Домашняя работа учащихся это способ обучения

Домашняя работа как одна из форм обучения.
занимательные факты на тему

Эффективность домашней работы, способы ее проверки во время урока.

Скачать:

Вложение Размер
doklad_na_shmo.docx 17.13 КБ

Предварительный просмотр:

Являясь одной из форм организации обучения в школе, домашняя работа имеет контролирующее, обучающее и воспитывающее значение. Работая дома, ученики не только закрепляют полученные на уроке знания, совершенствуют умения и навыки, но и приобретают навыки самостоятельной работы, воспитывают в себе организованность, трудолюбие, аккуратность, ответственность за порученное дело.

Эффективность домашней работы в процессе обучения во многом зависит от того, как учитель организует и направляет деятельность учащихся, связанную с выполнением домашних заданий. Руководство домашней работой он осуществляет не только в процессе задавания уроков на дом, но и в процессе их проверки. От способов и приемов проверки выполнения домашних заданий существенно зависит и характер их выполнения.

Дело в том, что при выполнении домашней работы учащиеся начальных классов нередко прибегают к помощи родителей. Зачастую задачи и примеры, выполненные ребенком на черновике, проверяются старшими, ошибки исправляются без какого-либо анализа, работа чисто и аккуратно переписывается в тетрадь.

Если учитель при проверке домашнего задания требует от учеников лишь воспроизвести то, что написано у них в тетрадях, или оценивает их работу при проверке тетрадей, то эта оценка часто не соответствует ни знаниям, ни затраченному труду ученика.

Такая проверка домашнего задания соответственно влияет и на характер его выполнения. Ученик старается только аккуратно оформить работу, не разобравшись до конца в тех заданиях, которые он должен был выполнить.

Следствием же такой методики проверки обычно является то, что ученик не может справиться с самостоятельной работой в классе даже в том случае, если она аналогична домашней, не умеет думать и рассуждать, не уверен в своих силах. Поэтому учителю не следует ограничиваться только проверкой домашней работы после уроков и простым воспроизведением выполненных учащимися домашних задании во время фронтальной проверки, а необходимо использовать различные способы и приемы, активизирующие деятельность учащихся и позволяющие установить, самостоятельно ли дети выполнили данную работу.

Продумывая способы проверки домашних заданий, учитель должен иметь в виду, что проверка выполняет не только контролирующую функцию, но и обучающую. Именно сочетание этих двух функции проверки позволяет повысить ее воспитательное значение и активизировать деятельность учащихся при проверке домашних заданий.

Проверка домашней работы должна стать органической частью урока, т. е. служить либо подготовкой к изучению нового материала, либо закреплению ранее изученных вопросов.

Проверку домашнего задания можно осуществлять в разных формах:

а) Самопроверка по образцу.

б) Взаимопроверка по образцу.

в) Проверка домашнего задания консультантами.

г) Проверка — консультация.

д) Опрос по парам.

е) Математическая викторина.

ж) Теоретическая разминка.

з) Математическая эстафета.

и) Контрольная работа и её анализ.

Рассмотрим такой пример.[ Истомина Н.Б. Методика обучения математике в начальных классах. — М.: LINKA-PRESS, 1998.С. 31. ] Дома учащиеся решали задачу: “В одной комнате 5 стульев, а в другой на 3 стула больше. Сколько стульев во второй комнате?” Цель урока, на котором проверяется выполнение этой домашней задачи, — формирование умения решать задачи на увеличение и уменьшение числа.

Продумывая последовательность заданий на данном уроке, учитель, прежде всего, имеет в виду проверку домашнего задания и, основываясь на этом этане, строит свою дальнейшую работу.

Задания выстраиваются в следующей последовательности:

1. Решите устно задачу: “В одной комнате 5 стульев, а в другой на 3 стула меньше. Сколько стульев в другой комнате?”

— Откройте тетради с решением домашней задачи. В чем сходство и различие классной и домашней задачи? (Сходство: даны числа 5 и 3. Вопросы задач одинаковые. Различие: в домашней задаче в условии дано, что во второй комнате стульев больше, а в условии классной задачи — меньше. Решение задач различно.)

— Каким действием решалась домашняя задача? Почему?

2. На доске текст: “На дереве сидели 5 птичек, 3 птички улетели”.

— Поставьте вопрос к данному условию. (Сколько птичек осталось?)

— Можно ли решить эту задачу так же, как домашнюю? (Нет. В домашней задаче 5 + 3 = 8, там есть слово “больше”, а здесь

птички улетели, их стало меньше.)

3. На доске текст: “На одном столе лежало 5 карандашей. Сколько карандашей лежало на другом столе?”

— Дополните условие задачи, чтобы она решалась так же, как домашняя,

Опять дети обращаются к домашней задаче. Сопоставляют ее решение с условием и по аналогии дополняют условие предложенной задачи.

Приведенные способы проверки активизируют деятельность учащихся. Контролируя, учитель обучает. При этом он использует различные методические приемы, способствующие формированию умения решать задачи, — это сравнение задач, дополнение условия задачи вопросом, недостающими данными. Предложенные задания постепенно усложняются.

Дополнительные задания, связанные с проверкой домашнего задания, органически включаются в урок и служат достижению его цели.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Домашняя работа как одна из форм организации учебной деятельности учащихся начальных классов.

Домашняя работа как одна из форм организации учебной деятельности учащихся начальных классов.

Особенности проектной деятельности как одной из форм обучения в начальной школе

В статье рассматриваются особенности проектной деятельность в начальной школе, виды проектов, правила выбора темы и этапы работы.

Индивидуальная работа как одна из форм внеклассной деятельности

Потребность совершенствования школьного образования обусловливает интенсивное изучение познавательной активности школьников, поиск путей формирования мотивов учения. Одним из способов создания м.

Домашняя работа, ка одна из форм организации самостоятельной внеурочной работы

В данной работе содержатся карточки для дифференцированной работы по русскому языку для 2 класса по программе «Начальная школа XXI века».

Выступление на педсовете по теме «Работа в группах-активная форма обучения учащихся»

Из опыта моей работы с учащимися начальной школы. Я поделилась с коллегами, как организую и провожу работу в группах с учащимися на уроках окружающего мира, осуществляя системно-деятельностный подход .

«Экскурсии в курсе «Окружающий мир» как одна из форм обучения»

Предметное обучение как одна из форм обучения учащихся начальной школы

В данной статье представлен опыт работы Гимназии по созданию условий для успешности обучения через предметное преподавание в начальной школе.

Источник

Домашняя работа как форма организации обучения

Вы будете перенаправлены на Автор24

Домашняя работа: понятие и разновидности

Домашняя работа – это форма организации образовательной деятельности, реализуемая в виде самостоятельной работы учащихся по отработке пройденного материала, тренировке навыков решения задач, проведению исследований, созданию проектов и т.д.

Рисунок 1. Домашняя работа. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Домашняя работа является составным компонентом образовательной деятельности. Она тесно связана с иными формами обучения, зависит от их реализации и оказывает на них воздействие. Успешность выполнения домашней работы сказывается на всем ходе обучения и достижении его целевого назначения.

Домашняя работа связана с выполнением учащимися разных возрастных групп и на разных этапах обучения заданий, которые закрепляют их познания, расширяют и углубляют их, а также, формируют основы использования теоретических знаний в практической деятельности разного рода.

Познавательные и творческие способности учащихся активно развиваются в ходе выполнения домашней работы. Кроме того, она стимулирует учащихся к самостоятельному познанию и развитию. Подготовка к самообразованию – ведущее направление образовательной работы на всех уровнях.

Домашняя работа не только развивает знания и навыки учащихся, но и воспитывает их, формируя основы ответственности, аккуратности, усидчивости, навыки организации своей деятельности и потребности в саморазвитии и самосовершенствовании своих навыков.

Домашняя работа бывает следующих видов:

  1. Задания на восприятие изученного материала.
  2. Задания на закрепление и углубление знаний и навыков учащихся.
  3. Задания на формирование практических навыков деятельности, применение теории в разных вариантах и направлениях практической жизнедеятельности.
  4. Задания на активизацию творческого потенциала учащихся и его развитие.

Готовые работы на аналогичную тему

Домашняя работа дается в разном объеме. Он зависит от конкретной темы исследования, ее изученности на уроке, а также от этапа обучения и уровня развития коллектива учащихся, их успехов в освоении образовательной программы.

Домашняя работа может выполняться в устной и письменной формах. Учащиеся могут проводить исследования, делать эксперименты, писать доклады, решать задачи, составлять проекты, что-то мастерить и конструировать, создавать графики, схемы, таблицы. Любая домашняя работа учит самостоятельности в обучении, расширяет кругозор учащихся и закрепляет их знания и навыки в той или иной области.

Методика организации домашней работы

Поскольку, домашняя работа является формой организации обучения, то она имеет определенную методику реализации. Она опирается на следующие положения:

  1. Рациональная формулировка задания и хода его выполнения.
  2. Наличие алгоритма выполнения конкретного домашнего задания (особенно, если оно ново для учащихся).
  3. Нацеленность домашней работы на закрепление материала, изученного на уроке.
  4. Соблюдение объема домашней работы, в зависимости от этапа обучения и возрастной категории учащихся, т.е. педагогу необходимо исключить перегрузку учащихся. Объем домашней работы для учащихся начальной школы не должен требовать более двух часов времени на ее выполнение (по всем дисциплинам), для средней школы – не более трех часов и для старшей школы- не более четырех часов.
  5. Учет динамики работоспособности учащихся по дням недели. оптимальная работоспособность приходится на середину недели. в начале недели учащиеся включаются в работу после выходных, а в конце недели наблюдается спад работоспособности в следствии усталости.
  6. Отведение на уроке определенного времени на объяснение домашнего задания. Нельзя давать задание «впопыхах», ничего не разъяснив учащимся. Важно, выделить около пяти минут в какой-то части урока для объяснения домашнего задания и его разбора в случае непонимания учащимися.
  7. Представление домашнего задания в наглядной форме. Задание можно написать на доске, разъяснив там же ход его выполнения и озвучив требования, или показать в учебнике.

Недостатки домашней работы

Помимо развивающего значения домашняя работа имеет и ряд отрицательных свойств. К ним относятся:

  1. Отсутствие навыков организации самостоятельной учебной работы учащимися. учащиеся не могут выделить оптимальное время для выполнения задания, что приводит к его низкому качеству и большому количеству недочетов. Эта проблема возникает из-за того, что педагоги не объясняют как организовать свою деятельность, сколько времени должно уходить на выполнение задания и т.д.;
  2. Выполнение практических заданий без предварительной теоретической проработки материала. Учащиеся не понимают, что от них требуется и допускают большое количество ошибок;
  3. Отсутствие навыков разделение учебного материала на отдельные смысловые части. Это нарушает восприятие задания и приводит к непониманию или неправильному пониманию того, что необходимо сделать;
  4. Отсутствие навыков самоанализа и самоконтроля собственной деятельности. учащиеся выполняют задание и, даже, не пытаются его проверить;
  5. Отсутствие дисциплины в выполнении домашней работы. Домашнюю работу необходимо выполнять в тот же день, когда она была задана. Это обеспечивает свежесть восприятия информации по исследуемой теме и ходу выполнения домашней работы. Иначе, знания приобретают более туманный характер и не бут полноценно закреплены;
  6. Отсутствие контроля за выполнением домашней работы. Родители, далеко не всегда, контролируют ход выполнения ребенком домашней работы. Работа полностью самостоятельная, что не всегда приводит к положительным итогам;
  7. Отвлечение на другие дела. Домашняя работа может выполняться в разных условиях: включенный телевизор, наличие гаджетов рядом, во время еды и т.д. Все это снижает ее продуктивность;
  8. Перегруженность домашней работы. Педагоги не всегда учитывают, что помимо их предмета, учащимся необходимо выполнять домашнюю работу по иным дисциплинам. Это приводит к большим объемам домашних заданий, нехватке времени и сил на их выполнение.

Источник

Статья «Домашнее задание как этап урока»

Домашнее задание как этап урока

Структура урока содержит два этапа, которые непосредственно связаны с домашним заданием. Это этап проверки знаний и этап информирования о домашнем задании.

Этап всесторонней проверки домашнего задания.

1.Дидактическая задача этапа

Установить правильность и осознанность выполнения всеми учащимися домашнего задания; устранить в ходе проверки обнаруженные пробелы в знаниях, совершенствуя при этом ЗУН.

2. Содержание этапа

Выяснить степень усвоения заданного на дом материала; определить типичные недостатки в знаниях и их причины; ликвидировать обнаруженные недочёты.

3. Условия достижения положительных результатов

Оперативность учителя, целевая направленность его деятельности; использование учителем системы приемов, позволяющих проверить домашнее задание у большинства учащихся класса.

4. Показатели выполнения дидактической задачи урока

Возможность учителя за короткий промежуток времени (5-7 минут) установить уровень знаний у большинства учащихся и типичные недостатки; возможность в ходе проверки домашнего задания актуализировать и скорректировать опорные понятия; ликвидировать причины обнаруженных недостатков; высокая степень выявления качества знания материала, полученного учащимися на дом.

Оптимальность опроса, цели и формы организации опроса (индивидуальный, фронтальный), учет возрастных и индивидуальных особенностей детей; доминирующий характер поисковых и проблемных заданий.

6. Способы активизации на уроке

Использование различных форм и методов контроля. Поисковые, творческие, индивидуальные задания учащимся.

7. Ошибки, допускаемые при реализации

Однообразие уроков и методов опроса; отсутствие учета индивидуальных особенностей учащихся и специфики изучаемого материала. Репродуктивный характер вопросов и заданий.

Этап информирования учащихся о домашнем задании.

1.Дидактическая задача этапа

Сообщить учащимся о домашнем задании, разъяснить методику его выполнения и подвести итоги работы

2. Содержание этапа

Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению; проверка понимания учащимися содержания работы и способов ее выполнения, подведение итогов урока.

3. Условия достижения положительных результатов

Спокойное, терпеливое объяснение содержания работы, приемов и последовательности ее выполнения. Обязательное и систематическое выполнение этапа в границах урока; умение дать в коротких указаниях порядок выполнения.

4. Показатели выполнения дидактической задачи урока

Правильное выполнение домашнего задания всеми учениками.

Оптимальность объема и сложности домашнего задания. Предупреждение о возможных затруднениях и способах их ликвидации. Повышение интереса к домашнему заданию.

6. Способы активизации на уроке

Дифференциация заданий, творческий характер их выполнения (интервью, защита проектов).

7. Ошибки, допускаемые при реализации

Информация о домашнем задании после звонка. Большой объем и высокая сложность. Отсутствие инструктажа, ясности цели и способов выполнения.

Подготовка учащихся к выполнению домашних заданий и проверка результатов работы с соблюдением требований:

§ задание должно быть понятно каждому ученику (ясность задания);

§ оно должно быть строго регламентировано и согласовано с заданием по другим предметам;

§ должна быть установка на индивидуализацию;

§ задание должно предопределять его проверку;

§ оно должно ориентировать ученика на самостоятельный поиск решения, на использование приобретенных ранее знаний и умений;

§ должно быть разумное многообразие заданий;

§ в заданиях должны быть вопросы для повторения основополагающих знаний;

§ каждое задание должно предполагать преодолимую трудность;

§ должны быть задания фронтальные;

§ в задания нужно вводить инструктаж, алгоритм;

§ они должны ориентировать ученика на аналитико-синтетическую мыслительную деятельность;

§ задания должны быть для учащихся интересными, занимательными.

Организуя проверку выполнения домашнего задания в плане развивающего обучения, необходимо:

§ проверить на основе ответов учащихся или выполнения ими задания сознательность и самостоятельность, проявленную при подготовке домашнего задания;

§ вовлечь всех учащихся в обсуждение результатов домашней работы, активизируя их мыслительную деятельность различными приемами.

Причины невыполнения домашних заданий:

§ Причины объективного характера:

§ неумение работать с книгой;

§ неумение школьника распределить время;

§ предмет для учащегося труден;

§ затрудняется связать содержание материала, полученного на уроке,

§ с тем, что излагается в учебнике.

Причины субъективного характера:

§ отсутствие интереса к предмету;

§ непонимание цели и содержания задания;

§ плохие взаимоотношения с учителем;

§ занятие неучебными делами.

Если ребёнок систематически не выполняет домашнее задание, то он переходит в разряд неуспевающих.

§ Жесткая, унифицированная система обучения, содержание образования одинаковое для всех и не удовлетворяющее потребности детей.

§ Единообразие, стереотипный выбор методов и форм обучения, недооценка эмоций в обучении.

§ Неумение ставить цели обучения и отсутствие эффективного контроля за результатами.

§ Пренебрежение развитием учеников, натаскивание, ориентация на зубрежку.

§ Наследственные особенности, черты характера.

§ Неблагополучная обстановка в семье

§ Не посильность выполнения домашних заданий, приводящая к снижению интереса к обучению.

§ Низкая мотивация к обучению.

Роль домашних заданий в повышении качества образования.

Одним из путей совершенствования процесса обучения является улучшение содержания и организации домашних заданий по предмету.

Целесообразная система домашних заданий в каждом классе и совокупности всех классов — необходимое условие успешного усвоения учащимися программного материала позволяет и обуславливает необходимость применения разных видов домашних заданий. При этом главные цели учителя: обоснование вида домашнего задания в зависимости от изучаемого материала; правильное сочетание видов домашних заданий (системы) в каждом классе и во всех классах.

Разнообразие домашних заданий не самоцель, а одно из средств достижения главной цели – повышения качества знаний учащихся.

О роли домашних заданий всегда говорили много, но в последнее время многие считают (и, возможно, небезосновательно), что домашнее задание не является обязательным для усвоения материала. Но исследования качества знаний учащихся показывают, что домашнее задание в повышении качества знаний учащихся занимает не последнее место. На это следует обратить внимание, особенно молодым учителям. Ни один вопрос не может быть исследован глубоко без изучения наследия прошлого.

Рассмотрим организацию работы учащихся в русской дореволюционной и советской школах.

Для дореволюционной школы характерна перегрузка учащихся домашними заданиями, обусловленная догматическими методами обучения, господством

механической зубрежки. Кратко такой тип учебного процесса можно охарактеризовать так:

— Что «подается» ученикам на «вход»?

— Догматические словесные формулировки.

— Чем характеризуется учебная деятельность ученика?

— Заучиванием словесных формулировок без достаточного понимания изучаемого.

— Дословное воспроизведение заучиваемого.

— Что развивало такое обучение?

— Механическую память. Механическая зубрежка порождала скуку и отвращение к

К концу 19 в. стали заметны существенные недостатки в сложившейся системе обучения. Огромный вклад в разработку проблемы внес великий русский педагог, основоположник русской педагогической науки и народной школы в России К.Д. Ушинский. Он считал выполнение домашних заданий необходимым видом учебных занятий, составной, обязательной частью обучения. С его точки зрения «без домашних уроков учение может продвигаться вперед очень медленно». К.Д. Ушинский определял домашнюю работу как одну из форм самостоятельной работы, придавая при этом большое значение умению ученика самостоятельно учиться. В своих трудах он сформулировал ряд требований к домашним заданиям школьников:

§ домашнее задание должно быть посильным;

§ домашнее задание не должно быть большим по объему;

§ домашнее задание не следует задавать на первых порах обучения, пока учащиеся не научатся работать самостоятельно.

К содержанию и объему домашних заданий можно предъявлять следующие основные требования

§ Домашняя работа должна быть тесно связана с классным занятием, по своему содержанию быть логическим продолжением прошедшего урока, служить базой для подготовки следующего. Классная работа оказывает существенное влияние на домашнюю работу учащихся, готовит их к выполнению этой работы. В свою очередь, качество выполнения домашних заданий влияет на ход последующих классных занятий. опыт организации домашних заданий показал, что тщательное планирование домашних заданий дает возможность правильно определить цель домашнего задания, его содержание и объем.

§ Домашние задания должны способствовать развитию самостоятельного мышления учащихся. чтобы выполнить это требование, необходимо включать в домашние задания элемент нового по сравнению с материалом урока, работу творческого характера, предоставлять учащимся возможность проявить изобретательность, самостоятельность, заставить их напрячь мысль, повторить необходимый предыдущий материал.

§ Домашние задания не должны быть однообразными и шаблонными: однообразие утомляет школьников, ведет к потере интереса, так как, ученик хорошо овладевший способом выполнения отдельных заданий, вынужден в таком случае снова выполнять известные ему задания. Содержание

§ программного материала позволяет использовать разнообразные виды домашних заданий, следовательно, снизить утомляемость учащихся и избежать потери интереса к предмету.

§ Домашние задания должны быть доступными и посильными, но не точной копией работы, выполненной в классе, так как развитие мышления школьника может быть с большим успехом достигнуто путем упражнения его в творческом решении посильных задач, вместо изучения сложных мало доступных теорий.

§ Давая домашнее, задание учителю стоит провести инструктаж по его выполнению (цель, значение, содержание). Однако необходимые разъяснения должны оставлять ученику возможность творчества в решении вопросов, задач, возбуждая интерес к заданию.

§ В процессе обучения необходимо учитывать индивидуальные особенности учащихся. В этом отношении немаловажное значение имеет требование дифференциации, индивидуализации домашних заданий.

Умелое использование разнообразных индивидуальных домашних заданий способствует укреплению связи обучения с жизнью, развитию самостоятельности и активности школьников в обучении, преодолению трафарета в задавании учебного материала на дом, ликвидации перегрузки учащихся домашними заданиями, развитию индивидуальных интересов учащихся, повышению качества обучения в школе.

Таким образом, соблюдая все изложенные выше требования к домашним заданиям, учитель создает оптимальные условия для развития самостоятельного мышления школьников, их познавательной деятельности.

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Источник

Читайте также:  Способ регулирования подачи насоса типа нд
Оцените статью
Разные способы