Дополнение способ выражения это

2.2. Дополнение и его разновидности

1. Дополнение – это второстепенный член предложения, который обозначает предмет:

    объект, на который распространяется действие;

Пишу письмо ; слушаю музыку .

2. Дополнение отвечает на вопросы косвенных падежей:

    родительный падеж – кого? чего?

3. Дополнение может относиться к:

Потеря коня ; надежда на счастье .

Строгий к детям ; думающий о детях .

Незаметно для других.

Способы выражения дополнения

Форма Примеры
1. Имя существительное Пишу письмо , строгий к детям .
2. Местоимение Пишу ему , незаметно для других , знал что-то .
3. Имя прилагательное, причастие в значении существительного Не возвратить сделанного .
4. Инфинитив Приказал (что?) уехать ; дал (что?) подумать .
5. Цельное словосочетание и фразеологизм Выпил несколько чашек ; думал о каждом из нас ; любовался анютиными глазками .

Примечания.

1) Сочетания являются единым членом предложения – дополнением в тех же случаях, в каких единым членом являются сочетания – подлежащие (см. п. 1.2).

2) Инфинитив при спрягаемом глаголе является дополнением, а не основной частью сказуемого, если его действие относится к второстепенному члену ( Я просил его уехать ), а не к подлежащему ( Я решил уехать ). Подробный разбор таких случаев см. в п. 1.4.

3) Поскольку вопросы и формы именительного и винительного падежей, винительного и родительного падежей могут совпадать, для разграничения подлежащего и дополнения используйте тот приём, о котором говорилось в п. 1.2: поставьте вместо проверяемой формы слово книга (именительный падеж – книг а ; родительный падеж – книг и ; винительный падеж – книг у . Например: Хороший снежок урожай соберет (ср.: Хорошая книга книгу соберет). Следовательно, снежок – именительный падеж; урожай – винительный падеж).

4. По форме выражения выделяют две разновидности дополнений:

прямое дополнение – форма винительного падежа без предлога;

косвенное дополнение – все остальные формы, включая форму винительного падежа с предлогом.

Борьба (за что?) за свободу ; отдал (кому?) мне .

Примечания.

1) В отрицательных предложениях форма винительного падежа прямого дополнения может меняться на форму родительного падежа (ср.: Я писал (что?) письмо . – Я не писал (чего?) письма ). Если форма родительного падежа у дополнения сохраняется как при утверждении, так и при отрицании, то такое дополнение является косвенным (ср.: Мне не хватает (чего?) денег . – Мне хватает (чего?) денег ).

2) Дополнение, выраженное инфинитивом, не имеет формы падежа (Я просил его уехать ). Поэтому такие дополнения не характеризуют ни как прямые, ни как косвенные.

План разбора дополнения

  1. Указать тип дополнения (прямое – косвенное).
  2. Указать, какой морфологической формой выражено дополнение.

Я прошу вас говорить по существу дела (М. Горький).

Вас – прямое дополнение, выраженное местоимением в винительном падеже без предлога. Говорить – дополнение, выраженное инфинитивом. Дела – косвенное дополнение, выраженное существительным в родительном падеже.

Ночь не принесла прохлады (А.Н. Толстой).

Прохлады – прямое дополнение, выраженное существительным в родительном падеже без предлога (при отрицании – не принесла ). Ср.: Ночь принесла (что?) прохладу (В. п.).

Упражнение к теме «2.2. Дополнение и его разновидности»

Читайте также другие темы раздела 1 «Простое предложение»:

Источник

Дополнение в русском языке. Примеры

Дополнение — это вто­ро­сте­пен­ный член пред­ло­же­ния, кото­рый обо­зна­ча­ет пред­мет и отве­ча­ет на вопро­сы кос­вен­ных паде­жей: кого? чего? кому? чему? кого? что? кем? чем? о ком? о чём?

Второстепенный член предложения — дополнение

Дополнение, в отли­чие от опре­де­ле­ния, пояс­ня­ет в пред­ло­же­нии ска­зу­е­мое и вме­сте с обсто­я­тель­ством состав­ля­ет груп­пу сказуемого.

Солнце золо­ти­ло тем­ный загар увяд­ших листьев (Ч. Айтматов).

Солнце золо­ти­ло (что?) загар — дополнение.

Яков помол­чал, взгля­нул кру­гом и закрыл­ся (чем?) рукой (И. С. Тургенев).

Значение дополнения

В пред­ло­же­нии допол­не­ние может обозначать:

1. объ­ект, на кото­рый направ­ле­но действие:

2. объ­ект восприятия:

3. ору­дие действия:

4. объ­ект сравнения:

5. отно­ше­ние к руко­во­ди­те­лю, вла­дель­цу, про­из­во­ди­те­лю чего-либо:

Способы выражения дополнения

Дополнение может выра­жать­ся сло­ва­ми раз­ных частей речи:

  1. име­нем суще­стви­тель­ным в кос­вен­ном падеже;
  2. место­име­ни­ем;
  3. име­нем числительным;
  4. наре­чи­ем в зна­че­нии существительного;
  5. неопре­де­лен­ной фор­мой гла­го­ла (инфи­ни­ти­вом);
  6. име­нем при­ла­га­тель­ным в роли существительного.

Герасим сно­ва взял­ся (за что?) за лож­ку и про­дол­жал хле­бать (что?) щи (И. С. Тургенев).

Нам дали это зада­ние (дали зада­ние кому? нам).

Завтра не будет похо­же (на что?) на сего­дня .

Председательствующий про­сит (о чём?) гово­рить по суще­ству обсуж­да­е­мо­го вопроса.

Все быв­шие одно­класс­ни­ки вспо­ми­на­ли с теп­ло­той о школь­ном про­шлом (вспо­ми­на­ли о чём? о прошлом).

В пред­ло­же­нии допол­не­ние быва­ет пря­мым и косвенным.

Прямое дополнение

Прямое допол­не­ние обо­зна­ча­ет пред­мет, на кото­рый непо­сред­ствен­но направ­ле­но дей­ствие, обо­зна­чен­ное пере­ход­ным гла­го­лом или сло­вом кате­го­рии состо­я­ния (пре­ди­ка­тив­ным наречием):

Способы выражения прямого дополнения

Обычно пря­мое допол­не­ние выра­жа­ет­ся фор­мой вини­тель­но­го паде­жа без пред­ло­га суще­стви­тель­но­го или местоимения.

Я нарвал боль­шой (что?) букет этих цве­тов (К. Паустовский).

Я нагнал (кого?) его, но мне непре­мен­но хоте­лось уви­деть его (что?) лицо (И. С. Тургенев).

Прямое допол­не­ние может выра­жать­ся фор­мой роди­тель­но­го паде­жа суще­стви­тель­но­го, если оно обозначает

1. часть от целого

2. Прямое допол­не­ние управ­ля­ет­ся гла­го­лом с отрицанием

Примеры предложений с прямым дополнением

Белое оде­я­ло скры­ло (что?) все сле­ды (В. Песков).

Я снял (что?) газе­ту и уви­дел (что?) про­сто­ква­шу, ярко осве­щен­ную голу­бым лун­ным све­том (В. Катаев).

Я маль­чиш­кой ловил (кого?) сне­ги­рей и дер­жал (кого?) их в клет­ке (В. Песков).

Никогда и нико­му не дове­рял сво­ей (чего?) тай­ны (А.П. Чехов).

Косвенное дополнение

Все осталь­ные допол­не­ния явля­ют­ся кос­вен­ны­ми. Они выра­жа­ют­ся сло­ва­ми раз­ных частей речи и словосочетаниями.

Способы выражения косвенного дополнения

Формы кос­вен­ных паде­жей суще­стви­тель­ных и место­име­ний как с пред­ло­га­ми, так и без них

Я послал (за кем?) за док­то­ром (И. С. Тургенев)

Я вспо­ми­нал (о чём?) об этом в самые страш­ные мину­ты боя (К. Паустовский).

Прилагательное или при­ча­стие в роли существительного.

Настя спро­си­ла (кого?) про­хо­же­го , как прой­ти к вокзалу.

Все про­си­ли её (о чём?) спеть что-нибудь (М. Ю. Лермонтов).

Она заста­ви­ла Ивана Ильича (что?) выпить несколь­ко чашек кофе (А. Толстой).

Наречие в роли существительного

Я крайне уста­ла от ваше­го бес­ко­неч­но­го (чего?) «быст­рей» .

Дети услы­ша­ли (что?) «гав» из-за изго­ро­ди сада.

Собака вози­лась в углу (с кем?) с четырь­мя щен­ка­ми .

Количественное чис­ли­тель­ное с зави­си­мым суще­стви­тель­ным «с четырь­мя щен­ка­ми» явля­ет­ся одним чле­ном пред­ло­же­ния — дополнением.

С собой в поход мы взя­ли (что?) несколь­ко п а латок .

Местоимение «несколь­ко» состав­ля­ет син­так­си­че­ски неде­ли­мое соче­та­ние с суще­стви­тель­ным «пала­ток» в фор­ме роди­тель­но­го паде­жа мно­же­ствен­но­го числа.

Видеоурок «Дополнение как второстепенный член предложения»

Тест

Пройдите тест и опре­де­ли­те, есть ли допол­не­ние и како­го вида, пря­мое или кос­вен­ное, в сле­ду­ю­щих предложениях.

Победителю лег­ко­ат­ле­ти­че­ско­го забе­га вру­че­ны медаль и памят­ный вымпел.

Еще в шко­ле я выбрал себе про­фес­сию программиста.

Во вре­мя лет­них кани­кул я поеду к дедуш­ке с бабушкой.

Ранним утром мы насо­би­ра­ли мно­го гри­бов в под­лес­ке из моло­дых ело­чек и берез.

Она не пом­ни­ла мое­го рас­ска­за о путе­ше­ствии на Кавказ про­шлой осенью.

Отец при­бил молот­ком рас­ша­тан­ную досоч­ку на крыльце.

Пойди выпей сока, преж­де чем пой­дем на прогулку.

На этот раз Николай ока­зал­ся быст­рее лиде­ра про­шлых соревнований.

Источник

Дополнение в русском языке. Примеры

Дополнение — это вто­ро­сте­пен­ный член пред­ло­же­ния, кото­рый обо­зна­ча­ет пред­мет и отве­ча­ет на вопро­сы кос­вен­ных паде­жей: кого? чего? кому? чему? кого? что? кем? чем? о ком? о чём?

Второстепенный член предложения — дополнение

Дополнение, в отли­чие от опре­де­ле­ния, пояс­ня­ет в пред­ло­же­нии ска­зу­е­мое и вме­сте с обсто­я­тель­ством состав­ля­ет груп­пу сказуемого.

Солнце золо­ти­ло тем­ный загар увяд­ших листьев (Ч. Айтматов).

Солнце золо­ти­ло (что?) загар — дополнение.

Яков помол­чал, взгля­нул кру­гом и закрыл­ся (чем?) рукой (И. С. Тургенев).

Значение дополнения

В пред­ло­же­нии допол­не­ние может обозначать:

1. объ­ект, на кото­рый направ­ле­но действие:

2. объ­ект восприятия:

3. ору­дие действия:

4. объ­ект сравнения:

5. отно­ше­ние к руко­во­ди­те­лю, вла­дель­цу, про­из­во­ди­те­лю чего-либо:

Способы выражения дополнения

Дополнение может выра­жать­ся сло­ва­ми раз­ных частей речи:

  1. име­нем суще­стви­тель­ным в кос­вен­ном падеже;
  2. место­име­ни­ем;
  3. име­нем числительным;
  4. наре­чи­ем в зна­че­нии существительного;
  5. неопре­де­лен­ной фор­мой гла­го­ла (инфи­ни­ти­вом);
  6. име­нем при­ла­га­тель­ным в роли существительного.

Герасим сно­ва взял­ся (за что?) за лож­ку и про­дол­жал хле­бать (что?) щи (И. С. Тургенев).

Нам дали это зада­ние (дали зада­ние кому? нам).

Завтра не будет похо­же (на что?) на сего­дня .

Председательствующий про­сит (о чём?) гово­рить по суще­ству обсуж­да­е­мо­го вопроса.

Все быв­шие одно­класс­ни­ки вспо­ми­на­ли с теп­ло­той о школь­ном про­шлом (вспо­ми­на­ли о чём? о прошлом).

В пред­ло­же­нии допол­не­ние быва­ет пря­мым и косвенным.

Прямое дополнение

Прямое допол­не­ние обо­зна­ча­ет пред­мет, на кото­рый непо­сред­ствен­но направ­ле­но дей­ствие, обо­зна­чен­ное пере­ход­ным гла­го­лом или сло­вом кате­го­рии состо­я­ния (пре­ди­ка­тив­ным наречием):

Способы выражения прямого дополнения

Обычно пря­мое допол­не­ние выра­жа­ет­ся фор­мой вини­тель­но­го паде­жа без пред­ло­га суще­стви­тель­но­го или местоимения.

Я нарвал боль­шой (что?) букет этих цве­тов (К. Паустовский).

Я нагнал (кого?) его, но мне непре­мен­но хоте­лось уви­деть его (что?) лицо (И. С. Тургенев).

Прямое допол­не­ние может выра­жать­ся фор­мой роди­тель­но­го паде­жа суще­стви­тель­но­го, если оно обозначает

1. часть от целого

2. Прямое допол­не­ние управ­ля­ет­ся гла­го­лом с отрицанием

Примеры предложений с прямым дополнением

Белое оде­я­ло скры­ло (что?) все сле­ды (В. Песков).

Я снял (что?) газе­ту и уви­дел (что?) про­сто­ква­шу, ярко осве­щен­ную голу­бым лун­ным све­том (В. Катаев).

Я маль­чиш­кой ловил (кого?) сне­ги­рей и дер­жал (кого?) их в клет­ке (В. Песков).

Никогда и нико­му не дове­рял сво­ей (чего?) тай­ны (А.П. Чехов).

Косвенное дополнение

Все осталь­ные допол­не­ния явля­ют­ся кос­вен­ны­ми. Они выра­жа­ют­ся сло­ва­ми раз­ных частей речи и словосочетаниями.

Способы выражения косвенного дополнения

Формы кос­вен­ных паде­жей суще­стви­тель­ных и место­име­ний как с пред­ло­га­ми, так и без них

Я послал (за кем?) за док­то­ром (И. С. Тургенев)

Я вспо­ми­нал (о чём?) об этом в самые страш­ные мину­ты боя (К. Паустовский).

Прилагательное или при­ча­стие в роли существительного.

Настя спро­си­ла (кого?) про­хо­же­го , как прой­ти к вокзалу.

Все про­си­ли её (о чём?) спеть что-нибудь (М. Ю. Лермонтов).

Она заста­ви­ла Ивана Ильича (что?) выпить несколь­ко чашек кофе (А. Толстой).

Наречие в роли существительного

Я крайне уста­ла от ваше­го бес­ко­неч­но­го (чего?) «быст­рей» .

Дети услы­ша­ли (что?) «гав» из-за изго­ро­ди сада.

Собака вози­лась в углу (с кем?) с четырь­мя щен­ка­ми .

Количественное чис­ли­тель­ное с зави­си­мым суще­стви­тель­ным «с четырь­мя щен­ка­ми» явля­ет­ся одним чле­ном пред­ло­же­ния — дополнением.

С собой в поход мы взя­ли (что?) несколь­ко п а латок .

Местоимение «несколь­ко» состав­ля­ет син­так­си­че­ски неде­ли­мое соче­та­ние с суще­стви­тель­ным «пала­ток» в фор­ме роди­тель­но­го паде­жа мно­же­ствен­но­го числа.

Видеоурок «Дополнение как второстепенный член предложения»

Тест

Пройдите тест и опре­де­ли­те, есть ли допол­не­ние и како­го вида, пря­мое или кос­вен­ное, в сле­ду­ю­щих предложениях.

Победителю лег­ко­ат­ле­ти­че­ско­го забе­га вру­че­ны медаль и памят­ный вымпел.

Еще в шко­ле я выбрал себе про­фес­сию программиста.

Во вре­мя лет­них кани­кул я поеду к дедуш­ке с бабушкой.

Ранним утром мы насо­би­ра­ли мно­го гри­бов в под­лес­ке из моло­дых ело­чек и берез.

Она не пом­ни­ла мое­го рас­ска­за о путе­ше­ствии на Кавказ про­шлой осенью.

Отец при­бил молот­ком рас­ша­тан­ную досоч­ку на крыльце.

Пойди выпей сока, преж­де чем пой­дем на прогулку.

На этот раз Николай ока­зал­ся быст­рее лиде­ра про­шлых соревнований.

мож­но отве­ты теста)

В кон­це ста­тьи доба­ви­ли ссыл­ку на отве­ты теста.

Я нарвал боль­шой (что?) букет этих цветов- букет этих цве­тов будет допол­не­ние? Или толь­ко букет?

Не зря после шко­лы и после инсти­ту­та уче­ни­ки не в состо­я­нии про­ве­сти син­так­си­че­ский раз­бор пред­ло­же­ния. С таким объ­яс­не­ни­я­ми кто-либо разо­брать что-либо уж точ­но будет не в состо­я­нии. Конечно с при­ме­ра­ми из чет­вёр­то­го клас­са типа лошадь съе­ла ябло­ко все лег­ко и про­сто. Но вот на при­ме­ре: «Лошади были дав­но гото­вы, а мне всё не хоте­лось рас­стать­ся с смот­ри­те­лем и его доч­кой» — поплы­вут мно­гие. По крайне мере в этой ста­тье нет доста­точ­ной инфор­ма­ции для пра­виль­но­го раз­бо­ра это­го пред­ло­же­ния. В общем не зря из всех моих зна­ко­мых, хоть с тре­мя выс­ши­ми обра­зо­ва­ни­я­ми син­так­си­че­ский раз­бор пра­виль­но про­во­дят толь­ко выпуск­ни­ки фил фака.

Больше все­го бесит как учи­тель­ни­ца с без­жиз­нен­ным лицом и зазнав­шим­ся видом все­знай­ки гово­рит в двух сло­вах о неде­ли­мых сло­во­со­че­та­ни­ях, как буд­то и вправ­ду с её трёх слов «не упо­треб­ля­ют­ся отдель­но» Можно сра­зу же взять и опре­де­лять дели­мые и неделимые.

Источник

Читайте также:  Способы как правильно завязать галстук пошагово
Оцените статью
Разные способы