Понятие и виды способов, методов и типов правового регулирования.
Разнообразие общественных отношений, входящих в сферу правового регулирования, порождает различия в методах и способах юридического регулирования.
Способы правового регулирования – это конкретные приёмы воздействия на поведение участников правоотношений. Определяются характером предписания, зафиксированного в норме права (конкретные способы воздействия на общественные отношения, поведение людей). Они характеризуют способы воздействия на поведение людей.
1. дозволение (предоставленная субъектам возможность совершать самим определённые активные действия в своих собственных интересах) – основной
2. обязывание (возложение на лиц обязанности совершать активные позитивные действия) – основной
3. запрет (возложение обязанности воздержаться от совершения определённых действий) – основной
4. поощрение (это форма и мера юридического одобрения добровольного, заслуженного поведения, в результате чего субъект вознаграждается, для него наступают благоприятные последствия – добросовестного работника премией, ценным подарком, присвоение звания досрочно, досрочное освобождение из мест лишения свободы, объявление благодарности, … ) – дополнительный
5. применение мер принуждения (предусматривают реализацию санкций правовых норм в случае их нарушения) – дополнительный
6. рекомендацию – дополнительный
7. льгота (правомерное облегчение положения субъекта, позволяющее ему полнее удовлетворять собственные интересы. Это элемент специального правового статуса лица. Они могут быть компенсационными и стимулирующими) – дополнительный.
8. предупреждение (превентивные нормы, предусматривающие возможность применения мер воздействия) – дополнительный
9. принуждение – дополнительный
10. стимулирование (правовое побуждение к законопослушному поведению, создающее для удовлетворения собственных интересов субъекта режим благоприятствования: арендатор добросовестно пользуется имуществом, испытательный срок при приёме на работу) – дополнительный.
Выделяют основные и дополнительные способы правового регулирования. Дополнительными их называют потому, что они могут представлять собой вид обязанности (например, подвергнуться мерам юридического воздействия в качестве привлечения к юридической ответственности), ими может обеспечиваться надлежащее исполнение предоставленных прав, исполнение возложенных обязанностей, соблюдение установленных запретов.
Методы правового регулирования – это взаимосвязанные и взаимообусловленные приёмы и способы юридического воздействия на определённый круг общественных отношений, их система. Метод определяется правовым положением субъектов, характером общественных отношений, основаниями возникновения правоотношений. Он проявляется также в характере санкций.
Виды методов правового регулирования:
· метод нормативной регламентации (деятельность по разработке и принятию правовых норм)
· метод индивидуального регулирования (разрешение конкретных жизненных ситуаций на основе норм права, например).
· метод децентрализованного управления (построен на координации целей и интересов сторон общественных отношений, для которых допускается принятие юридически значимых решений для достижения своих частных интересов)
· метод централизованного императивного управления (базируется на отношениях субординации, правовое регулирование исходит из единого центра. Приоритетным является общественный интерес.)
· методы координации (взаимодействие между субъектами строится на отношениях правового равенства)
· методы субординации (взаимодействие между субъектами строится на основе подчинения)
Тип правового регулирования – это определённое сочетание способов, методов регулирования. Это своего рода целостный подход к регулированию той или иной сферы общественных отношений. Выделяют:
1. общедозволительный тип правового регулирования («можно то, что не запрещено». Устанавливаются строго и чётко сформулированные запреты, объём которых невелик. Стимулирует инициативность и самостоятельность граждан в решении жизненных задач и широко используется в гражданском праве.)
2. разрешительный тип правового регулирования («запрещено всё, кроме того, что прямо разрешено». Всё, что прямо не разрешено законом, не может осуществляться. Характерно для отраслей публичного права, связанных с государственным управлением.)
3. дозволительно-обязывающий тип правового регулирования («дозволено только то, что предписано законом». Право предоставляется лишь в том объёме, который необходим для осуществления обязанностей. Применяется по отношению к органам государственной власти и управления. Основан на выполнении позитивной обязанности.).
«Можно то, что не запрещено», «запрещено всё, кроме того, что прямо разрешено» и «дозволено только то, что предписано законом» – это юридические формулы, на основе которых выделяются типы правового регулирования.
Нет отраслей права, построенных лишь на одном типе правового регулирования. Все типы переплетаются и взаимодействуют. Выбор зависит от содержания регулируемых отношений и других факторов.
Источник
Правовое регулирование
Правовое регулирование – осуществляемое при помощи системы правовых средств воздействие на общественные отношения.
Для того чтобы общество было организованным и упорядоченным, необходимо осуществлять определенное согласование разнообразных интересов как отдельного человека так и сообщества людей. Это осуществляется посредством социального регулирования, то есть целенаправленного воздействия на поведение людей. Регулирование может быть внутренним (саморегулирование) и внешним (со стороны кого — либо).
В системе социального регулирования важная роль принадлежит именно правовому регулированию. Регулированием можно назвать только такое воздействие, при котором ставятся достаточно ясно обозначенные цели.
Воздействие норм, в результате которого реализуются поставленные цели, можно назвать правовыми. Если под воздействием законодательного акта или его норм наступают последствия, не предусмотренные законодательством, а иногда противоречащие целям законодателя, такое воздействие не может считаться правовым регулированием. Также нельзя считать правовым регулированием воздействие, осуществляемое неюридическими средствами. Например, воздействие на сознание людей через средства массовой информации, нравственное и правовое просвещение.
Предмет правового регулирования
Право не должно и не может регулировать все общественные отношения и все социальные связи людей. Поэтому должна быть достаточно точно определена сфера правового регулирования, то есть те связи, которые необходимо урегулировать правом.
В сферу правового регулирования должны входить отношения со следующими признаками:
— в них находят отражение как индивидуальные интересы членов общества, так и интересы общесоциальные;
— в них реализуются взаимные интересы их участников, каждый из которых идет на какое-то ущемление своих интересов ради удовлетворения другого;
— они строятся на основе согласия выполнять определенные правила, признания обязательности этих правил;
— они требуют соблюдения правил, обязательность которых подкреплена достаточно действенной силой
Этим признакам отвечают три группы общественных: отношений:
1) отношения людей по обмену материальными и духовными ценностями (имущественные);
2) отношения по властному управлению обществом (государственное управление социальными процессами);
3) отношения по обеспечению правопорядка (призваны обеспечить нормальное протекание процессов обмена ценностями и процессов управления в обществе). Эти отношения возникают из нарушения правил поведения людей в двух указанных сферах.
Общественные отношения, входящие в эти группы составляют предмет правового регулирования, поскольку по своей природе могут поддаваться нормативно-организационному воздействию и требуют правового регламентирования.
От характера и содержания общественных отношений зависят особенности, характер, способы и средства правового регулирования.
Такой характер и вид общественных отношений обусловливают степень интенсивности правового регулирования (широта охвата правовым воздействием, степень обязательности правовых предписаний, формы и методы правового принуждения, степень детализированности предписаний, напряженность правового воздействия на общественные отношения).
Методы, способы и типы правового регулирования
Разнообразие общественных отношений, входящих в сферу правового регулирования, порождает различия в методах и способах юридического воздействия. В теории правового регулирования принято выделять два метода правового воздействия.
Метод децентрализованного регулирования (автономный, диспозитивный) – построен на координации целей и интересов сторон в общественном отношении субъектов гражданского общества, удовлетворяющих свои частные интересы (в сфере отраслей частноправового характера).
Метод централизованного (императивного, авторитарного) регулирования – базируется на отношениях субординации между участниками общественного отношения. В этих отношениях приоритетным является общественный интерес. Централизованные, императивные методы используются в публично-правовых отраслях (в конституционном, административном, уголовном праве).
Метод правового регулирования является одним из важных критерия разграничения прав на отрасли.
Способы правового регулирования определяются характером предписания, зафиксированного в норме права, способами воздействия на поведение людей. В теории права принято выделять три основных способа правового регулирования.
1. Дозволение – состоит в предоставлении субъектам прав на совершение определенных положительных действий (предоставление субъективных прав).
Дозволение связано с предоставлением субъектам возможности совершать определенные действия в собственных интересах (например, работник предприятия имеет право на достойное вознаграждение за свой труд). Дозволения весьма не однородны. Они могут выражаться в таких формах, как субъективное право, свобода, законный интерес. Каждая из названных форм имеет собственную природу и обладает соответствующей степенью гарантированности.
2. Обязывание – заключается в возложении обязанности совершить определенные положительные действия (обязанность платить налоги).
Обязывание связано с возложением на лиц необходимости совершить активные указанные в законе либо в договоре действия (например, должнику необходимо исполнить свои обязанности перед кредитором). Обязывание как способ правового регулирования ориентируется на интересы управомоченного субъекта и представляет собой специфический приказ, долг совершать определенные действия.
3. Запрет – сводится к возложению обязанности воздерживаться от определенных действий.
Запрещение связано с необходимостью воздержания от конкретных действий, с пассивным поведением (например, работники правоохранительных органов не имеют права применять недозволенные методы расследования). Запрещение есть разновидность обязывания, представляющее собой определенное долженствование.
Второй и третий способы имеют определенное сходство. Оба предполагают возложение обязанностей, но если в одном случае обязанности носят позитивный характер, то в другом – пассивный. Кроме того, можно выделить дополнительные способы правового воздействия. Это:
— поощрение— выражается в награждении субъектов за определенные заслуги;
— рекомендации – состоят в предложении избрать наиболее целесообразный (оптимальный вариант поведения).
Также к дополнительным способам относятся применение мер принуждения (например, возложение юридической ответственности за правонарушение). К дополнительным способам можно отнести предупредительное (превентивное) воздействие норм, предусматривающих возможность правового применения правового принуждения.
В юридической литературе и в практике существуют две юридические формулы (принципа), на основе которых выделяются два типа правового регулирования.
Общедозволительный тип – выражается в принципе: разрешено все, что прямо не запрещено законом. По этому типу в регулируемых правом отношениях устанавливаются строго и четко сформулированные запреты. Как правило, объем этих запретов невелик.
Общедозволительный тип правового регулирования связан с закреплением в праве социальной свободы, с правом человека на выбор средств и способов достижения поставленных целей.
Общедозволительный тип правового регулирования основывается на общем дозволении, из которого путем запрещения делается исключение.
Его формула: дозволено все, кроме того, что прямо запрещено. Например, субъектам дозволено совершать различные виды сделок, однако совершение некоторых сделок любому субъекту запрещено (например, купля – продажа наркотиков).
Данный тип правового регулирования способствует (или хотя бы препятствует) проявлениям инициативности, активности, самостоятельности в решении тех или иных задач. Однако подобный тип правового регулирования не применим к деятельности государственных органов, ибо это создало бы возможности для различного рода злоупотреблений.
Общедозволительный тип правового регулирования связан с закреплением в праве социальной свободы, с правом субъекта на выбор средств способов достижения поставленных целей.
Разрешительный тип – выражается в принципе: запрещено все, что прямо не разрешено законом. Участники правовых отношений подобного типа может совершить только действия, которые прямо разрешены законом, а все остальные действия запрещены.
Разрешиетльный тип правового регулирования вытекает из необходимости в высокой и строгой упорядоченности социальных связей, последовательной реализации принципов законности. Он является единственным при применении мер государственного принуждения.
Разрешительный тип правового регулирования основывается на общем запрещении какого-либо вида действия, однако в индивидуальном порядке запрещенное поведение запрещается.
Его формула звучит следующим образом: запрещено все, кроме прямо разрешенного. Это означает, что участник правовых отношений подобного типа может совершать только действия, которые прямо разрешены законом, а все остальные действия запрещены.
Здесь в законе указывается точный, строго ограниченный объем правомочий: все, что выходит за пределы компетенции властвующего субъекта, категорически запрещено.
Источник
Типы и методы правового регулирования
Метод правового регулирования — это определенная совокупность способов, типов и других средств правого регулирования, используемых той или иной отраслью права.
Чтобы понять , что такое метод правого регулирования, необходимо ответить на вопрос : какими средствами происходит юридическое регулирование общественных отношений?
- дозволение — предоставление субъектам прав на совершение определенных положительных действий
- обязывание — возложение обязанности совершать определенные положительные действия
- запрет — возложение обязанности воздерживаться от запрещенных действий
Дополнительные способы правового регулирования:
- поощрение— награждение субъектов за определенные заслуги
- рекомендации — предложение избрать наиболее целесообразный (оптимальный) вариант поведения
Выделяют 2 основных метода правового регулирования:
1) императивный /субординации / директивный — использование строго властных инструментов правового регулирования, не допускающих отклонения от предписанной законом модели поведения.
Способы: запрет и обязанность
2) диспозитивный / координации / автономный — допускает возможность и свободу субъектов урегулировать свои действия в границах, определенных законом. Здесь закон устанавливает пределы выбора субъектов, процедуры выбора, дополнительный вариант, если субъект отказывается делать такой выбор
Типы правового регулирования:
· выражается в принципе: «разрешено все, что прямо не запрещено законом»
· в регулируемых правом отношениях устанавливаются строго и четко сформулированные запреты, их объем невелик, а объем дозволений не определен
· характерен для отношений, регламентируемых отраслью гражданского права
· связан с закреплением в праве социальной свободы, с правом человека на выбор средств и способов достижения поставленных целей
- выражается в принципе: «запрещено всё, что прямо не разрешено законом»
- в регулируемых правом отношениях устанавливается точный, строго ограниченный объем правомочий: всё, что выходит за рамки компетенции властвующего субъекта, категорически запрещено
- характерен для отношений, регламентируемых отраслями права, которые связаны, например, с государственным управлением (административное право)
- вытекает из необходимости в высокой и строгой упорядоченности общественных отношений, последовательной реализации принципов законности
67. Понятие и признаки права.
Право — это система общеобязательных формально определенных норм — правил поведения, регулирующих общественные отношения, установленных или санкционированных государством и охраняемых им от нарушения с помощью мер государственного принуждения.
1. Нормативность — реализация правовых предписаний в форме социальных норм; наличие у права всех признаков, свойственных социальным нормам — правила поведения, обеспеченные средствами социального принуждения, рассчитанные на применение в типичных массовых ситуациях и обращенные к неопределенному кругу субъектов.
2. Системность — право представляет собой упорядоченную стройную систему правил, содержащихся в правовых актах и иных источниках. Каждое правовое предписание не находится в отрыве от других, но имеет собственное место во всей системе, связано иерархическими связями с другими нормами права и подлинное содержание каждого предписания раскрывает только в толковании его в связи с иными норами права. Все нормы права должны находится в отношениях логической согласованности друг с другом и упорядоченности в рамках всей системы права.
3. Общеобязательность — все лица, которых касается действие норм права, обязаны неукоснительно соблюдать и исполнять предписания норм. При этом незнание закона не освобождает субъектов от ответственности за несоблюдение запрета или неисполнение обязанности.
4. Формальная определенность — два аспекта: а) внутренний — формулировка правового предписания должна быть четкой, ясно выраженной, понятной всем субъектам права, на которых распространяется действие нормы права. Веление должно быть сформулировано доступно, формально четким языком, не допускающим разнообразных толкований, все специальные понятие должны., быть раскрыты в — определениях — правовых дефинициях, все оценочные категории должны быть также определены в законе, б) внешний — нормы права должны быть доступны для ознакомления, содержаться в письменных источниках, из статуса которых понятны юридическая сила нормы и ее место в системе права, быть открытыми, то есть каждое лицо должно иметь возможность ознакомится со своими правами и обязанностями.
5. Связь с государством — два аспекта: а) нормы права исходят от государства — то есть принимаются и вводятся в действие институтами государственной власти в строго определенных процедурах либо институтами гражданского общества или местного самоуправления с санкции государственной власти при посредстве процедур делегирования государственных полномочий; б) нормы права охраняются от нарушения силой государственной власти при помощи мер государственного принуждения.
6. Регулятивность — право выступает средством регулирования общественных отношений по своему социальному назначения и целью права является формирование общественного порядка. Право занимает специфическое место в системе иных нормативных социальных регуляторов, действующих в данном обществе.
7. Предоставительно- обязывающий характер — право использует специфический, присущий только ему метод нормативного регулирования — наделение одних субъектов правами, а других корреспондирующими обязанностями. Эти субъекты оказываются соединены юридической связью, правовым отношениям, в котором каждому праву противостоит обязанность соблюдать это право другими лицами либо способствовать своими активными действиями реализации этих прав. В этом состоит сущность юридического образа регулирования — высшего типа нормативного регулирования.
8. Интеллектуально-волевой характер. С одной стороны право имеет интеллектуальное содержание, так как обусловлено предварительным познанием разумом человека закономерностей поведения людей и выбором оптимальной модели ПР, реализуется посредством формулировки правил поведения. С другой стороны право имеет волевое содержание, так как отражает волю общества на установление избранных моделей поведения в качестве всеобщих, отражает желание достижения эффективных последствий права, желание ввести его в действие.
9. В сущности своей содержание права оказывается обусловленной волей данного общества или волей группы людей, осуществляющей управление данным обществом. В свою очередь содержание этой воли основывается на культурном и материальном уровне развития данного общества, от конкретных действующих в данном обществе факторов. В этом состоит его конкретно-исторический характер.
Таковы понятие и признаки права, разработанные в рамках так называемого нормативного подхода к праву или нормативного правопонимания. В рамках других учений и концепций права ученые формулируют иные определения права и систему его признаков.
68. Объективное и субъективное в праве.
Вместе с тем мы дали определение права в объективном смысле. Надо отличать право в объективном смысле и субъективном.
В русском языке эти две разные вещи обозначаются одним термином, что ведет к смешению понятий.
Право в объективном смысле — это совокупность, система юридических норм, выраженных, объективированных в соответствующих внешних актах государства (конституциях, законах, указах); это объективное право, то что дано всем внешне, объективно, является общим для всех субъектов права. Это право — веление.
Право в субъективном смысле — это система прав, свобод, обязанностей граждан, личности и иных субъектов права, вытекающих из объективного права, от права внешнего, закрепленного в законах, которые реализуются конкретными субъектами в конкретных правовых отношениях. Это право — притязание.
69. Публичное и частное право.
70. Сущность права.
К данному вопросу существует множество подходов, выдвинутых разными учеными за всю историю существования человеческой мысли.
Сущность права — это такое внутреннее, глубинное качество или отношение права, которое обуславливает его существование, направляет движение права, выступает источником его развития.
Каким требованиям должно соответствовать право, какое социальное назначение должно реализовать, что остается неизменным в праве на всем протяжении его развития? — вопросы, на которые отвечает категория сущности права.
Аристотель — право— это политическая справедливость.
Фома Аквинский — божественная воля на земле.
Р. Иеринг — право — это защищенный интерес.
Ж.Ж. Руссо — это общая воля гражданского общества.
Л. Петражипкий — имеративно-атрибутивные эмоции человека по тговоду-дояжворо-н-зоэтбтежноге в обществе.
Г. Кельзен (юридический позитивзм) вообще отказывается от вопроса о сущности права, рассматривая в качестве права любой приказ государства.
В.С. Нерсесянц — триада принципов: формального равенства, свободы и справедливости.
В современной науке доминирует волевая концепция сущности права, разработанная советской, марксистской ТГП. Она основана на рассмотрении правового регулирования как разновидности социального нормативного регулирования. В основе сущности любой социального регулирования лежит социальная воля — стремление субъектов достичь целей, определенных их потребностями. Понять сущность права — значит понять:
1) Воля каких субъектов осуществляется при посредстве права.
2) Каких целей добиваются эти субъекты при посредстве права.
Волевая концепция сущности права в своем развитии получила 3 направления:
1. Классовая (марксистская) концепция. Сущность права заключается в том, что это — возведенная в закон воля господствующего класса, при посредстве которой экономически господствующий в обществе класс добивается и политического господства и использует право как регулятор для поддержания в обществе выгодного этому классу порядка и подавления сопротивления других классов, не добившихся политической власти. Таким образом, этот подход отстаивает идею, что законодатели защищают экономические интересы экономически господствующего класса и проводят их волю в целях защиты выгодного им порядка отношений.
2. Общесоциальная концепция. С заменой советского строя отношений возникает критика советской теории права и любое право, даже классовое, объявляется служащим достижению общесоциальных целей, общего блага. Таким образом, сущность права в том, что это организация, выражающая волю всего общества и служащая средством достижения общего блага. Право имеет целью достижение баланса интересов всех членов общества и их осуществление.
3. Дуалистическая концепция пытается преодолеть недостатки первой и второй, объединяя их. Сущность права представляется развивающейся. Воля, лежащая в основании права, имеет в своем содержании две стороны и классовую, и общесоциальную. Право получает становление именно как возведенная в закон воля господствующего класса. Но по мере развития общества классовая структура общества все более размывается, у общества становится все больше общих целей и сущность права постепенно движется к обретению им общесоциальной природы, к выражению в праве воли всех социальных групп.
Этот подход свойственен классическому нормативному подходу к праву, который основан на понимании нормы права как базового ведущего элемента права. Однако в последнее время в правопонимании приобретают влияние другие подходы — о том, что не меньшее значение в формировании и реализации права имеют фактические правовые отношения, складывающиеся в процессе реализации норм права или предшествующие принятию нормы права; или правовое сознание, правовые эмоции субъектов, или идея о праве, обуславливающая его содержание, или принципы естественного права, или интересы и потребности субъектов. Поэтому формируется представление о многопорядковой сущности права. Выделяется три уровня, три порядка сущности права.
1. Сущность права 1 порядка — это мера свободы и необходимости, мера должного и возможного в отношениях людей. Как ни посмотреть, право — это прежде всего социальный регулятор, задача котоого «определить, что можно, а что нельзя делать субъектам, определить для каждого субъекта и социальной группы границы свободы и необходимости. Право в самом первом приближении — это существующая в обществе конкретно-историческая мера должного и возможного в общественных отношениях, обеспеченная мерами юридического принуждения.
2. Но что лежит за этой мерой, откуда берется именно такая мера, какими конкретно-историческими факторами она задана? Смотрим глубже. Сущность права 2 порядка — право — это особая форма разграничения, фиксации и защиты интересов социальных групп в структуре данного общества. Право как мера служит именно измерению всех социальных интересов, их оценке и закреплению в законе желаемых и приоритетных для общества интересов. Во всех обществах существует свой баланс интересов, своя форма общественного или классового компромисса.
3. Но чем обусловлена именно такая оценка интересов? Как законодатель может решить, какие интересы хороши, а какие плохи — какие надо зафиксировать правовыми средствами, а от каких надо отказаться? Чем обусловлено формирование именно таких интересов? Ведь структура обществнных интересов меняется с развитием общества и различна в разных обществах, также как различно и само право, фиксирующее структуру этих интересов с точки зрения государства.
Применительно к сущности права 3 порядка существует два подхода — материалистический и идеалистический в зависимости от метода, который кладется в основание изучения глубинной системы закономерностей, определяющей правовое развитие общества. Для приверженцев материалистического подхода сущность права коренится в отношениях собственности — в зависимости от того, какой способ производства реализуется в обществе, формируется его классовая структура и эта классовая структура определяет содержание права, так как при этом каждый класс имеет столько права, насколько он силен в экономических отношениях. Для последователей идеалистического метода сущность права — это некий идеальный норматив, равное для всех членов общества требование, которому должно подчиняться право независимо от отношений собственности. Это представление о том, каким должно быть идеальное право, идея на основе которой происходит разграничение и защита интересов всех людей. Например — идеи естественного права, или идеи экзистенциализма, идея права как формального равенства, свободы и справедливости, идея незыблемых прав человека. Если синтезировать эти два подхода можно говорить о том, что в конечном итоге наиболее глубинная сущность права 3 порядка — это тот минимум нравственности, который находит в данном обществе возможность экономического обеспечения и поэтому закрепляется в праве. Вместе с тем иные подходы к сущности права предлагаются и иными подходами к правопониманию.
71. Содержание и форма права.
Право характеризуется тем, что оно как любое сложное социальное явление имеет две стороны — содержание и форму.
Содержание права — это та конкретная совокупность запретов, дозволений, обязываний, поощрений и рекомендаций, которую законодатель считает нужным утвердить, ввести в действие и охранять в данном конкретно-историческом обществе. Это то конкретное содержание норм права, которое отражает в себе потребности и интересы данного общества и способ их разграничения и защиты. Это конкретные предписания, конкретный объем материальных и духовных благ, которые государство предоставляет своим гражданам и иным лицам на территории данного государства, те конкретные способы и процедуры, в рамках которых происходит применение и охрана права. То есть — что конкретно написано в законах. Это — содержание объективного права.
Содержание права выступает конкретизацией правообразующей воли общества или господствующего класса применительно к текущей ситуации в обществе, поэтому любое содержание любого права имеет прежде всего конкретно-исторический характер и зависит от многих факторов, действующих в обществе.
Это внутреннее наполнение права, непосредственное отражение воли класса или общества, которое под влиянием указанных факторов — интеллектуальных, волевых, классовых, экономических, нравственных, психологических, исторических объективирует принципы права, раскрывает их в нормах.
В содержании права находят отражение представления законодателя о социальной справедливости, желание следовать религиозным, моральным, идеологическим и иным ценностям, идеалам, убеждениям, той или иной научной теории, правовой доктрине. Содержание права может быть обусловлено заимствованием иных правовых моделей из других государств, правовой экспансией метрополии в колонии или добровольным принятием чужих образцов правового мышления и поведения.
В содержании права находят свое отражение следующие моменты:
1) Интеллектуальный и волевой. Интеллектуальное содержание права — это результат познания субъектами правотворчества закономерностей правового регулирования и практики, результат интеллектуальной деятельности по формулированию нормы права и включения ее в систему иных действующих в государстве норм. Волевое содержание права — это стремление правовыми средствами добиться определенных желаемых целей, стремление придать нормам права действенность, регулятивность и эффективность, провести их в жизнь. Содержание права отражает волю класса или гражданского общества. В зависимости от того, насколько силен волевой момент в содержании права нормы права будут или не будут действовать, будут или не будут обеспечены средствами и процедурами, позволяющими им осуществиться в жизни. Пример: Конституция РСФСР 1936 года.
2) Объективный и субъективный. Объективное содержание права — это те предписания, которые заданы объективно, обусловлены закономерностями развития общества. Например — охрана жизни, здоровья и собственности человека, разрешение заниматься предпринимательской деятельностью, установление судебных процедур для защиты права. То, без чего право не может существовать, те предписания, которые логически и объективно вытекают из потребностей данного общества, которые заданы интересами членов общества, которые нужны данному обществу. Субъективное содержание права — это предписания, обусловленные спецификой процесса формулировки и принятия норм права, которых могло бы и не быть. Например, предписания, сделанные в результате ошибки законодателя, принятия чужеродных образцов правового регулирования, не вписывающихся в данную правовую систему, произвола законодателя, тирании, заблуждения, симпатии или антипатии законодателя к конкретным лицам, лоббирования, давления извне.
3) Материальный и духовный. Материальное содержание права — это тот объем материальных благ, который попадает в сферу правового регулирования. Например, установление МРОТ 100 рублей, подоходного налога 13 %, а для нерезидентов 30 %. Обеспечение исполнения законов конкретными материальными, ре^чфсамв^^ставовдение-окладов судьям^сотйханйкам ^^воохранительных органов, выделение определенного объема денег на судебную систему. Материальное содержание права зависит от экономического уровня данного общества. Духовное содержание права — это тот минимум нравственности, который общество считает приемлемым и который закрепляет право в своих предписаниях, оно зависит от духовного уровня развития данного общества. Например, запрещено убийство, кража, за них установлена мера наказания, которая основана на нравственной оценке обществом этих деяний. Не запрещено курение, потребление алкоголя, за это не предусмотрено наказание.
Содержанию права противопоставляется его форма. Форма права отражает такое свойство права как формальная определенность. Недостаточно сформировать определенное содержание правовых предписаний, необходимо еще и подать их пользователям в определенной форме, которая была бы оптимальной для эффективной реализации и применения права. Правовые нормы должны быть определены по форме, только их принятие и закрепление в особых специальных формах способно придать праву качества жизненности и эффективного воздействия на 00. Задача государства — оформить содержание права в установленных формах.
Форма права — это способ фиксации правовых норм, выражения их вовне, способ сделать властные предписания государства действующим объективным правом.
Право приобретает свою форму в двух моментах:
1) Прохождение предписаниями определенных процедур, необходимых для их превращением в правовые нормы, приданием им общеобязательной силы и обеспеченности государственным принуждением.
2) Закрепление норм права в специальных формах — источниках права в формальном смысле, к которым относятся закон и нормативные акты государства, правовые обычаи, судебные прецеденты и др.
Значение, роль, признаки каждой формы права, юридическая сила и порядок применения закрепленных в ней норм разрабатывается ТГП и закрепляется в законодательстве.
Источник