- Два способа обозначения звука й
- Конспект по русскому языку на тему «Способы обозначения звука [й,]» (2 класс)
- Дистанционное обучение как современный формат преподавания
- Специфика преподавания предмета «Родной (русский) язык» с учетом реализации ФГОС НОО
- Методика обучения русскому языку в образовательных организациях в условиях реализации ФГОС
- Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:
- Общая информация
- Похожие материалы
- Опыт работы » Внедрение образовательных платформ в учебный процесс»
- Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Занимательный русский язык»
- Тесты по русскому языку «Каленчук М.Л., Чуракова Н.А. и др.»
- Карточки по русскому языку на тему » Наклонение глагола» ( 6 класс )
- Презентация по русскому языку на тему «Наклонение глагола» ( 6 класс )
- Конспект по русскому языку на тему «Наклонение глагола» ( 6 класс )
- Урок-практикум по русскому языку в 11 классе «Мы готовимся к ЕГЭ»
- Приём критического мышления «Шесть шляп мышления» как один из способов подготовки к написанию сочинения в 11 классе
- Вам будут интересны эти курсы:
- Оставьте свой комментарий
- Безлимитный доступ к занятиям с онлайн-репетиторами
- Подарочные сертификаты
- Презентация урока русского языка по теме «Три способа обозначения звука Й» (2 класс)
- Дистанционное обучение как современный формат преподавания
- Специфика преподавания предмета «Родной (русский) язык» с учетом реализации ФГОС НОО
- Методика обучения русскому языку в образовательных организациях в условиях реализации ФГОС
- Оставьте свой комментарий
- Безлимитный доступ к занятиям с онлайн-репетиторами
- Подарочные сертификаты
Два способа обозначения звука й
Обозначение звука [й’] на письме
Согласный звук [ Й ‘] может обозначаться согласной буквой Й «и краткое»:
в середине перед согласным звуком
Звук [ Й ‘] обозначается
буквой Й
Й ОД
Й ОГ
Й ОГУРТ
ЛЕ Й КА
ЧА Й НИК
ЗА Й КА
МА Й
ЧА Й
СМЕЛЫ Й
Согласный звук [ Й ‘] может обозначаться гласными буквами Е , Ё , Ю , Я ( И ).
В начале слова, после гласного, а также после разделительных ь и ъ знаков
Е , Ё , Ю , Я ( И ) обозначают два звука.
ь и ъ знаков
Е =[ й ’ э ]
Е НОТ
[ й ‘ э ]нот
ИГР АЕ Т игр а [ й ‘ э ]т
АТЕЛЬ Е атель[ й ‘ э ]
ПОДЪ Е ЗД подъ[ й ‘ э ]зд
Ё =[ й ’ о ]
Ё ЛКА [ й ‘ о ]лка
П О Ё Т
п о [ й ‘ о ]т
ВЬ Ё Т вь[ й ‘ о ]т
ПОДЪЁМ подъ[ й ‘ о ]м
Ю =[ й ’ у ]
Ю ЛА [ й ‘ у ]ла
ЗН АЮ Т
зн а [ й ‘ у ]т
ЛЬ Ю Т ль[ й ‘ у ]т
ПРЕДЪ Ю БИЛЕЙНЫЙ предъ[ й ‘ у ]билейный
Я =[ й ’ а ]
Я МА [ й ‘ а ]ма
КАК А Я
как а [ й ‘ а ]
ЛАДЬ Я ладь[ й ‘ а]
ОБЪ Я ВЛЕНИЕ объ[ й ‘ а ]вление
И = [ й ’ и ]
нет
нет
ЛИ́СЬ И лись[ й ‘ и ]
ПТИ́ЧЬ И птичь[ й ‘ и ]
Источник
Конспект по русскому языку на тему «Способы обозначения звука [й,]» (2 класс)
ТЕМА : Способы обозначения звука [й , ]
ЦЕЛИ : 1. Формировать умение видеть орфограмму в корне слова;
2. Уточнить знания учащихся об особенностях проверочных слов и способах проверки;
3. Развивать орфографическую зоркость;
Тип урока: урок – открытия новых знаний
4. Развивать внимание, мышление, речь.
ОБОРУДОВАНИЕ : конверты с заданиями, карточки для индивидуальных работ,
УЧИТЕЛЬ: Прозвенел веселый звонок,
Начинаем наш урок
Посмотрите друг на друга, улыбнитесь, пожелайте глазками друг другу всего самого лучшего. Садитесь. Проверьте осанку .
2. Вход в урок. Сегодняшний урок я хочу с гимна Незнайки.
Слайд 2 (звучит «Гимн Незнайки» (М. Минков — Ю. Энтин))
Учитель. Вы согласны с Незнайкой, что «на свете не возможно все узнать»? (Выслушиваются мнения детей.)
Учитель. Конечно, всего на свете нельзя узнать, но сегодня на уроке мы вместе с вами откроем секрет русского языка, который поможет вам стать «знатоками» русского языка. Для этого надо внимательно слушать меня и одноклассников и активно работать на уроке. Сегодня наши открытия мы будем делать вместе с Незнайкой.
Начнем наш урок с проверки д/з. (Задачник упр.61 кроссворд)
— Все ли слова смогли отгадать?
— Какой звук встречается во всех словах?
Звук Й может на письме обозначаться несколькими способами. Вспомните, посмотрев на таблицу.
— Каким способом обозначен звук Й в словах кроссворда?
Ребята, Незнайка в школе получил вот такое задание и не смог с ним справиться. Он пришёл к вам за помощью. Поможем ему?
Распределите слова в два столбика по способу обозначения в них звука [й , ]
Андрей, Яна, роет, лейка, юркий.
Что обозначает слово юркий?
Сколько слов получилось в каждом столбике?
Поработайте в парах и объясните друг другу, почему распределили слова именно так.
Дети записывают слова в два столбика
Быстрый, шустрый, увертливый.
Ученики объясняют друг другу свои решения и выясняют причины ошибок.
3. Постановка проблемной ситуации.
— Незнайка не любит ходить в школу, поэтому и пишет с ошибками и попадает в неловкие ситуации.
Вы справились, а вот у Незнайки снова проблемы
Прочитайте, что написал Незнайка:
Йа сел варене и йаблоко.
Применим известные нам способы обозначения звука Й.
Какой звук пропал?
Можете ли вы применить известные способы обозначения звука Й?
Значит, существует еще третий способ.
Какую цель поставим перед собой на этом уроке?
Узнать третий способ и учиться применять три способа обозначения [й , ]
Какой теме будет посвящен наш урок?
СПОСОБЫ ОБОЗНАЧЕНИЯ ЗВУКА Й.
4. Этап мотивации новых знаний.
— Объединитесь в группы, напишите и сравните транскрипции слов СЕЛ и СЪЕЛ.
Дети работают в группах, выступают, сравнивая транскрипции слов.
— Что общего и в чём различия этих слов?
Вывод: В 1-ом слове не слышится звук [й], буква е обозначает мягкость звука [с , ], но не обозначает звук [й,]. а во 2-ом он слышится.
(Аналогично проводится работа со словом ВАРЕНЬЕ: пишут транскрипцию слова).
— Какие помощники понадобятся Незнайке, чтобы записать слова СЪЕЛА и ВАРЕНЬЕ правильно? (Буквы Ъ и Ь).
Между какими звуками располагается звук [й , ]? Между согласным и гласным.
Но ведь после буквы согласного буквы е, ё, ю, я не обозначают звук [й , ].
Какой же вывод можно сделать?
Буквы е,ё, ю, я стоят не после буквы согласного, а после букв ь или ъ.
Правильно. Это разделительные знаки, их еще называют предупредительными. Они предупреждают, что следующие за ними буквы будут обозначать два звука.
Обратитесь к учебнику , упражнение 68 и 69. Подтвердится ли наш вывод?
Дети читают слова и говорят, между какими звуками находится [й , ], а также какими буквами он обозначен.
В слове хлопья звук [й , ] стоит между согласным и гласным звуками. Обозначен буквой я с помощью разделительного ь.
— Ребята, Незнайка спрашивает: « А как же узнавать, когда надо писать разделительный ь,
а когда – разделительный ъ?
— Найдем информацию в учебнике: упр. 71
5. Закрепление изученного.
1. Распределите слова в три столбика по способу обозначения в них звука [й , ]
Перья, май, ёж, въезд, моя, зайка.
6. Итог урока.- Вспомним цель нашего урока. Достигли этой цели?
7. Домашнее задание.
Задачник, упр. 75.
8. Лесенка моих знаний
Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
- Сейчас обучается 832 человека из 77 регионов
Курс повышения квалификации
Специфика преподавания предмета «Родной (русский) язык» с учетом реализации ФГОС НОО
- Сейчас обучается 333 человека из 60 регионов
Курс повышения квалификации
Методика обучения русскому языку в образовательных организациях в условиях реализации ФГОС
- Сейчас обучается 332 человека из 67 регионов
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:
также Вы можете выбрать тип материала:
Общая информация
Международная дистанционная олимпиада Осень 2021
Похожие материалы
Опыт работы » Внедрение образовательных платформ в учебный процесс»
Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Занимательный русский язык»
Тесты по русскому языку «Каленчук М.Л., Чуракова Н.А. и др.»
Карточки по русскому языку на тему » Наклонение глагола» ( 6 класс )
Презентация по русскому языку на тему «Наклонение глагола» ( 6 класс )
Конспект по русскому языку на тему «Наклонение глагола» ( 6 класс )
Урок-практикум по русскому языку в 11 классе «Мы готовимся к ЕГЭ»
Приём критического мышления «Шесть шляп мышления» как один из способов подготовки к написанию сочинения в 11 классе
Не нашли то что искали?
Воспользуйтесь поиском по нашей базе из
5306012 материалов.
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Безлимитный доступ к занятиям с онлайн-репетиторами
Выгоднее, чем оплачивать каждое занятие отдельно
В Пензенской области запустят проект по снижению административной нагрузки на учителей
Время чтения: 1 минута
Спортивные и творческие кружки должны появиться в каждой школе до 2024 года
Время чтения: 1 минута
Вопрос о QR-кодах для сотрудников школ пока не обсуждается
Время чтения: 2 минуты
Путин попросил привлекать родителей к капремонту школ на всех этапах
Время чтения: 1 минута
В Минпросвещения предложили организовать телемосты для школьников России и Узбекистана
Время чтения: 1 минута
Минпросвещения будет стремиться к унификации школьных учебников в России
Время чтения: 1 минута
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
Источник
Презентация урока русского языка по теме «Три способа обозначения звука Й» (2 класс)
Описание презентации по отдельным слайдам:
«Три способа обозначения звука [й,] ?» урок 2 Макарова Любовь Александровна Русский язык УМК «Гармония» 2 класс по учебнику М. С. Соловейчик
[й’] [й’] [й’] [й’] [й’] й е ё ю я 1. 2. [й’]
Распределите слова в два столбика по способу обозначения в них звука [й,] Андрей, Яна, роет, лейка, юркий.
Андрей Яна лейка роет юркий юркий
Йа сел варене и йаблоко.
Я сел варене и йаблоко.
Я сел варене и яблоко.
Я сел варене и яблоко.
й е ё ю я Какую задачу поставим перед собой на этом уроке? [й,] [й,] [й,] 1. _____ [й,] [й,] [й,] 3.____________
Цель урока Узнать третий способ и научиться применять три способа обозначения звука [й,]
Три способа обозначения звука [й,]
[с’ э л] [с’ й’ э л] сел с е л съел — варенье [вар,эн,й,э] ъ
Я сел варене и яблоко.
Я съел варене и яблоко.
Я съел варенье и яблоко. Обратитесь к учебнику, упражнение 68 и 69.
Продолжи наблюдение 1. После какого звука, перед каким находится звук [й,] ? [х л о п′ й′ а] [в й′ э д у] [р у ж й′ о] хлопья [л′ и с′ й′ и] [п т′ и ч′ й′ и] льют лисьи ружьё птичьи [л′ й′ у т] въеду 2. Ь или Ъ Е, Ё, Ю, Я. И 2. Какими буквами этот звук вместе с гласными обозначен? 1. [й,]
После согласного перед гласным обозначать звук [й′] буквами е, ё, ю, я (и) помогают ь и ъ. В этом случае знаки называют разделительными. Проверь свой вывод:
Уточни новый для тебя, третий, способ обозначения звука [й,] й е ё ю я Ь или Ъ е ё ю я и [й,] [й,] [й,] 1. _____ [й,] [й,] [й,] 3.
упр. 71 А как же узнавать, когда надо писать разделительный ь, а когда – разделительный ъ?
Действуй по нашей подсказке Мурав и, у руч я, осен ю, в юга, с ехал, с ёмка. ? ? ? ? ? ? ь ь/ъ ь/ъ ь/ъ ь ь ь/ъ В конце слов Ъ никогда не пишется. Точно на знаешь, какой знак выбрать, — пиши так : ь ⁄ ъ
Распределите слова в три столбика по способу обозначения в них звука [й,] Перья, май, ёж, въезд, моя, зайка.
1 2 3 май ёж перья зайка моя въезд
Цель урока Узнать третий способ и научиться применять три способа обозначения звука [й,]
Молодцы! Успехов в учебе!
http://www.solnushki.ru/creative/clip0046 — книга http://foto.radikal.ru/f.aspx?b0604d9e1aa27ec58jpg – мальчик http://www.solnushki.ru/creative/clip0046 — ученый
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
- Сейчас обучается 832 человека из 77 регионов
Курс повышения квалификации
Специфика преподавания предмета «Родной (русский) язык» с учетом реализации ФГОС НОО
- Сейчас обучается 333 человека из 60 регионов
Курс повышения квалификации
Методика обучения русскому языку в образовательных организациях в условиях реализации ФГОС
- Сейчас обучается 332 человека из 67 регионов
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Номер материала: ДБ-669670
Международная дистанционная олимпиада Осень 2021
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Безлимитный доступ к занятиям с онлайн-репетиторами
Выгоднее, чем оплачивать каждое занятие отдельно
В Минпросвещения предложили организовать телемосты для школьников России и Узбекистана
Время чтения: 1 минута
В Москве запустили онлайн-проект по борьбе со школьным буллингом
Время чтения: 2 минуты
С 2019 года закрыто более 50 детских лагерей
Время чтения: 1 минута
Российские адвокаты бесплатно проконсультируют детей 19 ноября
Время чтения: 2 минуты
Путин попросил привлекать родителей к капремонту школ на всех этапах
Время чтения: 1 минута
Минпросвещения будет стремиться к унификации школьных учебников в России
Время чтения: 1 минута
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
Источник