- Средства общения человека в психологии
- Что такое средства общения человека
- Основные средства общения людей
- Невербальные
- Вербальные
- Язык как средство общения
- Речь как средство общения
- Игра как средство общения
- Развитие средств общения
- Средства делового общения
- Средства общения дошкольников
- Видео
- Способы общения
- Понятие способов общения
- Правила организации общения
- Готовые работы на аналогичную тему
- Классификация способов общения
- Общение в Интернет- пространстве
Средства общения человека в психологии
Средства общения – важный инструмент ежедневного контакта одного человека с окружающими. Существует множество способов обмена информацией, подразделяемых непосредственно на разговор и коммуникацию без слов.
Людям нужно разговаривать, чтобы понять друг друга
Что такое средства общения человека
Взаимная коммуникация занимает огромную часть жизни человека. Она помогает выражать мысли, чувства, намерения. Наиболее распространенные виды обмена информацией – посредством слов, жестов. Психология выделяет два типа общения:
- вербальный (речь, интонация);
- невербальный (мимика, жесты, поза).
Например, речь может быть внутренней, когда человек мысленно рассуждает, внешней, разговорной и т. д., так же, как и поза, открытой и закрытой.
Основные средства общения людей
Помимо наиболее распространенных методов обмена информацией, называют следующие виды общения:
- Когнитивное и деятельное. Обмен знаниями, навыками, информацией и умениями;
- Материальное. Имеет место в процессе обмена предметами;
- Мотивационное. Обмен желаниями, а также побуждение к решительным действиям;
- Эмоциональное. Обмен эмоциями, например, попытка развеселить грустного собеседника.
Обратите внимание! Кроме разных видов и способов, существуют определенные техники общения, которые применяются для достижения тех или иных целей, возникающих в процессе знакомства с человеком.
К техникам общения относят:
- Деловое – обмен информацией для достижения коммерческой выгоды;
- Контакт масок – набор стандартных слов и словосочетаний, в совокупности с мимикой и жестами, например, вежливость, скромность, учтивость, безразличие;
- Манипулятивное – беседа с целью получения выгоды;
- Межличностное – раскрытие глубинных структур собеседника;
- Предметное – имеет место как у детей (наделять игрушки «сознанием»), так и у взрослых («разговаривать» с телефоном);
- Светская беседа – таким называется разговор без определенной цели, беспредметный. Обычно говорят не то, о чем думают, а выражают то, что принято;
- Формально-ролевое – когда люди разговаривают на том уровне, который соответствует их социальному положению.
Невербальные
Невербальным называют коммуникационное взаимодействие собеседников без использования слов. Улыбка, удивленное выражение лица, сдвинутые брови – все это примеры невербального общения.
Обратите внимание! Зачастую жесты и мимика имеют подсознательный характер, поэтому умение вовремя их определить позволяет собеседнику предугадывать ход разговора.
Иногда жесты говорят больше, чем слова
Невербальный контакт эмоционально дополняет основную беседу, где инструментом разговора становится тело человека. Среди средств данного вида общения выделяют мимику (выражение лица, глаз, рта), жестикуляцию (движения тела), визуальный контакт и проксемику (расстояние между собеседниками).
Вербальные
Вербальным называют речевое взаимодействие собеседников. Оно мало уступает невербальному, поскольку есть разные сферы жизни: в личной жизни часто имеет значение то, «как» сказано предложение (искренне, эмоционально), в деловой сфере важно именно то, «что» говорит собеседник. Сюда должна относиться ясность в выражениях, без намеков и хождения «вокруг да около».
Язык как средство общения
Язык – это не только способ общения, но и мышления человека. Он является социальным и культурным механизмом. Главная языковая функция заключается в использовании слов. Однако выделяются и другие виды языкового общения:
- Разговорный язык. Средство повседневного контакта между людьми. Включает в себя использование жаргонных слов, так называемого сленга, действующего для той или иной группы людей или даже местности.
- Литературный язык. Язык, включающий в себя некоторые нормы и правила беседы. Литературный язык свидетельствует о том, что собеседник владеет языковой культурой.
- Искусственные языки – способы общаться без использования речи. Среди них выделяют:
- Азбуку Морзе. Определение знакового кодирования, характеризующего цифры и буквы.
- Язык глухонемых. Сочетание жестов, мимики, движений рта.
- Шифры. Так называемые преобразования текста с целью его засекречивания. Примечательно, что их можно расшифровать, зная «ключ».
- Компьютерные языки. Средство общения с компьютером посредством команд, знаков, а также математических формул.
Речь как средство общения
Для большинства людей наиболее понятна речь – словесная беседа, которая имеет определенные виды:
- Внутренняя речь. Речь для себя или про себя, т.е. обычно имеет характер мысленных рассуждений. Бывает, что человек говорит сам с собой, когда его никто не слышит, это также можно отнести к внутренней речи. Суть ее в том, что подобные обращения к себе не слышат другие люди.
- Внешняя речь. Она же устная. Слова воспринимаются на слух лицом, которое участвует в беседе, но в данный момент ее не ведет.
Речь является самым используемым способом общения
- Диалогическая речь, или разговорная. Наиболее часто используемый способ общения с элементами диалекта и жаргона, характерными для определенной местности, представителей некоторых видов деятельности или профессии.
- Монологическая речь. Речь одного человека, обращенная к собеседнику или группе людей. Суть в том, что монолог имеет длительный характер без возможности прервать речь. Обычно к монологу готовятся заранее. Примеры – преподаватели, дикторы, люди, представляющие презентацию.
- Письменная речь. Кроме современного общения в реальном времени посредством чатов и смс, письменная речь является способом общения с представителями прошлых и будущих поколений.
Игра как средство общения
Игра используется в основном детьми как между собой, так и для взаимодействия со взрослыми собеседниками. Она необходима для того, чтобы раскрыть таланты детей, эффективнее научить их чему-то новому, раскрепостить. Многие родители используют игры как уловки по воспитанию детей, например, чтобы научить малыша самостоятельно наводить порядок («кто быстрее спрячет все игрушки в коробку!»).
Развитие средств общения
Еще до рождения дети общаются с родителями прикосновениями (толчками), так же как и матери поют песни ребенку, гладят животик. После рождения чадо нуждается в эмоциональном контакте, у него развиваются органы для коммуникации (упор на слух, прикосновения, даже запахи).
Имеет место ольфакторный метод – общение запахами. Он характерен для животных, которые помечают территорию. Другие животные чувствуют этот запах и распознают в нем немалое количество информации: вид, пол, статус (например, вожак) и многое другое.
Вскоре ребенок начинает подражать звукам, которым учат его родители (пародирует телевизор и даже домашних питомцев). Затем дети переходят к игровому способу общения, познавая мир. Достигая школьного возраста, ребенок интенсивно развивается интеллектуально, учится разным способам общения и взаимоотношений.
Дети учатся общению, копируя взрослых
Средства делового общения
Деловые взаимоотношения опираются на вербальный тип беседы, т.е. важно содержание разговора, а не эмоциональная его сторона. Допускается представлять свои идеи, подкрепляя их искренней улыбкой в попытке вызвать у собеседника дружелюбие и доверие, но результат все же зависит от фактов, доказательств эффективности беседы.
Среди инструментария делового общения можно назвать следующие понятия:
- Непосредственно беседа – диалог нескольких лиц с целью разрешения деловых задач, установления взаимовыгодных отношений.
- Беседа по телефону – проходит в силу ограничения по времени, требует знания этикета телефонных разговоров.
- Деловые переговоры – обмен мнениями с целью прийти к общему соглашению.
- Совещание – привлечение сотрудников к принятию решения.
- Публичная речь – монолог, ораторская речь перед аудиторией и т. д.
Средства общения дошкольников
Дошкольникам доступны так называемые игры, с которыми они лучше узнают друг друга и особенности окружающего мира. Выделяют следующие средства общения дошкольников:
- Образно-ролевая игра. Суть в том, чтобы ребенок выбрал себе роль и действовал в соответствии с нею. Примечательно, что это не только роль мамы или папы – дошкольник волен выбрать любой понравившийся предмет, эмоцию и т. д.
- Сюжетно-ролевая игра – творческий подход к познанию мира, пониманию взрослых, первые шаги на пути к ответственности.
О том, какие бывают основные средства общения, есть множество информации. Ребенку в школе дают первые краткие пояснения о вербальном и невербальном видах контактов. Психологи могут определить намерения и настроение человека прежде, чем он заговорит. Знание способов общения поможет лучше понимать течение разговора.
Видео
Источник
Способы общения
Вы будете перенаправлены на Автор24
Понятие способов общения
Существует два основных варианта организации общения: вербальная и невербальная коммуникация. Также, современное общество развило еще один вариант общения – взаимодействие в Интернет пространстве.
Вербальная коммуникация – это процесс установления контактов между людьми на основе применения речевых навыков, слов и символов языка. Невербальная коммуникации – это процесс организации коммуникативного взаимодействия, исключающий использование речи, т. е. общение в этом случаепроисходит за счет мимических жестов, системы знаков.
Правила организации общения
Коммуникативное взаимодействие людей играет важное значение в организации успешной жизнедеятельности любого человека. Чтобы оно имело успех, приносило должный эффект требуется его грамотное построение. Общение должно приносить положительные эмоции, быть комфортным всем его участникам.
Действенность общения достигается путем соблюдения следующих правил его организации:
- При общение, отношение его субъектов должно быть таким, чтобы они могли чувствовать свою интеллектуальную значимость, притягательность, очарование и заинтересованность в построение коммуникативных связей с ними;
- Беседа должна проходить в акцентировании внимания на партнере. Недопустимо отвлекаться на что-то постороннее. Это может развить чувство ненужности, неважности у партнера по общению. Значимым средством общения является мимика и изменение интонации;
- Перед ответом на вопрос собеседника необходимо выдержать несколько секундную паузу;
- Выражать реальные, искренние чувства во время общения. улыбка обязательно должна быть настоящей, иначе такое общение моментально приведет к потере расположения партнера;
- Общение должно опираться на уверенность в себе его участников. Какой человек захочет общаться с замкнутым и неуверенным в себе человеком?;
- Обеспечить собеседнику чувство непринужденности при общении. Это возможно при не акцентировании внимания на оговорках, неверных словах, речевых конструкциях, фразах;
- Речь должна быть придержана определенного ритма и темпа, монологов должно быть оптимальное количество.
Готовые работы на аналогичную тему
Классификация способов общения
На рисунке 1 приведена классификация средств общения. Кратко охарактеризуем каждое из них.
Вербальная коммуникация. Такой способ общения основан на применении речи и ее структур. Общение реализуется на практике посредством применения систем знаков. Эту систему составляет язык, характеризующий способности человека выражать свои мысли и чувства, эмоции и желания. Язык находит свое практическое воплощение в речи. Она имеет два значения:
- Специфическая деятельность каждого индивида, реализуемая посредством устного или письменного применения системы знаков и символов;
- Речь – это итоги деятельности в контексте условий и целевого назначения общения.
Речь и язык являются, хоть и на первый взгляд очень похожими, но они имеют различное значение. Вот основные отличия между языком и речью:
- Речь обладает исключительностью и своеобразием. Ее можно реализовать в пространственно-временном континууме;
- Речь является более активным и динамичным процессом;
- Речь относится к слабо регламентируемым процесса и определяется контекстом конкретной ситуации.
Невербальная коммуникация. Такое общение реализуется посредством знаковой системы, которая в данном случае представляется мимическими жестами. Невербальное общение представлено разнообразными типами. К ним относятся следующие:
- Кинесические: выразительные движения тела (жесты, мимика и пантомимика, поза, походка), визуальный контакт (направление, длина паузы, частота контакта);
- Просодические и экстралингвистические. Голос и речь: интонация, громкость, тембр, темп речи, ритм, дикция, модуляция, высота, тональность, паузы, вздох, смех, плач, кашель, зевание и др.;
- Такесические. Динамические прикосновения: рукопожатие, поцелуй, похлопывание и др.;
- Проксемические: пространственная структура общения (ориентация и угол общения партнеров, дистанция); время (опоздания, ранний приход, соотношение времени и статуса, культура времени).
Рисунок 1. Средства общения. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Общение в Интернет- пространстве
Формирование информационного общества и развитие научно-технического прогресса привели к оформлению новых средств общения. Оно связано со взаимодействием посредством применения разнообразных электронных аппаратов или в Интернет-пространстве.
Такое общение имеет свои особенности, поскольку оно, в некоторых случаях, исключает наличие визуального контакта с собеседником, а иногда и устную речь, если происходит переписка в чате. Это приводит к недополучению какой-то части информации, которую возможно было бы получить при взгляде на собеседника, его мимике, жестов или из его речи, ведь она была более расширенной и подробной, нежели сообщение в чате.
При общении в интернет-пространстве все пользователи имеют возможность сохранять свою анонимность. Если, вы не знаете человека в реальной жизни, то те факты, которые он сообщает о себе в интернете не всегда могут быть правдивыми. Собеседник может оказаться выдуманным персонажем, если захочет таким предстать. Виртуальное общение иногда очень интересно именно этим, а иногда и опасно. Все зависит от собеседника, который попался вам. Анонимность в виртуальном общении подкрепляется применением псевдонимов пользователями, которые носят название «ники».
Если вы общаетесь путем использования электронных средств и информационных ресурсов, то необходимо соблюдать некоторые правила организации продуктивности такого общения. Они состоят в выполнении простых действий:
- Обязательное редактирование написанного;
- Соблюдение правил грамматики, пунктуации и синтаксического построения речи;
- В письмах должны быть сформулированы те же положения, что и были присланы вам пользователем, поскольку он не может помнить каждое свое послание и его суть;
- Если пользователь применяет нестандартные формулировки и выражения, то с ними необходимо ознакомиться и повторить в ответном послании, возможно перефразировав их;
- Чтобы сообщение было воспринято пользователем как нужно т.е. он прочувствовал его эмоциональный настрой, необходимо учесть тот факт, что невербальные жесты тут неприменимы. Поэтому, сообщение должно содержать выразительные обороты, прилагательные и смайлики;
- Старайтесь сохранить суть и смысловое назначение послания. Для этого следует избегать сокращений, которые могут оказаться непонятными для собеседника;
- Мысли должны быть изложены ясно;
- Электронное общение, по своей сути, не является тайным. Оно может быть сохранено на нескольких площадках, проходя путь до собеседника. В этой связи, секретную информацию лучше не передавать в Интернет-пространстве. Возможно, конечно, зашифровать послание, но это тоже не самый надежный способ.
Источник