Для меня будущая профессия это способ самореализации

Профессиональное самоопределение как способ самореализации

Профессиональное самоопределение, выбор профессии — одно из главнейших решений в жизни человека, что обусловливает особое внимание психологов к данному феномену на протяжении достаточно длительного времени. Вместе с тем, все еще отсутствует единство в понимании того, как «оформляется» выбор профессии, какие факторы влияют на профессиональное самоопределение, в чем, собственно, заключается его сущность. Так, ряд авторов рассматривает выбор профессии как выбор определенной деятельности, с другой точки зрения, это — частный случай социального самоопределения личности, в ряде подходов выбор профессии квалифицируют как один из этапов целостного жизнеопределения человека. За разнообразием подходов к данной проблеме просматривается некоторая тенденция: выход к более широкому основанию в понимании того, что есть профессиональное самоопределение, — выход к проблеме жизненного самоопределения личности. С нашей точки зрения, жизнеопределение, т.е. определение своей миссии и назначения, тесно связано с проблемой самореализации человека, проявлениями которой оно, по сути, является.

Проблема профессионального самоопределения в контексте проблемы самореализации требует отказа от объяснительных схем, базирующихся на идеях саморегуляции, так как последние в конечном итоге сводятся к представлениям биологически полезной психики, необходимой для адаптации организма к меняющимся внешним условиям. Подобное гомеостазическое понимание затрудняет исследование большинства проявлений человека как сверхадаптивной системы, инициативно создающего мир и полагающего себя в им самим созданной новой действительности. А профессиональное самоопределение и есть один из феноменов сверхадаптивной активности человека. Поиск методологической схемы, адекватной онтологическому статусу проблемы профессионального самоопределения, побуждает обратиться к теории психологических систем (ТПС) В.Е.Клочко (1987).

В рамках данной теории профессиональное самоопределение может быть понято как выбор такого рода профессиональной деятельности, который бы позволил реализовать определенные специфические возможности, выступающие источником активности и в этом качестве определяющие индивидуально-своеобразную линию саморазвития каждого человека. Взгляд на профессиональное самоопределение как феномен самореализации может помочь по-иному осмыслить и выбор профессий высокого уровня стрессогенности, а также сопряженных с риском (например, пожарных, полицейских, горноспасателей и пр.) Эти факторы традиционно рассматриваются как негативные, обуславливаюшие нарушение адаптивных систем человека.

Подобный подход открывает новые возможности для решения вопросов профотбора и профпригодности, а также проблемы стрессоустойчивости в профессиональной деятельности и задач оказания психологической помощи людям, выбравшим профессии данного типа.

Источник

Профессиональный выбор в структуре самореализации подростка
статья по теме

Разнообразие человеческих профессий велико, и большинством из них, по мнению психологов и педагогов, может овладеть каждый. Но равно верно и то, что в один момент времени человек может делать что-то одно. А так как жизнь ограничена, он может сделать лишь несколько отдельных дел. Чтобы «стать действующим» человек должен расстаться с бесконечностью, которой он обладал лишь в возможности, так как реально он может не все, а лишь что-то. Так возникает проблема выбора будущей профессии

Скачать:

Вложение Размер
professionalnyy_vybor_v_strukture_samorealizatsii_podrostka.docx 21.01 КБ

Предварительный просмотр:

Профессиональный выбор в структуре самореализации подростка

Профессия – (лат. PROFESSIO – официально указанное занятие, специальность, от PROFITEOR – объявляю своим делом), род трудовой деятельности (занятий) человека, владеющего комплексом специальных теоретических знаний и практических навыков, приобретенных в результате специальной подготовки, опыта работы (В.С. Мухина, 1997).

Разнообразие человеческих профессий велико, и большинством из них, по мнению психологов и педагогов, может овладеть каждый. Но равно верно и то, что в один момент времени человек может делать что-то одно. А так как жизнь ограничена, он может сделать лишь несколько отдельных дел. Чтобы «стать действующим» человек должен расстаться с бесконечностью, которой он обладал лишь в возможности, так как реально он может не все, а лишь что-то. Так возникает проблема выбора будущей профессии (В. И. Жуковская, 1978)

Согласно, И. Конц, профессиональное самоопределение человека начинается далеко в его детстве, когда в детской игре, ребенок принимает на себя разные профессиональные роли, и проигрывает связанное с ним поведение.

Если внимательно присмотреться к этим играм, то нетрудно заметить, что дети в них легко и охотно идут на всевозможные символические замещения реальных атрибутов профессиональной деятельности. (Например: стул – «прилавок», бумага – «деньги»). Заканчивается профессиональное самоопределение в ранней юности, когда уже необходимо принять решение, которое повлияет на всю дальнейшую жизнь человека.

Общие мировоззренческие поиски заземляются и конкретизируются в жизненных планах (Т. Шибутани, 1999). Жизненный план – понятие широкое. Он охватывает всю сферу личного самоопределения – моральный облик, стиль жизни, уровень притязаний.

Самым важным, неотложным и трудным делом становится для старшеклассника выбор профессии. Психологически устремленный в будущее и склонный даже мысленно «перепрыгивать» через незавершенные этапы, юноша внутренне уже тяготится школой; школьная жизнь кажется ему временной, ненастоящей, преддверием другой, более богатой и подлинной жизни, которая одновременно манит и пугает его (Т. Шибутани, 1999).

Он хорошо понимает, что содержание этой будущей жизни, прежде всего, зависит от того – сумеет ли он правильно выбрать профессию. Каким бы легкомысленным и беспечным не выглядел юноша, выбор профессии – его главная и постоянная забота. В пору юности все определенней и отчетливей оказывается индивидуальный облик каждого молодого человека, все ясней выступают те его индивидуальные особенности, которые в своей совокупности определяют склад его личности. Старшеклассники существенно отличаются друг от друга не только по темпераменту и по характеру, но и по своим способностям, потребностям, стремлениям и интересам, разной степенью самосознания. Индивидуальные особенности проявляются и в выборе жизненного пути. Юность – это возраст, когда складывается мировоззрение, формируются ценностные ориентации, установки (Л. Д. Столяренко, 2000).

По сути, это период, когда осуществляется переход от детства к началу взрослой жизни, соответствующей степени ответственности, самостоятельности, способности к активному участию в жизни общества и в своей личной жизни, к конструктивному решению различных проблем, профессионального становления. Юношеский возраст по Эриксону, строится вокруг процесса идентичности, состоящего из серии социальных, и индивидуально-личностных выборов, идентификации, профессионального становления. Как уже говорилось, профессиональное самоопределение начинается в детстве, а заканчивается в ранней юности. Экспериментальное изучение значимости мотивов учебной деятельности и профессионального выбора подростков и юношей. Определяющее значение в учебной деятельности приобретают мотивы самоопределения и узкопрактические, в выборе профессии – мотивация выбора профессии у юношей не подвержена изменению с возрастом. У девушек происходит переход от мотивации на общественные нужды к общей мотивации на профессию (Крылова А.А., Маничев С.А. 2002)

Выбор профессии и овладение ею начинается с профессионального самоопределения. На этом этапе ученики должны уже вполне реально сформировать для себя задачу выбора будущей сферы деятельности, с учетом имеющегося психологического и психофизиологического ресурсов. В это время у учащихся формируется отношение к определенным профессиям, осуществляется выбор учебных предметов в соответствии с выбранной профессией. Выбор будущей профессии волнует не только одиннадцатиклассников. И в девятом классе ребята должны решить: куда идти дальше – в десятый класс, ПТУ, техникум? Становление планов на будущее составляет важнейшее содержание развития социальной взрослости в подростковом периоде. Существенным показателем социально-психологической зрелости подростка является именно его отношение к своему будущему. Определенность планов многое изменяет в подростке: появляется важнейший стержень личности – определенные цели, задачи, мотивы (В.С. Мухина, 1997).

В подростковом возрасте детские формы мечты о профессии сменяются размышлениями, о ней с учетом собственных возможностей и обстоятельств жизни, появляется стремление реализовать намерения в практических действиях. Однако некоторые подростки полностью живут настоящим, о будущей профессии размышляют мало (Д. Майерс, 1999).

Многое может стимулировать появление интереса к определенной профессии: учение, люди, книги, телевидение. Подростки интересуются многим, часто ориентируются в нескольких направлениях сразу, посещают различные секции и кружки. Очень часто они переоценивают свои возможности в привлекающей их профессии. Занятия в кружках помогают подростку осознать свои склонности, возможности, недостатки. Проверка себя в деятельности – лучший способ и для осуществления мечты, и для предотвращения разочарований. (Мухина В.С. 1997).

Для многих подростков время обучения в 8-9 классах – период интенсивных размышлений о будущем. Одни стараются перевести мечтания в действия, другие примеривают себя к разным вариантам будущего. Третьи думают о соответствии своих возможностей требованиям профессии, четвертые – собирают информацию о привлекающей профессии и учебном заведении, где ее получают. Подростки интересуются планами одноклассников, обсуждают сомнения, колебания, они отказываются от прежних мечтаний как от «детских». Многие склонны поддаваться влиянию авторитетных или более взрослых друзей. Периодически возникают споры и разногласия относительно разных профессий и того, где именно продолжать учение. (В.С. Мухина, 1997).

Источник

Самореализация личности в профессии

Вы будете перенаправлены на Автор24

Самореализация личности— это реализация индивидом своего личностного потенциала, человеческого назначения, жизненного призвания. Реализованная личность получает удовольствие от каждого поступка и действия.

Понятие профессиональной самореализации

Профессиональная самореализация — это непрерывный гетерохронный процесс развития потенциала личности в созидательной деятельности в течение всего жизненного пути. При этом основная масса тестовых методик разрабатывается преимущественно для изучения самоактуализации. Это происходит по той причине, что категорию «самореализация» крайне проблематично исследовать, ввиду многочисленности ее составляющих.

Если учесть последние научные тенденции, то психологи отказываются считать понятия самоактуализации и самореализации синонимичными, и чаще всего опросный материал и методики исследования личности ориентированы главным образом на самоактуализацию личности. И уже основываясь на полученных результатах ее исследования, специалисты производят попытку выхода в область самореализации.

В максимальной степени раскрытие способностей человека происходит в деятельности, значимой для общества. Осуществление такой деятельности детерминировано не только внешними факторами (обществом), но и внутренними потребностями самого человека. Деятельность в этой ситуации становится самодеятельностью, при этом реализация способностей в ней способна приобретать характер самореализации.

Самые обширные перспективы самореализации открыты в профессиональной деятельности, которая имеет большое значение в жизни многих людей, отдающих ей основные ресурсы времени и сил. В рамках профессиональной деятельности происходит развитие способностей, карьерный и личностный рост. Человек, достигший самореализации, получает соответствующий социальный статус и финансовое обеспечение своей жизнедеятельности.

Следование собственному профессиональному пути, использование профессиональных навыков является одним из существенных факторов достижения необходимой степени жизненной успешности.

Профессиональное сознание и реализованность в профессии

Готовые работы на аналогичную тему

В процессе и результате профессиональной самореализации у людей происходит формирование профессионального сознания.

Профессиональное сознание состоит из нескольких аспектов:

  • Осознание собственной принадлежности к соответствующей профессиональной общности;
  • Получение знания и мнения о мере соответствия профессиональным эталонам, о месте в системе профессиональных ролей;
  • Получение знания человека о мере его признания в соответствующей профессиональной группе;
  • Знания о сильных и слабых сторонах, способах самосовершенствования, вероятных аспектах успеха и неудач;
  • Представление о самом себе и работе в перспективе.

В зависимости от степени развитости этих качеств судят о реализованности индивида в профессии. Тем не менее, не любое профессиональное занятие может считаться областью самореализации. Не столь важным является то, какова конкретная профессиональная мотивация, поскольку она не в любом случае будет отражать активную самореализацию. Деятельность, которая осуществляется преимущественно благодаря воле, в высшей степени энергозатратна. По этой причине она может быть утомительной, выматывающей и быстро приводит к эмоциональному «выгоранию».

Профессиональное дело, в котором реализуется человек, должно быть для него интересным и привлекательным. Здесь важно то, чтобы основа привлекательности обеспечивалась пониманием общей социальной и индивидуальной ценности труда. Преобладание в иерархии ценностей ценности труда почти всегда будет являться гарантией успеха в самореализации.

Большую роль играет ориентация человека на саморазвитие в рамках профессии. Карьерные устремления личности способны определять возможность достижения успешной самореализации в выбранной области. Активная профессиональная самореализация и самосовершенствование предупреждают проявление «выгорания».

Проблемы самореализации

Социально-экономические условия современности вынуждают людей заботиться, в первую очередь, о наиболее насущных потребностях и предметах первой необходимости. Именно по этой причине можно наблюдать общую деформацию профессиональной мотивации. Правда, и в той ситуации, когда человек выбирает профессию, не испытывая особого интереса и руководствуясь другими соображениями, не всегда оказывается, что дорога к полноценной самореализации в профессии для него закрыта.

Проблема профессионального развития личности в российской психологической науке изучается в связи с онтогенетическим развитием индивида, включая следующие аспекты:

  • Личностные качества,
  • Место и роль способностей и интересов,
  • Формирование субъекта труда,
  • Проблема жизненного пути и самоопределения,
  • Определение требований профессии,
  • Становление профессионального сознания и самосознания.

Развитие в качестве субъекта профессиональной деятельности напрямую связано с онтогенетической эволюцией психических функций и жизненным путем. В психологии данная теория разрабатывалась в трудах С. Л. Рубинштейна и Б. Г. Ананьева.

Эффективное выполнение действий в профессии, когда у работника хорошо все получается, как правило, сопровождается «пиковыми переживаниями». Они отражают высокий уровень удовлетворенности индивидом полученными результатами.

Пиковые переживания в рамках профессиональной деятельности человека представляют собой его состояния в моменты подъема, победы, вдохновения или завершения хорошо сделанного дела. В это время работник или предприниматель чувствует себя максимально интегрированным и «наполненным» положительными эмоциями. Такой тип эмоций доступен человеку в любых профессиональных сферах.

Источник

Читайте также:  Способы борьбы с финансовыми кризисами
Оцените статью
Разные способы