Формы духовного освоения мира: миф, религия, наука и философия
КУРС ЛЕКЦИЙ
ПО ОСНОВАМ ФИЛОСОФИИ
Предисловие автора
Учебное пособие в 2-х частях в форме курса лекций по дисциплине «Основы философии» предназначено для студентов и преподавателей средних специальных учебных заведений, для всех форм обучения. Оно составлено в соответствии с учебной программой курса и учитывает требования Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по многим медицинским специальностям. Пособие может быть использовано при самостоятельной подготовке к занятиям, экзаменам, а так же при подготовке к отработке пропущенного занятия по той или иной теме.
Материал в лекциях сгруппирован по темам. В лекциях содержится план, краткое изложение вопросов и задания для самопроверки.
Лекции раскрывают сущность и анализ философских категорий, их основные свойства и взаимосвязь.
Работая над курсом лекций по дисциплине «Основы философии», стремилась полнее раскрыть содержание философской мысли в ее историческом развитии, рассмотреть ее актуальные проблемы в духе современности.
Лекции составлены с учетом отказа от идеологического подхода к оснащению взглядов мыслителей, к анализу философских проблем.
Жизнь показала, что различные философские воззрения нередко дополняют друг друга, способствуют всестороннему, глубокому рассмотрению научных вопросов. В этом основа творческого плюрализма, не имеющего ничего общего с механическим соединением разнородных концепций и подходов в изучении явлений действительности.
В лекциях сочетается историко-философское и проблемное изложение материала с использованием интересных фактов из области последних достижений естественных и общественных наук, излагаются научные точки зрения.
Курс «Основы философии» направлен на развитие у обучающихся мышления, на выработку у них собственной жизненной позиции и мировоззрения.
Лекции по дисциплине «Основы философии» написаны с целью формирования у обучающихся представления о философии как специфической области знания, о философских, религиозных и научных картинах мира, о природе и сущности человека, о феномене сознания, об уровнях и формах познания, об обществе и цивилизации.
ЛЕКЦИЯ №1
Философия, ее место и роль в жизни общества
План:
1. Философия и мировоззрение.
2. Формы духовного освоения мира: миф, религия, наука и философия.
3. Предмет философии.
4. Основной вопрос философии.
5. Основные разделы и функции философии.
6. Философия как методология.
7. Философия и наука.
Философия и мировоззрение
Всякая философия является мировоззрением, т.е. совокупностью наиболее общих взглядов на мир и место в нем человека. Однако это вовсе не означает, что всякое мировоззрение является также философией. Понятие «мировоззрение» шире понятия «философия». Это означает, что первое включает в себя второе. Подобно тому, как понятие «плод» подразумевает, например, не только яблоко, но и грушу, вишню и т.д., так и понятие «мировоззрение» нельзя свести только к философии. Оно включает в себя и другие мировоззрения – мифологическое, художественное, религиозное и т.д., таким образом, философия – это высший уровень и вид мировоззрения, это теоретически оформленное, системно-рациональное мировоззрение. Она по самой своей сути призвана вскрывать рациональный смысл и всеобщие закономерности существования и развития мира и человека.
Формы духовного освоения мира: миф, религия, наука и философия
Исторически первой формой мировоззрения является мифология. Слово мифология греческого происхождения – «наука о мифах». Она исследует, как возникли мифы, как изменились со временем, сравнивает мифы разных народов земли. Но есть у слова мифология и другое значение. Мифология – это собрание мифов того или иного народа. Значительную часть мифологии составляли космологические мифы, посвященные устройству природы. Вместе с тем, большое внимание в мифах уделялось различным стадиям жизни людей, тайнам рождения и смерти, всевозможным испытаниям, которые подстерегают человека на его жизненном пути. Особое место занимают мифы о достижениях людей: добывании огня (миф о Прометее), изобретении ремесел, развитии земледелия, приручении диких животных.
Таким образом, миф – это фантастическое отражение в первобытном сознании реальной действительности и обоснование существующих в обществе отношений, установок, верований и поведения.
Главная функция мифа – объяснить миропорядок и регулировать сложившиеся общественные отношения.
На ранней стадии человеческой истории мифология не была единственной мировоззренческой формой. На основе ее 3000 лет тому назад возникли существующие и поныне древнейшие религии – буддизм, иудаизм, родиной которых были Индия и Палестина. На начальном этапе развития общества их содержание во многом совпадает, но религия имеет свою специфику. Она проявляется в наличии системы обрядовых действий, церковных учреждений, направленных на установление определенных отношений со сверхъестественным.
Таким образом, религия – это определенные взгляды и представления людей, связанные с верой в
сверхъестественное, соответствующие обряды и культуры.
Наука зародилась в древности, а важнейшим фактором жизни стала в новое время. Наука – это деятельность человека по выработке, систематизации и проверки знаний.
В зависимости от условий развития науки и спроса на нее менялось ее место в те или иные эпохи. Так, античная наука опиралась на опыт математических и астрономических исследований и имела практическое применение в земледелии, строительстве и т.д. (например, египетские пирамиды). В эпоху Возрождения обостренный интерес к проблемам человека способствовал развитию гуманитарных наук. Новый этап в развитии науки связан с возникновением естествознания. Начало, которому положил
Наука впервые оспорила у религии ее право безраздельно определять формирование мировоззрения.
Следующей формой общественного сознания является философия.
В понимании философии нередко допускались крайности: Аристотель считал, что философия – «мать наук». Гегель ее объявлял царицей всех наук. В середине века философии отводилось место «служанки богословия».
· Философия – это особая духовная область, «срединная земля» между наукой и религией.
· Философия – это особое мироощущение, особое отношение к миру, особый образ жизни.
· Философия – это учение о методах познания, которые используют все науки.
Таким образом, из факта существования множества определений философии можно сделать вывод о сложности, многогранности содержания философского знания. Обобщив различные точки зрения можно сформулировать следующее определение философии.
Философия– это наука о наиболее общих законах развития природы, общества, человека и мышления, позволяющих дать картину мира как единого целого.
Предмет философии
Философия зародилась примерно 2,5 тысячи лет назад в странах Древнего мира – Индии, Китае, Египте, а своей классической формы достигала в древней Греции.
Понятие философия возникло в Древней Греции в конце VI – начале V в до н.э. и означает «любовь к мудрости» («филео» переводится как любовь, а «софия» мудрость). Первым, кто употребил это слово, был древнегреческий математик Пифагор, которого спросили, мудрец ли он, ответ прозвучал скромно: «Я не мудрец, но любитель мудрости». Платон назвал философию наукой. Философия занимает особое место среди других наук, она интересует все имеющиеся знания и выстраивает систему знаний о мире как целом и об отношении человека к нему.
Предметом философии являются всеобщие свойства и связи (отношения) присущие как объективной действительности, так и субъективному миру человека.
Философия рассматривает следующие фундаментальные проблемы:
· проблемы происхождения и существования мира, природы, Вселенной;
· происхождение и сущность человека, его место в мироздании;
· проблему духовных ценностей и их соотношения с миром реальности;
· проблему добра и зла, свободы и ответственности, долга, справедливости и создание человеком определенной модели поведения;
· проблему закономерности развития общества, исторического процесса;
· проблему становления и развития философии.
Философия составляет теоретическую основу мировоззрения.
Мировоззрение – это обобщенная система взглядов человека на мир в целом, на свое собственное место в нем. Мировоззрение может быть религиозным или атеистическим, идеалистическим или материалистическим.
Идеализм – философское мировоззрение, признающее основой мира духовное начало, идею.
Идеализм и материализм не противоречат друг другу, это взаимосвязанные стороны единого процесса развития философского знания.
Источник
Чанышев А. Н. Курс лекций по древней философии Фил
Чанышев А Н Курс лекций по древней философии Философия как высший вид мировоззрения
Лекция 1 Философия как высший вид мировоззрения
Основной вопрос мировоззрения.
Под мировоззрением обычно понимают совокупность взглядов, представлений и понятий о мире, окружающем человека, и о самом человеке как его части. При этом иногда указывают, что следует различать мировоззрение в широком смысле и мировоззрение в собственном смысле слова. Мировоззрение в широком смысле слова якобы включает в себя совокупность всех взглядов на мир — на явления природы и общества: философские, общественно-политические, этические, эстетические, естественнонаучные воззрения и т. д. Мировоззрение же в собственном смысле слова — всего лишь философские взгляды. С таким определением мировоззрения как в широком, так и в собственном смысле слова можно согласиться лишь частично. Действительно, можно и нужно говорить о мировоззрении в этих двух смыслах. Но пока что мировоззрение в широком смысле слова определено слишком широко, а мировоззрение в собственном смысле — слишком узко. Мировоззрение в широком смысле слова — вовсе не простая совокупность всех взглядов. Мировоззрение в собственном смысле не исчерпывается философией. Под мировоззрением мы понимаем результат духовного освоения (осознания) мироздания с определенной точки зрения — с точки зрения взаимоотношения таких основных частей мироздания, как природа и люди. Объект мировоззрения — мир в целом. По предмет мировоззрения, т. е. то, что мировоззрение выделяет в объекте, — это именно взаимоотношение мира природы и мира человека, а употребляя термины античной философии — макрокосма и микрокосма. Разумеется, мировоззрение невозможно без того пли иного природо-, общество- и человековедения, без той или иной совокупности взглядов на мир в целом. Но мировоззрение — не простая совокупность знания о мире, не сумма наук. От суммы наук мировоззрение отличается тем, что в центр своего внимания оно ставит вопрос о соотношении мироздания как такового и такой его активной, целеполагающей, разумной части, как люди, вопрос о соотношении «оно» (мироздание) и «мы» (люди). Этот вопрос о соотношении «оно» и «мы» и есть то, что можно назвать основным вопросом мировоззрения. В силу идеологичности, социальной обусловленности форм общественного сознания, в том числе и такой важной его формы, как философия, это соотношение понимается идеологами разных классов неодинаково. Мировоззрение — это такая совокупность образов и представлений или система понятий и категорий, которая подчинена основному вопросу мировоззрения, определяющему место людей в природе, их историческое происхождение и назначение. В классовом обществе мировоззрение всегда классово.
К. Маркс о двух способах духовного освоения мира и двух уровнях мировоззрения.
Известно, что К. Маркс различал два способа духовного освоения мироздания: художественное, рели¬гиозное, практически-духовное освоение этого мира и такое его освоение, при котором «целое, как оно представляется в голове в качестве мыслимого целого, есть продукт мыслящей головы»1. Это означает, что духовное освоение (осознание) мироздания воз¬можно как путем совокупности связанных между собой — в ос¬новном психологическими ассоциациями — образов и представлений, так и путем логически организованной системы понятий и категорий.
Поскольку второй способ духовного освоения мироздания дальше от нулевого уровня — от обыденного сознания, чем первый, с этим обыденным сознанием частично сливающийся, то можно говорить не только о двух способах духовного освоения мироздания, но и о двух уровнях этого освоения. Это: 1) эмоци¬онально-образный, представленческо-ассоциативный уровень и 2) логико-рассудочный, понятийно-категориальный уровень мировоз¬зрения.
Применительно к надстройке это означает, что мировоззрение первого уровня соответствует низшей части идеологической над¬стройки — таким формам общественного сознания, как искусство, мифология и религия, а мировоззрение второго уровня — высшей её части, но не целиком: входящие наряду с философией в выс¬шую часть идеологической надстройки науки ни в отдельности, ни в совокупности не образуют мировоззрения, хотя и имеют ми¬ровоззренческое значение.
В мировоззрении первого уровня следует различать мировоз¬зрение, выраженное в несловесных образах музыки, живописи, скульптуры и архитектуры (если, разумеется, эти образы имеют глубокое мировоззренческое значение), и мировоззрение в слове (литература). Второй уровень мировоззрения — словесный.
Два типа мировоззрения.
В зависимости от решения (как со¬знательного, так и стихийного) основного вопроса мировоззрения возможны два его типа. В одном случае мироздание осознается людьми благодаря перенесению на него качеств и форм человека и человеческого общества. В другом случае люди осознают себя и свое общество, перенося на себя свойства и законы природы, мироздания как такового.
Оба типа неверны. Природа не антропоморфна и не социоморфна. С другой стороны, человек и его общество — не часть природы. Однако неверны эти решения по-разному. Первое реше¬ние абсолютно неверно, ибо заводит теоретическое осмысление мира в тупик. Второе решение неверно относительно. Открытие собственных законов общественного развития возможно лишь при фундаментальном допущении, что человек как естественное существо есть продукт и часть природы, что человек телесен и что его естественные потребности первичны и фундаментальны и могут быть удовлетворены лишь путем материального производства, физического труда.
Четыре вида мировоззрения. Сочетание двух уровней и двух типов мировоззрения дает четыре вида мировоззрения:
Известно, что антропоморфизм — наделение предметов природы и общественных явлений свойствами и даже обликом человека. Антропоморфизм может быть явным, полным и неявным, неполным. Но свойства человека — активность, целенаправленность, сознательность — непременны.
Социоморфизм — уподобление отношений между антропоморфными вымышленными существами отношениям между людьми в человеческом обществе. Социоантропоморфическое мировоззрение – мировоззрение первого уровня и первого типа. Это такое мировоззрение, в котором мироздание духовно осваивается людьми на эмоционально-образно-представленческом уровне путем перенесения на природу явных и неявных качеств и форм человека и его общественной жизни.
Социоантропоморфическое мировоззрение не едино. Скорее можно говорить о социоантропоморфическом мировоззренческом комплексе, чем о социоантропоморфнческом мировоззрении как таковом. В этот комплекс входят мифологическое, религиозное и частично художественное мировоззрения. Их взаимоотношение можно представить на таком примере. В одной шахматной рецензии было сказано, что «в этот момент игровая инициатива металась в нерешительности, еще не зная, в какой лагерь перебраться». Здесь инициатива шахматистов отвлечена от самих шахматистов. Она способна, подобно человеку, знать и не знать, испытывать состояние нерешительности, метаться. Всё это сказано, разумеется, для образности, употреблено как художественный прием, хотя, может быть, и вычурный. Но, тем не менее, это яркий пример субъективно-художественного мировоззрения. Но если, далее, мы поймем эту отвлеченную от человека инициативу буквально, то произойдет отчуждение. Образуется элемент мифологического мировоззрения, где образ понимается безусловно. Такая позиция станет началом мифологического образа — вымышленного существа— «Инициативы». Если же, далее, для этой «Инициативы» будет сооружен храм, если ей начнут поклоняться с целью ее умилостивления и привлечения на свою сторону, то это уже элемент религиозного мировоззрения. Миф становится частью религии лишь тогда, когда он приурочен к религиозному действию, к обряду и культу, когда он входит в систему псевдопрактического, иллюзорного взаимоотношения людей и антропоморфизированной природы.
Художественное мировоззрение — это, вообще говоря, совокупность или даже система образов, отражающих мироздание в аспекте основного вопроса мировоззрения. Оно всегда относится к первому уровню, но по своему типу оно двояко. К социоантропоморфическому виду мировоззрения относится лишь субъективное художественное мировоззрение. Это такое художественное мировоззрение, при котором изображаемое в значительной степени подменяется производимым им субъективным впечатлением, когда объект служит раскрытию состояния субъекта. Такое художественное мировоззрение можно назвать импрессионистски-лирическим. Объективное художественное мировоззрение делает акцепт на обществе по отношению к человеку, на природе по отношению к обществу и к человеку. Его можно назвать натуралистически-реалистическим. Объективное художественное мировоззрение образует второй вид мировоззрения: мировоззрение первого уровня и второго типа.
От художественного мировоззрения, как субъективного, так и объективного, следует отличать мировоззрение художника, которое может быть религиозным, философским или даже обыденным.
Третий и четвертый виды мировоззрения образуют философский мировоззренческий комплекс. Это мировоззрение второго уровня. В нем взаимоотношение мироздания как такового, природы и людей духовно осваивается (осознается) в логической системе понятий и категорий. Рационализированность и системность — таковы главные видовые отличия философии как таковой.
Философия — это системно-рационализированное мировоззрение. Системность определяет содержание философии, поиск ею единства и субстанции мироздания, а рационализированность — ее форму, ее уровень. Афористические и иррационалистические формы философии — отклонения от нормы. Кроме того, философия стремится к доказательности. Что касается основного вопроса мировоззрения, то в философии, на втором уровне мировоззрения, он принимает форму основного вопроса философии, вопроса об отношении бытия (этой абстрагизированной природы) и мышления, сознания (этого абстрагизированного человека).
Философский идеализм, будучи в отличие от социо-антропо-морфического вида мировоззрения, освоением мира «мыслящей головой», принадлежит ко второму уровню мировоззрения, но, раскрывая бытие через дух, мышление, «я», философский идеализм принадлежит к первому типу мировоззрения. Для философского идеализма характерен неявный специфический антропоморфизм: природа уподобляется если не всему человеку в целом, то его духу, мышлению, сознанию.
Философский материализм принадлежит ко второму уровню и ко второму типу мировоззрения. Речь здесь идет, разумеется, лишь о домарксистском натуралистическом материализме, который именно и пытался свести людей и человеческое общество к природе и ее законам.
Различая здесь материализм и идеализм как разные виды мировоззрения, следует подчеркнуть, что философия едина, она едина как высший вид мировоззрения и специфическая форма общественного сознания, часть идеологической надстройки. Однако нельзя не учитывать, что если философский материализм отличается от социоантропоморфического вида мировоззрения и по форме (методу), и по содержанию (типу), то философский идеализм отличается лишь по форме. Правда, это различие существенно.
Мировоззрение в собственном и в широком смысле слова.
Из сказанного ясно, что мировоззрение в собственном смысле слова — это не только философское, но и художественное, и мифологическое, и религиозное мировоззрение. Если же о философском мировоззрении и можно говорить как о мировоззрении в собственном смысле слова, о мировоззрении как таковом, то лишь в том смысле, что философия — это высший вид мировоззрения в собственном смысле слова среди других видов (разновидностей) мировоззрения в собственном смысле слова.
Что же касается мировоззрения в широком смысле слова как некоей «совокупности взглядов», то такая совокупность сама по себе еще не будет мировоззрением. Но она может стать мировоззрением, и притом мировоззрением в широком смысле слова, будучи подчинена тому или иному виду мировоззрения в собственном смысле слова. Более того, мировоззрения в собственном смысле слова борются между собой за эту самую совокупность. Главный фронт борьбы проходит здесь между философским и религиозным мировоззрением. Религия стремится саму философию сделать моментом религиозного мировоззрения в широком смысле слова.
Философия и парафилософия.
По отношению к философии вся остальная часть идеологической надстройки, как низшей, так и высшей, не переставая от этого существовать сама по себе, выступает в качестве парафилософии (как «около философия»). В парафилософии поэтому различимы две части: мировоззренческая (низшая часть идеологической надстройки, низший уровень мировоззрения) и научная. Обе эти части парафилософии антагонистичны. Науки поддерживают философию как мировоззрение на втором уровне мировоззрения. Как только философия утрачивает связь с науками, она скатывается на первый уровень мировоззрения, фактически переставая быть философией, т. е. переставая быть системно-рационализированным мировоззрением. Однако роль науки, ее влияние на философию не всецело благоприятны для философии. Полная победа наук над мировоззренческой парафилософией в борьбе за философию лишает философию ее мировоззренческого характера. Философия сводится к методологии науки, становится служанкой науки.
Мировоззренческая парафилософия поддерживает в философии её мировоззренческий статус, питает философию живыми соками жизни, прежде всего социальной жизни. Однако, она же тянет философию со второго уровня мировоззрения на первый, лишает ее системности и рационализированности, превращает в лучшем случае философию в философский иррационализм, а в худшем вообще растворяет философию в искусстве, мифологии, религии.
В обоих случаях философия становится однобокой, уклоняющейся в ту или иную сторону. В истории философии немало примеров такой неполноценной, хотя по-своему весьма интересной и впечатляющей философии. Но история философии даст нам примеры цельной и гармоничной философии, такой философии, в которой ее системно-рационализированная форма и ее мировоззренческое содержание находятся в состоянии равновесия и соразмерности. Если говорить о древней философии, то такими системами являлись, например, учения Демокрита и Аристотеля.
Источник