- О досудебной и судебной защите прав потребителей
- Роспотребнадзор (стенд)
- Роспотребнадзор (стенд)
- Памятка. Досудебный порядок урегулирования споров в сфере защиты прав потребителей — Памятки для потребителей
- Памятка. Досудебный порядок урегулирования споров в сфере защиты прав потребителей
- Досудебный порядок урегулирования споров в сфере защиты прав потребителей.
- Пленум ВС закрепил правила досудебного порядка
О досудебной и судебной защите прав потребителей
О досудебной и судебной защите прав потребителей
Иногда обстоятельства складываются таким образом, что права потребителя при продаже товара или оказании услуги продавцом (исполнителем, изготовителем) бывают не соблюдены или нарушены. Ситуация не очень приятная, но не стоит расстраиваться — закон на стороне потребителя, и если Вы уверены, что Ваши права ущемлены, смело отстаивайте свою позицию.
При этом следует иметь в виду, что законодательством о защите прав потребителей предусмотрено не только восстановление нарушенных прав, но и взыскание убытков, морального вреда и наложение штрафа за неисполнение требований потребителя в добровольном порядке с нарушившего право потребителя.
Для восстановления нарушенных прав потребителя Законом Российской Федерации от 07.02.1992 г. № 2300-1 «О защите прав потребителей» (далее – Закон) предусмотрено два варианта защиты прав: досудебная защита и защита нарушенных прав в суде.
Досудебный порядок разрешения споров, вытекающих из потребительских отношений, является первоначальным этапом разрешения возникшего конфликта. Его сущность состоит в том, что потребитель может предъявить требование о защите нарушенного права непосредственно продавцу или исполнителю услуг, не обращаясь с иском в суд.
Данный порядок рассмотрения требований потребителей предусмотрен с целью побудить стороны самостоятельно урегулировать возникшие разногласия, не допуская дальнейшего развития конфликта.
Несмотря на то, что предъявление досудебной претензии в большинстве случаев не является обязательным, Управление Роспотребнадзора по Курской области рекомендует потребителю обращаться к продавцу или исполнителю услуг с письменной претензией, причем оформленной в двух экземплярах, для того, чтобы зафиксировать юридически значимые факты, для последующего доказывания их в суде. В претензии необходимо изложить суть предъявляемых требований, ее можно непосредственно вручить или отправить заказным письмом с уведомлением о вручении адресату.
Согласно статьям 20-22 Закона, требования потребителя подлежат удовлетворению в следующие сроки:
— безвозмездное устранение недостатков товара – определенный срок в письменной форме соглашением, но не более 45 календарных дней;
— замена товара ненадлежащего качества – добровольно в течение 7 дней, при необходимости проверки качества в течение 20 дней;
— возврат уплаченной за товар денежной суммы — в течение 10 дней.
В случае неудовлетворения продавцом соответствующих требований добровольно, за защитой своих нарушенных прав и законных интересов потребитель имеет право обраться в судебные органы. Данное право потребителю гарантировано статьей 46 Конституции Российской Федерации.
Дела по искам, связанным с нарушением прав потребителей, в силу пункта 1 статьи 11 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьи 17 Закона, статьи 5 и пункта 1 части 1 статьи 22 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации подведомственны судам общей юрисдикции.
Также статья 17 Закона предусматривает, что иски о защите прав потребителей могут быть предъявлены по выбору истца в суд по месту:
— нахождения организации, а если ответчиком является индивидуальный предприниматель, — его жительства;
— жительства или пребывания истца;
— заключения или исполнения договора.
Если иск к организации вытекает из деятельности ее филиала или представительства, он может быть предъявлен в суд по месту нахождения ее филиала или представительства.
При обращении с иском в суд потребители освобождаются от уплаты государственной пошлины по делам, связанным с нарушением их прав.
Кроме восстановления нарушенного права потребитель вправе потребовать компенсации морального вреда, размер которой определяется судом и не зависит от размера возмещения имущественного вреда (статья 15 Закона).
В соответствии со статьей 13 Закона, при удовлетворении судом требований потребителя, установленных законом, суд взыскивает с изготовителя (исполнителя, продавца) за несоблюдение в добровольном порядке требований потребителя штраф в размере пятидесяти процентов от суммы, присужденной судом в пользу потребителя.
Потребителю необходимо знать, что возможность защитить свои нарушенные права и законные интересы существует только в течение определенных сроков, именуемых сроками исковой давности. Общий срок исковой давности составляет три года, и начинается со дня, когда потребитель узнал или должен был узнать о нарушении его права.
Согласно статье 40 Закона, статьям 34, 47 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации до принятия судом решения по делу Управление Роспотребнадзора по Курской области может вступить в дело по своей инициативе или по инициативе лиц, участвующих в деле, а также привлекается в процесс в целях дачи заключения по делу.
Источник
Роспотребнадзор (стенд)
Роспотребнадзор (стенд)
Памятка. Досудебный порядок урегулирования споров в сфере защиты прав потребителей — Памятки для потребителей
Памятка. Досудебный порядок урегулирования споров в сфере защиты прав потребителей
Досудебный порядок урегулирования споров в сфере защиты прав потребителей.
Федеральный Закон РФ «О защите прав потребителей» предусматривает возможность разрешения спорных ситуаций в судебном и внесудебном порядке.
Сущность внесудебного порядка состоит в том, что потребитель может предъявить требования о защите нарушенного права непосредственно продавцу (изготовителю, исполнителю), не обращаясь с иском в суд.
Предъявление претензии по большинству дел о защите прав потребителей необязательно. Но необходимо знать, что выделены отдельные правоотношения, к которым должны применяться нормы об обязательной досудебной возможности разрешения конфликта.
Так, например, ст. 797 Гражданского кодекса РФ предусматривает обязательное предъявление претензии перевозчику по поводу перевозки груза до обращения истца в суд. Несоблюдение обязательного досудебного порядка урегулирования споров препятствует рассмотрению иска.
Кроме того, не обращаясь предварительно к ответчику, Вы лишаете себя возможности взыскать неустойку и компенсацию морального вреда, предусмотренные Законом РФ «О защите прав потребителей». Например, моральный вред, причиненный потребителю вследствие нарушения продавцом (изготовителем, исполнителем) прав потребителя, подлежит компенсации причинителем вреда только при наличии его вины, которую доказать при отсутствии каких-либо документов, подтверждающих отказ продавца (исполнителя, изготовителя) добровольно удовлетворить претензии потребителя, представляется невозможным. А для взыскания неустойки необходимо установить факт неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства. Кроме того, при удовлетворении судом требований потребителя, установленных законом, суд взыскивает с ответчика за не соблюдение в добровольном порядке удовлетворения требований потребителя штраф в размере пятьдесят процентов от суммы, присужденной судом в пользу потребителя.
В досудебном порядке потребителю необходимо составить претензию, которая пишется на имя продавца (исполнителя, изготовителя) в двух экземплярах. В претензии излагается суть предъявляемых требований, кроме того должно содержаться требование добровольного удовлетворения прав потребителя. В противном случае потребитель оставляет за собой право обратиться в суд и требовать, кроме защиты его права, возмещения материального и морального вреда. Претензия, подписанная заявителем, с указанием его домашнего адреса, с приложением документов по существу претензии передается адресату. На втором экземпляре необходимо сделать отметку о получении оригинала должностным лицом. Письмо также может быть отправлено по почте заказным письмом с уведомлением о вручении адресату.
Источник
Пленум ВС закрепил правила досудебного порядка
Новые разъяснения – первые в своем роде. Раньше Пленум не обращался к проблеме досудебного порядка урегулирования спора. По задумке Верховного суда, новое постановление обеспечит «единообразное применение» положений о досудебном порядке.
Пленум предусмотрел, что досудебное урегулирование спора – это не только формальное направление претензии ответчику. Это еще и переговоры, медиация, обращение к финомбудсмену и в государственные органы.
Медиация становится обязательной, если стороны заключили соглашение о применении процедуры и в течение оговоренного для нее срока обязались не обращаться в суд.
Верховный суд подробно объяснил, по каким спорам досудебный порядок нужно соблюдать обязательно, а по каким – нет.
Претензия нужна по спорам: | Претензия не нужна: |
О заключении договора в обязательном порядке. | По спорам об установлении фактов, имеющих юридическое значение. |
Об изменении и расторжении договора. | По делам о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок. |
О заключении договора поставки товаров для государственных или муниципальных нужд. | По делам о банкротстве. |
О расторжении договора постоянной и пожизненной ренты. | По корпоративным спорам. |
О прекращении договора пожизненного содержания с иждивением. | По делам о защите прав и законных интересов группы лиц. |
О расторжении договора аренды. | По спорам в порядке приказного производства. |
О расторжении договора перевозки груза или пассажира. | По искам об обращении взыскания на заложенное имущество. |
О расторжении договора банковского счета. | По искам к субсидиарному должнику при отсутствии договорных отношений. |
По спорам об ОСАГО. | По делам о возмещении убытков, возникших вследствие причинения вреда. |
О нарушении исключительных прав. | По искам с регрессными требованиями о возмещении вреда. |
О досрочном прекращении правовой охраны товарного знака. | По спорам о признании сделки недействительной. |
Прокурор, который хочет обратиться с иском в суд, не должен соблюдать обязательный претензионный порядок. Это положение относится к госорганам и органам местного самоуправления, если они обращаются за защитой публичных интересов, прав и законных интересов организаций и граждан.
В случае, если требования нескольких истцов могут быть рассмотрены самостоятельно, каждый из них должен подать свою претензию – даже если в суд они планируют обратиться вместе. Если требование предъявляется к нескольким ответчикам, то претензию нужно направить каждому из них.
Если правопредшественник уже подал претензию, то новый обладатель права требования может не соблюдать обязательный досудебный порядок.
Также Пленум уточнил, что при предъявлении встречного иска соблюдение досудебного порядка не требуется.
Третьи лица, заявляющие самостоятельные требования относительно предмета спора, также освобождены от обязанности соблюдения досудебного порядка.
Претензию можно вручить адресату лично, направить ему почтой или с помощью иных служб доставки. Отправитель может выбрать как заказное письмо, так и письмо с описью вложения. Но стороны в соглашении могут предусмотреть, что юридически значимые сообщения должны передаваться только с описью.
Пленум разрешает направить претензию через электронную почту, соцсети и мессенджеры – но только в случае, если стороны договорились об этом в своем соглашении, либо если такой способ общения является обычной деловой практикой для сторон по спору.
Доказать доставку претензии в таком случае можно в том числе с помощью заверенных участниками спора распечаток скриншотов с указанием адреса интернет-страницы, с которой сделана распечатка, а также точного времени ее получения.
По аналогии с принятыми сегодня разъяснениями порядка апелляционного и кассационного обжалования Пленум призывает суды не наказывать стороны за технические ошибки.
Если в обращении истца содержится указание на конкретный материально-правовой спор, связанный с нарушением прав истца, то несовпадение сумм основного долга, неустойки, процентов, указанных в обращении и в исковом заявлении, «само по себе не свидетельствует о несоблюдении обязательного досудебного порядка».
Истец вправе заявить в претензии только требование по основному долгу. Это не помешает взыскать неустойку в ходе судебного разбирательства.
Если же истец планирует взыскать неустойку в рамках отдельного процесса, ему нужно будет заявить повторную претензию, которая будет касаться именно этой санкции. Такие нормы применяются и при взыскании процентов по правилам ст. 317.1 и ст. 395 ГК.
Пленум предусмотрел послабления в части документов, которые надо прикладывать к претензии.
Например, истец не смог представить все документы или сведения, предусмотренные федеральным законом или договором для досудебного урегулирования спора. При этом имеющиеся документы «с очевидностью свидетельствуют о существе и размере заявленных требований» либо у самого должника есть недостающие документы. В таком случае порядок досудебного урегулирования спора считается соблюденным.
Ответчик, обнаруживший нехватку документов, обязан сообщить истцу.
Стороны могут заменить обязательный досудебный порядок на любую другую примирительную процедуру, даже если до этого такая процедура не согласовывалась.
Досудебный порядок в виде примирительной процедуры – например, переговоров или медиации – считается соблюденным при предъявлении документов, подтверждающих его использование. К таким документам Пленум относит протокол разногласий, соглашение сторон о прекращении медиации без достижения согласия и заявление об отказе от продолжения медиации.
Если потенциальный истец направил другой стороне предложение о переговорах или медиации, но не получил ответа в 30-дневный срок, то досудебный порядок будет считаться соблюденным.
Большой блок разъяснений ВС посвящен досудебному порядку для граждан, которые спорят с продавцами, банками и страховыми компаниями.
Условие договора о соблюдении досудебного порядка урегулирования потребительского спора, если такой порядок не установлен законом, является ничтожным. К досудебному порядку не относится требование о соразмерном уменьшении покупной цены, об устранении недостатков товара, о замене товара ненадлежащего качества. Но если потребитель хочет получить дополнительные деньги в виде штрафа, то такое требование нужно заявить до суда.
В спорах с финансовыми организациями потребитель должен сначала обратиться к финомбудсмену, если его требования не превышают 500 000 руб. Сюда относятся споры с банками и со страховыми компаниями. Обратиться в суд можно только после того, как финансовый уполномоченный закончит рассмотрение спора, либо в случае несогласия с принятым им решением.
Требования потребителей о получении страхового возмещения по ОСАГО финомбудсмен рассматривает вне зависимости от их размера. А для споров по добровольному автострахованию (КАСКО) – только по требованиям менее 500 000 руб.
Источник