Два способа организации художественной речи

Способа организации художественной речи — проза и поэзия, драма

-значение слова в большей степени определяется целевой установкой автора, жанровыми\композиционными особенностями произведения, слово может изменять свою сочетаемость

— художеств произвед оценивается с позиции эстетики, как прекрасное\безобразное, возвышенное\низменное

использование архаизмов и неологизмов, диалектизмов и профессиональных терминов, это придает тексту оригинальность и колорит.

— структуре свойственна многоплановость.

— на композиционном уровне ЯХЛ разделяется на речь действующих лиц (прямую речь), авторскую речь и несобственно-прямую речь (переход слов автора в размышления и высказывания персонажа)

— авторская речь — преобладание книжно-письм элементов.

Помимо эмоционально-содержательного уровня ЯХЛ обладает еще и фонетическими характеристиками. Художественная речь музыкальна. Это особенно наглядно демонстрирует поэзия благодаря ритму и рифме.

А.Ахматова (чтобы показать примеры тропов в ЯХЛ)

Память о солнце в сердце слабеет.

Ветер снежинками ранними веет

В узких каналах уже не струится —

Здесь никогда ничего не случится, —

Ива на небе пустом распластала

Может быть, лучше, что я не стала

Память о солнце в сердце слабеет.

Может быть. За ночь прийти успеет


30. Поэтический язык: определение, функции.

Поэтический язык – система средств художественного мышления и эстетического освоения действительности (язык стихотворений, прозаических произведений).

Преобладает эстетическая функция. С помощью поэтического языка мы воспринимает всю образность и художественную неповторимость литературных произведений.

ОПОЯЗ (общество изучения теории поэтического языка) предложило разграничение (20 в) обычного (Шкловский) (практического) и поэтического языка, то есть коммуникативной и эстетической функции. Считается, что поэтический язык отличается от обычного:

· Разрушается привычный автоматизм восприятия текста

· Он обращает внимание на себя

В.В. Шкловский: поэтический язык обязан своему возникновению эффекту метафоры. С помощью него можно наделять смыслом любые языковые фигуры (фонетические, грамматические, ритмические)

Поэтический язык связан с литературным (его нормативная основа), и с общенациональным (берет разнообразные языковые средства для создания местного колорита изображаемого).

Эстетический образ – многоплановый, побуждающий читателя к творческому восприятию.

· Имеет нестандартную форму

· Необходима сочетаемость с другими словами

· Подчеркнутая звуковая организация

Пушкин Евгений Онегин:

«Пчела за данью полевой

Летит из кельи восковой».


31. Способы выражения авторской позиции в текстах художественной литературы: заглавие, эпиграф, имена собственные, ремарки.

· Заглавие – первая строка текста, оно выявляет взаимосвязь частей, составляющих литературное произведение: дает первое представление, формирует настроение. Это и внешний и внутренний (часть текста) элемент текста.

Заглавие может быть эксплицитным и имплицитным.

Заглавие представляет основную тему/проблему, задает сюжетную перспективу.

· Эпиграф – яркое цитата, выражающая авторскую позицию (в начале главы) (редко свои слова) («О Русь!» Евгений Онегин)

· Ремарка – особый тип композиционно-стилистической единицы языка, включенный в текст драматического произведения. Способствует созданию целостности, уточняет и дополняет.

· Имена собственные – помогают определить позицию автора, несут экспрессивную окраску. (Чехов – чиновник Червяков, унтер Пришибеев. Гололь – Манилов, Собакевич)

32. Особенности поэтической фонетики. Рифма и ее особенности.

Фонетика – это звуковая организация художественной речи, основным элементом которой является звуковой повтор как орнаментальный прием выделения и скрепления важнейших слов в стихе.

В поэтической фонетике особенно преуспели поэты-символисты (Блок, К. Бальмонт, В. Брюсов, А. Белый (Бугарь)).

Плодотворными оказались поиски символистов в сфере поэтической фонетики.

Дата добавления: 2015-01-19 ; просмотров: 75 ; Нарушение авторских прав

Источник

Художественный стиль речи: особенности, признаки, примеры

Содержание:

Художественный стиль присущ литературе и искусству. Это особый стиль речи. Он характеризуется высокой эмоциональностью, образностью, богатством лексики, наличием прямой речи. Художественный стиль способен передать читателю мысли, чувства автора произведения.

В устной речи художественный стиль применим в фольклоре: сказках, песнях, загадках, былинах. В письменной речи – в эпических, лирических, драматических произведениях.

В текстах художественного стиля используются все типы речи: описание, повествование, рассуждение. Рассуждение-размышление раскрывает внутреннее состояние героя, дает ему психологическую характеристику. Позиция автора выражается не прямо, а в подтексте.

Особенности художественного стиля

Среди особенностей художественного стиля можно выделить высокую образность языка, индивидуальный авторский стиль, жаргонизмы, диалектизмы, просторечие, скрытая оценочность, эмоциональность.

Выразительные средства

– использование при слове чаще всего прилагательных или наречий, реже существительных, которые влияют на выразительность.

  • Например, таинственный свет, густые туманы.

– углубление общего признака для выявления нового важного свойства предмета.

  • Лес, точно терем расписной… И. Бунин

– присвоение черт одушевленных предметов неодушевленным. Человеческими чертами часто наделяют явления природы.

  • Уж небо осенью дышало… А.С.Пушкин

– слово или выражение в переносном смысле (скрытое сравнение).

  • Серебряная ложка луны. Ю. Мориц
  • В саду горит костер рябины красной… С.Есенин

создает ощущение, что герой или ситуация не таковы, как кажутся.

  • Отколе, умная, бредешь ты, голова? И.А. Крылов

– явное намеренное преувеличение с целью усиления выразительности мысли.

  • В сто сорок солнц закат пылал. В.Маяковский

– обратное гиперболе. Приуменьшение силы описываемого предмета.

  • Жизнь человека – только миг.

– соединение в одном предложении (фразе) слов с противоположным значением или эмоциональной окраской.

  • Богатый и в будни пирует, а бедный и в праздники горюет. Пословица

—заключается в изменении привычного порядка слов в предложении (подлежащее + сказуемое, …).

  • Швейцара мимо он стрелойВзлетел по мраморным ступеням.А.С.Пушкин
Читайте также:
  1. Cтруктуры внешней памяти, методы организации индексов
  2. I. Повышение управляемости организации при внедрении процессного подхода.
  3. III. Требования к организации системы обращения с медицинскими отходами
  4. VI. Педагогические технологии на основе эффективности управления и организации учебного процесса
  5. VII. МЕНЕДЖМЕНТ ОГРАНИЧЕН ВНУТРЕННЕЙ СРЕДОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
  6. VII. Требования к организации транспортирования медицинских отходов
  7. X. Требования к организации участка по обращению с медицинскими отходами классов Б и В
  8. Администрация и подразделения организации
  9. Администрирование организации процесса
  10. Алгоритм организации медицинской помощи по профилактике и прекращению потребления табака в учреждениях ПМСП
Сравнения
Олицетворение
Метафора
Ирония
Гипербола
Литота
Антитеза
Инверсия

Языковые особенности:

  • Широкое использование народнопоэтических слов, тропов.
  • Авторские неологизмы, жаргонизмы, диалектизмы.
  • Устная разговорная речь, пародирование, стилизация.
  • Предложения с прямой и косвенной речью.
  • Перечисления, повторы, восклицания, вопросы.
  • Все виды простых и сложных предложений.
  • Детализация.
  • Элементы других стилей.
  • Динамичность тексту придают глаголы, причастия, прилагательные.
  • Используются методы словообразования (например, изменяются суффиксы для придания эмоциональности).

Признаки и отличительные черты художественного стиля речи

Основными признаками художественного стиля называют:

  • Образность. Персонажи описаны ярко и живо с помощью языковых средств.
  • Выразительность.Художественный текст содержит эпитеты, сравнения, метафоры и другие выразительные средства.
  • Эмоциональность.Художественный текст наполнен эмоциями.
  • Эстетичность. Выражение чувства прекрасного, гармония между формой и содержанием.
  • Авторский слог (стиль) – автор выражает собственную позицию с помощью различных средств и инструментов литературного языка.
  • Упорядоченный текст.Проза делится на главы, пьеса – на сцены, акты, стихотворения – соблюдается размер стиха.

Главной чертой художественного текста является желание автора донести до читателя мысли, чувства, переживания и получить ответную реакцию. Не всегда реакция бывает положительной. Читатель не соглашается, критикует, осуждает.

Речевая многозадачность – с помощью слов автор не только рисует образы, но вкладывает в слова скрытый смысл.

Функции художественного стиля

Можно выделить три основных функции художественного стиля речи:

Эстетическая функция заключается во взаимодействии с читателем при помощи художественных красок, образов.

Воздействующая функция предполагает донести до читателя информацию через чувства, эмоции.

Коммуникация художественного произведения – это живой отклик аудитории. Коммуникативная функция не выполнима без эстетической и воздействующей функций.

Подстили и жанры художественного стиля

Эпический (описываются сюжетные линии).

Л.Н. Толстой. Набег (рассказ).

  • Сказка
  • Повесть
  • Рассказ
  • Роман
  • Очерк
  • Новелла

Лирический (мысли автора, чувства, переживания героев).

С.А. Есенин. Пороша (стихотворение).

  • Ода
  • Басня
  • Стихотворение
  • Сонет
  • Эпиграмма

Драматический (присутствие автора не ощущается, большое внимание уделяется диалогам, взаимодействию героев).

М. Горький. На дне (драма).

  • Драма
  • Фарс
  • Комедия
  • Трагедия

Комбинированный (сочетание стилей).

А.И. Солженицын. Архипелаг ГУЛАГ (художественная публицистика).

  • Художественная публицистика
  • Драма-феерия
  • Улыбка

Примеры художественного стиля

«Незнакомец деликатно касался моего локтя. В его грубоватом лице угадывалась чувственная сила. Отдельные лаконичные реплики изобличали тонкого бытописателя нравов. Когда мой спутник рассеянно перешел на английский, его выговор оказался безупречным».

Из рассказа С. Довлатова «Дорога в новую квартиру».

«На своем веку я много встречал разных серьезных людей. Я долго жил среди взрослых. Я видел их совсем близко. И от этого, признаться, не стал думать о них лучше».

Из сказки А.Сент-Экзюпери «Маленький принц».

«…Есть на свете одна ветеринарная больница. Приземистое такое здание буквой «П», выкрашенное в желтый цвет. В этой больнице студенты сельхозинститута, будущие ветеринарные врачи, «грызут корень науки»: лечат кошек, собак».

Из пьесы Николая Коляды «Сказка о мертвой царевне».

В данных отрывках без труда можно определить особенности и черты художественного стиля: детализация, неологизмы, эмоциональность, выразительность.

Художественный стиль речи имеет неограниченные возможности, красоту, благодаря богатству русского языка.

Источник

Стих и проза как основные виды художественной речи

Стих и проза как основные виды художественной речи

1. История терминов. 2. Характеристика стиха и прозы.

Художественная речь воплощается в двух основных видах – прозе и стихе. Вместе с тем она имеет неосновные разновидности, переходные формы, например, стихотворения в прозе, верлибр, метрическая проза.

Эти категории нельзя путать с другими: художественная литература разделяется на три основных рода – эпос, лирику и драму.

Стих, в сравнении с прозой, более искусственная форма ХР. Слово стих происходит от греческого stixos — ряд, строй, строка, таким образом, уже в этимологии слова отражено отличие от ритмически неорганизованной прозы: в ней должна быть упорядоченность. Современный термин стих означает две вещи. Во-первых, вид художественной речи, фонически расчлененной на относительно короткие отрезки, которые воспринимаются как интонационно соотносимые и соизмеримые. Именно в этом понимании стих часто называют поэзией. Однако надо помнить, что слово «поэзия» употребляется и в метафорическом значении, а именно: «прекрасный», «изящный», «романтичный», отражая субъективную оценку вещи или явления. Второе значение слова «стих» – это каждый из отрезков художественной речи, графически выделяемых в отдельную строку. Стих в таком понимании – это одна строчка.

Древние римляне, наследники и продолжатели греческой культуры, стали называть ритмически неорганизованную речь прозой. Проза (от лат. prōrsus [pro+versus]) – прямой, простой, несвязанный. Вспомним слова русского формалиста Б. Томашевского, который писал: «Естественная форма организации человеческой речи есть проза». Томашевский называл прозу сплошной речью. Литературный критик начала 20 века Ю. Айхенвальд говорил о прозе, как о мышлении и изложении рассудочном, рассчитанном на ум и логику. Создателей прозы называют прозаиками. Но заранее предупреждаю: не следует прозу подменять категориями эпической литературы, то есть романом, повестью, рассказом. В России до высот искусства прозаическая речь впервые поднялась в творчестве Пушкина. Именно его считают создателем художественной прозы в России.

2. Долгие годы полагалось, что стих и проза как 2 формы организации ХР отличаются друг от друга тем, что стихам свойственен ритм, а у прозы его нет. Однако жизнь и литературная практика показывают неполноценность такого подхода. Во-первых, проблема – в понимании ритма. Ритм – это правильное чередование отрезков, соизмеримых во времени и пространстве. Но самое широкое толкование этой категории как урегулированного чередования каких-либо однородных единиц ничего конкретного не порождает. Такой ритм может быть и у прозы.

Но ритм в прозе смысловой, его определяет чередование смысловых единиц. Проза делится на предложения, словосочетания, слова, то есть на смысловые отрезки разной длины. Ритмические паузы между единицами ритма неодинаковы. Вместе с тем в прозе могут проявляться разные стиховые начала. И в прозе могут быть метры, рифмы и многие другие явления, свойственные стиху. Но вообще ритм в прозе вторичный, внешний, без него легко можно обойтись. ((Примеры))

Стихотворная речь, по мнению Томашевского, имеет двойную меру. Она дробится на сопоставимые между собой отрезки – стихи, и каждый стих имеет внутреннюю меру – стопы, доли, икты. То есть в стиховой речи есть фонетические единицы членения. В прозе такого двоичного деления нет. Кроме того, для многих стихов ритм первичен, без ритма они просто не могут существовать. В стиховедении термин ритм принято использовать в узком значении: как периодическую повторяемость соизмеримых речевых отрезков, а единицами соизмеримости выступают слог, стопа, доля, синтагма, стих. В стихах, где чередуются фонетические единицы, ритм преимущественно фонологической природы. В стихах даже концевые паузы должны быть похожими, занимать одинаковое время. Исходя из всего вышеизложенного, следует указать на объем понятия ритмика. Ритмика – это учение о ритме отдельной строки или ритмической системы в целом. Она характеризует словесно-звуковой материал в виде звуков, слогов, слов, синтагм, фраз, периодов, стоп, долей, стихов.

Отметим, что в стихе ритм имеет фонетическую природу.

Более того, специально для характеристики горизонтального ритма стиха, то есть ритма в пределах одной стихотворной строки, существует метрика. Метрика – это учение о внутренней соразмерности стихового ряда. Предмет изучения – внутренняя мера стиха, именуемая метром. Метрика лежит в основе разграничения систем стихосложения.

Итак, повторяю, в одном значении стих – это форма ХР. Исходя из этого, можно говорить, что какой-то человек владеет стихом, а какой-то – пишет только прозу. Во втором значении – отдельная строка, единица повторности. Поэтому неправильно стихом называть всё поэтическое сочинение, объем которого превышает одну строку. Опять-таки, заранее хочу предостеречь от ошибки заменять категорию стих понятием лирика.

Есть одна особенность, которая разводит понятия стих и проза. Это контекст и степень выражения мысли и чувства.

В прозе автор должен стремиться к разнообразию применяемых языковых единиц, в ней недопустимы повторы. Нужна ясность и четкость мыслевыражения. В стихе не считаются недостатком различного рода параллелизмы и повторы: поэтическая речь насыщена множеством ассоциативных связей по сходству формы используемых языковых элементов (ритмика, рифмы, аллитерации, ассонансы, различные виды лексической и грамматической омонимии, сближение слов на основе сходства морфемного состава и т. д.) Установка стихотворной речи — на максимальную экспрессию, выражение чувства. Эта установка усиливает творческий характер и помогает избежать автоматизма привычных норм словоупотребления. В ней ярче представлены языковые эксперименты поэтов.

Ю. Айхенвальд называл поэзию мышлением и изложением образным, рассчитанным на чувство и воображение. И действительно, с точки зрения психологии восприятия стихотворная речь рассчитана на сложное взаимодействие сознательного и бессознательного.

На десерт упражнение-различение. Отрывок из романа В. Набокова «Дар»:

В полдень послышался клюнувший ключ, и характерно трахнул замок: это с рынка домой Марианна пришла Николаевна; шаг ее тяжкий под тошный шумок макинтоша отнес мимо двери на кухню пудовую сетку с продуктами.

Что это – стихи или проза?

Здесь длина предложений различна, ритм – в чередовании смысловых отрезков, а не фонетических единиц. Ритм внешний, паузы неодинаковы – время их различно). Переделаем эту ритмизованную речь в обычную, где в соответствии с нормами грамматики русского языка повествовательное предложение будет выглядеть так: ˜˜˜˜˜˜˜˜_______======= — . -. -. -.

Клюнувший ключ послышался в полдень, и замок трахнул характерно: это Марианна Николаевна пришла с рынка домой; ее тяжкий шаг отнес мимо двери на кухню пудовую сетку с продуктами под тошный шумок макинтоша.

И в первом, и во втором случае это будет проза. Она написана горизонтально, ритм в ней смысловой – есть он или нет его, информативная ценность фразы не меняется.

Таким образом, ритм, как полагалось еще в середине 20 века, вовсе не является дифференциальным признаком для стиха и прозы. Им становится расположение текста, выбор автора – горизонтальное или вертикальное исполнение.

1. Богомолов речь. М., 1995. С. 18–23.

2. Гиршман речь // Теория литературы. Основные проблемы в историческом освещении. Стиль. Произведение. Литературное развитие. М., 1965. С. 317–328.

3. Теория стиха. Л., 1975. С. 129–142; 148–162.

4. Томашевский литературы. Поэтика. М., 1996. С. 28–30.

1. Потебня поэтическое и мифическое // Потебня и поэтика. М., 1976.

2. Федотов в литературоведение: Учеб. пособие. М.: Академия, 1998. С. 64–71.

3. Холшевников стиховедения. Русское стихосложение. Л., 1972. С. 3–9; С. 85–89; С. 136–139.

Источник

Читайте также:  Фразеологизм как способ представления культуры
Оцените статью
Разные способы