- Как пишется правильно: «Друг другу» или «друг-другу»?
- Как пишется правильно: «друг другу» или «друг-другу»?
- Примеры предложений
- Правописание словосочетания «друг к другу»
- Примеры предложений
- Неправильное написание выражения «друг другу»
- Заключение
- Составное именное сказуемое
- Разновидности сказуемых в русском языке
- Простое глагольное сказуемое
- Составное глагольное сказуемое
- Составное именное сказуемое
- Понятие составного именного сказуемого
- Назначение глагола-связки в предложении
- Пример грамматической связки
- Пример знаменательной связки
- Пример полузнаменательной связки
- Слова, употребляемые в качестве именной части составного сказуемого
- Существительное
- Прилагательное
- Виды связей в словосочетаниях
- Понятие словосочетания
- Основные виды словосочетаний
- Глагольные словосочетания
- Именные словосочетания
- Наречные словосочетания
- Примеры словосочетаний со связью согласования
- Примеры словосочетаний со связью управления
- Примеры словосочетаний со связью примыкания
Как пишется правильно: «Друг другу» или «друг-другу»?
Некоторые словосочетания кажутся нам противоречивыми по написанию и заставляют задуматься над их безошибочным употреблением. Один из популярных запросов – верный вариант написания фразы «друг другу» или «друг-другу». Разобраться несложно, и далее приводится правило, которое раз и навсегда расставит точки над «i».
Как пишется правильно: «друг другу» или «друг-другу»?
Словосочетание, о котором идет речь, является фразеологизмом (то есть устойчивым сочетанием) и имеет единственно верный вариант написания.
Фраза «друг другу» пишется раздельно, между словами ставится пробел.
«Друг другу» – это выражение, используемое в качестве местоимения. В школе преподают грамматическое правило написания местоимений через дефис в четырех случаях: после приставки «кое-» (например, кое-кто), а также перед суффиксами «-то», «-либо», «-нибудь» (примеры: что-то, где-либо, когда-нибудь). При этом «друг другу» – два однокоренных слова, которые образуют собой местоименное выражение с проверочным вопросом «Кому?», и никаких частиц, указывающих на написание через дефис, в нем нет.
Также некоторые могут предположить, что фраза «друг другу» – это наречие, которое при повторении слов предполагает дефисное написание (например, близко-близко, еле-еле). Однако наречия отличаются проверочными вопросами («Как?», «Куда?», «Где?», «Сколько?» и прочие) и тем, что не склоняются. При этом выражение «друг другу» легко склоняется по падежам: родительный – «друг друга», творительный – «друг другом» и т.д.
Примеры предложений
- Мы с братом всегда помогаем друг другу в домашних делах.
- Кажется, мы перестали замечать друг друга, и я хочу это исправить.
- Они оказались очень довольны друг другом после того случая.
Дополнительно в качестве примеров верного написания фразеологизма приведем литературные источники.
- Они любили друг друга так долго и нежно, с тоской глубокой и страстью безумно-мятежной! (М.Ю. Лермонтов)
- Тогда обступили их со всех сторон тесно и не выпускали до тех пор, пока они не решились подать друг другу руки. (Н.В. Гоголь)
Правописание словосочетания «друг к другу»
Кроме варианта простого склонения фразеологизма по падежам, существуют также различные варианты написания, разделенного предлогами «к», «для», «о» и другими. Такое написание возможно для взаимного местоимения, но было бы неприемлемо для наречия. Дефисный вариант «друг-к-другу» является ошибочным.
Примеры предложений
- Иван и Мария думали друг о друге с раннего утра и до поздней ночи.
- Кто бы мог подумать, что нам с сестрой будет ничего не жалко друг для друга!
В русской классической литературе также можно найти примеры правильного написания:
- Они с самого раннего детства были привязаны друг к другу теплой и заботливой дружбой. (А.И. Куприн)
- Он, изволишь видеть, поехал за город с одним поручиком, да взяли с собою шпаги, да и ну друг в друга пырять. (А.С. Пушкин)
Неправильное написание выражения «друг другу»
Написание фразеологизма в виде «друг-другу», через дефис, недопустимо и является ошибкой. Исключений из правила, описанного в первой части данной статьи, нет.
Заключение
В заключение повторим простые способы определения правильности написания «друг другу» или «друг-другу»:
- проверьте, какой вопрос можно задать выражению (вопрос будет местоименным);
- попробуйте просклонять фразу по падежам (имеет различные окончания при склонениях);
- добавьте между словами сочетания предлог (написание через дефис при этом запрещено).
Таким образом, легко запомнить и проверить единственно верное написание фразеологизма «друг другу».
Источник
Составное именное сказуемое
Грамматическая основа содержит два главных члена предложения – подлежащее и сказуемое. Разнообразие предложений в родном языке даёт возможность удостовериться в том, что любое из них наделено разными методами выражения. В таких частях синтаксической конструкции кроется ключевой смысл высказывания. В то время, когда члены, не являющиеся главными, возможно просто «убрать» и смысл не станет менее понятным, грамматическая основа обязана оставаться на своем месте, иначе тот, кто читает текст не сможет догадаться, что хотел донести автор.
Подлежащее и сказуемое — главные в предложении, и к словосочетаниям они не имеют никакого отношения. Это и составляет существенную их разницу со второстепенными составляющими предложения.
Глаголом обычно обозначается сказуемое, основной член предложения. Оно даёт понятие действиям, а также состоянию предметов, лиц, обозначенными подлежащим.
Разновидности сказуемых в русском языке
Грамматическая основа понимается как основная часть каждой конструкции синтаксиса. Здесь кроется главный смысл фразы, который автор старается предъявить читателю. Обычно, подлежащее и сказуемое бывают самостоятельными. Это значит, что для понимания смысла предложения их достаточно.
Второстепенные члены предложения призваны создавать дополнительные конструкции, уточняющие или раскрывающие смысл более подробным образом, усиливающие впечатления и более полно раскрывающие смысл описываемых событий.
Подробное изучение главных членов предложения даёт нам понять, что иногда слова, воспринимаемые нами как второстепенные члены, могут дополнять смысл подлежащего либо сказуемого, и в некоторых таких случаях они становятся неотъемлемой частью грамматической основы. Ниже, мы на примере разновидностей сказуемых рассмотрим такие конструкции более детально.
Простое глагольное сказуемое
Классический и обычный вид этой части речи, обозначенный глаголом в любом наклонении.
Она вышла из кабинета и увидела его в зеркале.
Составное глагольное сказуемое
Данная разновидность содержит вспомогательный глагол и глагол неопределенной формы, его называют инфинитив. Оба элемента обязательно присутствуют в сказуемом, но элементов может быть и больше. Следующий пример наглядно покажет сказанное:
Она мечтает поступить в университет.
Как вспомогательный элемент часто применяются глаголы, обозначающие ту или иную фазу процесса: закончить, начать, действовать , а также модальные – нужно, надо, могу .
Составное именное сказуемое
Вот мы и добрались до героя сегодняшнего урока, именное сказуемое содержит глагол-связку и именную часть. Часто в роли связки применяют глагол «быть», но встречаются и иные разновидности. Именной частью может являться любая часть речи кроме глагола. Рассмотрим сказанное на примерах:
Понятие составного именного сказуемого
Член предложения, представленный двумя составляющими, глаголом-связкой и именной частью, выраженной любой другой частью речи кроме глагола, в русском языке определяется как составное именное сказуемое .
Предложения с такой формой главной части речи иногда ставят в тупик даже профессионалов. Те сочетания слов, которые часто служат второстепенными членами предложения, совсем несвойственно увидеть в роли главных членов предложения. Но если изучить правила и разобраться в способах образования составных конструкций, сделать синтаксический разбор не составит труда.
Давайте ещё раз вникнем в суть определения составного именного сказуемого. Подобные предложения содержат синтаксическую конструкцию, в которой присутствует вспомогательный глагол, дающий незавершённое понимание направленности действия, и та часть речи, которая завершает логику взаимодействия, содержит основное лексическое понимание выражения.
Чаще всего для именной составляющей используется наречие, которое и дает понимание всего словосочетания. По синтаксической роли это слово напоминает дополнение или обстоятельство.
В полдень земля была горяча как никогда.
Если мы ограничим грамматическую основу фразой «земля была» , то получим недостаточно информации для понимания общего смысла предложения. Слово «горяча» здесь является крайне необходимым для завершения логики взаимодействия.
Ты стал третьим на финише по счёту, поэтому в рейтинге победителей шансы снизились.
Здесь именная часть отражена порядковым числительным «третьим» .
Мне иногда становилось страшно от мысли, что мы больше никогда не встретимся.
Здесь именная часть отражена наречием «страшно» .
Как мы видим из примеров, наше сказуемое содержит две части: связку, в качестве которой обычно выступает глагол, и именную часть, которая завершает смысл всего словосочетания. Но как мы увидим далее, встречаются и конструкции именного сказуемого, использующие нулевую связку, иначе, отбрасывающие связку за ненадобностью.
Это может быть предложение вида «Вопрос — Ответ», к примеру: Собака — друг человека , или Семью семь — сорок девять . Подобные конструкции выдаёт наличие тире, что может служить некоей подсказкой при определении синтаксических ролей.
Как вы могли заметить, выделение именного сказуемого ничем не отличается от обычного, здесь мы также применяем двойную сплошную линию.
Назначение глагола-связки в предложении
Как мы уже увидели, основную логическую роль в нашем сказуемом играет именная часть, глагол-связка при этом помогает установить время происходящего и его наклонение. Наиболее часто встречающийся в роли связки глагол быть несёт смысл бытия или владения чем-нибудь и представляется в разных формах.
Кулинария есть искусство приготовления пищи
Реже встречающиеся глаголы по типу являться , становиться , служить , оказаться также являются глагольными связками с соответствующим значением:
Сложность в определении вызывают составные формы таких сказуемых со знаменательной связкой. Это объясняется тем, что часто эти глаголы служат самостоятельными сказуемыми. В случае, когда глагол служит связкой, приоритетом в значении становится имя, которое связано с ним. Например,
Здесь ключевое значение – уставшая , а не способ положения тела человека (сидела, лежала или стояла).
Пример грамматической связки
Эта разновидность связки выражает исключительно грамматическое понимание, — время или наклонение, без лексического смысла. Глаголы, такие как быть , являться способны становиться «нулевой связкой» в настоящем времени.
Пример знаменательной связки
В этом типе связки используется глагол с полноценным значением в лексике, обычно выступающий сказуемым, но в данном случае его степень участия второстепенна, рассмотрим разные варианты:
- Фиксирование состояния: сидеть , лежать и стоять ;
- Обозначение действия: бежать , возвращаться , подпрыгивать ;
- Обозначение состояния: смотреть , трудиться , привлекаться .
Пример полузнаменательной связки
В данном случае глагол добавляет в лексический смысл, некоторые дополнительные оттенки, а также может служить самостоятельным членом предложения.
- Появление признака: стать , возродиться ;
- Закрепление: остаться ;
- Выявление: бывать , оказаться ;
- Возможность в реальности: подразумеваться , слыть ;
- Имя признака: почитаться .
Она стала лучшей .
Она осталась лучшей .
Она бывала лучшей каждую олимпиаду.
Она оказалась сильнейшей .
Она считалась сильнейшей .
Она казалась сильнейшей .
Она является сильнейшей .
Она слыла сильнейшей .
Слова, употребляемые в качестве именной части составного сказуемого
Определение именного сказуемого подсказывает нам, что для выражения именной части могут использоваться различные части речи.
Существительное
Применяется в творительном и именительных падежах.
Конкретность и краткость — вот первые достоинства прозы (А.С. Пушкин).
Я человек , и ничто подобное мне не чуждо (Теренций).
Главная потребность есть необходимость познания истины (Г. Гегель).
Пушкин стал знаменем русской литературы (Д. Лихачёв).
Прилагательное
Употребляется в форме творительного и именительного падежа, кратко выраженного, в сравнительной степени.
Эти конфеты очень сладкие, что есть невозможно .
Океан великолепный, завораживающий, ласковый .
Сад в каждую погоду по своему замечателен .
Источник
Виды связей в словосочетаниях
О чем эта статья:
Понятие словосочетания
Словосочетание — это сочетание двух или нескольких самостоятельных слов, которые связаны между собой по смыслу и грамматически. В составе предложения выполняет коммуникативную функцию.
Если сравнить словосочетание и слово, то первое более точно называет предмет, признак, явление, действие.
В словосочетании всегда одно слово главное, а другое — зависимое, и к нему можно задать вопрос от главного слова.
Отношения между главным и зависимым словом можно выразить так:
при помощи окончания: черное (какое?) пятно; подарок (кому?) маме;
при помощи окончания и предлога: письмо (к кому?) к другу;
по смыслу: бегает (как?) быстро.
Основные виды словосочетаний
По количеству компонентов словосочетания бывают простыми и сложными.
Простые словосочетания — это конструкция из одного главного и одного зависимого компонента: разговор о жизни, сидеть на стуле.
Сложными называют словосочетания, которые состоят из трех и более компонентов. Сложные словосочетания бывают трех типов:
словосочетания с последовательным подчинением: очень быстро бежать;
словосочетания с параллельным подчинением: знаменитое произведение поэта;
комбинированные словосочетания с последовательным и параллельным подчинением: провести вечер с хорошими друзьями.
Существует три вида связи между словами в словосочетании:
согласование — вид связи, при котором зависимое слово равняется в своей форме главному слову, то есть согласуется с ним в роде, числе и падеже: необычный прибор, об интересном событии;
управление — вид связи, при котором зависимое слово употребляется в определенной падежной форме в зависимости от лексико-грамматического значения главного слова: симпатия к соседу, слушать лекцию;
примыкание — вид связи, при котором зависимость слова выражается лексически, порядком слов и интонацией, без применения служебных слов или морфологического изменения: петь звонко, смотреть молча.
По степени слитности компонентов выделяют словосочетания:
синтаксически свободные: высокий дом, идти в школу;
синтаксически или фразеологически несвободные, которые образуют синтаксическое единство и выступают в предложении в роли одного члена: три сестры, анютины глазки, бить челом.
Смысловые отношения можно определить при помощи вопросов:
Чей?, Какой?, Который? — определительные.
Пиджак (чей?) папы; красное (какое?) платье.
Кого?, Чего? — объектные.
Подарок (кому?) подруге.
Куда?, Как?, Когда? — обстоятельственные.
Гулять (где?) в парке.
Основная классификация словосочетаний основана на морфологических свойствах главного слова. В зависимости от того, какой частью речи оно выражено, выделяют три группы подчинительных словосочетаний: именные, глагольные, наречные.
Глагольные словосочетания
Глагольные словосочетания с именем существительным:
беспредложные (читать книгу),
предложные (говорить об искусстве).
Глагольные словосочетания с инфинитивом (просить принести).
Глагольные словосочетания с наречием (поступать справедливо).
В глагольных словосочетаниях главное слово выражается глаголом или деепричастием: говорить громко (говоря громко), читать книгу (читая книгу).
Именные словосочетания
Словосочетания с именем существительным в роли главного слова:
С именами существительными:
беспредложные (письмо родителям);
предложные (прогулка по лесу).
С именами прилагательными (полезная книга), местоименными прилагательными (наша страна), порядковыми числительными (вторая аудитория), причастиями (выполненная работа).
С наречиями (прогулка верхом).
С инфинитивом (желание учиться).
Словосочетания с именем прилагательным в роли главного слова:
С именами существительными:
беспредложные (довольный ответом);
предложные ( способный к музыке).
С наречиями (очень интересный).
С инфинитивом (способный работать).
Словосочетания с именем числительным в роли главного слова: две книги, оба друга.
Словосочетания с местоимением в роли главного слова (кто-то из учеников, нечто новое).
Наречные словосочетания
Словосочетания с наречием (очень удачно).
Словосочетания с именами существительными (незадолго до экзамена).
К словосочетаниям не относятся следующие сочетания слов:
Подлежащее и сказуемое: ветер дует.
Любые слова, которые стоят рядом в предложении, но не связаны между собой по смыслу: слабый идет.
Слова с предлогами: около стола, возле дома.
Члены предложения, которые отвечают на одинаковые вопросы: (какой?) бодрый и (какой?) энергичный.
Устойчивые выражения и фразеологизмы: спустя рукава, сквозь пальцы.
Сложные грамматические формы: будет играть, менее дорогой.
Обособленные члены в сочетании с определяемым словом: ветка, сломанная ветром.
Примеры словосочетаний со связью согласования
Существительное + прилагательное:
у соседнего двора,
с веселой песней.
Существительное + причастие:
перед цветущим полем,
Существительное + порядковое числительное:
на седьмое небо,
возле третьего подъезда,
через девятый этаж.
Существительное + местоимение:
Существительное (субстантивированное прилагательное) + прилагательное:
в чистой столовой,
Местоимение + существительное (субстантивированное прилагательное, причастие):
с чем-то веселым,
над чем-нибудь неясным,
с нашим знакомым,
перед этим зевающим.
Существительное + существительное (приложение):
Примеры словосочетаний со связью управления
Глагол + существительное:
разозлиться на шутку,
вернемся на рассвете,
беседую с другом.
Прилагательное + местоимение:
не согласен ни с кем,
не должен никому,
Прилагательное + существительное:
румяный от мороза,
сладкий на вкус,
злой на соседей,
Существительное + существительное:
радость от встречи,
грудь в медалях.
Наречие + существительное:
впереди у моста.
Числительное + существительное:
Деепричастие + существительное, местоимение:
шагая по тропинке,
Примеры словосочетаний со связью примыкания
Глагол, существительное, прилагательное + инфинитив:
Глагол + наречие:
Глагол + деепричастие:
рисовал стоя у мольберта,
ответил улыбаясь мне.
Существительное + наречие:
Существительное + несклоняемое прилагательное:
Местоимение, глагол, существительное, наречие + форма сравнительной степени прилагательного/наречия:
Источник