- Табличный метод
- Физико-математические науки
- Похожие материалы
- Список литературы
- Завершение формирования электронного архива по направлению «Науки о Земле и энергетика»
- Создание электронного архива по направлению «Науки о Земле и энергетика»
- Информатика
- Способы решения задач по логике
- Табличный способ – этапы, особенности
- Метод таблиц
- Обозначение логических операций:
- Сравнение методов решения
- Метод рассуждений
- Табличный метод
- Построение таблиц истинности для различных типов задач
- Построение электронных схем, реализующих логические операции
- Дизъюнктор, схема электропитания
- Инвертор в электросхемах
- Обозначение логических элементов
Табличный метод
Физико-математические науки
- Курбанова Чулпан Насимовна , студент
- Башкирский Государственный Аграрный Университет
- КОМБИНАЦОННЫЕ ТАБЛИЦЫ
- ГРУППОВЫЕ ТАБЛИЦЫ
- ПРОСТЫЕ ТАБЛИЦЫ
- СКАЗУЕМОЕ
- ТАБЛИЦЫ
- ПОДЛЕЖАЩЕЕ
Похожие материалы
Статистические данные обязательно должны быть представлены так, чтобы удобно было ими пользоваться. Существует три базовых формы представления статистических данных: текстовая – включение данных в текст; табличная – представление данных в таблицах; графическая – выражение данных в виде графиков.
Статистические таблицы являются средством наглядного выражения результатов исследования. Показатели в таблице располагаются в более логичной и последовательной форме, занимают меньше места по сравнению с текстовым изложением, и познавательный эффект достигается значительно быстрее. Табличный материал дает возможность охватить аналитические данные в целом как единую систему. С помощью таблиц значительно легче прослеживаются связи между изучаемыми показателями.
Таблицы — ϶ᴛᴏ наиболее рациональная и удобная для восприятия форма представления аналитической информации об изучаемых явлениях при помощи цифр, расположенных в определенном порядке. Аналитическая таблица представляет собой систему мыслей, суждений, выраженных языком цифр.
Табличный материал дает возможность охватить аналитические данные в целом как единую систему. С помощью таблиц значительно легче прослеживать связи между изучаемыми показателями.
Составление аналитических таблиц — ϶ᴛᴏ важный элемент в методике анализа хозяйственной деятельности. Этот процесс требует знания сущности изучаемых явлений, методики их анализа, правил оформления таблиц.
Аналитическая таблица состоит из общего заголовка, системы горизонтальных строк и вертикальных граф (столбцов, колонок). Заголовок таблицы кратко выражает ее содержание. Он должен быть точным, кратким и выразительным.
Как известно, основными элементами таблицы является подлежащее и сказуемое. Подлежащее таблицы отражает явление, о котором говорится в нем. Он может быть представлен в виде единиц совокупности, групп и подгрупп, которые характеризуются показателями.
Сказуемое таблицы выступает в виде показателей, с помощью которых анализируется исследуемый объект, то есть подлежащее таблицы. При этом разработка сказуемого таблицы, может быть, простой (последовательный перечень показателей подлежащего) и сложной (предполагает наличие дополнительной единицы изучения).
В зависимости от построения подлежащего таблицы делятся на три группы: простые, групповые, комбинационные.
1. Таблица простая — таблица, подлежащее которой содержит сводные показатели в виде перечня составляющих элементов исследуемого объекта (предприятия, производственные подразделения, виды продукции и т.п.) или хронологических периодов (года, месяца, квартала и т.д.), дат, административно-территориальных единиц (страны, области, районы, города и т.д.). Исходя из характера материала, подаваемого в таблицах, они могут быть хронологические и территориальные.
Простые таблицы наиболее распространены в экономических разработках благодаря своему легкому построению, наглядности, доступности данных для восприятия и понимания, а также достаточным информационным возможностям. Однако этот вид таблиц имеет, в основном, описательный характер, поэтому в сложных аналитических исследованиях реже используется.
2. Таблица групповая включает в подлежащем сведения о совокупности, разделенные на отдельные группы по одному установленному признаку. При этом каждая группа может быть охарактеризована несколькими показателями.
Групповые таблицы, в отличие от простых содержат больше информации для экономического анализа благодаря образованным в подлежащем группам по существенным признаком и обнаруженной связи между показателями. Однако парная взаимосвязь между одним фактором и результативным признаком не решают в полной мере вопросы всестороннего анализа явлений. Для этого составляются комбинационные таблицы, которые позволяют использовать факторные признаки в определенном сочетании, комбинации.
3. Таблица комбинационная — подлежащее такой таблицы представлено в виде групп, образованных по двум и более признакам.
Комбинационные таблицы помогают установить взаимное действие факторов, положенных в основу группировки, на результативные показатели и связь между ними. При построении комбинационных таблиц в основном следует использовать комбинационные группировки по двум — трем признакам. При большем количестве групп и подгрупп группировки будет слишком громоздким. По мере применения каждой дополнительной группы признаки количество строк увеличивается в несколько раз. Например, в случае выделения двух групп по первому признаку, по 3 второй и по третьей признакам, в подлежащем насчитываться 18 строк и плюс итоговые строки по группам и общий итог.
Одним из требований, к котором следует придерживаться аналитикам при составлении комбинационных таблиц, есть достаточный объем изучаемой совокупности. Это объясняется тем, что при комбинационной группировке по нескольким признакам совокупность сильно измельчается на группы и подгруппы, в результате чего в подгруппах может оказаться малое количество единиц наблюдения, что не позволит выявить типичные свойства изучаемой совокупности.
Для того, чтобы не затруднять восприятие данных и не потерять их наглядность, комбинационные таблицы лучше составлять не более по трем признакам и количеством интервалов не более четырех.
Итак, табличный метод изображения статистических данных имеет универсальное значение, его используют во всех сферах деятельности. Представить массивы данных об изучаемом объекте удобнее всего в виде сводной таблицы. С помощью статистических таблиц осуществляется представление данных результатов статистического наблюдения (опросов, исследований и т.д.), сводки и группировки данных. Статистическая таблица – это форма компактного и наглядного представления информации.
Использование сводных таблиц для представления данных позволяет сократить в разы время на обработку данных и подготовку аналитических отчетов социологических, маркетинговых, клинических и других исследований.
Список литературы
- Аблеева, А. М. Формирование фонда оценочных средств в условиях ФГОС [Текст] / А. М. Аблеева, Г. А. Салимова // Актуальные проблемы преподавания социально-гуманитарных, естественно — научных и технических дисциплин в условиях модернизации высшей школы: материалы международной научно-методической конференции, 4-5 апреля 2014 г. / Башкирский ГАУ, Факультет информационных технологий и управления. — Уфа, 2014. — С. 11-14.
- Ганиева, А.М. Статистический анализ занятости и безработицы [Текст] / А.М. Ганиева, Т.Н. Лубова // Актуальные вопросы экономико-статистического исследования и информационных технологий: сб. науч. ст.: посвящается к 40-летию создания кафедры «Статистики и информационных систем в экономике» / Башкирский ГАУ. — Уфа, 2011. — С. 315-316.
- Исмагилов, Р.Р. Творческая группа — эффективная форма организации научных исследований в высшей школе [Текст] / Р. Р. Исмагилов, М. Х. Уразлин, Д. Р. Исламгулов // Научно-технический и научно-образовательный комплексы региона : проблемы и перспективы развития : материалы научно-практической конференции / Академия наук РБ, УГАТУ. — Уфа, 1999. — С. 105-106.
- Исламгулов, Д.Р. Компетентностный подход в обучении: оценка качества образования [Текст] / Д.Р. Исламгулов, Т.Н. Лубова, И.Р. Исламгулова // Современный научный вестник. – 2015. – Т. 7. — № 1. – С. 62-69.
- Исламгулов, Д. Р. Научно-исследовательская работа студентов — важнейший элемент подготовки специалистов в аграрном вузе [Текст] / Д. Р. Исламгулов // Проблемы практической подготовки студентов в вузе на современном этапе и пути их решения : сб. материалов науч.-метод. конф., 24 апреля 2007 года / Башкирский ГАУ. — Уфа, 2007. — С. 20-22.
- Лубова, Т.Н. Основа реализации федерального государственного образовательного стандарта – компетентностный подход [Текст] / Т.Н. Лубова, Д.Р. Исламгулов, И.Р. Исламгулова// БЪДЕЩИТЕ ИЗСЛЕДОВАНИЯ – 2016: Материали за XII Международна научна практична конференция, 15-22 февруари 2016. – София: Бял ГРАД-БГ ООД, 2016. – Том 4 Педагогически науки. – C. 80-85.
- Лубова, Т.Н. Новые образовательные стандарты: особенности реализации [Текст] / Т.Н. Лубова, Д.Р. Исламгулов // Современный научный вестник. – 2015. – Т. 7. — № 1. – С. 79-84.
- Лубова, Т.Н. Организация самостоятельной работы обучающихся [Текст] / Т.Н. Лубова, Д.Р. Исламгулов // Реализация образовательных программ высшего образования в рамках ФГОС ВО: материалы Всероссийской научно-методической конференции в рамках выездного совещания НМС по природообустройству и водопользованию Федерального УМО в системе ВО. / Башкирский ГАУ. — Уфа, 2016. — С. 214-219.
- Лубова, Т.Н. Основа реализации федерального государственного образовательного стандарта – компетентностный подход [Текст] / Т.Н. Лубова, Д.Р. Исламгулов, И.Р. Исламгулова // Современный научный вестник. – 2015. – Т. 7. — № 1. – С. 85-93.
- Саубанова, Л.М. Уровень демографической нагрузки [Текст] / Л.М. Саубанова, Т.Н. Лубова // Актуальные вопросы экономико-статистического исследования и информационных технологий: сб. науч. ст.: посвящается к 40-летию создания кафедры «Статистики и информационных систем в экономике» / Башкирский ГАУ. — Уфа, 2011. — С. 321-322.
- Фахруллина, А.Р. Статистический анализ инфляции в России [Текст] / А.Р. Фахруллина, Т.Н. Лубова // Актуальные вопросы экономико-статистического исследования и информационных технологий: сб. науч. ст.: посвящается к 40-летию создания кафедры «Статистики и информационных систем в экономике» / Башкирский ГАУ. — Уфа, 2011. — С. 323-324.
Завершение формирования электронного архива по направлению «Науки о Земле и энергетика»
Создание электронного архива по направлению «Науки о Земле и энергетика»
Электронное периодическое издание зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор), свидетельство о регистрации СМИ — ЭЛ № ФС77-41429 от 23.07.2010 г.
Соучредители СМИ: Долганов А.А., Майоров Е.В.
Источник
Информатика
Именная карта банка для детей
с крутым дизайном, +200 бонусов
Закажи свою собственную карту банка и получи бонусы
План урока:
Способы решения задач по логике
Многие задачи можно решить, используя инструменты алгебры логики. Чтобы получить результат, можно пойти 3 путями:
- рассуждая над условием;
- решая логические операции;
- используя таблицы истинности.
Логический подход подразумевает перевод условия из естественного языка на язык символов, схем и формул. Для такой формализации высказываний нужно выполнить ряд шагов.
Этапы решения логических задач:
- Разобраться с условием на естественном языке, выделив простые высказывания, и дать им символьные обозначения (латиница).
- Записать условие в виде формулы. Решить ее поэтапно, упрощая, учитывая приоритеты (( ), ¬, &, V).
- Просчитать формулы строчно или при помощи таблиц истинности, учитывая законы алгебры логики.
- Проверить, соответствует ли полученный результат условию задачи.
Табличный способ – этапы, особенности
Таблица истинности – табличное выражение результата логических операций для каждого отдельного набора значений переменных.
Такие таблицы позволяют абстрагироваться от маловажной информации, сосредоточиться только на связях между исходными данными, над происходящими процессами. Таким образом, человек может абстрагироваться от непонятной для него информации, решать неспецифические задачи.
Метод таблиц
Чтобы использовать таблицы истинности, необходимо формализовать условие, то есть отойти от деталей задачи, обозначая первоначальную информацию при помощи букв и цифр 0 и 1.
Существует общий алгоритм построения таблиц:
- Определить число логических значений/переменных (n) в примере.
- Установить вид, число и тип операций. Важно заранее определить очередность действий, выразить это при помощи скобок.
- Полученные данные позволяют рассчитать сколько нужно столбцов – это сумма числа переменных и операций.
- Нарисовать таблицу, заполнить шапку, записав обозначение переменных и выбранные действия.
- Определить, сколько существует наборов логических переменных (т.е. число строчек) по формуле m = 2 n + 1 (шапка).
- Заполнить столбцы, вписав наборы значений логических переменных (0 или 1).
- Записать результаты логических операций, указанных в шапке для каждой совокупности значений.
- Сделать выводы на основании полученных результатов.
Если необходимо перебрать все значения простых выражений, то для задач:
- с 2-мя переменными может быть только 4 набора логических переменных;
Если словесно описывать все эти комбинаций, на каждый из примеров понадобится десятки строк текста.
Обязательно учитывают приоритет операций:
- Указанные в скобках.
- Отрицание.
- Логическая конъюнкция чисел.
- Дизъюнкция.
- Строгая дизъюнкция.
- Импликация.
- Эквивалентность.
Обозначение логических операций:
Сравнение методов решения
Метод рассуждений
Он заключается в пошаговом анализе условий с промежуточными выводами на каждом этапе. Выполняется анализ таблицы истинности каждого логического выражения.
Пример №1.
Андрей, Владимир, Георгий и Дмитрий живут на одной улице, они соседи. Они работают по таким специальностям: гитарист, плотник, егерь и стоматолог.
- дом плотника правее егеря;
- стоматолог проживает левее егеря;
- дом гитариста с самого краю;
- стоматолог живет рядом с гитаристом;
- Владимир не гитарист, и его дом не соседствует с гитаристом;
- дома Дмитрия и егеря соседние;
- здание, в котором прописан Андрей, правее стоматолога;
- между домами Андрея и Дмитрия один дом.
Чтобы рассуждать было проще, добавим изображение зданий, присвоим им номера:
Но стоматолог живет левее егеря, а правее егеря – плотник. Получается, что дом гитариста не может быть последним, а дом стоматолога не может быть предпоследними. То есть, егерь живет в предпоследнем доме:
Между домами Андрея и Дмитрия стоит один дом, значит, дом Андрея не может быть предпоследним, получается номер – 4, что автоматом исключает проживание там Дмитрия и Владимира.
Условие задачи заняло 2 предложения, а рассуждений получилось на 2 страницы.
Такой подход лучше не использовать, если условие сложное или много данных.
Табличный метод
Более удачным подходом к решению задач с большим количеством данных (несколько множеств), считается табличный, или графический (диаграммы).
Чтобы построить таблицу истинности логических выражений, следует:
- Разбить задачу на простейшие утверждения, которые обозначить символами (большие буквы латинского алфавита).
- Записать условие задачи, как составное выражение из символов логических операций.
- Нарисовать таблицу истинности для полученных данных.
- Выбрать такой вариант, при котором полученные значения подходят под условие.
- Проверить соответствие выбранного варианта и условия задачи.
Чтобы преобразовывать условие задачи в логические выражения и операции, удобно пользоваться такой сводной таблицей истинности логических операций:
Рассмотрим тот же пример.
Определяем, что только гитарист может жить в первом доме, далее смотрим на заметки и условия и получаем таких жителей:
Метод компактнее, для некоторых задач нагляднее.
Построение таблиц истинности для различных типов задач
Несмотря на многообразие задач, многие условия повторяются, если оставить сухие формулы, не вникая в имена, места, профессии. Разобравшись с примером один раз, можно решать аналогичные задачи без труда. Рассмотрим несколько любопытных заданий, решив при помощи логически.
Пример 2.
Известно, что если первый студент летал в Англию на стажировку, то и второй тоже летал, но неправда, что если летал третий, то и второй.
Разобьём условие на 3 простые высказывания, присвоим им буквенные обозначения:
А — «Первый студент летал в Англию»;
В — «Второй студент летал в Англию»;
С — «Третий студент летал в Англию».
Запишем выясненные данные при помощи логических операций:
Пример 3.
Есть три 8-ых класса (А, В, С), которые соревнуются между собой за средний бал. Учителя в начале года сделали такие предположения:
- Если А получит максимальный бал, то максимальный бал получат Ви С.
- А и С получат или не получат максимальный бал одновременно.
- Необходимым условием получения высшего бала С класса является получение высшего бала В классом.
По завершении года оказалось, что 2 предсказания оказались верными, а одно – ошибочным.
Выясним, какие же классы добились высшего бала.
Разбиваем условие задачи на элементарные высказывания:
А – «А добьется высшего бала»;
В – «В добьется высшего бала»;
С – «С добьется высшего бала».
Запишем логические операции, описанные в примере:
Мы заполнили таблицу истинности для всех возможных значений исходных данных. В примере говорилось, что только 2 утверждения в конце года казались истинными, а 1- ложным. Такому условию отвечает 3-я строка в таблице.
Пример 4.
Во время знакомства девушка, любительница загадок, сказала, что ее имя узнать легко:
- последняя – гласная (Х1);
- или первая буква согласная (Х2)
- вторая – согласная (Х3).
Предложенные имена: Арина, Артур, Кэтрин, София.
Решим задачу, используя таблицу.
Сначала решим пошагово, выполняя операции по приоритету:
Указанному условию соответствует первое имя.
Пример 5.
Попробуем решать задачи, в которые нет четких высказываний, истинных или ложных. В них половина информации, правда, половина – ложь, при этом неизвестно, какая именно. Под такой тип задач можно подставить любое условие, но научившись решать его, можно разобраться со всеми аналогичными.
Известно, что в олимпиаде по химии участвовали 4 ученицы 8 класса: Марина, Света, Саша и Галя. Они заняли первые 4 места. Какое место заняла каждая из девочек, если есть их высказывания о победителях, но в них лишь половина информации правдива – первая или вторая половина предложения.
Маша Марина: «Саша заняла второе место, а Света – первое».
Полина Света: «Нет, это не так, Саша – победительница, а Галя, – на втором месте».
Ольга Саша: «Зачем вы всех путаете? Третье место за Мариной, а Света – на четвертом месте».
Составляем таблица для перебора вариантов. Правду обозначаем «1», ложь – «0».
Берем любое (Марины) утверждение и принимаем его первую часть за правду. Значит, Саша – 2 место, тогда Света не 1-ое (вторая половина фразы – ложь), остальных девочек на 2 место ставим «0».
Берем утверждение второй девочки. Так как Саша не может быть победительницей, то в этой фразе первая часть – ложь, а вторая должна быть истинной. Но в нем и вторая часть – неверна (второе место за Сашей, мы так приняли в начале).Уже на второй фразе получается противоречие всему.
Итог: Победительницей олимпиады стала Светлана, на втором месте – Галина, на третьем – Марина, на последнем из четырех – Александра.
Построение электронных схем, реализующих логические операции
Если рассмотреть электросхемы с точки зрения логики, особенно компьютерные, то их также можно описать при помощи «1» и «0» – электричество идет или не идет по проводам.
Попробуем нарисовать логические элементы схемы питания лампочки для нескольких простых операций.
Электросхема с конъюнктором
Рассмотрим все варианты:
- Все контакты включены, тогда источник света горит.
- Первый контакт в положении «выключено» – свет не горит.
- Второй контакт выключен – лампа не светит.
- Все контакты отключены – свет не горит.
Заключение – эта электрическая цепь реализует операцию «И».
Дизъюнктор, схема электропитания
Рассмотрим этот вид электрической цепочки:
- Все контакты включены – лампа горит.
- Первый контакт включен, второй выключен – свет горит.
- Обратная ситуация – выключен первый, включен второй – лампа светится.
- Все контакты выключены – света нет.
Заключение – такой вид электросхем соответствует логической операции «ИЛИ».
Инвертор в электросхемах
В этой схеме переключатель не ручной, а автоматический. Здесь процесс обратный – когда ток не идет, контакты замыкаются, горит свет. Если же в сеть подается электричество, пластинка размыкается вследствие электромагнитной индукции, и сеть разъединяется – света нет.
Заключение: схема соответствует логической операции «НЕ».
Умение читать и решать логические операции, строить соответствующие электросхемы, позволяет создавать иерархически более сложные конструкции, которые используются для реализации процессов в современных ПК.
Обозначение логических элементов
Удобно создавать электросхемы в ПО SmartNotebook, которое используется с интерактивной доской.
Источник