Восприятие — путь к успеху в обучении
Усвоение любого учебного материала начинается с его восприятия. Качество восприятия если не залог, то обязательное условие качественного усвоения. Воспринять — это значит разобраться в сущности изучаемого, связать его с тем, что уже известно, познать его проявления, свойства, способы применения и т. д. Иными словами, осознать и понять. Если обучающиеся не поняли воспринимаемый материал, то восприятия фактически нет. Результатом восприятия являются, как правило, представления, на базе которых формируются понятия, инструмент мышления и практических действий.
Восприятие нового — процесс непрерывный и происходит на всех этапах работы. Важнейшим условием успешного восприятия является внутренняя установка обучающихся на усвоение нового учебного материала. Учение с внутренней установкой «для ответа» сохраняет знания лишь до очередного опроса; установка на усвоение «до экзамена» — до выхода из кабинета, где он проводится. Словом, учение с установкой на приблизительное усвоение дает приблизительные знания и умения. Отсюда задача преподавателей и мастеров давать и постоянно поддерживать на уроке внешние установки, максимально способствующие формированию у обучающихся внутреннего настроя на глубокое, прочное и осознанное усвоение знаний и умений.
Успешность восприятия в значительной степени зависит от наличия у обучающихся ориентировочной основы деятельности, т. е. четкого представления, что, как, для чего надо запомнить и усвоить, какие при этом следует применить средства.
Одним из важнейших факторов успешного восприятия, как и усвоения в целом, является интерес обучающихся к учебному материалу, к процессу учения в целом. В этой связи рекомендации по возбуждению, поддержанию и развитию интереса к учению следует рассматривать и как рекомендации по созданию условий успешного восприятия учебного материала.
Для восприятия как компонента целостного процесса усвоения свойственны все признаки познавательной деятельности, прежде всего ее активный характер. Восприятие — это не пассивное слушание преподавателя, наблюдение демонстрируемых опытов или чтение учебника. В процессе восприятияобучающиеся активно работают: припоминают, анализируют, сравнивают, сопоставляют, делают выводы. Объекты восприятия имеют различные свойства и проявления, по-разному воздействуют на органы чувств. Поэтому чем активнее работают слух, зрение, чем разнообразнее методы объяснения учебного материала (словесные, наглядные, практические), чем разнообразнее формы организации (коллективные, бригадные, индивидуальные), тем восприятие более четкое, осознанное, прочное. Качество восприятия в значительной степени зависит от общего настроя обучающихся на серьезную плодотворную, успешную учебную работу, от психологического климата на уроке. Здесь всегда должен царить дух пытливой мысли, стремления узнать больше и глубже, выполнить задание лучше и качественней.
Одним из основных источников восприятия учебного материала для обучающихся является устное изложение преподавателя, мастера. Однако устное изложение не сводится только к передаче информации. Если бы это было так, то его более успешно могли бы заменить различные технические средства обучения. На самом деле все гораздо сложнее. Слушать — это еще не означает слышать. Слушание — сложный процесс. Оно требует высокого уровня сосредоточенности, устойчивого внимания. Для того чтобы восприятие устного изложения было продуктивным, обучающиеся должны не только слушать, но вслушиваться, вдумываться в то, что слышат.Это во многом зависит от педагогического мастерства преподавателя, мастера, от их умения заставить себя слушать, от умелого владения способами управления восприятием обучающихся.
Успешное восприятие учебного материала во многом зависит от доступности изложения. Излагать его целесообразнее частями — порциями, которые в комплексе охватывают всю тему урока. Таких порций, отражающих ведущие узловые вопросы, должно быть не более 4—5, так как в противном случае внимание обучающихся рассеивается и они не могут усвоить материал в целом.
В процессе изложения необходимо логично переходить от одной мысли к другой, от одной части материала к следующей, чаще напоминать обучающимся об основной цели урока. Очень важно, чтобы логика изложения была понятна не только педагогу но и обучающимся. Если материал труден для восприятия и большой по объему, то целесообразно представить его логику в виде структурной схемы, начертив ее на доске и указав на ней связи между отдельными блоками.
Особое значение для успешного восприятия и понимания материала имеет последовательность изложения, развертывание каждой его части по схеме: положение — аргументы — вывод, построение от общего к частному, а затем опять к общему, что соответствует закономерностям познания.
Доступность и доходчивость изложения во многом повышаются, если преподаватель прибегает к сравнению, сопоставлениям, аналогиям, иллюстрациям неизвестного на основе уже известного.
В целях поддержания внимания и повышения степени активности следует чаще менять характер деятельности обучающихся на уроке, сочетая рассказ с демонстрацией наглядных пособий, опытов, трудовых приемов. Очень важно постоянно повышать объяснительную функцию изложения, строить ее по принципу рассуждения.
Большое значение имеет синхронность изложения и восприятия. Если такой синхронности нет, обучающиеся перестают следить за ходом мысли преподавателя и выключаются из процесса слушания. Одним из методических приемов контроля и поддержания синхронности изложения и восприятия являются вопросы к учащимся по ходу изложения.Следует побуждатьобучающихся, задавать вопросы преподавателю, что также способствует успешному восприятию учебного материала, повышает активность их мыслительной деятельности. Искусство педагога состоит в том, чтобы обучающиеся уже на уроке достаточно четко поняли основную суть изучаемого материала. Поэтому, если у обучающихся нет вопросов, преподаватель должен организовать беседу по пройденному материалу, убедиться в качестве восприятия, уточнить и дополнить изложенное, и только после этого он может считать цель урока выполненной.
Обратная связь — это не только вопросы преподавателя к обучающимся и обучающихся к преподавателю. При восприятии материала обучающиеся испытывают те или иные затруднения, проявляют эмоциональное отношение к этому материалу, что выражается в мимике, репликах, общении с соседями. Все это является своеобразными сигналами обратной связи, заставляющими преподавателя корректировать свое изложение и поведение: изменять темп изложения, добавлять информацию или, наоборот, лишний раз повторить пройденный материал.
Снижение внимания и активностиобучающихся нередко является результатом их усталости, что всегда необходимо учитывать. Один из способов предупреждения утомления обучающихся — разнообразие форм их работы на уроке, использование наиболее продуктивной части урока для эффективного восприятия изучаемого. Как правило, изложение сложного для восприятия учебного материала следует производить в первой половине урока, а повторение, опрос, закрепление — во второй. Необходимо применятьво время урока так называемые психологические разрядки напряженности внимания.
Достигается это обычно использованием примеров из жизни, практики, переходом к изложению более легкого для восприятия материала. В этих целях уместны и шутка,и поговорка, и рассказ об интересном случае и т. п. Однако таким методическим приемом следует пользоваться осторожно и умело, не рискуя снизить серьезный рабочий настрой обучающихся.
Для успешного изложения учебного материала преподаватель должен хорошо владеть речью. Искусство речи в большинстве случаев — это не природный дар, а результат упорной работы над собой.
Важным показателем хорошей техники речи является ее эмоциональность. Психология считает положительные эмоции могучим стимулом человеческой деятельности, в том числе и учения. Естественно, возможности эмоциональной окраски изложения во многом зависят от содержания предмета. У преподавателей гуманитарных предметов таких возможностей гораздо больше, чем, например, у преподавателей технических дисциплин. Однако даже «сухой» предмет можно и должно преподносить в живой, интересной, увлекательной форме.
Качество речи и тембр голоса у каждого педагога различны. Однако при соответствующей тренировке и постоянном внимании можно достичь приятного звучания голоса. Необходимо преодолеть индивидуальные недостатки речи, такие, как произношение в нос, шепелявость, «заглатывание» окончаний, очищать речь от слов-паразитов (так сказать, значит, вот, вот так и т. п.).
Очень полезно поставить голос, т. е. определить высоту тона, на которой преподаватель, мастер может говорить наиболее свободно. Переключение тональности будет оживлять речь. Важное значение имеет громкость речи. Считается нормальным, когда голос наполняет аудиторию и преподавателя слышно в последнем ряду. Однако чересчур громкая речь утомляет обучающихся.
Большое значение для выразительности речи имеют мимика и жестикуляция, что помогает усилить смысловую окраску излагаемого материала, выразить свое отношение к нему. Однако чрезмерное увлечение жестом и мимикой может вызвать нежелаемый эффект.
Технику речи также характеризует ее быстрота. Слишком быстрая речь (свыше 150слов в минуту) трудна для понимания, слишком медленная (меньше 80 слов) раздражает обучающихся и приводит к ослаблению внимания. Скорость и громкость речи, а также интонацию следует менять в зависимости от трудности и важности учебного материала. Главные положения, формулировки, законы, выводы, определения следует излагать громче и медленнее, чем материал более простой или второстепенный. Нужно стараться всегда говорить четко и ясно. Особенно ясно нужно произносить новые термины.
В процессе изложения необходимо выдерживать паузы между отдельными предложениями и после каждой важной мысли или определения. Это повышает внимание обучающихся и дает время на обдумывание и осмысление излагаемого материала.
Наряду с устным изложением одним из важных источников информации для восприятия является самостоятельная работа обучающихся с книгой.Сущность работы обучающихся с книгой не столько в чтении, сколько в обдумывании, анализе текста, усвоении главного, системы понятий, извлечении информации, содержавшейся в рисунках, схемах, чертежах, формулах, справочных таблицах. Поэтому самостоятельная работа обучающихся с книгой всегда проводится под руководством преподавателя. Преподаватель выбирает и рекомендует обучающимся материал для самостоятельного изучения, подготавливает их к работе, ставит вопросы и выдает задания, которые обучающиеся должны выполнить на основе изучение текста книги. В процессе самостоятельной работы с книгой преподаватель наблюдает за обучающимися, отвечает на их вопросы, разъясняет непонятные термины, проводит текущий контроль за пониманием и осмыслением прочитанного, оказывает помощь в выполнении заданий и т. д.
Важнейшим из органов чувств, с помощью которого человек воспринимает окружающую действительность, является зрение. Учеными установлено, что через органы зрения в мозг поступает от 80 до 90 процентов информации от окружающего мира. До 80 процентов всех рабочих операций осуществляется под зрительным контролем.
Предлагая использование на уроке наглядных пособий, преподаватель, мастер должны прежде всего четко представлять себе, какую функцию эти средства будут выполнять в учебном процессе, какую роль они могут сыграть в решении поставленных учебных задач.
В одних случаях наглядные пособия являются иллюстрацией к рассказу или объяснению преподавателя, в других — средством для создания у обучающихся конкретных наглядных представлений об изучаемых предметах, явлениях или событиях, которые обучающиеся не наблюдали. Наглядные пособия могут выступать и как самостоятельное средство получения новой информации. Чем шире эта функция средств наглядности, тем более активной должна быть работа обучающихся с ними.
Для того чтобы средства наглядности давали наибольший эффект, при их изготовлении, выборе и подготовке к использованию нужно соблюдать определенные требования. Натуральные объекты для использования в качестве наглядных пособий необходимо специально подготовить или обработать: сделать разрезы, произвести специальную окраску отдельных деталей, вырезать смотровые окна в кожухах, крышках, корпусах, подсветить внутренние полости, установить лампочки-сигнализаторы и т. д. При изготовлении изобразительных наглядных пособий необходимо, чтобы изображения и надписи на них были достаточно крупными, четкими, хорошо наблюдаемыми с любого места в кабинете; наиболее важные изображения и их детали следует выделять специальным окрашиванием в мягкие тона. Наглядные пособия не следует перегружать большим количеством изображений и текста.
Используя средства наглядности на уроке, нужно всегда помнить, что их демонстрация не цель, а средство достижения цели. Нужно помочь обучающимся выделить в наблюдаемом главное, основное, отвлечься от второстепенного, сравнить, сделать вывод, направить их внимание на наиболее существенные детали объекта наблюдения, объединить их в целостный образ. При возможности необходимо дать обучающимся самостоятельно поработать с пособием: включить, выключить, разобрать, собрать, отрегулировать, снять показания и т. п.Качество восприятия в любом случае обеспечит успешное осуществление последующих этапов усвоения знаний, умений и навыков.
Источник
Восприятие учебной информации, психофизиологические особенности
Татьяна Коколова
Восприятие учебной информации, психофизиологические особенности
Коколова Т. В. ,педагог-психолог,
Черемисина Б. И. — учница 9 кл., Нильмаер И. А. -ученик 9 класса
НОУ «Католическая гимназия г. Томска», г. Томск
В учебном процессе основная задача педагога заключается в том, чтобы учащиеся освоили учебный материал с максимальной легкостью и как можно прочнее. При этом педагогу необходимо понимать, что возможно расхождение между его предпочитаемым каналом восприятия и переработки информации (что предпочитаем, то и используем) и ведущим каналом гимназиста. Ведь то, что педагогу представляется оптимальным, для учащегося может быть недоступным. Различие модальностей – одна из причин, по которой ученики оказываются в неравных условиях обучения. Поэтому учителю необходимо учитывать индивидуальные особенности восприятия каждого ученика.
Гуманизация образования, доминирующая сегодня в образовательном пространстве является новой образовательной парадигмой.
Одним из путей совершенствования учебной деятельности является ее индивидуализация, связанная с созданием условий для удовлетворения потребностей субъекта в реализации своей познавательной активности в соответствии с индивидуальными стилевыми особенностями. Приближение технологий к человеку, к его индивидуальным особенностям является в настоящее время устойчивой образовательной тенденцией.
В рамках нейрофизиологических представлений предполагается, что информацию об окружающем мире мы получаем, используя три основных канала восприятия: визуальный, аудиальный, кинестетический. Приоритетным у каждого человека обычно является один канал. Считается, что именно через ведущий канал поступает основной поток информации. Если мы учитываем ведущий канал собеседника, то, используя предпочитаемые им «ключи» восприятия, оптимизируем процесс общения. Если же процесс общения строится без учета ведущего канала восприятия, то большая часть информации не будет воспринята [ 4 ].
В учебном процессе гимназии основная задача преподавателя заключается в том, чтобы учащиеся освоили учебный материал с максимальной легкостью и как можно прочнее. При этом преподавателю необходимо понимать, что возможно расхождение между его предпочитаемым каналом восприятия и переработки информации (что предпочитаем, то и используем) и ведущим каналом ученика. Различие модальностей – одна из причин, по которой ученики оказываются в неравных условиях обучения.
Учителю необходимо учитывать индивидуальные особенности восприятия каждого учащегося.
Поэтому, материал исследования позволяет изучить психофизиологические особенности восприятия учебной информации учащимися и предложить рекомендации по организации учебного процесса гимназии с их учетом.
В результате изучения психофизиологических особенностей восприятия учащимися учебной информации, выполним ряд задач как, охарактеризуем восприятие как психический познавательный процесс, рассмотрим физиологические основы восприятия, раскроем сущность понятия ведущего канала восприятия информации, проведем исследование ведущего канала восприятия информации у учащихся.
Итак восприятие — это целостное отражение предметов, ситуаций, явлений, возникающих при непосредственном воздействии физических раздражителей на рецепторные поверхности органов чувств. Следовательно, огромную роль в восприятии играет наше желание воспринимать тот или иной предмет, сознание необходимости или обязанности воспринять его, волевые усилия, направленные на то, чтобы добиться лучшего восприятия, настойчивость, которую мы в этих случаях проявляем.
Начавшись в органах чувств, нервные возбуждения, вызванные внешними раздражителями, переходят в нервные центры, где охватывают собой различные зоны коры, вступают во взаимодействия с другими нервными возбуждениями. Вся эта сеть возбуждений, взаимодействующих между собой и широко охватывающих разные зоны коры, и составляет физиологическую основу восприятия.
Поскольку восприятие тесно связано с ощущением, можно предположить, что оно, как и ощущение, является рефлекторным процессом. Рефлекторную основу восприятия раскрыл И. П. Павлов [ 3 ].
Обычное восприятие – результат взаимодействия ряда анализаторов. Двигательные ощущения в той или иной степени участвуют во всех видах восприятия. В качестве примера можно назвать осязательное восприятие, в котором участвуют тактильный и кинестетический анализаторы. Аналогично в слуховом и зрительном восприятии также участвует двигательный анализатор. Различные виды восприятия редко встречаются в чистом виде. Обычно они комбинируются, и в результате возникают сложные виды восприятия [5].Таким образом, мы рассмотрели понятие восприятия, свойства восприятия.
Так как восприятие всегда включает в себя ощущения, получаемые от разных органов чувств, то и физиологические процессы, лежащие в основе восприятия, включают в себя процессы возбуждения, начинающиеся в органах чувств под воздействием предметов внешнего мира и передающиеся по центростремительным нервам в кору мозга.
Таким образом, физиологическую основу восприятия составляет сеть возбуждений, взаимодействующих между собой и широко охватывающих разные зоны коры головного мозга. Начавшись в органах чувств, нервные возбуждения, вызванные внешними раздражителями, переходят в нервные центры, где охватывают собой различные зоны коры, вступают во взаимодействия с другими нервными возбуждениями.
Опираясь на современную психологическую литературу, можно выделить несколько подходов к классификации восприятия. В основе одной из классификаций восприятия, так же как и ощущений, лежат различия в анализаторах, участвующих в восприятии.
В зависимости от особенностей восприятия и переработки информации людей условно можно разделить на четыре категории.
1. Визуалы — люди, воспринимающие большую часть информации с помощью зрения.
2. Аудиалы — те, кто в основном получает информацию через слуховой канал.
3. Кинестетики — люди, воспринимающие большую часть информации через другие ощущения (обоняние, осязание и др.) и с помощью движений.
4. Дискреты (дигиталы) — у них восприятие информации происходит в основном через логическое осмысление, с помощью цифр, знаков, логических доводов. Эта категория, пожалуй, самая немногочисленная среди людей.
Таким образом, так как все учащиеся по-разному воспринимают информацию, то и давать ее надо с учетом особенностей восприятия и переработки информации на основе различия анализаторов, участвующих в восприятии.
Мы провели исследование. Исследование проводилось на базе НОУ «Католическая гимназия г. Томска». В исследовании приняли участие 10 человек 9 класса и 10 человек 7 класса возраст респондентов — 13-15лет. Для проведения исследования использовалось методика «Выявление ведущего канала восприятия» .
Результаты опроса учеников — анализ результатов позволяет заключить, что у 48% опрошенных учащихся ведущим каналом восприятия информации является кинестетический, у 36% — визуальный, у 16% — аудиальный.
Наши рекомендации по совершенствованию организации учебного процесса с учетом ведущего канала восприятия информации учащихся.
Для формирования полноценной учебной деятельности учащемуся важно знать особенности своего восприятия, чтобы найти наиболее эффективный для него способ выполнения различных упражнений. Тем самым формируется особенный, характерный для данного учащегося стиль учебной деятельности, который позволяет повысить результативность усвоения учебного материала. Впоследствии это поможет выработать индивидуальный стиль профессиональной деятельности, который складывается у каждого человека. Процесс восприятия тесно связан с такими психологическими процессами, как мышление, речь, проявление чувств, волеизъявление, поэтому от того, насколько полноценно учащийся воспримет информацию и как выстроит свою деятельность по отношению к изучаемому объекту, будет зависеть уровень его профессионализма.
Учитель должен учитывать ведущий тип восприятия учащихся. При дифференциации обучения в зависимости от особенностей восприятия учителю нужно научиться преподносить материал во всех трех модальностях.
Обучая, педагог претендует на многосенсорное представление информации. Такой подход будет воздействовать на большую часть учащихся, и позволит им получать информацию, выбрав свой входной канал. Кроме того, многосенсорное обучение подкрепляет запоминание, поскольку, чем больше информационных каналов, тем лучше живая память. Естественно, многосенсорное обучение усиливает дополнительные сенсорные каналы учащихся.
Итак, кинестетикам нельзя заставлять неподвижно сидеть на занятии, так как во время движения они прочнее запоминают материал, можно использовать жесты, прикосновения. Важно помнить, что для этих людей характерна невысокая скорость мыслительных процессов. Нужно чаще использовать слова, обозначающие действия. При изложении нового материала стараться находиться как можно ближе к этой группе, чтобы в случае необходимости помочь в выполнении задания. А так как для кинестетиков главное – ощущения, то и помощь преподаватель может оказать действиями (поправить руку, правильно расположить корпус и т. д.). Если он смотрит чаще вниз, легко краснеет и глубоко дышит, общаясь, постоянно что-то крутит в руках, прикасается к собеседнику — это кинестетик. Среди населения кинестетики составляют 40%.
Кинестетикам требуется больше времени, чтобы «прочувствовать» решение, чем визуалам нарисовать картинку, аудиалам – оценить звук. Поэтому они как бы думают медленнее. Они делают более продолжительные паузы между фразами, часто раздражающие собеседника. Кинестетику трудно концентрировать свое внимание, его легко отвлечь, чем угодно.
Визуалам можно предлагать зарисовывать свои впечатления, поэтому под рукой у них должен быть лист бумаги,больше внимания обращать на описание предметов: их цвет, форму, местоположение. Давая задание, стараться выделять цветом абзацы, особо важные слова и предложения. Использовать образные выражения, большое внимание уделять наглядности (ярким картинам, плакатам, схемам, географическим картам). Визуалы говорят быстро и резко, часто смотрят вверх, когда вспоминают. При разговоре им нужна большая дистанция, поле зрения. В их тексте будут слова «смотри», «показывать», «демонстрировать», «иллюстрировать», «отражать» и др. Около 35% людей – визуалы. Когда визуалы думают, они рисуют в своем сознании картинки. Они понимают, как им действовать, потому что видят свои действия. Если вы выражаете свои мысли визуальными терминами, они понимают Вас и чувствуют себя комфортно. У них великолепная зрительная память. Они могут описать вещи, которые когда-то видели, с точностью до детали, четко запоминают цвета и формы [ 6 ].
В процессе мышления визуалы обычно смотрят в трех направлениях: вверх — вправо, когда думают о будущем и создают образы. Вверх — влево, когда думают о прошлом. Прямо перед собой расфокусированным взглядом (верный признак того, что перед вами размышляющий визуал). Можно попробовать определить, говорит ли визуал правду, наблюдая за его поведением. Если взгляд визуала направлен вверх и вправо, значит он неискренен. Он рисует в воображении события, которые еще не произошли. Если он вспоминает о том, что уже было, его взгляд будет направлен вверх и влево.
Общаясь с этим человеком, нужно не рассказывать, а показывать. Если надо что-то объяснить, лучше нарисовать график. В разговоре и объяснениях следует стоять не перед ним, а рядом, обрисовывая общую для вас обоих перспективу.
Аудиалам необходимо позволить в процессе выполнения заданий проговаривать слова, шевелить губами, издавать звуки. Работая с группой аудиалов, стараться использовать возможности интонации и модуляции голоса (громко – тихо, высоко – низко, паузы). По возможности включать в работу аудио- и диктофонные записи. Описание картин или каких-либо предметов целесообразно дополнять музыкой. Выделение главных частей текста, предложения, «опасных мест» в словах сопровождать хлопком или ритмичными движениями.
Для аудиалов важны все повышения и понижения голосов, сами они говорят ритмично и размеренно – либо, напротив, мелодично и любят слышать свой голос. Они кивают в ритм своей речи – и, слушая, поворачивают ухо к говорящему. Рассказывать они будут очень обстоятельно, со всеми деталями. Одновременно слушать и разговаривать аудиалу сложно. Люди, воспринимающие мир преимущественно посредством звуков, составляют примерно 25% населения.
Аудиалы обращают внимание на высоту голоса, тембр, темп, интонацию. Для речи аудиалов характерны такие слова, как «тон», «звучать», «сказать» и т. д. Они часто склонны разговаривать сами с собой или бормотать что-то себе под нос. Это способ решить проблему посредством ее проговаривания вслух. Речь аудиалов отличается размеренностью, ритмичностью, неторопливостью – осознанием каждого слова, в отличие от визуалов, которые говорят высоким голосом и дышат учащенно.
Характерное направление взгляда: в сторону — вправо, когда размышляют о будущем. В сторону — влево, когда вспоминают прошлое. Подобно визуалу, оценивающему информацию расфокусированным взглядом прямо перед собой, аудиал осмысливает сказанное взглядом вниз — влево. Когда учащийся — аудиал смотрит в этом направлении, следует остановиться и дать ему подумать. Если Вы будете продолжать говорить, он Вас не услышит. Аудиалы, так же как и визуалы, любят иллюстративный материал, только воспринимают его по-другому.
Дискретов еще называют логическим типом, поскольку информацию они воспринимают, запоминают, хранят и воспроизводят в виде схем, логических цепочек, формул, зависимостей и так далее. Итак,речь у дискретов исключительно логическая: в ней по минимуму встречаются слова, соответствующие классическому восприятию людей – через органы чувств. Дискрет будет говорить логически и о логических процессах, а не о красоте или звучании, цветах, или звуках, эмоциях или других характеристиках обсуждаемых вещей.Речь у него будет похожей на автоматическую: без особых оттенков, интонаций и эмоций. Дискрет обычно использует такие слова как «во-первых», «вследствие», «из этого следует», «это значит», «таким образом» и т. п. Кроме того, бытует мнение, что дискреты вообще трудно идут на общение и редко открываются другим людям. Часто дискретов описывают как закомплексованных и закрытых людей. Но, скорее всего, будучи людьми чувствительными, они просто стараются скрывать это в себе, не демонстрируя окружающим свою эмоциональность.
Визуальный контакт во время разговора отвлекает дискретов, поэтому они отводят глаза в сторону. Дискреты не смотрят глаза-в-глаза, чтобы не терять нить беседы и подбирать правильные слова (то есть если человек не смотрит вам в глаза – это вовсе не значит, что он лжет). Кроме того, дискреты с помощью касания и других физических ощущений возвращаются от своих мыслей к окружающей действительности. Дискретам очень сложно общаться с другими людьми, так как другие их просто не в состоянии понять их логические связи, аналитические схемы и прочие «заумности». Зато сами они хорошо всех воспринимают.
Считается, что дискретами не рождаются, но становятся. Речи человек обучается гораздо позже, чем восприятию и самовыражению с помощью ведущих органов чувств. Поэтому при определении ведущего типа восприятия у детей, тип “дискрет” часто даже не рассматривают. Отдельные специалисты считают, что дискреты скорее всего сами не подозревают, что они дискреты. А даже если в этом уверены, то никогда не признаются.
Немаловажным фактором, оказывающим значительное влияние на эффективность усвоения материала и формирование позитивного образа педагога как профессионала, является предпочитаемый им стиль обучения.
Итак, мы рассмотрели особенности обучения с учетом психофизиологических особенностей учащихся.
Для формирования полноценной учебной деятельности ученику важно знать особенности своего восприятия, чтобы найти наиболее эффективный для него способ выполнения различных заданий.
Педагог должен учитывать ведущий тип восприятия ученика. При дифференциации обучения в зависимости от особенностей восприятия педагогу нужно научиться преподносить материал во всех трех модальностях, и для каждого типа восприятия важно выполнять определенные условия. Также, зная стиль преподавания педагога, можно правильнее заметить, какие обучающиеся испытывают затруднения, и сделать соответствующие поправки.
1.Кинезиолог:Сенсорные модальности в НЛП: Образовательный сайт. URL: http://kineziolog.bodhy.ru (дата обращения: 20.11.2012).
2. Маклаков А. Г. Общая психология: Учебник для вузов. СПб. : изд-во Питер, 2008. 583 с.
3. Психология от А до Я: Общие особенности восприятия: Образовательный сайт. URL: http://psyznaiyka.net (дата обращения: 4.11.2012).
4.Студенту Вуза: Психология: Образовательный сайт. URL: http://studentu-vuza.ru (дата обращения 20.11.2012).
5. Маклаков А. Г. Общая психология:Библиотека Гумер: URL: http://www.gumer.info (дата обращения 16.12.2012).
6. Общая психология: URL: http://all-psychology.ru (дата обращения 16.12.2012).
7. Психология восприятия: Раздели психологии:Образовательный сайт: URL: http://siteprovse.com (дата обращения 4.11.2012).
2 апреля. Всемирный день распространения информации о проблеме аутизма 5 мифов об аутизме. Миф 1: Аутизм — психическое заболевание Первым определил и описал симптомы аутизма именно психиатр — американский профессор.
Конспект беседы ко всемирному Дню распространения информации о проблеме аутизма со старшими дошкольниками МБДОУ ЦРР – д/с № 21 «Колосок» Конспект беседы с детьми старшего дошкольного возраста «Доброта спасет мир!» Подготовила.
Новые подходы к оформлению и содержанию наглядной информации в ДОУ Новые подходы к оформлению и содержанию наглядной информации для родителей в ДОУ Цель: ознакомление с актуальными способами оформления.
Технология для запоминания информации Нужно запомнить? Легко! В дошкольном возрасте очень важно, чтобы занятия проходили в игровой форме. Это и интересно детям, и можно дать.
Конспект урока по информатике «Обработка графической информации. Форматы графических файлов» Цель: • дать понятие формата графического изображения, ознакомить учащихся с основными форматами графических изображений, их назначением.
Особенности психических процессов (восприятие, память, мышление, воображение) и двигательных навыков у детей 3 лет Особенности психических процессов (восприятие, память, мышление, воображение) и двигательных навыков у детей третьего года. На третьем.
Особенности восприятия невербальной информации детьми с 5–6 лет с нарушениями зрения Развитие неречевых средств общения у ребёнка с нормальным зрением происходит по подражанию в процессе общения со взрослыми и сверстниками.
План недели мероприятий в рамках Всемирного дня распространения информации о проблеме аутизма Дни недели Участники Названия мероприятия Понедельник 02.04.2018. г. Родители, дети всех возрастных групп, специалисты и педагоги ДОУ Проведение.
Влияние средств массовой информации на личность ребёнка «Роль средств массовой информации на личность» Информационный бум охватил все слои общества, включая и школьников. Жить в современном обществе,.
Источник