ЕГЭ. Общество. Тема 7. Эволюция. Революция. Реформа
Пути развития общества — это эволюционный , революционный и путь реформирования. Рассмотрим каждый из них.
Эволюция — это (от лат. evolutio — «развёртывание») процесс естественного изменения общества, при котором возникает социальная форма развития общества, отличающаяся от предшествующей. Эволюционный путь развития — это плавные, постепенные изменения, которые происходят в обществе в конкретных исторических условиях.
.Впервые о социальной эволюции заговорил социолог Спенсер Г.
Высоко оценил эволюционный путь развития современный российский историк Волобуев П. Он назвал положительные стороны эволюции:
- Обеспечивает преемственность развития, сохраняя всё накопленное богатство
- Сопровождается позитивными качественными изменениями, причём во всех сферах общества.
- Эволюция использует реформы, способна обеспечить и поддерживать социальный прогресс, придавать ему цивилизованную форму.
Революция – (от лат. revolutio — поворот, превращение) это коренные, скачкообразные, существенные изменения в обществе, которые приводят к переходу общества из одного качественного состояния в другое.
Виды революций
По времени протекания:
- Кратковременные (например, Февральская революция в России в 1917 году)
- Долговременные (например, неолитическая , то есть переход от присваивающего к производящему типу хозяйства, продолжалась около 3 тысяч лет; промышленная революция- то есть переход от ручного труда к машинному, длилась коло 200 лет, это 18-19 вв.).
По сферам протекания
- технические (неолитическая, промышленная, научно- техническая)
- культурная
- социальная (со сменой власти)
По масштабам протекания:
- в отдельной стране
- в ряде стран
- глобальные
Оценки социальных революций
К.Маркс: « Революция — это локомотив истории», «движущая сила общества»
Бердяев Н.: « Все революции кончались реакциями. Это неотвратимо. Это закон. И чем неистовее и яростнее бывали революции, тем сильнее были реакции».
Большинство социологов видят в революции нежелательное отклонение от естественного хода истории, потому что любая революция – это всегда насилие, гибель людей, обнищание людей.
Реформа – (от лат. reformo преобразование) это изменение в обществе, проводимое сверху правительством, властью. Это происходит путём принятия законов, постановлений и других властных предписаний. Реформы могут происходить в одной сфере или сразу в нескольких. Однако не происходит существенных, фундаментальных изменений в государстве (в строе, явлении, структуре).
Виды реформ
По влиянию на ход исторического развития
- Прогрессивные, то есть приводящие к совершенствованию в какой-либо сфере общества ( реформа образования, здравоохранения. Вспомним реформы Алекcандра II- крестьянская, земская , судебная , военная- все они значительно совершенствовали общественные отношения.
- Регрессивные – приводящие к движению назад, ухудшающие что-либо в обществе. Так контрреформы Александра III привели к усилению реакции, консерватизму в управлении.
По сферам общества:
- Экономические (преобразования в хозяйственной деятельности страны)
- Социальные (создание условий для достойной жизни людей)
- Политические (изменения в политической сфере, например, принятие конституции, нового избирательного закона и т.д.)
Новые типы революций 20-21 веков:
- «зелёная» революция — комплекс изменений в сельском хозяйстве, который произошёл в развивающихся странах в 1940-1970-е годы 20 века. Сюда входит : введение более продуктивных сортов растений; расширение ирригации, то есть оросительных систем; совершенствование сельскохозяйственной техники; применение удобрений, пестицидов, то есть химических средств для борьбы с вредителями и сорняками. Цель данной революции – значительное увеличение сельскохозяйственной продукции, выход на мировой рынок.
- «бархатная» революция — процесс бескровного реформирования социального режима. Впервые термин возник в связи с событиями в Чехословакии в ноябре-декабре 1989г. В данных революциях ведущую роль играют группы элиты, которые конкурируют с элитой же, но находящейся у власти.
- « оранжевая» революция — компания митингов, протестов, забастовок, пикетов и иных актов гражданского неповиновения, цель которых – решение злободневных проблем. Впервые термин появился в связи с событиями на Украине в 2004 году, когда противостояли сторонник Ющенко и Януковича.
Материал подготовила: Мельникова Вера Александровна
Источник
Контрольная работа по обществознанию на тему: «Человек в обществе» (10 класс)
Контрольная работа по обществознанию на тему: « Человек в обществе». Вариант 1. 10 класс.
1.Запишите слово, пропущенное в таблице.
Фирмы, банки, рынки и т.д.
Государство, политические партии, организации
2.Найдите понятие, которое является обобщающим для всех остальных понятий представленного ниже ряда, и запишите цифру, под которой оно указано.
1)социальная революция; 2) экономическая реформа; 3) общественный прогресс;
4) социальная динамика; 5) коренные преобразования.
3. Ниже приведен перечень терминов. Все они, за исключением двух, относятся к экономической сфере общества.
1) собственность; 2) производство; 3) этнос; 4) распределение; 5) социализация;
6) обмен; 7) инфляция.
Найдите два термина, выпадающих из общего ряда и запишите цифры, под которыми они указаны.
4. Выберите верные суждения об обществе и запишите цифры под которыми они указаны.
1. В широком смысле общество – это весь окружающий человека мир.
2. Общество и государство – это слова-синонимы.
3. Общество – это социальные группы, сформированные на основе интересов людей.
4. Общество – это часть природы.
5. Общество – это определенный период в истории человечества.
5. Установите соответствие между сферами жизни общества и примерами деятельности людей: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите позицию из второго столбца.
Примеры деятельности людей
А) проповедь священника
Б) модернизация производства
В )выборы в парламент
Г) межнациональный конфликт
Д) цены на нефть на мировом океане
6. Ученик работает над рефератом на тему « Противоречивость общественного прогресса». Какие из приведенных ниже положений непосредственно указывают на проявления противоречивости общественного прогресса? Запишите цифры, под которыми они указаны.
1. Распространение компьютеров и Интернета вызывает психологическую зависимость человека от факторов виртуальной жизни.
2. Развитие медицины способствует в целом увеличению продолжительности жизни людей в мире.
3. Открытие ядерной энергии послужило основой для создания оружия массового поражения, представляющего угрозу уничтожения нашей планеты.
4. Развитие и усовершенствование орудий труда привело к повышению производительности труда.
5. Распространение массовой культуры способствует расширению кругозора, распространению полезных для населения знаний.
6. Распространение экстремизма и активизация деятельности террористических организаций является следствием глубокого разрыва в уровнях экономического развития развитых и развивающихся стран.
7. Выберите верные суждения о революционном пути развития общества и запишите цифры, под которыми они указаны.
1. Для революции характерно резкое радикальное изменение общества, влекущее за собой смену общественного строя.
2. Революция характеризуется широкомасштабным реформированием общества, изменениями во всех сферах общественной жизни.
3. Основными способами революционных изменений является реформа и изобретательская деятельность людей.
4. Для революционного развития свойственна преемственность и постепенность преобразований.
5. Революции не могут способствовать прогрессу общества.
8. Установите соответствие между общественными науками и их ключевыми категориями: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
А) власть, идеологии, государство, партии
Б) собственность, деньги, блага, бизнес
В ) бытие, сознание, познание, форма, содержание
Г) классы, нации, нормы, общности
Д) закон, санкции, кодекс, суд
9. Реликтовые племена, проживающие в Центральной Африке, занимаются охотой и собирательством, для них характерно наличие матриархата, общественные отношения регулируются многочисленными обычаями.
Найдите в приведенном перечне признаки, позволяющие утверждать, что они живут в традиционном обществе.
Земля, орудия труда и участки джунглей находятся в частной собственности членов племени.
Права и свободы участников племени закреплены в нормативно-правовых актах.
Община играет важную роль в жизни каждого члена племени.
Люди обожествляют силы природы и поклоняются им.
Развивается сфера услуг, информация становится важнейшим фактором производства.
Главным средством производства является капитал.
10. Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «социальный институт»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения: одно предложение, содержащее информацию о значении социальных институтов в обществе, и одно предложение, конкретизирующее функции одного из социальных институтов общества.
11. Прочитайте приведенный ниже текст, в котором пропущен ряд слов. Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место пропусков.
«Характеристика общества как ________(А) предусматривает изучение его внутренней структуры. Ее основными элементами являются ________(Б) общественной жизни и социальные институты. Выделяют экономическую, социальную, политическую и духовную сферы. Все они находятся в тесной взаимосвязи, так как поддерживают необходимую ________(В) общества. ________(Г) в каждой из сфер решают важные социальные задачи. Они обеспечивают производство и распределение различных видов ________(Д), а также управление совместной ________(Е) людей».
Слова в списке даны в именительном падеже. Каждое слово (словосочетание) может быть использовано только один раз. Выбирайте последовательно одно слово за другим, мысленно заполняя каждый пропуск. Обратите внимание на то, что в списке слов больше, чем вам потребуется для заполнения пропусков.
4) социальные блага
8) социальные институты
В данной ниже таблице приведены буквы, обозначающие пропущенные слова. Запишите в таблицу под каждой буквой номер выбранного вами слова.
Контрольная работа по обществознанию на тему: « Человек в обществе». Вариант 2. 10 класс.
1.Запишите слово, пропущенное в таблице.
2.Найдите понятие, которое является обобщающим для всех остальных понятий представленного ниже ряда, и запишите цифру, под которой оно указано.
1)сословная структура общества; 2) воспроизводство социального идеала; 3) коллективистские ценности;
4) традиционное общество; 5) сельская община; 6) сращивание власти и собственности; 7) низкая социальная мобильность.
3. Ниже приведен перечень терминов. Все они, за исключением двух, относятся к характеристике эволюционного пути развития общества.
1) преемственность в развитии; 2) медленное, постепенное развитие; 3) опора на насилие; 4) радикальные изменения; 5) может осуществляться как стихийно, так и организовано; 6) мирный характер развития.
Найдите два термина, выпадающих из общего ряда и запишите цифры, под которыми они указаны.
4. Выберите верные суждения о функциях общества и запишите цифры под которыми они указаны.
1. Воспроизводство человека – важнейшая функция общества.
2. Общество регулирует отношения между людьми при помощи социальных норм: обычаев, традиций, норм права.
3. Общество обеспечивает генетическое наследование людьми определенных физиологических свойств..
4. Общество определяет естественные потребности человека..
5. Чем выше уровень развития общества, тем меньше функций оно реализует.
5. Установите соответствие между сферами жизни общества и примерами деятельности людей: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите позицию из второго столбца.
Примеры деятельности людей
А) строительство кинотеатра
Б) повышение минимальной пенсии
В ) посещение концерта рок-группы
Г) предоставление работнику ежегодного оплачиваемого отпуска
Д) предвыборные дебаты кандидатов
6. Ученик работает над рефератом на тему « Особенности постиндустриального общества». Какие из приведенных ниже положений характеризуют данный тип общества? Запишите цифры, под которыми они указаны.
1. Процессы глобализации определяют мировое экономическое развитие.
2. Человечество стремится к монархическим и деспотическим формам правления.
3. Стратификация общества осуществляется по профессии, уровню образования , размеру дохода.
4. Главным средством производства является земля.
5. Отношения между людьми регулируются обычаями, традициями, религиозными нормами.
6. Отношения между производителем и потребителем носят прямой характер.
7. Выберите верные суждения об эволюционном пути развития общества и запишите цифры, под которыми они указаны.
1. Эволюционное развитие общества тесно связано с насильственными действиями по захвату власти.
2. Эволюция может происходить сознательно и стихийно.
3. Основными способами эволюционных изменений является реформа и изобретательская деятельность людей.
4. Для эволюционного развития свойственна преемственность и постепенность преобразований.
5. Эволюция подразумевает обязательную смену общественного строя.
8. Установите соответствие между проявлениями глобальных проблем современности и их типами: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
Проявления глобальных проблем
А) постепенное истощение запасов нефти и металлов
Б) активизация деятельности экстремистских групп (захват заложников, подготовка и проведение взрывов в местах массового скопления людей)
В ) быстрый рост населения в странах Азии, Африки и Латинской Америки
Г) увеличение разрыва в уровне валового национального дохода на душу населения между группами стран
Д) загрязнение питьевой воды и атмосферного воздуха промышленными отходами
Типы глобальных проблем
9. В стране Z основной отраслью хозяйства является промышленное производство. Найдите в приведенном перечне признаки, позволяющие утверждать, что страна развивается в условиях индустриального общества.
1. классовая стратификация общества
2. распространение массовой культуры
3. общинная собственность на землю главное средство производства
4. основные вопросы экономики ( Что производить? Как производить? Для кого производить? )
решаются на основе обычаев и традиций
5. особая ценность информации как фактора производства
6. глобализация всех сфер общественной жизни.
10. Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «общественный прогресс»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения: одно предложение, называющее один из критериев общественного прогресса, и одно предложение, конкретизирующее интегративный критерий общественного прогресса.
11. Прочитайте приведенный ниже текст, в котором пропущен ряд слов. Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место пропусков.
«В труде, учении, ___________ (А) формируются и проявляются все стороны психики.
Особо встает вопрос о том, как формируются и закрепляются относительно устойчивые психические свойства. Психические свойства ___________ (Б) — ее способности и характерологические черты — формируются в ходе жизни. Врожденные ___________ (В) организма являются лишь ___________ (Г) — весьма многозначными, которые обусловливают, но не предопределяют психические свойства человека. На основе одних и тех же задатков у человека могут выработаться различные свойства — ___________ (Д) и черты характера в зависимости от хода его жизни и ___________ (Е) не только проявляются, но и формируются. В работе, учении и труде складываются и отрабатываются способности людей; в жизненных деяниях и поступках формируется и закаляется характер».
Слова в списке даны в именительном падеже. Каждое слово (словосочетание) может быть использовано только один раз.
Выбирайте последовательно одно слово за другим, мысленно заполняя каждый пропуск. Обратите внимание на то, что в списке слов больше, чем вам потребуется для заполнения пропусков.
В данной ниже таблице приведены буквы, указывающие на пропуск слова. Запишите в таблицу под каждой буквой номер выбранного вами слова.
Источник