- Способы проверки решения арифметических задач и вычислений методическая разработка по математике на тему
- Скачать:
- Предварительный просмотр:
- Способы проверки вычислений план-конспект урока по математике (4 класс) по теме
- Скачать:
- Предварительный просмотр:
- По теме: методические разработки, презентации и конспекты
- Способы проверки правильности решения задачи в начальных классах
Способы проверки решения арифметических задач и вычислений
методическая разработка по математике на тему
Для эффективности усвоения приёмов проверки решения задач и вычислений разработаны памятки, содержащие систему операций.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sposoby_proverki_resheniya_zadach.doc | 95.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Акимова Ольга Ивановна,
учитель ГБОУ школы №115 Выборгского района г. Санкт-Петербурга
Способы проверки решения арифметических задач и вычислений
Основное содержание начального курса математики составляют устные и письменные вычисления и решение арифметических задач. Умения вычислять и решать задачи имеют не только большое практическое значение, но и являются прекрасным средством углубления приобретённых детьми на уроках математики теоретических знаний, служат для развития творческого мышления учащихся, способствуют развитию у них сообразительности, внимания, гибкости и умственной самостоятельности.
При выполнении вычислений и решении задач школьники допускают большое количество ошибок, исправление которых часто бывает, затруднено не только и не столько непониманием учеником природы ошибок, сколько неумением их обнаружить.
Программа обучения математике в начальной школе предполагает знакомство с некоторыми видами проверки вычислений и арифметических задач, но проверка выполняется , если такое задание сформулировано в учебнике или данный вопрос в это время изучается специально. Систематическая проверка ,как правило, в школе не проводится. Решение задач и примеров заканчивается получением результата. Следствием этого является то, что дети не в состоянии проконтролировать свою деятельность, часто не замечают ошибок в ходе и результате решения.
Организуя проверку решения задачи, учитель должен помнить, что не все способы применимы к любой задаче. В методической литературе выделяются следующие способы проверки арифметических задач:
- Составление и решение обратной задачи
- Решение задачи другим способом
- Прикидка результата
Из перечисленных способов особое внимание уделяется составлению и решению обратной задачи. Этот приём достаточно универсален, так как составить обратную задачу можно к любой исходной. Лучше этот приём использовать, начиная со 2 класса, так как при составлении обратной задачи может получиться задача труднее, чем исходная.
Решение задачи другим способом — приём достаточно сложный, так как является творческим видом работы и не все учащиеся могут найти даже один способ решения задачи. Существуют приёмы, которые позволяют отыскать иной способ решения задачи: построение иной модели задачи, чем та, которая была использована; дополнение условия задачи сведениями, не влияющими на результат решения; представление практического разрешения ситуации, описанной в задаче. Эти приёмы представляются ученику в виде учебной задачи.
Самым элементарным способом проверки является прикидка – установление границ искомого числа. Предполагается вводить его уже в первом классе. Прикидка обычно проводится перед решением задачи, устанавливаются границы значений искомого числа. После получения ответа проверяют, удовлетворяет ли он выбранным границам. В случае несоответствия делают вывод о неправильности результата.
Применять этот способ можно как для простых, так и для составных задач. Данный способ является необходимой частью анализа задач в косвенной форме, в связи с тем, что еще до решения задачи нужно выяснить, какое число получится в ответе – больше или меньше данного.
Приёмы проверки решения арифметических задач легко переносятся на вычисления и выполняются с использованием тех же алгоритмов.
Умение проверять решение задач и вычисления способствует выработке потребности самоконтроля у младших школьников, оно не только порождает уверенность в правильности решения, но и позволяет глубже понять математическое содержание данных видов упражнений, осознать связи между этими упражнениями, формирует умение рассуждать, активизирует мыслительную деятельность детей.
Для эффективности усвоения приёмов проверки решения задач и вычислений созданы памятки, содержащие систему операций.
Памятка для проверки решения задачи способом составления и решения обратной задачи.
- Решить прямую задачу
- Подставить в текст задачи полученное число
- Выбрать из данных задачи новое неизвестное число
- Сформулировать новую задачу
- Решить её
- Сравнить полученное число с тем, которое было выбрано в качестве неизвестного
- Сделать вывод о правильности решения задачи
Памятка для проверки вычислений способом составления и решения обратного примера
- Реши исходный пример
- Подставь в пример найденное число
- Выбрать из данных примера новое неизвестное число
- Запиши новый пример
- Реши пример
- Сравнить полученное число с тем, которое было выбрано в качестве неизвестного
- Сделать вывод о правильности решения примера
Памятка для проверки решения задачи способом прикидки результата
- Прочитай задачу
- Выдели данное и искомое
- Подумай, с каким из чисел можно сравнить искомое
- Подумай, какое число должно получиться в ответе, больше или меньше, чем данные
- Реши задачу
- Сравни полученный ответ с данным задачи
- Сделать вывод о правильности решения задачи
Памятка для проверки вычислений способом прикидки результата
- Прочитай исходный пример
- Выдели данные и искомое
- Подумай, с каким из чисел можно сравнить искомое
- Подумай, какое число должно получиться в ответе, больше или меньше, чем данные
- Реши пример
- Сравни полученный ответ с данным примера
- Сделать вывод о правильности вычисления
Источник
Способы проверки вычислений
план-конспект урока по математике (4 класс) по теме
Урок помогает обобщить знания учащихся о способах проверки правильности результатов вычислений; сформировать умения выполнять взаимо- и самопроверку; отработать вычислительные навыки и умения решать задачи; развивать мышление, память, умения делать выводы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
matematika_4_klass_2012.doc | 36 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема урока: Способы проверки вычислений.
Цель урока: 1. Обобщить знания учащихся о способах проверки правильности результатов вычислений;
2. Формировать умения выполнять взаимо- и самопроверку;
3. Отрабатывать вычислительные навыки и умения решать задачи;
4. Развивать мышление, память, умения делать выводы.
-Что вы можете сказать о сегодняшнем дне? (24 апреля 2012 г., вторник XXI век)
-Что можете сказать о времени года?
-Чем отличается весна от других времен года?
-Какое настроение у людей весной?
II. Чтение высказывания «Человеку свойственно ошибаться»
-Это известная латинская фраза. Как вы объясните смысл данной фразы?
-Что мы должны делать, чтобы не ошибаться? (Контролировать свои действия)
-Что должны сделать, чтобы узнать: ошиблись мы или нет? (Уметь проверить)
III. Повторение способов проверки
1. По последней цифре.
2. По числу цифр в ответе.
3. Приближенными вычислениями.
4. Выполнением обратного действия.
IV. Устные упражнения
1. 28000 + 49000 = 77005
-Верно ли решено данное выражение?
-Как определили? (По последней цифре)
-Чему равна сумма? (77000)
2. 82000 : 41 = 200 (2000)
-Какой способ можно использовать при проверке? (По числу цифр в частном)
3. 300 х 19 = 5000 (5700 )
-Как можно проверить? (Приближенным вычислением)
-Что мы округлим?
300 х 20 = 6000 6000 – 300 = 5700
4. 250 х 40 = 10000
-Что используем при проверке? (Обратное действие)
-Каким способом мы пользуемся чаще всего? (Выполнение обратного действия)
V. Выполнение № 6 с проверкой (на деление)
3968 : 124 56000 : 64
16728 : 204 82800 : 460
-Какой способ проверки использовали? (Выполнение обратного действия – умножения)
VII. Решение задачи
-Часто ли ходите в магазин?
-Кому приходилось покупать масло и молоко?
-Кто из вас знает цену пачки масла и пакета молока?
-Давайте вместе с вами узнаем цену перечисленных товаров, решив задачу № 5 (а).
а) Чтение про себя;
в) Составление плана решения.
1. Определить, сколько стоит пачка масла и пакет молока.
-Как мы можем узнать?
180 : 6 = 30 (руб) – стоит пачка масла
180 : 9 = 20 (руб) – стоит пакет молока
2. Определить, сколько стоят 2 пачки масла и 4 пакета молока.
30 х 2 + 20 х 4 = 140 (руб) – стоят 2 пачки масла и 4 пакета молока.
3. Найти сколько денег было сначала.
140 + 280 = 420 (руб) – было всего у покупателя.
VIII. Итог урока
Дети на карточках пишут:
Мне было интересно _________________________
Я сегодня понял (а) __________________________
Мне было трудно ____________________________
Я хочу научиться ____________________________
Домашнее задание: № 6 (1,2), № 5 (б), стр. 89.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок математики во 2 классе по теме «Способы проверки вычислений»
Данный урок поможет сформировать навык письменных приемов сложения и вычитания, умения использовать способы проверки сложения и вычитания.
Урок русского языка во 2 классе по системе Эльконина-Давыдова «Проверка орфограмм в корне разными способами. Проверка орфограмм по словарю».»
Дети учатся проверятьорфограммы слабых позиций всеми известными способами, сами ставят цель урока, на протяжении всего урока работают с листом самоконтроля.
Способы проверки решения арифметических задач и вычислений
Для эффективности усвоения приёмов проверки решения задач и вычислений разработаны памятки, содержащие систему операций.
Способы проверки орфограмм слабых позиций тремя способами. Синонимы и омонимы. 2 класс
Открытый урок проводился в рамках районного семинара по тмеме «Формирующее оценивание» Дан подробный самоанализ урока.
Конспект урока с презентацией по математике «Способы проверки правильности результатов вычислений»
Познакомить с различными способами проверки результатов вычислений многозначных чисел.
Тема: «Разные способы вычислений. Проверка вычислений»
Конспект урока математики «Разные способы вычислений. Проверка вычислений (УМК «Школа России», 3 класс)
КОНСПЕКТ УРОКА ПО МАТЕМАТИКЕТема: «Разные способы вычислений. Проверка вычислений» Цели деятельности учителя: ознакомление учащихся с приёмами устных вычислений вида 260+310, 670-140.
Источник
Способы проверки правильности решения задачи в начальных классах
Проверка решения задачи — один из важных этапов работы над задачей.
Цель проверки — установить, соответствует ли процесс и результат решения образцу правильного решения. В начальном курсе математики могут быть использованы следующие способы проверки решения текстовых задач (Бантова М.И., Царева С.Е. и др.).
1. Прикидка (прогнозирование результата, установление границ ответа на вопрос задачи и последующее сравнение хода решения с прогнозом) — при несоответствии прогнозу — решение неверно, при соответствии — может быть верно, а может неверно.
2. Установление соответствия между результатом решения и условием задачи (введение в текст задачи вместе вопроса ответа на него, получение всех возможных следствий из полученного текста, сопоставление результатов друг с другом и с информацией, содержащейся в тексте) — если обнаружено противоречие, задача решена неверно, и наоборот, однако правильность хода решения не устанавливается.
3. Решение другим методом или способом (результаты должны совпасть)- правильность хода решения не устанавливается.
4. Составление и решение обратной задачи (в результат решения должно быть получено данное прямой задачи) — правильность хода решения не устанавливается.
5. Сравнением с правильным решением — с образцом хода и результата решения возможно установление правильности как хода, так и результат решения).
6. Повторное решение тем же методом и способом (возможно установление правильности как хода, так и результата решения).
7. Решение задач «с малыми числами» с последующей проверкой вычислений (возможно установление правильности как хода, так и результат решения).
8. Решение задач с упрощенными отношениями и зависимостями с последующим восстановлением отношений и зависимостей, данных в задаче (возможно установление правильности как хода, так и результат решения).
9. Обоснование каждого шага решения через соотнесение с более общими теоретическими положениями (возможно установление правильности как хода, так и результат решения).
10. Определение смысла составленных в процессе решения выражений (если все выражения имеют смысл и смысл последнего таков, что позволяет ответить на вопрос задачи, то выражения составлены верно и после проверки правильности нахождения значений выражений, можно утверждать, что ход и результат решения верны) — возможно установление правильности как хода, так и результат решения.
Этапы обучения проверке (для всех способов):
I. Подготовительная работа к введению приема:
Цель: сформировать умения, необходимые для осуществления приема проверки.
II. Проверка решения под руководством учителя. Учитель после неверно решенной задачи проговаривает способ проверки (в неявном виде).
III. Усвоение способа проверки и самостоятельное его использование. Цель: запоминание детьми последовательности действий для проверки и формирование умения использовать самостоятельно способ проверки.
Овладение данными способами проверки решения задачи способствует в первую очередь развитию одного из важнейших компонентов учебной деятельности – действия самоконтроля. В ходе проверки развиваются три его вида – прогнозирующий, процессуальный (пошаговый) и итоговый.
Поскольку проверка задачи осуществляется после решения задачи, то приемы проверки правильности решения задачи можно отнести и кэтапу работы над задачей после её решения.
3. Какой из приемов проверки не всегда можно применить в начальных классах?
Источник