запланированных слов, характеризующих качества и свойства).

Цель: закрепление слов в процессе игры.

-игры и упражнения детей в выделении качества; свойства в разнообразных предметах и в использовании новых слов (типа: кто больше увидит и назовёт., кто самый внимательный. найди и принеси).

-результативная деятельность детей, успех которой будет зависеть от учёта изученных качеств и свойств (изготовление поделок).

Правило: наглядный материал должен быть у каждого ребёнка! Все качества и свойства должны даваться в процессе самостоятельных обследовательских действий детей и в сравнении с противоположными качествами и свойствами.

Материалы для обследования:

2 мл. группа- бумага, ткань, дерево, резина, речной песок сухой-мокрый, вода, лёд,

ср. группа — дерево, металл, разные сорта бумаги, разные виды ткани (контрастные,

старш. группы — разные виды ткани, пластмасса — оргстекло, керамика, пластилин — глина, вода в трёх состояниях.

Конспект НОД по ознакомлению со свойствами и качествами металла для подготовительной группы Конспект НОД по ознакомлению со свойствами и качествами металла для подготовительной группы Цель: познакомить детей с качествами и свойствами.

Ознакомление с качествами и свойствами предметов. Игра «Пароход» ОИС по познавательному развитию в младшей группе на тему: «Ознакомление с качествами и свойствами предметов» Игра «Пароход». Цель: Формировать.

Знакомство со свойствами и качествами бумаги и ткани К О Н С П Е К Т непосредственно-образовательной деятельности по ознакомлению с окружающим миром с элементами экспериментирования на тему.

Методика проведения занятия по декоративному рисованию с детьми 5–7 лет «Роспись каргопольского петушка» Рисовать мои дети любят все без исключения, даже те, кто в начале года не особо горели этим желанием. За семь месяцев плодотворной работы.

Читайте также:  Колонка jbl способы подключения

Конспект занятия во второй младшей группе. Исследовательская деятельность по ознакомлению со свойствами воды МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД «СОЛНЫШКО» СМОЛЕНСКОГО РАЙОНА СМОЛЕНСКОЙ ОБЛАСТИ Конспект.

Конспект занятия по ознакомлению со свойствами древесины Конспект занятия по ознакомлению со свойствами древесины Цель: Продолжать закреплять названия деревьев и предметов, сделанных из дерева,.

Конспект занятия по ознакомлению со свойствами бумаги в средней группе «Белый барашек» Конспект занятия в средней группе Тема: «Белый барашек» Программное содержание: продолжить знакомство со свойствами бумаги, с ее разновидностями,.

Конспект по познавательно-коммуникативному развитию в первой младшей группе «Ознакомление с качествами предметов» Конспект по познавательно-коммуникативному развитию в первой младшей группе «Ознакомление с качествами предметов» Задачи: упражнять детей.

Рекомендация воспитателям «Особенности проведения занятий по ознакомлению с качествами и свойствами предметов и материалов» Рекомендация воспитателям «Особенности проведения занятий по ознакомлению с качествами и свойствами предметов и материалов». Одной из разновидностей.

Конспект занятия «Ознакомление со свойствами и качествами дерева и металла» Конспект занятия «Ознакомление со свойствами и качествами дерева и металла»___ Цель занятия: Знакомство.

Источник

Методика ознакомления дошкольников с предметным миром

Анжелика Гулакова
Методика ознакомления дошкольников с предметным миром

Методика ознакомления дошкольников с предметным миром

Большое место при обогащении словаря детей занимают специальные занятия по ознакомлению с предметным миром. Основная их цель – ввести в речь детей названия предметов, их частей, некоторых признаков, свойств и качеств. Дети учатся выделять качества и свойства предметов, их назначение, а затем обобщать их в понятийные группы.

Методика этих занятий была предложена Е. И. Тихеевой и уточнена и дополнена В. И. Логиновой. Авторы выделяют 3 группы занятий по ознакомлению с предметным миром:

1- первичное ознакомление с предметом.

2 — ознакомление с качествами и свойствами предметов.

3 — формирование понятий в процессе обобщений.

Первичное ознакомление с предметами – введение в словарь новых названий предметов и действия с ними. Проводятся в младшем и среднем возрасте.

1. Формируется целостное представление о предмете

2. Связь между назначением предмета, его строением, материалом.

Требования к данным занятиям:

1. Познавательная деятельность представлена практическими задачами и опирается на игровые приемы.

2. Использование наглядного материала по количеству детей.

3. Активные действия с предметами, дети выбирают пригодный и мотивируют выбор.

4. Предметы должны быть известны детям.

5. Руководство осуществляется через указания и вопросы.

Вводная и заключительная части аналогичны другим занятиям.

1. Постановка учебной задачи (формирование дифференцированного восприятия осуществляется через игру).

2. Рассматривание предмета, строение, назначение, введение слова.

3. Выбор предмета детьми, закрепление знаний, закрепление слов.

На занятиях по углублению знаний о качествах и свойствах предметов формируется целостное представление ребенка о предмете: устанавливается связь между назначением предмета и его строением, материалом, из которого он изготовлен, определяются видовые особенности предмета.

1. Формируется понятие, что все вещи изготовлены из различных материалов; существуют процессы превращающие материал в вещь (шитье, вязание, лепка, деревообработка и т. д.)

2. Формируются способности видеть в вещи материал, устанавливать свойства материала некоторыми способами (надавить, согнуть, надорвать).

1. Тщательное сенсорное обследование.

2. Наглядный материал по количеству детей.

3. Включение в деятельность.

4. Вычленяемые качества должны быть ярко представлены.

5. Сравнение с другими качествами и свойствами других предметов.

6. Руководство воспитателя осуществляется через вопросы и точные указания.

1. Вводная и заключительная части аналогичны другим занятиям.

1. Вычленение качеств в ситуации той или иной деятельности (сначала указание действия, затем вопрос детям).

2. Обучение обследовательским действиям вычленения нужного свойства (сначала указание действия, вопрос констатирующего и косвенного характера (Прочная бумага, почему).

3. Упражнение выделения нового качества и свойства в разнообразных предметах — закрепление свойств.

Усложнение — в старшем возрасте данные занятия усложняются, они называются «Сравнение предметов» их цель подбор наиболее точного слова для характеристики выделяемых особенностей.

1. Достаточное количества сравниваемых признаков (форма, величина, цвет, их различие и общность.

2. Плановость сравнения в целом, частей и деталей, обобщение в целом.

3. Отбор приемов обучения — указания и вопросы.

4. Максимум речевой активности детей.

Формирование видовых и родовых понятий в процессе обобщения.

Занятия проводятся во всех возрастных группах. Переход к обобщению требует умения выделять в разных предметах одни и те же существенные признаки. Выделяют два вида данных занятий – формирование видовых и родовых понятий.

Видовые понятия это предметы одного вида с несущественными различиями,например: стул, табурет, кресло.

Вводная и заключительная часть аналогичны другим занятиям.

Читайте также:  Способы хранения бумажных документов дома

1. Необходимость выбора через игру.

2. Выбор предмета из группы сходных (как вы узнали., Почему взяли этот предмет, а не другой? Что есть у этого предмета, чего нет у других (и наоборот? После каждого ответа — мотивация- Почему вы так думаете?

3. Упражнение в выборе предметов.

Родовые понятия — предметы разных видов, но объединенные одним назначением (посуда, транспорт, мебель и т. д.)

Вводная и заключительная часть аналогичны другим занятиям.

1. Рассматривание 3-4 видов, выделение известных признаков (для чего нужна машина, кто ей управляет)

2. Работа над понятием (определение существенного признака, обобщение группы из 3-4 видов и введение слова обобщения (выделяем, что одинаковое,что различное у всех видов и делаем вывод: все что служит для перевозки людей и груза называется — транспорт)

3. Упражнение в подведении видовых понятий под родовые.

Последующая работа основывается на закреплении и дифференцировке понятий.

Выступление на методическом объединении дошкольных учреждений г. Оренбурга Вашему вниманию представлена презентация программы «Детство»- программы развития и воспитания детей в детском саду, раздел изобразительное.

Взаимодействие педагогов и специалистов в сохранении физического и психического здоровья детей В презентации рассказывается о взаимодействии воспитателей и всего персонала детского сада для сохранения психического и физического здоровья.

Источник

Ознакомления с предметами и явлениями

Развитие словаря детей раннего возраста на основе

1. Виды занятий по развитию словаря и ознакомлению с окружающим дошкольников.

2. Особенности восприятия детьми раннего возраста окружающих предметов.

3. Методы и приемы ознакомления детей с предметами ближайшего окружения.

4. Организация и проведение занятий с игрушками и предметами.

1. Система занятий по ознакомлению детей с предметами и явлениями окружающего мира основана на психологических особенностях и логике познания. Познание окружающей действительности начинается с «живого созерцания» и направлено на усвоение детьми сенсорных эталонов и развитие у детей перцептивных действий (обследование предметов, выделение их свойств и качеств). Процесс познания у детей тесно связан с личным опытом, со всеми видами деятельности и развитием речи.

В.И. Логинова определила три типа занятий по развитию словаря детей в процессе ознакомления с окружающим миром.

1) Занятия первичного ознакомления детей с предметами и явлениями. Эти занятия часто проводятся в форме экскурсий, целевых прогулок. Используются методы демонстрации, рассматривания, наблюдения. У детей формируются целостное представление о предметах и явлениях, речь обогащается словами-названиями предметов, их основных частей, функций, назначения.

2) Занятия по углублению знаний о предметах и явлениях. На этих занятиях детей знакомят с основными признаками предметов и явлений (свойствами и качествами), учат сравнивать предметы между собой, находить черты сходства и отличия. Словарь детей расширяется за счет качественных прилагательных, глаголов, обозначающих свойства предметов (рвется, размокает, мнется, тонет).

3) Занятия по обобщению знания о предметах и явлениях. Данные занятия направлены на систематизацию представлений детей об окружающем мире. Дети учатся обобщать предметы в группы, выстраивать последовательность явлений, определять существенные признаки на основе обобщения. Словарь дошкольников пополняется словами с обобщающим смыслом, обозначающими группы предметов (овощи, фрукты, транспорт и другие).

2. Дети второго года жизни усваивают названия действий, которые они проделывают сами или неоднократно наблюдают, как их выполняют взрослые, при условии, что они обозначаются словами. Надо добиваться, чтобы дети узнавали предметы в разнообразной (сложной и новой) обстановке. Необходимо учить детей различать предметы, сходные по внешним признакам. Например, курочка и петушок, котик и зайчик. Важно научить детей понимать, что действия, относящиеся к одному предмету, могут переноситься на другие. Например, надень кольцо на стержень пирамидки, надень шапку, надень ботинки. Постепенно у детей формируется умение выбирать правильное название для предмета. Причем, при двигательном ответе (принеси, покажи) дети лучше ориентируются и четко разграничивают предметы, сходные по внешним признакам. Когда же требуется ответить на вопрос «Что это?», дети часто называют разные предметы одним словом, например «ляля». При ознакомлении детей с предметами важно не просто показывать их, но и проделывать с нами ряд действий, комментируя их. Например, куклу причесать, покачать и т.д.

Необходимо обращать внимание на взаимосвязь предметов в действии: чтобы собрать пирамидку, нужны кольца и палочка-стержень, чтобы нарисовать, нужны бумага и карандаш.

Взрослый должен называть детям характерные признаки предметов и явлений, для того, чтобы формировать знания и представления об особенностях внешнего вида и функциях. Часто рассказ о предмете для ребенка является доминирующим в формировании представлений. Например, отвечая на вопрос «Что это?» ребенок говорит «Хлеб резать» (нож) или «Они есть у бабушки» (очки).

Постепенно дети различают и правильно называют некоторые контрастные по внешнему виду предметы, например, цветы (мак и ромашка), мебель (стул и кресло). Совершенствование способности обобщения выражается у детей в том, что они узнают и называют знакомые предметы в рисунке, игрушке, независимо от цвета, формы, величины.

Читайте также:  Методы воспитания содействующие формированию устойчивых способов поведения привычек характера

3. Основным методом ознакомления детей раннего возраста с предметами окружающего мира является наблюдение. В начале второго года жизни способность наблюдать у детей только начинает формироваться и выражается в легко возникающих ориентировочных реакциях, недолгом рассматривании. Дети замечают новое в знакомой обстановке (игрушки, одежда), но быстро переключаются, отвлекаются. Постепенно у детей развивается умение воспроизводить по памяти увиденное путем отсроченного подражания.

Взрослый должен направлять внимание ребенка, чтобы наблюдение приобретало устойчивый характер, чтобы зрительные впечатления надолго оставались в памяти ребенка и оживлялись при вопросах взрослого или находили свое отражение в игре. Надо задавать вопросы детям не только во время наблюдения, но и после него: Что ты видел сегодня на прогулке? Как лаяла собачка? Так детей приучают перечислять увиденное, что способствует пополнению их словаря.

Стимулирует развитие словаря детей и рассматривание картинок. Однако этот вид деятельности педагог должен направлять, так как дети самостоятельно быстро теряют интерес к картинкам и начинают их мять, рвать. Детям нужно показать, объяснить, рассказать, напомнить о содержании картинки. Таким образом, у детей формируется произвольное внимание и обогащается словарь.

Большое значение для развития словаря имеет предметная деятельность детей. Например, во время занятий со строительным материалом, дети учатся понимать и произносить такие слова и фразы как «дай кубик», «принеси кирпичик», «поставь кубик на кубик» и др. Для развития словаря полезны ситуации с отыскиванием картинок на сторонах куба, нахождением парных картинок, прятаньем и оттискиванием предметов. Активизирует внимание детей прием внезапного появления или исчезновения предмета – «сюрпризный момент».

Активно используется с детьми раннего возраста прием поручения.Сначала поручения содержат одно действие: принеси…покажи…где…. Затем поручения усложняется, например, «Положи кубики в коробку», «Принеси маленький мячик». Так дети учатся соотносить признаки и действия предметов и различать слова, сходные по звучанию.

4. Большую роль в развитии словаря выполняют специальные игрушки-пособия. Дети не только выполняют по слову педагога разнообразные действия (снять, нанизать, открыть, закрыть, вложить и др.), но и подбирают игрушки по цвету. У детей формируются сенсорные эталоны.

Особое значение имеют игры с картинками (лото, парные картинки). Постепенно дети начинают придумывать несложный сюжет по картинкам, при сравнении картинок называют признаки сходства и различия. Способствуют развитию словаря и рассматривание книжек с картинками, дети называют знакомых персонажей сказок, дают их характеристику. Можно использовать альбомы и наборы картинок на определенные темы: о временах года, животных, о детях в детском саду.

Самыми распространенными занятиями с детьми раннего возраста являются игры-занятия с игрушками. Для них используются крупные, яркие игрушки, с которыми дети раньше в группе не играли, чтобы вызвать интерес детей: машинки, куклы с набором посуды, мебели, одежды, животные. В процессе игры воспитатель проговаривает последовательность действий, названия частей игрушек, их свойства, качества. Дети выполняют игровые действия (укладывают куклу спать, нагружают кубики в машину), у них расширяется словарный запас за счет слов, обозначающих действия, признаки, состояния (глаголы, прилагательные, наречия).

На занятиях с игрушками педагог должен использовать приемы, активизирующие речь детей:

— сюрпризный момент (Кто там стучит? Кто к нам в гости пришел? Кто спрятался в корзинке?);

— усложняя рассказ об игрушках, каждый раз следует менять имена персонажей, клички животных, это привлекает внимание детей; в рассказы об одних и тех же игрушках каждый раз необходимо добавлять новые детали и подробности;

— использование литературных текстов (потешек, считалок, загадок, стихов об игрушках);

— разнообразные по форме и содержанию вопросы: Какие уши у зайчика? Что делает зайчик? Почему зайчик веселый?

С игрушками проводятся также разнообразные дидактические игры. Например, «Большие и маленькие», «Кому что нужно», «Угадай, что изменилось?», «Кто где живет?», «Мамы и детки» и другие.

1. Алексеева, М.М. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников / М.М. Алексеева, В.И. Яшина. – 3-е изд. – М. : Академия, 2000. – 412 с.

2. Богуславская, З.М. Развивающие игры для детей: книга для воспитателя дет. сада / З.М. Богуславская, Смирнова Е.О. – М. : Просвещение, 1991. – 207 с.

3. Бородич, А.М. Методика развития речи детей / А.М. Бородич. – М. : Просвещение, 1981. – 250 с.

4. Лямина, Г.М. Развитие речи ребенка раннего возраста: методическое пособие / Г.М.Лямина. – 2-е изд. – М. : Айрис-пресс, 2006. – 96 с.

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

Источник

Оцените статью
Разные способы