Как разрешались конфликты: исторические казусы
При родоплеменном строе деятельность по урегулированию споров не была наукой и искусством, а опиралась исключительно на здравый смысл и диктовалась во многом вынужденным стремлением избежать племенных войн, исход которых нередко нельзя было предвидеть 1 .
В древности война была «нормальным состоянием между государствами. Мир установлялся особыми, срочными соглашениями, далее которых не шел. Война в те эпохи не знала иного закона, кроме силы. […] С XVI стол. начала прокладывать себе дорогу мысль, что война есть, хотя и своеобразный, спор между государствами» 2 .
В эпоху раннего рабовладения главной целью политики был захват земель, рабов, богатств. Как следствие, международные противоречия разрешались обычно вооруженной силой. Кстати, именно поэтому латинское слово hostis (от которого происходит славянское слово «гость») имеет значения «враг» и «иностранец».
***
Назначать для урегулирования споров специально уполномоченных представителей
В Древней Греции конфликты между общинами и полисами разрешались посредством переговоров специальных уполномоченных лиц ─ послов. В эпоху Гомера они назывались «вестниками», а в классической Греции ─ старейшинами («пресбейс»). Кроме того, в качестве парламентеров выступали мудрецы, поэты, ближайшие друзья и братья правителя, самые авторитетные люди государства, пользующиеся уважением и у чужеземных правителей, например, победители Олимпийских игр 3 .
***
Стараться по возможности урегулировать споры мирно
В Древней Греции (не позднее V в. до н.э.) и Древнем Риме частные лица, между которыми возник спор, могли обратиться к лицу, выбранному ими в качестве третейского судьи 4 . Так, споры из договоров в Древней Греции передавались на рассмотрение третейской комиссии. Она налагала на нарушителей денежные штрафы, которые шли в казну божества. В случае упорного неисполнения применялись принудительные меры, включая так называемую «священную войну».
В Древнем Риме в ранний период все спорные политические вопросы, также, прежде всего, старались разрешить миром, и лишь в случае невозможности прибегали к оружию. В республиканский период объявление войны было в высшей степени сложной процедурой. Переговоры от имени Рима вела специальная комиссия из четырех человек во главе со «святым отцом» (жрецом коллегии фециалов). Комиссия несколько раз отправлялась в город, нарушивший международные установления. При этом всякий раз совершались обряды и громким голосом произносились магические слова и проклятия в адрес нарушителя международного права. Затем комиссия возвращалась в Рим и в течение 33 дней ждала ответа. В случае его неполучения фециалы докладывали Сенату и народу, которым принадлежало право объявления войны. После этого жрец в последний раз отправлялся к границе города и бросал на вражескую землю дротик с обожженным и окровавленным концом.
Заключение мира тоже сопровождалось многими церемониями и было весьма сложным делом. По выполнении всех положенных церемоний жрец читал текст договора и произносил особую клятву, которая призывала всяческие беды и несчастья на голову нарушителя мира. «Римляне никогда не нарушат первыми условий, начертанных на этих таблицах, которые я вам сейчас прочел… если же они их нарушат, то пусть поразит их Юпитер, как я сейчас поражаю это жертвенное животное, но во столько раз сильнее, во сколько раз Бог сильнее человека» 5 .
С течением времени вышеописанные формы объявлений войны и заключения мира видоизменялись, но никогда не исчезали совершенно 6 .
***
Сочетать силовые меры с заключением союзов
Александр Македонский, создавая свою империю, действовал не только силой оружия, но и дипломатическими методами: так он склонил на свою сторону малоазиатские города, заключил союз с египетскими жрецами и использовал вражду индийских раджей.
***
Предлагать такой способ разрешения спора, который дает тебе выгоду или преимущество
В 250 году н. э. один из готских пограничных отрядов напал на римских легионеров. Готы были близки к победе, но римляне построились в «черепаху» и выставили копья. Теперь готы могли достичь успеха лишь очень дорогой ценой. Тогда легат предложил варварам подбросить монету, чтобы спорящих рассудили боги: кто проиграет, складывает оружие и сдается в плен. Выиграли римляне. Готский отряд сдался 7 . А ведь римляне были способны только обороняться! Готы согласились на явно невыгодные условия. Спор мог идти только о том, сдаются ли римляне или готы уходят ни с чем.
***
Проводить регулярные съезды для урегулирования спорных вопросов
У древнеруских князей обычаем стали совместные встречи для решения существенных спорных вопросов. «Главное содержание дипломатии между отдельными княжествами, на которые распалось Киев¬ское государство, составляло урегулирование мелочных споров и взаимных претензий между мелкими государями-вотчинниками. Лишь временами князья объединяются перед лицом об¬щей опасности. Уже вскоре после смерти Ярослава установилась практика разрешения междукняжеских споров на таких же снемах (съездах), на каких разрешались международные конфликты. На снемы съезжались заин¬тересованные князья и в общем шатре, „сидя с братьями своими на одном ковре“, совместно с наиболее доверенными дружинниками, обсуждали все очередные вопросы.
Этим путем разрешались поземельные споры. Так, на съезде в Любече в 1097 г. внуки Ярослава постановили как правило распределять княжества по признаку наследственного владения. На съездах решались общие воен¬ные предприятия. В 1103 г. на Долобском съезде Владимир Мономах и его двоюродный брат Святополк Изяславич после длительных споров, в кото¬рых принимали активное участие их дружинники, сговорились об общем походе на Половецкую землю. На съездах принимались и общеобяза¬тельные для всех союзников правовые нормы: так, на общем съезде сыно¬вья Ярослава утвердили дополнения к „Правде“ их отца» 8 .
Предоставлять случаю или божественным силам разрешение споров, по которым не получается достигнуть соглашения
Поединок
В период родового строя, как, впрочем, и в Средние века, служители культа могли основывать решение спора на указании божественных сил, например, назначив поединок. Его исход считался божественным указанием на то, кто был в споре прав 9 . Судебные поединки (известные на Руси под названием «поле») возникли как выражение духа древнейшего способа разрешения споров ─ личного противостояния 10 . На Руси, согласно Псковской судной грамоте, поле применяли по искам из преступлений и по спорам о поземельной собственности, в которых право обеих сторон подтверждалось письменными актами, имевшими равную силу. В Средние века, по Судебникам, поле допускалось только в личных исках, в том числе из займа и причинения вреда в результате различных преступлений против личности 11 .
Позднее церковь вела непримиримую борьбу с обычаем разрешения споров посредством судебного поединка. В 1410 г. митрополит Фотий в грамоте новгородцам приказал: «Позванному на поле и потом явившемуся к священнику не давать св. причащения и целовать крест, подобно псу: который же священник удостоит его божественных таинств, то он за сие лишается своего сана. Если кто, вышед на поле, убьет человека и сделается душегубцем, то […] таковый не входит в церковь 4 года и должен быть отлучен на 18 л. от причащения и вкушения богородицына хлеба; убитого же не предавать земле» 12 .
В начале XVII в. поле постепенно перестало применяться.
Жребий
Одним из древнейших способов внесудебного разрешения самых различных споров также был жребий. В период до принятия Соборного Уложения (XVII в.) жребий, как правило, не был самостоятельным способом разрешения споров. Затем он стал таковым в отношении дел с ценой иска менее рубля и по искам к духовным лицам.
Присяга
Также в эпоху Псковской и Новгородской судных грамот способом окончательного разрешения споров из договоров личного найма между землевладельцем и крестьянином, между мастером и учеником, а также в исках между родственниками-совладельцами, признавалась присяга, или рота (клятва перед богами (Богом), в дальнейшем ─ крестное целование). Также в некоторых случаях присяга являлась альтернативой судебного поединка 13 . Первоначально присягали обе спорящие стороны.
Общий порядок разрешения споров на Руси был таков:
1) если были послухи (свидетели), то их показания, если они были абсолютно точны, решали исход дела;
2) при их отсутствии, в зависимости от цены иска, применялась рота или жребий, или же испытания водой и железом.
Испытания водой и железом
Испытания водой, например, у разных народов имели различные формы. Так, у чехов истец должен был плыть через реку, а ответчик ─ на некотором расстоянии от него, и так три раза; тот, кто потонул, считался проигравшим. Другим, более распространенным способом являлось погружение руки в кипящую воду. В данном случае правым считался тот, у кого раны заживали быстрее. Испытаниям подвергался истец, если он не представил доказательств. Если же представил, но недостаточно, то, по-видимому, испытаниям подвергался ответчик 14 .
***
Война римлян с городом Альба Лонга, немалое число жителей которых были родственниками друг другу, была завершена поединком братьев Горациев и Куриациев 15 . «Два войска выстроились друг перед другом. Меттий [диктатор Альбы Лонги] решил сам вступить в переговоры с Туллом. Тулл согласился. На середине поля между двумя шеренгами воинов встретились два предводителя. Меттий сказал, что поводом к войне стали обида и ущерб, нанесенные римскими и альбанскими крестьянами друг другу, но действительной причиной является стремление того и другого народа властвовать друг над другом. Так зачем же, продолжал альбанский диктатор, бессмысленно проливать кровь близких родственников, тем более при таких сильных соседях, как этруски, которые, конечно же, воспользуются взаимным ослаблением Рима и Альбы Лонги, чтобы поработить тех и других. Он предложил, чтобы дело решилось равным поединком нескольких воинов: чьи воины победят, тот народ и будет властвовать над другим. Тулл счел слова Меттия справедливыми». 16 Один из братьев Горациев, римских ставленников, благодаря использованию уловки с изматыванием противника, стал победителем, и Альба Лонга покорилась Риму. Однако многие альбанцы, как и их правитель, считали несправедливым, что их судьба решилась в поединке всего лишь шестерых воинов. Будучи слабее Рима, Альба не стала прямо воевать с ним, но попыталась стравить с ним другие народы.
***
Разрешать споры по «праву сильнейшего»
В период феодальной раздробленности в Европе (IX─XI вв.) решающим обстоятельством в установлении отношений между отдельными феодалами является сила. При этом фактически терялась всякая граница между государством и частным владением, между публичным и частным правом, между внутренними и международными отношениями 17 . Повсеместно устанавливается право частной войны.
Автор: Дмитрий Давыденко, директор Института международного частного и сравнительного права
Источник
Древнейшие способы разрешения конфликтов
Восточные славяне еще в догосудар- ственную эпоху имели возможность и споров на Руси довольно эффективно защищать и
восстанавливать свои нарушенные права. В условиях существования
кровно-родственных отношений, когда каждый член родового коллектива находился под его защитой, необходимости в существовании суда, как особого института, не было.
Вся система отношений в таких обществах строилась на взаимном доверии и полном контроле коллектива над личностью. В таких условиях невозможна была подача необоснованной жалобы. Обиженный (истец) пользовался полным доверием у родового коллектива, так как вся его жизнь проходила на виду у родственников, а его жалоба была несомненным и практически единственным основанием для разбирательства. Особенно если претензии потерпевшего сопровождались очевидными признаками правонарушения. Кровная месть и ее искупление, возмещение за причиненный ущерб — все это зародилось в обществе на стадии родовых отношений и приводилось в исполнение самими кровно-родственными коллективами (большой патриархальной семьей, собранием родственников или старейшинами рода). Постепенно сложился древний свод правил, которыми члены родовых коллективов должны были руководствоваться. Например, самым суровым наказанием считалось изгнание. В. Ваничек говорит о применении таких наказаний, как уничтожение жилища и имущества провинившегося. Но замечает при этом, что «индивидуализировать имущественное наказание было трудно, так как первичной организацией общества была большая семья»[262].
Институт кровной мести зародился в процессе межродовых столкновений как средство разрешений конфликта, т.е. обиды, нанесенной представителем чужого рода.
Правовой обычай основывался на естественных побуждениях человеческой природы и сакральных представлениях. Достаточно длительное бытование обычая кровной мести в Киевском государстве объясняется не только тем, что иной возможности защитить свободу, жизнь и имущество своей семьи в то время не существовало. Обязанность мести рассматривалась как нравственный и религиозный долг, игнорирование которого могло повлечь за собой самые разные негативные последствия.
На догосударственном этапе развития у всех народов обычаи, нравственность и религия тесно взаимосвязаны. Люди считали их заветами богов, поэтому их нарушение рассматривалось уже как преступление против самого бога. Из этого следует, что месть являлась не только правом, но и религиозной обязанностью каждого члена общества. И естественно, что «ордалии» (испытания при помощи огня и воды) и «поле» (судебные поединки) стали именовать «судом божьим»[263].
Этнографические данные позволяют констатировать широкое применение подобных обычаев в древних обществах. Причем, чем более сложным по своему составу и уровню социальной организации становилось общество, тем более слабыми делались кровнородственные узы. Родственники убитого не всегда могли, да и хотели применять свое право мести. Все чаще это право заменялось правом на выкуп. Конечно же система выкупов появилась только тогда, когда начали обособляться большие патриархальные семьи, внутри которых постепенно появлялись предметы, имеющие ту или иную меновую стоимость (скот, оружие, позднее — деньги)[264].
Уплата выкупа за убийство предполагала наличие определенной договоренности между родами о возможности замены кровной мести материальной компенсацией.
Со временем практика применения института посредничества выработала определенные правила (нормы), к которым следует отнести: выбор посредников из наиболее уважаемых представителей конфликтующих родов, обладающих безусловным знанием обычаев; установление равенства конфликтующих сторон или преимуществ пострадавшей стороны; определение сроков разбирательства, формы компенсации и т.д. Все это говорит о постепенном формировании процессуальных норм, которые сначала будут закреплены обычаем, а затем найдут свое применения в праве древних государств. Яркий пример посредничества представителей общины при разрешении конфликтов между гражданами разных государств встречаем в Договоре Новгорода с Готским берегом и с немецкими городами (1189—1199 гг.). В случае спора о долговых обязательствах между русином и варягом, прибегали к посредничеству 12 послухов, в присутствии которых, одна из тяжущихся сторон (по жребию) давала клятву (роту)[266].
Разрушение кровно-родственных связей и замена их на принципиально иные, формирующиеся в рамках соседской общины, включавшей в себя помимо родственников и некоторое число чужаков — представителей иных племен, приводило к зарождению личной самостоятельности общинников. Наряду с патриархальными способами разрешения конфликтов, появляется новая форма — самосуд. Подобная форма разрешения конфликтов между отдельными членами древнерусского общества будет достаточно долго оставаться частным делом потерпевшей стороны.
Постепенно самосуд будет закреплен обычаем, а общим его выражением станет частная месть. Причем обычай допускал применение частной силы не только для восстановления нарушенного права, возмещения нанесенного ущерба, но и для отмщения за обиду, т.е. воздаяния злом за зло. Частная месть станет настолько распространенным и признаваемым обычаем, что даже найдет свое отражение в первых нормативно-правовых актах Киевского госу- дарства[267].
Возможно, переходной формой к институту самосуда была самозащита, факты применения которой находим в договорах Руси с Византией. Так из текста статьи о похищении имущества видно, что свое добро защищает сам хозяин. Поэтому в двух одинаковых случаях воровства последствия, наступающие для вора, различны. Хозяин имущества может убить вора на месте преступления, если тот окажет ему сопротивление, а мог и отпустить, если вор, не сопротивляясь, позволит связать себя и согласится возместить тройную стоимость похищенной вещи[268].
В летописях сохранились свидетельства о довольно любопытной и судя по всему распространенной в XI—XVI вв. практике — сожжении еретиков горожанами, не только без какой-либо санкции государственной власти, но даже вопреки запрещению православной церкви. Знаменитый проповедник XIII в. Серапион Владимирский с упреком и горечью обращался к пастве: «а еже еще поганско- го обычая держитесь: волхованию веруете и пожигаете огнем не- винныя человекы и наводите на весь мир и град убийство»[269]. В правилах Иоанна II (1080—1089гг.) особо подчеркивалось, что виновных в волховании не следует «убивать до смерти» и подвергать членовредительным наказаниям[270].
Государственных казней еретиков в Киевской Руси не существовало. Следовательно, речь идет о явном примере самозащиты — традиции народных расправ с волхвами, основанной на языческих представлениях об их способности вмешиваться в аграрный цикл и тем самым вызывать голод среди населения.
Интересные примеры самосуда можно найти в тексте Патерика Киевского Печерского монастыря.
В следующий раз, уже другие воры, покусились на плоды огорода, возделанного Григорием. Но, «угнетаемы бременем», не смогли сдвинуться с места. И в это раз Григорий проявил милосердие, сказав «татям»: «Отселе будете работающее на святую братию, и от труда на потребу их приносите», т.е. сделалих пожизненными и, как следует из текста источника, наследственными работниками монастыря.
Последний эпизод связан с кражей яблок из сада, когда один из воровавших упал с дерева, и, повиснув на ветке, удавился. Другие воры попросили прощения у монаха, и Григорий «оудия в работу Печерскому манастыреви, да к тому тружающееся, свой хлеб ядят и довольны будут ины напитати от своего труда. и тако ти скончашася, и с чады своими работающее в Печерском монасты- ре»[272].
Б.А. Романов обратил внимание на изменение терминологии рассказа, которая от раза к разу становится все решительнее: первые тати «вдашася», вторым «сказано», а третьих Григорий уже просто «осуди»[273]. Но смысл производимых монахом действий от этого не меняется. Это самосуд. Недаром же, тиун киевский, узнав о первой краже, начал следствие («нача мучити тати»), и Григорию пришлось выкупать у него преступников, отдав за них властелину предмет воровского вожделения — книги[274].
Элементы самосуда можно усмотреть и в «потоке и разграблении» Русской Правды, когда обидчик вместе со всем имуществом и семьей передавался пострадавшему. Источники ничего не говорят о том, как велика была власть мстителя над переданным в его распоряжение преступником.
Н. Дювернуа полагает, что существовали некие нормы обычного права, ограничивавшие произвол потерпевшего, а также определенный срок, в течение которого преступник должен был оставаться в рабском состоянии — «до искупа» или до отработки определенной суммы, служившей возмещением ущерба потерпевшей стороне[275].
С укреплением государственной власти связано постепенное вытеснение из общинной жизни самосуда и особенно кровной мести. Переходной стадией к этому можно считать легализацию мести в законодательных актах, где устанавливался круг лиц, которому разрешалось ее применять, и предлагалась замена мести денежным выкупом.
В тексте Псковской Судной грамоты встречаем норму, явно ограничивающую самосуд. Кто перед «господою» ударит на суде своего истца, «ино его в рубли выдати тому человеку, а князю про- дажа»[276]. Исследователь считает, что виновный, не имевший возможности заплатить установленную сумму штрафа в пользу потерпевшего и князя, должен был ее отработать[277].
Выдача преступника потерпевшей стороне явно свидетельствует о прекращении самосуда, так как она совершалась по судебному приговору. Другой институт, в котором, по мнению автора, можно усмотреть элементы самосуда, это так называемые бессудные грамоты. Они выдавались судебными органами истцу в том случае, если ответчик не являлся на суд. Бессудные грамоты давали истцу право не только задержать ответчика и представить его в суд, но и отобрать у ответчика спорную вещь или имущество без суда. Иногда в бессудных грамотах писали: вольно его, т.е. ответчика, бить и грабить, только самого не убить и дом не разорить. Во всяком случае, виновный мог быть задержан, где бы он ни находился, и никакое начальство не должно было ему помогать[278].
Третейский суд. Безусловно, следует согласиться с мнением Н. Дювернуа о том, что в течение всей эпохи господства обычного права наиболее распространенными формами суда была форма суда третейского и другие родственные ей формы договорного разрешения споров[279].
Наиболее ярко договорное начало в судебном процессе отразилось в новгородских и псковских источниках удельного периода. В них особенно чувствуется близкое соприкосновение между судом, кто бы ни был судьей, и сделкой, «вольным рядом»[280].
Эта же тенденция прослеживается и в судебной практике Северо-Восточной Руси, о чем, в частности, свидетельствуют многочисленные ссылки на образование третейских судов в Договорных грамотах русских князей. В этих актах первым условием компромисса обычно выдвигалось требование создания «суда обчего», т.е. в случае спора по делам разных уделов князья с каждой стороны должны выслать для суда своих бояр. Если же не удавалось преодолеть разногласий между «судьями обчими», они могли выбрать себе третьего[281].
Даже из текста памятника московской эпохи — Судебника видно, что для тяжущихся сторон мировая сделка оставалась в некоторых случаях гораздо более выгодной, чем судебное разбирательство. «А кто кого поимает приставом в бою или в лае, или в займах, и на суд идти не восхотят, и они, доложа судьи, помирятся, а судье на них продажи нет, опроче езду и хоженого»[282].
Следует подчеркнуть, что мировая сделка могла заключаться на любой стадии процесса. Приведенная выше статья говорит о начальной стадии процесса, однако есть сведения о том, что соглашение возможно даже в том случае, когда судоговорение уже окончено и остался только доклад. Так, в Мировой Ферапонта Пестру- хина со старцами Прилуцкого монастыря по судному делу о мельнице 1518 г. говорится о том, что стороны помирились, «не ездя к докладу», и «урядились рядом»[283].
Актовый материал позволяет сделать вывод о том, что третейский суд или так называемый «вольный ряд», договор между сторонами, был наиболее распространенным способом разрешения спорных дел в Новгороде. В одной из рядных грамот XV в. содержатся сведения о том, что стороны вместе поставили подвойских и, не идя к суду, «урядились рядом»[284]. Кроме того, если одна из сторон хочет привлечь на суд сябра, то он делает это не иначе, как поцеловав крест и ударив по рукам со своим противником.
В практике заключения мировых сделок «рядцы» были по сути своей теми же «судьями обчими». Они выбирались всегда обеими сторонами и, подписываясь под актом, составлявшим результат мировой сделки, они тем самым выражали свое согласие со справедливостью этого решения. Необходимость беспристрастного суда приводила к тому, что к суду третейскому обращались не только частные лица, но и общины, монастыри и даже князья.
Итак, в догосударственный период и на ранней стадии развития государственности восточные славяне не знали другого права, кроме обычного, в арсенале средств защиты от правонарушений которого были: общинные институты, самозащита, самосуд, кровная месть и договорная форма разрешения конфликтов — выбор третьего.
Источник