- Методическая разработка открытого урока по русскому языку для 10 класса по теме «Синтаксис и культура речи. Словосочетание. Типы связи слов в словосочетаниях» методическая разработка по русскому языку (10 класс) по теме
- Скачать:
- Предварительный просмотр:
- Дополни что словосочетания определенного способа связи заплатить оплатить?
- Определите способ подчинительной связи в словосочетаниях?
- Какой способ связи в словосочетании решительное «нет»?
- Составьте словосочетания типа УПРАВЛЕНИЯ со словами : вопреки, согласно, оплатить, заплатить, указать?
- Способ связи в словосочетании «просить зайти»?
- Найти лишнее слово разными способами : заплата, зарплата, оплата, выплата, пояснить решение?
- Способ связи согласование в словосочетании?
- Найдите словосочетания в тексте и определите какой способ связи слов в словосочетании?
- Словосочетание где — то рядом, определить способ связи?
- Словосочетания?
- Составить словосочетание с парой слов заплатить — оплатить?
- Словосочетание. Типы связи слов в словосочетании
- Содержимое разработки
Методическая разработка открытого урока по русскому языку для 10 класса по теме «Синтаксис и культура речи. Словосочетание. Типы связи слов в словосочетаниях»
методическая разработка по русскому языку (10 класс) по теме
Урок разработан для учащихся 10 класса (чебник под редакцией А.И. Власенкова). Цели урока: закрепить и углубить знания учащихся по теме «Словосочетание»; отработать умение определять типы связи слов в словосочетаниях (решение заданий ЕГЭ); совершенствовать речевую компетентность учеников.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheska_razrabotka_otkrytogo_uroka_v_10_klasse_po_russkomu_yazyku._sintaksis_i_kultura_rechi.doc | 135 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема урока: «Синтаксис и культура речи. Словосочетание. Типы связи слов в словосочетаниях».
Цели урока : закрепить и углубить знания учащихся по теме «Словосочетание»; отработать умение определять типы связи слов в словосочетаниях (решение заданий ЕГЭ); совершенствовать речевую компетентность учеников.
Вступительное слово учителя.
Цель занятий по русскому языку — закрепить и углубить лингвистические знания, научиться применять их на практике, подготовиться к успешной сдаче ЕГЭ. На уроках мы повторяем пройденное, закрепляем и углубляем знания обо всех уровнях языка. В тестах ЕГЭ большое внимание уделяется теории языка. Начнём повторение с синтаксиса. Тема сегодняшнего урока звучит так:
Синтаксис и культура речи. Словосочетание.
Типы связи слов в словосочетаниях.
Запись темы урока в тетради.
— Определите цели нашего урока, исходя из темы.
Вспомним, что изучает синтаксис.
-Синтаксис изучает словосочетание и предложение.
2. Теоретический материал по теме «Типы связи слов в словосочетаниях» (мультимедийная презентация. Слайды 1-4).
3. Закрепление и систематизация знаний учащихся по теме урока.
Примечание : (на столах у учащихся лежит раздаточный материал: правило-подсказка, задания, образец выполнения заданий).
Учащийся комментирует свой ответ по образцу, данному учителем.
- определите тип связи слов в данных словосочетаниях:
в соседней комнате (согласование), ответил резко (примыкание), хлынет потоками (управление), театральный занавес (согласование), внезапно замаячившего (примыкание), украдкой зевая (примыкание), мое сердце (согласование), глубоко несчастлив (примыкание), связанный словом (управление), помогать отцу (управление), очень нежно (примыкание), морской берег (согласование), перельется через край (управление).
Образец ответа № 1 :
словосочетание всей истории.
- Главное слово истории (от него можно задать вопрос какой? (всей) ; это вопрос согласования.
- Зависимое слово – местоимение.
- Оба слова склоняются: всеми историями
Следовательно, тип связи – согласование.
Образец ответа № 2 :
словосочетание пришедшее из галактик
- Есть предлог – это управление .
- Зависимое слово – существительное; его форма не изменяется, даже если изменяется форма главного слова: пришедшим из галактик, пришедшему из галактик.
Образец ответа № 3 :
словосочетание наполняясь одновременно
- Зависимое слово – наречие, следовательно, это примыкание.
- Выберите из данных примеров только словосочетания.
Последний звонок, около дома, решать задачу, действовать решительно, бегущая строка, подключение к сети, кто следующий, очень хорошо, скоро зима, читать лёжа, бороться и искать.
— Почему не являются словосочетаниями некоторые примеры?
Ответ ученика . Около дома — это существительное с предлогом, кто следующий, скоро зима- это предложения, состоящие только из грамматической основы, бороться и искать- это однородные члены.
— Делаем вывод, что не все слова образуют словосочетания.
НЕ ЯВЛЯЮТСЯ СЛОВОСОЧЕТАНИЕМ:
1) сочетание самостоятельного слова со служебным: около дома, перед грозой;
2) сочетание слов в составе фразеологизмов: бить баклуши, валять дурака;
3) подлежащее и сказуемое: Наступила ночь;
4) составные словоформы: будет писать, более прочный;
5) ряды однородных членов: молоко и хлеб, найти и прочитать.
- Прочитайте текст и решите задание ЕГЭ (В 3) (тексты с заданиями распечатаны)
(1) Странники не понимали, откуда появился этот всадник. (2) Конь, на котором он скакал, издалека казался просто огромным. (3) Куда, в какие края спешил русский богатырь? (4) 0 каких бедах прознал и стремительно помчался на выручку? (5) 0 чем думал он сейчас? (6) Мирная жизнь, пашня, пахнущая теплым хлебом, старики — родители и молодая жена-красавица — всё осталось где-то в прошлом. (7) Да и не к лицу добру молодцу дома отсиживаться, коли беда нагрянула, о какой раньше не слышали.
(8) Все эти мысли долго не давали покоя богомольцам, которые взглядом проводили удальца и помолились за его удачу.
(9) А в монастыре, куда они пришли, увидели открытые ворота и переглянулись: что-то случилось.
1. Из предложения 1 выпишите подчинительное словосочетание со связью ПРИМЫКАНИЕ.
2. Из предложения 1 выпишите подчинительное словосочетание со связью СОГЛАСОВАНИЕ.
3. Укажите тип связи в словосочетании (НА) КОТОРОМ СКАКАЛ (2 предложение).
4. Из предложения 2 выпишите подчинительное словосочетание со связью ПРИМЫКАНИЕ.
5. Из предложения 3 выпишите подчинительное словосочетание со связью ПРИМЫКАНИЕ.
6. Укажите тип связи в словосочетании (В) КАКИЕ КРАЛ (3 предложение).
7. Из предложения 4 выпишите подчинительное словосочетание со связью СОГЛАСОВАНИЕ.
8. Укажите тип связи в словосочетании ПОМЧАЛСЯ НА ВЫРУЧКУ (4 предложение).
9. Из предложения 4 выпишите подчинительное словосочетание со связью ПРИМЫКАНИЕ.
10. Из предложения 5 выпишите подчинительное словосочетание со связью УПРАВЛЕНИЕ.
Ответы: 1. Откуда появился; 2. Этот всадник; 3. Управление;
4. Издалека казался; 5. Куда спешил; 6. Согласование; 7. (о) каких бедах;
8. Управление; 9. Стремительно помчался; 10. О чем думал
Примечание: правильные ответы проецируются на интерактивную доску через мультимедийный проектор. Учащиеся осуществляют самопроверку.
4. Слово учителя.
В работе над текстом часто приходится сталкиваться с вопросами управления — выбором нужной падежной формой и подходящего предлога. Действительно, перед нами встаёт вопрос, как правильнее сказать: предостеречь от кого? (чего?) или предостеречь против кого? (чего?). В чем смысловое различие между сочетаниями удостоить чего? – удостоить чем?
Управление – вид подчинительной связи, при котором главное слово требует постановки зависимого слова в определенном падеже. Например, глагол тормозить требует после себя Винительного падежа, а глагол препятствовать – Дательного.
Пример: плохая погода тормозила (что?) продвижение отряда вперед.
плохая погода препятствовала (чему?) продвижению отряда вперед.
Рассмотрим трудные случаи управления слов в словосочетании (использование мультимедийной презентации, слайд 4-5).
- Анализ таблицы «Трудные случаи управления»
(раздаточный материал. Теория.).
Дополните до словосочетаний. Определите способ связи.
Заплатить (за что?) за проезд в автобусе – оплатить (что?) проезд в автобусе.
Полон (чего?) впечатлений – наполнен (чем ?) фруктами.
Вера (во что?) в успех – уверенность (в чем?) в своих силах .
Упрекать (в чем?) в бесконечности – попрекать (чем?) куском
Беспокоиться (о чем? о ком?) о сыне – тревожиться (за что? за кого?) за здоровье сына
Доволен (чем?) результатом – рад (чему?) приезду.
Предостеречь (от чего?) от ошибок – предупредить (о чем?) о поездке
Удивляться (чему?) мужеству твоему – восхищаться (чем?) восходом солнца.
Итак, что нужно знать, чтобы не ошибиться в выборе нужного сочетания слов?
- основные значения падежей и предлогов,
- лексическое значение слов.
5. Тестовая работа по теме: «Типы связи слов в словосочетаниях» (по вариантам)
6.Подведение итогов урока:
Какой материал, повторенный сегодня на уроке, по-прежнему вызывает трудности?
7. Домашнее задание:
-Дополните до словосочетаний, определите типы связи слов в словосочетании.
— решение тестовых заданий ( подготовка к ЕГЭ ) . Вариант 1-6 задание В3
-повторить теоретический материал по теме: «Простое осложнённое предложение. Односоставное предложение».
Источник
Дополни что словосочетания определенного способа связи заплатить оплатить?
Русский язык | 5 — 9 классы
Дополни что словосочетания определенного способа связи заплатить оплатить.
ОПЛАТИ́ТЬ, оплачу, оплатишь (моск.
Также оплотишь) , совер.
Заплатить за что — нибудь.
|| Заплатить кому — нибудь.
2. что кому — чему.
Уплатить в погашение чего — нибудь.
Оплатить расходы командированному.
Возместить что — нибудь, отплатить за что — нибудь (книжн.
) . Оплатить чьи — нибудь заботы.
Заплатить за проезд.
Определите способ подчинительной связи в словосочетаниях?
Определите способ подчинительной связи в словосочетаниях.
Какой способ связи в словосочетании решительное «нет»?
Какой способ связи в словосочетании решительное «нет»?
Составьте словосочетания типа УПРАВЛЕНИЯ со словами : вопреки, согласно, оплатить, заплатить, указать?
Составьте словосочетания типа УПРАВЛЕНИЯ со словами : вопреки, согласно, оплатить, заплатить, указать.
Способ связи в словосочетании «просить зайти»?
Способ связи в словосочетании «просить зайти».
Найти лишнее слово разными способами : заплата, зарплата, оплата, выплата, пояснить решение?
Найти лишнее слово разными способами : заплата, зарплата, оплата, выплата, пояснить решение.
Способ связи согласование в словосочетании?
Способ связи согласование в словосочетании.
Найдите словосочетания в тексте и определите какой способ связи слов в словосочетании?
Найдите словосочетания в тексте и определите какой способ связи слов в словосочетании.
Словосочетание где — то рядом, определить способ связи?
Словосочетание где — то рядом, определить способ связи.
Словосочетания?
Способы связи в словосочетания .
Составить словосочетание с парой слов заплатить — оплатить?
Составить словосочетание с парой слов заплатить — оплатить.
Вопрос Дополни что словосочетания определенного способа связи заплатить оплатить?, расположенный на этой странице сайта, относится к категории Русский язык и соответствует программе для 5 — 9 классов. Если ответ не удовлетворяет в полной мере, найдите с помощью автоматического поиска похожие вопросы, из этой же категории, или сформулируйте вопрос по-своему. Для этого ключевые фразы введите в строку поиска, нажав на кнопку, расположенную вверху страницы. Воспользуйтесь также подсказками посетителей, оставившими комментарии под вопросом.
На конце 3 — его склонения послешипящих пишется буква ь.
Деревушка [д’ э р’ э в у ш к а] старичок[с т а р’ и ч о к].
Напиши про то, как человек открыл совершенно новую планету, которая была по другую сторону луны.
Винительный падеж, родительный падеж, винительный падеж, предложный падеж, творительный падеж, винительный падеж, дательный падеж, винительный падеж, винительный падеж, предложный падеж, творительный падеж. Падеж — непостоянный признак имени сущ.
1. Пожнёшь 2. Не догонишь 3. Достанешь.
1) то и пожнешь 2)не успеешь 3) — — — -.
Радость — радостный (м. Р. ), радостная (ж. Р. ), радостное (ср. Р. ) Зима — зимний (м. Р. ), зимняя ( ж. Р. ), зимнее (ср. Р. ) Счастье — счастливый (м. Р. ), счастливая (ж. Р. ), счастливое (ср. Р. ).
У каждого слова свой смысл свое значение. Оно хранится прежде всего в корне. Но значение корня может дополнять значение приставок и суффиксов. Смысл слова — это основное Что отличает его от других слов . Поэтому ту его часть которая передает смыс..
Потому что проверочное слово время.
1. более6000 языков 2. Язык между народами 3. Взаимным влиянием языков соседних стран друг на друга в процессе общения 4. Индоевропейская семья 5. Славянский 6.
Источник
Словосочетание. Типы связи слов в словосочетании
разработка занятия по синтаксису. Акцентируется внимание на типы связи в словосочетании, тем самым проверяя и систематизируя знания обучающихся при подготовке к экзамену.
Сафаралеева Роза Галиахметовна , 05.09.2019
Содержимое разработки
Тема урока: «Синтаксис и культура речи. Словосочетание. Типы связи слов в словосочетаниях».
Цели урока: закрепить и углубить знания учащихся по теме «Словосочетание»; отработать умение определять типы связи слов в словосочетаниях (решение заданий ЕГЭ); совершенствовать речевую компетентность учеников.
Вступительное слово учителя.
Цель занятий по русскому языку — закрепить и углубить лингвистические знания, научиться применять их на практике, подготовиться к успешной сдаче ЕГЭ. На уроках мы повторяем пройденное, закрепляем и углубляем знания обо всех уровнях языка. В тестах ЕГЭ большое внимание уделяется теории языка. Начнём повторение с синтаксиса. Тема сегодняшнего урока звучит так:
Синтаксис и культура речи. Словосочетание.
Типы связи слов в словосочетаниях.
Запись темы урока в тетради.
— Определите цели нашего урока, исходя из темы.
Вспомним, что изучает синтаксис.
-Синтаксис изучает словосочетание и предложение.
2. Теоретический материал по теме «Типы связи слов в словосочетаниях» (мультимедийная презентация. Слайды 1-4).
3. Закрепление и систематизация знаний учащихся по теме урока.
Примечание: (на столах у учащихся лежит раздаточный материал: правило-подсказка, задания, образец выполнения заданий).
Учащийся комментирует свой ответ по образцу, данному учителем.
определите тип связи слов в данных словосочетаниях:
в соседней комнате (согласование), ответил резко (примыкание), хлынет потоками (управление), театральный занавес (согласование), внезапно замаячившего (примыкание), украдкой зевая (примыкание), мое сердце (согласование), глубоко несчастлив (примыкание), связанный словом (управление), помогать отцу (управление), очень нежно (примыкание), морской берег (согласование), перельется через край (управление).
словосочетание всей истории.
Главное слово истории (от него можно задать вопрос какой? (всей); это вопрос согласования.
Зависимое слово – местоимение.
Оба слова склоняются: всеми историями
Следовательно, тип связи – согласование.
словосочетание пришедшее из галактик
Есть предлог – это управление.
Зависимое слово – существительное; его форма не изменяется, даже если изменяется форма главного слова: пришедшим из галактик, пришедшему из галактик.
словосочетание наполняясь одновременно
Зависимое слово – наречие, следовательно, это примыкание.
Выберите из данных примеров только словосочетания.
Последний звонок, около дома, решать задачу, действовать решительно, бегущая строка, подключение к сети, кто следующий, очень хорошо, скоро зима, читать лёжа, бороться и искать.
— Почему не являются словосочетаниями некоторые примеры?
Ответ ученика. Около дома — это существительное с предлогом, кто следующий, скоро зима- это предложения, состоящие только из грамматической основы, бороться и искать- это однородные члены.
— Делаем вывод, что не все слова образуют словосочетания.
НЕ ЯВЛЯЮТСЯ СЛОВОСОЧЕТАНИЕМ:
1) сочетание самостоятельного слова со служебным: около дома, перед грозой;
2) сочетание слов в составе фразеологизмов: бить баклуши, валять дурака;
3) подлежащее и сказуемое: Наступила ночь;
4) составные словоформы: будет писать, более прочный;
5) ряды однородных членов: молоко и хлеб, найти и прочитать.
Прочитайте текст и решите задание ЕГЭ (В 3) (тексты с заданиями распечатаны)
(1) Странники не понимали, откуда появился этот всадник. (2) Конь, на котором он скакал, издалека казался просто огромным. (3) Куда, в какие края спешил русский богатырь? (4) 0 каких бедах прознал и стремительно помчался на выручку? (5) 0 чем думал он сейчас? (6) Мирная жизнь, пашня, пахнущая теплым хлебом, старики — родители и молодая жена-красавица — всё осталось где-то в прошлом. (7) Да и не к лицу добру молодцу дома отсиживаться, коли беда нагрянула, о какой раньше не слышали.
(8) Все эти мысли долго не давали покоя богомольцам, которые взглядом проводили удальца и помолились за его удачу.
(9) А в монастыре, куда они пришли, увидели открытые ворота и переглянулись: что-то случилось.
1. Из предложения 1 выпишите подчинительное словосочетание со связью ПРИМЫКАНИЕ.
2. Из предложения 1 выпишите подчинительное словосочетание со связью СОГЛАСОВАНИЕ.
3. Укажите тип связи в словосочетании (НА) КОТОРОМ СКАКАЛ (2 предложение).
4. Из предложения 2 выпишите подчинительное словосочетание со связью ПРИМЫКАНИЕ.
5. Из предложения 3 выпишите подчинительное словосочетание со связью ПРИМЫКАНИЕ.
6. Укажите тип связи в словосочетании (В) КАКИЕ КРАЛ (3 предложение).
7. Из предложения 4 выпишите подчинительное словосочетание со связью СОГЛАСОВАНИЕ.
8. Укажите тип связи в словосочетании ПОМЧАЛСЯ НА ВЫРУЧКУ (4 предложение).
9. Из предложения 4 выпишите подчинительное словосочетание со связью ПРИМЫКАНИЕ.
10. Из предложения 5 выпишите подчинительное словосочетание со связью УПРАВЛЕНИЕ.
Ответы: 1. Откуда появился; 2. Этот всадник; 3. Управление;
4. Издалека казался; 5. Куда спешил; 6. Согласование; 7. (о) каких бедах;
8. Управление; 9. Стремительно помчался; 10. О чем думал
Примечание: правильные ответы проецируются на интерактивную доску через мультимедийный проектор. Учащиеся осуществляют самопроверку.
В работе над текстом часто приходится сталкиваться с вопросами управления — выбором нужной падежной формой и подходящего предлога. Действительно, перед нами встаёт вопрос, как правильнее сказать: предостеречь от кого? (чего?) или предостеречь против кого? (чего?). В чем смысловое различие между сочетаниями удостоить чего? – удостоить чем?
Управление – вид подчинительной связи, при котором главное слово требует постановки зависимого слова в определенном падеже. Например, глагол тормозить требует после себя Винительного падежа, а глагол препятствовать – Дательного.
Пример: плохая погода тормозила (что?) продвижение отряда вперед.
плохая погода препятствовала (чему?) продвижению отряда вперед.
Рассмотрим трудные случаи управления слов в словосочетании (использование мультимедийной презентации, слайд 4-5).
Анализ таблицы «Трудные случаи управления»
(раздаточный материал. Теория.).
Дополните до словосочетаний. Определите способ связи.
Заплатить (за что?) за проезд в автобусе – оплатить (что?) проезд в автобусе.
Полон (чего?) впечатлений – наполнен (чем ?) фруктами.
Вера (во что?) в успех – уверенность (в чем?) в своих силах .
Упрекать (в чем?) в бесконечности – попрекать (чем?) куском
Беспокоиться (о чем? о ком?) о сыне – тревожиться (за что? за кого?) за здоровье сына
Доволен (чем?) результатом – рад (чему?) приезду.
Предостеречь (от чего?) от ошибок – предупредить (о чем?) о поездке
Удивляться (чему?) мужеству твоему – восхищаться (чем?) восходом солнца.
Итак, что нужно знать, чтобы не ошибиться в выборе нужного сочетания слов?
основные значения падежей и предлогов,
лексическое значение слов.
5. Тестовая работа по теме: «Типы связи слов в словосочетаниях» (по вариантам)
6.Подведение итогов урока:
Какой материал, повторенный сегодня на уроке, по-прежнему вызывает трудности?
-Дополните до словосочетаний, определите типы связи слов в словосочетании.
— решение тестовых заданий ( подготовка к ЕГЭ ) . Вариант 1-6 задание В3
-повторить теоретический материал по теме: «Простое осложнённое предложение. Односоставное предложение».
Источник