- § 2. Акустические основы звукообразования на духовых инструментах.
- § 3. Исполнительский аппарат и техника звукоизвлечения.
- § 4. Исполнительские средства при игре на духовых инструментах.
- Музыкальные инструменты можно поделить по способу извлечения звука
- Духовые инструменты – деревянные, медные, электронные
- Духовые инструменты по источнику звукового колебания
- Деревянные духовые инструменты
- Группа деревянных духовых инструментов
- Медные духовые инструменты
- Группа медных духовых инструментов делится на несколько типов:
- Электронные духовые инструменты
§ 2. Акустические основы звукообразования на духовых инструментах.
В отличие от клавишных, смычковых и ударных инструментов, где в роли вибратора выступают твердые тела (струны, пластины и т. д.), все духовые инструменты принадлежат к инструментам с газообразным звучащим телом. Причиной возникновения звука здесь служат колебания воздушного столба, вызванные особыми действиями возбудителей.
Современная музыкальная акустика все духовые инструменты делит на три группы:
с воронкообразным мундштуком.
Как же образуется звук на всех этих инструментах?
Лабиальные — звук образуется в результате трения выдыхаемой струи воздуха об острый край отверстия (лабиума);
Язычковые — звук образуется в результате колебаний особых тростниковых пластин (трости);
С воронкообразным мундштуком — в роли твердого колеблющегося возбудителя звука выступают центральные участки губ, охваченные мундштуком.
Таким образом, рассмотрев акустические основы звукообразования на различных духовых инструментах, находим одно общее явление: во всех случаях причиной образования звука является периодическое колебание воздушного столба, заключенного в инструменте, вызываемое специфическими движениями различных по устройству возбудителей ..звука.
§ 3. Исполнительский аппарат и техника звукоизвлечения.
Анализируя технологию звукоизвлечения на духовых инструментах, установили, что она слагается из:
особой работы мускулатуры губ и лица;
специфических движений языка;
координированных движений пальцев;
непрерывного слухового анализа.
Указанные компоненты, неразрывно связанные между собой сложной нервно-мышечной деятельностью, составляют исполнительский аппарат музыканта-духовика.
Перед началом игры музыкант, приложив мундштучную часть инсгрумента к губам, производит вдох. Одновременно с окончанием вдоха играющий плотно смыкает углы губ, а к центральным участкам губ или трости подводит кончик языка. Для извлечения звука ему необходимо лишь оттолкнуть язык от губ (или трости) назад и дать возможность выдыхаемой струе воздуха привести в колебания возбудитель звука, что обеспечивает музыканту четкое начало звука. Все это происходит при активном участии слуха. Мы должны ясно представлять себе, что без одновременного развития музыкального слуха, губ, дыхания, языка играющий на духовом инструменте не сможет сформировать полноценный исполнительский аппарат.
§ 4. Исполнительские средства при игре на духовых инструментах.
Какими средствами выражения располагает играющий на духовом инструменте? Исполнительские средства можно разделить на три группы:
средства, относящиеся к качеству звука (тембр, интонация, вибрация и т. д.);
средства технического порядка (пальцевая беглость, техника дыхания, техника языка);
обще-музыкальные средства выражения (фразировка, динамика, агогика, штрихи, аппликатура и т. д.).
В процессе игры и звук, и техника, и фразировка никогда не должны быть самоцелью, так как это только средства для раскрытия художественного содержания музыки.
Одним из наиболее важных исполнительских средств играющего на духовом инструменте является звук. Играющий должен стремиться овладеть красивым звуком, то есть сделать звучание инструмента чистым, динамически разнообразным. Особо важное место занимает чистота интонирования, здесь очень важно музыканту иметь хороший музыкальный слух.
Техническое мастерство складывается у музыканта из различных элементов: хорошо развитого исполнительского дыхания, эластичности и подвижности губ, подвижности языка, быстроты и согласованности движений пальцев.
У духовиков существуют свои особые понятия о наиболее сложных элементах исполнительской техники. Так для группы деревянных — весьма сложной является техника, для группа медных — овладение техникой работы губ.
Важное значение имеет фразировка — правильно определять строение музыкального произведения (мотивы, фразы, предложения, периоды), верно устанавливать и выполнять цезуры и т. д. Важной составной частью фразировки является динамика. При игре на духовом инструменте используются обычно два вида динамики:
ступенчатая или террасная динамика, венчающая постепенное усиление или ослабление звука (ррр-рр-р-тр, mf—f—ff—fff);
контрастная динамика, заключающаяся в резком противопоставлении различной силы звука
Агогика — это изменение скорости движения, темповые отклонения. Штрих — способ извлечения звука (legato, staccato и т. д.).
Таковы основные средства, с помощью которых играющий на духовом инструменте добивается осмысленного и выразительного исполнения музыки.
II глава «Работа исполнительского аппарата.»
Источник
Музыкальные инструменты можно поделить по способу извлечения звука
1.Музыкальные инструменты можно поделить по способу извлечения звука на
-струнные(щипковые, клавишные, смычковые) –
Духовы́е музыка́льные инструме́нты — музыкальные инструменты, представляющие собой деревянные, металлические и иные трубки различного устройства и формы, издающие музыкальные звуки в результате колебаний заключённого в них столба воздуха. Высота звука извлекаемого из духовых инструментов определяется их размерами: чем больше заключённый в них столб воздуха, тем медленнее он колеблется и, следовательно, тем ниже издаваемый инструментом звук(частота звука меньше ), и наоборот — чем меньше заключённый в трубке столб воздуха, тем издаваемый инструментом звук выше(частота звука больше).
Изменение колебаний воздушного столба в инструменте, а следовательно, и высоты звука, достигается двумя способами:
- более сильным вдуванием столб воздуха рассекается на две, три, четыре и т. д. части, вследствие чего начинает звучать не основной тон, а какой-либо из его верхних гармонических созвуков;
- объём звучащего столба воздуха увеличивают или уменьшают посредством специальных приспособлений — клапанов, вентилей, пистонов, кулисы,
По способу извлечения звука духовые инструменты подразделяются:
— на флейтовые, включающие все виды флейт;
— язычковые: зурна, гобой, кларнет, фагот;
— на мундштучные: трубы и рога. которые музыкант приводит в действие пальцами.
Духовые музыкальные инструменты делятся также на деревянные ( флейта, гобой, фогот) и медные (тромбон, труба, валторна ).
В струнных музыкальных инструментах натянутая определенным образом струна приводится в движение (щипком руки, смычком, ударом клавишного молоточка) с частотой, соответствующей звуковым колебаниям. Примером стунных инструментов может служить гитара, скрипка, фортепиано, клавесин, виолончель, альт, домра, арфа и т. п.
Чем сильнее натянута струна, тем выше частота извлекаемого звука. Кроме того, может варьироваться длина струны либо формой самого инструмента, либо искусственно зажиманием струны на грифе инструмента пальцем исполнителя.
В ударных музыкальных инструментах источником звука является колеблющаяся пластина или мембрана – барабан, тарелки, там-там.
Немного фактов о старинных музыкальных инструментах.
А) у африканских папуасов музыкальными инструментами были тростниковые флейты, свистульки, кокосовые орешки, укрепленные на голове вождя,
Б)Древний Китай гремел тарелками, радовал щипковыми пипами, смычковыми хуцинями, шэнами.
В) в старину в Австралии под звуки чуринги (глиняного горшка) колдуны визжали, заклинали духов,
Г)у древних арабов был инструмент ребаба, имеющий 2 струны и музыкальную коробку – резонатор из панциря черепахи
Д) старая Россия пела и плясала под дудки, гусли, свирели. Даже кандалы звенели горечью и тоской на праздниках.
Источник
Духовые инструменты – деревянные, медные, электронные
Духовые инструменты – музыкальные инструменты, звук которых формируется при помощи колеблющегося воздушного потока, находящегося внутри корпуса.
Духовые являются одними из древнейших видов музыкальных инструментов. Можно предположить, что первые примитивные духовые изготавливались из полых трубок, например, из рога, либо из тростника. В «Повести временных лет», датируемой 1113 годом, уже были упоминания о таких инструментах на территории Древней Руси.
С течением времени духовые инструменты видоизменялись и совершенствовались, и на данный момент их можно разделить по источнику звукового колебания и по материалу изготовления. Интересно, что, несмотря на достаточно очевидную, на первый взгляд, терминологию, трактовка принадлежности инструмента к какой-либо из групп может варьироваться.
Мы решили рассказать, что к чему, ведь знание принципа разделения духовых инструментов на виды и группы поможет вам в выборе инструмента и не даст запутаться.
Духовые инструменты по источнику звукового колебания
Лабиальные духовые – инструменты, вибрации звука в которых возникают об острый край стенки корпуса. Все виды флейт, свистки и прочие дудочки относятся к этой категории.
Язычковые духовые – инструменты, звуковые колебания которых создаются от вибрации специального резонирующего язычка, находящегося в воздушном потоке. Саксофоны, фаготы, кларнеты – все духовые, имеющие трость, а также губные гармошки и органы можно отнести к этой категории.
Амбушюрные духовые формируют звук от вибраций губ музыканта, от положения языка и объема его ротовой полости. К таким инструментам относятся трубы, горны, тромбоны, валторны и тд.
Кроме того, инструменты можно классифицировать по материалу изготовления. Однако, здесь есть нюансы. Такая классификация сложилась исторически и является традиционной, но духовые изготавливаются не только из дерева и меди. Лучше считать это разделение условным, относящимся к способу звукоизвлечения и технике игры, нежели к материалу корпуса.
Деревянные духовые инструменты
Деревянные духовые – музыкальные инструменты, звук в которых генерируется вибрирующей внутри корпуса воздушной струей, а высота звучания регулируется посредством открытия и закрытия специальных клапанов.
Исторически сложилось так, что эти инструменты изготавливали из дерева. Яркий тому пример – флейта. Изготовленная из деревянной трубки, корпус флейты имеет отверстия, закрывая и открывая которые музыкант может регулировать высоту звучания.
Тем не менее, многие духовые, технически являющиеся деревянными, производятся из других материалов. Современные оркестровые флейты изготавливаются из пластика, алюминия и даже стекла, а саксофон, принцип работы которого относит его к деревянным духовым, вообще никогда не изготавливался из дерева.
Группа деревянных духовых инструментов
Гобой – деревянный духовой музыкальный инструмент, представляющий собой полую прямую трубку с множеством клапанов, звук которого генерируется в специальной дойной трости – деревянном язычке, вибрирующем в воздушном потоке. Этот певучий, слегка гнусавый и громкий инструмент внесен в книгу рекордов Гиннеса как самый сложный музыкальный инструмент. Гобой получил свой современный вид во второй половине XVIII века, в настоящее время широко используется в камерной и симфонической музыке.
Гобой традиционно изготавливают из твердых сортов дерева, чаще всего используя черное дерево, палисандр, бук, самшит или дикую вишню. Однако, есть свидетельства о создании гобоя из слоновой кости.
Этот инструмент имеет разновидности, самые известные из которых гобой д’амур, английский рожок и геккельфон.
Кларнет – духовой деревянный музыкальный инструмент в виде полой трубки с клапанами. Внешне похож на гобой, однако обладает одинарной тростью. Он был изобретен примерно в 1700 году в Нюрнберге, активно используется в камерной и оркестровой музыке, а также широко распространен среди джаз коллективов.
Конструкция кларнета постоянно дорабатывается, добавляется и оптимизируется достаточно сложный механизм клапанов.
Кларнет обладает широким диапазоном, имеет мягкое, теплое звучание и открывает для музыканта широкие границы для выразительной игры.
Фагот – Интересный на вид деревянный духовой инструмент, представляющий собой полую трубку с клапанами, чем-то напоминающую таковую у гобоя. Звук фагота зарождается в сдвоенной трости, которая крепится к основному корпусу при помощи металлической S-образной трубки.
Фагот имеет сдавленное, басовитое звучание, раскрывающееся на нижних и средних регистрах. Обогащенное обертонами звучание этого инструмента используется в симфонических и духовых оркестрах, а также сольно и в ансамблях.
Саксофон – один из самых известных деревянных духовых инструментов, придуманный в1842 году бельгийским конструктором музыкальных инструментов Адольфом Саксом. Широко применяемый как в оркестровой, так и в популярной музыке, его внешний вид и звучание стали ассоциироваться со всеми духовыми инструментами в принципе.
Технически являясь деревянным духовым, саксофон никогда не изготавливался из дерева. Обычно этот инструмент изготавливают из сплавов меди и цинка, латуни и пакфонга. Звук саксофона генерируется в трости, похожей на трость кларнета.
Старинные деревянные инструменты
Помимо основных деревянных инструментов, существуют старинные деревянные духовые, такие как блок-флейта, бомбарда, вистл, шалмей. Деревянный духовой инструмент у народов кавказа Баламан (либо балабан) является ярким примером старинных духовых. Балабан представляет собой полую прямую деревянную трубку с отверстиями, на одном конце которой установлен мундштук из камыша. По конструкции балабан очень похож на грузинский дудук, и имеет сходный кричащий тембр.
Высокий по звучанию деревянный духовой инструмент – конечно же флейта. Её чистое, тонкое, пронзительное звучание знакомо каждому человеку. Сегодня флейта является очень популярным инструментом для обучения детей в музыкальных школах.
Самый низкий инструмент группы деревянных духовых инструментов – фагот. Его густое, богатое обертонами звучание используют в различных оркестрах.
Медные духовые инструменты
По принципу работы медные духовые относятся к амбушюрным инструментам – в которых для создания и изменения звука активную роль играет положение губ музыканта и сила воздушного потока.
Медные духовые инструменты называются таковыми, потому что их первые представители изготавливались из меди, однако сегодня в производстве используют и латунь, и серебро, и дюраль.
Первые медные духовые представляли собой простые раструбы, без дополнительных механизмов для изменения тона инструмента. Такие медные назывались натуральными музыкальными инструментами, то есть издающие несколько звуков натурального звукоряда. К таким инструментам относятся горны, охотничьи рожки, фанфары, сигнальные рожки. В нашей стране самым известным представителем является пионерский горн.
С развитием технологий конструкция медных духовых все более усложнялась, и теперь, помимо натурального звукоряда, такие инструменты могут издавать широкий диапазон звуков.
Группа медных духовых инструментов делится на несколько типов:
Натуральные инструменты – простые медные трубы и горны, способные воспроизводить лишь натуральный звукоряд. Являются самыми примитивными духовыми в семействе. К ним относят рожки, горны, фанфары и тд.
Кулисные инструменты – медные духовые, звуковой диапазон которых расширяется путем удлинения воздушного потока с помощью выдвижной кулисы. Классический духовой инструмент с кулисой – тромбон.
Вентильные инструменты – разновидность медных духовых, в которых высота звука регулируется специальными вентилями, управляемыми музыкантом. Вентили открывают и закрывают путь воздуха к дополнительным патрубкам инструмента, тем самым повышая и понижая его тон. В настоящее время такой системой снабжены почти все современные медные духовые: саксгорны, валторны, трубы и тубы.
Клапанные инструменты – редкий подтип медных духовых, система понижения и повышения тона в которых работает по принципу деревянных инструментов – посредством отверстий в корпусе, открываемых и закрываемых музыкантом. Примером таких духовых являются корнет, серпент, офиклеид и клапанная труба.
Еще одним известным представителем медных духовых является инструмент труба. Труба состоит из трех частей: мундштука, трубки и раструба. В зависимости от сложности, может как обладать вентильным механизмом, так и не иметь его. Этот знаменитый инструмент имеет яркий, громкий тембр, и является самым высоким по звучанию медным инструментом.
Самый низкий по звучанию медный духовой инструмент – геликон. Этот огромный инструмент представляет собой большую цикличную трубу с вентильным механизмом, имеющую низкое, рокочущее звучание. Геликон применяется в военных оркестрах, отлично раскрывая свои акустические возможности на открытом воздухе.
Электронные духовые инструменты
В последнее время электронные музыкальные инструменты получили множество новых вариаций. Среди них появились электронные духовые инструменты, представляющие собой контроллер, который чутко реагирует на силу и характер поступающего воздуха, а также на нажатие кнопок.
Такие электронные духовые контроллеры могут управлять цифровыми синтезаторами, звуковыми генераторами, содержащие семплы духовых инструментов. Таким образом, при помощи одного такого устройства, музыкант получает возможность играть любым тембром духового инструмента, используя все привычные методы артикуляции и экспрессии. Примерами таких инструментов являются Roland Aerophone AE-10 и AKAI PRO EWI4000S.
Источник