Достройте словообразовательные пары назовите способ словообразования

Содержание
  1. Составте словообразовательные пары и опредедить способ образования, , Подбежать, позвонить, подорожник, лесоруб, синенький, подоконник, синь,?
  2. Составте словообразовательные пары и опредедить способ образования, , Подбежать, позвонить, подорожник, лесоруб, синенький, подоконник, синь,?
  3. Определить, как образовались слова, указать способ образования : светлый, шёлковый, пришёл, паровоз, придорожный, подоконник?
  4. Составте словообразовательные пары и опредедить способ образования, , Подбежать, позвонить, подорожник, лесоруб, синенький, подоконник, синь, рассвет, розоватый, паровозный, досрочно?
  5. Проанализируйте способ образования сложных слов?
  6. Морфемно словообразовательный разбор слов подоконник разделила лесистый?
  7. Отметь Слова с приставкой по подоконник подосиновик Подорожник пододеяльник?
  8. Укажите слово в составе которого нет приставкиА?
  9. Определить способы образования слов : приставить, писатель, ракетчик, стенгазета, подрасти, мечтатель, учитель, подорожник?
  10. Суффиксальный способ образования словаа)тишьб)перевозчикс)синьд)приехатье)подоконник?
  11. Способ образования видовой пары глагола насыпать?
  12. Словообразовательная пара — это… (30 примеров)
  13. Словообразовательная мотивация
  14. Какие слова составляют словообразовательную пару?
  15. Как определить производящее слово?
  16. Закономерности словообразования
  17. План словообразовательного разбора

Составте словообразовательные пары и опредедить способ образования, , Подбежать, позвонить, подорожник, лесоруб, синенький, подоконник, синь,?

Русский язык | 5 — 9 классы

Составте словообразовательные пары и опредедить способ образования, , Подбежать, позвонить, подорожник, лесоруб, синенький, подоконник, синь,.

ПОДБЕЖАТЬ — БЕГАТЬ — ПРИСТАВОЧНО СУФФИКСИАЛЬНЫЙ

ПОЗВОНИТЬ — ЗВОНИТЬ — ПРИСТАВОЧНО СУФФИКСИАЛЬНЫЙ

ЛЕСОРУБ — ЛЕСА РУБИТЬ — СЛОЖЕНИЕ ДВУХ КОРНЕЙ

СИНЕНЬКИЙ — СИНИЙ — БЕССУФИКСИАЛЬНЫЙ

ПОДОКОНИК — ПЕРФИКСАЛЬНО — СУФФИКСАЛЬНЫЙ.

Составте словообразовательные пары и опредедить способ образования, , Подбежать, позвонить, подорожник, лесоруб, синенький, подоконник, синь,?

Составте словообразовательные пары и опредедить способ образования, , Подбежать, позвонить, подорожник, лесоруб, синенький, подоконник, синь,.

Определить, как образовались слова, указать способ образования : светлый, шёлковый, пришёл, паровоз, придорожный, подоконник?

Определить, как образовались слова, указать способ образования : светлый, шёлковый, пришёл, паровоз, придорожный, подоконник.

Составте словообразовательные пары и опредедить способ образования, , Подбежать, позвонить, подорожник, лесоруб, синенький, подоконник, синь, рассвет, розоватый, паровозный, досрочно?

Составте словообразовательные пары и опредедить способ образования, , Подбежать, позвонить, подорожник, лесоруб, синенький, подоконник, синь, рассвет, розоватый, паровозный, досрочно.

Проанализируйте способ образования сложных слов?

Проанализируйте способ образования сложных слов.

ЗАПИШИТЕ СЛОВООБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПАРЫ!

Столетие, соковыжималка, мясорубка, мореплаватель, первооткрыватель, орденоносец, газосварщик, пятиборец, снегопогрузчик, газонокосилка.

Выделите в сложных существительных корни и словообразовательные суффиксы.

Морфемно словообразовательный разбор слов подоконник разделила лесистый?

Морфемно словообразовательный разбор слов подоконник разделила лесистый.

Отметь Слова с приставкой по подоконник подосиновик Подорожник пододеяльник?

Отметь Слова с приставкой по подоконник подосиновик Подорожник пододеяльник.

Укажите слово в составе которого нет приставкиА?

Укажите слово в составе которого нет приставки

Определить способы образования слов : приставить, писатель, ракетчик, стенгазета, подрасти, мечтатель, учитель, подорожник?

Определить способы образования слов : приставить, писатель, ракетчик, стенгазета, подрасти, мечтатель, учитель, подорожник.

Суффиксальный способ образования словаа)тишьб)перевозчикс)синьд)приехатье)подоконник?

Суффиксальный способ образования слова

Способ образования видовой пары глагола насыпать?

Способ образования видовой пары глагола насыпать.

На этой странице находится ответ на вопрос Составте словообразовательные пары и опредедить способ образования, , Подбежать, позвонить, подорожник, лесоруб, синенький, подоконник, синь. из категории Русский язык, соответствующий программе для 5 — 9 классов. Чтобы посмотреть другие ответы воспользуйтесь «умным поиском»: с помощью ключевых слов подберите похожие вопросы и ответы в категории Русский язык. Ответ, полностью соответствующий критериям вашего поиска, можно найти с помощью простого интерфейса: нажмите кнопку вверху страницы и сформулируйте вопрос иначе. Обратите внимание на варианты ответов других пользователей, которые можно не только просмотреть, но и прокомментировать.

Читайте также:  Китайский лимонник способ приготовления

Н. ф. Брянский морф. Приз. Пост. Относительное, непост. Мн. ч. , р. п. В предложении волнистой чертой подчеркни.

1) В человеке должно быть все прекрасно : и лицо, и одежда, и душа, и мысли. 2) Живя, умей всё пережить : печаль, и радость, и тревогу. 3) Будущее принадлежит двум типам людей : человеку мысли и человеку труда. 4) Ничто : ни слова, ни мысли, ни да..

Горизонт, йогурт, календарь, комбайн, компьютер, космонавт , кроссовки, пшеница, фломастер, шофёр (запомни, если первые буквы совпадают, то сравнивай по следующим ).

Горизонт, йогурт, календарь, комбайнер, компьютер, космонавт, кроссовки, пшеница, фломастер, шофёр.

Снова в школу! Пришла осень. Листья на деревьях пожелтели и стали опадать. Дети снова бегут в школу с тяжелыми ранцами за спиной и цветами в руках. На асфальте возле школы лежат опавшие листья.

Я узнал очень много интересного. Во первых, что банан — трава. Во — вторых, что это не только вкусное лакомство, но растение, которое приносит пользу . Как здорово , что можно кушать бананы круглый год.

Основная мысль это Будь добрым ко всем даже если тебя обижают.

Потеряла серёжку Поля. (Начало предложения пишется с заглавной буквы ; безударная гласная — проверочное слово — потеря ; безударная гласная — проверочное слово — серьги ; правописание парных согласных, проверочное слово — серёжечка ; имена пишутся с..

Учитель — это человек который дает знания не всем, а тем кто действительно хочет учиться и узнавать что то новое. Даже если учитель повышает голос это не значит что он Плохой. Нет это не так. Каждый человек в мире должен освоить самые важные стади..

Мы(мест. ), растем(глаг), растет(глаг), крепнет(глаг), наша(мест), любовь(сущ. ), к (пр), Родине(сущ. Собста), а (предл. ).

Источник

Словообразовательная пара — это… (30 примеров)

Словообразовательная пара — это два одно­ко­рен­ных сло­ва, одно из кото­рых явля­ет­ся про­из­во­дя­щим, а вто­рое про­из­вод­ным непо­сред­ствен­но от него с помо­щью сло­во­об­ра­зо­ва­тель­ной мор­фе­мы (мор­фем).
Приведем при­ме­ры сло­во­об­ра­зо­ва­тель­ных пар слов, при­над­ле­жа­щих к раз­ным частям речи.

Чтобы понять, что такое сло­во­об­ра­зо­ва­тель­ная пара, ука­жем, что нуж­но учи­ты­вать, что­бы назвать два сло­ва этим тер­ми­ном. Из двух одно­ко­рен­ных лек­сем мож­но соста­вить пару, если меж­ду ними суще­ству­ет сло­во­об­ра­зо­ва­тель­ная моти­ва­ция.

Словообразовательная мотивация

Большинство слов совре­мен­но­го рус­ско­го язы­ка явля­ют­ся про­из­вод­ны­ми от дру­гих лек­сем. Слова могут быть сло­во­об­ра­зо­ва­тель­но моти­ви­ро­ван­ны­ми (про­из­вод­ны­ми) и немо­ти­ви­ро­ван­ны­ми (непро­из­вод­ны­ми). Непроизводные сло­ва не обра­зо­ва­ны от дру­гих слов. Их невоз­мож­но опре­де­лить через посред­ни­че­ство дру­гих слов:

Непроизводные сло­ва явля­ют­ся про­сты­ми. Их осно­ва чаще все­го вклю­ча­ет толь­ко корень:

  • красн ый — корень/окончание;
  • стол — корень/окончание.

Многие непро­из­вод­ные гла­го­лы име­ют более слож­ную осно­ву, состо­я­щую из кор­ня и суф­фик­са:

  • пил и ть
  • сказ а ть
  • хот е ть
  • ве я ть

В рус­ском язы­ке посто­ян­но про­ис­хо­дит обнов­ле­ние лек­си­че­ско­го соста­ва. От одно­ко­рен­ных слов обра­зу­ют­ся новые лек­се­мы. Значение про­из­вод­но­го сло­ва мож­но объ­яс­нить с помо­щью про­из­во­дя­ще­го:

настоль­ный — это «нахо­дя­щий­ся на сто­ле«;

лес­ник — это «чело­век, охра­ня­ю­щий лес«.

Основа про­из­вод­но­го (моти­ви­ро­ван­но­го) сло­ва назы­ва­ет­ся про­из­вод­ной, а осно­ва про­из­во­дя­ще­го (моти­ви­ру­ю­ще­го) сло­ва явля­ет­ся про­из­во­дя­щей.

Читайте также:  Способ расчета стоимости проекта

Таким обра­зом, про­из­вод­ные сло­ва в язы­ке явля­ют­ся вто­рич­ны­ми. Они обра­зу­ют­ся непо­сред­ствен­но от про­из­во­дя­щих основ одно­ко­рен­ных лек­сем с помо­щью раз­лич­ных сло­во­об­ра­зо­ва­тель­ных аффик­сов (при­ста­вок, суф­фик­сов, при­ста­вок и суф­фик­сов, пост­фик­сов и пр.) Учитываем, что в осно­ву не вхо­дят фор­мо­об­ра­зу­ю­щие суф­фик­сы и окон­ча­ния.

Основные спо­со­бы сло­во­об­ра­зо­ва­нияПримеры

1. Приставочный

при лететь → лете ть
при город → город
до ныне → ныне

2. Суффиксальный

темн от а → темн ый
рыб н ый → рыб а
борон и ть → борон
а

3. Приставочно-суффиксальный

без работ иц а → рабо­та ть
у дочер и ть → дочь
о цеп и ть → цепь

4. Бессуффиксный

пере­ход → пере­хо­ди ть

5. Сложение:
1) целых слов
2) основ слов с помо­щью соеди­ни­тель­ных глас­ных о, е
3) основ и при­со­еди­не­ния суф­фик­са
4) сокра­щен­ных частей слов
5) началь­ных букв или зву­ков

телефон-автомат → теле­фон, авто­мат
хлеб о завод → хлеб , завод
черн о мор ец → Чёрн ое мор е
зар­пла­та → зара­бот­ная пла­та
вуз → выс­шее учеб­ное заве­де­ние

6. Слияние (обра­зо­ва­ние слов из сло­во­со­че­та­ний)

мало­при­год­ный → мало, при­год­ный

7. Переход из одной части речи в дру­гую

боль­ной (сущ.) → боль­ной (ребе­нок),
дет­ская (сущ.) → дет­ская (ком­на­та)

Между про­из­вод­ным и про­из­во­дя­щим сло­вом все­гда суще­ству­ет сло­во­об­ра­зо­ва­тель­ная моти­ва­ция.

Выяснив зна­че­ние этих тер­ми­нов, опре­де­лим, что такое сло­во­об­ра­зо­ва­тель­ная пара.

Какие слова составляют словообразовательную пару?

Каждое про­из­вод­ное сло­во име­ет свою пару, кото­рую состав­ля­ет ему про­из­во­дя­щая (моти­ви­ру­ю­щая) лек­се­ма:

  • бел ый → бел оват ый;
  • запе­ва ть → запе­ва л а;
  • зар я → зар ниц а;
  • гром­кий → громк о .

Понаблюдав, как обра­зу­ют­ся одно­ко­рен­ные сло­ва друг от дру­га, мож­но сде­лать вывод, что такое сло­во­об­ра­зо­ва­тель­ная пара.

Словообразовательная пара — это два одно­ко­рен­ных сло­ва, одно из кото­рых явля­ет­ся про­из­во­дя­щим (моти­ви­ру­ю­щим), вто­рое — про­из­вод­ным (моти­ви­ро­ван­ным) непо­сред­ствен­но от него.

Как определить производящее слово?

Чтобы соста­вить сло­во­об­ра­зо­ва­тель­ную пару, необ­хо­ди­мо к иссле­ду­е­мо­му про­из­вод­но­му сло­ву подо­брать моти­ви­ру­ю­щее сло­во. Этим сло­вом, как пра­ви­ло, явля­ет­ся одно­ко­рен­ная лек­се­ма, самая близ­кая еди­ни­ца язы­ка, кото­рая луч­ше все­го под­хо­дит к про­из­вод­но­му сло­ву по смыс­лу и по фор­ме. В этом поис­ке учи­ты­ва­ем, что про­из­вод­ное сло­во обыч­но явля­ет­ся более слож­ным по соста­ву и отли­ча­ет­ся от про­из­во­дя­ще­го одно­ко­рен­но­го сло­ва одной-двумя сло­во­об­ра­зо­ва­тель­ны­ми мор­фе­ма­ми.

Понаблюдаем:

  • слон → слон ёнок ;
  • бежать → у бежать ;
  • побе­лить → побел к а;
  • снег → под снеж ник ;
  • цвет → со цвет и е.

Каждое про­из­вод­ное сло­во име­ет одно про­из­во­дя­щее сло­во. Производящее сло­во может состав­лять пару несколь­ким про­из­вод­ным сло­вам:

  • зем­ля → земл ян ой;
  • зем­ля → земель к а;
  • зем­ля → при земл и ть;
  • зем­ля → за земл и ть.

Если рас­по­ло­жить по поряд­ку одно­ко­рен­ные сло­ва, учи­ты­вая их моти­ва­цию и посте­пен­ность обра­зо­ва­ния, полу­чим сло­во­об­ра­зо­ва­тель­ную цепоч­ку. Началом её слу­жит исход­ное, чаще все­го непро­из­вод­ное моти­ви­ру­ю­щее сло­во, кото­рое назы­ва­ют вер­ши­ной сло­во­об­ра­зо­ва­тель­но­го гнез­да:

  • камень → камен е ть → о каме­неть → ока­мене л ый → ока­ме­нел ость ;
  • бел ый → бел и ть → по белить → побел к а;
  • гре ть → подо греть → подо­гре ва ть → подо­гре­ва тель .

При сло­во­об­ра­зо­ва­тель­ном ана­ли­зе часто оши­ба­ют­ся, невер­но выбрав про­из­во­дя­щее (моти­ви­ру­ю­щее) сло­во. Составляя сло­во­об­ра­зо­ва­тель­ную пару неред­ко выби­ра­ют один из чле­нов цепоч­ки, игно­ри­руя посте­пен­ность сло­во­об­ра­зо­ва­ния.

К при­ме­ру, не явля­ют­ся чле­на­ми сло­во­об­ра­зо­ва­тель­ной пары лек­се­мы:

Слово «быть» явля­ет­ся про­из­во­дя­щим для гла­го­ла «убыть», а сле­ду­ю­щим в цепоч­ке ука­жем суще­стви­тель­ное «убы­ток»:

быть → у быть → убыт ок

Из этих слов мож­но соста­вить две сло­во­об­ра­зо­ва­тель­ные пары:

  • быть → у быть ;
  • убыть → убыт ок .

Значит, про­из­во­дя­щее сло­во может быть непро­из­вод­ным (быть) и про­из­вод­ным (убыть).

Чтобы не совер­шать оши­бок при состав­ле­нии сло­во­об­ра­зо­ва­тель­ных пар, учи­ты­ва­ем неко­то­рые зако­но­мер­но­сти обра­зо­ва­ния новых лек­сем.

Закономерности словообразования

1. суще­стви­тель­ные, обо­зна­ча­ю­щие ове­ществ­лен­ное каче­ство, отвле­чен­ный при­знак, обра­зу­ют­ся от одно­ко­рен­ных имен при­ла­га­тель­ных:

2. суще­стви­тель­ные, обо­зна­ча­ю­щие про­цесс, резуль­тат дей­ствия, обра­зу­ют­ся от соот­вет­ству­ю­щих бес­при­ста­воч­ных и при­ста­воч­ных гла­го­лов как с помо­щью мате­ри­аль­но обо­зна­чен­ных суф­фик­сов, так и с исполь­зо­ва­ни­ем нуле­во­го суф­фик­са:

  • вос­хи­тить → вос­хищ ени е;
  • варить → вар ень е [ эн’й’ э ];
  • пла­тить → плат а;
  • ожи­дать → ожи­да ни е [ й’ э];
  • обме­нять → обмен ;
  • уко­лоть → укол ;

3. суще­стви­тель­ные, обо­зна­ча­ю­щие лиц жен­ско­го пола, обра­зу­ют­ся от одно­ко­рен­ных слов, назы­ва­ю­щих лиц муж­ско­го пола, даже при рав­но­прав­ной моти­ва­ции:

  • бол­тун → бол­ту­нья [ й’ а] ;
  • скри­пач → скри­пач к а;
  • при­ём­щик → при­ём щиц а;
  • худож­ник → худож ниц а;

4. бес­при­ста­воч­ный гла­гол несо­вер­шен­но­го вида обра­зу­ем от бес­при­ста­воч­но­го гла­го­ла совер­шен­но­го вида:

  • (что сде­лать?) повтор ить → (что делать?) повтор я ть;
  • ответ ить → отвеч а ть;

5. при­ста­воч­ные гла­го­лы несо­вер­шен­но­го вида обра­зу­ют­ся от одно­ко­рен­ных при­ста­воч­ных гла­го­лов совер­шен­но­го вида:

  • обез­бо­лить → обез­бол ива ть;
  • созреть → созре ва ть .

6. наре­чия и сло­ва кате­го­рии состо­я­ния с суф­фик­сом -о/-е обра­зу­ют­ся от одно­ко­рен­ных бес­при­ста­воч­ных и при­ста­воч­ных каче­ствен­ных при­ла­га­тель­ных:

  • бле­стя­щий ответ → отве­тил бле­стящ е ;
  • вет­ре­ный день → вет­рен о ;
  • без­вет­рен­ный вечер → без­вет­ренн о ;
  • без­оши­боч­ный вари­ант → без­оши­бочн о напи­сать.

План словообразовательного разбора

Поупражняемся, какая сло­во­об­ра­зо­ва­тель­ная пара состав­ле­на пра­виль­но. Найдем ошиб­ки в сло­во­об­ра­зо­ва­тель­ных цепоч­ках.

А. Производящее и про­из­вод­ное сло­во объ­еди­не­ны пра­виль­но в парах:

  • ско­рый — уско­рить;
  • номер — номе­рок;
  • грязь — гряз­но­ва­тый;
  • постро­ить — построй­ка;
  • свет­лый — свет­леть;
  • вер­хуш­ка — вер­ху­шеч­ный;
  • фасо­вать — фасо­воч­ный;
  • делать — недо­де­лан­ный;
  • труд­ный — затруд­не­ние;
  • род­ной — род­ствен­ный.

    Б. Укажите номе­ра слов, состав­ля­ю­щих сло­во­об­ра­зо­ва­тель­ную пару:

  • гри­ми­ро­вать — гри­ми­ро­воч­ный;
  • пять — впя­те­ром;
  • строй­ка — пере­строй­ка;
  • бол­тать — болт­ли­вый;
  • зимо­вать — зимов­ка;
  • шутить — шуточ­ка;
  • зама­рать — зама­раш­ка;
  • глу­бо­кий — углу­бить;
  • певун — певу­нья;
  • черст­вый — почерст­веть.

    В. Какая сло­во­об­ра­зо­ва­тель­ная пара состав­ле­на пра­виль­но?

    Г. Укажите номе­ра рядов слов с пра­виль­но состав­лен­ной сло­во­об­ра­зо­ва­тель­ной цепоч­кой:

  • гово­рить → говор → гово­рок;
  • голос →голо­со­ва­ние → голо­со­вать;
  • ходить → ход → выхо­дить;
  • играть → выиг­рать → выиг­рыш → выиг­рыш­ный;
  • сосен­ка → сос­но­вый → сос­няк;
  • лист → листва → лист­вен­ный → лист­вен­ни­ца;
  • зима → зази­мо­вать → зимов­ка;
  • чары → оча­ро­вать → оча­ро­ва­тель­ный;
  • горо­дить → пере­го­ро­дить → пере­го­род­ка → пере­го­ро­доч­ный;
  • стре­лять → стрель­ба → стрель­би­ще.

    Источник

    Читайте также:  Способы воздействия сми массовое сознание
  • Оцените статью
    Разные способы