Конспект урока Право, 11 класс Урок №2. Понятие и сущность договора. Виды договоров
Урок №2. Понятие и сущность договора. Виды договоров
Перечень вопросов, рассматриваемых на уроке:
1. Что такое сделка;
2. В каких формах возможно заключать сделки;
3. В каких случаях сделка может быть признана недействительной
Глоссарий по теме:
Сделка – действия физических и юридических лиц, в результате которых возникают, изменяются или прекращаются правоотношения.
Представитель – тот, кто имеет право совершать юридически значимые действия не от своего имени, а от имени другого.
Представляемый – тот, от имени кого совершаются действия.
Представительство – совершение одним лицом в пределах имеющихся у него полномочий юридических действий от имени и в интересах другого лица.
Доверенность – письменное уполномочие, выдаваемое одним лицом другому для представительства перед третьими лицами.
Доверитель – сторона договора поручения, физическое или юридическое лицо, доверяющее выполнение определенных юридически значимых действий другому лицу от имени и за счет первого правовых последствий и обеспечивающие эффективную реализацию правовых норм.
Ключевые слова: Сделка, договор; двусторонняя реституция; представительство; представитель; представляемый; доверенность.
Основная литература по теме урока:
Певцова Е.А. Право: основы правовой культуры: учебник для 10 классов общеобразовательных учреждений. Базовый и углубленный уровни в 2 ч. Ч.1/. Е.А. Певцова – М.: ООО «Русское слово – учебник», 2017. – 46 — 61 с. – (Инновационная школа).
На уроке мы узнаем, что такое сделка.
Научимся решать типовые задания формата ЕГЭ, касающихся вопросов сделок и представительства.
Сможем раскрывать сущность основных понятий.
Основное содержание урока.
Люди часто употребляют слово «сделка», когда пытаются о чём-то договориться и реализовать намеченные планы.
Любая сделка носит волевой характер, то есть связана с волей и сознанием людей или их объединений.
В сделке может участвовать много субъектов. Поэтому принято делить сделки на односторонние, двусторонние, многосторонние.
В некоторых случаях человек выражает волю в одностороннем порядке: сам составляет доверенность своему другу, для того чтобы он получил за него зарплату, завещание либо отказывается от прав собственности на имущество. Это примеры односторонних сделок.
А вот для других сделок требуется иногда требуется договор.
Договор – соглашение двух или нескольких лиц, на основании которого возникают, изменяются или прекращаются правоотношения. Это всегда волевой акт. В нем закрепляется воля людей, их объединений, которые стремятся достичь определенной цели.
Бывают следующие виды договоров:
1. Возмездный договор предполагает встречное возмещение другой стороной (договор купли-продажи)
2. Безвозмездный договор – без получения встречного возмещения (договор дарения).
3. Свободный — заключается по обоюдному согласию и заблаговременному обсуждению всех его аспектов.
4. Односторонний – одно лицо имеет только обязательства, в то время как второе наделено лишь правами.
5. Взаимный – все стороны договора имеют как права, так и обязанности.
6. Окончательный – указывает на обязанности и права участников сделки.
7. Предварительный – оговаривается заключение определенных сделок в ближайшее время.
8. Взаимосогласованный – условия устанавливаются сразу двумя участниками
Порядок заключения договора
Порядок заключения договора состоит в том, что одна из сторон направляет другой свое предложение о заключении договора (оферту), а другая сторона, получив оферту, принимает предложение заключить договор.
Соответственно можно выделить следующие стадии заключения договора:
1. преддоговорные контакты сторон (переговоры);
3. рассмотрение оферты;
4. акцепт оферты.
Основаниями для изменения (расторжения) договора служат:
1. соглашение сторон;
2. существенное нарушение договора;
3. исполнения договора или от осуществления прав по договору
Расторгнуть или изменить можно только такой договор, который признается действительным и заключенным. Основным способом изменения (расторжения) договора является его изменение или расторжение по соглашению сторон.
Договор может быть изменен или расторгнут:
1) судом по требованию одной из сторон:
- при существенном нарушении условий договора;
- в случаях, прямо предусмотренных законом или договором.
2) при одностороннем отказе от договора (от исполнения договора).
Последствия изменения или расторжения договора состоят в том, что:
1. изменяются либо прекращаются обязательства, возникшие из этого договора;
2. определяется судьба исполненного по договору до момента его расторжения (изменения);
3. решается вопрос об ответственности стороны, допустившей существенное нарушение договора, которое послужило основанием его расторжения или изменения.
В некоторых случаях человек выражает волю в одностороннем порядке: сам составляет доверенность своему другу, для того чтобы он получил за него зарплату, завещание либо отказывается от прав собственности на имущество. Это примеры односторонних сделок.
Доверенностью признается письменное уполномочие, выдаваемое одним лицом другому для представительства перед третьими лицами (ст. 185 ч. 1 ГК РФ).
В зависимости от содержания полномочий различают три вида доверенности:
1. разовую – выдается на совершение одного определенного действия (получение товара со склада, продажу дома);
2. специальную – дает представителю право на совершение однородных действий в течение определенного периода времени.;
3. общую (генеральную) – дает представителю возможность совершать разнообразные сделки по управлению имуществом.
Доверенность является срочным документом (ст. 186 ч. 1 ГК РФ). Срок ее действия может быть указан представляемым по его усмотрению, но она не должна выдаваться на срок более трех лет. При отсутствии указания о сроке действия доверенность сохраняет силу в течение одного года со дня составления.
Разбор типового контрольного задания
Соотнесите признаки сделок с их содержанием.
Качество юридического факта, порождающего те гражданско-правовые последствия, наступления которых желают лица
осознанная потребность к совершению сделок
мотивированное желание лица достичь поставленной цели
выражается в ее правовом результате
Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.
Источник
Право. 11 класс
Конспект урока
Урок №17. Правовое регулирование отношений в области образования
Перечень вопросов, рассматриваемых на уроке:
1. Какова государственная политика в области образования?
2. Как можно реализовать свое право на образование?
Глоссарий по теме:
Образовательные правоотношения — урегулированные нормами законодательства в области образования общественные отношения, складывающиеся, как правило, между образовательными организациями и обучающимися в процессе их обучения и воспитания.
Федеральный государственный образовательный стандарт – совокупность обязательный требований к образованию определенного уровня и профессии, специальности и направлению подготовки, утверждённых федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования.
Образовательное право – совокупность юридических норм, регулирующих отношения в сфере образования.
Ключевые слова: Образовательное право; образовательное правоотношение; устав образовательной организации; единый государственный экзамен.
Основная литература по теме урока:
Певцова Е.А. Право: основы правовой культуры: учебник для 10 классов общеобразовательных учреждений. Базовый и углубленный уровни в 2 ч. Ч.2/. Е.А. Певцова – М.: ООО «Русское слово – учебник», 2017. – 248с. – (Инновационная школа), стр.120-132.
На уроке мы узнаем, какова государственная политика в области образования.
Научимся решать типовые задания формата ЕГЭ касающихся вопросов образовательного права
Сможем раскрывать сущность основных понятий.
Основное содержание урока.
Образовательные правоотношения в собственном смысле слова — особый вид общественных отношений, возникающих на основе норм образовательного права между обучающимися (или их законными представителями), образовательным учреждением и педагогическими работниками в связи с организацией, управлением и осуществлением образовательной деятельности (образовательного процесса) определенного уровня и направленности.
Принципы государственной политики в области образования
– гуманистический характер образования с приоритетом таких общечеловеческих ценностей, как жизнь и здоровье человека, свободное развитие личности; привитие черт трудолюбия, гражданственности, уважения прав и свобод человека, патриотизма, любви к природе, семье;
– единство федерального образовательного и культурного пространства; защита и развитие национальных, региональных культурных традиций и особенностей в многонациональном государстве;
– общедоступность образования, соответствие его системы уровню и особенностям развития и подготовки учащихся, воспитанников;
– светский характер образования, получаемого в государственных и муниципальных образовательных учреждениях;
– свобода и плюрализм;
– демократический, государственно-общественный характер управления образованием; автономность образовательных учреждений;
– толерантность по отношению к социально незащищенным группам населения.
Образование подразделяется на общее образование, профессиональное образование, дополнительное образование и профессиональное обучение, обеспечивающие возможность реализации права на образование в течение всей жизни (непрерывное образование).
В числе основных видов правовых статусов субъектов образовательных отношений можно выделить следующие:
— учредители образовательных учреждений;
— органы управления образованием;
— органы управления образовательным учреждением;
— работники образовательного учреждения (педагогические работники, административные работники, учебный и технический вспомогательный персонал);
— трудовой (педагогический и административный) коллектив образовательного учреждения;
— общественные организации, действующие в образовательной сфере;
— государство как субъект определения и осуществления образовательной политики.
Основными объектами образовательного правоотношения выступают:
а) содержание, объем, уровень и характер приобретаемых обучающимся (учащимися) и передаваемых обучающими (педагогами) в ходе образовательной деятельности (образовательном процессе) или при оказании образовательных услуг знаний, умений, навыков (ЗУН), соответствующих требованиям государственного образовательного стандарта и образовательным программам соответствующего уровня и направленности образования;
б) условия, обеспечивающие качество и эффективность образовательного процесса, т.е. учебной работы самого учащегося, труда педагога, организации учебно-воспитательного процесса со стороны образовательного учреждения и др.;
в) качество обучения, выражающееся в соответствии установленным правовым требованиям процессу и результатам учебной работы учащихся и педагогическому труду учителя (преподавателя);
г) качество воспитательной деятельности, выражающееся в обеспечении соответствия содержания и характера таких личностных черт учащихся, в частности, их социально-ценностных и правомерно направленных ориентаций и установок.
Общее образование и профессиональное образование реализуются по уровням образования.
В Российской Федерации устанавливаются следующие уровни общего образования:
1) дошкольное образование;
2) начальное общее образование;
3) основное общее образование;
4) среднее общее образование.
В Российской Федерации устанавливаются следующие уровни профессионального образования:
1) среднее профессиональное образование;
2) высшее образование — бакалавриат;
3) высшее образование — специалитет, магистратура;
4) высшее образование — подготовка кадров высшей квалификации.
Дополнительное образование включает в себя такие подвиды, как дополнительное образование детей и взрослых и дополнительное профессиональное образование.
Виды общеобразовательных организаций:
1. дошкольная образовательная организация — образовательная организация, осуществляющая в качестве основной цели ее деятельности образовательную деятельность по образовательным программам дошкольного образования, присмотр и уход за детьми
2. общеобразовательная организация – образовательная организация, осуществляющая в качестве основной цели ее деятельности образовательную деятельность по образовательным программам начального общего, основного общего и (или) среднего общего образования
3. профессиональная образовательная организация – образовательная организация, осуществляющая в качестве основной цели ее деятельности образовательную деятельность по образовательным программам среднего профессионального образования и (или) по программам профессионального обучения
4. образовательная организация высшего образования – образовательная организация, осуществляющая в качестве основной цели ее деятельности образовательную деятельность по образовательным программам высшего образования и научную деятельность.
Применительно к сфере образования целями правового регулирования отношений в сфере образования законодатель определил:
— установление государственных гарантий, механизмов реализации прав и свобод человека в сфере образования;
— создание условий развития системы образования;
— защиту прав и интересов участников отношений в сфере образования.
Целями правового регулирования становятся, как правило, упорядочение общественных отношений и их охрана. Правовое регулирование нацелено на формирование вариантов правомерного поведения и защиту от возможных правонарушений.
Основными задачами правового регулирования отношений в сфере образования названы следующие:
— обеспечение и защита конституционного права граждан Российской Федерации на образование;
— создание правовых, экономических и финансовых условий для свободного функционирования и развития системы образования Российской Федерации;
— создание правовых гарантий для согласования интересов участников отношений в сфере образования;
— определение правового положения участников отношений в сфере образования;
— создание условий для получения образования в Российской Федерации иностранными гражданами и лицами без гражданства;
1. Право на получение бесплатного образования в соответствии с государственными образовательными стандартами.
2. Право на обучение в рамках государственного образовательного стандарта по индивидуальным учебным планам, в порядке, определяемом уставом школы
3. Право на свободное выражение собственных взглядов, убеждений и мнений в корректной форме
4. Право на получение информации, соответствующей его возрасту, целям и задачам учебно-воспитательного процесса.
5. Право на уважение человеческого достоинства.
6. Право на открытую оценку знаний и умений учащегося, получение оценки по каждому предмету исключительно в соответствии со своими знаниями и умениями.
1. Добросовестно учиться.
2. Выполнять требования устава школы.
3. Уважать честь и достоинство других учащихся и работников школы.
4. Беречь имущество школы, соблюдать чистоту и порядок на территории школы.
5. Придерживаться правил поведения, установленных учителем на занятиях.
Методы регулирования в образовательном праве.
1. Императивный метод регулирования образовательных отношений на уровне усвоения обучающимися образовательных программ начального общего и среднего общего образования присущ не только образовательному праву. Это основной метод и административного права. И все же метод образовательного права отличается от метода административного права тем, что для образовательного права он не является всеобщим. Образовательные отношения на уровне освоения образовательных программ среднего (полного) общего, среднего профессионального и высшего профессионального образования регулируются при помощи диспозитивно-императивного метода.
Императивный метод образовательного права сохранятся в отношениях обучающихся и образовательными учреждениями, обучающимися и педагогами. От обучающихся, как известно, требуется своевременное выполнение учебного плана, посещение занятий, выполнение устава образовательного учреждения и правил внутреннего распорядка. Ненадлежащее исполнение этих правил образует состав дисциплинарного проступка, влекущего за собой применение мер дисциплинарного воздействия, вплоть до исключения из образовательного учреждения.
2. Диспозитивность метода образовательного права выражается в праве граждан Российской Федерации по своему желанию решать вопрос о продолжении образования после освоения программы основного общего образования, об уровне и форме образования. Свободный выбор уровня и формы обучения сохраняется и для обучающихся, успешно освоивших программу среднего (полного) общего образования, чему во многом способствует общедоступность среднего профессионального и высшего профессионального образования.
Разбор типового тренировочного задания
Прочитайте суждения. Впишите правильные слова в клетки.
2. обязательные требования к минимуму содержания, структуре дополнительных предпрофессиональных программ, условиям их реализации и срокам обучения по этим программам, утверждаемые в соответствии с настоящим Федеральным законом уполномоченными федеральными органами исполнительной власти.
3. целенаправленный процесс организации деятельности обучающихся по овладению знаниями, умениями, навыками и компетенцией, приобретению опыта деятельности, развитию способностей, приобретению опыта применения знаний в повседневной жизни и формированию у обучающихся мотивации получения образования в течение всей жизни
1. деятельность, направленная на развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации обучающегося на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства
Разбор типового контрольного задания
Источник