Домашнее задание как способ повторения

Домашнее задание как этап урока
материал по теме

Одним из путей совершенствования процесса обучения является улучшение содержания и организации домашних заданий. Ст

Скачать:

Вложение Размер
domashnee_zadanie_kak_etap_uroka.doc 63 КБ

Предварительный просмотр:

Паначёва И.Е. Информационная справка

Информационная справка к педсовету

Домашнее задание как этап урока

Структура урока содержит два этапа, которые непосредственно связаны с домашним заданием. Это этап проверки знаний и этап информирования о домашнем задании.

Этап всесторонней проверки домашнего задания.

1.Дидактическая задача этапа

Установить правильность и осознанность выполнения всеми учащимися домашнего задания; устранить в ходе проверки обнаруженные пробелы в знаниях, совершенствуя при этом ЗУН.

2. Содержание этапа

Выяснить степень усвоения заданного на дом материала; определить типичные недостатки в знаниях и их причины; ликвидировать обнаруженные недочёты.

3. Условия достижения положительных результатов

Оперативность учителя, целевая направленность его деятельности; использование учителем системы приемов, позволяющих проверить домашнее задание у большинства учащихся класса.

4. Показатели выполнения дидактической задачи урока

Возможность учителя за короткий промежуток времени (5-7 минут) установить уровень знаний у большинства учащихся и типичные недостатки; возможность в ходе проверки домашнего задания актуализировать и скорректировать опорные понятия; ликвидировать причины обнаруженных недостатков; высокая степень выявления качества знания материала, полученного учащимися на дом.

Оптимальность опроса, цели и формы организации опроса (индивидуальный, фронтальный), учет возрастных и индивидуальных особенностей детей; доминирующий характер поисковых и проблемных заданий.

6. Способы активизации на уроке

Использование различных форм и методов контроля. Поисковые, творческие, индивидуальные задания учащимся.

7. Ошибки, допускаемые при реализации

Однообразие уроков и методов опроса; отсутствие учета индивидуальных особенностей учащихся и специфики изучаемого материала. Репродуктивный характер вопросов и заданий.

Этап информирования учащихся о домашнем задании.

1.Дидактическая задача этапа

Сообщить учащимся о домашнем задании, разъяснить методику его выполнения и подвести итоги работы

2. Содержание этапа

Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению; проверка понимания учащимися содержания работы и способов ее выполнения, подведение итогов урока.

3. Условия достижения положительных результатов

Спокойное, терпеливое объяснение содержания работы, приемов и последовательности ее выполнения. Обязательное и систематическое выполнение этапа в границах урока; умение дать в коротких указаниях порядок выполнения.

4. Показатели выполнения дидактической задачи урока

Правильное выполнение домашнего задания всеми учениками.

Оптимальность объема и сложности домашнего задания. Предупреждение о возможных затруднениях и способах их ликвидации. Повышение интереса к домашнему заданию.

6. Способы активизации на уроке

Дифференциация заданий, творческий характер их выполнения (интервью, защита проектов).

7. Ошибки, допускаемые при реализации

Информация о домашнем задании после звонка. Большой объем и высокая сложность. Отсутствие инструктажа, ясности цели и способов выполнения.

Подготовка учащихся к выполнению домашних заданий и проверка результатов работы с соблюдением требований:

  1. задание должно быть понятно каждому ученику (ясность задания);
  2. оно должно быть строго регламентировано и согласовано с заданием по другим предметам;
  3. должна быть установка на индивидуализацию;
  4. задание должно предопределять его проверку;
  5. оно должно ориентировать ученика на самостоятельный поиск решения, на использование приобретенных ранее знаний и умений;
  6. должно быть разумное многообразие заданий;
  7. в заданиях должны быть вопросы для повторения основополагающих знаний;
  8. каждое задание должно предполагать преодолимую трудность;
  9. должны быть задания фронтальные;
  10. в задания нужно вводить инструктаж, алгоритм;
  11. они должны ориентировать ученика на аналитико-синтетическую мыслительную деятельность;
  12. задания должны быть для учащихся интересными, занимательными.

Организуя проверку выполнения домашнего задания в плане развивающего обучения, необходимо:

  1. проверить на основе ответов учащихся или выполнения ими задания сознательность и самостоятельность, проявленную при подготовке домашнего задания;
  2. вовлечь всех учащихся в обсуждение результатов домашней работы, активизируя их мыслительную деятельность различными приемами.

Причины невыполнения домашних заданий:

Причины объективного характера:

  1. неумение работать с книгой;
  2. непосильность заданий;
  3. неумение школьника распределить время;
  4. предмет для учащегося труден;
  5. затрудняется связать содержание материала, полученного на уроке,

с тем, что излагается в учебнике.

Причины субъективного характера:

  1. отсутствие интереса к предмету;
  2. непонимание цели и содержания задания;
  3. плохие взаимоотношения с учителем;
  4. неорганизованность ученика;
  5. слабая воля;
  6. занятие неучебными делами.

Если ребёнок систематически не выполняет домашнее задание, то он переходит в разряд неуспевающих.

  1. Жесткая, унифицированная система обучения, содержание образования одинаковое для всех и не удовлетворяющее потребности детей.
  2. Единообразие, стереотипный выбор методов и форм обучения, недооценка эмоций в обучении.
  3. Неумение ставить цели обучения и отсутствие эффективного контроля за результатами.
  4. Пренебрежение развитием учеников, натаскивание, ориентация на зубрежку.
  5. Наследственные особенности, черты характера.
  6. Неблагополучная обстановка в семье
  7. Не посильность выполнения домашних заданий, приводящая к снижению интереса к обучению.
  8. Низкая мотивация к обучению.

Роль домашних заданий в повышении качества образования.

Одним из путей совершенствования процесса обучения является улучшение содержания и организации домашних заданий по предмету.

Целесообразная система домашних заданий в каждом классе и совокупности всех классов — необходимое условие успешного усвоения учащимися программного материала позволяет и обуславливает необходимость применения разных видов домашних заданий. При этом главные цели учителя: обоснование вида домашнего задания в зависимости от изучаемого материала; правильное сочетание видов домашних заданий (системы) в каждом классе и во всех классах.

Разнообразие домашних заданий не самоцель, а одно из средств достижения главной цели – повышения качества знаний учащихся.

О роли домашних заданий всегда говорили много, но в последнее время многие считают (и, возможно, небезосновательно), что домашнее задание не является обязательным для усвоения материала. Но исследования качества знаний учащихся показывают, что домашнее задание в повышении качества знаний учащихся занимает не последнее место. На это следует обратить внимание, особенно молодым учителям. Ни один вопрос не может быть исследован глубоко без изучения наследия прошлого.

Рассмотрим организацию работы учащихся в русской дореволюционной и советской школах.

Для дореволюционной школы характерна перегрузка учащихся домашними заданиями, обусловленная догматическими методами обучения, господством

механической зубрежки. Кратко такой тип учебного процесса можно охарактеризовать так:

-Что «подается» ученикам на «вход»?

-Догматические словесные формулировки.

-Чем характеризуется учебная деятельность ученика?

-Заучиванием словесных формулировок без достаточного понимания изучаемого.

-Дословное воспроизведение заучиваемого.

-Что развивало такое обучение?

-Механическую память. Механическая зубрежка порождала скуку и отвращение к

К концу 19 в. стали заметны существенные недостатки в сложившейся системе обучения. Огромный вклад в разработку проблемы внес великий русский педагог, основоположник русской педагогической науки и народной школы в России К.Д. Ушинский. Он считал выполнение домашних заданий необходимым видом учебных занятий, составной, обязательной частью обучения. С его точки зрения «без домашних уроков учение может продвигаться вперед очень медленно». К.Д. Ушинский определял домашнюю работу как одну из форм самостоятельной работы, придавая при этом большое значение умению ученика самостоятельно учиться. В своих трудах он сформулировал ряд требований к домашним заданиям школьников:

-домашнее задание должно быть посильным;

-домашнее задание не должно быть большим по объему;

-домашнее задание не следует задавать на первых порах обучения, пока учащиеся не научатся работать самостоятельно.

К содержанию и объему домашних заданий можно предъявлять следующие основные требования.

  1. Домашняя работа должна быть тесно связана с классным занятием, по своему содержанию быть логическим продолжением прошедшего урока, служить базой для подготовки следующего. Классная работа оказывает существенное влияние на домашнюю работу учащихся, готовит их к выполнению этой работы. В свою очередь, качество выполнения домашних заданий влияет на ход последующих классных занятий. опыт организации домашних заданий показал, что тщательное планирование домашних заданий дает возможность правильно определить цель домашнего задания, его содержание и объем.
  2. Домашние задания должны способствовать развитию самостоятельного мышления учащихся. чтобы выполнить это требование, необходимо включать в домашние задания элемент нового по сравнению с материалом урока, работу творческого характера, предоставлять учащимся возможность проявить изобретательность, самостоятельность, заставить их напрячь мысль, повторить необходимый предыдущий материал.
  3. Домашние задания не должны быть однообразными и шаблонными: однообразие утомляет школьников, ведет к потере интереса, так как, ученик хорошо овладевший способом выполнения отдельных заданий, вынужден в таком случае снова выполнять известные ему задания. Содержание

программного материала позволяет использовать разнообразные виды домашних заданий, следовательно, снизить утомляемость учащихся и избежать потери интереса к предмету.

  1. Домашние задания должны быть доступными и посильными, но не точной копией работы, выполненной в классе, так как развитие мышления школьника может быть с большим успехом достигнуто путем упражнения его в творческом решении посильных задач, вместо изучения сложных мало доступных теорий.
  2. Давая домашнее, задание учителю стоит провести инструктаж по его выполнению (цель, значение, содержание). Однако необходимые разъяснения должны оставлять ученику возможность творчества в решении вопросов, задач, возбуждая интерес к заданию.
  3. В процессе обучения необходимо учитывать индивидуальные особенности учащихся. В этом отношении немаловажное значение имеет требование дифференциации, индивидуализации домашних заданий.

Умелое использование разнообразных индивидуальных домашних заданий способствует укреплению связи обучения с жизнью, развитию самостоятельности и активности школьников в обучении, преодолению трафарета в задавании учебного материала на дом, ликвидации перегрузки учащихся домашними заданиями, развитию индивидуальных интересов учащихся, повышению качества обучения в школе.

Таким образом, соблюдая все изложенные выше требования к домашним заданиям, учитель создает оптимальные условия для развития самостоятельного мышления школьников, их познавательной деятельности.

Источник

Методический материал «Домашнее задание как способ повторения, конкретизации и закрепления изученного материала в системе личностно-ориентированного обучения».

Домашнее задание как способ повторения, конкретизации и закрепления изученного материала в системе личностно-ориентированного обучения.

Домашнее задание как способ повторения, конкретизации и закрепления изученного материала в системе личностно-ориентированного обучения.

Цель современного педагогического процесса – сделать приоритетным развитие личности школьника, перенести обучение на субъективную основу с установкой на саморазвитие учащегося. Это возможно только с использованием основ развивающего, личностно- деятельностного обучения, где главную роль играет самостоятельная, активная деятельность учеников на уроке. Традиционный урок построен таким образом, что на закрепление и отработку полученных знаний часто остается недостаточное количество времени. В связи с этим значительная нагрузка ложится на учащихся, которые должны самостоятельно проработать изученное в классе и выполнить домашнее задание. Практика показывает, что большинство учащихся не умеют правильно распределять домашнее время, слабо владеют способами эффективного выполнения домашних заданий. Такие проблемы приводят к тому, что домашние задания не выполняют своих главных функций. Для того, чтобы домашнее задание отвечало поставленным задачам, оно должно быть методически обоснованным, системным по содержанию и рациональным по объему. Прежде всего, домашнее задание должно быть логическим продолжением урока. Если урок был посвящен развитию практических навыков, то домашнее задание обязательно должно предусматривать их проработку. Если материал урока был теоретизированным, то можно предложить учащимся специально подготовленные мировоззренческие вопросы. Следует также тщательно продумывать объем домашнего задания и определять время для его выполнения, учить школьников приемам выполнения домашнего задания. Предлагается примерная схема домашних заданий, которые можно применять в курсе географии 7 класса. № п/п Вид домашнего задания Цель Плюсы и минусы Время на выполнени е Работа с учебником 1 Заполнение таблицы по материалам Обработать большой объем информации, не являющийся базовым Позволяет структурировать объемный материал, 20-30 мин 2 учебника и под рассказ учителя (например, таблица «Этапы накопления знаний о Земле», «Полезные ископаемые материка» и т.д.) разбивать его на смысловые блоки. Не является творческим, не направлено на развитие ребенка. 2 Письменные ответы на вопросы в учебнике, вопросы учителя Повторить и закрепить изученный на уроке материал Учащиеся еще раз прорабатывают материал урока, имеют возможность восполнить пробелы, закрепить изученное. 10-20 мин., в зависимости от объема и сложности 3 Составление развернутого плана, опорного конспекта по учебнику Структурировать материал, выделить основные блоки, научиться выделять главное из текста Учит выделять главное, структурировать материал. Не приводит к запоминанию конкретики, не является развивающим. 20-30 мин. при сформиро- ванности соответству ющих навыков. Работа с картой 4 Описание физико- географиче- ских объектов, природных поясов и т.д. по плану Сформировать и закрепить навыки работы с картой, умение находить нужную информацию, закрепить изученный теоретический материал (описание гор, равнин, рек, озер, морей, материков, островов, природных зон и т.д.) Развивает требуемые умения и навыки, подчас в разных направлениях, позволяет осуществлять самостоятельный поиск информации. Может быть довольно объемным. 30-40 мин. 5 Сравнительны е характеристик и объектов по плану Повторить и структурировать изученный материал, выделить особенности сравниваемых объектов Учит выделять главное, обращает внимание на особенности. Может быть довольно объемным. 30-40 мин. 6 Заполнение контурных карт Закрепить навыки работы с картой, знание географической номенклатуры Закрепляет знание географической номенклатуры, формирует представление о масштабах планеты и географических явлений, закрепляет навыки работы с картой. Не является развивающим, творческим, довольно объемно. 30-50 мин. Творческие задания 7 Составление маршрута путешествия Повторить и структурировать знания по теме, суметь применить их в нестандартной ситуации Позволяет учащимся воспользоваться имеющимися знаниями для выполнения задания, применить фантазию и творческий подход. 1 –1,5 ч. 3 Закрепляет навыки работы с тематическими картами. 8 Географичес-кое исследование Научить применять все полученные умения и навыки для получения новой информации посредством проведенной самостоятельной работы (исследования). (Исследование внутренних вод материка, климатических особенностей и т.д.) Позволяет приобщиться к исследованию, к науке, самостоятельно добывать знания и на их основе делать выводы. Развивает деятельностную активность учащихся, повышает интерес к предмету. 30 – 60 мин. 9 Географический прогноз Научить пользоваться имеющимися знаниями для добывания новых знаний и умений (прогнозирование возможных явлений и стихийных бедствий, развития тех или иных стран и природных ландшафтов и т.д.) Развивает творческое мышление, умение анализировать имеющуюся информацию и делать выводы. 20-30 мин. 10 Составление доклада, написание реферата и т. д. Научить пользоваться дополнительными источниками информации, выделять главное в тексте, обрабатывать и анализировать информацию. Формируется навык работы со спец. литературой, умение анализировать и делать выводы. Очень объемно, требует больших временных затрат. 3-4 ч. и более. Учитель, формулируя задание на дом, должен быть уверен, что все учащиеся смогут с ним справиться. Это не означает, что исключены задания повышенной трудности. Они могут быть предложены отдельным ученикам или всему классу, но в любом случае, должны подробно комментироваться. Учитель обязан объяснить, в чем суть задания, какова цель, основные правила его выполнения. Все методы и способы, которые предусматривает педагог в процессе выполнения домашнего задания, должны быть хорошо известны обучающимся. Немаловажную роль в решении задач, стоящих перед домашней работой, выполняет систематический контроль со стороны учителя за регулярностью и ходом выполнения этих заданий. Это является одним из видов обратной связи – мощного средства обучения. Контроль и систематическая проверка домашних заданий будет обеспечивать их педагогическое воздействие. Только грамотная методическая работа учителя и ученика на уроке и внимательная проработка изученного материала дома позволят сделать процесс познания увлекательным и результативным.

Источник

Читайте также:  Удаликс ультра пятновыводитель способ применения
Оцените статью
Разные способы