Гетеротрофное питание хищных растений, таблица, как заполнить?
Используя материалы учебника, дополнительную литературу и интернет-ресурсы заполните таблицу «Гетеротрофное питание хищных растений»:
- Название растения;
- Способ добывания пищи.
Задание по Биологии для 6 класса.
Растения, в большинстве своем, это автотрофные организмы. Но жизнь на планете — сложная и многогранная штука, случаются такие условия, что без животной пищи совсем никак или ну очень сложно. Именно такие условия сформировали у некоторых растений гетеротрофный способ питания (а конкретно) — хищничество, как дополнительный способ питания к автотрофному (фотосинтезу).
Таких растений мало (на общем фоне царства Растения), но они есть. Каждый вид/род/семейство обладает особыми ловчими приспособлениями и приемами. Растения-хищники охотятся на насекомых, редко — мальков рыб (или очень мелкая рыба), ещё реже — других животных.
Таблица для примера ответа может быть вот такой:
Другими примерами могут быть такие растения:
- Библис гигантский;
- Цефалот мешочковый;
- род Росянки;
- Росолист;
- род Пузырчатки.
Так или иначе, но растения-хищники использую приманки и ловчие приспособления, которые чаще всего — видоизмененные листья.
Садоводы и любители выращивания растений отлично знают насколько нужен на огороде навоз и перегной, одно из растений отлично справляется с задачей получения навоза, это растение называется «непентес», оно подкармливает животных и в то же время является для них туалетом.
Растение выделяет на поверхности своих листьев очень сладкий и в то же время питательный нектар,который привлекает ряд грызунов, землероек например и в то же время выделяя свои фекалии, они помогают растению расти и развиваться.
Получается растение подкармливая грызунов еще и обогащает себя питательными веществами, уникальный природный симбиоз в действии.
Я выращиваю непентесе розовый или народно название мухолов, правда сначала загибался, но я сделала домашний флорариум и поливаю только дождевой водой и ничего ожил. Еще хотела посадить росянку и венерину мохоловку, но у нас не могу купить.
Естественным местом обитания росянки являются почвы с низким уровнем питательных веществ. Как и все растения, росянка получает часть необходимой ей энергии от солнца, но, поскольку этого недостаточно, за миллионы лет эволюции растения выработали способность добывать необходимые питательные вещества из. насекомых.
Верхняя поверхность листьев росянки покрыты волосками, которые выделяют сладкое липкое вещество, привлекающее «гостей». Дотронувшись до растения, насекомые приклеиваются к листьям и уже не в состоянии вырваться. Росянка выделяет особые ферменты (для отличников: они называются протеаза, фосфатаза, пероксидаза и эстераза), которые растворяют насекомое, превращая его в питательную субстанцию, которую затем поглощают поверхности листьев, что способствует росту растений.
Очень просто. Для этого необходимо выписать все термины и определения, которые вы выучили в рамках этой темы/посмотреть в тетрадке или учебнике (обычно их куда-то выносят и записывают).
Записываете все слова на листочек, потом открываете любой сервис/сайт по составлению кроссвордов из готовых слов и вводите их туда.
Раньше мы делали вручную, это было непросто, ведь нужно подобрать соответствующие клетки и т.д.
После того, как система выдаст вам готовую сетку со словами, перерисуйте её или распечатайте, как надо (со словами или без), затем проставьте цифры в сетке, ниже напишите под каждым номером определение загадываемого слова без самого слова. Кроссворд готов. (В зависимости от того, в каком виде нужен кроссворд-печатайте или делайте от руки). Удачи!
Внешний скелет имеет свои преимущества, но не всегда. Насекомым он помогает сохранить жизнь даже если они упадут с большой высоты. Но, для примера, жуки имея шикарную броню очень не поворотливы и не везде могут пролезть, чего не скажешь о млекопитающих. Для примера возьмем кошку, имеющую внутренний остов. Посмотрите как она просачивается через отверстия не соизмеримые с размером их тела.
Кости позвоночных животных сочленены очень подвижно. Это делает возможными сильные изменения конфигурации тела.
Животные обладающие внешним скелетом испытывают проблемы с увеличением своих размеров. В следствии эволюции у некоторых существ выработался процесс линьки.
Только с его помощью возможен рост. Но во время процесса смены параметров организмы становятся сильно уязвимыми для врагов. У ряда членистоногих рост взрослой стадии стал просто не возможен.
Как видите внутренний скелет имеет ряд преимуществ в сравнении с внешним.
Источник
Творческие проекты и работы учащихся
В учебном исследовательском проекте по биологии на тему «Растения-хищники» автор выявил особенности строения и разновидности хищных растений, описал правила их содержания в домашних условиях и сам вырастил хищное растение.
Подробнее о проекте:
В учебном творческом исследовательском проекте о выращивании хищного растения автор провела практический опыт, в рамках которого вырастила «венерину мухоловку» в домашних условиях, изготовила наглядный материал на тему «хищные растения», создала макет хищного растения. В работе доказано, что хищные растения могут быть полезны для человека. Автор проекта привела примеры использования растений-хищников медицине.
Оглавление
Введение
1. Хищные растения.
1.1. Общие и исторические сведения о растениях–хищниках.
1.2. Распространение и условия произрастания.
1.3. Причины хищничества и приспособленность к охоте.
1.4. Особенности строения и жизнедеятельности разных видов.
1.5. Использование в медицине.
2. Выращивание растений-хищников.
2.1. Выращивание хищных растений в домашних условиях (на примере венериной мухоловки).
2.2. Создание макета хищного растения.
2.3. Изготовление наглядного материала «Растения-хищники».
Заключение
Список литературы
Введение
Таким образом, растения, которые дополняют своё нормальное автотрофное питание (фотосинтез) одной из форм гетеротрофного питания стали называть насекомоядными или растения — хищники. Природа не устает нас удивлять своими загадками и сюрпризами. И в этой сфере хищные растения стали истинным воплощением таинственности и неопознанности дикой природы. Они покоряют нас своей изобретательностью, великолепной приспособляемостью к окружающему миру и просто своей красотой.
Актуальность: Хищные растения – это новая тема, набирающая популярность с каждым годом. Актуальность исследования заключается в том, что в настоящее время данная группа растений еще недостаточно изучена. Возможно, насекомоядные растения могут приносить пользу человеку и его хозяйству. Многие люди привыкли считать растения неподвижными, скучными и неинтересными. Поэтому расширить кругозор и узнать их особенности будет также актуально.
Тема: Темой моей работы стало изучение строения и жизнедеятельности растений-хищников. Для изучения этой темы я поставила перед собой цель:
Цель: Выявить особенности строения и разновидности хищных растений, а также их содержание в домашних условиях.
- Изучить литературу о различных видах «насекомоядных» растениях;
- Систематизировать теоретический материал;
- Выяснить особенности их строения и разновидности;
- Выявить причины, по которым растения превратились в хищников;
- Вырастить венерину мухоловку в домашних условиях;
- Изготовить наглядный материал «хищные растения»;
- Создать макет хищного растения.
Объект исследования: хищные растения.
- Анализ и синтез научной литературы и интернет источников;
- Сравнительный метод;
- Эксперимент;
- Наблюдение;
- Обобщение и систематизация
Планируемый результат: Планируемым результатом будет иллюстрирование растений-хищников в виде наглядных материалов, макет хищного растения.
Практическая значимость: Практическая значимость моей работы состоит в том, что она может быть использована школьниками для повышения образовательного уровня. А также, сформирует бережное отношение к растениям- хищникам.
Общие и исторические сведения о растениях хищниках
Эти живые организмы, также, получают часть или большинство полезных веществ (но не энергии) от захвата и потребления животных или простейших.Растения-хищники стали известны в XVIII столетии. Самое первое ботаническое описание венериной мухоловки сделал английский натуралист Джон Эллис в письме к Карлу Линнею в 1769 году. В нем он впервые высказал предположение, что пойманные насекомые служат пищей для растений.
Немецкий врач А. В. Рот в 1782 году описал своеобразные движения, которые совершают листья росянки для ловли насекомых. Он развил мысль Эллиса, что пойманные беспозвоночные — это источник пищи для таких растений. В 1791 году Уильям Бартрам в книге о своих путешествиях по штатам Северной Америки описал растения рода Sarracenia, имевшие листья-кувшинчики для ловли насекомых. Он впервые употребил понятие «плотоядные растения».
Уже в начале XIX века были описаны новые роды и виды, относящиеся к данной группе растений. После появились работы, посвящённые глубокому изучению особенностей подобных растений. Так, Оже де Ляссю описал чувствительность к прикосновениям и движения листьев растений рода Альдрованда, а Уильям Кэнби впервые указал на пищеварительные свойства сока, выделяемого железами на листьях венериной мухоловки.
Большое значение в изучении насекомоядных растений стала исследовательская работа Чарльза Дарвина, которая началась в 1860 году. Он долгое время наблюдал за росянками и поставил ряд лабораторных опытов, переросших в исследование. Особое внимание Чарльз Дарвин уделял изучению способности растений переваривать пищу, их хватательным движениям и высокой чувствительности к прикосновениям (свойства, схожие с животными).
Впоследствии эти опыты стали серьёзной научной работой. Чарльз Дарвин написал свой труд «Насекомоядные растения
Источник
Биология. 6 класс
Конспект урока
Биология, 6 класс
Урок 5. Гетеротрофное питание
Перечень вопросов, рассматриваемых на уроке
- На уроке будут раскрыты особенности гетеротрофного питания, растений, некоторых грибов и растений.
Гетеротрофы – (др.-греч. heteros – «различный» и trophos – «питание») – организмы, которые питаются готовыми органическими веществами и не способны синтезировать органические вещества из неорганических путём фотосинтеза или хемосинтеза.
Растительноядные животные – это животные, которые питаются пищей растительного происхождения, включая траву, фрукты, листья, корни, луковицы, овощи.
Плотоядные животные (зоофаги, хищники) – животные, которые питаются другими животными.
Всеядные животные – это те животные, которые употребляют как растительную, так и животную пищу.
*Пищева́я (трофи́ческая) цепь — ряд взаимоотношений между группами организмов (растений, животных, грибов и микроорганизмов), при котором происходит перенос вещества и энергии путём поедания одних особей другими.
*Альвеолы – лёгочные пузырьки, в которых происходит газообмен.
*Бронхиолы – самые мелкие бронхи, на которые разветвляется «бронхиальное дерево». На концах бронхиол расположены лёгочные пузырьки – альвеолы.
Основная и дополнительная литература по теме урока
- Биология. 5 – 6 класс. Линия жизни / В. В. Пасечник, С. В. Суматохин, Г. С. Калинова, Г. Г. Швецов, З. Г. Гапонюк. – М.: Просвещение, 2018 г.
- Биология в схемах и таблицах А. Ю. Ионцева, А. В. Торгалов.
- Введение в биологию. Неживые тела. Организмы: учеб. Для уч — ся 5 – 6 кл. общеобразоват. учеб. заведений / А.И. Никишов. М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2012.
- Биология. Живой организм. 5 – 6 классы: учебник для общеобразовательных учреждений с приложением на электронном носителе / Л. Н. Сухорукова, В. С. Кучменко, И. Я. Колесникова. – М.: Просвещение, 2013.
- Биология. Обо всем живом. 5 класс: учебник / С. Н. Ловягин, А. А. Вахрушев, А. С. Раутиан. – М.: Баласс, 2014.
Теоретический материал для самостоятельного изучения
На уроке будут раскрыты особенности гетеротрофного питания растительноядных, плотоядных и всеядных животных, учатся научаться различать животных по способам добывания пищи.
Гетеротрофно (то есть используя готовые органические соединения) питаются животные, грибы, насекомоядные растения и большинство бактерий. Выживание гетеротрофных организмов тесно связано с активностью автотрофов. Процесс питания гетеротрофов можно условно разделить на пять больших стадий: поглощение пищи, переваривание, транспорт, ассимиляция и экскреция.
Существует два типа гетеротрофного питания.
- Голозойный, когда благодаря сложному комплексу пищеварительных ферментов организм может употреблять в пищу сложные, чаще всего твёрдые, органические соединения.
- Сапротрофный, когда организм питается растворами простых органических веществ. Иногда они выделяют ферменты непосредственно на субстрат, а затем всасывают образовавшиеся питательные вещества. Уничтожая мёртвые растения и животные, сапротрофы играют важную роль в круговороте веществ.
Кроме того, животные, питающиеся голозойно, делятся на микрофагов, поглощающих пищу мелкими частицами, и макрофагов, поглощающих пищу большими кусками. По образу жизни гетеротрофов можно разделить на:
– свободноживущих, когда организмы свободно живут в определённой среде (среди них могут быть хищники, травоядные, плодоядные, трупоядные и т.д.);
– симбиотических, когда организмы существуют совместно, получая от этого взаимную выгоду. Так, в пищеварительном тракте жвачных живут ресничные, питающиеся целлюлозой. Они превращают её в соединения, пригодные для самих жвачных;
– паразитических, когда организм обитает на поверхности (эктопаразит) или внутри тела хозяина (эндопаразит), питаясь за его счёт. Паразиты бывают облигатными (не способные жить иначе) и факультативными (при определённых условиях могут переходить на другой тип питания).
Примеры и разбор решения заданий тренировочного модуля
Источник