Договор с единственным поставщиком это конкурентный способ

Договор с единственным поставщиком это конкурентный способ

С 01.01.2022 ст. 24 излагается в новой редакции (ФЗ от 02.07.2021 N 360-ФЗ). См. будущую редакцию.

Статья 24. Способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей)

Путеводитель по спорам в сфере закупок. Вопросы применения ст. 24

1. Заказчики при осуществлении закупок используют конкурентные способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) или осуществляют закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя).

2. Конкурентными способами определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) являются конкурсы (открытый конкурс, конкурс с ограниченным участием, двухэтапный конкурс, закрытый конкурс, закрытый конкурс с ограниченным участием, закрытый двухэтапный конкурс), аукционы (электронный аукцион, закрытый аукцион), запрос котировок, запрос предложений.

(в ред. Федеральных законов от 31.12.2017 N 504-ФЗ, от 27.12.2019 N 449-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

2.1. С учетом особенностей, установленных настоящим Федеральным законом, в электронной форме проводятся открытый конкурс, конкурс с ограниченным участием, двухэтапный конкурс, электронный аукцион, запрос котировок, запрос предложений, закупка товара у единственного поставщика на сумму, предусмотренную частью 12 статьи 93 настоящего Федерального закона (далее также — электронные процедуры), а также в случаях, установленных решением Правительства Российской Федерации, предусмотренным частью 3 статьи 84.1 настоящего Федерального закона, закрытый конкурс, закрытый конкурс с ограниченным участием, закрытый двухэтапный конкурс, закрытый аукцион (далее также — закрытые электронные процедуры).

(часть 2.1 введена Федеральным законом от 27.12.2019 N 449-ФЗ)

3. Под конкурсом понимается способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя), при котором победителем признается участник закупки, предложивший лучшие условия исполнения контракта.

4. Под аукционом понимается способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя), при котором победителем признается участник закупки, предложивший наиболее низкую цену контракта, наименьшую сумму цен единиц товаров, работ, услуг (в случае, предусмотренном частью 24 статьи 22 настоящего Федерального закона).

(в ред. Федерального закона от 01.05.2019 N 71-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

5. Заказчик выбирает способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с положениями настоящей главы. При этом он не вправе совершать действия, влекущие за собой необоснованное сокращение числа участников закупки.

6. При осуществлении закупки путем проведения конкурентных способов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (за исключением запросов котировок и запросов предложений, электронных процедур, закрытых электронных процедур) могут выделяться лоты, в отношении которых в извещении об осуществлении закупки, приглашении принять участие в определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей), в документации о закупке отдельно указываются объект закупки, начальная (максимальная) цена контракта и ее обоснование в соответствии со статьей 22 настоящего Федерального закона, размер обеспечения заявки на участие в закупке (если требование об обеспечении заявки установлено заказчиком), сроки и иные условия поставки товара, выполнения работы или оказания услуги, размер обеспечения исполнения контракта. В этих случаях участник закупки подает заявку на участие в закупке в отношении определенного лота. В отношении каждого лота заключается отдельный контракт.

(часть 6 в ред. Федерального закона от 31.12.2017 N 504-ФЗ)

Источник

Закупки у единственного поставщика: популярные основания

Часть своих закупок заказчики осуществляют без проведения конкурентных процедур, то есть у единственного поставщика. В том числе это так называемая малые закупки. В последнее время их стало еще больше, поскольку лимит их стоимости был повышен. Но в законе 44-ФЗ есть и другие случаи, когда можно закупаться напрямую, минуя конкурсы, аукционы и запросы.

Суть закупки у единственного поставщика

Так называется способ, когда контракт заключается в обход конкурентной процедуры. Контрагентом заказчика становится юридическое или физическое лицо, которое он выбирает сам. Закон 44-ФЗ дает заказчику право прибегать к такому методу в строго определенных случаях. Однако по своему желанию он может провести в такой ситуации конкурентную процедуру. Ведь закупка у единственного поставщика чаще всего не является обязанностью заказчика — это лишь его право.

Читайте также:  Способ хранения мяса свинины

Способ заключения контракта напрямую удобен заказчикам по таким причинам:

Регистрация в ЕРУЗ ЕИС

С 1 января 2020 года для участия в торгах по 44-ФЗ, 223-ФЗ и 615-ПП обязательна регистрация в реестре ЕРУЗ (Единый реестр участников закупок) на портале ЕИС (Единая информационная система) в сфере закупок zakupki.gov.ru.

Мы оказываем услугу по регистрации в ЕРУЗ в ЕИС:

  • можно работать с поставщиком, с которым уже заключались контракты;
  • процедура предельно простая, риск ее нарушить минимален;
  • закупку можно провести в сжатые сроки;
  • не нужно проделывать подготовительную работу по определению поставщика и публиковать документы в ЕИС.

Основания для проведения неконкурентной закупки

Случаи, когда можно заключить контракт с поставщиком напрямую, описаны в части 1 статьи 93 закон о госзакупках. Всего там перечислено более 5 десятков различных оснований. Остановимся лишь на некоторых из них, которые применяются чаще всего:

  1. Закупки у естественных монополий. Например, когда нужно купить билеты на поезд, приходится заключать контракт с РЖД, так как других перевозчиков нет.
  2. Закупка на сумму до 300 000 рублей. Закон позволяет заказчикам осуществлять небольшие закупки у тех поставщиков, которых они выбирают самостоятельно. Ранее сумма малой закупки ограничивалась 100 000 рублей, но с середины 2019 года ее подняли до 300 000 рублей.
  3. Закупка услуг по водо-, тепло- и газоснабжению, по подключению к инженерным сетям, по обращению с некоторые веществами, оборот которых ограничен (психотропные, наркотические). Это основание похоже не первое, так как выбора из компаний, предоставляющих такие услуги, как правило, нет.
  4. Закупка при возникновении чрезвычайных ситуаций техногенного или природного характера, если необходимо оказать медицинскую помощь в экстренной ситуации. Контракты заключаются напрямую из-за отсутствия времени проводить конкурентные закупки с регламентированными сроками.
  5. Не состоялся конкурс (открытый, с ограниченным участием, двухэтапный, повторный), электронный аукцион, запрос котировок или предложений. Есть лишь одна заявка, удовлетворяющая условиям, остальные либо не прошли по требованиям, либо и вовсе не подавались.

Рассмотрим некоторые основания более подробно.

Закупки малого объема

Если сумма контракта не превышает 300 000 рублей, заказчик может заключить его напрямую. Но есть дополнительные условия — годовой объем таких контрактов не должен быть более:

  • 2 млн или 5% от совокупного годового объема закупок этого заказчика;
  • 50 млн рублей.

Закупать таким образом можно любые товары или услуги, в том числе и однотипные. Но нельзя дробить 1 контракт на несколько таким образом, чтобы каждый из них укладывался в объем малой закупки.

Например, заказчик купил несколько компьютеров на общую сумму 260 000 рублей. Спустя полгода он купил пару копировальных аппаратов на общую сумму 150 000 рублей. Стоимость каждого контракта меньше 300 000, поэтому покупка производилась у единственного поставщика. Между сделками прошло много времени, плюс контракты заключались с разными поставщиками. Никаких подозрений такие закупки не вызовут.

Другое дело, если нужно было закупить партию из 20 компьютеров по цене около 50 000 рублей каждый. Чтобы не проводить конкурентную процедуру, заказчик решил разбить покупку на 4 контракта по 5 компьютеров. Сумма каждого контракта будет равна 250 000 рублей, поэтому на первый взгляд все законно. Однако тут налицо все признаки дробления контракта: однотипный товар, купленный за небольшой промежуток времени у одного поставщика. Так делать нельзя — нужно проводить конкурентную закупку.

Заказчики любят малые закупки за то, что контракты заключаются по простой схеме, без проведения конкурсов или аукционов. Им не нужно:

  • отражать каждую такую закупку в плане-графике. Достаточно указать в нем общую сумму малых закупок за год;
  • публиковать в ЕИС извещение о проведении закупки у единственного поставщика;
  • размещать в системе сведения о заключенном контракте.

Несостоявшаяся неконкурентная процедура

Есть ситуации, когда проводить закупка у единственного поставщика заказчик обязан. Это необходимо сделать, если была объявлена конкурентная процедура, но она не состоялась (на нее подана всего одна заявка либо одна удовлетворяла требованиям и была допущена до процедуры). В итоге конкурс или аукцион не состоялся.

Читайте также:  Парацетамол от чего помогает таблетки взрослому способ применения

Проводя закупку у определенного поставщика, заказчик должен учитывать установленные законом лимиты совокупного годового дохода. Если в итоге они будут превышены, то нужно проводить конкурентную процедуру.

Закупка у единственного поставщика при значительной сумме контракта имеет такие минусы:

  • раз нет конкуренции, не получится снизить цену или получить иные наилучшие условия контракта;
  • сделки с единственным поставщиком часто становятся объектом внимания со стороны ФАС, поскольку при их заключении иногда имеют место нарушения закона и трата бюджетных средств. Поэтому при выборе такого способа важно позаботиться о соответствующем обосновании, если оно требуется.

Чрезвычайные ситуации

Частое основание для проведения неконкурентной закупки — обстоятельства непреодолимой силы. Однако нередко заказчики ошибочно делают выводы о том, что такие обстоятельства наступили. Рассмотрим несколько примеров.

Конец года

Заказчику выделены средства в самом конце года. Ситуация простая: деньги на закупку есть, а проводить процедуру времени нет. Можно ли здесь применить пункт 6 части 1 статьи 93 закон о госзакупках? Является ли отсутствие времени обстоятельством непреодолимой силы?

Конечно же, нет, такое основание для проведения закупки у единственного поставщика нельзя отнести к форс-мажору. Отсутствие времени не содержит признаков чрезвычайности и неотвратимости. Практика показывает, что ни ФАС, ни арбитражные суды не признают действия заказчика правомерными.

Профилактика чрезвычайной ситуации

Произошли определенные события, которые с большой долей вероятности приведут к аварии, и заказчик об этом знает. Может ли он для предотвращения последствий этой аварии приобрести товары, работы или услуги на основании контракта с единственным поставщиком?

Снова нет, поскольку на момент заключения контракта авария еще не произошла. А возможность ее возникновения не признается обстоятельством непреодолимой силы. Поэтому в данном случае заключать контракт с единственным поставщиком неправомерно. Такой подход, скорее всего, не будет поддержан ни ФАС, ни судом.

Контракт спустя время после форс-мажора

Авария случилась, ее последствия уже наступили. Прошло определенное время, и заказчик заключил контракт с единственным поставщиком, ссылаясь на это происшествие. Правильно ли он поступил?

Ответ будет зависеть от того, сколько времени прошло с момента аварии и было ли его достаточно для проведения конкурентной процедуры. Ведь при наступлении обстоятельств непреодолимы силы смысл заключения прямых контрактов в сокращении времени. Необходимые для ликвидации последствий товары, работы и услуги приобретаются в максимально короткие сроки. Если же времени для проведения конкурентной процедуры было достаточно, то действие заказчика будет расценено, как неправомерное.

Как проверяются контракты

В определенных случаях о проведении закупки у единственного поставщика нужно уведомить ФАС. Это необходимо, если контракт заключается в соответствии с пунктами 6, 9, 34 и 50 части 1 статьи 93 закона 44-ФЗ. Например, это закупка товаров, работ и услуг, которые необходимы для ликвидации последствий аварии и оказания неотложной медпомощи.

Проверяется правомерность закупки по простому алгоритму:

  1. Заказчик направляет в ФАС уведомление не позднее 1 рабочего дня с даты заключения контракта.
  2. Это уведомление рассматривается контролирующим органом, затем выносится решение, правомерно ли заказчик заключил контракт.
  3. Составляется докладная записка.
  4. Если нарушений нет, заказчику об этом не сообщается.
  5. Если обнаружены нарушения, в отношении заказчика проводится внеплановая проверка, и он заранее об этом уведомляется.

Кроме того, во многих случаях заказчик при заключении контракта с единственным поставщиком должен определить его цену и обосновать ее. Это обоснование включается в текст контракта. Все случаи, когда это необходимо, перечислены в части 4 статьи 93 закона 44-ФЗ.

Источник

Способы отбора поставщика

Определение поставщика путем проведения торгов (конкурс, аукцион, аукцион в электронной форме) или без проведения торгов (запрос котировок, закупка у единственного поставщика, товарные биржи).

Запрос предложений

Способ отбора, при котором заказчик описывает требования к объекту закупки, а победителем становится участник с предложением, наиболее соответствующим требованиям заказчика.

Запрос цен (закупки по 223-ФЗ и коммерческие закупки)

Способ отбора, при котором подаются заявки вместе с ценовыми предложениями, и победителем становится участник, предложивший наиболее низкую цену контракта. При равенстве ценовых предложений победителем признается участник, чья заявка поступила ранее других.

Читайте также:  Способ увеличить прогестерон у женщин

Благодаря отдельному фильтру в сервисе, пользователи, которые ищут уже активные закупки, смогут пропускать запросы цен, и наоборот. Запросы цен не всегда реальные закупки, в которых договор заключают с тем, кто отправил лучшее предложение; с их помощью заказчик может просто собирать информацию для анализа рынка.

Зачем запросы цен заказчикам

Когда заказчик хочет разместить закупку, ему нужно знать начальную максимальную цену контракта (НМЦ). НМЦ он может получить несколькими способами. Один из них — это запросить цены у потенциальных поставщиков.

Заказчик размещает в ЕИС информацию о том, какие товары, работы или услуги ему требуются, какие требования у него есть к поставщику, и ждет, пока не наберет достаточное количество предложений. На основе полученных предложений заказчик рассчитывает НМЦ будущей закупки.

Подробнее про НМЦ и ее формирование можно почитать в статье в Справочной.

Зачем запросы цен поставщикам

Поставщикам запросы цен помогают заранее узнать, какие товары, работы, услуги планирует купить заказчик, их характеристики, и поучаствовать в формировании стартовой цены.

Поставщику может быть интересно участие в запросах цен, потому что:

  • можно повлиять на НМЦ будущей закупки,
  • можно уточнить параметры ТРУ для заказчика, возможно, подстроить под свой товар,
  • заранее понять, стоит ли идти в будущую закупку,
  • заявить о себе и своем товаре заказчику, направив свое предложение.

Неконкурентные способы закупок

Закупки, в ходе которых не используется состязательность предложений независимых участников.

Закупка у единственного поставщика (источника)

Способ отбора, при котором заказчик вправе обратиться в процессе закупки к поставщику по своему выбору.

Для закупок у единственного поставщика по 44-ФЗ заказчик обязан обосновать, почему использование других способов определения поставщика невозможно.

Конкурентные способы закупок

Закупки, в ходе которых используется состязательность предложений независимых участников (конкурс, запрос цен, запрос предложений, конкурентные переговоры).

Аукцион

Способ отбора, при котором сначала подаются заявки без ценового предложения, потом проводится аукцион, в ходе которого участники озвучивают ценовые предложения и устанавливается лучшая цена.

Лучшая цена зависит от типа аукциона:

  • Аукцион с повышением начальной цены. Заказчик объявляет начальную цену лота, а участники торгов повышают цены каждый раз на шаг аукциона. Победителем становится участник с наивысшей ценой. Встречается в торгах имущества банкротов.
  • Аукцион с понижением начальной цены. Заказчик объявляет максимальую начальную цену лота, а участники торгов понижают цены каждый раз на шаг аукциона. В некоторых случаях заказчик может задать нижнюю границу цены. Победителем становится участник с наименьшей ценой.

Шаг аукциона
Шаг, с которым участники аукциона повышают или понижают цену. Для закупок по 44-ФЗ шаг аукциона находится в диапазоне от 0,5 до 5% от начальной цены контракта. Для остальных закупок шаг определяется заказчиком.

Электронный аукцион
Аукцион с понижением начальной цены, который проводится на электронной торговой площадке.

Открытый аукцион
Аукцион с понижением начальной цены, который проводится заказчиком в присутствии членов аукционной комиссии, участников аукциона или их представителей.

Конкурс (открытый конкурс)

Способ отбора, при котором подаются заявки на участия вместе с ценовыми предложениями, и победитель выбирается по нескольким критериям.

  • цена,
  • потребительские свойства, качество,
  • квалификация участника конкурса,
  • сроки,
  • гарантия.
  1. Поставщики подают заявки
  2. Заказчик вскрывает конверты
  3. Заказчик оценивает заявки по критериям.

Двухэтапный конкурс
Конкурс, при котором участники могут подать улучшенные предложения на втором этапе.

Конкурс с ограниченным участием
Конкурс, при котором участники проходят предквалификационный отбор. В ходе отбора оценивают соответствие поставщика требованиям.

Запрос котировок

Способ отбора, при котором подаются заявки вместе с ценовыми предложениями, и победителем становится участник, предложивший наиболее низкую цену контракта. При равенстве ценовых предложений победителем признается участник, чья заявка поступила раньше других.

Конкурентные переговоры (закупки по 223-ФЗ и коммерческие закупки)

Способ отбора, при котором организатор ведет переговоры с участниками (их должно быть не меньше двух) и определяет квалифицированного участника, предложившего наилучшие условия сделки. После переговоров заказчик заключает с ним договор.

Переторжка (закупки по 223-ФЗ и коммерческие закупки)

Процедура после проведения торгов, при которой участники могут ещё раз подать свои ценовые предложения с улучшенной ценой.

Источник

Оцените статью
Разные способы