- 2.2. Дополнение и его разновидности
- Упражнение к теме «2.2. Дополнение и его разновидности»
- Дополнение в русском языке. Примеры
- Второстепенный член предложения — дополнение
- Значение дополнения
- Способы выражения дополнения
- Прямое дополнение
- Способы выражения прямого дополнения
- Примеры предложений с прямым дополнением
- Косвенное дополнение
- Способы выражения косвенного дополнения
- Видеоурок «Дополнение как второстепенный член предложения»
- Дополнение в русском языке. Примеры
- Второстепенный член предложения — дополнение
- Значение дополнения
- Способы выражения дополнения
- Прямое дополнение
- Способы выражения прямого дополнения
- Примеры предложений с прямым дополнением
- Косвенное дополнение
- Способы выражения косвенного дополнения
- Видеоурок «Дополнение как второстепенный член предложения»
2.2. Дополнение и его разновидности
1. Дополнение – это второстепенный член предложения, который обозначает предмет:
- объект, на который распространяется действие;
Пишу письмо ; слушаю музыку .
2. Дополнение отвечает на вопросы косвенных падежей:
- родительный падеж – кого? чего?
3. Дополнение может относиться к:
Потеря коня ; надежда на счастье .
Строгий к детям ; думающий о детях .
Незаметно для других.
Способы выражения дополнения
Форма | Примеры |
---|---|
1. Имя существительное | Пишу письмо , строгий к детям . |
2. Местоимение | Пишу ему , незаметно для других , знал что-то . |
3. Имя прилагательное, причастие в значении существительного | Не возвратить сделанного . |
4. Инфинитив | Приказал (что?) уехать ; дал (что?) подумать . |
5. Цельное словосочетание и фразеологизм | Выпил несколько чашек ; думал о каждом из нас ; любовался анютиными глазками . |
Примечания.
1) Сочетания являются единым членом предложения – дополнением в тех же случаях, в каких единым членом являются сочетания – подлежащие (см. п. 1.2).
2) Инфинитив при спрягаемом глаголе является дополнением, а не основной частью сказуемого, если его действие относится к второстепенному члену ( Я просил его уехать ), а не к подлежащему ( Я решил уехать ). Подробный разбор таких случаев см. в п. 1.4.
3) Поскольку вопросы и формы именительного и винительного падежей, винительного и родительного падежей могут совпадать, для разграничения подлежащего и дополнения используйте тот приём, о котором говорилось в п. 1.2: поставьте вместо проверяемой формы слово книга (именительный падеж – книг а ; родительный падеж – книг и ; винительный падеж – книг у . Например: Хороший снежок урожай соберет (ср.: Хорошая книга книгу соберет). Следовательно, снежок – именительный падеж; урожай – винительный падеж).
4. По форме выражения выделяют две разновидности дополнений:
прямое дополнение – форма винительного падежа без предлога;
косвенное дополнение – все остальные формы, включая форму винительного падежа с предлогом.
Борьба (за что?) за свободу ; отдал (кому?) мне .
Примечания.
1) В отрицательных предложениях форма винительного падежа прямого дополнения может меняться на форму родительного падежа (ср.: Я писал (что?) письмо . – Я не писал (чего?) письма ). Если форма родительного падежа у дополнения сохраняется как при утверждении, так и при отрицании, то такое дополнение является косвенным (ср.: Мне не хватает (чего?) денег . – Мне хватает (чего?) денег ).
2) Дополнение, выраженное инфинитивом, не имеет формы падежа (Я просил его уехать ). Поэтому такие дополнения не характеризуют ни как прямые, ни как косвенные.
План разбора дополнения
- Указать тип дополнения (прямое – косвенное).
- Указать, какой морфологической формой выражено дополнение.
Я прошу вас говорить по существу дела (М. Горький).
Вас – прямое дополнение, выраженное местоимением в винительном падеже без предлога. Говорить – дополнение, выраженное инфинитивом. Дела – косвенное дополнение, выраженное существительным в родительном падеже.
Ночь не принесла прохлады (А.Н. Толстой).
Прохлады – прямое дополнение, выраженное существительным в родительном падеже без предлога (при отрицании – не принесла ). Ср.: Ночь принесла (что?) прохладу (В. п.).
Упражнение к теме «2.2. Дополнение и его разновидности»
► Читайте также другие темы раздела 1 «Простое предложение»:
Источник
Дополнение в русском языке. Примеры
Дополнение — это второстепенный член предложения, который обозначает предмет и отвечает на вопросы косвенных падежей: кого? чего? кому? чему? кого? что? кем? чем? о ком? о чём?
Второстепенный член предложения — дополнение
Дополнение, в отличие от определения, поясняет в предложении сказуемое и вместе с обстоятельством составляет группу сказуемого.
Солнце золотило темный загар увядших листьев (Ч. Айтматов).
Солнце золотило (что?) загар — дополнение.
Яков помолчал, взглянул кругом и закрылся (чем?) рукой (И. С. Тургенев).
Значение дополнения
В предложении дополнение может обозначать:
1. объект, на который направлено действие:
2. объект восприятия:
3. орудие действия:
4. объект сравнения:
5. отношение к руководителю, владельцу, производителю чего-либо:
Способы выражения дополнения
Дополнение может выражаться словами разных частей речи:
- именем существительным в косвенном падеже;
- местоимением;
- именем числительным;
- наречием в значении существительного;
- неопределенной формой глагола (инфинитивом);
- именем прилагательным в роли существительного.
Герасим снова взялся (за что?) за ложку и продолжал хлебать (что?) щи (И. С. Тургенев).
Нам дали это задание (дали задание кому? нам).
Завтра не будет похоже (на что?) на сегодня .
Председательствующий просит (о чём?) говорить по существу обсуждаемого вопроса.
Все бывшие одноклассники вспоминали с теплотой о школьном прошлом (вспоминали о чём? о прошлом).
В предложении дополнение бывает прямым и косвенным.
Прямое дополнение
Прямое дополнение обозначает предмет, на который непосредственно направлено действие, обозначенное переходным глаголом или словом категории состояния (предикативным наречием):
Способы выражения прямого дополнения
Обычно прямое дополнение выражается формой винительного падежа без предлога существительного или местоимения.
Я нарвал большой (что?) букет этих цветов (К. Паустовский).
Я нагнал (кого?) его, но мне непременно хотелось увидеть его (что?) лицо (И. С. Тургенев).
Прямое дополнение может выражаться формой родительного падежа существительного, если оно обозначает
1. часть от целого
2. Прямое дополнение управляется глаголом с отрицанием
Примеры предложений с прямым дополнением
Белое одеяло скрыло (что?) все следы (В. Песков).
Я снял (что?) газету и увидел (что?) простоквашу, ярко освещенную голубым лунным светом (В. Катаев).
Я мальчишкой ловил (кого?) снегирей и держал (кого?) их в клетке (В. Песков).
Никогда и никому не доверял своей (чего?) тайны (А.П. Чехов).
Косвенное дополнение
Все остальные дополнения являются косвенными. Они выражаются словами разных частей речи и словосочетаниями.
Способы выражения косвенного дополнения
Формы косвенных падежей существительных и местоимений как с предлогами, так и без них
Я послал (за кем?) за доктором (И. С. Тургенев)
Я вспоминал (о чём?) об этом в самые страшные минуты боя (К. Паустовский).
Прилагательное или причастие в роли существительного.
Настя спросила (кого?) прохожего , как пройти к вокзалу.
Все просили её (о чём?) спеть что-нибудь (М. Ю. Лермонтов).
Она заставила Ивана Ильича (что?) выпить несколько чашек кофе (А. Толстой).
Наречие в роли существительного
Я крайне устала от вашего бесконечного (чего?) «быстрей» .
Дети услышали (что?) «гав» из-за изгороди сада.
Собака возилась в углу (с кем?) с четырьмя щенками .
Количественное числительное с зависимым существительным «с четырьмя щенками» является одним членом предложения — дополнением.
С собой в поход мы взяли (что?) несколько п а латок .
Местоимение «несколько» составляет синтаксически неделимое сочетание с существительным «палаток» в форме родительного падежа множественного числа.
Видеоурок «Дополнение как второстепенный член предложения»
Тест
Пройдите тест и определите, есть ли дополнение и какого вида, прямое или косвенное, в следующих предложениях.
Победителю легкоатлетического забега вручены медаль и памятный вымпел.
Еще в школе я выбрал себе профессию программиста.
Во время летних каникул я поеду к дедушке с бабушкой.
Ранним утром мы насобирали много грибов в подлеске из молодых елочек и берез.
Она не помнила моего рассказа о путешествии на Кавказ прошлой осенью.
Отец прибил молотком расшатанную досочку на крыльце.
Пойди выпей сока, прежде чем пойдем на прогулку.
На этот раз Николай оказался быстрее лидера прошлых соревнований.
Источник
Дополнение в русском языке. Примеры
Дополнение — это второстепенный член предложения, который обозначает предмет и отвечает на вопросы косвенных падежей: кого? чего? кому? чему? кого? что? кем? чем? о ком? о чём?
Второстепенный член предложения — дополнение
Дополнение, в отличие от определения, поясняет в предложении сказуемое и вместе с обстоятельством составляет группу сказуемого.
Солнце золотило темный загар увядших листьев (Ч. Айтматов).
Солнце золотило (что?) загар — дополнение.
Яков помолчал, взглянул кругом и закрылся (чем?) рукой (И. С. Тургенев).
Значение дополнения
В предложении дополнение может обозначать:
1. объект, на который направлено действие:
2. объект восприятия:
3. орудие действия:
4. объект сравнения:
5. отношение к руководителю, владельцу, производителю чего-либо:
Способы выражения дополнения
Дополнение может выражаться словами разных частей речи:
- именем существительным в косвенном падеже;
- местоимением;
- именем числительным;
- наречием в значении существительного;
- неопределенной формой глагола (инфинитивом);
- именем прилагательным в роли существительного.
Герасим снова взялся (за что?) за ложку и продолжал хлебать (что?) щи (И. С. Тургенев).
Нам дали это задание (дали задание кому? нам).
Завтра не будет похоже (на что?) на сегодня .
Председательствующий просит (о чём?) говорить по существу обсуждаемого вопроса.
Все бывшие одноклассники вспоминали с теплотой о школьном прошлом (вспоминали о чём? о прошлом).
В предложении дополнение бывает прямым и косвенным.
Прямое дополнение
Прямое дополнение обозначает предмет, на который непосредственно направлено действие, обозначенное переходным глаголом или словом категории состояния (предикативным наречием):
Способы выражения прямого дополнения
Обычно прямое дополнение выражается формой винительного падежа без предлога существительного или местоимения.
Я нарвал большой (что?) букет этих цветов (К. Паустовский).
Я нагнал (кого?) его, но мне непременно хотелось увидеть его (что?) лицо (И. С. Тургенев).
Прямое дополнение может выражаться формой родительного падежа существительного, если оно обозначает
1. часть от целого
2. Прямое дополнение управляется глаголом с отрицанием
Примеры предложений с прямым дополнением
Белое одеяло скрыло (что?) все следы (В. Песков).
Я снял (что?) газету и увидел (что?) простоквашу, ярко освещенную голубым лунным светом (В. Катаев).
Я мальчишкой ловил (кого?) снегирей и держал (кого?) их в клетке (В. Песков).
Никогда и никому не доверял своей (чего?) тайны (А.П. Чехов).
Косвенное дополнение
Все остальные дополнения являются косвенными. Они выражаются словами разных частей речи и словосочетаниями.
Способы выражения косвенного дополнения
Формы косвенных падежей существительных и местоимений как с предлогами, так и без них
Я послал (за кем?) за доктором (И. С. Тургенев)
Я вспоминал (о чём?) об этом в самые страшные минуты боя (К. Паустовский).
Прилагательное или причастие в роли существительного.
Настя спросила (кого?) прохожего , как пройти к вокзалу.
Все просили её (о чём?) спеть что-нибудь (М. Ю. Лермонтов).
Она заставила Ивана Ильича (что?) выпить несколько чашек кофе (А. Толстой).
Наречие в роли существительного
Я крайне устала от вашего бесконечного (чего?) «быстрей» .
Дети услышали (что?) «гав» из-за изгороди сада.
Собака возилась в углу (с кем?) с четырьмя щенками .
Количественное числительное с зависимым существительным «с четырьмя щенками» является одним членом предложения — дополнением.
С собой в поход мы взяли (что?) несколько п а латок .
Местоимение «несколько» составляет синтаксически неделимое сочетание с существительным «палаток» в форме родительного падежа множественного числа.
Видеоурок «Дополнение как второстепенный член предложения»
Тест
Пройдите тест и определите, есть ли дополнение и какого вида, прямое или косвенное, в следующих предложениях.
Победителю легкоатлетического забега вручены медаль и памятный вымпел.
Еще в школе я выбрал себе профессию программиста.
Во время летних каникул я поеду к дедушке с бабушкой.
Ранним утром мы насобирали много грибов в подлеске из молодых елочек и берез.
Она не помнила моего рассказа о путешествии на Кавказ прошлой осенью.
Отец прибил молотком расшатанную досочку на крыльце.
Пойди выпей сока, прежде чем пойдем на прогулку.
На этот раз Николай оказался быстрее лидера прошлых соревнований.
можно ответы теста)
В конце статьи добавили ссылку на ответы теста.
Я нарвал большой (что?) букет этих цветов- букет этих цветов будет дополнение? Или только букет?
Не зря после школы и после института ученики не в состоянии провести синтаксический разбор предложения. С таким объяснениями кто-либо разобрать что-либо уж точно будет не в состоянии. Конечно с примерами из четвёртого класса типа лошадь съела яблоко все легко и просто. Но вот на примере: «Лошади были давно готовы, а мне всё не хотелось расстаться с смотрителем и его дочкой» — поплывут многие. По крайне мере в этой статье нет достаточной информации для правильного разбора этого предложения. В общем не зря из всех моих знакомых, хоть с тремя высшими образованиями синтаксический разбор правильно проводят только выпускники фил фака.
Больше всего бесит как учительница с безжизненным лицом и зазнавшимся видом всезнайки говорит в двух словах о неделимых словосочетаниях, как будто и вправду с её трёх слов «не употребляются отдельно» Можно сразу же взять и определять делимые и неделимые.
Источник