- Виды скрепления блока и твёрдого переплета книг
- Скрепление блока книги
- Шитье блока нитками
- Скрепление блока PUR клеем
- Виды твердого переплета
- Переплетная крышка
- Переплет 7Б
- Переплет 7БЦ (ранее — целлофанированный, ныне — ламинация)
- Виды твердого переплета
- Переплет 7БЦ (целлофанированный)
- Переплет 7Б
- Интегральный переплет
- Французский переплет
- Переплет с помощью болтов
- 7 методов переплёта в домашних условиях
- Виды книжных переплетов: материалы, техника, украшения
- 12 видов книжных переплетов
- Материалы для переплета книг
- Составляющие элементы книжного переплета
- Украшение переплета
Виды скрепления блока и твёрдого переплета книг
Вы задумывались когда-нибудь о том, что такое книга, как она выглядит? Согласитесь, говоря о книге, мы представляем массивное издание с красивой массивной обложкой и . твёрдым переплетом, на который нанесены данные об авторе и названии, бывает, что ещё и год издания.
При бережном обращении книга в твёрдом переплёте может послкжить многим поколениям: древние и средневековые книги в твердом переплете аккуратно хранились в библиотеках городских ратуш, замков и монастырей, благодаря чему отлично сохранились, и мы можем прикоснуться к истории многовековой давности. Твёрдый переплёт является полноправным участником как общего дизайна, так и отделки книги, более того, этот элемент книги весьма самостоятелен в плане отделки, она может отличаться от отделки других частей (обложки, блока), при этом органично дополняя общий вид.
В качестве переплетного материала могут использоваться кожа, кожзаменитель, ткань или бархат. Тиснение может быть выполнено фольгой, быть объёмным или блинтовым, может быть применена УФ-лакировка и золочение. В конечном счете всё зависит от общей идеи дизайна издания, но, как правило, всё это имеет богатый и достойный вид.
Итак, давайте задумаемся о том, каким же бывает твердый переплет и разберем несколько способов скрепления блока книги.
Скрепление блока книги
Шитье блока нитками
При изготовлении твердого переплета отпечатанные листы сгибаются, собираются тетрадками, которые сшиваются между собой нитками и подрезаются под необходимый формат (называемый обрезным), образуя книжный блок, который вставляется в переплетную крышку.
Скрепление блока PUR клеем
В отличие от скрепления нитками, в этом случае нет необходимости фальцевать (сгибать) листы книги, для получения тетрадей и последующей прошивки, при этом PUR-технология отличается такой прочностью, что книги, скрепленные клеем, не уступают прошитым книгам по долговечности. Неудобство заключается, пожалуй, в том, что книга не раскроется на 180 градусов, но зато есть масса плюсов: PUR переплет дает выигрыш во времени производства, в стоимости, а также возможность чередовать в книге различные материалы (калька, картон, бумага и др.) в любом порядке.
Виды твердого переплета
Переплетная крышка
Представляет собой лист картона, оклеенный переплетным материалом (ламинированной бумагой, кожей, кожзаменителем и т.д.), в свою очередь блок соединяется с переплетной крышкой с помощью форзаца (бумажного листа, который наклеивается на внутреннюю сторону переплетной крышки и на внутреннюю кромку книжного блока).
Корешок книжного блока проклеивается тканью или специальным материалом, служит дополнительным укрепляющим элементом между блоком и переплетной крышкой. Верхняя и нижняя часть корешка книжного блока оформляется с помощью капталов (цветная тесьма с утолщенным краем, наклеиваемая на верхний и нижний края корешка книжного блока).
Наиболее распространенные виды твердого переплета — 7Б и 7БЦ.
Переплет 7Б
При производстве книг в переплете 7Б в качестве переплетного материала используются бумвинил, балакрон, кожа, ткань и др., которыми кашируется картон переплетной крышки. Для оформления переплета 7Б используются методы тиснения, конгрева, УФ лакирования и другие.
Переплет 7БЦ (ранее — целлофанированный, ныне — ламинация)
При производстве книг в переплете 7БЦ в качестве переплетного материала используется бумажная обложка, ламинированная глянцевой или матовой полимерной пленкой, толщина которой обычно составляет 32 микрона. А выбор глянцевой или матовой припрессовки определяется, как правило, дизайном книги.
Источник
Виды твердого переплета
Твердый переплет представляет собой прочное покрытие книги, которое надежно защищает книжный блок от внешнего воздействия и крепко соединяет листы. При этом особое внимание также уделяется художественному оформлению переплета, так как довольно часто книжку судят по обложке. Современные типографии используют самые разнообразные виды твердого переплета, выбор определенного зависит от типа и особенностей оформления издания. В этой статье мы расскажем обо всех видах твердого переплета и основных областях их применения.
Переплет 7БЦ (целлофанированный)
Для создания обложки используется картон, покрытый тонким слоем полимерной пленки. Он может быть с матовым или глянцевым эффектом. Ламинация матовой пленкой будет стоит дороже, однако и внешней вид у готовой книги будет более солидный и эффектный. Толщина пленки составляет 32 микрона.
Для оформления изображений и надписей на такой обложке используют технологии цифровой (когда тираж небольшой) и офсетной печати (для крупного тиража).
Переплет 7Б
Для изготовления этого вида книжного переплета используют такие материалы как бумвинил, кожа, текстиль (коленкор и ледерин), балакрон (для кашировки картона). Для декоративного оформления используются методы конгревного и блинтового тиснения, с применением фольги или без нее – в зависимости от задумки дизайнера.
Интегральный переплет
Этот вид переплета еще называют голландским. Он отличается от предыдущих тем, что для изготовления книжной обложки используется не два, а один лист ламинированного картона. Данная технология более удобная и экономичная, позволяет увеличить производительность и уменьшить время выполнения заказа. Здесь нет необходимости приклеивать отстав и сторонки, а для того, чтобы книга легко открывалась, выполняется процесс бигования по линии сгиба. Для каждого отдельного издания подбирается определенная толщина крышки.
Французский переплет
Этот переплет имеет одну отличительную черту – наличие широкого корешка из ткани или кожи. Также очень часто углы обложки закругляются, что придает изданию индивидуальности. Французский твердый переплет делают руками, это тонкая и кропотливая работа, которая требует особого мастерства и практического опыта. Такой вид переплета используется довольно редко в силу высокой стоимости. Сегодня с его помощью переплетают подарочные издания и уникальные книги.
Переплет с помощью болтов
Это альтернативный вид твердого переплета, который предусматривает соединение страниц специальными болтами из пластика или металла. Они предлагаются в широком спектре цветов, что позволяет подобрать этот вид крепления для любого типа и декоративного оформления обложки. Длина самого маленького болта составляет 5 мм, а значит минимальная толщина книжного блока должна составлять 4 мм. Если толщина стопки листов будет меньше, тогда готовое изделие будет смотреться некрасиво. Для надежной фиксации достаточно 2-3 болтов.
Чаще всего переплет на болты используется для оформления фотоальбомов, презентаций, представительских портфолио, корпоративных отчетов. С обеих сторон листы защищены плотными картонными сторонками, которые после переплета отделаются линией бигования. Такой способ переплета заказывают для оформления каталогов продукции, ресторанных меню, прайсов. Его плюс в том, что можно легко достать отдельные страницы и при необходимости вставить новые.
Все вышеперечисленные виды переплета предлагаются в профессиональных типографиях и полиграфических центрах. Здесь можно заказать твердый переплет любого типа и оригинального оформления.
Источник
7 методов переплёта в домашних условиях
Привет, хабралюди!
Прочитал на Хабре про сшивку книги и понял — не одному мне интересна тема. Душа встрепенулась: предложенный метод классической прошивки даёт качественную книжку, но затраты сил и времени, вложенные в этот трудовой подвиг, осилит не всякий. Плюс нужна немалая сноровка — никто не сможет сделать более-менее качественную книгу с первого раза. Чего стоит один только срез блока — вы и вправду думаете, что хоть раз в жизни сможете сделать это ровно для блока от 200 листов с помощью канцелярского ножа? А если хочется делать не единственную книгу в год, а хотя бы 2-3 в неделю? Нам бы методы попроще, и желательно не менее эффективные. Делюсь!
Метод 1
При объеме до 40 листов (а это уже 80 страниц!) сшиваем простым поворотным степлером посередине листов, делая обычную тетрадку (типа ученической). Для этого покупаем поворотный степлер, рассчитанный на скобу большой глубины. Его рабочая часть способна поворачиваться на 90 градусов, а скоба большой глубины (не ширины, а именно глубины) способна легко пробить до 40 листов. За несколько секунд имеем аккуратно сшитую книжку.
Метод 2 (практически без ограничения объёма книги)
Распечатываем книгу на бумаге формата А4 или меньше. Берём канцелярский дырокол, и отбирая из стопки по 20-25 листов, делаем в них отверстия. Здесь очень важно, чтобы дырочки находились на всех листах на одинаковом расстоянии, как от края листа, так и сверху-снизу. Для этого нужно иметь дырокол со встроенной линейкой выравнивания. Стоит такой дырокол ровно столько, сколько и без линейки, но позволит вашей будущей книге выглядеть довольно аккуратно. Полученные таким образом листы с отверстиями мы просто вставляем в заранее приобретённую папку-скоросшиватель. Всё разнообразие таких папок сводится к таким видам: скоросшиватели на ползунках, на верёвках, на скобах. Мы выбираем папку на скобах, обращая внимание на следующее:
:: Размер скобы должен быть чуть больше, чем вам требуется для вставки всех листов. Листы не должны вмещаться впритык! После вставки страницы должны свободно переворачиваться.
:: Скобы должны разъединяться как можно туже.
:: Когда скобы соединены, между ними не должно быть малейшего зазора, иначе лист не выпадет, но будет цепляться при переворачивании, что очень раздражает.
:: Желательно, чтоб скобы разъединялись руками — на разрыв, или с помощью язычков внизу и вверху папки. Не покупайте папку, где скобы разводятся громоздким механизмом — будет не удобно пользоваться, пропадёт ощущение «книги».
:: Обложку папки желательно выбрать мягкую. Её размер должен быть больше, чем помещаемые туда листы. Лучшая обложка — из пластика.
Просто вставьте листы в такую папку — и книга готова. И не нужно думать, что это примитив: я встречал такие книги, выпущенные зарубежными издательствами (правда, скобы там неразъёмные). Сначала думал, что надо мной просто смеются. Ан нет — забугорские обитатели воспринимают такие «книги» как книги. Ну, для них и МакДональдс — ресторан.
Метод 3
Покупаете тетрадку для записей подходящего размера и объема (они бывают вплоть до 200 листов, это 400 страниц), на пластиковой или на металлической пружине, обязательно с чистыми листами (никакого «в клетку» или «в полоску»). Аккуратно снимаете пружину (без каких бы то ни было инструментов). Печатаете на полученных листах книгу. Вставляете назад. Очень аккуратно обжимаете пружину пальцами, равномерно надавливая на каждый «зубец». Не пережмите и не помните зубцы (иначе у книги будет неопрятный вид), листы и так не выпадут. Книжка приличного качества готова.
Метод 4
Распечатываем книгу. С помощью канцелярского дырокола, как в методе №2, делаем отверстия. Но теперь делаем ряд из 4 отверстий — 2 повыше, 3 пониже. Не забываем таким же образом подготовить нижнюю и верхнюю обложку. В хозяйственном магазине покупаем устройство для посадки заклёпок или люрексов. Через полученные отверстия с помощью заклёпок или люрексов соединяем страницы и обложки. Если обложки из картона или полукартона — нужно с помощью линейки обжать обложку по линии раскрытия до первого раскрытия книги. Если обложка из пластика — нужно по линии раскрытия гвоздём сцарапать половину глубины пластика — по этой линии она и будет открываться (с первого раза сделать аккуратную бороздку может не получиться). Разумеется, такая книга не будет раскрываться «до самого корешка» — это нужно учитывать при распечатке содержимого. Получается очень удобная и красивая книга. При определённой сноровке можно сделать обложку из единого куска материала — тогда снаружи не будет виден «корешок».
Метод 5
Покупаем машинку для переплёта на пластиковую пружину (такая «пружина» мало похожа на пружину). Стоит машинка от 30$, и пользоваться ею не сложнее, чем тостером. С помощью пластиковых пружин можно сшить до 500 листов. Бывают аналогичные машинки для сшивания на металлическую пружину, но они и пружины для них стоят дороже, и сошьют вам не более 130 листов. Полученными книжками очень удобно пользоваться. Правильное название таких машинок «Биндер для переплёта на пластиковую (металлическую ) пружину». При покупке обратите внимание на следующее: корпус и ручки должны быть металлические; ножи должны отключаться по отдельности — чем больше, тем лучше; должна быть регулировка отступа от края; выбирайте машинку, рассчитанную на максимально количество прошиваемых страниц, и на максимум одновременно перфорируемых страниц — здесь не экономьте; все ножи должны двигаться синхронно и без малейшего зацепа; остальное, включая фирму-производителя — не имеет особого значения для индивидуального пользователя.
Метод 6
Будем делать настоящие книги. «Настоящие» бывают двух видов: сшитые и склеенные. Сшитые — это самые качественные, но и самые сложные в изготовлении, а значит — не в теме этой статьи. Склеенные — наиболее распространённые, загляните на свою книжную полку: если страницы книги в области корешка, под обложкой, соединены полумиллиметровым слоем затвердевшего клея — это именно она. Вот такие книги, причём профессионального качества, и без проблем мы и будем делать дома. Для этого понадобится купить машинку для термопереплёта за 50$ и термоклей. Машинка растапливает изначально твёрдый термоклей. После распечатки и обрезки, блок листов вставляется внутренней стороной в машинку, и обжимается нею. На готовый блок книги вручную клеится обложка. Вот и всё. Этим методом можно сшивать до 700 листов (в зависимости от толщины бумаги).
Метод 7
Переплет металлическим каналом (металбинд) обещает высокое качество, мгновенность и дешевизну переплёта толщиной до 300-600 листов А4 80г/кв.м в домашних условиях. Аппарат ценой около 200$ сжимает блок металлической скобой вдоль всего блока. По отзывам — очень надёжно. Интересная особенность — скобу можно разжать, и использовать повторно, до 10-20 раз.
Примечание:
Все эти методы (кроме металбинда) я опробовал сам. Имею массу сшитых таким образом книг. Это просто, быстро, и действительно доступно каждому. Удачи!
Источник
Виды книжных переплетов: материалы, техника, украшения
В статье мы расскажем:
Существуют различные виды книжных переплетов: некоторые из них используются столетиями, другие являются продуктом современной эпохи. Но какой бы переплет ни был, задачи у него одни – защитить листы книги и повысить ее долговечность в целом.
Переплет и обложка книги часто идут как одно целое, по которому и судят о качестве печатного изделия. Поэтому не стоит выбирать самый дешевый вариант. В нашей статье мы расскажем о том, какими бывают переплеты, из каких материалов их делают и какие используют украшения для обложек книг.
12 видов книжных переплетов
Переплет представляет собой прочное покрытие книги, призванное защитить страницы от воздействия внешних факторов и продлить срок службы издания. Кроме того, он является важной составляющей оформления, именно по виду книжного переплета можно составить первое впечатление о книге.
Принято выделять такие виды переплетов:
- 7БЦ, или целлофанированный.
Здесь роль обложки играет ламинированая матовая или глянцевая полимерная пленка. Разница состоит в том, что матовая ламинация стоит дороже и выбирается в соответствии с типом припрессовки – он зависит от решения дизайнера. По стандарту, толщина пленки составляет 32 микрона. При оформлении 7БЦ-переплета изображение на будущую обложку наносят цифровым и офсетным методом.
7Б.
Данный вид книжного переплета отличается от первого варианта тем, что картон переплетной крышки кашируется бумвинилом, тканью или кожей без использования полимерной пленки. Для тиснения изображений используется специальный штамп, также при помощи конгрева и тиснения наносится фольга золотого либо серебряного цвета.
КБС, или клеевое бесшвейное соединение.
В соответствии с названием, книжный блок скрепляется с обложкой при помощи клея – добиться наиболее удобного и качественного проклеивания удается за счет торшенирования. Для этого делают поперечные подрезы на корешке блока, куда попадает клей во время сборки деталей книги.
Скрепление скобой.
Внутренний блок книги прошивают двумя-тремя скобами, при этом точное количество зависит от размера издания. При помощи скрепления внакидку получается брошюра, больше всего напоминающая школьную тетрадь. Либо может применяться другой подход, известный как скрепление втачку. Тогда внешне книга похожа на издание в КБС-переплете.
Скрепление на пружину.
Данный вид книжного переплета обычно применяется при оформлении выставочных материалов, офисной документации, пр. Вдоль будущего корешка на листах пробиваются отверстия, через которые проходит металлическая или пластиковая пружина – именно она скрепляет обложку со страницами.
Французский.
Этот способ скрепления выделяется на общем фоне широким корешком из ткани либо кожи и закругленными уголками. Технология предполагает, что сшивание блока на шнурках осуществляется только вручную. А это очень трудоемкая работа, требующая от исполнителя большой аккуратности. Названные особенности приводят к тому, что стоимость переплета достаточно высока, поэтому его применяют только для оформления подарочных и коллекционных изданий.
Типографский.
Речь идет о классическом переплете, который используется большинством типографий. Именно скрепленные таким образом книги чаще всего можно встретить на полках книжных магазинов.
Конторский.
Так обозначают вид книжного переплета, которым пользовались мастера в XVII – XVIII веках во время изготовления амбарных книг. Книгу, переплетенную по данной технологии, можно без труда открыть на 180°. Сегодня этот способ называют составным жестким, он предполагает использование тканевой окантовки блока и толстых картонных обложек. Последние могут быть без отделки либо дополнительно покрываться синтетическими материалами.
Дипломный.
Это самый простой вид, отличающийся доступной ценой. Поэтому его выбирают для скрепления дипломных и курсовых работ, диссертаций. Если говорить точнее, то используется переплет № 7 цельнокрытый. Новая технология канального переплета позволяет оформить дипломную работу за считанные минуты.
Интегральный.
Внешне он напоминает твердый, правда, переплетная крышка состоит из цельного куска ламинированного картона. Поскольку данная технология проще, цена на работы также снижается по сравнению с твердым видом книжного переплета. С точки зрения срока службы и веса, данный переплет представляет собой средний вариант между мягким и твердым, из-за чего используется все чаще.
Канальный.
В данном случае применяют систему «Металбинд», позволяющую создавать современный прочный быстрый и безопасный переплет. Работа не предполагает перфорацию страницы, вместо этого листы скрепляются металлическим каналом. Благодаря такому подходу готовую книгу или папку с документами удобно вертикально располагать на полке. При этом могут применяться дешевые мягкие или дорогие и красивые твердые обложки блока.
Термопереплет.
Данный метод предполагает бесшовное скрепление не более 350 страниц клеем при помощи высокой температуры. Таким образом оформляются диссертации, отчеты, каталоги, тетради, методички, дипломные и курсовые работы, книги, пр. Если работа выполнена аккуратно, издание имеет приятный внешний вид, однако обращаться с ним нужно бережно.
Материалы для переплета книг
Основными материалами в данном случае являются картон, ламинированная бумажная обложка, если используется цельнофланированный вид книжного переплета, а также винил, балакрон, натуральная и искусственная кожа, ткань, полимеры.
Переплетные крышки изготавливают из картона «Сураж» и «Люкслайн» российско-голландского производства. Дело в том, что данные марки отлично показывают себя на следующих этапах производственного цикла и прекрасно поддаются любой послепечатной обработке.
Клеи применяются в обработке блоков, а именно, они используются для заклейки корешка, приклейки бумаги, каптала и других деталей к корешку. Также клей позволяет изготавливать сложные переплетные крышки со вставками блоков.
Основными показателями клея являются вязкость, которая указывается в миллипаскалях на секунду (мПа/с), и содержание твердого вещества – фиксируется в процентах. Например, клей на основе желатина имеет низкую вязкость в пределах 900 мПа/с, тогда как у дисперсионного клея для ручных работ этот показатель находится на высоком уровне – до 19 000 мПа/с.
Состав и строение картона, применяемого для разных видов книжных переплетов, близки к бумаге. Производится данный материал по аналогичной методике. Однако картон все-таки имеет отличия от печатной бумаги, которые обеспечивают набор определенных характеристик. Картон состоит из растительных волокон, прошедших меньшую очистку от смолистых примесей, также они не были отбелены и более грубо помолоты. В результате материал обладает коричневым цветом, при этом он пористый, хорошо впитывает влагу, имеет шероховатую поверхность и является ломким на изгиб. Толщина картона составляет 0,5–3 мм, а вес 1 м 2 может быть от 250 г.
Чтобы картон мог использоваться для книжных переплетов, он должен отличаться высокой прочностью и впитывающей способностью, стойкостью к короблению, простотой резки.
Составляющие элементы книжного переплета
Переплет скрепляет страницы друг с другом и включает в себя такие элементы:
- Переплетная крышка. Данную роль играет лист плотного картона, к которому прикрепляются остальные составляющие издания. Крышки могут изготавливаться вручную или при помощи специализированных машин. С внешней стороны разные виды книжных переплетов обклеивают защитными и декоративными материалами, благодаря которым книгами можно пользоваться сотни лет.
- Форзац. Состоит из бумаги плотностью 100–200 г/м 2 . Его фальцуют пополам и одной стороной приклеивают к переплетной крышке, а другой – к первому листу книги или авантитулу. Форзацная бумага раскраивается таким образом, чтобы машинное направление шло параллельно корешку блока. В целом, существует несколько типов форзацев, однако типографии применяют только простой приклейной форзац. Ту часть форзаца, которая приклеивается к задней части переплетной крышке, называют нахзац.
- Книжный блок. Если речь идет о твердом переплете, страницы предварительно собирают в тетради, состоящие из восьми листов, и скрепляют нитками либо бесшвейным способом. В большинстве случаев прибегают к шитью, поскольку данный вариант считается наиболее надежным. В некоторых странах книги принято собирать не тетрадями, а целым блоком, но такие издания быстро теряют форму, поэтому данный метод редко применяется на территории нашей страны.
- Каптал, или каптальная лента. Это декоративные полоски ткани с утолщенным краем, которые приклеивают к верхнему и нижнему краю корешка. В некоторых случаях под капталом размещают ляссе, то есть ленточку-закладку.
Украшение переплета
При изготовлении авторского переплета большая часть элементов оформления располагается на переплетной крышке. Сегодня в распоряжении мастеров есть немало вариантов отделки данной части книги: разные виды тиснения, инкрустация, аппликация, ручная роспись, вышивание, пр. Остановимся более подробно на основных способах:
Это наиболее распространенный подход к оформлению переплетной крышки, позволяющий создать рельефный рисунок или узор при помощи прессования. Существует много видов тиснения, используемых в книжных переплетах, однако чаще всего выбирают между блинтовым, конгревным и фольгой. Первый проще остальных, его еще называют слепым (от «blind», что переводится как «слепой»). На материале обложки холодным или нагретым клише выдавливают глубокое изображение, причем все его элементы находятся в одной плоскости.
Тиснение фольгой напоминает описанную выше процедуру: тоже используется горячее клише с той лишь разницей, что между ним и книгой находится фольга. В результате переносится и закрепляется цветное изображение. Еще одним подвидом является тиснение сусальным золотом. Применяется тот же самый принцип работы, но обычная фольга заменяется очень тонкой пластиной драгоценного металла.
Конгревное тиснение может быть простым либо с фольгой. Однако эта технология позволяет получить выпуклое изображение, состоящее даже из нескольких уровней. Используют матрицу, то есть конгрев (именно это устройство дало название методу), и контрматрицу или пуансон. Материал зажимают между двумя элементами, формируя требуемый узор.
Шелкография – это разновидность трафаретной печати, в которой в качестве материала для изготовления печатной формы используются специальные сетки малой толщины с высокой частотой расположения нитей. В основе печати лежит применение трафарета, по контуру которого и образуется рисунок. Шелкография позволяет реализовывать многие идеи, которые невозможно воплотить с помощью других методов печати, например, создавать эффект объемного изображения.
Переплетную крышку иногда декорируют при помощи различных украшений. Они могут быть из латуни, серебра, дерева, камня, стекла и других материалов. Чаще всего можно встретить книги с латунными и серебряными накладками – их приобретают готовыми либо изготавливают на заказ. Тогда в оформлении используются вензеля, фамильные гербы, эмблемы, инициалы владельцев. Еще один вариант оформления предполагает использование декоративных защитных уголков.
Любая работа по декорированию издания требует серьезных усилий и временных затрат, однако в результате удается получить книгу, которая смотрится дорого и очень достойно. Кроме того, возможно украшение обрезов и использование других декоративных элементов. При грамотном выборе способа оформления и вида книжного переплета настоящий специалист создает неповторимый дизайн и придает изданию особый колорит.
Источник