Существует два способа измерения предельной полезности
Теория предельной полезности.
В соответствии с этой теорией, стоимость, ценность можно определить величиной полезного эффекта, получаемого человеком от его потребления, то есть предельной полезностью блага с учетом индивидуальной оценки полезности блага конкретным потребителем.
Таким образом, стоимость товара – цена товара (оценка), отражает затраты труда на его производство, и величина полезности этого товара для потребителя.
Полезность блага – это свойство удовлетворять потребность покупателя. Общая полезность – полезность, получаемая от всего набора полученных благ. Она возрастает по мере приобретения больших единиц блага.
Предельная полезность убывает с каждым приростом того его количества, которое есть в распоряжении потребителя в данный момент времени. Величина ценности блага определяется предельной полезностью товара.
1. кардиналистский – с помощью условной счетной единицы ютиль.
2. ординалистский – измерение полезности товаров и услуг с помощью шкалы предпочтений.
Предпочтения основываются на трех предпосылках:
1. всеобщности предпочтений – т. е. потребитель знает свои потребности и может их аранжировать.
2. транзитивность предпочтений – т. е. последовательность и согласованность.
3. ненасыщенность предпочтений – т. е. большее количество товара предпочитают меньше людей.
Графически отношение предпочтений отражает кривая безразличия, на которой находятся равноценно предпочитаемые комбинации товаров и услуг для удовлетворения потребностей.
Свойства кривой безразличия:
Кривая безразличия показывает, в каких соотношениях продаваемые наборы товаров будут равнозначны для потребителя (рис. 2.1).
Источник
Два основных подхода к определению полезности
1. количественный (кардиналистский);
2. порядковый (ординалистский).
Кардиналисткая (количественная) полезность — субъективная полезность, или удовлетворение, которые потребитель получает от потребления благ, измеренные в абсолютных величинах. Следовательно, имеется в виду, что можно измерить точную величину полезности, которую потребитель извлекает из потребления блага.
Кардиналистскую (количественную) теорию предельной полезности предложили независимо друг от друга У. Джевонс (1835-1882), К. Менгер (1840-1921) и Л. Вальрас (1834-1910) в последней трети XIXв. В основе этой теории лежало предположение о возможности соизмерения полезности различных благ. Эту теорию разделял А. Маршалл.
Экономисты считали, что полезность можно измерить в условных единицах — ютилах. Но позднее было доказано, что создать точный измеритель количественной полезности невозможно, и возникла альтернативная кардиналистской (количественной) — ординалистская (порядковая) теория полезности.
Согласно этой теории, стоимость (ценность) блага определяется не затратами труда, а важностью той потребности, которая удовлетворяется данным благом, и субъективная полезность блага зависит от степени редкости блага и от степени насыщения потребности в нем.
Количественный подход к анализу полезности не исходит из объективного измерения полезности блага в ютилах, поскольку одно и то же благо для одного потребителя представляет большую ценность, а для другого не представляет никакой ценности.
Эта теория нацеливала экономическую теорию на изучение поведения потребителей, доказывая, что предельная полезность как общественная равнодействующая субъективных оценок независимых субъектов выступает определяющим фактором, воздействующим на спрос.
Кардиналистская (количественная) теория исходит из возможности потребителя дать количественную оценку в ютилах полезности любого потребляемого им блага, набора благ, которая может быть выражена в виде функции общей полезности: TU=F(QA,QB. QZ),
где TU — общая полезность данного набора благ; QA, QB, . Qz — объемы потребления благ А, В. Z в единицу времени.
Используя кардиналистскую (количественную) теорию полезности, можно охарактеризовать не только общую полезность, но и предельную полезность как дополнительное увеличение данного уровня благосостояния, получаемое при потреблении дополнительного количества блага данного вида и неизменных количествах потребляемых благ всех остальных видов.
Однако практика требовала более реалистической теории спроса.
Во-первых, субъект не способен точно измерять предельные полезности и распределять спрос, не имея представления о ценах. Во-вторых, вырабатывая свою потребительскую стратегию, субъект оценивает полезность не определенных благ, а целых потребительских наборов: насколько один потребительский набор для него полезнее другого потребительского набора.
Ординалисткая (порядковая) полезность — субъективная полезность, или удовлетворение, которую потребитель получает из потребляемого им блага, измеренная по порядковой шкале.
Ординалистскую (порядковую) теорию полезности предложили английский экономист и статистик Ф. Эджуорт (1845-1926), итало-швейцарский социолог и экономист В. Парето (1848-1923), американский экономист и статистик И. Фишер (1867-1947). В 30-х гг. XX в. после работ Р. Аллена и Дж. Хикса эта теория приобрела завершенную форму и по настоящее время остаётся наиболее распространенной.
Согласно этой теории, предельную полезность измерить невозможно; потребитель измеряет не полезность отдельных благ, а полезность наборов благ. Измеримости поддается только порядок предпочтения наборов благ. Критерий ординалистской (порядковой) теории полезности предполагает упорядочение потребителем своих предпочтений относительно благ. Потребитель систематизирует выбор набора благ по уровню удовлетворения. Например, 1-й набор благ доставляет ему наибольшее удовлетворение, 2-й набор — меньшее удовлетворение, 3-й набор — еще меньшее удовлетворение и т. д. Следовательно, подобная систематизация дает представление о предпочтениях потребителей в отношении набора благ. Однако она не дает представления о различиях удовлетворения данными наборами благ. Иными словами, с практической точки зрения потребитель может сказать, какой набор он предпочитает другому, но не может определить, насколько один набор лучше другого.
Количественный подход: принцип убывающей предельной полезности
Установив, что полезность является целью потребления, мы должны признать, что существуют определенные ограничения, которые не дают людям возможности потреблять все, что они хотят:
1. цены на товары;
2. размеры потребительского бюджета.
Классическим примером множества ограниченных возможностей является меню в кафе. Допустим, вы захотели съесть на завтрак винегрет, но его не оказалось в меню. Зато среди представленных блюд есть ваше любимое — говяжьи сардельки. Но одна порция его стоит 3 руб., а ваш бюджет позволяет вам потратить не более 2 руб. В конце концов вы останавливаетесь на бутерброде с сыром и кофе.
Полезность блага(utility of good) – это способность экономического блага удовлетворять одну или несколько человеческих потребностей.
Полезность, которую потребитель извлекает из дополнительной единицы блага, называют предельной полезностью (MU — marginal utility). В свою очередь, сумма полезностей отдельных частей блага дает общую полезность (TU — total utility). Тогда предельная полезность — это прирост общей полезности при увеличении объема потребления блага на одну единицу.
Почему с ростом потребления некоторого блага его предельная полезность убывает?
В конце прошлого века ряд экономистов, работавших независимо друг от друга (Джевонс, Менгер и др.), обосновали принцип убывающей предельной полезности, согласно которому чем больше потребление некоторого блага, тем меньше прирост полезности, получаемый от единичного приращения потребления этого блага. Впервые этот принцип был сформулирован немецким экономистом в 1854г. и получил в дальнейшем название первого закона Госсена.
Представьте себе, что вы только что пришли из бани, предварительно хорошо напарившись, и вас мучает жажда. Вы с огромным наслаждением выпиваете первый стакан ароматного чая, который имеет для вас максимальную полезность, так как интенсивность потребности в этот момент самая высокая. Через пять минут вы выпиваете второй стакан чая. Он вам кажется замечательным, хотя принесенное им удовлетворение не идет ни в какое сравнение с наслаждением, доставленным первым стаканом. Из третьего стакана вы делаете несколько глотков и оставляете его не выпитым до конца, поскольку ваша жажда полностью утолена и, следовательно, полезность чая для вас упала до нуля. Более того, если вы будете продолжать пить чай, то его полезность для вас станет уже отрицательной.
Hикто не изобрел еще измеритель полезности наподобие измерителя артериального давления. Поэтому в основе количественного подхода лежит не объективное измерение полезности, а субъективные оценки потребителей. Если бы такой прибор существовал и, следовательно, потребитель был бы способен измерить в некоторых единицах (ютиль) удовлетворение от потребления определенного количества чая, то результаты его измерений выглядели бы примерно такими, как в данной таблице.
Объем потребления чая (количество стаканов) Q | Предельная полезность MU | Общая полезность TU |
10+7=17 | ||
17+3=20 | ||
20+0=20 | ||
– 4 | 20-4=16 |
Вторая графа таблицы демонстрирует принцип убывания полезности. Здесь четко видна обратная зависимость между объемом потребления и предельной полезностью. Третья графа показывает, что общее удовлетворение потребителя (общая полезность) возрастает по мере увеличения количества благ, находящихся в его распоряжении.
Если мы предположим, что благо разделено на бесконечно малые частицы, то функциональную зависимость между объемом блага и полезностью можно выразить на графике с помощью множества точек, которые образуют непрерывную линию. В этом случае предельная полезность есть производная функции общей полезности. Если TU = f(Q), то . (Рис.1. )
Рис.1.а) предельная полезность, б) общая полезность)
Кривая предельной полезности имеет отрицательный наклон, так как полезность потребляемых одна за другой частей блага постепенно убывает.
Максимум удовлетворения общей полезности достигается в точке А, когда предельная полезность становится равной нулю. Это значит, что благо полностью удовлетворяет потребность. Отрицательное значение предельной полезности говорит о том, что благо приносит вред (отрезок на графике АВ).
Источник
Полезность. Предельная полезность
Полезность блага — степень удовлетворения от потребности потребителя Полезность товара – понятие сугубо индивидуальное, которое зависит от многих факторов.
Существуют два способа оценки полезности. Кардиналистскийподход связан с попыткой вычислить значение полезности на основе использования условной единицы – ютили. Сторонники ординалистского подхода утверждают, что полезность невозможно измерить количественно, но на основе предпочтений можно выявить порядковую полезность, т. е. описать поведение потребителя путем ранжирования
Потребляя разные количества одного и того же блага, мы замечаем, что чем больше благ потребляем, тем меньшее удовлетворение мы получаем от потребления дополнительной единицы данного блага. Первый съеденный нами беляш в университетской столовой приносит нам наибольшее удовлетворение, второй беляш приносит меньшее удовлетворение, третий еще меньше. Этим также руководствуется потребитель, покупая различные количества благ. В теории данная закономерность получила название закона убывающей предельной полезности.
Предельная полезность любого блага представляет собой величину дополнительной полезности одной дополнительной единицы потребляемого блага.
Закон убывающей предельной полезности предполагает зависимость между увеличением количества потребляемого блага и дополнительной полезностью дополнительной единицы этого блага. С увеличением количества потребляемых благ общая величина полезности благ (совокупная полезность) увеличивается, но в меньшей степени, так как
Закон убывающей предельной полезности состоит в том, что с увеличением количества потребляемого блага предельная полезность блага уменьшается.
Принципом убывающей предельной полезности руководствуется потребитель, выбирая такой потребительский набор, который приносит ему наибольшую полезность при данной цене блага и при данном доходе потребителя.
- Таким образом, мы можем кратко сформулировать некоторые принципы поведения потребителя на рынке, то есть модель его поведения.
- выбирая блага для потребления, покупатель руководствуется своими предпочтениями;
- поведение потребителя является рациональным, в частности он выдвигает определенные цели и руководствуется личным интересом, то есть действует в рамках разумного эгоизма;
- потребитель стремится максимизировать совокупную полезность, другими словами, стремится выбрать такой набор благ, который приносит ему наибольшую общую величину полезности;
- на выбор потребителя и его субъективные оценки полезности покупаемых благ влияет закон убывающей предельной полезности;
- при выборе благ возможности потребителя ограничены ценами благ и его доходом; данное ограничение называется бюджетным ограничением.
..Модель поведения потребителя
Задача потребителя — это попытка моделирования выбора потребителя между наборами благ. С учетом сказанного, можно построить общую модельповедения потребителя
1.Потребитель имеет устойчивые предпочтения в выборе наборов благ
2.Потребитель ограничен доходом и ценой в выборе наборов благ
3.Потребитель стремится максимизировать функцию полезности U(x).
Модель поведения потребителя
. Основные факторы, влияющие на потребительское поведение
Эффект дохода – увеличение потребления нормального блага в результате падения его цены за счет увеличения реального дохода, вызванного снижением цены, и наоборот, сокращение потребления нормального блага в результате роста его цены за счет сокращения реального дохода, вызванного ростом цен.
Эффект замещения— реакция потребителя на повышение цены нормального блага, входящего в потребительскую корзину, приводящая к сокращению покупки подорожавшего блага и к увеличению покупки благ, которые могут заменить подорожавшие.
Наряду с общими принципами выбора рационального потребительского выбора существуют особенности, которые определяются влиянием на него рыночного спроса, а также вкусов и предпочтений. Эти факторы обуславливают функциональный или нефункциональный характер спроса.
Функциональный спрос –спрос на товар, обусловленный качествами товара.
Нефукциональный спрос– спрос, обусловленный факторами, не связанный с самим товаром. Особое значение при нефункциональном спросе имеют случаи взаимного влияния рыночного и индивидуального спроса, которые американский экономист Х.Лейбенстайн назвал эффектом присоединения к большинству (потребитель покупает то же, что и другие потребители), эффект сноба (стремление выделиться из толпы) и эффект Веблена (престижное или демонстративное потребление).
Функциональный и нефункциональный спрос в экономической теории часто соотносят с нормальным и аномальным поведением потребителя.
Нормальное поведение потребителя описывается законом спроса. Иными словами, при растущей цене на определенный продукт его потребление, как правило, будет уменьшаться. При падении цены потребитель будет покупать товары в большем количестве.
Аномальное поведение потребителя означает то, что поведение потребителя не предсказуемом, он реагирует на процессы рынка совершенно иначе, чем большинство его агентов. Этим в частности можно объяснить стремление покупать недвижимостьдаже при растущих ценах в условиях инфляции.
Важно отметить, что при любом поведении потребителя его главным принципом деятельности является максимизация общей полезности в условиях ограниченных ресурсов.
Теория предельной полезности показывает, что любой индивидуум, предъявляя спрос на тот или иной товар, сугубо объективно оценивает свой бюджет и предельную полезность единицы товара. Дополнительная полезность, которую потребитель получает за счет разницы между тем, что он готов отдать за приобретаемое благо и тем, что он отдает, в действительности будет составлять выигрыш потребителя. Если же приобретаемый товар оценивается ниже, чем его стоимость потребитель имеет проигрыш.
На поведение потребителя в рыночной экономике влияет также асимметричная информация – ситуация, в которой часть участников сделки обладает важной информацией, которой не располагают другие заинтересованные лица. Это означает наличие неопределенности и риска.
Неопределенность — ситуация, для которой характерен. недостаток информации о вероятных будущих событиях.
Риск —положение, варианты исхода которого известны, но неизвестно какой из них наступит точно. Хотя по отношению к риску все люди делятся на три основные группы: антипатичные к риску, нейтральные к риску и предпочитающие риск, большинство потребителей предпочитают уменьшать его последствия. Способы минимизации риска показаны на схеме 28.
Страхование — механизм распределния рисков между теми, кто хотел бы обезопасить себя от возможных последствий возникновения пагубных ситуаций. Страховка от риска предоставляется в обмен на внесение страховой премии. В случае наступления страхового события страховая компания выплачивает пострадавшему компенсацию за понесенный ущерб. Сумма внесенных премий формирует общий фонд для выплаты компенсаций, а также является источником покрытия административных затрат страховой компании.
Стоимость полной информации определяется разницей между ожидаемой стоимостью какого-нибудь приобретения, когда имеется полная информация, и ожидаемой стоимостью, когда информация неполная.
Диверсификация– распределение капитала и /или видов деятельности по нескольким сферам для уменьшения риска путем перераспределения прибыли из одной сферы для покрытия убытков в другой.
Существуют два основных способа изучения рационального потребительского поведения: 1)количественный (кардиналистский)и 2) порядковый (ординалитский)
Источник