Вычитание по частям.
план-конспект урока по математике (1 класс) на тему
Технологическая карта урока математики в 1 классе с прописанными УУД, формируемыми на каждом этапе урока. УМК «ПНШ».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
28.docx | 33.4 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Калтайская средняя общеобразовательная школа» Томского района
Технологическая карта урока
ФИО учителя: Чунарева М.А.
Учебный предмет: математика.
Тема урока: Вычитание по частям.
Тип урока: урок изучения нового материала.
Содержательная: знакомство со способом вычитания по частям.
Деятельностная: создание условий для знакомства со способом вычитания по частям.
Обучающие: узнать способ вычитания по частям, учиться применять его на практике.
Развивающие: развивать логическое мышление, внимание, память.
Воспитательные: воспитывать умение слушать учителя и одноклассников, ответственное отношение к учебе.
Обучающиеся должны знать:
— способ вычитания по частям;
— что такое «удобные слагаемые».
Обучающиеся должны уметь:
— применять на практике способ вычитания по частям;
— раскладывать вычитаемое на удобные слагаемые;
— дополнять требование к задаче, решать её.
Личностные УУД: самостоятельность и личная ответственность за свои поступки, установка на здоровый образ жизни; самооценка на основе критериев успешности учебной деятельности.
Регулятивные УУД: формулировать и удерживать учебную задачу; составлять план и последовательность действий; использовать речь для регуляции своего действия; адекватно воспринимать предложения учителей и одноклассников по исправлению допущенных ошибок.
Коммуникативные УУД: ставить вопросы, формулировать свои затруднения, обращаться за помощью; адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
Познавательные УУД: осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме; использовать знаково-символические средства; сравнение, анализ.
УМК: А.Л. Чекин «МАТЕМАТИКА». 1 класс. Учебник в 2-х частях, ч.2 – М.: АКАДЕМКНИГА/УЧЕБНИК, 2015; О.А. Захарова, Е.П. Юдина «МАТЕМАТИКА в вопросах и заданиях» Тетрадь для самостоятельной работы №2. 1 класс. – М.: АКАДЕМКНИГА/УЧЕБНИК, 2016.
Оборудование: компьютер, интерактивная доска, проектор.
Экранно-звуковые пособия: Электронная форма учебника «МАТЕМАТИКА» 1 класс; электронная форма тетради для самостоятельной работы по математике № 2, 1 класс.
Основные термины, понятия
Разность, значение разности, уменьшаемое, вычитаемое, удобные слагаемые.
Содержание учебного процесса
Создание благоприятного психологического настроя на работу
Приветствие, проверка подготовленности к уроку, организация внимания детей. Обращает внимание на правильную посадку обучающихся.
Проверяют готовность к уроку, правильную посадку. Включаются в ритм урока.
Записывают в тетрадь число.
Личностные: установка на здоровый образ жизни.
Регулятивные: организация своей учебной деятельности.
2. Целеполагание и мотивация
Обеспечение мотивации учения детьми, принятие ими цели и задач урока
Мотивирует обучающихся, помогает им определить цель и задачи урока.
Читают в учебнике тему урока, определяют цель и задачи урока.
Личностные: мотивация учения.
Регулятивные: формулировать и удерживать учебную задачу; составлять план и последовательность действий.
Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.
Познавательные: осознанное построение речевого высказывания в устной форме.
3. Открытие новых знаний
Подведение к формулировке способа вычитания по частям в процессе поэтапного выполнения задания № 1 и 2 в учебнике и в тетрадях.
Направляет деятельность обучающихся на открытие новых знаний (в результате выполнения задания в учебнике № 1).
Читает задание № 1. Просит учеников проанализировать разности, рассмотреть, как вычислили значение одной из них, сделать вывод, попробовать сформулировать способ вычитания по частям.
Организует самостоятельное выполнение задания № 2 в тетрадях для СР (один выполняет на ЭД).
Записывают и анализируют две разности, способ решения одной из них, пробуют сформулировать способ вычитания по частям.
Выполняют задание № 2 в тетрадях для СР, один ученик у ЭД комментирует.
Личностные УУД: самостоятельность и личная ответственность за свои поступки.
Регулятивные УУД: формулировать и удерживать учебную задачу; составлять план и последовательность действий; использовать речь для регуляции своего действия; адекватно воспринимать предложения учителей и одноклассников по исправлению допущенных ошибок.
Коммуникативные УУД: ставить вопросы, формулировать свои затруднения, обращаться за помощью; адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
Познавательные УУД: осознанно и произвольно строить сообщения в устной форме; использовать знаково-символические средства; сравнение.
Приглашает дежурных провести разминку.
Дежурные показывают, остальные повторяют за ними разминку.
Личностные УУД: установка на здоровый образ жизни
5. Первичная проверка понимания
Выполнение задания № 3 и № 4 в учебнике и в тетради для СР.
Просит проанализировать задание № 3.
Устно обсуждают, на какие слагаемые нужно разложить вычитаемое, чтобы удобнее вычислить значение этой записи, вычисляют.
Первые 3 разности вместе, остальные – самостоятельно.
Просит проанализировать задание № 4. Организует самостоятельное выполнение задания, оказывает помощь тем ученикам, кому это необходимо. Проверка по ЭФТ.
Анализируют задание №3. Устно подбирают удобные слагаемые для первых трёх примеров, решают их. Самостоятельно решают остальные примеры. Проверяют на
Анализируют задание № 4, самостоятельно его выполняют.
Личностные УУД: самостоятельность и личная ответственность за свои поступки.
Регулятивные УУД: формулировать и удерживать учебную задачу; составлять план и последовательность действий; использовать речь для регуляции своего действия; адекватно воспринимать предложения учителей и одноклассников по исправлению допущенных ошибок.
Коммуникативные УУД: ставить вопросы, формулировать свои затруднения, обращаться за помощью; адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
Познавательные УУД: осознанно и произвольно строить сообщения в устной форме; использовать знаково-символические средства; сравнение.
6. Первичное закрепление новых знаний
Выполнение задания № 6.
Дополнительное задание для тех, кто справился раньше, № 5.
Просит обучающихся проанализировать задание № 6.
Организует фронтальное нахождение требования к задаче и её решение.
Анализируют задание № 6. Подбирают к задаче требование, решают задачу.
Личностные УУД: самостоятельность и личная ответственность за свои поступки.
Регулятивные УУД: формулировать и удерживать учебную задачу; составлять план и последовательность действий; использовать речь для регуляции своего действия; адекватно воспринимать предложения учителей и одноклассников по исправлению допущенных ошибок.
Коммуникативные УУД: ставить вопросы, формулировать свои затруднения, обращаться за помощью; адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
Познавательные УУД: осознанно и произвольно строить сообщения в устной форме; сравнение.
7. Подведение итогов урока (рефлексия учебных знаний)
Анализ достижения поставленной цели и задач.
Просит обучающихся вспомнить поставленные в начале урока цели и задачи.
Озвучивают поставленные в начале урока цели и задачи. Анализируют степень их выполнения.
Личностные УУД: самостоятельность и личная ответственность за свои поступки.
Регулятивные УУД: использовать речь для регуляции своего действия; адекватно воспринимать предложения учителей и одноклассников по исправлению допущенных ошибок.
Коммуникативные УУД: адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
Познавательные УУД: осознанно и произвольно строить сообщения в устной форме.
8. Рефлексия учебных действий
Анализ деятельности обучающихся на уроке, результатов этой деятельности.
Называет критерии успешной учебной деятельности, просит учеников проанализировать свою деятельность на уроке по данным критериям.
Анализируют свою деятельность на уроке по названным критериям.
Личностные УУД: самостоятельность и личная ответственность за свои поступки; самооценка на основе критериев успешности учебной деятельности.
Регулятивные УУД: использовать речь для регуляции своего действия; адекватно воспринимать предложения учителей и одноклассников по исправлению допущенных ошибок.
Коммуникативные УУД: адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
Познавательные УУД: осознанно и произвольно строить сообщения в устной форме; сравнение.
Возможные риски: не все ученики сразу могут понять и запомнить способ вычитания по частям.
Коррекционная работа: повторная отработка применения данного способа на конкретных примерах с опорой на наглядность.
Источник
Презентация к уроку математики на тему «Вычитание по частям»
Вычитание по частям ПНШ 1 класс математика МБОУ ОСОШ №3 Накарякова Светлана Анатольевна
Запиши в тетради две разности: 15 – 3 и 15 – 7. В каждой разности подчеркни красным карандашом количество единиц уменьшаемого, а синим количество единиц вычитаемого. В какой из разностей количество единиц вычитаемого можно вычесть из количества единиц уменьшаемого? Вычисли значение этой разности способом поразрядного вычитания единиц.
15 – 3 = (10 + 5) – 3 = 10 + (5 – 3) = = 10 + 2 = 12
Посмотри, как можно вычислить значение разности, если количество единиц уменьшаемого меньше количества единиц вычитаемого. 15 – 7 = 15 – (5 + 2) = (15 – 5) – 2 = = 10 – 2 = 8 Объясни предложенный способ вычитания. Как представлено вычитаемое 7? Почему выбраны именно такие слагаемые? Какое слагаемое определяет этот выбор? Как можно назвать эти слагаемые? Какое слагаемое вычитается в первую очередь? Чем удобен такой порядок? Запиши эту разность в тетрадь. Из какого числа нужно вычесть второе слагаемое? Трудно ли это сделать? Запиши эту разность и ее значение в тетрадь. Почему этот способ называется ВЫЧИТАНИЕМ ПО ЧАСТЯМ?
Вычисли указанным способом и запиши в свою тетрадь значение разности 13 – 5 13 – 5 = 13 – (3 + 2) = (13 – 3) – 2 = = 10 – 2 = 8
Для каждой разности запиши, на какие части нужно разложить вычитаемое 7, чтобы вычислить значение разности способом вычитания по частям 11 – 7 = 12 – 7 = 13 – 7 = 14 – 7 = 15 – 7 = 16 – 7 = 11 – (1 + 6) 12 – (2 + 5) 13 – (3 + 4) 14 – (4 + 3) 15 – (5 + 2) 16 – (6 + 1)
Для каждой разности запиши, на какие части нужно разложить вычитаемое, чтобы вычислить значение разности способом вычитания по частям 15 – 6 = 15 – 7 = 15 – 8 = 15 – 9 = 15 – (5 + 1) 15 – (5 + 2) 15 – (5 + 3) 15 – (5 + 4)
Выбери и запиши в тетрадь те разности, в которых количество единиц уменьшаемого меньше количества единиц вычитаемого. 16 – 2 16 – 6 16 – 4 16 – 0 16 – 9 16 – 8 16 – 1 16 – 5 16 – 7 16 – 3
16 – 9 = 16 – 8 = 16 – 7 = 16 – (6+3)=(16 – 6)+3=10+3= 13 16 – (6+2)=(16 – 6)+2=10+2= 12 16 – (6+1)=(16 – 6)+1=10+1= 11
На одной ветке сидело 12 птиц, а на другой – 5. Придумай требование к этому условию так, чтобы задача решалась вычитанием. Найди решение составленной задачи. Вычисли и запиши ответ. 12 – 5 = 12 – (2 + 5) = (12 – 2) + 5 = = 10 + 5 = 15
Я узнал … Я понял … Я смог … Меня удивило … Мне хочется … Рефлексия
Источник
Урок по математике на тему»Вычитание по частям» (1 класс)
ФИО учителя: Саенко И. Л.
Учебный предмет: математика.
Тема: Вычитание по частям.
Цели : познакомить со способом вычитания по частям; способствовать развитию математической речи, умения анализировать и обобщать, воспитывать культуру учебного труда.
Тип урока: урок изучения нового материала.
Познавательные УУД : умение ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать , какая информация нужна для решения учебной задачи.
Личностные УУД : возможность научиться проявлять познавательную инициативу в оказании помощи соученикам.
Регулятивные: ставить цель, учебную задачу самостоятельно и совместно с одноклассниками при вычитании по частям.
К оммуникативные УУД : построение учебного сотрудничества при взаимодействии с одноклассниками и учителем в процессе изучения учебной темы; понимание возможности различных позиций других людей; умение формулировать собственное мнение и позицию при решении учебных и жизненных задач.
I. Организационный момент. Мотивационный этап.
Прозвенел звонок.
Начинается урок.
Наши ушки на макушке.
Глазки шире открываем.
Слушаем и запоминаем.
Ни минуты не теряем.
— Сегодня на уроке нас ждут новые открытия. Для этого нам нужно быть очень внимательными, хорошо считать, смекать, решать. Настроились на работу. Открываем тетради и записываем число, классная работа.
II. Актуализация опорных знаний.
1.Разминка. Игра «Отгадай число».
Ученикам предлагается отгадывать числа.
— Отгадай число, которое на 2 больше, чем 3(5), число, которое на 4 больше, чем 5 (9).
— Отгадай число, которое находится между числами 17 и 19 (18), число, которое предшествует числу 16 (15).
— Отгадай сумму чисел 7 и 7 (14), сумму чисел 5 и 8 (13).
— Отгадай разность чисел 12 и 2 (10), разность чисел 17 и 10 (7).
— Отгадай на сколько 10 меньше 13 (3), на сколько 15 меньше 20 (5).
— Отгадай число, в котором 2дес и 5ед (25); число, в котором 4дес (40).
2 . Сколько прямоугольников на чертеже?
3. Найди значение выражений.
— Рассмотрите запись на доске. Прочитайте числовые выражения.
— Разместите карточки с выражениями на 2 группы по столбикам.
— Примеры какого столбика мы умеем выполнять?
— Запишите примеры 1 столбика в тетрадь и вычислите их значения. (1ученик выходит решать к доске)
— Что мы делали? Как выполнить поразрядное вычитание единиц?
— А чем отличаются примеры 1 столбика от 2 столбика?
— А мы умеем решать примеры 2 столбика? (Нет). А хотите научиться?
— Эти примеры сегодня мы и будем решать.
— Сформулируйте тему нашего сегодняшнего урока.
Тема «Вычитание по частям».
III. Открытие новых знаний. Целеполагание.
— А какую бы цель мы поставили на уроке? Давайте попробуем её сформулировать.
Цель: познакомиться со способом вычитания по частям
IV. Изучение нового материала. Работа по учебнику (с. 59).
— Как же будем вычитать по частям? Кто догадался? Какие еще есть версии, предложения?
— Предлагаю записать в тетради пример из 2 столбика и решить его
— Назовите уменьшаемое, назовите вычитаемое. Представим десяток в виде единиц.
— Сколько единиц удобно сразу взять из уменьшаемого? (1 единицу.) Сколько еще единиц осталось взять? (4.) Почему? (5 – это 1 и 4.) Откуда возьмем эти 4 единицы? (Из десятка.)
Какой получится ответ? (6.)
— Итак, чему равна разность? — Как проверить правильно ли мы выполнили вычитание? (Сложением.) Сложите разность и вычитаемое, сколько получится?
– Сколько получится полных десятков? Сколько останется единиц?
11 – 5 = 11 – (1 + 4) = (11 – 1) – 4 = 10 – 4 = 6
Проверка: 6 + 5 = 11
На доске появляется алгоритм:
1. Найдите число единиц уменьшаемого — .
2. Разбейте вычитаемое на 2 части, одна из которых равна найденному числу.
3. Выполните вычитание по частям. Вычитай из … сначала … единиц, а потом из 10 вычитай оставшиеся … единиц. Получаем …
— Чем нам поможет этот АЛГОРИТМ? (Решать быстро примеры на вычитание по частям)
– Выполните вычитание, используя новый прием вычислений. 14 — 6
14 – 6 = 14 – (4 + 2) = (14 – 4) – 2 = 10 – 2 = 8
— А вы ребята молодцы!
— Теперь обратимся к нашему учебнику.
— Откройте учебники стр.75.
— Проанализируйте запись и объясните, как можно найти значение разности 15 – 7.
15 – 7 = 15 – (5 + 2) = (15 – 5) – 2 = 10 – 2 = 8
— Назовите вычитаемое. (Число 7.)
— Как представлено число 7? (7 = 5 + 2.)
— Почему выбраны именно такие слагаемые? Какое слагаемое определяет этот выбор? (Первое слагаемое должно быть равно числу разряда единиц уменьшаемого.)
— Как можно назвать эти слагаемые? (Удобные слагаемые.)
— Какое слагаемое вычитается в первую очередь?
— Чем удобен такой порядок? (В результате вычитания получаем 1 десяток.)
— Из какого числа нужно вычесть второе слагаемое?
-Трудно ли это сделать? Запишите эту разность и ее значение.
— Объясните, почему этот способ называют вычитанием по частям.
Отдых наш – физкультминутка,
Занимай свои места.
Шаг на месте, левой, правой.
Раз и два, раз и два.
Прямо спину вы держите –
Раз и два, раз и два!
И под ноги не смотрите –
Раз и два, раз и два!
У нас славная осанка.
Мы свели лопатки.
Мы походим на носках,
А потом на пятках.
Пойдём мягко, как лисята,
Ну, а если надоест,
То пойдём все косолапо,
Как медведи ходят в лес.
V. Закрепление изученного материала.
Задание 2. (с комментированием)
— Вычислите указанным способом значение разности.
13 – 5 = 13 – (3 + 2) = (13 – 3) – 2 = 10 – 2 = 8
— Объясните, как вы рассуждали.
— Прочитайте условие задачи.
— Придумайте в парах требование к этому условию так, чтобы задача решалась вычитанием.
— Чья пара уже составила задачу?
Задача. На одной ветке сидело 12 птиц, а на другой – 5. На сколько больше птиц сидело на одной ветке, чем на другой?
— Запишите решение составленной задачи. Вычислите ответ.
Р е ш е н и е: 12 – 5 = 12 – 2 — 3 = 7 (п).
О т в е т: на 7 птиц больше.
— Какие знания помогли вам вычислить ответ? (Правило вычитания по частям.)
VI. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.
Работа в печатной тетради № 2 (с. 110).
Дети самостоятельно выполняют задания. Сравнивают с эталоном.
VII. Рефлексия учебной деятельности.
— Над какой темой работали на уроке?
— Вспомните, какую цель каждый поставил в начале урока? Кто достиг своей цели? Вспомните свою цель, поднимите руку те, кто достиг цели.
— Оцените свою работу на уроке.
С помощью оценочной линейки отметьте, как вы поняли способ вычитания по частям. На полях тетради дети чертят оценочную линейку и отмечают кружком: место ближе к верхней границе, если всё было понятно, по середине линейки — если что-то не совсем понятно и ближе к нижней границе – если много было затруднений.
Источник