Договор оферта дистанционный способ продажи товара

Договор оферта дистанционный способ продажи товара

Правила продажи товаров при дистанционном способе продажи

товара по договору розничной купли-продажи

12. При дистанционном способе продажи товара продавец обязан заключить договор розничной купли-продажи с любым лицом, выразившим намерение приобрести товар на условиях оферты.

13. Обязательства продавца по передаче товара и иные обязательства, связанные с передачей товара, возникают с момента получения продавцом сообщения потребителя о намерении заключить договор розничной купли-продажи, если оферта продавца не содержит иного условия о моменте возникновения у продавца обязательства по передаче товара потребителю.

Договор розничной купли-продажи считается заключенным с момента выдачи продавцом потребителю кассового или товарного чека либо иного документа, подтверждающего оплату товара, или с момента получения продавцом сообщения потребителя о намерении заключить договор розничной купли-продажи.

14. При дистанционном способе продажи товара с использованием информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (далее — сеть «Интернет») и (или) программы для электронных вычислительных машин продавец предоставляет потребителю подтверждение заключения договора розничной купли-продажи на условиях оферты, которая содержит существенные условия этого договора, после получения продавцом сообщения потребителя о намерении заключить договор розничной купли-продажи.

Указанное подтверждение должно содержать номер заказа или иной способ идентификации заказа, который позволяет потребителю получить информацию о заключенном договоре розничной купли-продажи и его условиях.

15. Продавец или уполномоченное им лицо вправе ознакомить потребителя, заключившего договор розничной купли-продажи дистанционным способом продажи товара, с приобретаемым товаром до его передачи потребителю.

16. Товар признается непредназначенным для продажи дистанционным способом продажи товара в случае, если продажа товара на сайте и (или) странице сайта в сети «Интернет» и (или) в программе для электронных вычислительных машин подразумевает предварительное согласование условий договора розничной купли-продажи, в том числе согласование наличия, наименования и количества товара, а также в иных случаях, когда продавец явно определил, что соответствующий товар не предназначен для продажи дистанционным способом продажи товара.

17. При дистанционном способе продажи товара с использованием сети «Интернет» продавец обязан обеспечить возможность ознакомления потребителя с офертой путем ее размещения на сайте и (или) странице сайта в сети «Интернет» и (или) в программе для электронных вычислительных машин, если соглашением между продавцом и владельцем агрегатора не предусмотрен иной порядок исполнения такой обязанности.

18. При дистанционном способе продажи товара продавец предоставляет потребителю полную и достоверную информацию, характеризующую предлагаемый товар, посредством ее размещения на сайте и (или) странице сайта в сети «Интернет», и (или) в программе для электронных вычислительных машин, и (или) в средствах связи (телевизионной, почтовой, радиосвязи и др.), и (или) в каталогах, буклетах, проспектах, на фотографиях или в других информационных материалах.

Обязанность продавца, предусмотренная пунктом 3 статьи 26.1 Закона Российской Федерации «О защите прав потребителей», признается исполненной также в случае предоставления потребителю информации с помощью электронных и иных технических средств.

19. Юридические лица, зарегистрированные на территории Российской Федерации и осуществляющие продажу товаров дистанционным способом продажи товара на территории Российской Федерации, обязаны указывать полное фирменное наименование (наименование), основной государственный регистрационный номер, адрес и место нахождения, адрес электронной почты и (или) номер телефона.

Индивидуальные предприниматели, зарегистрированные на территории Российской Федерации и осуществляющие продажу товаров дистанционным способом продажи товара на территории Российской Федерации, обязаны указывать фамилию, имя, отчество (при наличии), основной государственный регистрационный номер, адрес электронной почты и (или) номер телефона.

Читайте также:  Способы поиска клиентов ит аутсорсинг

Указанная информация доводится до потребителя посредством ее размещения на сайте (при его наличии) и (или) странице сайта в сети «Интернет» (при его наличии), а также в программе для электронных вычислительных машин (при ее наличии).

20. Доставленный товар передается потребителю по указанному им адресу, а при отсутствии потребителя — любому лицу, предъявившему информацию о номере заказа, либо иное (в том числе электронное) подтверждение заключения договора розничной купли-продажи или оформление заказа, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации или договором розничной купли-продажи.

В случае если доставка товара произведена в установленные договором розничной купли-продажи сроки, но товар не был передан потребителю по его вине, последующая доставка производится в новые сроки, согласованные с продавцом, на условиях, предусмотренных договором розничной купли-продажи.

21. Продавец доводит до потребителя в порядке, предусмотренном абзацем третьим пункта 19 настоящих Правил, информацию о форме и способах направления претензий. В случае если такая информация продавцом не представлена, потребитель вправе направить претензию в любой форме и любым способом.

22. При дистанционном способе продажи товара обязанность продавца по возврату денежной суммы, уплаченной потребителем по договору розничной купли-продажи, возникает в соответствии с пунктом 4 статьи 26.1 Закона Российской Федерации «О защите прав потребителей».

23. Расходы на осуществление возврата суммы, уплаченной потребителем в соответствии с договором розничной купли-продажи за товар ненадлежащего качества, несет продавец. В других случаях распределение указанных расходов определяется офертой.

24. Оплата товара потребителем путем перевода средств на счет третьего лица, указанного продавцом, не освобождает продавца от обязанности осуществить возврат уплаченной потребителем суммы при возврате потребителем товара как надлежащего, так и ненадлежащего качества.

25. Идентификация потребителя в целях заключения и (или) исполнения договора розничной купли-продажи с использованием сети «Интернет» может осуществляться в том числе с помощью федеральной государственной информационной системы «Единая система идентификации и аутентификации в инфраструктуре, обеспечивающей информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной форме», если необходимость такой идентификации предусмотрена законодательством Российской Федерации.

26. Продажа лекарственных препаратов для медицинского применения при дистанционном способе продажи товара осуществляется в соответствии с Правилами выдачи разрешения на осуществление розничной торговли лекарственными препаратами для медицинского применения дистанционным способом, осуществления такой торговли и доставки указанных лекарственных препаратов гражданам, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 16 мая 2020 г. N 697 «Об утверждении Правил выдачи разрешения на осуществление розничной торговли лекарственными препаратами для медицинского применения дистанционным способом, осуществления такой торговли и доставки указанных лекарственных препаратов гражданам и внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросу розничной торговли лекарственными препаратами для медицинского применения дистанционным способом».

27. Требования, установленные абзацем вторым пункта 2, пунктами 4, 37, 56, 64 и 67 настоящих Правил, не применяются к отношениям продавца и потребителя при продаже товаров дистанционным способом продажи товара.

Источник

Оферта и акцепт в режиме онлайн

Традиции, а главное, сила привычки упорно заставляют верить, что долго хранимый письменный договор – лучшая гарантия защищённых прав, а, следовательно, успешно проведённой сделки.

В праве существует две формы договора – письменная и устная. Устная форма сделки в отличие от письменной применяется в ограниченном перечне случаев, поскольку не заключается на сумму свыше 10 тысяч рублей, а также между физическими и юридическими лицами.

Читайте также:  Герметик автосил способ применения

Другое дело, что в настоящее время письменная форма сделки приобретает иной вид. То есть для того, чтобы сделки стать письменной, не обязательно быть облечённой в бумагу, утверждённую собственноручно подписью контрагентами. Люди совершают покупки через социальные сети, специальные приложения, просто на сайтах. Не ощущая по окончании совершения действий (выбор, оплата) и до получения желаемого (продукта, товара или услуги) бумаги в своих руках, у многих возникает вопрос: «А меня точно не обманули? А на что я буду ссылаться, если мне товар не придёт?».

Гражданский Кодекс указывает, что письменный договор может быть заключён посредством составления электронного документа с подписью сторон (электронная подпись), а также посредством обмена письмами или иными данными. К таким данным как раз можно отнести обмен сообщениями в мессенджерах. То есть фактически на разных электронных носителях формируется электронный документ, приравненный к письменной форме сделки. Хотя прямо в российском законодательстве никто пользователей не успокоил, что такое способ заключения договора не создаст вам проблем, вывод об относительной надежности использования механизма заключения договора через сети и мессенджеры сделать всё-таки возможно.

В международной практике, а именно, в ст. 8 Конвенции ООН об использовании электронных сообщений в международных сделках 2005 г., ст. 11 Типового закона ЮНСИТРАЛ «Об электронной торговле» 1996 г., указывается, что в случае, если при заключении контракта используется электронное сообщение, этот контракт не может быть лишен действительности или исковой силы на том лишь основании, что он совершен в электронной форме.

Также можно позволить себе заглянуть в международную практику и увидеть отражение философии существования нашей жизни в новых форматах. Обратим внимание на следующий факт — понятие электронного носителя информации раскрывается в Директиве Европейского парламента и Совета N 2011/83/EC от 25 октября 2011 г. о правах потребителей. Если сторонами достигнуто соглашение о фиксации любой договорной документации на носителе, названном «durable medium» (носителем информации длительного хранения), то в определенных случаях речь может идти не только о заключении договора в электронной форме, но и о полной дематериализации договорных отношений, но всё это не отменяет наличия самих договорных отношений.

Что означает согласие в электронной форме, и как подтверждать волю, если подпись поставить невозможно? Да, подпись заменяет иной вариант выражения формы согласия, более вариативный. Это может быть: передача сигнала в виде конкретных слов «я хочу купить», «я готов сделать заказ», или заполнение определённой формы в Интернете, или клик мышкой на знак «с условиями договора ознакомился и согласен». Такое выражение воли соответствует юридически значимому сообщению, поскольку порождает гражданско-правовые последствия. Также не стоит забывать или пренебрегать опять же электронными, но более формализованными средствами выражения воли: электронной подписью, например.

Кстати, хорошо известная система S.W.I.F.T. может выдавать справки о том, что соответствующее сообщение отправлено конкретным абонентом, что упрощает процесс доказывания факта заключённой сделки.

Также стоит отметить, что не всегда есть необходимость указывать все сведения в одном документе. В информационном письме Президиума ВАС РФ от 21.01.2002 N 67 указано: «Письменным договором могут признать несколько взаимосвязанных документов, подписанных сторонами». (Опять же, понятие «подписанных сторонами» мы можем рассматривать как «условный вариант» и заменить его на возможность выражения воли другими способами и средствами). То есть по аналогии: переписку с контрагентом можно вести в нескольких мессенджерах.

Читайте также:  Способы установки кухонных моек

Если вы успокоились, что мессенджер и Интернет в целом не только удобен, но и относительно благонадёжен, самое время обратить внимание на ещё один подводный камень при использовании современных технологий.
Любая сделка строится по принципу «согласие» — акцепт на «предложение» — оферту. И чтобы чувствовать себя уверенным при выражении согласия, важно различить, что является предложением к покупке – то есть офертой, а что нет, то есть, скорее всего, представляет собой «приманку» клиента. Важно научиться распознавать оферту.

Распознать оферту можно по следующим признакам:
содержит существенные условия договора (например, в договоре купли-продажи существенным признаётся указание наименование товара и количество. По общему правилу условие о цене можно также считать существенным);

усматривается воля лица совершить те действия, которые предлагаются (о наличии такой воли свидетельствует, например, публикация правил оказания услуг на официальном сайте).

Стоит отметить, что предложение делать оферту (иначе – реклама, а по-простому – приманка клиента) порой очень сложно отличима от непосредственно самой оферты. Чтобы не попытаться купить рекламу, нужно обращать внимание:
указано ли, что «предложение не является публичной офертой» (если указано, то точно акцептовать нечего);
содержит ли реклама существенные условия договора (ОДНАКО описание фотографий, работающих образцов товара или услуги в Интернете придается значение оферты, независимо от наличия всех существенных условий).

Поскольку мы всё-таки говорим о заключении сделок в электронной форме, то стоит попытаться объяснить, что является офертой и акцептом в режиме онлайн, как прощупать сам процесс.

Сделка, которую вы заключайте в Интернете, чаще всего имеет наименование «продажа товаров дистанционным способом». В основе этого способа лежит ознакомление покупателя с товаром, при этом то, с чем знакомится потенциальные покупатель и называется офертой (фотографии, описания). Выражение согласия происходит в различных формах (добавить в корзину, написать о готовности приобрети товары, кликнуть мышью, оплатить товар и т д). Считать себя заключившим договор продавец будет обязан с момента получения акцепта.

Итак, что в российском законодательстве нет в самом качественном понимании специальных правил, регулирующих взаимодействия по сделкам в сети «Интернет». Все правила вытекают либо из общих условий, работающих относительно письменной формы сделки, и далее применяемых по аналогии для электронного формата, либо есть некие «намеки» на признание электронной формы действительно работающей, но они действительно могут заставить сомневаться из-за сложности формулировок, а оттого некой изворотливости в применении. Поэтому порой становиться проще убедить себя в верности действий по давно проверенным стереотипам, и посчитать бумагу или личную встречу — лучшим гарантом защиты прав.

Предстоит ещё работа в части соотношения норм росскийского права с международными признанными стандартами, во многом следует продумать существующие правовое модели, которые в перспективе могут обрести другие формы. Например, сейчас в России всё, что представлено на сайте, признаётся офертой, то есть потребитель находится в более сильном положении, он выбирает уже явно предложенный ему товар. Для сравнения, в английском праве традиционно считается, что предложение товара на веб-сайте является лишь предложением делать оферты, то есть рекламой, а сама оферта делается покупателем в момент, когда он окончательно формирует «корзину» покупок и приступает к оплате.

Источник

Оцените статью
Разные способы