Достижение материального перевеса способы защиты

Тема: «Комбинации, ведущие к достижению материального перевеса». Тема отвлечения. Тема завлечения

Тема: «Комбинации, ведущие к достижению материального перевеса». Тема отвлечения. Тема завлечения.

Тип занятия: изучение нового материала

Цель: Совершенствование навыков игры в шахматы :

Образовательные: научить создавать шахматные комбинации для достижения материального перевеса, с помощью дидактических приемов отвлечение и завлечение, активизировать мыслительную деятельность.

Воспитательные: воспитание ответственности за самостоятельно принятое решение, вырабатывать настойчивость, выдержку, уверенность в своих силах, умение общаться, способность к соперничеству.

Развивающие: развивать умение анализировать, учить обобщать, сравнивать, предвидеть результаты своей деятельности.

Личностные действия: развитие навыков сотрудничества с одноклассниками, развитие логического, тактического и стратегического мышления учащихся.

Регулятивные действия: способность определять и формулировать цель деятельности, работать по предложенному плану, умение высказывать своё предположение на основе игровых шахматных ситуаций.

Познавательные действия: умение давать анализ своих действий во время игры в шахматы, делать выводы в результате игры, формирование понятия об игровых возможностях шахматных фигур, нахождение выигрышных ходов.

Коммуникативные действия: планирование учебного сотрудничества, разрешение конфликтов, управление поведением партнера, работа в команде, умение с достаточной точностью и полнотой выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

Оборудование: смарт доска, компьютер, презентация, демонстрационная шахматная доска с магнитными фигурами, раздаточный материал.

Источник

Конспект урока «Ценность шахматных фигур. Сравнительная сила фигур. Достижение материального перевеса»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 3

142180, Московская обл., г. Подольск, мкр. Климовск, ул. Ленина, д. 23

по курсу «Шахматная азбука»

для 2 класса на тему:

«Ценность шахматных фигур. Сравнительная сила фигур.

Достижение материального перевеса»

педагог дополнительного образования

Власенко Наталья Сергеевна

Технологическая карта занятия

Ценность шахматных фигур.

Формирование у учащихся понимания игровой стоимости шахматных фигур. Закрепление знаний о правилах движения шахматных фигур.

Изучение нового материала.

Предметные: дети научатся определять, сколько стоят шахматные фигуры и узнают, как определить ценность шахматных фигур.

Познавательные: развитие мышления учащихся (анализ и синтез, аналогия); работа с информацией в разных видах – текст, таблица, схема, рисунок.

Регулятивные: развитие умения планировать работу, выдвигать гипотезу, проверять её, оценивать работу группы, проводить контроль и коррекцию своей работы.

Коммуникативные: развитие умения демонстрировать результаты работы, вести дискуссию, аргументировать свою точку зрения.

Личностные: расширение представления о значимости шахматной игры и умения в неё играть; стремление к самообразованию, анализу своих действий.

Организационный момент – 2 минуты

Актуализация знаний – 6 минут

Изучение нового материала – 15 минут

Физминутка – 4 минуты

Первичное закрепление материала – 7 минут

Первичный контроль – 5 минут

Рефлексия -3 минуты

Подведение итогов занятия – 3 минуты

Индивидуальная, групповая, фронтальная

ПК, проектор, интерактивная доска, шахматы, карточки с изображением фигур.

Создает позитивный эмоциональный настрой на занятие, создание ситуации доверия.

Организовывают свое рабочее место. Активное слушание

Личностные результаты: Повышаем мотивацию для познавательной деятельности

Прогнозирование предстоящей работы.

Развиваем умение строить речевое высказывание.

Организует проверку имеющихся знаний в игровой форме.

Регулирует деятельность детей.

Подготавливает детей к самостоятельной работе.

Слушают учителя, выполняют задания учителя.

Формируем мотивацию к целенаправленной познавательной деятельности;

Формируем умение слушать и понимать других;

Формируем умение работать в коллективе.

Формируем умение высказывать своё предположение

Формируем умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;

Изучение нового материала

Побуждение учащихся к получению новой информации

Слушают учителя, воспринимают новую информацию. Осуществляют диалогическую связь с учителем.

мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности Регулятивные:

Читайте также:  Единственный способ жить хорошо это уходить оттуда где плохо кто сказал

Формируем умения осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

Формируем умения на основе анализа объектов делать выводы.

Организует активный отдых учащихся.

Участвуют в физминутке.

Оказание индивидуальной помощи каждому ученику.

Выполняют задания учителя. Принимают активное участие в работе группы.

Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности

Развиваем умение слушать и понимать других.

Формируем умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;

Развиваем умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.

Осуществляет контроль и качественную оценку деятельности учащихся.

Выполняют индивидуальное задание. Осуществляют самоконтроль.

мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности

Формируем умения осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

Формируем умения на основе анализа объектов делать выводы.

Привлекает детей к оценке своей работы.

Определяет уровень решения каждым ребёнком поставленных учебных задач.

Отслеживают степень выполнения своей работы.

Развиваем умение строить речевые высказывания.

Развиваем умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

Формируем умение на основе анализа объектов делать выводы.

Подведение итогов занятия

Вызывает у детей чувство удовлетворенности результатами урока.

Делятся впечатлениями, высказывают свое мнение об уроке.

Осознание значимости своей работы.

Организационный момент. (слайд 2 )

«Долгожданный дан звонок,

Шахматный нас ждет урок!

Так что время не теряем

И работать начинаем.

Сегодня будем мы

Узнавать и рассуждать,

И обязательно играть!»

— Нас вновь зовет в свой увлекательный мир Шахматная страна! (слайд 3)

«Вся в квадратах — белых, чёрных — деревянная доска,

А ряды фигур точёных — деревянные войска.

Люди их передвигают, коротают вечера,

Люди в шахматы играют — интересная игра!

Ты, дружок мой, без опаски, без смущения вступай,

Словно в мир чудесной сказки, в чёрно-белый этот край.

Что? Трёхглавые драконы нас не ждут здесь? Не беда!

Тут, зато лихие кони и пехота хоть куда!

Тут ферзи, слоны отважны, мчатся поперёк и вдоль,

И, совсем как в сказке, важный возвышается король.

Тут герои в каждом войске, и выходит рать на рать

Хитроумно и геройски воевать и побеждать!»

Для того чтобы вы могли сами оценить свою работу на уроке, вам помогут наши друзья – шахматные фигуры. За каждое правильно выполненное задание вы будете получать карточку с изображением короля (cлайд 4).

В конце урока мы подсчитаем карточки и подведем итоги вашей работы.

Актуализация знаний. (Слайды 5-11)

— На прошлых занятиях вы познакомились с шахматными фигурами, их расположением на шахматном поле и даже научились первым дебютным шагам. Давайте, мы вспомним, всё чему уже научились.

У каждой пары на парте есть набор шахмат и шахматная доска, и я предлагаю вам выполнить несколько заданий.

1 задание. Кто быстрее выстроит шахматы на доске.

2 задание. Блиц – опрос.

Сколько клеток на шахматной доске? (64)

Кто сконструировал шахматные часы? (Томас Брайт Уилсон)

Как называется начало шахматной партии? (Дебют)

Назовите литературное произведение, в котором героиня путешествует по шахматной доске. (Алиса в Зазеркалье)

Заключительная часть шахматной партии. (Эндшпиль)

Как называется завершение шахматной партии без победителя. (Пат)

3 задание. Шахматные загадки. Отгадки нужно не озвучивать, а поднять фигуру, о которой говорится в загадке.

Стою на самом краю

Путь откроют – пойду.

Только прямо хожу,

Как зовут, не скажу. (Ладья)

2) Не живёт в зверинце,

Не берёт гостинцы,

По косой он ходит,

Хоботом не водит. (Слон)

Прыгнет Он. Подковы звяк!

Необычен каждый шаг:

Буква «Г» и так и сяк.

Читайте также:  Очищение желудка промывание желудка беззондовым способом вызвать рефлекторно рвоту

Интересны у него повадки

Необычны и смешны:

Притаится, словно в прятки,

Скакнет из-за спины. (Конь)

4) Хоть важная фигура — трусливая натура,

И ходит лишь на клеточку одну.

Других фигур работа — лишь на него охота.

Его поймаю и закончу я игру. (Король)

5) В начале боя встали в ряд

Все восемь маленьких солдат.

Когда свой первый ход свершают,

То через клеточку шагают,

Потом по клеточке одной

Едят врагов лишь по косой.

Они назад не отступают,

И в бой их первыми бросают. (Пешки)

6) Фигура важная и сильная.

Всегда в красивом платье стильном.

Захочет, так пойдёт по вертикали.

Ну, а захочет, так и по горизонтали.

Её ходы не просто угадать —

И по диагонали может пошагать. (Ферзь)

Изучение нового материала. (Слайды 12 -21)

— Мы немного повторили шахматные фигуры. А теперь пришла пора узнать ещё больше о правилах Страны черно- белых клеток. Тема нашего занятия «Ценность шахматных фигур».

Раз шахматы – это маленькая страна, в которой своя жизнь и своя война, то обязательно должна быть и своя шахматная валюта . Деньги должны быть лёгкими и удобными, и ты легко догадаешься, кто у нас самый лёгкий.

ПОСТАНОВКА ПРОБЛЕМЫ: Так сколько стоят шахматные фигуры и как определить ценность шахматных короля, ферзя, ладьи, слона, коня и пешки?

Среди огромных фигур на доске не сразу и заметишь маленькие шахматные пешки . Но именно они приняты за единицу измерения ценности фигур .

Пешка – это 1 шахматный рубль (деревянный) на шахматной доске.

Сколько стоят шахматные фигуры? Всё зависит от того, где эта фигура стоит, на сколько клеток она нападает.

Слайд № 14

Посмотрим на позицию, и сравним положение белого и чёрного коней. Белый атакует 8 полей, а чёрный лишь 2, к тому же ему некуда пойти – везде его съедят. Неравноценны у сторон и слоны. Чёрный не может ходить, а белый «посадил под замок» отряд чёрных фигур. Никакого значения не имеет лишняя чёрная ладья, её два хода бесполезны.

Сравним Их Величеств. У чёрного короля для передвижений несколько клеток, а белый король – гуляет по всей доске. Понятно, что более свободные белые фигуры должны легко одержать победу.

Подвижность шахматной фигуры , а также способность её держать под ударом поля доски ( Ударность ) определяет её силу ( Ценность ).

Проходные пешки приковывают к себе самые сильные фигуры противника. Но если пешка не может двигаться (блокирована) или сдвоена, то её цена сильно падает, почти до нуля.

Такой проворный, вёрткий конь, перепрыгивающий свои и чужие фигуры в начале партии, становится медленным и неуклюжим к её концу.

Зато ладья, которая из-за пешек никак не могла найти себе места в начале игры, выходит на свободу и становится очень сильной фигурой.

Ферзь в конце партии может справиться с целой армией фигур и пешек. А в начале он может запутаться в частоколе ног слабых фигур.

Силу фигур можно измерить только на пустой доске.
У них появляется Абсолютная сила.

Вспомним наши первые уроки – мы считали, что ферзь, стоящий в центре доски, держит под контролем 27(!) полей. Ладья может нападать лишь на 14. Можно сказать, что сила ферзя равна почти двум ладьям.
От количества полей , которые может контролировать каждая шахматная фигура, от количества направлений возможного движения , от скорости и маневренности зависит сила шахматной фигуры .
Но в зависимости от позиций, которые, как калейдоскоп, меняются в шахматной партии, изменяется и Относительная сила любой шахматной фигуры . Часто слабая фигура играет более важную роль по сравнению с сильной фигурой. Даже пешка может принести победу над самим ферзём.

Читайте также:  Способы защиты от теплового воздействия тока

Таблица силы и ценности шахматных фигур

Почему конь по силе примерно равен слону? Кажется, что слон более подвижен и бьёт гораздо больше полей на шахматной доске.

Но у слона есть один важный недостаток. Он может ходить лишь по полям одного цвета.

Король – это особая в шахматах фигура. Его ценность несравнима с ценностью даже всех фигур – с его потерей партия сразу заканчивается.

Поэтому шахматный король бесценен ! Но он тоже имеет право вести бой. Король может закрыть путь трём пешкам. А в паре с пешкой он может доставить неприятности самым сильным фигурам.

Чтобы быстрее войти в шахматную жизнь нужно знать следующие равенства.

Физминутка. «Шахматная репка» (19 слайд)

— Ребята, что – то мы засиделись, нам срочно нужно подвигаться. Прошу вас выйти из-за парт, и слушать внимательно команды.

«Пешка раз, и раз, и раз –

Конь получится как раз.

Пешка раз, и два, и три –

На слона теперь смотри.

Восемь пешек смелых ряд –

Боевой у нас отряд!

Раз присели, два присели –

Восемь пешек одолели.

Шаг вперед шагнули вместе,

Шаг назад – и мы на месте!»

Первичное закрепление знаний. (20 слайд)

— Вы сегодня узнали, какую цену имеет каждая шахматная фигура. Давайте закрепим эти знания с помощью игры. Вы наверно все знаете, что такое аукцион. Мы тоже проведем аукцион шахматных фигур. У вас на партах лежат таблицы – подсказки, с помощью них вы будете покупать фигуры. Для этой работы мы будем работать в группах. Первая группа будет представлять белые фигуры, вторая — чёрные фигуры. В каждой группе имеется банк фигур. Группа белых может купить только чёрные фигуры, а группа черных белые фигуры.

За правильно выполненную покупку каждый участник группы получает короля.

Лот 1.

Лот 2.

Лот 3.

Лот 4.

Первичный контроль. Индивидуальная работа. (21 слайд)

Закрасьте клетки с фигурами, которые в сумме равны ферзю, цвет фигуры вы можете выбрать сами.

Рефлексия. (22 слайд)

Поставьте отметки на этой оценочной мишени.

— Что сегодня для вас было интересным на занятии?

— Что вам больше всего запомнилось?

— Над чем нам надо поработать?

Подведение итогов. (23 слайд)

-Давайте подведем итог работы каждого и работы в группах. Подсчитаем сколько королей в ваших копилках.

Мы с вами замечательно провели время в шахматной стране.

Занятие окончено. Спасибо вам. До новой встречи! (24 слайд)

Карточка №1. Оценочная карточка с изображением шахматного короля.

Карточка №2. Шахматные равенства.

Карточка №3. Закрасьте клетки с фигурами, которые в сумме равны ферзю, цвет фигуры вы можете выбрать сами.

Программы курса «Шахматы — школе» для начальных классов общеобразовательных учреждений. Сухин И.Г. — Обнинск: Духовное возрождение, 2016.

«Удивительные приключения в Шахматной стране». И.Г.Сухин. М.: Изд-во «Русский шахматный дом», 2000.

«Шахматы, второй год, или Учусь и учу». Пособие для учителя. Сухин И.Г. — Обнинск: Духовное возрождение, 2012.

Источник

Оцените статью
Разные способы