Краткий конспект лекций по курсу Тема 18. Система права 1. Правовое регулирование. Правовое регулирование — воздействие юридическими средствами на общественные отношения и поведение людей. Предмет правового регулирования — та сфера общественных отношений, которая подвергается юридическому воздействию. Данный предмет включает в себя три основные группы общественных отношений: отношения по обеспечению прав и свобод человека и охране правопорядка; отношения по поводу обмена материальными и нематериальными ценностями. 3. При правовом регулировании наиболее распространены императивный и диспозитивный методы. В основе императивного метода лежит субординация между участниками правоотношения (то есть один субъект правоотношения находится в подчиненном положении по отношению к другому). Императивный метод правового регулирования чаще всего применяется в публично-правовых отраслях (например в конституционном, административном, финансовом, уголовном праве) при регулировании властеотношений. Диспозитивный метод предполагает равенство участников правоотношения, отсутствие между ними отношений власти и подчинения. Диспозитивный метод обычно применяется в частно-правовой сфере (например отрасли гражданского права). Также при правовом регулировании возможно сочетание императивного и диспозитивного методов. 4. Теория государства и права выделяет три основных способа правового регулирования: Управомочивание (дозволение) — наделение участника правоотношений комплексом определенных прав (например, арендатор жилой площади имеет право ее использования). Обязывание — предписание исполнить определенные действия (должнику исполнить свои обязательства перед кредитором). Запрет — возложение на участника правоотношений обязанности не совершать тех или иных действий (например, арендатор не имеет права распоряжаться арендованным имуществом — дарить, продавать и т. д.). Дозволение и обязывание проистекают из регулятивной динамической функции права, запрет — из регулятивной статической. Дополнительными способами правового регулирования являются информационный (например, доведение до гражданина информации, содержащейся в Уголовном кодексе, о противоправности тех или иных деянии); применение мер принуждения. 5. Основными типами правового регулирования являются: Смысл общедозволительного типа — разрешено вес, что не запрошено законом, запретительного — запрещено все, что не разрешено законом. Общедозволительный тип применяется при правовом регулировании статуса личности, прав и свобод (человеку разрешено все, что не запрещено законом). Запретительный тип применяется при регулировании статуса государственного органа, отношений между ними (госорган имеет право только на то, что указано в законе — круг полномочий, и т. д.). 6. Выделяются следующие стадии правового регулирования: возведение государственной воли в закон; индивидуализация прав и обязанностей; При возведении воли государства в закон: определяется круг участников правоотношения; устанавливается (указывается) их статус; определяются возможные права и обязанности участников правоотношения; указываются возможные варианты их поведения; данная информация закрепляется в нормативно-правовом акте (его правовых нормах), принимаемом государственными органами в На стадии индивидуализации прав и обязанностей <правоотношения): наступают конкретные обстоятельства, предусмотренные правовой нормой, — юридические факты; нормы права начинают действовать в конкретной ситуации; участники правоотношений приобретают конкретные права и обязанности. На стадии реализации правовая норма начинает «работать» — использоваться участниками правоотношений, применяться к конкретной ситуации. 2. Механизм правового регулирования. 1. Механизм правового регулирования — это система юридических средств, с помощью которых осуществляется правовое регулирование. 2. Средствами правового регулирования являются: нормативной правовые акты; акты официального толкования; акты реализации права; акты применения права; Норма права — правило поведения общего характера, санкционированное государством и подтвержденное его принудительной силой. Правовая норма выступает в качестве первичного элемента («клетки», «кирпичика») механизма правового регулирования. Нормативно-правовой акт содержит нормы права и регламентирует конкретное правоотношение либо группу общественных отношений. Нормативно-правовой акт (как и правовая норма) издается органом государства, имеет формально-определенное содержание, обшеобязателен для тех, в отношении кого он издан, подкреплен принудительной силой государства. Акты официального толкования издаются специально уполномоченным на то органом и разъясняют содержание правовых норм. Правоотношения — отношения, регулируемые правом, участники которых имеют субъективные права и обязанности. Актами реализации права называются действия участников правоотношения по воплощению в жизнь содержания правовых норм. Акты применения права — форма индивидуализированных правовых актов, которые издаются государственным органом по поводу конкретного правоотношения (например, приговор суда, акт амнистии). Правосознание — отношение общества к праву, восприятие им права; режим законности — соблюдение гражданами, государственными органами конституции, законов, подзаконных актов — являются той средой, в которой осуществляется правовое регулирование. 3. Система права. Система права — это внутренняя организация права, включающая многообразные элементы, их иерархию, а также связи между ними. Элементами системы права выступают: правовые нормы — базовый, первичный элемент системы права; правовые институты — совокупность правовых норм, регулирующих определенный вид общественных отношений; подотрасли — совокупность родственных правовых институтов; отрасли права — совокупность правовых норм, институтов, регулирующих определенные сферы (род) общественных отношений. 3. Институт права регулирует определенный вид общественных отношений. По охвату правового регулирования институт занимает промежуточное положение между правовой нормой и отраслью права. Отрасль права включает в себя разнообразные правовые институты. Институты права классифицируются по различным основаниям: по сфере распространения — на отраслевые и межотраслевые; по правовому характеру — на материальные и процессуальные; по функциям — на охранительные и регулятивные. В качестве примеров правовых институтов можно привести: институт гражданства (материальный, межотраслевой, регулятивный); институт рассмотрения уголовного дела в кассационной инстанции (процессуальный, отраслевой, охранительный); институт купли-продажи (материальный, отраслевой, регулятивный); институт частной собственности (межотраслевой, материальный, регулятивный); институт трудового договора (отраслевой, материальный, охранительный); институт лишения свободы (отраслевой, материальный, охранительный); институт сроков давности привлечения к уголовной ответственности (межотраслевой, материально-процессуальный, охранительный); институт референдума (отраслевой, материальный, регулятивный). Составной частью института права является субинститут — совокупность родственных правовых норм в рамках одного института, регулирующих сходные общественные отношения (например, в уголовном праве — субинститут преступлений против собственности, порядка управления и т. д.). 4. Отрасль права — совокупность правовых норм и институтов, регулирующих определенную сферу (род) общественных отношений. Примером отраслей права являются: Родственные институты, входящие в одну отрасль, могут образовывать подотрасль — промежуточную совокупность норм между правовым институтом и отраслью (например, патентное право — подотрасль гражданского, налоговое — подотрасль финансового и т. д.). Отрасли права могут быть: материальными — регулирующими непосредственно общественные отношения; процессуальными, регламентирующими порядок, оболочку правового регулирования материальных отраслей. Примерами материальных отраслей являются: гражданское; уголовное; административное право; процессуальных: гражданско-процессуальное; уголовно-процессуальное; арбитражно-процессуальное право. Отрасли права могут быть комплексными — занимать промежуточное положение между различными отраслями права. (Например, муниципальное право занимает промежуточное положение между конституционным и административным; предпринимательское — между гражданским и финансовым и т. д.) 5. Самым крупным делением системы права (распространенным в странах романо-германской правовой семьи) является выделение двух основных групп права — публичного и частного. Публичное право характеризуется тем, что: имеет в качестве предмета регулирования общественные отношения в области государственного управления; опирается на императивный (субординационный) метод правового регулирования; имеет главным образом вертикальные, властные связи между субъектами; объединяет в себе отрасли конституционного, административного, финансового, уголовного права и иные отрасли. регулирует общественные отношения между частными лицами; опирается на диспозитивный (координационный) метод правового регулирования; имеет горизонтальные связи равных субъектов; объединяет отрасли гражданского, предпринимательского, семейного права и иные отрасли. 6. Понятие «система права» нетождественно понятию «правовая система». Правовая система включает в себя: традиции правового регулирования; правовые учения, доктрины, идеологию. 4. Отрасли пpaва в Российской Федерации 1. Отрасль права — совокупность юридических норм и правовых институтов, регулирующих определенные сферы (род) общественных отношений. 2. В российской системе права выделяются следующие основные отрасли: право социального обеспечения. 3. Конституционное право занимает центральное место среди остальных отраслей права. Конституционное право: регулирует общественные отношения, связанные с правами и свободами человека, устройством государства, и иные основополагающие общественные отношения; конституционные нормы влияют на нормы всех иных отраслей права; опирается преимущественно на императивный метод правового регулирования; имеет в качестве главного источника — Конституцию Российской Федерации — правовой акт высшей юридической силы. регулирует имущественные и связанные с ними личные неимущественные отношения; опирается на диспозитивный (координационный) метод правового регулирования; в качестве основного источника имеет Гражданский кодекс РФ (ГК). имеет в качестве предмета правового регулирования процедуру гражданско-правового судопроизводства (вопросы возбуждения гражданского дела, установления фактических обстоятельств, доказывания, рассмотрения дела в судебном заседании, принятия решения по гражданскому делу, возможности его обжалования и т. д.); опирается на императивно-диспознтивный метод правового регулирования; в качестве главного источника имеет Гражданско-процессуальный кодекс РФ (ГПК). охватывает своим регулированием общественные отношения, связанные с борьбой с преступностью — системой наиболее общественно опасных правонарушений и правонарушителей (определение общих понятий уголовной ответственности, состава преступления, наказания и др., а также конкретных деяний, признаваемых преступлениями, и размеров и видов наказаний за их совершение); опирается на императивный (властный) метод правового регулирования; имеет в качестве основного источника Уголовный кодекс РФ (УК). имеет в качестве предмета правового регулирования процедуру (процесс) осуществления уголовного судопроизводства (порядок привлечения к уголовной ответственности, возбуждения уголовного дела, его расследования, рассмотрения уголовного дела в суде, вынесения приговора, возможности обжалования и пересмотра приговора); опирается на императивно-диспозитивный метод правового регулирования; имеет в качестве основного источника Уголовно-процессуальный кодекс РФ (УПК). регулирует общественные отношения, связанные с исполнением уголовного наказания (порядок отбытия наказания, правовой статус осужденных, отбывающих наказание, виды мест лишения свободы и т. д.); опирается на властный (императивный) метод правового регулирования; руководствуется Уголовно-исполнительным кодексом РФ (УИК) как основным источником. регламентирует общественные отношения в сферах государственного управления и поддержания общественного порядка; руководствуется императивным методом правового регулирования; имеет в качестве главного источника Кодекс об административных правонарушениях РФ (КоАП). регулирует общественные отношения в сфере наемного труда, право отношения между наемными работниками и предприятием (организацией), работодателем; метод правового регулирования — императивно-диспозитивный; основной источник — Кодекс законов о труде РФ (КЗоТ). охватывает своим регулированием юридические отношения между супругами, а также между родителями и детьми (заключение брака, режим имущества супругов, расторжение брака и его последствия, вопросы материнства, отцовства и т. д.); опирается на диспозитивный метод правового регулирования; главный источник данного права — Семейный кодекс РФ (СК). Данные отрасли считаются основными в правовой системе и регулируют большую часть возникающих в России общественных отношений. Литература - Абдуллаев М.И. Примат международного права над внутригосударственным: история и современность// Правоведение. — 1992. — № 4.
- Абдуллаев М.И. Согласование внутригосударственного права с международным (теоретические аспекты)// Правоведение. — 1993. — № 2.
- Алексеев С.С. Структура советского права. — М.: Юридическая литература, 1975.
- Бобылев А.И. Современное толкование системы права и система законодательства// Гос-во и право. — 1998. — № 2.
- Ветютнев Ю.Ю. Синергетика в праве// Гос-во и право. — 2002. — № 4.
- Власенко Н.А. Логико-структурные дефекты системы советского права // Правоведение. — 1991. — № 3.
- Даниленко Г.М. Применение международного права во внутренней правовой системе России: практика конституционного суда// Гос-во и право. — 1995. — № 11.
- Ефимова Л.Г. Соотношение частного и публичного права — правовая или политическая проблема// Юрид. мир. — 1999. — Апрель.
- Кириллова Е.А. Понятие и виды правовых институтов. — Саратов, 1998.
- Кухарук Т.В. Некоторые теоретико-методологические вопросы исследования понятия прав системы общества// Правоведение. — 1998. — № 2.
- Кухарук Т.В. Систематика и систематизация законодательства// Правоведение. — 1993. — № 3.
- Лесаж Мишель. Проблемы советской юридической системы глазами французского юриста // Советское государство и право. — 1988. — № 8.
- Лифшиц Р.З. Отрасль права — отрасль законодательства // Советское государство и право. — 1984. — № 2.
- Морозова Л.А. Современное состояние российского законодательства и его систематизация// Гос-во и право. — 1999. — № 2.
- Пешина И.Ю. Обсуждение проблемы развития системы российского законодательства // Журнал российского права. — 1998. — № 4,5.
- Поленина С.В. Взаимодействие системы права и системы законодательства в современной России// Гос-во и право. — 1999. — № 9.
- Поленина С.В. Система правовых норм и отраслевое подразделение права // Правоведение. — 1987. — № 4.
- Попондопуло В.Ф. О частном и публичном праве// Правоведение. — 1994. — № 5-6.
- Сорокин В.Д. Метод правового регулирования. Теоретические проблемы. — М., 1976.
- Тихомиров Ю.А. Правовая сфера общества и правовая система// Журнал рос. права. — 1998. — № 4-5.
- Тихомиров Ю.А. Публичное право. — М., 1995.
|