- О продаже товаров дистанционным способом
- Примерная форма договора купли-продажи товаров дистанционным способом
- Что изменилось в онлайн-торговле: новые требования и возможности для бизнеса
- Павел Мищенко
- Что случилось
- Откройте счет в Тинькофф Бизнесе за один день
- На сайте должна быть оферта
- Условия продажи не действуют, пока бизнес их не подтвердил
- Контактная информация должна быть подробной
- Если не прописать процесс для обращений, покупатель может жаловаться как угодно
- Технику и ювелирные украшения можно возвращать
- Бизнес должен подтвердить заказ и условия покупки
- На покупателя можно переложить оплату за повторную доставку
- Можно продавать БАДы
О продаже товаров дистанционным способом
Торговля товарами посредством заказа их через Интернет в российском законодательстве определена как «дистанционный способ продажи товара», что означает осуществление торговли по договорам розничной купли-продажи, заключаемым покупателями на основании сведений, полученных ими из каталогов, проспектов, буклетов, посредством средств связи, или иными способами, исключающими возможность непосредственного ознакомления покупателей с товарами либо образцами товаров при заключении таких договоров.
Продажа товаров дистанционным способом регулируется следующими основными нормативными актами:
- Гражданским Кодексом Российской Федерации (далее — ГК РФ);
- Законом РФ от 7 февраля 1992 г. N 2300-1 «О защите прав потребителей» (далее — Закон);
- Постановлением Правительства РФ от 27 сентября 2007 г. N 612 «Об утверждении Правил продажи товаров дистанционным способом» (далее — Правила продажи товаров дистанционным способом).
В соответствии со статьей 26.1 Закона, еще до заключения договора продавец должен предоставить потребителю следующие сведения:
- основные потребительские свойства товара;
- место нахождения продавца;
- место изготовления товара;
- полное фирменное наименование продавца или изготовителя;
- цену и условия приобретения товара;
- особенности доставки товара;
- срок службы, срок годности и гарантийный срок;
- порядок оплаты товара;
- срок, в течение которого действует предложение о заключении договора.
Данные сведения могут быть размещены на сайте продавца.
При продаже товаров дистанционным способом продавец обязан предложить покупателю услуги по доставке товаров путем их пересылки почтовыми отправлениями или перевозки с указанием используемого способа доставки и вида транспорта (п. 3 Правил продажи товаров дистанционным способом).
В момент доставки товара покупателю также должна быть предоставлена письменная информация о порядке и сроках возврата товара, а также следующие сведения о товаре:
- наименование технического регламента или иное установленное законодательством Российской Федерации о техническом регулировании и свидетельствующее об обязательном подтверждении соответствия товара обозначение;
- основные потребительские свойства товаров (работ, услуг);
- сведения о составе продуктов питания, пищевой ценности, об их назначении, условиях применения и хранения продуктов питания, о способах изготовления готовых блюд, весе, дате и месте изготовления и упаковки, а также сведения о противопоказаниях при отдельных заболеваниях;
- цена в рублях и условия приобретения товаров, в том числе при предоставлении кредита размер кредита, полная сумма, подлежащая выплате потребителем, и график погашения этой суммы;
- гарантийный срок, если он установлен;
- правила и условия эффективного и безопасного использования товаров;
- информация об энергетической эффективности товаров, в отношении которых требование о наличии такой информации определено в соответствии с законодательством об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности;
- срок службы или срок годности товаров, а также сведения о необходимых действиях потребителя по истечении указанных сроков и возможных последствиях при невыполнении таких действий, если товары по истечении указанных сроков представляют опасность для жизни, здоровья и имущества потребителя или становятся непригодными для использования по назначению;
- место нахождения, фирменное наименование продавца;
- информация об обязательном подтверждении соответствия товаров, если законом установлены обязательные требования, обеспечивающие их безопасность для жизни, здоровья потребителя, окружающей среды и предотвращение причинения вреда имуществу потребителя;
- информация о правилах продажи товаров;
- указание на конкретное лицо, которое будет выполнять работу, например, доставку товара;
- указание на использование фонограмм при оказании развлекательных услуг исполнителями музыкальных произведений;
- если приобретаемый потребителем товар был в употреблении или в нем устранялся недостаток (недостатки), потребителю должна быть предоставлена информация об этом.
Данная информация может быть предоставлена как в виде договора купли-продажи, так и в виде технической документации, прилагаемой к товарам, на этикетках, маркировкой или иным способом.
Договор розничной купли-продажи товара, заключенный дистанционным способом, считается исполненным с момента доставки товара в место, указанное в таком договоре, а если место передачи товара таким договором не определено, с момента доставки товара по месту жительства покупателя-гражданина или месту нахождения покупателя — юридического лица.
Покупатель может отказаться от покупки до момента передачи ему товара. При этом, он должен возместить продавцу расходы, понесенные в связи с совершением действий по исполнению договора (497 статья ГК РФ). К таким действиям может относиться доставка товаров.
Также, потребитель вправе отказаться от товара в течение семи дней после его получения. А в случае, если информация о порядке и сроках возврата товара надлежащего качества не была предоставлена в письменной форме в момент доставки товара, то потребитель вправе отказаться от товара в течение трех месяцев с момента передачи товара (ст. 26.1. Закона).
Права потребителя при обнаружении в товаре недостатков регулируются положениями ст. 18 — 24 Закона, как и при обычной розничной торговле.
Источник
Примерная форма договора купли-продажи товаров дистанционным способом
Договор купли-продажи товаров дистанционным способом
г. _______________________ «__» ______________ _________г.
(полное наименование организации, предприятия, индивидуального
в лице _________________________________________________________________,
(должность руководителя, Ф.И.О.)
действующего на основании ______________________________________________,
(указать документ, удостоверяющий полномочия
или личность, его реквизиты)
именуемое в дальнейшем «Продавец», и ____________________________________
(фамилия, имя, отчество)
(серия, номер, кем и когда выдан)
зарегистрированный по месту жительства _________________________________,
именуемый в дальнейшем «Покупатель», а вместе именуемые «Стороны»,
заключили договор о нижеследующем:
1. Предмет договора
1.1. Настоящий договор регулирует отношения между Продавцом и
Покупателем при продаже Товаров дистанционным способом и оказании в связи
1.2. Продавец обязуется передать в собственность Покупателя
следующие Товары: ______________________________________________________,
предназначенные для личного, семейного, домашнего или иного
использования, не связанного с предпринимательской деятельностью, в
1.3. Покупатель обязуется принять и оплатить Товары на условиях
2. Обязанности Сторон
2.1. Продавец обязан:
2.1.1. Передать Покупателю Товары надлежащего качества, в
надлежащей упаковке, на условиях настоящего договора.
2.1.2. Оказать услуги по своевременной доставке Товаров Покупателю.
2.1.3. Одновременно с доставкой Товаров передать Покупателю
2.1.4. Передать Покупателю Товары свободные от прав третьих лиц.
2.2. Покупатель обязан:
2.2.1. Обеспечить своевременное получение Товаров.
2.2.2. Произвести оплату Товаров в порядке и в сроки,
предусмотренные настоящим договором.
3. Доставка и передача товаров Покупателю
3.1. Продавец оказывает Покупателю услуги по доставке Товаров путем
их пересылки почтовым отправлением /или перевозки _______________________
(указать используемый способ доставки и вид транспорта)
3.2. Срок доставки Товаров Покупателю состоит из срока обработки
заказа и срока доставки. Срок обработки заказа __________________________
дней. Срок доставки зависит от выбранного способа и составляет: _________
3.3. В случае доставки Товаров к месту жительства Покупателя
возможен осмотр Товаров на дому у Покупателя: его демонстрация, проверка,
3.4. В момент передачи Товаров Покупателю ему в обязательном
порядке в письменной форме сообщаются сведения:
— об основных потребительских свойствах товара, а в отношении
пищевых изделий — сведения об их составе (включая пищевые и биологически
— о наличии генно-инженерно-модифицированных организмов, в случае,
если содержание указанных организмов в таком компоненте составляет 0,9%
— об условиях изменения и хранения продуктов, дате и места их
изготовления и упаковки (расфасовки);
— о противопоказаниях при отдельных заболеваниях.
Также в момент передачи Товаров Покупатель письменно информируется:
об основных потребительских свойствах товара, об адресе (месте
нахождения) Продавца, о месте изготовления товара, о полном фирменном
наименовании (наименовании) Продавца, о цене, сроке службы, сроке
годности и гарантийном сроке, о порядке оплаты товара, а также с
информацией о порядке и сроках возврата товара.
3.5. Указанная информация о Товарах доводится до сведения
Покупателя в технической документации, прилагаемой к Товарам, на
этикетках, путем нанесения маркировки и иным способом.
3.6. В случае непредоставления информации в письменной форме о
порядке и сроках возврата Товаров надлежащего качества в момент доставки
Товаров Покупатель может отказаться от них в течение трех месяцев с
момента передачи Товаров.
4. Порядок возврата Товаров
4.1. Покупатель имеет право отказаться от заказанных Товаров:
— в любое время до его передачи Покупателю;
— в течение 7 дней после его получения;
— в течение 3-х месяцев с момента передачи Товаров, если ему не
была предоставлена в письменной форме информация о порядке и сроках
возврата в момент доставки Товаров.
4.2. Возврат Товаров надлежащего качества возможен в случае, если
сохранены его товарный вид, потребительские свойства, а также документ,
подтверждающий факт и условия покупки Товаров.
4.3. Отсутствие у Покупателя документа, подтверждающего факт и
условия покупки Товаров, не лишает его возможности ссылаться на другие
доказательства приобретения Товаров у Продавца.
4.4. Покупатель не вправе отказаться от Товаров надлежащего
качества, имеющего индивидуально-определенные свойства, если указанные
Товары могут быть использованы исключительно приобретающим их
4.5. Если Покупателю переданы Товары с нарушением условий договора,
касающихся количества, ассортимента, качества, комплектности, упаковки,
он может не позднее 20 дней после получения Товаров известить Продавца
об этих нарушениях.
4.6. При обнаружении недостатков Товаров, в отношении которых сроки
годности или гарантийные сроки не установлены, Покупатель вправе
предъявить требования в отношении недостатков в пределах 2-х лет со дня
получения их от Продавца.
4.7. При установлении факта ненадлежащего качества Товаров
Покупатель по своему выбору вправе потребовать от Продавца:
— безвозмездного устранения недостатка или возмещения расходов на
— соразмерного уменьшения полученной цены;
— замены на аналогичные Товары (этой же марки, модели, артикула).
При замене на такие же Товары другой марки (модели, артикула)
производится соответствующий перерасчет покупной цены.
4.8. В отношении технически сложных Товаров при обнаружении в них
любых недостатков Покупатель может потребовать замены в течение 15 дней
со дня передачи ему Товаров. В этот же срок он вправе отказаться от
исполнения договора купли-продажи и потребовать возврата уплаченной за
4.9. При отказе Покупателя от Товаров Продавец должен возвратить
ему денежную сумму, уплаченную Покупателем по договору, за исключением
расходов Продавца на доставку от Покупателя возвращенных Товаров, не
позднее чем через десять дней со дня предъявления Покупателем
5. Стоимость и порядок расчетов
5.1. Стоимость Товаров, определенных настоящим договором, состоит
из стоимости Товаров, стоимости упаковки и стоимости услуг по их
доставке и составляет: _________________________________________________.
5.2. Оплата Товаров производится Покупателем в течение
________________ со дня доставки Товара Покупателю.
6. Ответственность Сторон
6.1. В случае просрочки доставки Товаров по своей вине Продавец
обязан уплатить Покупателю штраф в размере ___% (___________________) от
6.2. При просрочке оплаты Покупатель обязан уплатить Продавцу
пени в размере ___% (_________________) от стоимости Товаров за каждый
день просрочки платежа.
6.3. Стороны не несут ответственности по настоящему договору, если
нарушение условий связано с обстоятельствами непреодолимой силы (со
стихийными бедствиями, военными действиями правительственных органов
и т.п.), наличие которых должно быть подтверждено ______________________.
7. Прочие условия
7.1. Настоящий договор вступает в силу с момента его подписания
Сторонами и действует до полного его исполнения.
7.2. Изменения и дополнения к договору совершаются в письменной
форме и подписываются Сторонами.
7.3. Споры и разногласия, возникающие из настоящего договора или в
связи с ним, Стороны будут стремиться решать путем переговоров.
7.4. Настоящий договор составлен в двух экземплярах, по одному для
каждой из Сторон, имеющих одинаковую юридическую силу.
7.5. По вопросам, не нашедшим отражения в договоре, Стороны
руководствуются действующим законодательством.
Источник
Что изменилось в онлайн-торговле: новые требования и возможности для бизнеса
С 1 января 2021 года действуют правила продажи товаров в розницу. Теперь они учитывают особенности интернет-торговли.
Павел Мищенко
Ближайшие шесть лет — до 1 января 2027 года — регулировать продажи через интернет будут новые правила. Юрист Павел Мищенко рассказывает о некоторых из них. А еще мы к каждому разделу дали старые и новые формулировки из закона.
Что случилось
С 1 января 2021 года действуют обновленные правила продажи товаров в розницу.
Предыдущие правила устарели, они не очень хорошо учитывали особенности дистанционной торговли. Когда составляли старый документ, больше ориентировались на покупки через каталог. Помните: каталог, который приходит по обычной почте, вы выбираете в нем свитер и оплачиваете через наложенный платеж.
Новое постановление фиксирует устоявшуюся деловую практику, помогает бизнесу и клиентам договориться об общих правилах. Есть изменения, которые скорее в пользу компаний, а есть — в пользу покупателей. В общем, боевая ничья. Изменений очень много, я расскажу об основных.
Откройте счет в Тинькофф Бизнесе за один день
- Обслуживание — от 0 ₽
- Деньги поступают на счет круглосуточно
- Бесплатный вывод до 500 000 ₽
На сайте должна быть оферта
Раньше. Об оферте в правилах ничего не было. Хочешь публикуй, хочешь — нет.
Что изменилось. Теперь бизнес обязан публиковать оферту, причем неважно, где именно он продает: на сайте, в приложении, соцсетях. Что продает — тоже неважно. Теперь на сайте магазина бытовой техники и в Инстаграме продавца марафона желаний должна быть оферта. Одного описания недостаточно.
Есть нюанс: оферта — это не всегда отдельный документ, который так и называется. Условия можно разместить на странице сайта, и это тоже будет считаться офертой. В любом случае советую проконсультироваться с юристом.
Оферта магазина спортивного питания: документ опубликован на странице сайта, можно перейти с главной страницы. Иногда такой документ называют «договор-оферта», но юридически это некорректно
На что повлияли изменения. Бизнес и покупатели больше защищены. Если раньше можно было трактовать условия покупки, то теперь они четко прописаны.
Старая версия — Постановление Правительства РФ от 27.09.2007 № 612 | Новая версия — Постановление Правительства РФ от 31.12.2020 № 2463 |
---|---|
«Продажа товаров дистанционным способом» — продажа товаров по договору розничной купли-продажи, заключаемому на основании ознакомления покупателя с предложенным продавцом описанием товара, содержащимся в каталогах, проспектах, буклетах либо представленным на фотоснимках или с использованием сетей почтовой связи, сетей электросвязи, в том числе информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», а также сетей связи для трансляции телеканалов и (или) радиоканалов, или иными способами, исключающими возможность непосредственного ознакомления покупателя с товаром либо образцом товара при заключении такого договора | 12 пункт. При дистанционном способе продажи товара продавец обязан заключить договор розничной купли-продажи с любым лицом, выразившим намерение приобрести товар на условиях оферты. |
17 пункт. При дистанционном способе продажи товара с использованием сети «Интернет» продавец обязан обеспечить возможность ознакомления потребителя с офертой путем ее размещения на сайте и (или) странице сайта в сети «Интернет» и (или) в программе для электронных вычислительных машин, если соглашением между продавцом и владельцем агрегатора не предусмотрен иной порядок исполнения такой обязанности
Условия продажи не действуют, пока бизнес их не подтвердил
Раньше. В законе было жесткое требование: если покупатель «выразил намерение купить», бизнес обязан продать.
Магазин техники ошибся и вместо ценника в 10 000 ₽ за телевизор указал на сайте 1000 ₽. Покупатель увидел низкую цену, обрадовался и оформил заказ. Даже если он еще не оплатил, сам факт заказа — и есть то самое намерение. Формально магазин был обязан продать телевизор с огромной скидкой.
Бизнес обходил эту проблему, например использовал вариант с предзаказом: вы пока закажите, а мы потом посмотрим — можем или нет. Но такой вариант подходил не каждому бизнесу и был на грани с законом.
Что изменилось. Новое постановление разрешает бизнесу самому определять, когда у него возникает обязанность передать товар покупателю. Обычно это тот же предзаказ, только теперь полностью легальный. Все условия должны быть в оферте.
Давайте на том же примере.
Магазин техники ошибся и вместо ценника в 10 000 ₽ за телевизор указал на сайте 1000 ₽. Покупатель увидел низкую цену, обрадовался и оформил заказ.
Благодаря изменениям, магазин не обязан продавать телевизор за тысячу, даже если такая стоимость указана на сайте. Сначала он подтверждает условия заказа и только потом эти условия вступают в силу.
Здесь работает здравый смысл: если на сайте холодильники стоят тысячу рублей, а после оформления заказа магазин меняет стоимость на сто тысяч, тут явно не так. Покупатель может обратиться в госорганы и потребовать разобраться в ситуации. Для бизнеса это рискованно.
На что повлияли изменения. Для бизнеса это большой плюс, потому что теперь есть страховка от ошибок, изменения курса рубля и чего угодно еще. Пока компания не подтвердила, что готова продать товар или услугу на условиях с сайта — у покупателя нет права это требовать.
Для обычных покупателей изменение ничего не меняет все остается . А вот у недобросовестных меньше шансов обхитрить бизнес и нажиться на ошибке.
Старая версия — Постановление Правительства РФ от 27.09.2007 № 612 | Новая версия — Постановление Правительства РФ от 31.12.2020 № 2463 |
---|---|
18. Обязательства продавца по передаче товара и иные обязательства, связанные с передачей товара, возникают с момента получения продавцом соответствующего сообщения покупателя о намерении заключить договор. |
20. Договор считается заключенным: с момента выдачи продавцом покупателю кассового или товарного чека либо иного документа, подтверждающего оплату товара,
или с момента получения продавцом сообщения о намерении покупателя приобрести товар
Договор розничной купли-продажи считается заключенным с момента выдачи продавцом потребителю кассового или товарного чека либо иного документа, подтверждающего оплату товара, или с момента получения продавцом сообщения потребителя о намерении заключить договор розничной купли-продажи
Контактная информация должна быть подробной
Раньше. Закон всегда требовал делиться контактами с покупателями. Это важно на случай разбирательств: вдруг товар не довезли и непонятно, с кем и как связываться.
Что изменилось. Теперь обязательных данных стало больше: ОГРН, электронный адрес и телефон. Если у ИП нет стационарного телефона, подходит сотовый.
В законе есть оговорка: можно или адрес, или телефон, но пока непонятно, как будет работать норма. Возможно, лучше перестраховаться и добавить телефон.
Обязательные контакты бизнеса | Пример |
---|---|
Название компании или полное ФИО индивидуального предпринимателя | ООО «Сухарики» |
ИП Обломов Илья Ильич
+7 925 777-22-11
На что повлияли изменения. Для компании разницы никакой — только добавить лишнюю строчку в контакты. А вот для ИП все сложнее: формально он обязан указать свой электронный адрес и телефон, даже если работает без офиса. Возможно, не всем захочется давать реальные контакты и придется завести второй номер. Вдруг наплыва покупателей не сможет дозвониться мама.
Деталей к этому правилу нет. Но взываю к здравому смыслу: если у вас магазин «Волшебница», пусть электронный адрес так и называется, а не 777kit@yandex.ru.
Покупатели скорее в плюсе, потому что у них больше контактов для связи с продавцом.
Старая версия — Постановление Правительства РФ от 27.09.2007 № 612 | Новая версия — Постановление Правительства РФ от 31.12.2020 № 2463 |
---|---|
8. Продавец должен до заключения договора розничной купли-продажи (далее — договор) предоставить покупателю информацию об основных потребительских свойствах товара и адресе (месте нахождения) продавца, о месте изготовления товара, полном фирменном наименовании (наименовании) продавца, о цене и об условиях приобретения товара, о его доставке, сроке службы, сроке годности и гарантийном сроке, о порядке оплаты товара, а также о сроке, в течение которого действует предложение о заключении договора | 19. Юридические лица, зарегистрированные на территории Российской Федерации и осуществляющие продажу товаров дистанционным способом продажи товара на территории Российской Федерации, обязаны указывать полное фирменное наименование (наименование), основной государственный регистрационный номер, адрес и место нахождения, адрес электронной почты и (или) номер телефона. |
Индивидуальные предприниматели, зарегистрированные на территории Российской Федерации и осуществляющие продажу товаров дистанционным способом продажи товара на территории Российской Федерации, обязаны указывать фамилию, имя, отчество (при наличии), основной государственный регистрационный номер, адрес электронной почты и (или) номер телефона.
Указанная информация доводится до потребителя посредством ее размещения на сайте (при его наличии) и (или) странице сайта в сети «Интернет» (при его наличии), а также в программе для электронных вычислительных машин (при ее наличии)
Если не прописать процесс для обращений, покупатель может жаловаться как угодно
Раньше. В законе не было четких условий, может ли бизнес требовать определенного порядка при разбирательствах или нет. Поэтому возникали споры. Допустим, покупатель отправляет претензию по электронной почте, а магазин ее не читает. И непонятно, кто прав.
Что изменилось. У бизнеса появилась возможность самому решать, как он готов принимать заявления, если покупателю не понравилось, есть брак, хочется отказаться от покупки и так далее.
Конечно, тут тоже нельзя прописать абсурдные условия. Допустим, магазин работает в Москве, покупатель тоже из Москвы. Магазин не вправе требовать, чтобы покупатель отвез заявления на возврате в бумажной форме в Магадан только потому, что оттуда работает бухгалтер. В юридической сфере есть такое понятие, как злоупотребление правом. Приведенный пример как раз об этом.
Если бизнес сам не пропишет порядок для обращений, у покупателя появляется право обращаться как угодно. Может смс написать: мол, хочу вернуть утюг. Если магазин пропустит срок возврата, потому что не увидел смс, — это проблема магазина.
На что повлияли изменения. Бизнес и покупатели получили больше возможностей для защиты своих интересов. Условный магазин может выбрать удобный для себя способ, а если он этого не сделал — покупатель вправе поступать так, как ему удобно.
Старая версия — Постановление Правительства РФ от 27.09.2007 № 612 | Новая версия — Постановление Правительства РФ от 31.12.2020 № 2463 |
---|---|
Не было требований и условий | 21. Продавец доводит до потребителя в порядке, предусмотренном абзацем третьим пункта 19 настоящих Правил, информацию о форме и способах направления претензий. В случае если такая информация продавцом не представлена, потребитель вправе направить претензию в любой форме и любым способом |
Технику и ювелирные украшения можно возвращать
Раньше. По умолчанию, покупатель вправе отказаться от покупки в любой момент и по любой причине. Это гарантирует закон «О защите прав потребителей». Но есть нюансы.
Правила для возврата товаров очень сильно отличаются от правил для услуг, то же самое с покупками в офлайн- и онлайн-бизнесе. Различий много, но вот самое важное в рамках этой статьи.
Для покупок товаров в офлайн-магазинах есть «невозвратный список» — то, что нельзя возвращать, если нет брака. Например:
- ювелирные украшения;
- технически сложные товары;
- медицинские товары;
- мебельные гарнитуры;
- коты, собаки и кактусы.
Для онлайн-покупок такого списка нет. Формально, можно вернуть и кольцо, и айфон, и кота. Магазины не всегда принимали возврат, и дело доходило до суда. А в судах единого мнения не было: вставал на сторону покупателя, нет.
Что изменилось. Теперь онлайн-бизнес обязан принимать некоторые товары, даже если нет брака или, как говорится в законе, они надлежащего качества.
Теперь точно обязан принять:
- ювелирные украшения, например кольца, серьги;
- технически сложные товары, например бытовую технику, электронику, часы с двумя и более функциями, некоторый транспорт.
К возврату есть требования, и они такие же, как для покупок в офлайн-бизнесе. Покупатель должен:
- сохранить потребительские свойства и товарный вид. Это значит, что на товаре не должно быть никаких сколов, царапин, пятен и так далее;
- показать документ, который подтверждает факт покупки. Точного списка нет, но обычно подходит чек, выписка из банка и даже свидетельские показания.
На что повлияли изменения. Скорее выиграли покупатели: если раньше магазин мог попробовать отказать, то теперь все предельно четко. Купил кольцо, не понравилось — можно вернуть. Это не значит, что у бизнеса нет права оспорить возврат, но сделать это будет сложнее.
Магазин ювелирных изделий еще не знает, что теперь кольца можно возвращать, или делает вид, что не знает
Старая версия — Постановление Правительства РФ от 27.09.2007 № 612 | Новая версия — Постановление Правительства РФ от 31.12.2020 № 2463 |
---|---|
В правилах отсутствовало |
В ст. 26 закона «О защите прав потребителей» есть общее правило:
4. Потребитель вправе отказаться от товара в любое время до его передачи, а после передачи товара — в течение семи дней.
В случае если информация о порядке и сроках возврата товара надлежащего качества не была предоставлена в письменной форме в момент доставки товара, потребитель вправе отказаться от товара в течение трех месяцев с момента передачи товара.
Возврат товара надлежащего качества возможен в случае, если сохранены его товарный вид, потребительские свойства, а также документ, подтверждающий факт и условия покупки указанного товара.
Отсутствие у потребителя документа, подтверждающего факт и условия покупки товара, не лишает его возможности ссылаться на другие доказательства приобретения товара у данного продавца.
Потребитель не вправе отказаться от товара надлежащего качества, имеющего индивидуально-определенные свойства, если указанный товар может быть использован исключительно приобретающим его потребителем.
При отказе потребителя от товара продавец должен возвратить ему денежную сумму, уплаченную потребителем по договору, за исключением расходов продавца на доставку от потребителя возвращенного товара, не позднее чем через десять дней со дня предъявления потребителем соответствующего требования
45. При дистанционном способе продажи товара возврат транспортного средства надлежащего качества возможен в случае, если сохранены его потребительские свойства и товарный вид, документ, подтверждающий факт и условия покупки указанного товара у продавца. Отсутствие у потребителя документа, подтверждающего факт и условия покупки транспортного средства, не лишает его возможности ссылаться на другие доказательства приобретения транспортного средства у этого продавца.
51. При дистанционном способе продажи товара возврат ювелирных изделий из драгоценных металлов и (или) драгоценных камней, а также сертифицированных ограненных драгоценных камней надлежащего качества возможен в случае, если сохранены его товарный вид, потребительские свойства, документ, подтверждающий факт и условия покупки указанного товара у продавца, и потребительская упаковка. Отсутствие у потребителя документа, подтверждающего факт и условия покупки ювелирных изделий из драгоценных металлов и (или) драгоценных камней, не лишает его возможности ссылаться на другие доказательства приобретения ювелирных изделий из драгоценных металлов и (или) драгоценных камней у этого продавца
Бизнес должен подтвердить заказ и условия покупки
Как было. В законе ничего не было о том, что происходит после оформления заказа. Оплачиваешь курс, а в ответ тишина: то ли купил, то ли нет.
Что изменилось. Теперь после заказа бизнес обязан подтвердить, что именно оформил клиент и на каких условиях. Как подтверждать — решает компания: может по смс, может по почте. Главное — зафиксировать условия в оферте.
Что должно быть в подтверждении:
- сам факт — да, мы видим, что вы у нас заказали такое;
- для идентификации заказа, например номер.
О других условиях можно рассказать в оферте, например:
- что именно клиент заказал, например название, количество;
- условия доставки, если есть, например адрес и телефон клиента, дата доставки, кто доставляет;
- условия самовывоза, если есть, например адрес точки, график работы и так далее.
На что повлияли изменения. В целом — ни на что. Бизнес и так присылал письма или смс в ответ на оформление заказа. Это способ убедиться, что с покупкой все в порядке, да и просто проявить внимание и заботу. Поэтому, по сути, закон закрепил устоявшуюся практику.
В большинстве случаев магазины и так подтверждают заказы и присылают подробное описание: когда и куда привезут, что в заказе, сколько стоит и так далее
Старая версия — Постановление Правительства РФ от 27.09.2007 № 612 | Новая версия — Постановление Правительства РФ от 31.12.2020 № 2463 |
---|---|
В законе не было такого требования | 14. При дистанционном способе продажи товара с использованием информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (далее — сеть «Интернет») и (или) программы для электронных вычислительных машин продавец предоставляет потребителю подтверждение заключения договора розничной купли-продажи на условиях оферты, которая содержит существенные условия этого договора, после получения продавцом сообщения потребителя о намерении заключить договор розничной купли-продажи. |
Указанное подтверждение должно содержать номер заказа или иной способ идентификации заказа, который позволяет потребителю получить информацию о заключенном договоре розничной купли-продажи и его условиях
На покупателя можно переложить оплату за повторную доставку
Как было. Допустим, курьер приехал в согласованное время, а покупатель не открыл дверь. Может, он спит, а может — уехал по срочным делам. Если клиент все еще хочет получить заказ, он сам оплачивает повторную доставку.
Что изменилось. По умолчанию, если покупатель сам виноват в том, что не получил заказ, он ничего не платит. Курьер не смог передать заказ — приезжает еще раз и за счет бизнеса.
При этом у бизнеса появилось право включить в оферту пункт об оплате повторной доставки. Но если дополнительное условие не прописано, требовать от покупателя денег нельзя.
На что повлияли изменения. Насколько я знаю, компании редко просили повторно оплатить доставку, потому что это риск потерять клиента. Поэтому на деле новое правило просто фиксирует устоявшуюся практику. Так что для бизнеса и покупателей мало что изменилось.
Старая версия — Постановление Правительства РФ от 27.09.2007 № 612 | Новая версия — Постановление Правительства РФ от 31.12.2020 № 2463 |
---|---|
24. В случае если доставка товара произведена в установленные договором сроки, но товар не был передан покупателю по его вине, последующая доставка производится в новые сроки, согласованные с продавцом, после повторной оплаты покупателем стоимости услуг по доставке товара | 20. В случае если доставка товара произведена в установленные договором розничной купли-продажи сроки, но товар не был передан потребителю по его вине, последующая доставка производится в новые сроки, согласованные с продавцом, на условиях, предусмотренных договором розничной купли-продажи |
Можно продавать БАДы
Как было. Санитарные правила и нормы запрещали продавать биологически активные добавки через интернет.
Что изменилось. Постановление главного санитарного врача утратило силу, и теперь можно торговать БАДами хоть через «Озон».
На что повлияли изменения. У бизнеса больше шансов заработать — все-таки еще одна ниша для онлайн-торговли.
В интернете можно купить БАДы на любой вкус: хочешь — от бессонницы, хочешь — для тонуса
Источник