Дополнительное образование как способ формирования личности

Статья на тему: «Дополнительное образование как форма работы по развитию самореализации и самоопределения, а также формированию успешной и здоровой личности учащегося»
статья

Скачать:

Вложение Размер
statya_na_temu_1.docx 19.9 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное образовательное учреждение гимназия №272 Адмиралтейского района Санкт-Петербурга

«Дополнительное образование как форма работы по развитию самореализации и самоопределения, а также формированию успешной и здоровой личности учащегося»

Судомойкин Никита Вячеславович

Работа в отделении дополнительного образования детей (ОДОД) ориентирована на создание условий необходимых для социализации, самореализации, самоопределения, формирования успешной, здоровой и многосторонне развитой личности ребенка. При выборе занятий в ОДОД педагог и ученик ориентируются на индивидуальные особенности, склонности и потребности, а также на возрастные и психологические особенности каждого ученика.

Занятия с детьми на отделении ОДОД способствуют повышению учебной мотивации, работоспособности и заинтересованности не только в дополнительных занятиях, но и в обучении в целом.

Основная цель дополнительного образования — развитие мотивации личности к познанию и творчеству, реализация дополнительных программ и услуг. Главный приоритет в деятельности педагогов дополнительного образования — выявление интересов учащихся, ориентация на ценности, развитие познавательного интереса.

Занятия в группах ОДОД по интересам дает возможность учащимся найти занятия, которые будут раскрывать природные наклонности, помогут раскрыть творческую сторону личности, добиться успеха в выбранной сфере, повысить самооценку, самоутвердиться в коллективе, реализовать потребности души.

Черты педагогики дополнительного образования:
•создание условий для свободного выбора видов деятельности;
•личностно-деятельный характер образовательного процесса,;
•личностно-ориентированный подход к ребенку;
•создание условий для самоопределения и самореализации.

Дополнительное образование детей помогает:
1. создать яркий общекультурный и эмоционально — окрашенный фон для позитивного восприятия ценностей и успешность освоения его содержания;
2. осуществлять воспитание через творческие виды деятельности, которые помогают формировать нравственные , духовные, культурные ориентиры.
3. создать пространство для обучающихся для реализации их в художественной, технической, спортивной, научно- исследовательской и деятельности.
4. дать знания, необходимые для определения индивидуального образовательного пути, жизненных и профессиональных приоритетов.

Деятельность в отделении ОДОД для создания ситуации успеха, самореализации и самоопределения должна происходить в соответствии с следующими принципами:

• удобство и доброжелательная атмосфера, создание для каждого ситуации успеха, внутренняя мотивация, создание эмоциональной вовлеченности в творческий процесс.
• от простого к сложному: постепенный переход к самостоятельности, «открытие новых знаний».
• разнообразие и вариативность: создание условий для самостоятельного выбора видов работы, типов заданий, материалов, техники и др.
• персональный подход: создание творческой активности ребенка и дружелюбной атмосферы.

• сотрудничество и доброжелательность: общение с ребенком строится на доверительной основе,
• интеграция: интегративный характер всех аспектов развития личности: общекультурных, социально-нравственных, интеллектуальных.

Современная система дополнительного образования становится тем пространством, в котором происходит передача от поколения к поколению культурных норм и ценностей, средой формирования личностных качеств, способностей, интересов, которые ведут к социальной и культурной самореализации, к саморазвитию и самовоспитанию.

Оно раскрывает огромные возможности для формирования творческих способностей ребёнка, его самоопределения. Особенность системы дополнительного образования состоит в добровольном выборе направления и вида деятельности, учителя, форм работы и программ, реализуется с учётом интересов и желаний, возможностей и потребностей ребёнка.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

» Социализация личности. Мотивация осознанного обучения и повышение качества знаний путем интеграции основного и дополнительного образования» (из опыта работы ГБОУ СОШ № 312)

В статье рассматривается вопрос необходимости интеграции общего и дополнительного образования. Предложены схемы и взаимосвязи, возникшие в оезультате практической работы в данном направлении коллектив.

Статья «Роль отделения дополнительного образования детей в формировании здоровьесберегающих факторов развития ребёнка».

Данная статья раскрывает роль отделения дополнительного образования детей в средней общеобразовательной школе в формировании здоровьесберегающих факторов развития ребёнка.

Психологические основы формирования личности школьника защищённого типа средствами дополнительного образования. (Из опыта работы туристско-краеведческого сектора школьной лаборатории юного петербуржца)

Основываясь на данных эксперимента по проблеме «Физическое, духовное и социальное оздоровление школьников через туристское направление краеведческой деятельности» можно констатировать: Совершенст.

Формы работы с родительской общественностью по организации укрепления здоровья обучающихся в условиях дополнительного образования (из опыта работы)

Из опыта работы учреждения дополнительного образования.

Методический семинар «Формы внеклассной работы по русскому языку и литературе как средство развития творческой личности учащихся»

Влияние форм и видов внеклассной работы по русскому языку и литературе на развитие творческой активности учащихся в учебном процессе.

«Фольклорное отделение в учреждениях дополнительного образования как форма приобщения учащихся к народной художественной культуре».

Приобщение учащихся к народной художественной культуре.

Статья на тему: «Современные и инновационные формы работы с родителями»

laquo;Педагогика должна стать наукой для всех: и для учителей, и для родителей».В.А. Сухомлинский.

Источник

Доклад на тему «Роль дополнительного образования на формирование личности ребенка»

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

дополнительного образования детей

Центр детского творчества «Созвездие»

муниципального образования Усть-Лабинский район.

«Роль дополнительного образования на формирование личности ребёнка».

педагог дополнительного образования

Булан Юлия Владимировна

В настоящее время неотъемлемой частью непрерывного вариативного образования является система дополнительного образования.

Какую же роль играет дополнительное образование в формировании личности ребёнка? Дополнительное образование детей – «неотъемлемая часть общего образования, которая выходит за рамки государственных образовательных стандартов и реализуется посредством дополнительных образовательных программ и услуг, как в учреждениях дополнительного образования детей, так и в общеобразовательных учреждениях».

При этом дополнительное образование нельзя рассматривать лишь как механическую надстройку базового образования, призванную усилить его компенсаторные и адаптационные функции с учетом социально-экономических и учебно-технологических потребностей. Система дополнительного образования является важным условием для развития личности с учетом ее индивидуальных способностей, мотивов, интересов, ценностных ориентаций.

Дополнительное образование детей как педагогическое явление обладает целым рядом преимуществ по сравнению с основным.

1. Быстрое реагирование на изменение спроса в образовательных услугах, удовлетворение потребностей общества, родителей и детей.

2. Гибкий (творческий) подход к формированию содержания образования. В соответствии с Законом РФ «Об образовании» дополнительное образование детей не является действующим в рамках стандартов, оно разнонаправлено и определятся лишь интересами ребенка, его потребностями.

3.Глубокая реализация уровневой и профильной дифференциации содержания образования.

4. Глубокая реализация индивидуального подхода в обучении. В группах 10 – 12 учащихся – это позволяет персонифицировать темпы и объемы усвоения программ дополнительного образования.

5. Глубокая реализация деятельностного подхода в обучении. Основное содержание дополнительного образования детей – практико-ориентированное: ребенок действует в ситуации поиска, получает знания из взаимодействия с объектами труда, природы, с культурными памятниками и т.д. Целью обучения при таком подходе является не вооружение детей конкретными знаниями, не их накопление, а формирование умения использовать эти знания.

6. Возможность организации психологического сопровождения в развитии личности ребенка. Психологическая помощь ребенку в процессе социализации обеспечивает гармонизацию отношений ребенка и общества.

7. Возможность допрофессиональной и профессиональной подготовки детей. По данным специалистов, более 60% детей не имеют ярко выраженных склонностей, интересов к профессиональной деятельности. Только раскрыв свои потенциальные способности и попробовав реализовать их еще в школьные годы, выпускник будет лучше подготовлен к реальной жизни в обществе, научится добиваться поставленной цели, выбирая цивилизованные, нравственные средства ее достижения.

8. Возможность обучения, допрофессиональной и профессиональной подготовки детей с ограниченными возможностями.

9. Возможность свободного выбора ребенком видов и сфер деятельности. Получение ребенком такой возможности означает его включение в занятия по интересам, создание условий для достижения успехов в соответствии с собственными способностями и безотносительно к уровню успеваемости по обязательным учебным дисциплинам.

10. Возможность развития дистанционной формы обучения.

11. Современная техническая база учреждения дополнительного образования детей.

Анализ исследований учёных Л. М. Андрюхиной, А. Г. Асмолова, О. Е. Лебедева позволяет определить принципы построения образовательного процесса в учреждениях дополнительного образования детей:

принцип гуманизма – утверждение ценности общекультурного человеческого достоинства, внимания к историческим ценностям, их значимости для развития искусства, науки, культуры;

принцип детоцентризма – приоритетность интересов ребенка, превращение его в равноправный субъект образовательного процесса;

принцип демократизма – право каждого ребенка на выбор своей траектории развития;

принцип культуросообразности – ориентация на потребности общества и личности воспитанника, единство человека и социокультурной среды, адаптацию детей к современным условиям жизни общества;

принцип природосообразности – учет возрастных и индивидуальных особенностей, задатков, возможностей обучающихся при включении их в различные виды деятельности;

принцип дифференциации и индивидуализации образования – выявление и развитие склонностей, способностей в различных направлениях деятельности, обеспечение развития детей в соответствии с их индивидуальными возможностями и интересами;

принцип творчества – развитие творческих способностей детей; · принцип системности – преемственность знаний;

принцип сотрудничества – признание ценности совместной деятельности детей и взрослых.

Дополнительное образование детей разнонаправлено и вариативно. К числу наиболее перспективных направлений дополнительного образования детей относятся следующие: научно-техническое, естественнонаучное, эколого-биологическое, социально-педагогическое, культурологическое, художественно-эстетическое, военно-патриотическое, физкультурно-спортивное, туристско-краеведческое.

Дополнительное образование – это условие для личностного роста ребенка в условиях непрерывного образования, которое формирует систему знаний, конструирует более полную картину мира и помогает реализовать собственные способности и склонности ребенка, обеспечивает органичное сочетание досуга с различными формами образовательной деятельности,

В. А. Березина отмечает: «…отечественная система дополнительного образования детей располагает уникальными социально-педагогическими возможностями по развитию творческих способностей обучающихся в области научно-технической, художественной, …и другой образовательной деятельности».

Учреждение дополнительного образования детей, по мнению И.А. Щетинской, представляет собой «особое образовательное пространство, где осуществляется специальная образовательная деятельность по развитию индивида, расширяются возможности его практического опыта. Оно является пространством творческого освоения новой информации, формирования жизненных умений и способностей, на которые школа не ориентирована».

Таким образом, современное дополнительное образование – это гибкая, динамичная, многоуровневая система, основанная на индивидуальном подходе к обучаемому. Система дополнительного образования детей, в силу своей личностной ориентированности на каждого ребенка, может успешно решать задачу подготовки поколений для жизни в информационном обществе.

Источник

Роль дополнительного образования в формировании личности ребенка

Роль дополнительного образования в формировании личности ребенка.

педагог дополнительного образования

МБУ ДО «Центр компетенций «Ориентир»

Современная система дополнительного образования предоставляет возможность миллионам обучающихся заниматься художественным и техническим творчеством, туристско-краеведческой и эколого-биологической деятельностью, спортом и исследовательской работой – в соответствии со своими желаниями, интересами и потенциальными возможностями.

Однако следует помнить о том, что дополнительное образование предполагает, прежде всего, реализацию образовательной дополнительной программы по конкретному направлению деятельности или области знаний.

Дополнительное образование выступает механизмом поддержки индивидуализации и самореализации человека, а именно расширяет возможности человека, предлагая большую свободу выбора действий, так что каждый учащийся, посредством помощи педагогов, определяет необходимые для себя цели, стратегии индивидуального развития как средства социализации личности.

По своему содержанию дополнительное образование отличается освоением навыков и умений не только в теоретической форме, но и в практической, что создает возможности в профессионализации учащегося.

В условиях общеобразовательного учреждения дополнительное образование дает учащемуся реальную возможность выбора своего индивидуального пути. Получение им такой возможности означает его включение в занятия по интересам, создание условий для достижений, успехов в соответствии с собственными способностями. Дополнительное образование увеличивает пространство, в котором учащиеся могут развивать свою творческую и познавательную активность, реализовывать свои личностные качества, демонстрировать те способности, которые зачастую остаются невостребованными основным образованием. В дополнительном образовании ребенок сам выбирает содержание и форму занятий, может не бояться неудач.

Интеграция основного и дополнительного образования позволяет сблизить процессы воспитания, обучения и развития, что является одной из наиболее сложных проблем современной педагогики.

Однако, как и любой вид деятельности, дополнительное образование должно быть занимательным и увлекательным, вызывать интерес у учащихся, ведь интерес является главной движущей силой познавательной деятельности. Конечно, на дополнительных занятиях ребятам не обойтись без приложения умственных и физических усилий. Педагог должен объяснить, что без труда не бывает ни успеха, ни отдыха, ни веселья.

Условия работы требуют от педагогов не только эффективного владения предметом и методикой его преподавания, но и умения видеть и анализировать современные, реальные изменения в образовании, адаптировать теоретические знания к жизненным ситуациям, применять современные технологии обучения для достижения конкретных целей и задач обучения.

Суть работы педагога дополнительного образования– это непрерывное творчество, постоянные эксперименты, неотступный поиск путей самосовершенствования. Дополнительное образование открывает дорогу для этого «творчества», делает педагогический труд интересным, ярким и запоминающимся для его обучающихся, даёт возможность и в ребёнке развить творческую личность, воспитать в нем все необходимые человеческие качества.

Другая важная роль дополнительного образования – его воспитательная доминанта, поскольку именно в сфере свободного выбора видов деятельности можно рассчитывать на «незаметное», а значит и более эффективное воспитание. В процессе совместной творческой деятельности взрослого и ребенка происходит развитие нравственных качеств личности. Поэтому так важно, обращаясь к конкретным образовательным задачам, развивая определенные навыки, помнить о приоритетности воспитания. Умение ненавязчиво помогать ребенку в реализации его потенциальных возможностей и потребностей, в решении своих личных проблем, эмоционально и психологически поддерживать его и определяет место дополнительного образования в реализации образовательных стандартов нового поколения.

Особое место имеет дополнительное образование для решения проблемы социальной адаптации и профессионального самоопределения школьников среднего и старшего звена.

Роль дополнительного образования – помочь подросткам сделать правильный выбор. Поэтому среди занятий по интересам сегодня все чаше можно встретить различные курсы практической направленности (вождение автомобиля, ремонт теле- и радиоаппаратуры, вязание, дизайн, и др.). Еще больший успех, особенно у старшеклассников, приобретают знания, обеспечивающие успех в деловой жизни (овладение компьютером и электронными средствами связи, делопроизводством, азами бухгалтерского учета и т.п.)

Раскрыв свои потенциальные способности и попробовав их реализовать еще в школьные годы, выпускник будет лучше подготовлен к реальной жизни в обществе, научится добиваться поставленной цели, выбирая цивилизованные, нравственные средства ее достижения.

Для социальной адаптации учащихся важно и то, что, включаясь в работу различных творческих объединений по интересам, они оказываются в пространстве разновозрастного общения, приобретающего в современных условиях особую ценность: здесь ребята могут проявить свою инициативу, самостоятельность, лидерские качества, умение работать в коллективе, учитывая интересы других.

Таким образом, дополнительное образование детей является той сферой, которая, обладая самоценностью, в первую очередь, ориентирована на создание единого образовательного пространства и формирование у учащихся целостного восприятия мира; на гармонизацию требований по реализации образовательного стандарта нового поколения и создание условий для развития индивидуальных интересов и потребностей личности.

Источник

Читайте также:  Способ научиться быстро печатать
Оцените статью
Разные способы