Раздел профессиограммы — доминирующий способ мышления
Практически любая деятельность состоит из различных проблемных ситуаций, и человеку все время приходится решать различные профессиональные задачи:
одним людям лучше даются решения в ситуациях, где требуется выбрать одно из нескольких готовых решений;
другим — в ситуациях, где нужно предложить что-то новое;
третьим предпочтительно не размышлять, а действовать.
В одной и той же проблемной ситуации один человек будет перебирать различные способы выхода из ситуации, другой — искать причины и анализировать возможные последствия. Следовательно, привычные для человека способы мышления, наиболее характерные стратегии выхода из таких сложных ситуаций проявляются и в обычных житейских, и в профессиональных обстоятельствах. Если профессия постоянно требует от работника применять не свойственный ему способ мышления, он будет испытывать эмоциональный дискомфорт и не сможет добиться успеха в данной деятельности.
Доминирующий, т. е. преобладающий, способ мышления является устойчивой характеристикой личности. Узнать, какой способ мышления у человека преобладает, можно, проанализировав, решение каких задач дается ему легче всего, какие житейские ситуации для него наиболее привлекательны, какие хобби имеются.
Все способы решения профессиональных задач можно разделить на три больших класса:
приложение (применение имеющихся знаний, когда процедура решения достаточно четко определена и заранее выучена);
адаптация (приспособление имеющихся общих знаний к условиям, контексту изменяющейся ситуации);
производство (непосредственное исполнение действий, в основном это относится к ручному труду).
Cпособы мышления можно классифицировать как:
приложение — способ разрешения проблемной ситуации четко определен, имеется ясная внутренняя модель того, как должно быть.
Разновидности: приложение — процедура, приложение — диагностика, приложение — регуляция;
адаптация — имеется несколько способов решения проблемной ситуации, и необходимо выбрать оптимальный в зависимости от обстоятельств.
Разновидности: адаптация — анализ, адаптация — координация, адаптация — формализация;
производство — представление о выполнении задачи хранится в двигательной памяти человека, производится непосредственное действие.
Разновидности: производство — сила, производство — ловкость.
По преобладающему способу мышления всех людей можно разделить на несколько типов, причем каждый из типов характерен для людей разных профессий. Поэтому, определив свой тип, можно проверить, соответствует ли он избранной профессии. Можно выделить восемь типов людей:
С преобладающим способом мышления «приложение — процедура».
Такие люди лучше всего чувствуют себя, когда нужно точно и пунктуально выполнить известные им заранее процедуры решения поставленной задачи. Профессии, которые им подходят, требуют быстрого и точного исполнения известных процедур решения.
С преобладающим способом мышления «приложение — диагностика».
Такие люди лучше всего замечают ошибки, отклонения от нормального течения процесса, способны найти причины этих ошибок. Профессии, которые им подходят, связаны с выявлением причин ошибок, аварий, неправильного функционирования техники с целью профилактики, контроля исправности и устранения неисправностей.
С преобладающим способом мышления «приложение — регуляция».
Такие люди любят рассматривать различные аспекты целостной системы с точки зрения того, чтобы обеспечить ее правильное и точное функционирование. Они способны хорошо регулировать отношения между частями целого, достигать равновесия, избегать напряжения. Профессии, которые подходят людям этого типа, связаны с согласованием действий и могут иметь отношение как к техническим, так и к организационным системам.
С преобладающим способом мышления «адаптация — анализ».
Такие люди склонны анализировать ситуации, выделять существенное, предлагать новые решения. Профессии, в которых применяется этот способ мышления, требуют произвести анализ разнообразных данных, их сравнение, сопоставление, интерпретацию с целью дальнейшего обобщения и планирования.
С преобладающим способом мышления «адаптация — координация».
Такие люди могут согласовывать цели и решения различных многочисленных задач одновременно, стремятся к развитию и инновациям. Профессии, которые подходят людям с этим способом мышления, требуют оценки и решения нескольких задач одновременно, согласования противоречивых целей.
С преобладающим способом мышления «адаптация — формализация».
Такие люди хорошо интерпретируют различные ситуации, умело приспосабливаются к обстоятельствам и другим людям, они могут легко придать новую форму различным мыслям и идеям. Профессии, которые им подходят, требуют следующего:
— умения слушать и переводить на понятный другим язык различные сложные проблемы;
— умения считаться с ситуацией и другими людьми.
С преобладающим способом мышления «производство — сила».
Такие люди предпочитают решение конкретных технических задач с применением физической силы. К профессиям, требующим этого способа мышления, относятся в основном профессии ручного труда.
С преобладающим способом мышления «производство — ловкость».
Такие люди предпочитают решать конкретные технические задачи используя навыки к ручному труду. К профессиям этого типа относятся в основном профессии, требующие ловкости и сноровки.
В профессиограмме отмечается, какой способ мышления наиболее характерен для представителей данной профессии.
Раздел профессиограммы — область базовых знаний и профессиональная область
Для каждой профессии требуется определенная совокупность знаний и умений. Необходимый уровень знаний может быть:
высоким (теоретическое знание);
средним (практическое использование знаний);
низким (знание получено опытным путем, навыки).
В классификационной карточке отмечены две области базовых знаний:
область базовых знаний № 1 и их требуемый уровень (знания по общеобразовательным предметам);
область базовых знаний № 2 и их уровень (знание по специальным предметам).
Каждый человек может сравнить имеющиеся у него знания с теми, которые требуются для данной профессии.
Любая профессиональная деятельность относится к какой-либо более широкой профессиональной области. В профессиограмме указывается область, к которой относится данная профессия. При выборе профессии надо подумать, есть ли желание работать именно в этой профессиональной области.
Источник
Доминирующий способ мышления воспитателя
Доминирующий способ мышления
 В классификационной карточке отмечается, какой способ мышления наиболее характерен для представителей данной профессии.
 Человеку приходится решать различные проблемные ситуации, входящие в профессиональные задачи. Одним людям лучше даются решения в ситуациях, где требуется:
Область базовых знаний
 В классификационной карточке отмечается, какие знания и умения необходимы для представителей данной профессии.
 Для каждой профессии требуется определенная совокупность знаний и умений. Необходимый уровень знаний может быть:
- высоким (теоретическое знание);
- средним (практическое использование знаний);
- низким (знание получено опытным путем, навыки).
В классификационной карточке отмечены две области базовых знаний:
- область базовых знаний № 1 и их требуемый уровень (знания по общеобразовательным предметам);
- область базовых знаний № 2 и их уровень (знание по специальным предметам).
 В классификационной карточке отмечается к какой профессиональной области относится данная профессия
 В классификационной карточке отмечается тип межличностного взаимодействия характерный для данной профессии
 В профессиональной деятельности люди вступают во взаимодействие друг с другом, причем в разных профессиях тип взаимодействия разный. При этом люди различаются по тому, предпочитают ли они частое или редкое взаимодействие, решать задачи вместе или в одиночку.
 Типы межличностного взаимодействия:
- Редкое взаимодействие означает, что человек не стремится действовать совместно с другими, предпочитает независимость. Такие люди хорошо переносят одиночество во время деятельности, сами организуют решение своих профессиональных задач и не считают, что работа должна происходить в группе.
- Частое взаимодействие по типу «напротив» означает, что человек стремится работать с другими людьми, для него лучше такая работа, которая происходит при частых взаимоотношениях с другими. Такие люди предпочитают профессиональные ситуации продажи, переговоров, приема; ценят возможность обсуждать, договариваться, давать справки другим.
- Частое взаимодействие по типу «рядом» означает, что человек стремится находиться рядом с другими людьми при решении профессиональных задач. Здесь предпочтение отдается таким профессиональным ситуациям, где люди обмениваются разнообразной информацией, но работу выполняют независимо друг от друга. Такой человек сохраняет некоторую самостоятельность в работе, при том что работает не в одиночку.
- Частое взаимодействие по типу «вместе» означает, что человек стремится действовать вместе с другими людьми, для него лучше такая работа, которая происходит при постоянных взаимоотношениях с другими. Здесь предпочтение отдается выполнению общей работы «командой», маленькой спаянной группой. Такой человек соглашается на некоторую зависимость от других в работе и не любит работать в одиночку.
Знание своего предпочитаемого типа взаимодействия помогает подобрать работу, где человек чувствует себя наиболее комфортно.
Определить свой тип взаимодействия можно, проанализировав свое поведение в общении с другими людьми, а также выполнив ряд тестовых заданий, выявляющих уровень развития коммуникативных способностей:
 В классификационной карточке отмечено какой доминирующий интерес характерен для данной профессии
 Интересы людей разнообразны, и по степени выраженности интересов всех людей подразделяют на разные типы личности. Люди разных типов предпочитают одни и отвергают другие виды деятельности: работу, отдых, хобби.
В зависимости от доминирующего (т. е. ведущего, основного) интереса выделяют следующие типы личности:
- реалистический
- артистический
- интеллектуальный
- конвенциальный
- предприимчивый
- социальный
 В классификационной карточке отмечено какие условия работы характерны для данной профессии
 Профессиональная деятельность всегда проходит в определенных условиях. В классификационной карточке отмечаются два вида условий:
- работа в помещении или вне помещения
- мобильная (подвижная) или сидячая
Источник
Профессиограмма «Социальный педагог»
Наименование профессии
социальный педагог
Доминирующий способ мышления
адаптация — координация
Область базовых знаний № 1 и их уровень
основы права, психология (возрастная, девиантного поведения), уровень 3, высокий (теоретический)
Область базовых знаний №2 и их уровень
педагогика, уровень 2, средний (практическое использование знаний)
Профессиональная область
педагогика
Межличностное взаимодействие
частое по типу «вместе»
Доминирующий интерес
социальный
Дополнительный интерес
артистический
Условия работы
в помещении, мобильный
Доминирующие виды деятельности: работа с трудными детьми и подростками; постоянный контроль жизни, учебы, быта трудного ребенка, подростка; выяснение причины отклоняющегося поведения; беседы с классным руководителем; беседы с ребенком, подростком; поддержание связи с детской комнатой милиции; беседы с инспектором по делам несовершеннолетних, совместное решение проблем ребенка с целью разрешения вопроса снятия с учета;
поддержание связи со школьным психологом (работа с ребенком, подростком на основе психологического обследования); работа с родителями; выяснение причины создавшейся ситуации; консультации родителей; организация и проведение мероприятий по воспитанию трудных детей и подростков на окружном и территориальном уровне (трудовые лагеря); беседы с ближайшим окружением ребенка, подростка (друзья, родственники, знакомые).
Качества, обеспечивающие успешность выполнения профессиональной деятельности:
любовь к детям; развитые коммуникативные способности (навыки общения с людьми); развитые вербальные способности (умение говорить четко, ясно, выразительно); хорошая память; психическая и эмоциональная уравновешенность;
Личностные качества, склонность к работе с детьми; умение повести за собой; высокая степень личной ответственности; самоконтроль и уравновешенность; терпимость; безоценочное отношение к людям; развитые организаторские способности; способность к сопереживанию; гибкость поведения; умение держать дистанцию; преподавательские способности; высокий уровень распределения внимания (способность уделять внимание нескольким объектам одновременно).
интересы и склонности: интерес и уважение к другому человеку; настойчивость; коммуникабельность; эмпатия; активность; тактичность; требовательность к себе и другим; наблюдательность.
Качества, препятствующие эффективности профессиональной деятельности: агрессивность; брезгливость; эгоистичность; отсутствие организаторских способностей; отсутствие любви к детям; психическая и эмоциональная неуравновешенность; неспособность к сопереживанию; безответственность; ригидность мышления (неспособность изменять способы решения задач в соответствии с изменяющимися условиями среды).
Области применения профессиональных знаний: образовательные учреждения (школы, техникумы, колледжи, ПТУ, вузы); детские лагеря; детские турбазы; детские военные учреждения; детские колонии; социальные организации (детские дома, приюты, интернаты, детские центры творчества и досуга); городские и муниципальные учебно-методические центры.
Педагогика в виде правил и наставлений взрослым по уходу за детьми появилась очень давно. Первые системы педагогического воспитания зародились в Древней Греции (IV-V века до н. э.).
В Европе в средние века, в новое время и в эпоху Возрождения появляется большое количество различных педагогических теорий. Наиболее известными педагогами того времени являются Песталоцци, Дж. Локк, Руссо и др. В России большой вклад в развитие отечественной педагогики внесли Л. Н. Толстой, К. Д. Ушинский, А. С. Макаренко и др.
Должность «социальный педагог» была введена в 2000 году. Это нововведение было продиктовано такими фактами, как увеличение
количества детей с отклоняющимся поведением, рост детской преступности. Раньше этой проблемой занимались классный руководитель и организатор по внеклассной работе.
Некоторые профессии, которые могут подойти человеку с данным типом личности (социальный и артистический): воспитатель детского сада; прокурор;
« адвокат; косметолог; арбитр (судья); детская медсестра.
Учебные заведения, обучающие данной профессии:
Профессию социального педагога можно получить в средних специальных или высших учебных заведениях.
Средние специальные учебные заведения: Московский государственный профессионально-педагогический колледж. 109382, Москва, ул. Люблинская, 56/2. Тел. 351-39-12. Московский учебно-педагогический комплекс «Педагогическое училище-лицей № 1 им. К. Д. Ушинского». 113095, Москва, ул. Б. Ордынка, 47. Тел. 959-17-33. Московский педагогический колледж №3.103051, Москва, ул. Са- довая-Самотечная, 8. Тел. 299-04-72, 202-69-73. Университетский педагогический колледж №5. 123022, Москва, пер. Столярный, 16. Тел. 255-02-27, 253-50-79. Учебно-педагогический комплекс «Педагогический колледж-лицей № 10». 109457, Москва, ул. Федора Полетаева, 2, корп. 7. Тел. 175-42-54. Московский учебно-педагогический комплекс «Педагогический колледж-лицей №13». 125183, Москва, ул. Б. Академическая, 77а. Тел. 482-98-28.
Высшие учебные заведения: Российский университет дружбы народов. 117198, Москва, ул. Мик- лухо-Маклая, 6. Тел. 433-40-29. Московский государственный открытый педагогический университет им. М. А. Шолохова. 109004, Москва, ул. Верхняя Радищевская, 16/18. Тел. 376-16-68. Московский педагогический государственный университет. 119882, Москва, пер. М. Сухаревский, 6. Тел. 207-00-97. Православный Свято-Тихоновский богословский институт. Москва, ул. Новокузнецкая, 236. Тел. 951-67-84.
Источник