Основные подходы к организации познавательной деятельности и формированию познавательных УУД в условиях ФГОС НОО
Основные подходы к организации познавательной деятельности
и формированию познавательных УУД в условиях ФГОС НОО
«Если человека постоянно приучать усваивать знания и умения в готовом виде, можно и притупить его природные творческие способности – «разучить» думать самостоятельно».
Современное общество характеризуется стремительным развитием науки и техники, созданием новых информационных технологий, коренным образом преобразующих жизнь людей. Приоритетной целью школьного образования становится формирование умения учиться. Учащийся сам должен стать «архитектором и строителем» образовательного процесса.
Достижение данной цели становится возможным благодаря формированию системы универсальных учебных действий, которые обеспечивают возможность каждому ученику самостоятельно осуществлять деятельность учения, ставить учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способы их достижения, уметь контролировать и оценивать учебную деятельность и ее результаты. Они создают условия развития личности и ее самореализации.
В основе формирования УУД лежит «умение учиться», которое предполагает полноценное освоение всех компонентов учебной деятельности (познавательные и учебные мотивы; учебная цель; учебная задача; учебные действия и операции) и выступает существенным фактором повышения эффективности освоения учащимися предметных знаний, умений и формирования компетенций, образа мира и ценностно-смысловых оснований личностного морального выбора.
Системно-деятельностный подход, предполагает:
— воспитание и развитие качеств личности;
— ориентацию на результаты образования;
— признание решающей роли содержания образования;
— учет индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся;
— обеспечение преемственности дошкольного, начального общего, основного и среднего (полного) общего образования;
— разнообразие организационных форм и учет индивидуальных особенностей каждого обучающегося;
— гарантированность достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования.
Универсальные учебные действия закладываются в начальной школе на всех уроках, во внеурочной и внешкольной деятельности. На ступени начального общего образования у выпускников будут сформированы личностные результаты, регулятивные, познавательные и коммуникативные универсальные учебные действия.
Остановимся на формировании познавательных универсальных учебных действий. Познавательные УУД – это система способов познания мира, совокупность операций по обработке, систематизации, обобщению и использованию полученной информации.
Познавательные универсальные учебные действия включают: общеучебные действия, логические действия, действия постановки и решения проблем. Общеучебные универсальные действия:
— самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;
— выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
— рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;
— поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств;
— речевое развитие, осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме;
— смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели; извлечение необходимой информации из прослушанных текстов различных жанров; определение основной и второстепенной информации; свободная ориентация и восприятие текстов художественного, научного, публицистического и официально-делового стилей; понимание и адекватная оценка языка средств массовой информации;
— постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера.
Логические универсальные действия:
— анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, и несущественных);
— синтез — составление целого из частей, в том числе самостоятельное достраивание с восполнением недостающих компонентов;
— выбор оснований и критериев для сравнения, сериации, классификации объектов;
— подведение под понятие, выведение следствий;
— установление причинно-следственных связей;
— построение логической цепи рассуждений;
— выдвижение гипотез и их обоснование.
Постановка и решение проблемы:
— самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.
Познавательные УУД обеспечивают способность к познанию окружающего мира: готовность осуществлять направленный поиск, обработку и использование информации.
Особую группу общеучебных универсальных действий составляют знаково-символические действия: моделирование, преобразование модели с целью выявления общих законов.
Примером такой работы являются задания, реализуемые на учебном материале учителями начальных классов .
Целью формирования познавательных универсальных учебных действий на уроках в начальной школе является познавательное, личностное, общекультурное развитие учащихся, повышение качества образования.
Задачи формирования познавательных универсальных учебных действий: — знакомство с методами изучения окружающего мира (наблюдение, сравнение, измерение, моделирование) и способами представления информации;
— формирование на доступном уровне умений работать с информацией, представленной в разных видах (текст, рисунок, схема, символическая запись, модель, таблица, диаграмма);
— формирование на доступном уровне навыков самостоятельной познавательной деятельности;
— формирование навыков самостоятельной индивидуальной и коллективной работы: взаимоконтроля и самопроверки, обсуждения информации, планирования познавательной деятельности и самооценки.
Проблемное обучение ломает привычные стереотипы проведения уроков, меняет саму систему взаимоотношений «учитель – ученик». Проблемное обучение— обучение на основе «учебных ситуаций». Цель – самостоятельное решение проблем, средство – постановка проблем и открытие знаний вместе с учениками. Образовательная задача состоит в организации условий, провоцирующих детское действие.
Создать проблемную ситуацию-это подвести учащихся к противоречию и предложить самостоятельно найти способ его разрешения. Один из приёмов проблемного обучения – проблемное изложение материала. Проблемное обучение позволяет учителю включать в урок разнообразные формы, такие как фронтальная беседа, работа учащихся в группах, работа в парах, самостоятельная работа. Рекомендуется формулирование темы урока в виде вопроса. Только в процессе деятельности активизируется мозг, память, приобретается и накапливается опыт, идёт социализация учащегося. Идеи педагогики сотрудничества составили основу «Концепции федеральных государственных стандартов общего образовании». В концепции сотрудничества ученик представлен как субъект своей учебной деятельности. Поэтому оба субъекта одного процесса должны действовать вместе; ни один из них не должен стоять над другим. Основа уровневой дифференциации и индивидуального подхода – дифференциация требований к уровню освоения, явное выделение базового и повышенных уровней. Основные принципы: открытость системы требований, предъявление образцов деятельности, «ножницы» между базовым и повышенными уровнями требований, посильность базового уровня, обязательность его освоения всеми обучающимися, добровольность в освоении повышенных уровней требований, работа с группами «подвижного» состава, накопительная система оценивания. Организация обучения на каждом отдельном уроке строится путем связи изучаемого материала с жизнью, повышения активности и самостоятельности учащихся, взаимодействия фронтальной, групповой и индивидуальной работы в классе, плодотворного сочетания классной и хорошо организованной внеклассной работы. Всё это приводит к существенному улучшению процесса учения, повышению эффективности урока.
Сочетание дифференцированного и индивидуального подходов в обучении позволяет приблизить методы и организацию урока к способностям и потребностям каждого школьника. Технология дифференцированного обучения способствует кардинальному изменению не только сознания ученика, но и сознания учителя. Дифференцированное обучение вдохновляет учителя на создание нового образовательного процесса, в котором ученик учится менять, улучшать, совершенствовать условия своей жизни, повышать её качество.
Компетентно – ориентированное обучение – это метод проектов, который основан на триаде: замысел-реализация-продукт. Цель проектного обучения состоит в том, чтобы создать условия, при которых учащиеся:
-охотно и самостоятельно приобретают недостающие знания из различных источников;
-учатся пользоваться приобретенными знаниями для решения познавательных и практических задач;
-развивают у себя исследовательские умения; развивают системное мышление.
В основе метода проектов лежит развитие познавательных навыков, критического мышления учащихся, умение самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве.
Перед учителем стоит задача обучать детей таким образом, чтобы они могли быстро и легко реагировать на изменяющиеся условия, были способны находить новые проблемы и задачи и пути их решения. Достичь хорошего результата в выполнении этой задачи можно в условиях реализации инновационного подхода в обучении, обеспечивающего переход на продуктивно-творческий уровень. Всё это можно достичь при помощи разнообразных технологий, включая информационно – коммуникационные.
Цель использования информационно – коммуникационных технологий на уроках состоит в подготовке детей к овладению современными компьютерными технологиями и действиями, необходимыми для дальнейшего самообразования.
Задачи использования ИКТ таковы:
-активизировать познавательную деятельность обучающихся начальных классов;
-проводить уроки на высоком эстетическом уровне (музыка, анимация, аудиозаписи, ресурсы Интернета, электронные учебники);
-повысить объем выполняемой работы на уроке; рационально организовать учебный процесс, повысить эффективность урока.
Результатом формирования познавательных УУД будет являться умение ученика:
• выделять тип задач и способы их решения;
• осуществлять поиск необходимой информации, которая нужна для решения задач;
• различать обоснованные и необоснованные суждения;
• обосновывать этапы решения учебной задачи;
• производить анализ и преобразование информации;
• проводить основные мыслительные операции (анализ, синтез, классификации, сравнение, аналогия и т.д.);
• устанавливать причинно-следственные связи;
• владеть общим приемом решения задач;
• создавать и преобразовывать схемы необходимые для решения задач;
• осуществлять выбор наиболее эффективного способа решения задачи исходя из конкретных условий.
Целенаправленное и планомерное формирование именно познавательных УУД является ключевым условием повышения эффективности образовательного процесса. Оно во многом зависит от того, как устроена система оценки: насколько точную обратную связь она обеспечивает; насколько она информативна для управления системой образования. Поэтому одно из требований ФГОС – проведение мониторинга. Он позволяет фиксировать актуальное состояние уровня развития учащихся, на основе которого составлять прогноз их дальнейшего развития. Мониторинг обеспечивает функцию управления процессом обучения. Важно отметить, что образовательный мониторинг является комплексной технологией, объединяющей в себе ряд последовательных действий. Выделяются следующие критерии оценки сформированности универсальных учебных действий:
• соответствие возрастным психологическим нормативным требованиям;
• сформированность учебной деятельности у учащихся (уровень развития метапредметных действий, выполняющих функцию управления познавательной деятельностью учащихся).
Мониторинг предполагает такие способы диагностики, как наблюдение, опрос, контрольные задания. Он выполняет следующие функции:
• диагностическую (отслеживание уровня развития познавательных УУД как отдельного ученика, так и в целом по классу);
• оценочную (оценка эффективности существующих УМК для развития познавательных УУД учащихся и оценка эффективности педагогической деятельности по решению задач развития учащихся) и организуется на основе диагностических методов по этапам:
1 этап – стартовая диагностика (на входе в 1 класс),
2 этап – входная диагностика (начало учебного года и начало изучения тем),
3 этап – текущая диагностика (в ходе изучения программного материала),
4 этап — промежуточная диагностика (в конце каждого года обучения),
5 этап — итоговая диагностика (в конце 4 класса).
Для мониторинга представляется очень важным вопрос о периодичности проведения измерений.
Мониторинг сформированности познавательных универсальных учебных действий у учащихся осуществляется на основе метода наблюдения. Практика психолого-педагогических исследований (Оценка уровня сформированности учебной деятельности. / Г.В. Репкина, Е.В. Заика. – Томск: «Пеленг», 1993) показывает, что наблюдение является наиболее приемлемым методом диагностики, так как позволяет дать целостное представление о формирующейся учебной деятельности школьников. Данная методика проведения мониторинга основывается на подходах к оценке уровней сформированности учебной деятельности — низкий, средний, высокий, обобщенных в работе А.Г. Асмолова (Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе / Учебное пособие / А. Г. Асмолов, М.: Просвещение, 2008). Психолог может оказать поддержку в прояснении способов, стратегий формирования, в разработке карт отслеживания, в подборе педагогических техник, заданий из предметных курсов, которые бы способствовали формированию познавательных УУД, дать свои рекомендации.
Вот так выглядит портрет выпускника начальной школы: он, любознательный, активно и заинтересованно познающий мир; владеющий основами умения учиться, способный к организации собственной деятельности; любящий свой народ, свой край и свою Родину; уважающий и принимающий ценности семьи и общества; готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьей и обществом; доброжелательный, умеющий слушать и слышать собеседника, обосновывать свою позицию, высказывать свое мнение; выполняющий правила здорового и безопасного для себя и окружающих образа жизни.
В сфере познавательных универсальных учебных действий выпускник научится:- воспринимать и анализировать сообщения и важнейшие их компоненты — тексты, использовать знаково-символические средства, в том числе овладеют действием моделирования, а также широким спектром логических действий и операций, включая общие приёмы решения задач.
Результатом своей работы видим положительную динамику в формировании познавательных действий, которая включает у детей действия исследования, поиска и отбора необходимой информации, ее структурирования; моделирования изучаемого содержания, логические действия и операции, способы решения задач.
Литература, интернет-ресурсы
1. А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская и др.; под редакцией А.Г. Асмолова Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя . — М.: Просвещение, 2009.
2. Беляева Т.П. Формирование универсальных учебных действий в начальной школе //http://festival.1september.ru/articles/563542/
3. Бобровникова С.В. Приемы педагогической техники для формирования универсальных учебных действий// http://www.menobr.ru/materials/46/37549/
4. М.Г.Кудряшова. Приемы педагогической техники в начальной школе. Журнал «Начальная школа» № 9, 2011.
5. Моисеева, М.Г. Формирование познавательных УУД на уроках в начальной школе. / М.Г. Моисеева// журнал «Начальная школа», 2012, № 5
6. Ожигина С.П.. Моделирование как способ формирования познавательных универсальных учебных действий младших школьников. / С.П. Ожигина// журнал «Начальная школа», 2012, № 14
7. Планируемые результаты начального общего образования. – М.: Просвещение, 2011.
8. Сокольчик М.Н. //http://festival.1september.ru/articles/637118/
9. Теплова А.А. Что такое УУД? Характеристика универсальных учебных действий //kbr-my-school2.ucoz.ru/
10. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования /Министерство образования и науки Российской Федерации. – М.: Просвещение, 2010.
Источник