- Для проведения какого способа закупки нельзя привлечь специализированную организацию
- Энциклопедия решений. Функции (полномочия), которые могут быть переданы заказчиком специализированной организации при закупках по Закону N 44-ФЗ
- Как привлечь специализированную организацию по 44-ФЗ
- Определение и порядок привлечения
- Услуги специализированной организации по 44-ФЗ
- Как создать специализированную организацию по 44-ФЗ
- Как выбрать способ закупки по 44‑ФЗ
- Наиболее популярные способы закупок
- В каких случаях можно выбрать закупку у единственного поставщика
- Электронный аукцион
- Запрос котировок
- Открытый конкурс
- Конкурс с ограниченным участием
- Двухэтапный конкурс
- Закрытый конкурс
- Запрос предложений
Для проведения какого способа закупки нельзя привлечь специализированную организацию
Статья 40. Специализированная организация
Готовые решения. Вопросы применения ст. 40
С 01.01.2022 в ч. 1 ст. 40 вносятся изменения (ФЗ от 02.07.2021 N 360-ФЗ). См. будущую редакцию.
1. Заказчик вправе привлечь на основе контракта специализированную организацию для выполнения отдельных функций по определению поставщика (подрядчика, исполнителя), в том числе для разработки документации о закупке, размещения в единой информационной системе и на электронной площадке информации и электронных документов, предусмотренных настоящим Федеральным законом, направления приглашений принять участие в определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) закрытыми способами, выполнения иных функций, связанных с обеспечением проведения определения поставщика (подрядчика, исполнителя). При этом создание комиссии по осуществлению закупок, определение начальной (максимальной) цены контракта, начальной цены единицы товара, работы, услуги, начальной суммы цен указанных единиц, предмета и иных существенных условий контракта, утверждение проекта контракта, документации о закупке и подписание контракта осуществляются заказчиком.
(в ред. Федеральных законов от 31.12.2017 N 504-ФЗ, от 01.05.2019 N 71-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
2. Выбор специализированной организации осуществляется заказчиком в соответствии с настоящим Федеральным законом.
3. Специализированная организация осуществляет указанные в части 1 настоящей статьи функции от имени заказчика. При этом права и обязанности в результате осуществления таких функций возникают у заказчика.
4. Заказчик несет солидарную ответственность за вред, причиненный физическому лицу или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) специализированной организации, совершенных в пределах полномочий, переданных ей заказчиком на основе контракта и связанных с определением поставщика (подрядчика, исполнителя), при осуществлении ею указанных в части 1 настоящей статьи функций от имени заказчика.
5. Специализированная организация не может быть участником закупки, в рамках которой эта организация осуществляет функции, указанные в части 1 настоящей статьи.
Источник
Энциклопедия решений. Функции (полномочия), которые могут быть переданы заказчиком специализированной организации при закупках по Закону N 44-ФЗ
Функции (полномочия), которые могут быть переданы заказчиком специализированной организации при закупках по Закону N 44-ФЗ
В соответствии с ч. 1 ст. 40 Закона N 44-ФЗ заказчик вправе привлечь на основе контракта специализированную организацию для выполнения отдельных функций по определению поставщика (подрядчика, исполнителя) (далее — контрагент) путем проведения конкурса или аукциона.
Следует иметь в виду, что по смыслу ч.ч. 1, 4 ст. 40 Закона N 44-ФЗ специализированной организации могут быть переданы только «технические» функции, связанные именно с обеспечением проведения определения контрагента. Часть 1 ст. 40 Закона N 44-ФЗ специально указывает, что осуществляются заказчиком, то есть не могут быть переданы специализированной организации следующие функции:
— создание комиссии по осуществлению закупок;
— определение начальной (максимальной) цены контракта;
— определение предмета и существенных условий контракта;
— утверждение проекта контракта, конкурсной документации, документации об аукционе;
Сюда же могут быть отнесены и другие функции, которые по смыслу указаний закона может выполнять только сам заказчик (см., например, п. 1 решения ФАС России от 12.02.2015 N К-122/15, п. 1 решения ФАС России от 09.02.2015 N К-112/15).
К функциям, которые могут быть переданы специализированной организации, ч. 1 ст. 40 Закона N 44-ФЗ отнесены разработка конкурсной документации, документации об аукционе, размещение в единой информационной системе извещения о проведении открытого конкурса, конкурса с ограниченным участием, двухэтапного конкурса или электронного аукциона, направление приглашений принять участие в закрытом конкурсе, закрытом конкурсе с ограниченным участием, закрытом двухэтапном конкурсе или в закрытом аукционе.
Из упомянутых выше решений ФАС России можно заключить, что по мнению этого ведомства приведенный перечень является исчерпывающим. Однако из указаний ч. 1 ст. 40 Закона N 44-ФЗ, что перечисленные в ней функции могут быть переданы специализированной организации «в том числе «, можно сделать вывод, что данный в ней перечень не является закрытым. Косвенно такое толкование подтверждает то, что в этой же норме дается перечень функций, которые не могут быть переданы специализированной организации. В таком случае иные функции, которые могут быть переданы специализированной организации, следует определять исходя из вышеописанного общего принципа.
К сожалению, судебной практики, разрешавшей бы данный вопрос, нам обнаружить не удалось.
Специализированная организация осуществляет переданные ей заказчиком функции от имени заказчика, при этом права и обязанности в результате осуществления таких функций возникают у заказчика (ч. 3 ст. 40 Закона N 44-ФЗ).
Актуальная версия заинтересовавшего Вас документа доступна только в коммерческой версии системы ГАРАНТ. Вы можете подать заявку на получение полного доступа к системе бесплатно на 3 дня.
Купить документ —> Получить доступ к системе ГАРАНТ
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Информационный блок «Энциклопедия решений. Государственные и корпоративные закупки» — это совокупность уникальных актуализируемых аналитических материалов по вопросам, возникающим в процессе осуществления закупок товаров, работ и услуг в соответствии с Федеральным законом от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» и Федеральным законом от 18 июля 2011 г. N 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц»
Каждый материал блока подкреплен ссылками на нормативные правовые акты, учитывает сложившуюся практику (судебную и административную) и актуализируется по мере изменения законодательства
Материал приводится по состоянию на ноябрь 2020 г.
См. содержание Энциклопедии решений. Государственные и корпоративные закупки
При подготовке Информационного блока «Энциклопедия решений. Государственные и корпоративные закупки» использованы авторские материалы, предоставленные А.Серковым, Т. Штукатуровой
Источник
Как привлечь специализированную организацию по 44-ФЗ
Определение и порядок привлечения
В статье 3 44-ФЗ упоминается, что специализированная организация — это юрлицо, которое привлекается заказчиком в соответствии со статьей 40. При этом, анализируя ее мы также не найдем четкого определения. Поэтому приведем то, которое, на наш взгляд, отражает все основные характеристики. К спецорганизациям относится юридическое лицо, которое может выступать посредником и выполнять определенные технические действия в области закупок от имени заказчика.
Воспользоваться услугами помощника госучреждение может для проведения открытых и закрытых конкурсов (в т.ч. двухэтапных и с ограниченным участием), а также аукционов. Для этой цели необходимо заблаговременно приобрести услуги такой компании. Здесь важно учесть, что в случае нанесения кому-либо вреда в рамках исполнения условий подобной сделки, заказчик несет ответственность, так же как и специализированная организация по закупкам по 44 ФЗ. Поэтому привлекать лучше проверенную компанию с хорошими рекомендациями, существующую на рынке не первый год.
Вид тендера для этого строго не определен, то есть это могут быть как конкурентные процедуры, так и заказы у единственного поставщика. А вот сведения о таких процедурах в обязательном порядке вносят в план-график.
В целом процесс выбора специализированной организации можно разделить на следующие этапы:
- Составление списка функций для исполнителя.
- Приобретение соответствующих услуг по правилам 44-ФЗ.
- Подписание контракта.
Услуги специализированной организации по 44-ФЗ
В результате работы, проводимой такой компанией, права и обязанности появляются у госучреждения. Полностью делегировать закупочную деятельность оно не может. Так, самостоятельно оно должно сделать следующее:
- Создать комиссию (единую или для определенного тендера).
- Определить НМЦК.
- Установить существенные условия и предмет закупки.
- Утвердить проект контракта.
- Утвердить закупочную документацию.
- Подписать контракт с поставщиком.
В свою очередь специализированная организация может оказывать такие услуги:
- Составление закупочной документации.
- Публикация в единой информационной системе извещения о закупке.
- Рассылка поставщикам приглашений на участие в тендере.
- Другие действия, необходимые для осуществления закупки.
Как создать специализированную организацию по 44-ФЗ
Закон не предусматривает выполнение поставщиком услуг каких-либо специальных действий для того, чтоб помочь заказчику провести процедуру.
Заказчик проводит тендер на общих условиях, которые определены в 44-ФЗ. Проект контракта, составленный для этих целей в произвольной форме, должен включать:
- Основные условия сделки.
- Перечень функций, которые заказчик передает спецорганизации.
- Сведения о тендере, для проведения которого привлекают помощника.
- Ответственность сторон.
Соответственно, организации, которая стремится занять место специализированной, необходимо победить в процедуре и подписать контракт на указанных условиях.
Источник
Как выбрать способ закупки по 44‑ФЗ
эксперт по бухучету и налогообложению сервиса Норматив
В статье расскажем о наиболее популярных способах закупок и разберемся, какой способ выбрать в том или ином случае
Наиболее популярные способы закупок
Как показывает практика, часто применимыми и востребованными способами закупок являются:
- электронный аукцион;
- закупки у единственного поставщика;
- запрос котировок;
- открытый конкурс.
Кроме того, они наиболее прозрачные, конкурентные и выгодные для заказчика. В свою очередь, закрытые способы закупок, запрос предложений, конкурс с ограниченным участием или двухэтапный конкурс допустимы только в установленных для них случаях, если это не противоречит Закону № 44-ФЗ. Однако при выборе способа закупок, заказчик должен ориентироваться не только на популярность и доступность того или иного способа, его преимущества или собственные пожелания, но также на ограничения и требования, обозначенные в Законе № 44-ФЗ. Все указанные способы предъявляют определенные требования к заказчику и условиям контракта и используются в определенных случаях.
Обратите внимание, что за выбор неправомерного способа закупки предусмотрена административная ответственность.
В каких случаях можно выбрать закупку у единственного поставщика
Закупка у единственного поставщика наиболее удобна для заказчиков в том случае, если цена контракта незначительна. Заказчик может разово закупать у единственного поставщика любые товары, работы, услуги на сумму не более 100 000 рублей. Правда, в п. 4 ч. 1 ст. 93 есть ряд условий и их не стоит игнорировать.
Основные достоинства процедуры закупки у единственного поставщика:
- можно заключить контракт с известным заказчику поставщиком;
- не нужно отвлекать значительные ресурсы на проведение процедуры заключения контракта;
- минимальные риски нарушений при проведении процедуры закупки, не зависящие от заказчика, например, технический сбой на электронной площадке;
- меньшая длительность и простота процедуры по сравнению с конкурентными способами определения поставщика.
В то же время, закупка у единственного поставщика имеет несколько недостатков:
- высокий риск возникновения претензий со стороны проверяющих. в связи с тем, что данный способ закупки связан с широкими возможностями для злоупотреблений при расходовании бюджетных средств и рисков сговора с поставщиком;
- ограниченные возможности снизить цену контракта или обеспечить наилучшие условия его выполнения в связи с отсутствием конкурентных процедур выбора поставщика.
Перечень случаев, в которых заказчик может осуществлять закупки у единственного поставщика, содержится в ч. 1 ст. 93. В случаях, не указанных в перечне, закупать товары (работы, услуги) у единственного поставщика заказчик не имеет права.
Если заказчик не обязан использовать какой-либо конкретный способ, но закупка у единственного поставщика невозможна, тогда проводится открытый конкурс (ст. 48) или электронный аукцион (ст. 59). А в ряде случаев, можно провести запрос котировок (ч. 2 ст. 72) или запрос предложений (ч. 2 ст. 83).
Оксана Шипунова на вебинаре « Закупка у единственного поставщика: основания, порядок проведения, рекомендации» рассказала об особенностях закупки у единственного поставщика.
Электронный аукцион
Максимальная прозрачность и объективность в выборе победителя — основная причина популярности электронных аукционов.
Достоинства электронного аукциона:
- минимальный риск предъявления претензий относительно процедуры проведения закупки: приема и регистрации заявок, возврата обеспечения заявок, хранения электронных документов, поскольку эти функции обеспечиваются оператором электронной площадки.
- незначительное количество ограничений на проведение электронного аукциона. В этом случае снижается вероятность проверки правильности выбора способа определения поставщика;
- сохраняется конфиденциальность участников и, следовательно, снижается вероятность сговора или подлога;
- возможность привлечь к организации и проведению электронного аукциона специализированную организацию.
Однако, электронный аукцион имеет ряд недостатков, которые тоже нужно учитывать:
- невозможно оценить качество поставляемых товаров (работы, услуги), так как заявки участников оцениваются только по цене;
- более длительная процедура определения поставщика по сравнению с запросом котировок, запросом предложений и закупкой у единственного поставщика;
- риск срыва сроков и нарушения процедуры проведения электронного аукциона по причине технических сбоев на электронной площадке;
- риск возникновения претензий к заказчику из-за возможных ошибок в ходе процедуры, так как она сложна и многоэтапна;
- невозможно выделить несколько лотов, как это предусмотрено при проведении конкурса и закрытого аукциона.
Формат электронного аукциона используется в двух случаях: когда этот способ прямо предписан нормами закона или, когда применить другие, более удобные для заказчика, способы невозможно из-за существующих ограничений.
1) если осуществляются закупки товаров, работ, услуг, включенные в перечень, утвержденный Распоряжением Правительства РФ от 21.03.2016 № 471-р, либо в дополнительный перечень, установленный высшим исполнительным органом государственной власти субъекта РФ — заказчик обязан провести электронный аукцион.
2) заказчик вправе самостоятельно выбрать электронный аукцион:
- если закон не позволяет закупить товары (работы, услуги) у единственного поставщика или путем запроса котировок,
- если оценивать предложения участников по качеству товаров (квалификации участников, опыту работы и другим нестоимостным критериям) не нужно.
Запрос котировок
Запрос котировок — наиболее удобный для заказчика способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) независимо от вида товаров, работ, услуг, если необходимо оперативно провести небольшую по стоимости закупку.
Запрос котировок также проводится для оказания гуманитарной помощи либо ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера.
Ограничения проведения заказчиком запроса котировок содержатся в ч. 2 ст. 72. Но в некоторых случаях ограничения, наложенные п. 2 ст. 72 на размер НМЦ контракта, можно не учитывать (ст. 75 и ст. 76).
Запрос котировок не может проводиться в случаях, если заказчик обязан применять закрытые способы определения поставщика (ч. 1 ст. 84) или путем проведения конкурса с ограниченным участием (ст. 56). Других ограничений на проведение запроса котировок нет.
Основными достоинствами процедуры запроса котировок являются:
- определение поставщика происходит быстрее по сравнению с электронным аукционом и конкурсом;
- минимальные риски возникновения претензий, связанных с ошибками в ходе процедуры, благодаря ее доступности, малому объему документации и четкой регламентации проведения;
- минимальные риски нарушений, не зависящих от заказчика, например, технический сбой на электронной площадке;
- возможность использовать для оценки заявок помимо критерия цены контракта иные (нестоимостные) критерии (ч. 1,4 ст. 32).
Запрос котировок имеет ряд недостатков:
- высокая вероятность проверки на предмет правомерности выбора данного способа определения поставщика связи с установлением в ч. 2 ст. 72 ограничений на проведение запроса котировок;
- более широкая зона ответственности заказчика по сравнению с электронными способами определения поставщика (прием и регистрация заявок, обеспечение их сохранности и конфиденциальности, хранение документов);
- высокие риски участия в запросе котировок недобросовестных участников закупки в связи с отсутствием возможности установить обеспечение заявки;
- отсутствие возможности выделять лоты при осуществлении закупки.
Таким образом, запрос котировок рекомендуется проводить в случае закупок товаров, работ, услуг, незначительного объема и не относящихся категории сложных, не требующих повышенного внимания к качеству и высокой квалификации поставщика.
Открытый конкурс
Проведение открытого конкурса позволяет:
- получить больший объем сведений о потенциальных поставщиках, в частности, узнать не только предлагаемую цену, но также квалификацию поставщика, возможные гарантии и т.д.
- часть функций по проведению открытого конкурса передать сторонней организации, что очень помогает при сложных закупках.
Конкурс с ограниченным участием
Проведение открытого конкурса с ограниченным участием возможно в конкретных случаях:
- При закупке товаров, работ, услуг, осуществление которых является технологически сложным по причине их специфического характера, и реализация таких товаров, работ, услуг может быть выполнена исключительно специалистами, имеющими необходимый уровень квалификации и подготовки (Постановление Правительства РФ от 28.11.2013 № 1089);
- При выполнении работ:
- Для сохранения объектов культурного наследия;
- Для реставрации музейных коллекций Музейного фонда РФ, документов Архивного фонда РФ и особо ценных и редких документов библиотечных фондов;
- При которых необходим допуск подрядчика (исполнителя) к библиотечным, архивным и музейным учетным базам данных и системам безопасности.
Двухэтапный конкурс
Заказчик имеет право провести двухэтапный конкурс при одновременном соблюдении двух условий:
- конкурс проводится для заключения:
- контракта на проведение научных исследований, проектных работ (в том числе архитектурно-строительного проектирования), экспериментов, изысканий, на поставку инновационной и высокотехнологичной продукции;
- энергосервисного контракта;
- контракта на создание произведения литературы или искусства, исполнения (как результата интеллектуальной деятельности);
- для уточнения характеристик объекта закупки необходимо провести его обсуждение с участниками закупки (ч. 2 ст. 57).
Закрытый конкурс
Закрытый конкурс считается достаточно длительной и сложной процедурой, поэтому он не популярен.
Закрытые способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) применяются только в четырех случаях:
1. закупок товаров, работ, услуг, необходимых для обеспечения федеральных нужд, если сведения о таких нуждах составляют государственную тайну;
2. закупок товаров, работ, услуг, составляющих государственную тайну, при условии, что такие сведения содержатся в документации о закупке;
3. заключение контрактов:
- по страхованию, транспортировке и охране ценностей Государственного фонда драгоценных металлов и драгоценных камней РФ,
- по страхованию, транспортировке, охране музейных предметов и музейных коллекций,
- по страхованию редких и ценных изданий, рукописей, архивных документов (включая их копии), имеющих историческое, художественное или иное культурное значение;
4. закупок услуг по уборке помещений, услуг водителей для обеспечения деятельности судей, судебных приставов (ч. 2 ст. 84).
Запрос предложений
Главное достоинство запроса предложений — более короткие сроки его проведения, чем конкурс. При этом, важным недостатком является невозможность отмены проведения и внесения изменений в извещение и документацию.
Организовать закупку путем проведения запроса предложений возможно:
- при закупке спортивного инвентаря и оборудования, спортивной экипировки, для участия и подготовки спортивных сборных команд РФ в Олимпийских и Параолимпийских играх (п. 2 ч. 2 ст. 83);
- При заключении контракта с иностранной организацией для лечения граждан РФ за пределами РФ;
- При проведении закупки дипломатическими представительствами и консульскими учреждениями РФ, торговыми представительствами РФ и иными заказчиками для обеспечения своей деятельности за пределами РФ в случае, если цена контракта не превышает 15 000 000 рублей;
- При закупке товаров, работ, услуг в случае расторжения контракта в соответствии с ч. 9 ст. 95 Закона № 44-ФЗ;
- При закупке лекарственных препаратов по медицинским показаниям пациента (при наличии решения врачебной комиссии);
- После признания повторного конкурса, электронного аукциона несостоявшимися;
- При закупке изделий народных художественных промыслов с зарегистрированными образцами (в соответствии с Постановлением РФ от 18.01.2001 № 35);
- При закупке услуг по защите интересов РФ, осуществляемых за ее пределами с привлечением экспертов и адвокатов (в случае подачи исков к РФ в судебные органы иностранных государств, международные суды и арбитражи).
Организуйте закупки правильно с первого раза в новом сервисе Контур.Снаб для заказчиков по 44-ФЗ.
Источник