- Биология в лицее
- Естествознание: методы изучения природы
- Наука о природе
- Что значит изучать природу?
- В каком классе начинают познавать методы изучения природы?
- Природоведение: методы изучения природы
- Наблюдение
- Эксперименты и опыты
- Измерения
- Подведение итогов наблюдений, экспериментов и опытов
- Различия методов
- «Освоение учащимися доступных способов изучения природы и общества». материал по зож (2 класс) на тему
- Скачать:
- Предварительный просмотр:
Биология в лицее
Сайт учителей биологии МБОУ Лицей № 2 г. Воронежа, РФ
Site biology teachers lyceum № 2 Voronezh city, Russian Federation
Наблюдение — это один из способов изучения природы.
Каждый из нас ежедневно использует метод наблюдения в повседневной жизни: мы наблюдаем за играющим щенком, рыбками в аквариуме, за другими людьми. Например, во время урока учитель в классе наблюдает за учениками, а ученики — за учителем.
Наблюдение за очень мелкими или удалёнными объектами проводят с помощью увеличительных приборов: лупы, микроскопа, бинокуляра, бинокля, телескопа.
Эксперимент, или опыт, — один из методов изучения природы.
Слово «эксперимент» в переводе с латинского языка как раз и означает «опыт», «проба».
При проведении опыта исследователь воспроизводит в лаборатории то или иное природное явление. При этом он внимательно следит за тем, как оно происходит. Если необходимо, исследователь повторяет один и тот же опыт много раз.
Эксперимент отличается от наблюдения активным взаимодействием с изучаемым объектом.
С помощью эксперимента было выяснено, что осьминоги могут использовать подручные предметы (камешки, палочки, обломки кораллов) для того, чтобы достать пищу из сосудов с узким горлышком.
Измерение — один из способов изучения природы.
Измерить можно, к примеру, размер и массу животного, его температуру и скорость передвижения, можно подсчитать количество семян у растения.
Для измерений часто используют измерительные приборы: линейку, весы, термометр, секундомер или часы и др.
Биологам нередко нужно знать численность животных того или иного вида на какой-нибудь территории. Чтобы это определить, подсчитывают, сколько раз встретились животные, их следы, норы или гнёзда на определённом участке. Численность птиц определяют весной по их голосам.
Проведите эксперимент
Источник
Естествознание: методы изучения природы
Люди с древнейших времен стремились к изучению и объяснению объектов и явлений окружающего их мира и использовали для этого различные методы изучения природы. 5 класс средней школы — это тот возраст, когда пытливость ребенка сочетается с серьезностью юного исследователя.
Наука о природе
Естествознание — это особенная область человеческой деятельности. Целью ее является приобретение новых сведений об окружающем мире и накопление знаний.
Что значит изучать природу?
Изучать природу — это значит изучать все, рядом с чем мы живем, все, что нас окружает: растения, птиц, животных, человека, погоду, климат, землю, небо, космос, воду, почву, города, страны.
В каком классе начинают познавать методы изучения природы?
Метод — это весь спектр систематизированных мероприятий, необходимых для достижения желаемого результата.
Познавать окружающий мир малыши начинают с рождения (тянут в рот незнакомые предметы, ощупывают, облизывают, кусают), в детском садике ведутся занятия по познанию мира. В начальной школе уже немного затрагиваются методы изучения природы. 5 класс — это начало более серьезного, более детального, более научного изучения естественных наук.
Природоведение: методы изучения природы
На протяжении всей истории человечества люди изучали то, что их окружает, и в процессе этого делали удивительные, неожиданные открытия.
Науки, изучающие природу, объединяет слово «естествознание». Слово это раскладывается на две основы: «естество» и «знание». В современное естествознание входят следующие области научного знания:
Методы изучения природы:
- наблюдение;
- эксперименты и опыты;
- измерение.
Наблюдение
Основным самым простым и доступным, а потому наиболее распространенным методом изучения природы является наблюдение. В нем человеку помогают все органы чувств: зрение, слух, обоняние, осязание.
Наблюдение может быть прямым и косвенным. В первом случае за поведением объекта наблюдают непосредственно, во втором информация суммируется на основании физических признаков закончившихся действий.
При помощи наблюдения можно изучить типичное поведение какого-либо вида животного в естественных для него условиях или влияние определенных погодных условий на рост, цветение или плодоношение определенного вида растения, кроме того, можно изучить расположение и движение небесных тел и космических объектов.
В стародавние времена обобщение и сопоставление наблюдений складывалось в так называемые приметы:
- Жаворонки прилетают к теплу.
- Кот на полу спит — жди тепла.
- Облака плывут высоко — ожидается хорошая погода.
- Увидел воробья, барахтающегося в песке — скоро соберется дождь.
- Березы перед дождливым летом дают много сока.
- Высоко летящие гуси — к половодью.
- Золотистый или розовый закат — к ясной погоде.
- Накануне непогоды кровососущие насекомые наедаются вдоволь, муравьи поглубже прячут коконы с детьми и запечатывают выходы из муравейника, гаснут светляки, а стрекозы хаотично мечутся, сбившись в стайки.
- Деревья и другие растения накануне грозы крепче пахнут.
- Лягушки громко квакают к ясной и жаркой погоде.
Чтобы сделать полезный вывод из прямых или косвенных наблюдений, нужно добросовестно обработать и тщательно проанализировать полученные данные.
Обработка и анализ —это обобщение, объяснение, суммирование, сопоставление и сравнение наблюдаемых явлений и фактов. Сначала производится анализ отдельных наблюдений (изменение количества выпавших осадков, температуры, давления, облачности, скорости ветра, качества), после этого их результаты обобщаются и сравниваются.
При наблюдении часто используются увеличительные приборы: лупа, микроскоп, бинокль, телескоп.
Эксперименты и опыты
Для подтверждения научных фактов часто требуются определенные условия, причем не всегда получается дождаться этих условий естественным путем, и тогда на помощь нам приходит научный эксперимент, в ходе которого требуемые условия воспроизводятся искусственно.
Итак, эксперименты (или опыты) проводятся учеными в лабораторных условиях. В ходе такого рода исследований экспериментатор сам воспроизводит различные условия или же природные явления. Например, с помощью такого способа исследования можно выяснить, что происходит с предметом в процессе нагревания или, наоборот, охлаждения или замораживания.
Измерения
И в ходе наблюдений, и во время экспериментов, исследователям приходится проводить различного рода измерения. Измеряют температуру, влажность, давление, скорость, продолжительность, силу, площадь, емкость, мощность, объем, массу. Измерения производят при помощи специальных инструментов. Это:
- термометр;
- весы;
- телескоп;
- микроскоп;
- флюгер;
- гигрометр;
- барометр;
- вольтметр;
- амперметр;
- силомер;
- метеоспутник;
- тонометр;
- лактометр;
- глюкометр;
- облакометр;
- метеозонд;
- рулетка;
- нивелир;
- компас;
- транспортир;
- линейка;
- портновский метр;
- мерный цилиндр;
- мензурка;
- секундомер;
- часы;
- ростомер.
Кстати, измерениями занимается особая отрасль науки — метрология.
Подведение итогов наблюдений, экспериментов и опытов
Когда обработка наблюдений, экспериментов или опытов закончена, их результаты фиксируют в виде:
В отчете записывают цель и задачи, средства и методы, перечисляют всех участников исследований, фиксируют данные об условиях, далее — полученные результаты с подробным описанием и подтверждением фактическими данными.
Различия методов
Основным различием наблюдения и эксперимента является то, что первый метод описывает явление, а второй объясняет его.
Итак, мы познакомились с несколькими методами изучения природы: наблюдением, экспериментом и измерением.
Источник
«Освоение учащимися доступных способов изучения природы и общества».
материал по зож (2 класс) на тему
Выступление на МО начальных классов
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Выступление на МО начальных классов | 23.05 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №11»
На методическом объединении
Учителей начальных классов
изучения природы и общества».
Учитель Князькова Татьяна Владимировна
С 2010-2011учебного года начальные школы работают по новому образовательному стандарту. Важнейшим разделом нового стандарта является раздел «Требования к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования».
Требования к усвоению дисциплины «Окружающий мир» в стандарте сформулированы следующим образом:
- Понимание особой роли России в мировой истории;
- Сформированность уважительного отношения к своей стране, родному краю, своей семье, истории, культуре, природе нашей страны, её современной жизни;
- Осознание целостности окружающего мира, освоение основ экологической грамотности, элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей, норм здоровье сберегающего поведения в природной и социальной среде;
- Освоение доступных способов изучения природы и общества (наблюдение, запись, измерение, опыт, сравнение, классификация и др. с получением информации из семейных архивов, от окружающих людей, в открытом информационном пространстве);
- Развитие навыков устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в окружающем мире.
Все действующие программы во многом подготовлены к реализации требований стандарта. Так, идея уважения к миру, экологической целостности заложена во всех программах и УМК «Окружающий мир». Там же предполагается и реализация деятельностного подхода, являющегося методологической основой нового стандарта. При этом особое внимание обращается на деятельность по распознаванию объектов окружающего мира, моделированию, эколого-этическую деятельность школьников.
Особое внимание необходимо обратить на требования, касающихся освоения доступных способов изучения окружающегося мира. Дело в том, что перечисленные способы изучения природы и общества в настоящее время используются учителем скорее как метод обучения, а не как объект «освоения» школьниками. Основная идея стандарта заключается в том, чтобы школьники могли научиться использовать эти способы для самостоятельного познания окружающего мира.
Предполагаются основные направления работы учителя по руководству освоением школьниками способов познания окружающего мира.
Наблюдения. В программе начального образования термин наблюдения встречается довольно часто: наблюдать объекты и явления природы(на краеведческом материале), наблюдать погоду самостоятельно и в группах…Таким образом, наблюдениям уделялось всегда.
Основная идея Нового образовательного стандарта заключается в том, чтобы формальные наблюдения превратить в учебно-исследовательскую деятельность. При этом работа учителя в этом плане включает в себя:
- Подведение школьников к осознанию цели наблюдений(цель- поиск ответа на тот или иной вопрос);
- Формирование умения выдвижения гипотез;
- Формирование умения составлять программу наблюдений;
- Формирование умения пользоваться измерительными инструментами;
- Формирование умения фиксации результатов наблюдений;
- Формирование умения первичного упорядочения результатов наблюдений;
- Вовлечение школьников в анализ результатов наблюдений.
Современный предмет «Окружающий мир» наряду с естествознанием включает в себя и обществознание. Следовательно, наблюдения в природе должны сочетаться с наблюдением за социальным окружением (как одеваются люди, как ведут себя дети и взрослые в автобусе, в магазине и т.д.) Интересное направление-наблюдение с целью сравнения поведения человека и животных (чем дома кормят собаку, чем питаешься сам, напоминает ли поведение животных поведение людей и т.п.)
В связи с этим возрастает роль внеклассных занятий и в первую очередь экскурсий. Именно там прежде всего возникают проблемные вопросы, разрешение которых требует дополнительных наблюдений, а иногда и проведения соответствующих опытов или практических работ.
Опыт- метод исследования, при котором искусственно создаются, позволяющие ответить на исследуемый вопрос, добыть новую информацию. Сегодня в авторских курсах по предмету «Окружающий мир» появилось много интересных опытов.
Опыты- традиционный метод начального естествознания . Обычно опыты проводились как демонстративные: опыт ставит учитель, цель учеников- наблюдать за происходящим. При такой организации работы вряд ли школьники могут действительно освоить этот метод познания окружающего мира. Научить проводить опыты можно лишь непосредственном включении школьников в эту деятельность. Значит, преимущества надо отдавать лабораторным, а не демонстрационным опытам. Такую работу мы видели на уроке Игониной И.В. (дети в группах исследовали свойства почвы). Здесь учителю необходимо чётко представлять структуру учебно-исследовательской деятельности и приучать школьников выдвигать гипотезы, разрабатывать программу исследования, включающую проведение опыта.
В качестве требований к проведению опыта можно назвать:
- Осознание школьниками цели проводимого опыта и его результатов;
- Организацию опытов на частично-поисковом уровне;
- Связь результатов опытов с процессами, происходящими в окружающем мире.
Организуя опыты, мы приближаемся к экспериментированию.
Эксперимент является универсальным способом познания окружающего мира. Опып является составной частью эксперимента, одним из способов проверки гипотез.
Эксперимент имеет более сложную по сравнению с опытом структуру: постановка проблемы- выдвижение гипотезы- поиск способа проверки гипотезы( как правило это опыт, но могут вовлекаться и наблюдения)- действия по проверке гипотезы- выводы(гипотеза подтверждается или опровергается).
Правильно поставленная работа по изучению влияния экологических факторов как раз и предполагает реализацию данных этапов. Например, на одном из уроков решается вопрос (проблема): почему чешуйки одних сосновых шишек прижаты, а других развёрнуты. Школьники выдвигают гипотезы, размышляют над способом проверки. В результате приходят к выводу о необходимости проведения опытов, в которых шишки ставят в различные условия и наблюдают, что при этом происходит.
Обучение моделирование должно активно присутствовать на уроках окружающего мира. Учащиеся должны уметь использовать знаково-символические средства представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и познавательных задач.
Модели подразделяются на материальные и идеальные(образные и знаково-символические). При изучении окружающего мира внимание обращается главным образом на работу с готовыми моделями- глобусом, географической картой. Большое значение уделяется моделированию различных социальных, жизненных ситуаций: моделировать и оценивать различные ситуации поведения в школе и других общественных местах, моделировать ситуации вызова экстренной помощи по телефону и др. Большие возможности на уроках представляются для знаково-символического моделирования. Например, при изучении экосистем моделируются пищевые цепочки, экологические пирамиды. При изучении обществоведческих, исторических вопросов составляются ленты времени, сравниваются схемы различных объектов.
Как же найти место моделированию в структуре учебной деятельности? Ученики после уяснения проблемы, например, путём наблюдения, выходят на модельный уровень(схема, чертёж) – уровень понимания сути явления. Затем вновь возвращаются к словесному, но уже более точному описанию.
Можно выделить несколько этапов обучения школьников моделированию:
- Ознакомление школьников с символами, знаками. Это не моделирование, но уже необходимый подготовительный этап. Например, в теме «Как люди познают мир» рассматривается тема «Знаки и символы». Школьники знакомятся с понятиями рисунки, пиктограммы, символы(голубь- символ мира, дорожные знаки), учатся их использовать, сами придумывают знаки-символы.
- Использование в учебном процессе схем, чертежей, постепенное привлечение школьников к их построению. Это уже и есть моделирование. Графические модели могут появиться при рассматривании темы «Мы живём на планете Земля» (схема Солнечной системы, рисунок-схема строения Земли).
- Ознакомление с понятием модель. Например, при изучении темы «Что такое глобус?» учёные придумали уменьшенное изображение Земли — глобус.
- Расширение круга изучаемых объектов, явлений с привлечением моделирования.
Такие требования, как записи, измерения, сравнения, классификация традиционно используются при изучении окружающего мира и имеются соответствующие задания по их реализации. Встречаются и задания на получение информации из семейных архивов, от окружающих людей.
Учителям можно рекомендовать использовать в образовательном процессе не только УМК, по которому работает класс, но и использовать материалы учебников, методических разработок других авторов, в которых рассматриваемые вопросы могут быть представлены более полно.
Источник