Доведение до всеобщего сведения способы

К вопросу о понятии права на «доведение произведения до всеобщего сведения» (Антонова А.В.)

Дата размещения статьи: 16.12.2014

«Доведение произведения до всеобщего сведения таким образом, что любое лицо может получить доступ к произведению из любого места и в любое время по собственному выбору (доведение до всеобщего сведения)» — одно из одиннадцати способов использования произведения, закрепленных в ст. 1270 Гражданского кодекса РФ.
Смысл этого способа заключается в том, что правообладатель может довести произведение до всеобщего сведения, т.е. поместить (разместить) его таким образом, чтобы любое лицо могло получить доступ к произведению из любого места и в любое время по собственному выбору.
Следует подчеркнуть, что следующие действия, производимые без согласия владельца исключительных авторских прав на произведение, являются незаконными (каждое по отдельности):
1) помещение произведения в Интернет (как в открытый доступ, так и в платный);
2) даже если произведение размещено в Интернете на каком-либо сайте — помещение произведения на ином сайте;
3) проникновение на сайт, содержащий произведение, путем обхода или взлома кода;
4) «скачивание» произведения с нарушением установленных правил.
Разумеется, произведение, законно размещенное в Интернете, становится обнародованным и — как обнародованное — может использоваться свободно в случаях, предусмотренных для обнародованных произведений .
———————————
Авторское право и смежные права / Автор аналитического текста и составитель И.В. Попова; Под ред. В.Ф. Чигира. Мн.: Амалфея, 1999. С. 282.

Чтобы говорить о каком-либо понятии, сначала надо обратиться к вопросу его возникновения. Доведение до всеобщего сведения как способ использования произведения, а по сути — как имущественное правомочие введено в российское законодательство под влиянием Договора Всемирной организации интеллектуальной собственности (ВОИС) по авторскому праву 1996 г., где оно в ст. 8 определяется как «исключительное право разрешать любое сообщение своих произведений до всеобщего сведения по проводам или средствам беспроволочной связи, включая доведение своих произведений до всеобщего сведения таким образом, что представители публики могут осуществлять доступ к таким произведениям из любого места и в любое время по собственному выбору» . На протяжении последнего десятилетия все острее осознавалась необходимость включения этого нового интернет-права в гарантируемый правообладателям перечень авторских прав. Данная необходимость была полностью учтена в ходе законопроектной работы, в результате чего сначала в Закон РФ «Об авторском праве и смежных правах», а затем в ГК РФ было внесено особое «право на доведение до всеобщего сведения» (ст. ст. 16, 37, 38 Закона «Об авторском праве и смежных правах»), которое должно было гарантировать авторам, исполнителям и производителям фонограмм осуществление их прав в интерактивной цифровой среде. Данное новое правомочие было введено Федеральным законом от 20 июля 2004 г. N 72-ФЗ «О внесении изменений в Закон Российской Федерации «Об авторском праве и смежных правах» и вступило в силу с 1 сентября 2006 г. А теперь оно содержится и в Гражданском кодексе РФ, в ст. 1270.
———————————
Гаврилов Э.П., Еременко В.И. Комментарий к части четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации (постатейный). М.: Экзамен, 2009. С. 134.

При некотором допустимом упрощении практически при любом использовании охраняемого авторским правом объекта в цифровой интерактивной сети можно выделить три этапа:
1) для любого использования в цифровой среде произведение (или объект смежных прав) должно быть в ней размещено, т.е. записано на сервере, сайте, в компьютере и т.д.;
2) на следующем этапе представителям публики должна быть предоставлена возможность получить доступ к помещенному в один из узлов сети охраняемому авторским правом объекту. При этом не имеет значения, платно или бесплатно такой доступ будет осуществляться, будет ли для осуществления доступа использоваться пароль, сколько лиц в действительности захотят ознакомиться с открытым для доступа объектом;
3) последний этап — скачивание (загрузка) охраняемого авторским правом объекта и его воспроизведение на компьютере конечного потребителя. Если речь идет о компьютере гражданина, то фактически, как правило, осуществляется воспроизведение произведения в личных целях. Если же конечным потребителем является организация (ее работник), то правовая картина существенным образом усложняется и нуждается в дополнительном рассмотрении для различных случаев использования.
Таким образом, почти любое использование произведений в цифровых интерактивных сетях неразрывно связано с осуществлением трех последовательных действий: загрузкой провайдером содержания цифровой копии используемого объекта в память компьютерного устройства, поступлением информации к потребителю и воспроизведением копии охраняемого авторским правом объекта на компьютере потребителя (конечного пользователя).
Трем этапам использования охраняемых авторским правом объектов в цифровой сети (запись на сервере — предоставление доступа для представителей публики — появление на экране монитора потребителя) соответствуют два используемых авторско-правовых правомочия (воспроизведение — доведение до всеобщего сведения — воспроизведение) .
———————————
Близнец И.А., Леонтьев К.Б. Авторское право и смежные права / Под ред. И.А. Близнеца. М.: Проспект, 2011. С. 45.

Читайте также:  Как лечить грыжу позвоночника способы

Впервые эти нормы были выработаны и закреплены на Дипломатической конференции ВОИС по некоторым вопросам авторского права и смежных прав (2 — 20 декабря 1996 г.), которая приняла Договор ВОИС по авторскому праву и Договор ВОИС по исполнениям и фонограммам (ДАП и ДИФ).
Наибольшие дискуссии на Дипломатической конференции вызвала проблема применимости права на воспроизведение в цифровой среде, и прежде всего в Интернете. Несмотря на то что подавляющее большинство делегаций отказались считать эфемерное хранение произведений в цифровой форме в сети Интернет воспроизведением, применимость права на воспроизведение произведений в цифровой форме в нем была включена в Договор. Однако по предложению США было принято согласованное заявление, которое означало применимость права на воспроизведение цифровых произведений в цифровой среде. Согласованное заявление к ст. 1 Договора было принято в следующем виде: «Право на воспроизведение в том виде, как оно определено в Бернской конвенции (статья 9), и допускаемые этой статьей исключения полностью применяются в цифровой среде и, в частности, к использованию произведений в цифровой форме. Понимается, что размещение охраняемого произведения в цифровой форме в электронном средстве является воспроизведением в смысле статьи 9 Бернской конвенции». В соответствии с Бернской конвенцией авторы охраняемых литературных и художественных произведений «пользуются исключительным правом разрешать воспроизведение этих произведений любым образом и в любой форме» .
———————————
Сударикова С.А. Основы авторского права. Мн.: Амалфея, 2000. С. 85.

Таким образом, право на воспроизведение распространяется на случаи воспроизведения произведений «любым образом и в любой форме» независимо от продолжительности воспроизведения произведения и его формы, в частности цифровой.
Согласованное заявление не отрицает применимости нормы Бернской конвенции , в соответствии с которой за законодательством стран Бернского союза «сохраняется право разрешать воспроизведение таких произведений в определенных особых случаях при условии, что такое воспроизведение не наносит ущерба нормальной эксплуатации произведения и не ущемляет необоснованным образом законные интересы автора» (п. 2 ст. 9). Таким образом, Бернская конвенция предоставляет своим членам право на введение в национальное законодательство любого обоснованного исключения, например, в случае переходных, случайных или непреднамеренных воспроизведений произведений в цифровой форме и цифровой среде.
———————————
Будник Р.А., Рыков Ф.В. Копирайт мертв? Или Монетизация прав интеллектуальной собственности с использованием цифрового пространства // Юрист. 2008. N 7. С. 58.

Читайте также:  Литература как способ общения

При рассмотрении проблем размещения произведений в сети Интернет на Дипломатической конференции было достигнуто согласие, что такое размещение должно иметь место только с разрешения правообладателя. Такое разрешение может быть предоставлено как в рамках права на сообщение для всеобщего сведения, так и в рамках права на распространение.
В соответствии с положением ст. 8 было принято согласованное заявление, которое разъясняло, что «простое предоставление физических средств, позволяющих сделать или осуществляющих сообщение, само по себе не является сообщением в смысле настоящего Договора или Бернской конвенции» . Данное заявление предназначено для разъяснения проблемы ответственности провайдеров услуг и доступа в цифровых сетях, подобных Интернету.
———————————
Сударикова С.А. Указ. раб. С. 87.

Особенностью сообщения произведений в интерактивных цифровых сетях является наличие особого, «интерактивного» режима их передачи, который в ГК РФ был вслед за ДАП сформулирован как «доведение произведения до всеобщего сведения таким образом, что любое лицо может получить доступ к произведению из любого места и в любое время по собственному выбору».
К примеру, аудио- и видеопрограммы принимаются в так называемом интерактивном режиме, предполагающем «активное» участие в этом процессе самих конечных потребителей, в то время как при эфирном и кабельном вещании происходит «пассивный» прием передаваемых программ. В интерактивных сетях отсутствует какое-либо устройство, аналогичное по своему назначению используемому при вещании передатчику, а любой подключенный к сети пользователь, как правило, может сам быть не только получателем, но и отправителем информационных сообщений. Также разница «активности» и «пассивности» зависит от воли субъекта на передачу или прием информации .
———————————
Филимонов К.В. Современные принципы и предпосылки защиты авторских прав в цифровых сетях // Право интеллектуальной собственности. 2011. N 1. С. 9.

Понятие «интерактивность» предполагает наличие у пользователей возможности осуществлять прием и передачу сигналов в любое время по собственному выбору их получателей и отправителей. Потребители сами могут выбирать, когда именно охраняемый авторским правом объект будет предоставлен в их распоряжение.
В результате появления в отечественном законодательстве понятия «доведение до всеобщего сведения» была закреплена терминологическая конструкция, в которой понятие «сообщение для всеобщего сведения» используется в качестве общего, родового, охватывающего отдельные виды такого сообщения: сообщение в эфир, сообщение по кабелю и доведение до всеобщего сведения, относящееся к случаям использования произведений и объектов смежных прав в так называемом интерактивном режиме, в том числе в Интернете и других интерактивных цифровых сетях .
———————————
Добрынин О.В., Косунова Д.Д., Ларин А.Ю., Леонтьев К.Б., Орлова В.В. Комментарий к ГК РФ. Части 4 (постатейный): Правовое регулирование отношений в сфере интеллектуальной собственности / Под ред. И.А. Близнеца, А.Ю. Ларина. М.: Книжный мир, 2008. С. 159.

В то же время введение нового термина привело к появлению новых проблем. Прежде всего неясным осталось соотношение между случаями доведения до всеобщего сведения и иными действиями по сообщению произведений для всеобщего сведения, в частности правом на сообщение по кабелю. Так, при использовании произведений и объектов смежных прав в цифровой среде возможны в принципе не только интерактивные, но и неинтерактивные коммуникации (например, вещание в потоковом режиме или иной способ получения информации без интерактивного взаимодействия), в отношении таких случаев имеются все основания применять не новое «интерактивное» понятие доведения до всеобщего сведения, а продолжать рассматривать это как частные случаи сообщения по кабелю .
———————————
Близнец И.А., Леонтьев К.Б. Авторское право и смежные права / Под ред. И.А. Близнеца. М.: Проспект, 2011. С. 65.

Читайте также:  Способы организации планирования календарное планирование

В данном праве главное заключается не в разрешении доступа к объектам в сети, а в их размещении. Для доступа не нужны разрешения, а для размещения охраняемых объектов в сети такие разрешения необходимы. Поэтому следует иметь в виду, что право на доведение до всеобщего сведения лишь подтверждает существование права на воспроизведение объектов в цифровой среде.
Следует подчеркнуть, что разрешение публике осуществлять доступ к объектам из любого места и в любое время по их собственному выбору является декларативным, поскольку для его реализации необходимо иметь технические и финансовые возможности доступа к компьютерной сети.
Доведение до всеобщего сведения является одной из форм распространения объектов авторского права и смежных прав не в форме вещественных товаров, а в виде цифровых объектов. Принято считать, что если объекты распространяются не в виде вещественных товаров, то исчерпания права на распространение не происходит. Например, считается, что право на сообщение для всеобщего сведения не подлежит исчерпанию.
Однако такой подход лишен смысла в компьютерных сетях. Непризнание исчерпания права на распространение объектов в цифровой форме означало бы, что пользователь, правомерно сохранив (download) на своем компьютере те или иные объекты, не мог бы иметь права на их дальнейшее распространение в той же форме. Однако именно такие действия часто разрешаются владельцами сайтов для распространения размещенных объектов.
Еще более абсурдная ситуация возникает, если охраняемый объект правомерно приобретен в компьютерной сети. В этом случае нет никаких оснований считать, что покупатель не имеет права продать, подарить, обменять этот объект в цифровой форме, т.е. ввести его в гражданский оборот.
Таким образом, право на доведение до всеобщего сведения в компьютерных сетях подлежит исчерпанию, как и право на распространение объектов, воплощенных в вещественных товарах.
В частности, весьма перспективным представляется распространение доктрины исчерпания прав на случаи правомерного, по воле правообладателя, размещения охраняемого произведения в Интернете в режиме свободного доступа. Такой подход позволил бы узаконить продиктованный информационными или образовательными потребностями копипейст (перепечатка газетных и журнальных публикаций другими СМИ) в киберпространстве, тем более что борьба с ним — с учетом масштаба явления, трансграничности Интернета и сложности юридического преследования — представляется делом довольно безнадежным и уж во всяком случае неэффективным, так как затраты грозят многократно превзойти достигнутые результаты .
———————————
Федотов М.А. Презумпция свободы перепечатки как инструмент обеспечения права на информацию / Колл. авт. Авторское право. XX век. М.: МФГС, РАП, 2010. С. 153.

Следует сказать несколько слов в отношении свободного использования некоторых произведений в учебных целях. Под произведениями, которые могут свободно использоваться в соответствии с данной нормой, имеются в виду любые правомерно обнародованные произведения и отрывки из них (их части).
Эти произведения могут использоваться свободно в качестве иллюстраций (т.е. в качестве примеров для подкрепления каких-то положений) в произведениях учебного характера, а именно: 1) в изданиях; 2) радио- и телепередачах; 3) звуко- и видеозаписях.
Однако после введения права на доведение до всеобщего сведения исключения из авторских и смежных прав, применявшиеся ранее при использовании произведений в Интернете, перестали действовать. Следует надеяться, что судебная практика распространит этот случай свободного использования и на доведение до всеобщего сведения .
———————————
Гаврилов Э.П., Еременко В.И. Комментарий к части четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации (постатейный). М.: Экзамен, 2009. С. 141.

Если вы не нашли на данной странице нужной вам информации, попробуйте воспользоваться поиском по сайту:

Вернуться на предыдущую страницу

Источник

Оцените статью
Разные способы