Для усвоения информации способу ее восприятия

Восприятие — путь к успеху в обучении

Усвоение любого учебного материала начи­нается с его восприятия. Качество вос­приятия если не залог, то обязательное условие качественного усвоения. Вос­принять — это значит разобраться в сущности изучаемого, связать его с тем, что уже известно, познать его проявле­ния, свойства, способы применения и т. д. Иными словами, осознать и понять. Если обучающиеся не поняли воспринимае­мый материал, то восприятия факти­чески нет. Результатом восприятия явля­ются, как правило, представления, на базе которых формируются понятия, инструмент мышления и практических действий.

Вос­приятие нового — процесс непрерывный и происходит на всех этапах работы. Важнейшим условием успешного вос­приятия является внутренняя установка обучающихся на усвоение нового учебного материала. Учение с внутренней уста­новкой «для ответа» сохраняет знания лишь до очередного опроса; установка на усвоение «до экзамена» — до выхода из кабинета, где он проводится. Словом, учение с установкой на приблизительное усвоение дает приблизительные знания и умения. Отсюда задача преподавате­лей и мастеров давать и постоянно под­держивать на уроке внешние установки, максимально способствующие формиро­ванию у обучающихся внутреннего настроя на глубокое, прочное и осознанное ус­воение знаний и умений.

Успешность восприятия в значитель­ной степени зависит от наличия у обучаю­щихся ориентировочной основы деятель­ности, т. е. четкого представления, что, как, для чего надо запомнить и усвоить, какие при этом следует применить средства.

Одним из важнейших факторов ус­пешного восприятия, как и усвоения в целом, является интерес обучающихся к учебному материалу, к процессу учения в целом. В этой связи рекомендации по возбуждению, поддержанию и развитию интереса к учению следует рассматри­вать и как рекомендации по созданию условий успешного восприятия учебного материала.

Для восприятия как компонента целост­ного процесса усвоения свойственны все признаки познавательной деятельности, прежде всего ее активный характер. Вос­приятие — это не пассивное слушание пре­подавателя, наблюдение демонстрируемых опытов или чтение учебника. В процессе восприятияобучающиеся активно работают: припоминают, анализируют, сравнивают, сопоставляют, делают выводы. Объекты восприятия имеют различные свойства и проявления, по-разному воздействуют на органы чувств. Поэтому чем активнее работают слух, зрение, чем разнообразнее мето­ды объяснения учебного материала (сло­весные, наглядные, практические), чем раз­нообразнее формы организации (коллектив­ные, бригадные, индивидуальные), тем вос­приятие более четкое, осознанное, прочное. Качество восприятия в значительной сте­пени зависит от общего настроя обучающихся на серьезную плодотворную, успешную учебную работу, от психологического клима­та на уроке. Здесь всегда должен царить дух пытливой мысли, стремления узнать больше и глубже, выполнить задание лучше и качественней.

Одним из основных источников восприятия учебного материала для обучаю­щихся является устное изложение пре­подавателя, мастера. Однако устное из­ложение не сводится только к передаче информации. Если бы это было так, то его более успешно могли бы заменить различные технические средства обуче­ния. На самом деле все гораздо сложнее. Слушать — это еще не означает слы­шать. Слушание — сложный процесс. Оно требует высокого уровня сосредо­точенности, устойчивого внимания. Для того чтобы восприятие устного изложе­ния было продуктивным, обучающиеся дол­жны не только слушать, но вслушивать­ся, вдумываться в то, что слышат.Это во многом зависит от педагоги­ческого мастерства преподавателя, ма­стера, от их умения заставить себя слушать, от умелого владения способами управления восприятием обучающихся.

Успешное восприятие учебного ма­териала во многом зависит от доступ­ности изложения. Излагать его целесо­образнее частями — порциями, которые в комплексе охватывают всю тему урока. Таких порций, отражающих ведущие узловые вопросы, должно быть не более 4—5, так как в противном случае внима­ние обучающихся рассеивается и они не мо­гут усвоить материал в целом.

В процессе изложения необходимо логично переходить от одной мысли к другой, от одной части материала к сле­дующей, чаще напоминать обучающимся об основной цели урока. Очень важно, что­бы логика изложения была понятна не только педагогу но и обучающимся. Если материал труден для восприятия и боль­шой по объему, то целесообразно пред­ставить его логику в виде структурной схемы, начертив ее на доске и указав на ней связи между отдельными блоками.

Особое значение для успешного вос­приятия и понимания материала имеет последовательность изложения, развер­тывание каждой его части по схеме: положение — аргументы — вывод, по­строение от общего к частному, а затем опять к общему, что соответствует за­кономерностям познания.

Доступность и доходчивость изложе­ния во многом повышаются, если пре­подаватель прибегает к сравнению, со­поставлениям, аналогиям, иллюстраци­ям неизвестного на основе уже извест­ного.

В целях поддержания внимания и повы­шения степени активности следует чаще менять характер деятельности обучающихся на уроке, сочетая рассказ с демонстрацией на­глядных пособий, опытов, трудовых при­емов. Очень важно постоянно повышать объяснительную функцию изложения, стро­ить ее по принципу рассуждения.

Большое значение имеет синхронность изложения и восприятия. Если такой синхронности нет, обучающиеся перестают следить за ходом мысли преподавателя и выклю­чаются из процесса слушания. Одним из методических приемов контроля и поддер­жания синхронности изложения и восприя­тия являются вопросы к учащимся по ходу изложения.Следует побуждатьобучающихся, задавать вопросы преподавателю, что также способствует успешному восприятию учебного ма­териала, повышает активность их мысли­тельной деятельности. Искусство педагога состоит в том, чтобы обучающиеся уже на уроке достаточно четко поняли основную суть изучаемого материала. Поэтому, если у обучаю­щихся нет вопросов, преподаватель должен организовать беседу по пройденному мате­риалу, убедиться в качестве восприятия, уточнить и дополнить изложенное, и только после этого он может считать цель урока выполненной.

Обратная связь — это не только вопросы преподавателя к обучающимся и обучающихся к преподавателю. При вос­приятии материала обучающиеся испытыва­ют те или иные затруднения, проявляют эмоциональное отношение к этому ма­териалу, что выражается в мимике, реп­ликах, общении с соседями. Все это яв­ляется своеобразными сигналами обрат­ной связи, заставляющими преподавате­ля корректировать свое изложение и поведение: изменять темп изложения, добавлять информацию или, наоборот, лишний раз повторить пройденный ма­териал.

Снижение внимания и активностиобучающихся нередко является результатом их усталости, что всегда необходимо учитывать. Один из способов предупреж­дения утомления обучающихся — разнооб­разие форм их работы на уроке, ис­пользование наиболее продуктивной ча­сти урока для эффективного восприятия изучаемого. Как правило, изложение сложного для восприятия учебного мате­риала следует производить в первой по­ловине урока, а повторение, опрос, за­крепление — во второй. Необходимо применятьво время урока так на­зываемые психологические разрядки на­пряженности внимания.

Достигается это обычно использованием примеров из жизни, практики, переходом к изложению более легкого для восприятия материала. В этих целях уместны и шутка,и поговорка, и рассказ об интересном слу­чае и т. п. Однако таким методическим при­емом следует пользоваться осторожно и умело, не рискуя снизить серьезный рабочий настрой обучающихся.

Для успешного изложения учебного ма­териала преподаватель должен хорошо вла­деть речью. Искусство речи в большинстве случаев — это не природный дар, а резуль­тат упорной работы над собой.

Важным показателем хорошей техники речи является ее эмоциональность. Психо­логия считает положительные эмоции мо­гучим стимулом человеческой деятель­ности, в том числе и учения. Естественно, возможности эмоциональной окраски изло­жения во многом зависят от содержания предмета. У преподавателей гуманитарных предметов таких возможностей гораздо больше, чем, например, у преподавателей технических дисциплин. Однако даже «су­хой» предмет можно и должно преподносить в живой, интересной, увлекательной форме.

Читайте также:  Как правильно решить задачу двумя способами

Качество речи и тембр голоса у каждого педагога различны. Однако при соответствующей тренировке и постоянном внима­нии можно достичь приятного звучания го­лоса. Необходимо преодолеть индивидуаль­ные недостатки речи, такие, как произноше­ние в нос, шепелявость, «заглатывание» окончаний, очищать речь от слов-паразитов (так сказать, значит, вот, вот так и т. п.).

Очень полезно поставить голос, т. е. оп­ределить высоту тона, на которой препода­ватель, мастер может говорить наиболее свободно. Переключение тональности будет оживлять речь. Важное значение имеет громкость речи. Считается нормальным, ког­да голос наполняет аудиторию и препода­вателя слышно в последнем ряду. Однако чересчур громкая речь утомляет обучающихся.

Большое значение для выразительности речи имеют мимика и жестикуляция, что помогает усилить смысловую окраску изла­гаемого материала, выразить свое отноше­ние к нему. Однако чрезмерное увлечение жестом и мимикой может вызвать нежелаемый эффект.

Технику речи также характеризует ее быстрота. Слишком быстрая речь (свыше 150слов в минуту) трудна для понимания, слишком медленная (меньше 80 слов) раз­дражает обучающихся и приводит к ослаблению внимания. Скорость и громкость речи, а так­же интонацию следует менять в зависимости от трудности и важности учебного материа­ла. Главные положения, формулировки, за­коны, выводы, определения следует изла­гать громче и медленнее, чем материал более простой или второстепенный. Нужно стараться всегда говорить четко и ясно. Особенно ясно нужно произносить новые термины.

В процессе изложения необходимо вы­держивать паузы между отдельными предложениями и после каждой важной мысли или определения. Это повышает внимание обучающихся и дает время на обдумывание и осмысление излагаемого материала.

Наряду с устным изложением одним из важных источников информации для восприятия является самостоятельная работа обучающихся с книгой.Сущность работы обучающихся с кни­гой не столько в чтении, сколько в об­думывании, анализе текста, усвоении главного, системы понятий, извлечении информации, содержавшейся в рисунках, схемах, чертежах, формулах, спра­вочных таблицах. Поэтому самостоя­тельная работа обучающихся с книгой всег­да проводится под руководством преподавателя. Преподаватель выбирает и рекомендует обучающимся материал для самостоятельного изучения, подготавли­вает их к работе, ставит вопросы и вы­дает задания, которые обучающиеся должны выполнить на основе изучение текста книги. В процессе самостоятельной ра­боты с книгой преподаватель наблюдает за обучающимися, отвечает на их вопросы, разъясняет непонятные термины, прово­дит текущий контроль за пониманием и осмыслением прочитанного, оказывает помощь в выполнении заданий и т. д.

Важнейшим из органов чувств, с по­мощью которого человек воспринимает окружающую действительность, являет­ся зрение. Учеными установлено, что через органы зрения в мозг поступает от 80 до 90 процентов информации от окружающего мира. До 80 процентов всех рабочих операций осуществляется под зрительным контролем.

Предлагая использование на уроке наглядных пособий, преподаватель, ма­стер должны прежде всего четко пред­ставлять себе, какую функцию эти сред­ства будут выполнять в учебном процес­се, какую роль они могут сыграть в решении поставленных учебных задач.

В одних случаях наглядные пособия являются иллюстрацией к рассказу или объяснению преподавателя, в других — средством для создания у обучающихся конкретных наглядных представлений об изучаемых предметах, явлениях или событиях, которые обучающиеся не наблю­дали. Наглядные пособия могут высту­пать и как самостоятельное средство получения новой информации. Чем шире эта функция средств наглядности, тем более активной должна быть работа обучающихся с ними.

Для того чтобы средства наглядности давали наибольший эффект, при их изготов­лении, выборе и подготовке к использованию нужно соблюдать определенные требования. Натуральные объекты для использования в качестве наглядных пособий необходимо специально подготовить или обработать: сделать разрезы, произвести специальную окраску отдельных деталей, вырезать смо­тровые окна в кожухах, крышках, корпусах, подсветить внутренние полости, установить лампочки-сигнализаторы и т. д. При изго­товлении изобразительных наглядных посо­бий необходимо, чтобы изображения и надписи на них были достаточно крупными, четкими, хорошо наблюдаемыми с любого места в кабинете; наиболее важные изображе­ния и их детали следует выделять специальным окрашиванием в мягкие тона. Нагляд­ные пособия не следует перегружать боль­шим количеством изображений и текста.

Используя средства наглядности на уро­ке, нужно всегда помнить, что их демонстрация не цель, а средство достижения це­ли. Нужно помочь обучающимся выделить в наблюдаемом главное, основное, отвлечься от второстепенного, сравнить, сделать вы­вод, направить их внимание на наиболее существенные детали объекта наблюдения, объединить их в целостный образ. При возможности необходимо дать обучающимся са­мостоятельно поработать с пособием: вклю­чить, выключить, разобрать, собрать, отре­гулировать, снять показания и т. п.Качество восприятия в любом случае обеспечит успешное осуществление по­следующих этапов усвоения знаний, умений и навыков.

Источник

Восприятие учебной информации, психофизиологические особенности

Татьяна Коколова
Восприятие учебной информации, психофизиологические особенности

Коколова Т. В. ,педагог-психолог,

Черемисина Б. И. — учница 9 кл., Нильмаер И. А. -ученик 9 класса

НОУ «Католическая гимназия г. Томска», г. Томск

В учебном процессе основная задача педагога заключается в том, чтобы учащиеся освоили учебный материал с максимальной легкостью и как можно прочнее. При этом педагогу необходимо понимать, что возможно расхождение между его предпочитаемым каналом восприятия и переработки информации (что предпочитаем, то и используем) и ведущим каналом гимназиста. Ведь то, что педагогу представляется оптимальным, для учащегося может быть недоступным. Различие модальностей – одна из причин, по которой ученики оказываются в неравных условиях обучения. Поэтому учителю необходимо учитывать индивидуальные особенности восприятия каждого ученика.

Гуманизация образования, доминирующая сегодня в образовательном пространстве является новой образовательной парадигмой.

Одним из путей совершенствования учебной деятельности является ее индивидуализация, связанная с созданием условий для удовлетворения потребностей субъекта в реализации своей познавательной активности в соответствии с индивидуальными стилевыми особенностями. Приближение технологий к человеку, к его индивидуальным особенностям является в настоящее время устойчивой образовательной тенденцией.

В рамках нейрофизиологических представлений предполагается, что информацию об окружающем мире мы получаем, используя три основных канала восприятия: визуальный, аудиальный, кинестетический. Приоритетным у каждого человека обычно является один канал. Считается, что именно через ведущий канал поступает основной поток информации. Если мы учитываем ведущий канал собеседника, то, используя предпочитаемые им «ключи» восприятия, оптимизируем процесс общения. Если же процесс общения строится без учета ведущего канала восприятия, то большая часть информации не будет воспринята [ 4 ].

В учебном процессе гимназии основная задача преподавателя заключается в том, чтобы учащиеся освоили учебный материал с максимальной легкостью и как можно прочнее. При этом преподавателю необходимо понимать, что возможно расхождение между его предпочитаемым каналом восприятия и переработки информации (что предпочитаем, то и используем) и ведущим каналом ученика. Различие модальностей – одна из причин, по которой ученики оказываются в неравных условиях обучения.

Учителю необходимо учитывать индивидуальные особенности восприятия каждого учащегося.

Поэтому, материал исследования позволяет изучить психофизиологические особенности восприятия учебной информации учащимися и предложить рекомендации по организации учебного процесса гимназии с их учетом.

В результате изучения психофизиологических особенностей восприятия учащимися учебной информации, выполним ряд задач как, охарактеризуем восприятие как психический познавательный процесс, рассмотрим физиологические основы восприятия, раскроем сущность понятия ведущего канала восприятия информации, проведем исследование ведущего канала восприятия информации у учащихся.

Читайте также:  Силит бенг от черной плесени способ применения

Итак восприятие — это целостное отражение предметов, ситуаций, явлений, возникающих при непосредственном воздействии физических раздражителей на рецепторные поверхности органов чувств. Следовательно, огромную роль в восприятии играет наше желание воспринимать тот или иной предмет, сознание необходимости или обязанности воспринять его, волевые усилия, направленные на то, чтобы добиться лучшего восприятия, настойчивость, которую мы в этих случаях проявляем.

Начавшись в органах чувств, нервные возбуждения, вызванные внешними раздражителями, переходят в нервные центры, где охватывают собой различные зоны коры, вступают во взаимодействия с другими нервными возбуждениями. Вся эта сеть возбуждений, взаимодействующих между собой и широко охватывающих разные зоны коры, и составляет физиологическую основу восприятия.

Поскольку восприятие тесно связано с ощущением, можно предположить, что оно, как и ощущение, является рефлекторным процессом. Рефлекторную основу восприятия раскрыл И. П. Павлов [ 3 ].

Обычное восприятие – результат взаимодействия ряда анализаторов. Двигательные ощущения в той или иной степени участвуют во всех видах восприятия. В качестве примера можно назвать осязательное восприятие, в котором участвуют тактильный и кинестетический анализаторы. Аналогично в слуховом и зрительном восприятии также участвует двигательный анализатор. Различные виды восприятия редко встречаются в чистом виде. Обычно они комбинируются, и в результате возникают сложные виды восприятия [5].Таким образом, мы рассмотрели понятие восприятия, свойства восприятия.

Так как восприятие всегда включает в себя ощущения, получаемые от разных органов чувств, то и физиологические процессы, лежащие в основе восприятия, включают в себя процессы возбуждения, начинающиеся в органах чувств под воздействием предметов внешнего мира и передающиеся по центростремительным нервам в кору мозга.

Таким образом, физиологическую основу восприятия составляет сеть возбуждений, взаимодействующих между собой и широко охватывающих разные зоны коры головного мозга. Начавшись в органах чувств, нервные возбуждения, вызванные внешними раздражителями, переходят в нервные центры, где охватывают собой различные зоны коры, вступают во взаимодействия с другими нервными возбуждениями.

Опираясь на современную психологическую литературу, можно выделить несколько подходов к классификации восприятия. В основе одной из классификаций восприятия, так же как и ощущений, лежат различия в анализаторах, участвующих в восприятии.

В зависимости от особенностей восприятия и переработки информации людей условно можно разделить на четыре категории.

1. Визуалы — люди, воспринимающие большую часть информации с помощью зрения.

2. Аудиалы — те, кто в основном получает информацию через слуховой канал.

3. Кинестетики — люди, воспринимающие большую часть информации через другие ощущения (обоняние, осязание и др.) и с помощью движений.

4. Дискреты (дигиталы) — у них восприятие информации происходит в основном через логическое осмысление, с помощью цифр, знаков, логических доводов. Эта категория, пожалуй, самая немногочисленная среди людей.

Таким образом, так как все учащиеся по-разному воспринимают информацию, то и давать ее надо с учетом особенностей восприятия и переработки информации на основе различия анализаторов, участвующих в восприятии.

Мы провели исследование. Исследование проводилось на базе НОУ «Католическая гимназия г. Томска». В исследовании приняли участие 10 человек 9 класса и 10 человек 7 класса возраст респондентов — 13-15лет. Для проведения исследования использовалось методика «Выявление ведущего канала восприятия» .

Результаты опроса учеников — анализ результатов позволяет заключить, что у 48% опрошенных учащихся ведущим каналом восприятия информации является кинестетический, у 36% — визуальный, у 16% — аудиальный.

Наши рекомендации по совершенствованию организации учебного процесса с учетом ведущего канала восприятия информации учащихся.

Для формирования полноценной учебной деятельности учащемуся важно знать особенности своего восприятия, чтобы найти наиболее эффективный для него способ выполнения различных упражнений. Тем самым формируется особенный, характерный для данного учащегося стиль учебной деятельности, который позволяет повысить результативность усвоения учебного материала. Впоследствии это поможет выработать индивидуальный стиль профессиональной деятельности, который складывается у каждого человека. Процесс восприятия тесно связан с такими психологическими процессами, как мышление, речь, проявление чувств, волеизъявление, поэтому от того, насколько полноценно учащийся воспримет информацию и как выстроит свою деятельность по отношению к изучаемому объекту, будет зависеть уровень его профессионализма.

Учитель должен учитывать ведущий тип восприятия учащихся. При дифференциации обучения в зависимости от особенностей восприятия учителю нужно научиться преподносить материал во всех трех модальностях.

Обучая, педагог претендует на многосенсорное представление информации. Такой подход будет воздействовать на большую часть учащихся, и позволит им получать информацию, выбрав свой входной канал. Кроме того, многосенсорное обучение подкрепляет запоминание, поскольку, чем больше информационных каналов, тем лучше живая память. Естественно, многосенсорное обучение усиливает дополнительные сенсорные каналы учащихся.

Итак, кинестетикам нельзя заставлять неподвижно сидеть на занятии, так как во время движения они прочнее запоминают материал, можно использовать жесты, прикосновения. Важно помнить, что для этих людей характерна невысокая скорость мыслительных процессов. Нужно чаще использовать слова, обозначающие действия. При изложении нового материала стараться находиться как можно ближе к этой группе, чтобы в случае необходимости помочь в выполнении задания. А так как для кинестетиков главное – ощущения, то и помощь преподаватель может оказать действиями (поправить руку, правильно расположить корпус и т. д.). Если он смотрит чаще вниз, легко краснеет и глубоко дышит, общаясь, постоянно что-то крутит в руках, прикасается к собеседнику — это кинестетик. Среди населения кинестетики составляют 40%.

Кинестетикам требуется больше времени, чтобы «прочувствовать» решение, чем визуалам нарисовать картинку, аудиалам – оценить звук. Поэтому они как бы думают медленнее. Они делают более продолжительные паузы между фразами, часто раздражающие собеседника. Кинестетику трудно концентрировать свое внимание, его легко отвлечь, чем угодно.

Визуалам можно предлагать зарисовывать свои впечатления, поэтому под рукой у них должен быть лист бумаги,больше внимания обращать на описание предметов: их цвет, форму, местоположение. Давая задание, стараться выделять цветом абзацы, особо важные слова и предложения. Использовать образные выражения, большое внимание уделять наглядности (ярким картинам, плакатам, схемам, географическим картам). Визуалы говорят быстро и резко, часто смотрят вверх, когда вспоминают. При разговоре им нужна большая дистанция, поле зрения. В их тексте будут слова «смотри», «показывать», «демонстрировать», «иллюстрировать», «отражать» и др. Около 35% людей – визуалы. Когда визуалы думают, они рисуют в своем сознании картинки. Они понимают, как им действовать, потому что видят свои действия. Если вы выражаете свои мысли визуальными терминами, они понимают Вас и чувствуют себя комфортно. У них великолепная зрительная память. Они могут описать вещи, которые когда-то видели, с точностью до детали, четко запоминают цвета и формы [ 6 ].

В процессе мышления визуалы обычно смотрят в трех направлениях: вверх — вправо, когда думают о будущем и создают образы. Вверх — влево, когда думают о прошлом. Прямо перед собой расфокусированным взглядом (верный признак того, что перед вами размышляющий визуал). Можно попробовать определить, говорит ли визуал правду, наблюдая за его поведением. Если взгляд визуала направлен вверх и вправо, значит он неискренен. Он рисует в воображении события, которые еще не произошли. Если он вспоминает о том, что уже было, его взгляд будет направлен вверх и влево.

Читайте также:  По способу восприятия объекта исследования различают наблюдения

Общаясь с этим человеком, нужно не рассказывать, а показывать. Если надо что-то объяснить, лучше нарисовать график. В разговоре и объяснениях следует стоять не перед ним, а рядом, обрисовывая общую для вас обоих перспективу.

Аудиалам необходимо позволить в процессе выполнения заданий проговаривать слова, шевелить губами, издавать звуки. Работая с группой аудиалов, стараться использовать возможности интонации и модуляции голоса (громко – тихо, высоко – низко, паузы). По возможности включать в работу аудио- и диктофонные записи. Описание картин или каких-либо предметов целесообразно дополнять музыкой. Выделение главных частей текста, предложения, «опасных мест» в словах сопровождать хлопком или ритмичными движениями.

Для аудиалов важны все повышения и понижения голосов, сами они говорят ритмично и размеренно – либо, напротив, мелодично и любят слышать свой голос. Они кивают в ритм своей речи – и, слушая, поворачивают ухо к говорящему. Рассказывать они будут очень обстоятельно, со всеми деталями. Одновременно слушать и разговаривать аудиалу сложно. Люди, воспринимающие мир преимущественно посредством звуков, составляют примерно 25% населения.

Аудиалы обращают внимание на высоту голоса, тембр, темп, интонацию. Для речи аудиалов характерны такие слова, как «тон», «звучать», «сказать» и т. д. Они часто склонны разговаривать сами с собой или бормотать что-то себе под нос. Это способ решить проблему посредством ее проговаривания вслух. Речь аудиалов отличается размеренностью, ритмичностью, неторопливостью – осознанием каждого слова, в отличие от визуалов, которые говорят высоким голосом и дышат учащенно.

Характерное направление взгляда: в сторону — вправо, когда размышляют о будущем. В сторону — влево, когда вспоминают прошлое. Подобно визуалу, оценивающему информацию расфокусированным взглядом прямо перед собой, аудиал осмысливает сказанное взглядом вниз — влево. Когда учащийся — аудиал смотрит в этом направлении, следует остановиться и дать ему подумать. Если Вы будете продолжать говорить, он Вас не услышит. Аудиалы, так же как и визуалы, любят иллюстративный материал, только воспринимают его по-другому.

Дискретов еще называют логическим типом, поскольку информацию они воспринимают, запоминают, хранят и воспроизводят в виде схем, логических цепочек, формул, зависимостей и так далее. Итак,речь у дискретов исключительно логическая: в ней по минимуму встречаются слова, соответствующие классическому восприятию людей – через органы чувств. Дискрет будет говорить логически и о логических процессах, а не о красоте или звучании, цветах, или звуках, эмоциях или других характеристиках обсуждаемых вещей.Речь у него будет похожей на автоматическую: без особых оттенков, интонаций и эмоций. Дискрет обычно использует такие слова как «во-первых», «вследствие», «из этого следует», «это значит», «таким образом» и т. п. Кроме того, бытует мнение, что дискреты вообще трудно идут на общение и редко открываются другим людям. Часто дискретов описывают как закомплексованных и закрытых людей. Но, скорее всего, будучи людьми чувствительными, они просто стараются скрывать это в себе, не демонстрируя окружающим свою эмоциональность.

Визуальный контакт во время разговора отвлекает дискретов, поэтому они отводят глаза в сторону. Дискреты не смотрят глаза-в-глаза, чтобы не терять нить беседы и подбирать правильные слова (то есть если человек не смотрит вам в глаза – это вовсе не значит, что он лжет). Кроме того, дискреты с помощью касания и других физических ощущений возвращаются от своих мыслей к окружающей действительности. Дискретам очень сложно общаться с другими людьми, так как другие их просто не в состоянии понять их логические связи, аналитические схемы и прочие «заумности». Зато сами они хорошо всех воспринимают.

Считается, что дискретами не рождаются, но становятся. Речи человек обучается гораздо позже, чем восприятию и самовыражению с помощью ведущих органов чувств. Поэтому при определении ведущего типа восприятия у детей, тип “дискрет” часто даже не рассматривают. Отдельные специалисты считают, что дискреты скорее всего сами не подозревают, что они дискреты. А даже если в этом уверены, то никогда не признаются.

Немаловажным фактором, оказывающим значительное влияние на эффективность усвоения материала и формирование позитивного образа педагога как профессионала, является предпочитаемый им стиль обучения.

Итак, мы рассмотрели особенности обучения с учетом психофизиологических особенностей учащихся.

Для формирования полноценной учебной деятельности ученику важно знать особенности своего восприятия, чтобы найти наиболее эффективный для него способ выполнения различных заданий.

Педагог должен учитывать ведущий тип восприятия ученика. При дифференциации обучения в зависимости от особенностей восприятия педагогу нужно научиться преподносить материал во всех трех модальностях, и для каждого типа восприятия важно выполнять определенные условия. Также, зная стиль преподавания педагога, можно правильнее заметить, какие обучающиеся испытывают затруднения, и сделать соответствующие поправки.

1.Кинезиолог:Сенсорные модальности в НЛП: Образовательный сайт. URL: http://kineziolog.bodhy.ru (дата обращения: 20.11.2012).

2. Маклаков А. Г. Общая психология: Учебник для вузов. СПб. : изд-во Питер, 2008. 583 с.

3. Психология от А до Я: Общие особенности восприятия: Образовательный сайт. URL: http://psyznaiyka.net (дата обращения: 4.11.2012).

4.Студенту Вуза: Психология: Образовательный сайт. URL: http://studentu-vuza.ru (дата обращения 20.11.2012).

5. Маклаков А. Г. Общая психология:Библиотека Гумер: URL: http://www.gumer.info (дата обращения 16.12.2012).

6. Общая психология: URL: http://all-psychology.ru (дата обращения 16.12.2012).

7. Психология восприятия: Раздели психологии:Образовательный сайт: URL: http://siteprovse.com (дата обращения 4.11.2012).

2 апреля. Всемирный день распространения информации о проблеме аутизма 5 мифов об аутизме. Миф 1: Аутизм — психическое заболевание Первым определил и описал симптомы аутизма именно психиатр — американский профессор.

Конспект беседы ко всемирному Дню распространения информации о проблеме аутизма со старшими дошкольниками МБДОУ ЦРР – д/с № 21 «Колосок» Конспект беседы с детьми старшего дошкольного возраста «Доброта спасет мир!» Подготовила.

Новые подходы к оформлению и содержанию наглядной информации в ДОУ Новые подходы к оформлению и содержанию наглядной информации для родителей в ДОУ Цель: ознакомление с актуальными способами оформления.

Технология для запоминания информации Нужно запомнить? Легко! В дошкольном возрасте очень важно, чтобы занятия проходили в игровой форме. Это и интересно детям, и можно дать.

Конспект урока по информатике «Обработка графической информации. Форматы графических файлов» Цель: • дать понятие формата графического изображения, ознакомить учащихся с основными форматами графических изображений, их назначением.

Особенности психических процессов (восприятие, память, мышление, воображение) и двигательных навыков у детей 3 лет Особенности психических процессов (восприятие, память, мышление, воображение) и двигательных навыков у детей третьего года. На третьем.

Особенности восприятия невербальной информации детьми с 5–6 лет с нарушениями зрения Развитие неречевых средств общения у ребёнка с нормальным зрением происходит по подражанию в процессе общения со взрослыми и сверстниками.

План недели мероприятий в рамках Всемирного дня распространения информации о проблеме аутизма Дни недели Участники Названия мероприятия Понедельник 02.04.2018. г. Родители, дети всех возрастных групп, специалисты и педагоги ДОУ Проведение.

Влияние средств массовой информации на личность ребёнка «Роль средств массовой информации на личность» Информационный бум охватил все слои общества, включая и школьников. Жить в современном обществе,.

Источник

Оцените статью
Разные способы