- Способа организации художественной речи — проза и поэзия, драма
- Художественный стиль речи: особенности, признаки, примеры
- Содержание:
- Особенности художественного стиля
- Выразительные средства
- Языковые особенности:
- Признаки и отличительные черты художественного стиля речи
- Функции художественного стиля
- Подстили и жанры художественного стиля
- Примеры художественного стиля
- Стих и проза как основные виды художественной речи
Способа организации художественной речи — проза и поэзия, драма
Читайте также:
|
Сравнения |
Олицетворение |
Метафора |
Ирония |
Гипербола |
Литота |
Антитеза |
Инверсия |
Языковые особенности:
- Широкое использование народнопоэтических слов, тропов.
- Авторские неологизмы, жаргонизмы, диалектизмы.
- Устная разговорная речь, пародирование, стилизация.
- Предложения с прямой и косвенной речью.
- Перечисления, повторы, восклицания, вопросы.
- Все виды простых и сложных предложений.
- Детализация.
- Элементы других стилей.
- Динамичность тексту придают глаголы, причастия, прилагательные.
- Используются методы словообразования (например, изменяются суффиксы для придания эмоциональности).
Признаки и отличительные черты художественного стиля речи
Основными признаками художественного стиля называют:
- Образность. Персонажи описаны ярко и живо с помощью языковых средств.
- Выразительность.Художественный текст содержит эпитеты, сравнения, метафоры и другие выразительные средства.
- Эмоциональность.Художественный текст наполнен эмоциями.
- Эстетичность. Выражение чувства прекрасного, гармония между формой и содержанием.
- Авторский слог (стиль) – автор выражает собственную позицию с помощью различных средств и инструментов литературного языка.
- Упорядоченный текст.Проза делится на главы, пьеса – на сцены, акты, стихотворения – соблюдается размер стиха.
Главной чертой художественного текста является желание автора донести до читателя мысли, чувства, переживания и получить ответную реакцию. Не всегда реакция бывает положительной. Читатель не соглашается, критикует, осуждает.
Речевая многозадачность – с помощью слов автор не только рисует образы, но вкладывает в слова скрытый смысл.
Функции художественного стиля
Можно выделить три основных функции художественного стиля речи:
Эстетическая функция заключается во взаимодействии с читателем при помощи художественных красок, образов.
Воздействующая функция предполагает донести до читателя информацию через чувства, эмоции.
Коммуникация художественного произведения – это живой отклик аудитории. Коммуникативная функция не выполнима без эстетической и воздействующей функций.
Подстили и жанры художественного стиля
Эпический (описываются сюжетные линии).
Л.Н. Толстой. Набег (рассказ).
- Сказка
- Повесть
- Рассказ
- Роман
- Очерк
- Новелла
Лирический (мысли автора, чувства, переживания героев).
С.А. Есенин. Пороша (стихотворение).
- Ода
- Басня
- Стихотворение
- Сонет
- Эпиграмма
Драматический (присутствие автора не ощущается, большое внимание уделяется диалогам, взаимодействию героев).
М. Горький. На дне (драма).
- Драма
- Фарс
- Комедия
- Трагедия
Комбинированный (сочетание стилей).
А.И. Солженицын. Архипелаг ГУЛАГ (художественная публицистика).
- Художественная публицистика
- Драма-феерия
- Улыбка
Примеры художественного стиля
«Незнакомец деликатно касался моего локтя. В его грубоватом лице угадывалась чувственная сила. Отдельные лаконичные реплики изобличали тонкого бытописателя нравов. Когда мой спутник рассеянно перешел на английский, его выговор оказался безупречным».
Из рассказа С. Довлатова «Дорога в новую квартиру».
«На своем веку я много встречал разных серьезных людей. Я долго жил среди взрослых. Я видел их совсем близко. И от этого, признаться, не стал думать о них лучше».
Из сказки А.Сент-Экзюпери «Маленький принц».
«…Есть на свете одна ветеринарная больница. Приземистое такое здание буквой «П», выкрашенное в желтый цвет. В этой больнице студенты сельхозинститута, будущие ветеринарные врачи, «грызут корень науки»: лечат кошек, собак».
Из пьесы Николая Коляды «Сказка о мертвой царевне».
В данных отрывках без труда можно определить особенности и черты художественного стиля: детализация, неологизмы, эмоциональность, выразительность.
Художественный стиль речи имеет неограниченные возможности, красоту, благодаря богатству русского языка.
Источник
Стих и проза как основные виды художественной речи
Стих и проза как основные виды художественной речи
1. История терминов. 2. Характеристика стиха и прозы.
Художественная речь воплощается в двух основных видах – прозе и стихе. Вместе с тем она имеет неосновные разновидности, переходные формы, например, стихотворения в прозе, верлибр, метрическая проза.
Эти категории нельзя путать с другими: художественная литература разделяется на три основных рода – эпос, лирику и драму.
Стих, в сравнении с прозой, более искусственная форма ХР. Слово стих происходит от греческого stixos — ряд, строй, строка, таким образом, уже в этимологии слова отражено отличие от ритмически неорганизованной прозы: в ней должна быть упорядоченность. Современный термин стих означает две вещи. Во-первых, вид художественной речи, фонически расчлененной на относительно короткие отрезки, которые воспринимаются как интонационно соотносимые и соизмеримые. Именно в этом понимании стих часто называют поэзией. Однако надо помнить, что слово «поэзия» употребляется и в метафорическом значении, а именно: «прекрасный», «изящный», «романтичный», отражая субъективную оценку вещи или явления. Второе значение слова «стих» – это каждый из отрезков художественной речи, графически выделяемых в отдельную строку. Стих в таком понимании – это одна строчка.
Древние римляне, наследники и продолжатели греческой культуры, стали называть ритмически неорганизованную речь прозой. Проза (от лат. prōrsus [pro+versus]) – прямой, простой, несвязанный. Вспомним слова русского формалиста Б. Томашевского, который писал: «Естественная форма организации человеческой речи есть проза». Томашевский называл прозу сплошной речью. Литературный критик начала 20 века Ю. Айхенвальд говорил о прозе, как о мышлении и изложении рассудочном, рассчитанном на ум и логику. Создателей прозы называют прозаиками. Но заранее предупреждаю: не следует прозу подменять категориями эпической литературы, то есть романом, повестью, рассказом. В России до высот искусства прозаическая речь впервые поднялась в творчестве Пушкина. Именно его считают создателем художественной прозы в России.
2. Долгие годы полагалось, что стих и проза как 2 формы организации ХР отличаются друг от друга тем, что стихам свойственен ритм, а у прозы его нет. Однако жизнь и литературная практика показывают неполноценность такого подхода. Во-первых, проблема – в понимании ритма. Ритм – это правильное чередование отрезков, соизмеримых во времени и пространстве. Но самое широкое толкование этой категории как урегулированного чередования каких-либо однородных единиц ничего конкретного не порождает. Такой ритм может быть и у прозы.
Но ритм в прозе смысловой, его определяет чередование смысловых единиц. Проза делится на предложения, словосочетания, слова, то есть на смысловые отрезки разной длины. Ритмические паузы между единицами ритма неодинаковы. Вместе с тем в прозе могут проявляться разные стиховые начала. И в прозе могут быть метры, рифмы и многие другие явления, свойственные стиху. Но вообще ритм в прозе вторичный, внешний, без него легко можно обойтись. ((Примеры))
Стихотворная речь, по мнению Томашевского, имеет двойную меру. Она дробится на сопоставимые между собой отрезки – стихи, и каждый стих имеет внутреннюю меру – стопы, доли, икты. То есть в стиховой речи есть фонетические единицы членения. В прозе такого двоичного деления нет. Кроме того, для многих стихов ритм первичен, без ритма они просто не могут существовать. В стиховедении термин ритм принято использовать в узком значении: как периодическую повторяемость соизмеримых речевых отрезков, а единицами соизмеримости выступают слог, стопа, доля, синтагма, стих. В стихах, где чередуются фонетические единицы, ритм преимущественно фонологической природы. В стихах даже концевые паузы должны быть похожими, занимать одинаковое время. Исходя из всего вышеизложенного, следует указать на объем понятия ритмика. Ритмика – это учение о ритме отдельной строки или ритмической системы в целом. Она характеризует словесно-звуковой материал в виде звуков, слогов, слов, синтагм, фраз, периодов, стоп, долей, стихов.
Отметим, что в стихе ритм имеет фонетическую природу.
Более того, специально для характеристики горизонтального ритма стиха, то есть ритма в пределах одной стихотворной строки, существует метрика. Метрика – это учение о внутренней соразмерности стихового ряда. Предмет изучения – внутренняя мера стиха, именуемая метром. Метрика лежит в основе разграничения систем стихосложения.
Итак, повторяю, в одном значении стих – это форма ХР. Исходя из этого, можно говорить, что какой-то человек владеет стихом, а какой-то – пишет только прозу. Во втором значении – отдельная строка, единица повторности. Поэтому неправильно стихом называть всё поэтическое сочинение, объем которого превышает одну строку. Опять-таки, заранее хочу предостеречь от ошибки заменять категорию стих понятием лирика.
Есть одна особенность, которая разводит понятия стих и проза. Это контекст и степень выражения мысли и чувства.
В прозе автор должен стремиться к разнообразию применяемых языковых единиц, в ней недопустимы повторы. Нужна ясность и четкость мыслевыражения. В стихе не считаются недостатком различного рода параллелизмы и повторы: поэтическая речь насыщена множеством ассоциативных связей по сходству формы используемых языковых элементов (ритмика, рифмы, аллитерации, ассонансы, различные виды лексической и грамматической омонимии, сближение слов на основе сходства морфемного состава и т. д.) Установка стихотворной речи — на максимальную экспрессию, выражение чувства. Эта установка усиливает творческий характер и помогает избежать автоматизма привычных норм словоупотребления. В ней ярче представлены языковые эксперименты поэтов.
Ю. Айхенвальд называл поэзию мышлением и изложением образным, рассчитанным на чувство и воображение. И действительно, с точки зрения психологии восприятия стихотворная речь рассчитана на сложное взаимодействие сознательного и бессознательного.
На десерт упражнение-различение. Отрывок из романа В. Набокова «Дар»:
В полдень послышался клюнувший ключ, и характерно трахнул замок: это с рынка домой Марианна пришла Николаевна; шаг ее тяжкий под тошный шумок макинтоша отнес мимо двери на кухню пудовую сетку с продуктами.
Что это – стихи или проза?
Здесь длина предложений различна, ритм – в чередовании смысловых отрезков, а не фонетических единиц. Ритм внешний, паузы неодинаковы – время их различно). Переделаем эту ритмизованную речь в обычную, где в соответствии с нормами грамматики русского языка повествовательное предложение будет выглядеть так: ˜˜˜˜˜˜˜˜_______======= — . -. -. -.
Клюнувший ключ послышался в полдень, и замок трахнул характерно: это Марианна Николаевна пришла с рынка домой; ее тяжкий шаг отнес мимо двери на кухню пудовую сетку с продуктами под тошный шумок макинтоша.
И в первом, и во втором случае это будет проза. Она написана горизонтально, ритм в ней смысловой – есть он или нет его, информативная ценность фразы не меняется.
Таким образом, ритм, как полагалось еще в середине 20 века, вовсе не является дифференциальным признаком для стиха и прозы. Им становится расположение текста, выбор автора – горизонтальное или вертикальное исполнение.
1. Богомолов речь. М., 1995. С. 18–23.
2. Гиршман речь // Теория литературы. Основные проблемы в историческом освещении. Стиль. Произведение. Литературное развитие. М., 1965. С. 317–328.
3. Теория стиха. Л., 1975. С. 129–142; 148–162.
4. Томашевский литературы. Поэтика. М., 1996. С. 28–30.
1. Потебня поэтическое и мифическое // Потебня и поэтика. М., 1976.
2. Федотов в литературоведение: Учеб. пособие. М.: Академия, 1998. С. 64–71.
3. Холшевников стиховедения. Русское стихосложение. Л., 1972. С. 3–9; С. 85–89; С. 136–139.
Источник