Досудебные способы защиты своих прав

Роспотребнадзор (стенд)

Роспотребнадзор (стенд)

Памятка. Досудебный порядок урегулирования споров в сфере защиты прав потребителей — Памятки для потребителей

Памятка. Досудебный порядок урегулирования споров в сфере защиты прав потребителей

Досудебный порядок урегулирования споров в сфере защиты прав потребителей.

Федеральный Закон РФ «О защите прав потребителей» предусматривает возможность разрешения спорных ситуаций в судебном и внесудебном порядке.

Сущность внесудебного порядка состоит в том, что потребитель может предъявить требования о защите нарушенного права непосредственно продавцу (изготовителю, исполнителю), не обращаясь с иском в суд.

Предъявление претензии по большинству дел о защите прав потребителей необязательно. Но необходимо знать, что выделены отдельные правоотношения, к которым должны применяться нормы об обязательной досудебной возможности разрешения конфликта.

Так, например, ст. 797 Гражданского кодекса РФ предусматривает обязательное предъявление претензии перевозчику по поводу перевозки груза до обращения истца в суд. Несоблюдение обязательного досудебного порядка урегулирования споров препятствует рассмотрению иска.

Кроме того, не обращаясь предварительно к ответчику, Вы лишаете себя возможности взыскать неустойку и компенсацию морального вреда, предусмотренные Законом РФ «О защите прав потребителей». Например, моральный вред, причиненный потребителю вследствие нарушения продавцом (изготовителем, исполнителем) прав потребителя, подлежит компенсации причинителем вреда только при наличии его вины, которую доказать при отсутствии каких-либо документов, подтверждающих отказ продавца (исполнителя, изготовителя) добровольно удовлетворить претензии потребителя, представляется невозможным. А для взыскания неустойки необходимо установить факт неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства. Кроме того, при удовлетворении судом требований потребителя, установленных законом, суд взыскивает с ответчика за не соблюдение в добровольном порядке удовлетворения требований потребителя штраф в размере пятьдесят процентов от суммы, присужденной судом в пользу потребителя.

В досудебном порядке потребителю необходимо составить претензию, которая пишется на имя продавца (исполнителя, изготовителя) в двух экземплярах. В претензии излагается суть предъявляемых требований, кроме того должно содержаться требование добровольного удовлетворения прав потребителя. В противном случае потребитель оставляет за собой право обратиться в суд и требовать, кроме защиты его права, возмещения материального и морального вреда. Претензия, подписанная заявителем, с указанием его домашнего адреса, с приложением документов по существу претензии передается адресату. На втором экземпляре необходимо сделать отметку о получении оригинала должностным лицом. Письмо также может быть отправлено по почте заказным письмом с уведомлением о вручении адресату.

Источник

Досудебные способы разрешения гражданско-правовых споров

Досудебные способы разрешения гражданско-правовых споров

Досудебные способы разрешения гражданско-правовых споров — это одна из форм защиты гражданских прав, суть которой состоит в попытке разрешить гражданско-правовой спор между сторонами до передачи дела в суд.
Досудебными способами разрешения гражданско-правовых споров являются:
1)претензионный порядок урегулирования гражданско-правового спора;
2) третейское производство;
3) альтернативная процедура урегулирования споров с участием посредника (процедура медиации).
Претензионный порядок означает направление контрагенту претензии (требования), в которой указывается, какие неправомерные действия он должен устранить и какие совершенные ошибки исправить.
Претензионный порядок досудебного урегулирования споров может быть предусмотрен нормами закона либо гражданско-правовым договором. Необходимо учесть, что в случае установления претензионного порядка федеральным законом или договором, спор передается на разрешение суда только после соблюдения данного порядка, в соответствии с пунктом 5 статьи 4 Арбитражного процессуального кодекса РФ и статьей 132 Гражданского процессуального кодекса РФ.
Действующее законодательство устанавливает обязательный претензионный порядок рассмотрения споров лишь в ограниченном количестве случаев.
Порядок предъявления претензий к перевозчику предусматривает статья 797 Гражданского кодекса РФ, Устав железнодорожного транспорта РФ, Воздушный кодекс РФ, Кодекс внутреннего водного транспорта РФ, Кодекс торгового мореплавания РФ, Устав автомобильного транспорта.
В отношении организаций связи установлено обязательное соблюдение абонентом (клиентом) претензионного порядка разрешения споров при неисполнении или ненадлежащем исполнении обязательств по оказанию услуг связи, в соответствии со статьей 55 Федерального закона от 07.07.2003 № 126-ФЗ «О связи».
Соблюдение досудебного порядка урегулирования споров не во всех случаях предусматривается непосредственно федеральным законом. Он может содержать отсылочную норму, согласно которой претензионный или другой досудебный порядок урегулирования той или иной категории споров регулируется подзаконным нормативным актом (например, постановлением Правительства Российской Федерации или актом федерального органа власти).
Несмотря на то, что обязательный порядок досудебного урегулирования спора путем направления претензии может быть предусмотрен законом или договором, действующее законодательство не устанавливает единой формы претензии. Требования, предъявляемые в претензии, должны быть четко сформулированы и обоснованы.
В претензии следует указать:
— наименование организации, которой адресована претензия;
— собственное наименование с указанием точного почтового адреса, других средств связи (телефон, факс и т.п.) и платежных реквизитов;
— номер претензии и ее дату;
— документы (с реквизитами), на которых основаны отношения сторон договора (адресатов претензии): например договор поставки, товарные и транспортные накладные, иные обязательства;
— ссылки на конкретные условия обязательств (здесь следует указать пункты договора), нарушение которых вызвало направление претензионного требования;
— требования заявителя. Они должны быть изложены четко. В претензии также можно предупредить о последующем обращении в суд в случае неудовлетворения претензии или нерассмотрения ее в установленном порядке или в срок;
— нормы законодательства, в соответствии с которыми заявитель претензии обосновывает свои требования;
— сумма требований с расчетом (большой по объему расчет претензионных требований может быть оформлен в качестве приложения к претензии);
— перечень прилагающихся документов, обосновывающих претензионные требования, или ссылку на то, что все документы для рассмотрения претензии у адресата имеются. В этом случае указываемые документы следует перечислить.
Другим досудебным способом разрешения гражданско-правового спора является третейское производство. Третейские суды — это негосударственные органы, создаваемые сообществом предпринимателей для разрешения споров в сфере частных экономических отношений, как правило, до обращения спорящих сторон в государственный суд. Данные суды являются формой примирения конфликтующих сторон, одним из альтернативных способов разрешения экономического спора в сфере гражданско-правовых отношений.
Деятельность третейских судов в Российской Федерации регулируется Федеральным законом от 24.07.2002 №102-ФЗ «О третейских судах в Российской Федерации», Законом РФ от 07.07.1993 №5338-1 «О международном коммерческом арбитраже».
Процедура медиации введена Федеральным законом от 27.07.2010 №193-ФЗ «Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)».
Медиацию можно применять после того, как возникли споры, рассматриваемые в рамках гражданского и арбитражного судопроизводства.
Так, в случае, если стороны заключили соглашение о применении процедуры медиации и в течение оговоренного для ее проведения срока обязались не обращаться в суд или третейский суд для разрешения спора, который возник или может возникнуть между сторонами, суд или третейский суд признает силу этого обязательства до тех пор, пока условия этого обязательства не будут выполнены, за исключением случая, если одной из сторон необходимо, по ее мнению, защитить свои права (ст.4 Федерального закона от 27.07.2010 № 193-ФЗ).
Процедуру разрешено использовать как до обращения в суд, так и после начала разбирательства. Она проводится на основании соглашения. Указанным Федеральным законом определены его условия. Услуги могут оказываться за плату или безвозмездно.
Сроки проведения процедуры медиации определяются соглашением. Максимальный срок составляет 60 дней.
Медиаторами признаются независимые физические лица, привлекаемые сторонами в качестве посредников в урегулировании спора для содействия в выработке сторонами решения по существу спора.
Медиатор не может представлять какую-либо сторону, оказывать ей юридическую, консультационную или иную помощь. Осуществлять деятельность медиаторов на профессиональной основе могут лица, достигшие возраста двадцати пяти лет, имеющие высшее профессиональное образование и прошедшие курс обучения по программе подготовки медиаторов, утвержденной в порядке, установленном Правительством РФ, (ст.16 Федерального закона от 27.07.2010 № 193-ФЗ).

Читайте также:  Способы хранения личных дел

628309, ХМАО-Югра, г. Нефтеюганск,
2 мкр., 25 дом. pr_glava@admugansk.ru

Приемная главы города:
+7 (3463) 23-77-11
Городская общественная приемная:
+7 (3463) 22-96-72
Единая дежурно-диспетчерская служба:
+7 (3463) 31-01-18

Источник

О досудебной и судебной защите прав потребителей

О досудебной и судебной защите прав потребителей

Иногда обстоятельства складываются таким образом, что права потребителя при продаже товара или оказании услуги продавцом (исполнителем, изготовителем) бывают не соблюдены или нарушены. Ситуация не очень приятная, но не стоит расстраиваться — закон на стороне потребителя, и если Вы уверены, что Ваши права ущемлены, смело отстаивайте свою позицию.

При этом следует иметь в виду, что законодательством о защите прав потребителей предусмотрено не только восстановление нарушенных прав, но и взыскание убытков, морального вреда и наложение штрафа за неисполнение требований потребителя в добровольном порядке с нарушившего право потребителя.

Для восстановления нарушенных прав потребителя Законом Российской Федерации от 07.02.1992 г. № 2300-1 «О защите прав потребителей» (далее – Закон) предусмотрено два варианта защиты прав: досудебная защита и защита нарушенных прав в суде.

Досудебный порядок разрешения споров, вытекающих из потребительских отношений, является первоначальным этапом разрешения возникшего конфликта. Его сущность состоит в том, что потребитель может предъявить требование о защите нарушенного права непосредственно продавцу или исполнителю услуг, не обращаясь с иском в суд.

Данный порядок рассмотрения требований потребителей предусмотрен с целью побудить стороны самостоятельно урегулировать возникшие разногласия, не допуская дальнейшего развития конфликта.

Несмотря на то, что предъявление досудебной претензии в большинстве случаев не является обязательным, Управление Роспотребнадзора по Курской области рекомендует потребителю обращаться к продавцу или исполнителю услуг с письменной претензией, причем оформленной в двух экземплярах, для того, чтобы зафиксировать юридически значимые факты, для последующего доказывания их в суде. В претензии необходимо изложить суть предъявляемых требований, ее можно непосредственно вручить или отправить заказным письмом с уведомлением о вручении адресату.

Согласно статьям 20-22 Закона, требования потребителя подлежат удовлетворению в следующие сроки:

— безвозмездное устранение недостатков товара – определенный срок в письменной форме соглашением, но не более 45 календарных дней;

— замена товара ненадлежащего качества – добровольно в течение 7 дней, при необходимости проверки качества в течение 20 дней;

— возврат уплаченной за товар денежной суммы — в течение 10 дней.

В случае неудовлетворения продавцом соответствующих требований добровольно, за защитой своих нарушенных прав и законных интересов потребитель имеет право обраться в судебные органы. Данное право потребителю гарантировано статьей 46 Конституции Российской Федерации.

Дела по искам, связанным с нарушением прав потребителей, в силу пункта 1 статьи 11 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьи 17 Закона, статьи 5 и пункта 1 части 1 статьи 22 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации подведомственны судам общей юрисдикции.

Также статья 17 Закона предусматривает, что иски о защите прав потребителей могут быть предъявлены по выбору истца в суд по месту:

— нахождения организации, а если ответчиком является индивидуальный предприниматель, — его жительства;

— жительства или пребывания истца;

— заключения или исполнения договора.

Если иск к организации вытекает из деятельности ее филиала или представительства, он может быть предъявлен в суд по месту нахождения ее филиала или представительства.

При обращении с иском в суд потребители освобождаются от уплаты государственной пошлины по делам, связанным с нарушением их прав.

Кроме восстановления нарушенного права потребитель вправе потребовать компенсации морального вреда, размер которой определяется судом и не зависит от размера возмещения имущественного вреда (статья 15 Закона).

В соответствии со статьей 13 Закона, при удовлетворении судом требований потребителя, установленных законом, суд взыскивает с изготовителя (исполнителя, продавца) за несоблюдение в добровольном порядке требований потребителя штраф в размере пятидесяти процентов от суммы, присужденной судом в пользу потребителя.

Потребителю необходимо знать, что возможность защитить свои нарушенные права и законные интересы существует только в течение определенных сроков, именуемых сроками исковой давности. Общий срок исковой давности составляет три года, и начинается со дня, когда потребитель узнал или должен был узнать о нарушении его права.

Читайте также:  Способ применения тыквенного масла холодного отжима

Согласно статье 40 Закона, статьям 34, 47 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации до принятия судом решения по делу Управление Роспотребнадзора по Курской области может вступить в дело по своей инициативе или по инициативе лиц, участвующих в деле, а также привлекается в процесс в целях дачи заключения по делу.

Источник

Если Ваши права нарушены. Алгоритм действий потребителя

Алгоритм действий потребителя

в случае нарушения его прав

Вы попали в конфликтную ситуацию? Нарушены Ваши потребительские права, предоставленные Законом РФ «О защите прав потребителей»? Прежде чем обращаться в суд, попробуйте вначале сами защитить свои права в досудебном порядке. За время действия Закона «О защите прав потребителей» обширная судебная практика показала продавцам, изготовителям и исполнителям, что в тех случаях, когда потребитель выдвигает свои законные требования, выгоднее мирным путем разрешить возникший конфликт, чем решать его в суде.

Часто продавцы (исполнители, изготовители), видя правовую безграмотность потребителя, рассчитывают на то, что он не будет отстаивать до конца свои права, и это служит наиболее частой причиной отказа выполнить законные требования потребителя в добровольном порядке. Поэтому часто бывает достаточно грамотно изложить свои требования, чтобы добиться их выполнения.

И так, разрешая конфликтную ситуацию, прежде всего:

Подайте письменную претензию или заявление с требованиями согласно Закону РФ «О защите прав потребителей».

Претензия может быть составлена в произвольной форме, при этом в ней необходимо указать:

1) Кому Вы направляете претензию,

Например, Директору магазина (указать магазин), Генеральному директору (указать фирму), индивидуальному предпринимателю (ИП).

Если Вам известны фамилия, имя, отчество (далее по тексту -Ф.И.О.) руководителя или индивидуального предпринимателя можете указать ФИО.

2) Кто подает претензию.

Вам необходимо указать свои ФИО и адрес (место регистрации), контактный телефон — для связи с Вами.

3) Далее — в отдельной строке нужно написать

ПРЕТЕНЗИЯ или ЗАЯВЛЕНИЕ

4) Далее — в тексте претензии изложить существо дела, например,:

«20октября 2009года я приобрела в Вашем магазине телевизор…», или- «я заключил с Вами договор на оказание платной медицинской услуги…», далее изложите обстоятельства дела и существо Ваших претензий. Для обоснования претензий желательно ссылаться на соответствующие статьи законов:

Например, « согласно ст. 18 закона «О защите прав потребителей» я вправе расторгнуть договор купли-продажи и потребовать возврата уплаченной за товар денежной суммы, поскольку в проданном технически сложном товаре обнаружены недостатки.». Или другой пример: «согласно ст. 29 закона «О защите прав потребителей» я вправе расторгнуть договор на оказание услуг, поскольку Вами, как исполнителем, были допущены существенные недостатки оказанной услуги».

5) Далее четко сформулируйте свои требования:

Например, «прошу расторгнуть договор купли-продажи и вернуть уплаченные за товар деньги в сумме 14500рублей»

6) Укажите в конце претензии, какие у Вас намерения в случае, если Ваши требования не будут удовлетворены в добровольном порядке.

Например, «…в противном случае я буду вынуждена обратиться в суд. В исковом заявлении, помимо изложенного, я буду просить суд взыскать с Вашего предприятия неустойку и компенсацию морального вреда.»

7) Дата и подпись.

8) Укажите какие документы Вы прилагаете к претензии:

1.Копия гарантийного талона

2.Копия товарного чека

3.Копия справки из гарантийной мастерской и др.

К претензии (заявлению) приложите копии имеющихся у Вас документов.

Любую претензию необходимо составлять в двух экземплярах. Можно написать ее от руки или напечатать на компьютере. Постарайтесь, чтобы на листе осталось место для отметки магазина о дате принятия. Этот экземпляр останется у Вас, как подтверждение того, что претензия получена магазином. Подать претензию можно несколькими способами.

Вручить лично. Для этого необходимо принести оба экземпляра претензии и обратиться к менеджеру компании или другому ответственному сотруднику. Один экземпляр отдайте сотруднику, а на втором попросите его сделать отметку о том, что претензия принята. Он должен поставить дату, подпись и расшифровать ее, полностью указав свое имя, фамилию и должность.

Отправить по почте. Если менеджеры компании отказываются делать отметки на Вашем экземпляре претензии, ее можно отправить по почте. Лучше заказным письмом с уведомлением о вручении. Именно с даты, которая указана в уведомлении о вручении, будут отсчитываться сроки, установленные законом. Чтобы избежать непредвиденных ситуаций, можно отправить претензию ценным письмом (оценив его в 1 рубль) с описью вложения и уведомлением о вручении.

Есть еще несколько вариантов личного вручения претензии:

Вручение при свидетелях: Можно попытаться вручить претензию в присутствии друзей или знакомых. Если у вас откажутся ее принять, свидетели могут составить акт, где напишут , что менеджер уклонился от приема документов. В акте обязательно должны быть данные свидетелей и их подписи. Чтобы подтвердить факт вручения претензии, достаточно двух свидетелей, которые при необходимости готовы будут выступить в суде.

Запись в книге жалоб: Любой покупатель имеет право изложить свои претензии и требования в книге жалоб и предложений. Этот документ должен находиться в торговом зале магазина и предоставляться клиенту по первому требованию. Сделав запись, сфотографируйте обложку книги на мобильный телефон. На ней должно быть написано название компании, дата начала ведения книги и количество страниц в ней. Сфотографируйте также свою запись и запись, которая находится перед Вашей. Эти снимки могут послужить доказательством в суде в том случае, если книга вдруг «потеряется».

Как должен быть оформлен отказ:

Отказ выполнить Ваши требования должен быть изложен в виде резолюции на Вашем экземпляре или в отдельном документе.

Дальнейшие действия потребителя в случае отказа в удовлетворении его законных требований:

Требование потребителя о замене товара ненадлежащего качества или возврате денег за товар, в любом случае носит имущественный характер. Если оно не будет удовлетворено продавцом, изготовителем в добровольном порядке, спор может быть разрешен только судом (статья 11 ГК РФ, п.1 ст. 17 Закона РФ «О защите прав потребителей»). В соответствии с п.2 ст.17 Закона РФ «О защите прав потребителей» потребитель вправе предъявить иск в суд по месту жительства или по месту пребывания либо по месту нахождения ответчика либо по месту заключения или исполнения договора.

Читайте также:  По красивее способ образования

ЕСЛИ ВАМ ОТКАЗЫВАЮТ В ВЫПОЛНЕНИИ ВАШИХ ЗАКОННЫХ ТРЕБОВАНИЙ, ОБРАЩАЙТЕСЬ В СУД.

Несмотря на то, что судебный процесс длится достаточно долго и требует от потребителя усилий и затрат времени, не стоит отказываться от подачи иска в суд, поскольку Вы можете добиться удовлетворения Ваших требований и получить полное возмещение ущерба, в том числе морального вреда и судебных издержек.

Перед тем как обратиться в суд, воспользовавшись правом на судебную защиту, Вам необходимо:

— убедиться в соответствии Ваших требований действующему законодательству;

— представить доказательства своей правоты и реальность Ваших требований;

— собрать документы, подтверждающие нарушение Ваших прав, в том числе Ваш экземпляр претензии с отказом выполнить Ваши требования (если таковой имеется);

— продумать, кто может быть Вашим свидетелем.

— Перед обращением в суд Вам необходимо составить исковое заявление.

Когда нужно обращаться к адвокату (юристу):

Если у Вас возникли сомнения по поводу реализации Ваших прав, Вы можете обратиться к адвокату (юристу). Бесплатную консультативную помощь в вопросах защиты прав потребителей можно получить в Управлении Роспотребнадзора по Владимирской области (г. Владимир, ул. Офицерская, 20). Особенно важно своевременно обратиться к адвокату (юристу), если дело касается крупной денежной суммы или незнакомой Вам сферы.

ОБРАЩЕНИЕ В СУД

КАК ПОДГОТОВИТЬ ИСКОВОЕ ЗАЯВЛЕНИЕ.

Исковое заявление подается в суд в письменной форме (оно может быть написано от руки или напечатано).

В исковом заявлении должны быть указаны (ст. 131 ГПК РФ):

1) Наименование суда, в который подается заявление;

2) Наименование (Ф.И.О.) истца, его место жительства (регистрации);

Для того, чтобы в случае необходимости можно было связаться с Вами, Вы также можете указать свой телефон, а если Вы проживаете не по адресу прописки, — указать и этот адрес.

3) Наименование ответчика, его место жительства.

В случае если ответчиком, которому Вы предъявляете требования, является организация (изготовитель, исполнитель, продавец), необходимо указать юридический адрес организации-ответчика. Для того, чтобы в случае необходимости можно было связаться с ответчиком, укажите также его фактический адрес и телефон руководителя.

4) В чем заключаются нарушение или угроза нарушения прав, свобод или охраняемых законом интересов истца и его требования;

Вам нужно четко изложить, чем ответчик нарушил Ваши права и все требования к нему.

5) Обстоятельства, на которых истец основывает свое требование, и доказательства, подтверждающие изложенные истцом обстоятельства;

Вам нужно кратко изложить обстоятельства дела, указав, какие Ваши права нарушены, ссылаясь на соответствующие статьи закона.

6) Цена иска, если иск подлежит оценке, а также расчет взыскиваемых или оспариваемых денежных сумм;

7) Сведения о соблюдении досудебного порядка обращения к ответчику, если это установлено законом, или предусмотрено договором сторон;

Так, например, досудебный порядок предусматривается по искам о перевозках и об услугах связи, и если Вы намерены подать иск в отношении пропавших из багажа вещей, то прежде всего необходимо в установленные сроки подать организации-перевозчику претензию. Если Вы не сделаете этого, Ваше исковое заявление судом принято не будет.

8) Перечень прилагаемых к заявлению документов.

Вам нужно приложить к заявлению документы, подтверждающие обоснованность Ваших исковых требований. К заявлению лучше приложить копии документов. Подлинники документов Вам нужно будет представить во время заседания суда.

Заявление подписывается истцом или его представителем. К исковому заявлению, поданному представителем, должна быть приложена доверенность или иной документ, удостоверяющий полномочия представителя.

Исковое заявление составляется в нескольких экземплярах, количество которых зависит от числа ответчиков.

Например, если у Вас два ответчика, то в суд представляется три экземпляра искового заявления, один из которых остается в суде, а два других рассылаются ответчикам.

КАКИЕ ДОКУМЕНТЫ НУЖНО ПРИЛАГАТЬ К ИСКОВОМУ ЗАЯВЛЕНИЮ

К исковому заявлению прилагаются:

— документы, подтверждающие обстоятельства, на которые Вы ссылаетесь в тексте искового заявления и тем самым служащие доказательством обоснованности Ваших исковых требований, а также копии этих документов для ответчиков и третьих лиц, если копии у них отсутствуют.

Например, договор, квитанции об оплате, товарные и кассовые чеки, гарантийный талон, акты экспертизы, медицинские справки, претензия и т.д.

— Документы, подтверждающие выполнение обязательного досудебного порядка урегулирования спора, если такой порядок предусмотрен законом или договором.

Например, претензия к перевозчику, вытекающая из договоров перевозки грузов, пассажиров или багажа. К исковому заявлению должна быть приложена копия претензии с доказательством ее получения ответчиком.

— Расчет взыскиваемой или оспариваемой денежной суммы, подписанный истцом, его представителем с копиями в соответствии с количеством ответчиков и третьих лиц.
— Расчет неустойки.

Полезный совет по подготовке документов для обращения в суд

Сделайте для себя копию своего судебного дела – снимите копии с искового заявления и всех относящихся к делу документов.

Эта «копия дела» облегчит Вам подготовку к судебному заседанию, а если Вы решите обратиться к адвокату, то сможете представить ему все нужные документы.

Как подать документы в суд и в какой

По общему правилу иск подается в суд по месту нахождения ответчика и исковое заявление должно быть оплачено государственной пошлиной.

Однако по искам по защите прав потребителей в соответствии с п.3 ст.17 Закона РФ «О защите прав потребителей» при обращении с иском в суд потребители освобождаются от уплаты государственной пошлины по искам, связанным с нарушением их прав.

Вы можете предъявить иск в один из судов по Вашему выбору (п.7 ст.29 ГПК РФ):

— по Вашему месту жительства (т.е. по месту жительства истца).

— или по месту нахождения ответчика,

— либо по месту заключения или месту исполнения договора.

Вы можете подать исковое заявление судье на личном приеме или послать по почте.

Источник

Оцените статью
Разные способы