Два способа решения фундаментальных проблем.
Две экономические системы
Плановая экономика.
Решать фундаментальные проблемы экономики можно двумя способами, и в соответствии с этими способами существует две основные экономические системы.
Казалось бы, самый простой, и естественный способ решения фундаментальных проблем состоит в следующем:
а) государство учитывает потребности людей и общества в целом и устанавливает, для кого надо производить те или иные виды экономических благ;
б) в соответствии с этим государство дает задание предприятиям промышленности, сельского хозяйства и других отраслей экономики, что они должны производить, т.е. планирует выпуск товаров и услуг;
в) чтобы предприятия могли выполнять плановые задания государства, они получают определенное количество факторов производства (оборудования, сырья, рабочей силы и т. д.) и установку, как надо производить данные виды продукции.
Такой способ решения фундаментальных проблем,
во-первых, предполагает государственное планирование выпуска экономических благ, распределение факторов производства между отраслями и экономических благ для удовлетворения потребностей людей;
и, во-вторых, подразумевает, что государство административными методами добивается от предприятий выполнения плановых заданий и на основе административных решений обязывает их внедрять ту или иную технологию. Поэтому указанная система получила название плановойили командно-административной.
А-КС – система организации производства и распределения товаров, основанная на государственной собственности на факторы производства и на решениях, централизованно принимаемых государственными органами экономического управления и навязываемых производителям и торговым организациям.
Эта система господствовала ранее в СССР, странах восточной Европы, и ряде азиатских государств.
Характерными чертами АКС является
· общественная (а в реальности – государственная) собственность практически на все экономические ресурсы,
· монополизация и бюрократизация экономики в специфических формах,
· централизованное экономическое планирование как основа хозяйственного механизма.
Вмешательство государства в хозяйственный механизм АКС имеет ряд особенностей.
Во-первых, непосредственное управление всеми предприятиями из единого центра – высших эшелонов государственной власти, что сводит на нет самостоятельность хозяйственных субъектов.
Во-вторых, государство полностью контролирует производство и распределение продукции, в результате чего исключаются свободные рыночные взаимосвязи между отдельными хозяйствами.
В-третьих, государственный аппарат руководит хозяйственной деятельностью с помощью, преимущественно, административно-распорядительных (командных) методов, что подрывает материальную заинтересованность в результатах труда.
Госплан
Полное огосударствление хозяйства вызывает невиданную по своим масштабам монополизацию производства и сбыта продукции. Гигантские монополии, утвердившиеся во всех областях народного хозяйства и поддерживаемые министерствами и ведомствами, при отсутствии конкуренции не заботятся о внедрении новинок техники и технологии. Для порождаемой монополией дефицитной экономики характерно отсутствие нормальных материальных и людских резервов на случай нарушения сбалансированности хозяйства.
В соответствии с господствующими идеологическими установками задача определения объема и структуры продукции считалась слишком серьёзной и ответственной, чтобы передать ее решение самим непосредственным производителям – промышленным предприятиям, совхозам и колхозам. В странах с АКС решение общеэкономических задач имело свои специфические черты и особенности.
· непосредственное правление всеми предприятиями из единого центра;
· государство полностью контролирует производство и распределение продукции;
· государственный аппарат руководит хозяйственной деятельностью с помощью преимущественно административно-командных методов.
Централизованное распределение материальных благ, трудовых и финансовых ресурсов осуществлялось без участия непосредственных производителей и потребителей, в соответствии с заранее выбранными как общественные целями и критериями, на основе централизованного планирования.
Значительная часть ресурсов в соответствии с господствующими идеологическими установками направлялась на развитие военно-промышленного комплекса.
Распределение созданной продукции между участниками производства жестко регламентировалось центральными органами посредством повсеместно применяемой тарифной системы, а также централизованно утверждаемых нормативов средств в фонд заработной платы. Это вело к преобладанию уравнительного подхода к оплате труда
Господство директивного народнохозяйственного планирования – способа управления экономическим развитием страны или её части с помощью разработки обязательных для исполнения плановых заданий по производству и распределению продукции и услуг.
ПЛАН являлся ДИРЕКТИВНЫМ, т.е. носил характер ЗАКОНА.
Основные черты плановой экономики:
· государственная собственность практически на все экономические ресурсы;
· сильная монополизация и бюрократизация экономики;
· централизованное, директивное экономическое планирование как основа хозяйственного механизма.
Преимущества плановой экономики
· целесообразность в условиях кризисов (военного времени)
Недостатки традиционной экономики
· Отсутствие мотивации к производительному труду;
· Низкая мотивация к внедрению НТП
· Отсутствие ответственности за результаты АХД
· Замедление принятия экономических решений;
· Дефицит товаров и услуг.
Этот тип экономической системы характерен для: Кубы, Вьетнама, Северной Кореи. Централизованная экономика с подавляющей долей государственного сектора в большей степени зависит от сельского хозяйства и внешней торговли.
Рыночная система.
Другой способ решения фундаментальных проблем на первый взгляд выглядит бессистемным и хаотичным. Он предполагает, что каждому производителю, будь то мелкий фермер, парикмахер, портной и т. д. или гигантская фирма по производству авиалайнеров, предоставляется право решать самому, что, как и для кого надо производить.
Изготовленная продукция продается любому покупателю, т. е. производитель работает на рынок, где и совершается акт продажи этой продукции.
Через посредство рынка производитель узнает, что и для кого нужно производить.Принимая те или иные решения относительно того, что и как надо производить, руководитель предприятия ориентируется на такие рыночные индикаторы, как величина спроса на данный вид продукции, цена этой продукции, во что обойдется ее изготовление и какую прибыль получит после ее продажи данная фирма.
Источник
Два способа решения фундаментальных проблем. Две экономические системы
Решать фундаментальные проблемы экономики можно двумя способами, и в соответствии с этими способами существует две экономические системы.
Казалось бы, самый простой и естественный способ решения фундаментальных проблем состоит в следующем: а) государство учитывает потребности людей и общества в целом и устанавливает, для кого надо производить те или иные виды экономических благ; б) в соответствии с этим государство дает задание предприятиям промышленности, сельского хозяйства и других отраслей экономики, что они должны производить, т.е. планирует выпуск товаров и услуг; в) чтобы предприятия могли выполнять плановые задания государства, они получают определенное количество факторов производства (оборудования, сырья, рабочей силы и т. д.) и установку, как надо производить данные виды продукции. Такой способ решения фундаментальных проблем, во-первых, предполагает государственное планирование выпуска экономических благ, распределение факторов производства между отраслями и экономических благ для удовлетворения потребностей людей; и, во-вторых, подразумевает, что государство административными методами добивается от предприятий выполнения плановых заданий и на основе административных решений обязывает их внедрять ту или иную технологию. Поэтому указанная система получила название административно-плановой .
Другой способ решения фундаментальных проблем на первый взгляд выглядит бессистемным и хаотичным. Он предполагает, что каждому производителю, будь то мелкий фермер, парикмахер, портной и т. д. или гигантская фирма по производству авиалайнеров, предоставляется право решать самому, что, как и для кого надо производить. Изготовленная продукция продается любому покупателю, т. е. производитель работает на рынок, где и совершается акт продажи этой продукции. Через посредство рынка производитель узнает, что и для кого нужно производить; условия рынка заставляют производителя применять новейшую технологию и улучшать качество своей продукции. Принимая те или иные решения относительно того, что и как надо производить, руководитель предприятия ориентируется на такие рыночные индикаторы, как величина спроса на данный вид продукции, цена этой продукции, во что обойдется ее изготовление и какую прибыль получит после ее продажи данная фирма. Эти и другие рыночные инструменты (процентная ставка, заработная плата, курс акций и т.д.) направляют деятельность людей, служат им ориентирами и стимулируют их к созданию экономических благ. Деятельность людей в этих условиях, по меткому выражению шотландского экономиста XVIII в. А. Смита, «направляет невидимая рука рынка». Поэтому система, основанная на частной инициативе людей, их предпринимательской деятельности, самостоятельном принятии решений, что, как и для кого надо производить, получила название рыночной системы. Какая из этих двух систем лучше? Ответ на этот вопрос уже дал сам ход развития экономики стран в XX столетии. Экономика стран с административно-плановой системой (СССР, стран Восточной Европы, КНР и др.) оказалась менее эффективной, не смогла использовать возможности, которые открывались в связи с современным научно-техническим прогрессом, не обеспечила удовлетворительного повышения жизненного уровня подавляющей части населения. Объективная реальность сделала необходимым проведение глубоких преобразований в экономике России и других стран, где господствовала административно-плановая система, с целью перехода к рыночной экономике.
Источник
5. Два способа решения фундаментальных проблем экономики.
Тремя фундаментальными проблемами экономики являются вопросы что, как и для кого производить.
Решать эти проблемы можно двумя способами, и в соответствии с этими способами существует две экономические системы.
Казалось бы, самый простой и естественный способ решения фундаментальных проблем состоит в следующем: а) государство учитывает потребности людей и общества в целом и устанавливает, для кого надо производить те или иные виды экономических благ; б) в соответствии с этим государство дает задание предприятиям промышленности, сельского хозяйства и других отраслей экономики, что они должны производить, т.е. планирует выпуск товаров и услуг; в) чтобы предприятия могли выполнять плановые задания государства, они получают определенное количество факторов производства (оборудования, сырья, рабочей силы и т. д.) и установку, как надо производить данные виды продукции. Такой способ решения фундаментальных проблем, во-первых, предполагает государственное планирование выпуска экономических благ, распределение факторов производства между отраслями и экономических благ для удовлетворения потребностей людей; и, во-вторых, подразумевает, что государство административными методами добивается от предприятий выполнения плановых заданий и на основе административных решений обязывает их внедрять ту или иную технологию. Поэтому указанная система получила название административно-плановой.
Другой способ решения фундаментальных проблем на первый взгляд выглядит бессистемным и хаотичным. Он предполагает, что каждому производителю, будь то мелкий фермер, парикмахер, портной и т. д. или гигантская фирма по производству авиалайнеров, предоставляется право решать самому, что, как и для кого надо производить. Изготовленная продукция продается любому покупателю, т. е. производитель работает на рынок, где и совершается акт продажи этой продукции. Через посредство рынка производитель узнает, что и для кого нужно производить; условия рынка заставляют производителя применять новейшую технологию и улучшать качество своей продукции. Принимая те или иные решения относительно того, что и как надо производить, руководитель предприятия ориентируется на такие рыночные индикаторы, как величина спроса на данный вид продукции, цена этой продукции, во что обойдется ее изготовление и какую прибыль получит после ее продажи данная фирма. Эти и другие рыночные инструменты (процентная ставка, заработная плата, курс акций и т. д.) направляют деятельность людей, служат им ориентирами и стимулируют их к созданию экономических благ. Деятельность людей в этих условиях, по меткому выражению шотландского экономиста XVIII в. А. Смита, «направляет невидимая рука рынка». Поэтому система, основанная на частной инициативе людей, их предпринимательской деятельности, самостоятельном принятии решений, что, как и для кого надо производить, получила название рыночной системы.
6. Рынок и его функции
РЫНОК – это форма контактов между продавцами и покупателями товаров и услуг, недвижимости , ценных бумаг и валюты. На основе этих контактов совершаются сделки купли – продажи предметов торговли.
К основным элементам рынка относятся:
Регулирующая: рынок, как регулятор производства, через механизм рыночных законов устанавливает необходимые пропорции воспроизводства; благодаря ценам рынок стимулирует внедрение достижений науки и техники в производство — это способствует расширению ассортимента товаров и услуг;
Стимулирующая — рынок побуждает производителей товаров к снижению затрат, повышению качества и потребительских свойств товаров;
Распределительная — доходы потребителей и производителей в рыночной экономике дифференцируются через цены, предопределяя социальное расслоение общества по доходам.
Аллокационная — рынок обеспечивает производство оптимального количества товаров и услуг с помощью эффективной комбинации ресурсов.
Интеграционная — рынок объединяет субъектов экономической системы в одно, способствуя формированию единого экономического пространства как в рамках отдельного государства, так и в рамках мировой экономики.
Информационная: именно рынок дает объективную информацию о том, какие товары пользуются спросом; каждая фирма может регулировать собственное производство.
Посредническая — рынок выступает посредником между производителем и потребителем.
Санирующая (оздоровительная): рынок очищает общественное производство от экономически слабых и не жизнеспособных хозяйственных единиц.
Тут вы можете оставить комментарий к выбранному абзацу или сообщить об ошибке.
Источник