Для меня одежда это не просто способ

Одежда как способ самовыражения и презентации личности

Шафикова Лилия Азатовна, Студент СПбГУПТД, Россия, г. Санкт-Петербург
E-mail: shafikova233@mail.ru

Аннотация: В статье рассматриваются факторы, влияющие на потребителей при выборе швейных изделий, значение одежды с социально психологической точки зрения, а именно влияние одежды на самооценку и на презентацию внешнего вида в социальной среде.

Ключевые слова: Презентация личности; одежда для повышения самооценки и самоутверждения; манера одеваться; формирование вкуса; выбор одежды.

Abstract: the article examines the factors affecting consumers when selecting garments, meaning garments with the social psychological perspective, namely the impact of clothing on self-presentation and appearance in a social environment.

Key words: Presentation of personality; clothes for self-esteem and self-empowerment; manner of dress; the formation of taste; choice of clothing.

Одежда играет в нашей жизни весьма значимую роль. В течение всей многовековой истории люди создавали одежду, в которую вкладывали часть своей культуры и самобытности. Поэтому одежда – это проявление материальной культуры определенной эпохи, традиций, а так же личностных качеств человека.

На начальном этапе освоения своей специальности хотелось бы поподробнее изучить значение костюма. И прежде всего я хочу рассмотреть его с социально-психологической точки зрения, а точнее как одежда влияет на самооценку, чем руководствуется человек при выборе одежды и как произвести правильное впечатление?

Временами у людей, в особенности у представительниц женского пола, появляется желание обновить гардероб. Очень часто это вызвано желанием снять напряжение, ввести яркую краску в серую повседневность. Это также способствует повышению самооценки. В данной ситуации покупка новой одежды оказывает антистрессовый и бодрящий эффект. Невозможно не вспомнить слова американской киноактрисы 1950-х годов Мэрилин Монро: «Не в деньгах счастье, а в покупках». Одежда влияет на настроение, так же как и настроение влияет на выбор одежды. Неспроста же в зимний период времени люди, в основном, облачаются в изделия холодных и серых тонов, а летом же наоборот охотно примеряют на себя яркие и экстравагантные вещи.

«Наиболее активное участие в потреблении модной одежды принимают средние слои, что связано с относительной неустойчивостью и подвижностью их социального положения» [2, c.142]. Именно у них желание самоутвердиться и продемонстрировать свое «Я» выражено наиболее ярко. Одежда же способствует подчеркиванию своей индивидуальности. Человек с заниженной самооценкой будет тратить больше времени при подборе своего гардероба, так как «чем ниже самооценка личности, тем более значимым для него оказывается момент внешней выразительности (привлекательности). Ношение модной одежды для таких превращается в повседневную демонстрацию мод» [2, c.233]. То, насколько мы сами себе нравимся в выбранном нами наряде, влияет как на самовосприятие, так и на настроение. А хорошее настроение, как известно, — залог успеха. Поэтому одежда, прежде всего, должна нравиться тому, кто ее носит, вследствие чего формируется вкус и манера одеваться.

Люди с адекватной самооценкой в процессе выбора костюма опираются на свой вкус и образ жизни. Они не поддаются стереотипному мышлению, вполне понимая, что одеться хорошо не значит одеться дорого. В основном, нынешнее поколение людей ведут активный образ жизни, они заняты в различных сферах деятельности, не забывают при этом и про досуг. И для каждой ситуации внешний вид должен быть уместен. Именно поэтому возрос спрос на многофункциональную одежду, в которой можно комфортно себя чувствовать в различных жизненных ситуациях, комбинируя одно изделие с другим.

В каждой социальной среде люди склонны либо к одному и тому же стилю одежды, либо к стилям, схожим между собой. Поэтому человек положительно воспринимает тот стиль, который он привык видеть в своем окружении, и при покупке одежды на него действуют социальные факторы. «Существуют референтные группы, побуждающие потребителей приобрести ту или иную одежду. Косвенное влияние оказывают так называемые «знаменитости» — актеры, певцы, популярные спортсмены и проч. А прямое влияние исходи от родственников, друзей, коллег, от тех людей, которые нас окружают» [3, с.18]. Люди, умеющие хорошо одеваться, считаются с собой и не оставляют без внимания мнения других, находя выход в самом естественном. Те, кто еще не определился со своими предпочтениями в одежде, могут воспользоваться простым советом: для создания стильного образа достаточно скомбинировать скромный костюм лаконичного кроя с удачно подобранным, броским аксессуаром. Аксессуар помогает придать образу целостный вид. Изделие с простым кроем будет выглядеть при этом намного изящнее. Это хорошая перспектива и для производителей. Важно не переусердствовать с внешним видом, хорошо подобранная одежда не должна привлекать к себе лишнего внимания.

Читайте также:  Травление метала химическим способом

С помощью одежды человек создает для себя некий образ, чтобы окружающие воспринимали его так, как он сам этого хочет. Но при этом в гардеробе будут присутствовать и личностные особенности: какие-либо предпочтения в крое изделия, в рисунке, цветовой гамме. Так во внешнем виде человека совмещаются две его стороны: «Я» идеальное (каким он хочет быть) и «Я» реальное (какой он есть на самом деле).

Многое можно сказать о человеке по его внешнему виду, сделать некие выводы о его образе жизни, стиле, социальном положении. По выражению американского писателя Ральфа Уолдо Эмерсона: «Стиль человека – это голос его души». Действительно, в своей манере одеваться человек, так или иначе, проявляет свои черты характера и темперамента. Предпочитаемая цветовая палитра тоже может охарактеризовать человека и его эмоциональное состояние. «Изменяется состояние – меняется и отношение к цвету. Поэтому выбираемый цвет есть индикатор нашего самочувствия и настроения» [5, c.179]. «Если субъективная предрасположенность к цвету говорит о внутреннем мире человека, то одновременно с этим и о способе его мышления, чувствах и поступках. Внутренний склад человека, его внутренняя структура отражаются в его персональном цветовосприятии» [1,c.28].

Например, людей, которые любят дорогую и модную одежду, можно назвать людьми со слабой волей, они живут одним днем и редко доводят начатое дело до конца. Если человек носит скромную одежду в нейтральных тонах, то он отличается своей ответственностью и застенчивостью. Такого человека можно обидеть любым неосторожным словом или действием. Энергичные, целеустремленные, уверенные в себе люди, как правило, носят одежду в единой цветовой гамме, предпочтение отдают простым изделиям, но если того требует ситуация, они могут добавить и шарм в свой образ. Одежда для них предмет удобства, а не роскоши.

По данным известного психолога из Санкт-Петербурга В.Н. Панферова 85% людей склоны формировать впечатление о человеке, опираясь на его внешний вид. Поэтому во многих случаях одежда является нашей «визитной карточкой». «Только поверхностные люди не судят по внешности», — подметил Оскар Уайльд. Есть ситуации, когда очень важно создать правильное впечатление. «В деловом общении наиболее важно произвести выгодное впечатление о наших деловых и профессиональных качествах. Добиться требуемого результата Вам поможет одежда» [4, c.45]. Например, при собеседовании на новом месте работы ваш внешний вид будет говорить за вас, насколько вы ответственный и исполнительный работник. Важно помнить, что и по манере ношения костюма многое можно сказать о вас, что не только параметры изделия могут вас охарактеризовать. Уместность одежды, её чистота и опрятность будут показывать только сильные ваши стороны.

Одежда стала неотъемлемой частью социальной активности человека. Она способствует как самовыражению личности так общению между индивидуумами. В своих предпочтениях в одежде человек выражает отношение к себе и к окружающим, характеризует себя как личность. Формирование своего стиля, имиджа напрямую зависит от динамичности образа жизни. Именно внешний вид помогает нам «прочесть» индивидуальные качества человека. Безусловно, вопросы, касающиеся швейных изделий, являются одними из самых актуальных и обсуждаемых, поскольку потребность в одежде была, есть и будет всегда. Все мы одеваемся в соответствии тому, кем мы являемся или хотим являться. И как сказала Софи Лорен: «Одежда – самое простое средство раскрытия личности».

1 Иттен И. Искусство цвета. – М.: Д. Аронов, 2015. – 95с.

2 Килошенко М. И. Психология моды. – М.: Оникс, 20005. – 320с.

3 Свирина Л. Мастер-класс Дарьи Пикаловой//Швейная промышленность. – 2006. – №6. – с.18-21

4 Сорины, сестры. Истоки имиджа или одежда женщины в азбуке общения. – М.: Издательство «Гном и Д», 200. – 192с.

5Сорины, сестры. Язык одежды или как понять человека по его одежде. – М.: Издательство «Гном и Д», 2002. – 224с.

Читайте также:  Способ пополнения вклада тинькофф

Источник

«Одежествленные способности»: как вещи влияют на наше самоощущение

Что такое «одежествленные способности»

В 2012 году профессоры американской Школы менеджмента Kellogg Адам Хэйо и Адам Галинский предложили термин enclothed cognition — в дословном переводе «одежествленные способности». Суть его заключается в том, что, надевая определенную одежду, мы начинаем чувствовать себя по-особенному — в зависимости от выбора наряда. Хэйо и Галинский проводили несколько исследований: например, предлагали разным группам людей пройти один и тот же тест, но одни выполняли его в своей привычной одежде, а другие — в лабораторных халатах, которые обычно носят ученые. Лучше с задачей справились участники второй группы.

В своей книге Mind What You Wear: The Psychology of Fashion профессор Карен Пайн пишет: «Когда мы надеваем какую-либо вещь, то неосознанно начинаем отождествлять себя с ней, перенимать определенные ее характеристики». Наверняка вы сами не раз замечали, что в расслабленной повседневной одежде и строгом костюме или нарядном вечернем платье чувствуете себя по-разному — вещи порой словно диктуют нам, как мы должны вести себя, ходить и держать осанку.

Подобным опытом делится в видео на своем Youtube-канале стилист Лорен Мессиа. Она рассказывает, что на начальном этапе построения бизнеса не раз сталкивалась с неоднозначным отношением инвесторов и клиентов — к ней, в отличие от ее бизнес-партнера, относились как к ассистенту, хотя основной спектр задач лежал именно на ее плечах. Тогда Лорен решила поменять собственный имидж, сделав его более репрезентативным и ориентированным на серьезную карьеру, — после этого все изменилось в лучшую сторону.

Какое значение имеет стоимость вещей?

Нередко бывает, что одна и та же вещь с разным ценником вызывает неодинаковые чувства — нам кажется, что более дорогая одежда лучше, качественнее и красивее, что далеко не всегда соответствует действительности. По тому же принципу, надевая дорогие брендовые вещи, мы будто перенимаем их ценность — и в материальном, и в метафизическом смысле; очередной пример тех самых «одежествленных способностей». Совсем не обязательно сообщать каждому встречному, сколько стоит ваше пальто или обувь, но сам факт осознания «Я смог себе это позволить» заставляет нас чувствовать себя увереннее.

В исследовании, проведенном в 2014 году профессорами Майклом Краусом и Венди Берри Мендес, говорится: «Когда вы носите одежду категории upper class (например, дорогой костюм), в отличие от вещей lower class (например, спортивные брюки), это стимулирует вашу доминантность в глазах окружающих». По такому же принципу работают и вещи с логотипами и заметным брендингом — вы словно транслируете свой достаток и ожидаете, что люди будут относиться к вам с должным почтением и вниманием.

У этого явления также может быть и обратная сторона: одежда с множеством «люксовых» атрибутов или заносчивый вид вместо уважения могут вызвать прямо противоположную реакцию.

Мимикрировать под среду

Существует расхожая фраза Fake it till you make it, чаще всего ее переводят как «Притворяйся, пока не получишь желаемое». Это один из инструментов так называемой «программируемой реальности»: если вы стремитесь выглядеть в соответствии с теми или иными целями, рано или поздно они обретут физическое воплощение.

Конечно, если вы оденетесь как врач из сериала «Анатомия страсти», вы вряд ли на основании только этого получите лицензию американского хирурга. Но если вы собираетесь на встречу с инвесторами или потенциальными клиентами, представительный костюм даст вам ощущение уверенности и создаст первое впечатление о вас как о специалисте, которым вы хотели бы стать.

С другой стороны, мы знаем множество харизматиков, особенно в IT-бизнесе, которые получали крупные заказы и выступали на своих эпичных лекциях в самых невзрачных и недорогих вещах. В силу этого многие, кто сегодня хочет добиться успеха в Кремниевой долине, мимикрируют под среду с ребятами в черных худи и майках с логотипами IT-компаний.

Ожидания против реальности

Классическая ситуация: вы увидели на модели в онлайн-магазине или звезде Instagram вещь своей мечты, успели представить, как классно она будет на вас смотреться, но при примерке оказалось, что выглядите вы в ней не очень. Итог — плохое настроение, возникшее из ниоткуда чувство собственной неидеальности и, в худшем случае, культивирование комплексов.

Читайте также:  Виды трудовых способ это

Проблема в том, что наши ожидания и реальность сходятся далеко не всегда, а внушительная часть модных вещей хорошо выглядит только в профессиональных фотосессиях. Выход из ситуации — абстрагироваться от картинки, которую вы видите, и принять тот факт, что далеко не все вещи (даже те, что вам очень нравятся) обязаны вам идти. В конце концов, все мы помним, что в большинстве случаев идеальность Instagram-героев и знаменитостей — заслуга фильтров и правильных ракурсов.

По теме влияния цвета на настроение написано множество научных трудов, но когда речь заходит о выборе одежды, все не так однозначно. Действительно ли красная шапка или оранжевая рубашка могут помочь нам чувствовать себя более счастливыми? Может ли черная или серая одежда заставить нас стать более серьезными?

С одной стороны, тут также включаются «одежествленные способности». С другой — мы носим одежду той цветовой палитры, которая отражает наше состояние и потребности. Кто-то устал от однообразия и не может обходиться без ярких принтов, а кому-то хочется покоя и сдержанного монохрома.

Одни воспринимают одежду как своеобразную защитную оболочку, а другие любят яркие аксессуары за то, что они поднимают настроение не только им, но и окружающим. Поэтому, если в вашем гардеробе превалируют, скажем, черный и серый, пытаться насильно внедрить в него яркие вещи, чтобы «стало как-то поживее», не самая удачная затея. Также не стоит отказываться от любимых цветов, потому что они «недостаточно серьезны» или «не по возрасту». Если же брать за ориентир собственные ощущения, то результат будет выглядеть более органичным для вашей натуры.

Стоит ли одеваться в соответствии с чужими ожиданиями?

Консультанты по стилю любят говорить: «Пока вы не начнете одеваться в соответствии со своим положением в обществе или должностью, никто не будет принимать вас всерьез». Здесь мы сталкиваемся с проблемой ожиданий окружающих, продиктованных их собственными стереотипами и представлениями. Если вы большой начальник, значит должны носить строгий костюм и минималистичные вещи, ведь такой образ говорит о вашей серьезности и надежности. Людей, работающих, скажем, в индустрии моды, ожидают увидеть одетыми в последние тренды.

В этом заключается проблема большинства «шоу переодеваний»: героинь просто перемещают из привычной для них невзрачной или странной одежды в условно красивую, зачастую не учитывая то, насколько она комфортна для «подопытной» (справедливости ради стоит сказать, что в некоторых случаях такие преображения действительно меняют жизнь участниц к лучшему).

Однако вещи, которые мы носим, могут служить не просто оболочкой, но продолжением нас самих. Если вы чувствуете себя по-настоящему привлекательной в кроссовках и «расслабленных» джинсах, не нужно насильно переодеваться в платье и туфли на каблуках — и наоборот.

То же касается и условной деловой одежды: профессиональные сообщества постепенно уходят от установки «встречают по одежке», ставя во главу угла профессиональные качества и опыт. Кстати, хороший пример того, как можно оставаться собой в любом наряде, — актриса Дженнифер Лоуренс, которая даже в вечернем платье не стесняется лихо перелезть через кресла в зале вручения «Оскара».

Как выбрать одежду, которая будет давать положительные эмоции?

Голливудский стилист Лиса Эванс предлагает следующий способ. Вспомните, в каких вещах из своего гардероба вы за последнее время чувствовали себя наиболее счастливой и уверенной в себе. Это могут быть идеально сидящие джинсы, футболка из супермягкого хлопка или платье, в котором вы выглядите как героиня любимого фильма. Возьмите эти вещи за ориентир и во время следующего шопинга держите их в голове — так вы сможете понять, какой стиль, фасон, ткани вам ближе всего. Не пытайтесь ориентироваться на тренды или то, как одеваются ваши подруги/коллеги/Instagram-герои. Научитесь прислушиваться к собственным ощущениям, ведь это главный критерий, который по-настоящему имеет значение.

Источник

Оцените статью
Разные способы