- Как проходит универсальная предквалификация
- Чем регулируется универсальная предквалификация
- Когда применяется предквалификация
- Чем отличается от предквалификационного отбора
- Об авторе этой статьи
- Для какого способа закупки допускается предквалификационный отбор
- Как провести предварительный отбор по 223-ФЗ
- Когда и зачем проводят
- Как провести: инструкция для заказчика
- Примеры из практики
- Об авторе этой статьи
Как проходит универсальная предквалификация
Универсальная предквалификация по 44-ФЗ — это механизм отсева неопытных компаний и недопущения их участия в крупных и значимых тендерах. Использовать ее заказчики смогут уже с 01.01.2022.
Чем регулируется универсальная предквалификация
Федеральный закон № 44-ФЗ и издаваемые в его исполнение подзаконные акты, ориентированы, чтобы создать единую, хорошо работающую систему госзакупок. Эта система необходима для эффективного и экономного расходования бюджетных средств и одновременного оптимального обеспечения государственных органов и организаций необходимыми товарами, работами и услугами.
Конкурентные процедуры по 44-ФЗ направлены, в первую очередь, на отбор лучших поставщиков, подрядчиков и исполнителей, которые за наименьшие деньги обеспечат наилучшее качество исполнения обязательств.
Вводимая Федеральным законом от 02.07.2021 № 360-ФЗ предквалификация — это новый способ отсеять неопытных участников и не допустить, чтобы они получили крупный контракт — чем крупнее контракт, тем больше потенциальный ущерб от неисполнения обязательств избранным контрагентом заказчика.
Эксперты КонсультантПлюс сделали обзор основных изменений в 44-ФЗ с 2022 года. Используйте эти инструкции бесплатно.
Таким образом, процедура предквалификации поставщиков позволит допустить к участию в закупке только опытных игроков, а это, в свою очередь:
- позволит минимизировать количество неисполненных госконтрактов;
- поможет отсечь профессиональных жалобщиков;
- повысит качество покупаемых заказчиками ТРУ;
- позволит эффективнее расходовать бюджетные средства.
Когда применяется предквалификация
С начала 2022 года введение универсальной стоимостной предквалификации позволит заказчикам отсеивать неопытных поставщиков. Применять эту процедуру заказчики смогут при соблюдении двух условий:
- НМЦК закупки составляет не менее 20 млн рублей — для более дешевых закупок предварительный отсев не проводится;
- в тендере не устанавливаются дополнительные требования в соответствии с постановлением правительства РФ от 04.02.2015 № 99.
При этом не имеют значения:
- конкретный способ закупки — это общий механизм, положения о нем включены в ст. 31 44-ФЗ. Он актуален для способов закупки, если НМЦК тендера — 20 млн или более и к которым не предполагается предъявление дополнительных требований. В частности, будет предквалификация участников электронного аукциона и открытого конкурса;
- предмет закупки — что бы ни закупал заказчик, если НМЦК превышает 20 млн рублей и процедура не требует установления дополнительных требований, то предварительный отсев необходим.
Требования, которые предстоит выдвигать госзаказчикам в рамках предквалификации, следующие:
- наличие у участника исполненных контрактов по 44-ФЗ или договоров по 223-ФЗ за последние три года;
- сумма контракта или договора, предоставленного в качестве подтверждения опыта, не менее 20% от НМЦК организуемой закупки;
- по исполненному контракту, договору не начислялись штрафы или неустойки, а если и начислялись, участник их оплатил.
Пример дополнительных требований по постановлению № 99:
Чем отличается от предквалификационного отбора
Предквалификационный отбор — это первый этап двухэтапного конкурса, а что такое предквалификация — это механизм, относящийся к открытым процедурам с определенной НМЦК.
Фактически, эти механизмы исключают друг друга, если закупка требует предквалификационного отбора, то есть речь идет, например, о двухэтапном конкурсе, нельзя проводить универсальную предквалификацию. Если проводится предквалификация в закупках, что это установлено ст. 31 44-ФЗ, то исключено предъявление дополнительных требований.
Об авторе этой статьи
Полина Гольцова Юрист Моя первоначальная специальность — юрист, юрисконсульт. Первые два года практической деятельности работала в общем юридическом отделе организации, где занималась всесторонним правовым сопровождением деятельности работодателя.
Однако с 2013 года основным направлением моей практической деятельности стали госзакупки. Я работала в контрактных службах нескольких крупных бюджетных учреждений федерального и регионального уровня и коммерческой организации, деятельность которой связана с госзакупками.
Занималась юридическим сопровождением госзакупок, договорной и претензионной работой, представляла интересы работодателей в арбитражных судах и УФАС.
Последние три года занимаюсь созданием юридического контента, пишу популярные статьи по актуальным вопросам правоприменения для нескольких информационных порталов.
Источник
Для какого способа закупки допускается предквалификационный отбор
С 01.01.2022 ст. 56 утрачивает силу (ФЗ от 02.07.2021 N 360-ФЗ).
Статья 56. Особенности проведения конкурса с ограниченным участием
Перспективы и риски арбитражных споров. Ситуации, связанные со ст. 56
1. Под конкурсом с ограниченным участием понимается конкурс, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого конкурса и конкурсной документации, к участникам закупки предъявляются единые требования и дополнительные требования и победитель такого конкурса определяется из числа участников закупки, прошедших предквалификационный отбор.
2. Заказчик осуществляет закупки путем проведения конкурса с ограниченным участием в случаях:
1) если поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны осуществить только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации. Перечень случаев и (или) порядок отнесения товаров, работ, услуг к товарам, работам, услугам, которые по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны поставить, выполнить, оказать только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации, устанавливаются Правительством Российской Федерации;
2) выполнения работ по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, реставрации музейных предметов и музейных коллекций, включенных в состав Музейного фонда Российской Федерации, документов Архивного фонда Российской Федерации, особо ценных и редких документов, входящих в состав библиотечных фондов, выполнения работ, оказания услуг, связанных с необходимостью допуска подрядчиков, исполнителей к учетным базам данных музеев, архивов, библиотек, к хранилищам (депозитариям) музея, библиотеки, к системам обеспечения безопасности и (или) сохранности музейных предметов и музейных коллекций, архивных документов, библиотечного фонда;
(в ред. Федерального закона от 01.05.2019 N 70-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
3) оказания услуг по организации отдыха детей и их оздоровления.
(п. 3 введен Федеральным законом от 01.05.2019 N 69-ФЗ)
(часть 2 в ред. Федерального закона от 04.06.2014 N 140-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
2.1. Заказчик вправе осуществлять закупки товаров, работ, услуг, указанных в пунктах 1 и 2 части 2 настоящей статьи, с учетом требований настоящего Федерального закона путем проведения электронного аукциона, закрытого аукциона, запроса котировок, запроса предложений, а также у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя). При этом к участникам таких закупок не применяются дополнительные требования, установленные в соответствии с частью 2 статьи 31 настоящего Федерального закона в отношении участников закупок, которые осуществляются только путем проведения конкурса с ограниченным участием.
(часть 2.1 введена Федеральным законом от 04.06.2014 N 140-ФЗ; в ред. Федерального закона от 01.05.2019 N 69-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
2.2. Заказчик вправе осуществлять закупки услуг, указанных в пункте 3 части 2 настоящей статьи, с учетом требований настоящего Федерального закона путем проведения запроса котировок, а также у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя). При этом к участникам таких закупок не применяются дополнительные требования, установленные в соответствии с частью 2 статьи 31 настоящего Федерального закона в отношении участников закупок, которые осуществляются только путем проведения конкурса с ограниченным участием.
(часть 2.2 введена Федеральным законом от 01.05.2019 N 69-ФЗ)
3. При проведении конкурса с ограниченным участием применяются положения настоящего Федерального закона о проведении открытого конкурса с учетом особенностей, определенных настоящей статьей.
4. В отношении участников конкурса с ограниченным участием наряду с требованиями, установленными частью 1, частью 1.1 (при наличии такого требования) статьи 31 настоящего Федерального закона, предъявляются дополнительные требования в соответствии с частью 2 статьи 31 настоящего Федерального закона. При этом дополнительные требования применяются для осуществления предквалификационного отбора и не могут использоваться в качестве критерия оценки заявок на участие в конкурсе с ограниченным участием.
(в ред. Федерального закона от 04.06.2014 N 140-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
5. Извещение о проведении конкурса с ограниченным участием и конкурсная документация наряду с информацией, предусмотренной статьями 49 и 50 настоящего Федерального закона, должны содержать указание на установленные в соответствии с частью 4 настоящей статьи дополнительные требования к участникам закупки.
6. Заявка на участие в конкурсе с ограниченным участием наряду с информацией, предусмотренной частью 2 статьи 51 настоящего Федерального закона, должна содержать документы, подтверждающие соответствие участников закупки дополнительным требованиям, или заверенные участником закупки копии таких документов.
7. В течение не более чем десяти рабочих дней с даты вскрытия конвертов с заявками на участие в конкурсе с ограниченным участием заказчик проводит предквалификационный отбор для выявления участников закупки, которые соответствуют требованиям, установленным заказчиком в соответствии с частью 4 настоящей статьи.
(в ред. Федерального закона от 31.12.2017 N 504-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
8. Результаты предквалификационного отбора с обоснованием принятых заказчиком решений, в том числе перечень участников закупки, соответствующих установленным требованиям, фиксируются в протоколе предквалификационного отбора, который размещается в единой информационной системе в течение трех рабочих дней с даты подведения результатов предквалификационного отбора. Результаты предквалификационного отбора могут быть обжалованы в контрольный орган в сфере закупок не позднее чем через десять дней с даты размещения в единой информационной системе указанного протокола в установленном настоящим Федеральным законом порядке.
9. В случае, если по результатам предквалификационного отбора ни один участник закупки не признан соответствующим установленным единым требованиям и дополнительным требованиям или только один участник закупки признан соответствующим установленным единым и дополнительным требованиям, конкурс с ограниченным участием признается несостоявшимся.
10. Результаты рассмотрения заявок на участие в конкурсе с ограниченным участием фиксируются в протоколе рассмотрения и оценки заявок на участие в таком конкурсе, подлежащем размещению заказчиком в единой информационной системе в течение десяти дней с даты подведения результатов предквалификационного отбора.
Источник
Как провести предварительный отбор по 223-ФЗ
Предварительный отбор — это отдельная процедура по формированию реестра надежных поставщиков или этап тендера, который разместил заказчик.
Когда и зачем проводят
Заказчики, которые реализуют закупки в рамках 223-ФЗ, проводят предквалификационный подбор в формате:
- этапа закупки при размещении заказов для СМП такими способами: запрос предложений в эл. форме, конкурс в эл. форме, электронный аукцион (ст. 3.4 223-ФЗ);
- процедуры, которая не является закупкой. В этом случае цель предварительного отбора — сформировать реестр участников с высоким уровнем квалификации для дальнейшей работы с ними в качестве участников тендеров.
На практике значение предварительного отбора состоит в том, чтобы при проведении закупок:
- снизить риск получения неопытных подрядчиков и некачественных работ;
- оптимизировать процесс рассмотрения заявок;
- ускорить и упростить выбор поставщиков.
После отмены ст. 80-82 Федерального закона о контрактной системе проведение предварительного отбора по 44-ФЗ не реализуют.
Следите за изменениями по закупкам с помощью КонсультантПлюс!
Настройте индивидуальный профиль и получайте сообщения о новостях и поправках сразу, как они появляются в системе. А пояснения экспертов и сравнение редакций НПА помогут понять запутанные формулировки и разобраться в новых правилах. Попробуйте бесплатно!
Как провести: инструкция для заказчика
Рассказываем, как провести выборку среди участников для формирования реестра надежных подрядчиков:
Шаг 1. Подготовить документацию, которая содержит:
- общие положения о процедуре;
- инструкцию по участию;
- формы документов, которые готовит участник;
- техническое задание на работы, для которых подыскивают подрядчика.
Шаг 2. На этом этапе заказчик размещает в ЕИС извещение о проведении предварительного отбора с указанием НМЦК, равной нулю, т. к. проведение процедуры не подразумевает заключение контракта и выплаты вознаграждения поставщику.
Шаг 3. Оценить поступившие заявки.
Шаг 4. Внести организации, которые прошли выборку для реестра потенциальных поставщиков.
Когда подбор проводят как этап процедуры для тендера для СМП, заказчик:
- Выбирает способ размещения заказа:
- запрос предложений в эл. форме;
- конкурс в эл. форме;
- электронный аукцион.
- Устанавливает единые требования для всех участников и включает их в документацию.
- Размещает в ЕИС извещение и указывает в нем сроки проведения этапа.
- Принимает заявки.
- Оформляет завершение этапа протоколом.
Законодательство о закупках отдельными видами юрлиц разъясняет, нужен ли предварительный отбор при запросе котировок по 223-ФЗ: в законе отсутствуют положения, которые обязывают заказчика проводить такую процедуру.
Примеры из практики
В качестве примера приводим процедуру, которую разместила компания ПАО «Ростелеком». В документации указаны:
- требования к участникам;
- сроки и форма подачи заявок;
- порядок оценки предложений;
- регламент оформления результатов.
При этом предварительный отбор на конкурсе, как отдельный этап процедуры выбора поставщика, заказчики по 223-ФЗ проводят крайне редко. В этом случае в документации прописывают порядок проведения этой процедуры.
Компаниям удобнее заранее формировать реестр поставщиков, которые прошли выборку, и проводить определение поставщика среди таких компаний.
Или включать дополнительные критерии к участникам тендера, такие как:
- цена товара, работ, услуг;
- опыт участника;
- наличие ресурсов (кадровых, материальных и т. п.) для исполнения договора;
- деловая репутация.
Пример критериев, которые предъявляет заказчик:
Об авторе этой статьи
Элла Залужная Эксперт проекта Закончила Университет при Межпарламентской Ассамблее ЕВРАЗЭС по специальности «Финансы и кредит».
В 2013 году — Северо-Западный институт управления Российской Академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ по программе: «Управление государственными и муниципальными заказами».
В 2014 году — НИУ ВШЭ по программе «Управление государственными и муниципальными заказами».
В 2020 году прошла профессиональную переподготовку на базе образовательного центра «Гарант» и «Сбербанк-АСТ» по программе «Управление закупками для государственных и муниципальных нужд (44-ФЗ) и корпоративными закупками (223-ФЗ)».
С 2008 по 2009 год работала экономистом отдела закупок на скорой помощи. С 2009 г. — ведущим экономистом госзаказа в театре им. Н.П. Акимова. В 2011 г. — специалистом Управления торгов Биржи (торги для Газпрома, Транснефти). С 2012 года — заместитель директора по финансово-хозяйственной деятельности в ГБУ. С 2017 года — консультирует заказчиков и поставщиков.
Источник