Дизайн мышления способ изменить мир

Дизайн-мышление
все о тренде и что почитать

Дизайн-мышление — везде на слуху, звучит абстрактно и кажется, что создано только для дизайнеров или других творческих людей. А ведь применить метод может кто угодно в бизнесе или в личной жизни. На этой странице вы сможете за 5 минут разобраться в том, что такое дизайн-мышление, посмотреть кейсы и узнать, что читать по теме.

Дизайн-мышление — это способ решения задач, ориентированных в первую очередь на интересы пользователя. Формула «польза для человека + возможности технологий + учет интересов бизнеса» дает в результате устойчивый продукт.

Евангелисты дизайн-мышления верят, что применять инструменты метода можно для всех сфер без ограничений — для решения задач бизнеса, в образовательных проектах, даже при воспитании детей и планировании поездки в Грецию.

Кому полезно

Разработчикам и стартапам.

Преподавателям и консультантам.

Бизнесменам и работникам сферы услуг.

Дизайнерам и всем-всем-всем.

Метод дизайн-мышления состоит из шести этапов

Каждый этап относится к дивергентной или конвергентной фазе. Дивергенция — расширить угол зрения, собрать все находки и идеи.

Затем конвергенция сужение фокуса и выбор приоритетной идеи, которую будем проверять и дорабатывать на следующих итерациях.

Брать и применять: набор практических инструментов для каждого этапа — в методичке от лаборатории Wonderfull.

Этапы дизайн-мышления

Дизайн-мышление — это четко определенный процесс. При этом можно выполнять только часть его цикла, возвращаться к середине или началу при необходимости.

Способность выслушать, «влезть в ботинки» другого человека и понять его чувства, движения и поступки.

Все идеи крутые, пока не столкнулись с реальным миром. Просеиваем идеи через фильтр, чтобы отобрать жизнеспособные.

Простой прототип расскажет больше, чем вы могли представить, поможет найти верное решение и не потерять деньги.

Обрабатываем информацию о жизни людей и выделяем проблему, с которой будем работать. Смысл фокусировки — сформулировать вопрос для решения.

Режим, когда мы придумываем основные идеи. Чтобы этап был успешен, исключаем критику, создаем позитивную атмосферу и собираем игроков из разных отделов. Все записываем.

Получение обратной связи о прототипах. Показываем пользователю решение и спрашиваем, что не нравится и почему. Разочаровывает, но экономит ресурсы.

Способность выслушать, «влезть в ботинки» другого человека и понять его чувства, движения и поступки.

Обрабатываем информацию о жизни людей и выделяем проблему, с которой будем работать. Смысл фокусировки — сформулировать вопрос для решения.

Режим, когда мы придумываем основные идеи. Чтобы этап был успешен, исключаем критику, создаем позитивную атмосферу и собираем игроков из разных отделов. Все записываем.

Все идеи крутые, пока не столкнулись с реальным миром. Просеиваем идеи через фильтр, чтобы отобрать жизнеспособные.

Простой прототип расскажет больше, чем вы могли представить, поможет найти верное решение и не потерять деньги.

Получение обратной связи о прототипах. Показываем пользователю решение и спрашиваем, что не нравится и почему. Разочаровывает, но экономит ресурсы.

История дизайн-мышления

Герберт Саймон озвучил идею дизайн-мышления в 1969 году в книге «Науки об искусственном» (The Sciences of the Artificial). Позже этот подход, основанный на наблюдениях, экспериментах и быстрых изменениях, проникает в менеджмент. Уже в 90-х годах Дэвид Келли основывает IDEO. Официальная доктрина компании — дизайн-мышление.

Читайте также:  Способ списания стоимости основных средств по сумме чисел лет срока полезного использования

Дизайн-мышление в бизнесе

Приведем несколько примеров проектов, которые нас вдохновили и заставили полюбить дизайн-мышление.

Решение из шариков и веревочек

Корейская компания заправок S-Oil хотела выбиться в лидеры отрасли. У них было мало времени, небольшой бюджет, очень конкурентный рынок и метод дизайн-мышления в арсенале. Сейчас S-Oil Corporation — вторая по величине нефтегазовая компания Южной Кореи.

Пообщавшись с автомобилистами, сделали открытие — в поисках свободного места на парковке те тратят уйму времени и «накручивают» по асфальту до 15 лишних км в месяц. Это была сильная боль и проблема, не связанная напрямую с продажей бензина. В S-Oil придумали элегантное дешевое решение из желтых шариков-стрелочек, которые показывали, где есть свободное место на парковке. В результате S-Oil: 1) позаботилась о пользователях, 2) повысила продажи, 3) заработала имидж компании, экономящей нефть и неравнодушной к экологии.

Пиратский квест во время МРТ-обследования

В МРТ-сканере все громко и неожиданно стучит. Замкнутое пространство, да еще и лежать нужно неподвижно, — страшно даже взрослым, не говоря о детях. Исследователи, которые занимались этим проектом, решили проблему геймификацией для детей.

В госпитале Питтсбурга каждый кабинет и МРТ-сканер — это своя история. Путешествие на корабле пиратов, ракете или в подводное царство Русалочки. Обычно сканер выглядит пугающе, но только не здесь. Теперь дети ждут не дождутся процедуры — это же приключение! Никто не боится, многие просятся прийти еще раз. Маленьким пациентам стали давать успокоительное на 19% реже. И все это без переделки дорогостоящего аппарата. Кейс компании IDEO для GE.

Инструкция «Из коробки» от Samsung

Ребята из Special Projects помогли Samsung понять, почему пожилые люди неохотно пользуются смартфонами. Они провели исследование и узнали, что затруднения вызывал не их возраст или недостаток технических навыков, а неуклюжесть руководств телефона.

Стандартный дизайн инструкций и зашифрованная терминология отпугивали пользователей. Настроить свои мобильные телефоны было сложно. А вот руководство по телефону в виде набора книг позволило пользователям чувствовать себя комфортно и не бояться исследовать свой мобильный телефон.

Переговорка «Рабочее место будущего»

Что было не так с переговоркой? Мало места, у людей затекала шея, потому что приходилось смотреть на флипчарт, который — как оказалось — неудобно висит, некуда положить блокнот, не говоря о ноутбуке. И так много часов подряд.

В компании Wonderfull решили улучшить переговорную, применив дизайн-мышление. Для этого провели исследование: посадили людей в старую переговорную, моделировали разные ситуации и наблюдали за происходящим. Замечали, какие есть проблемы. Сделали прототип из картона, протестировали его — и улучшили. Затем еще раз и еще. Тесты прототипа показали, что такое решение помогло улучшить качество переговоров. Они проходят быстрее, люди меньше устают и чувствуют себя комфортнее.

Дизайн-мышление помогает в решении любых задач

Это может быть создание автомата для кофе, веб-интерфейса или даже планирование отпуска. Не имеет значения сфера деятельности, размер бизнеса или количество людей в команде.

Новое цифровое пространство для Tele2

Когда у российского мобильного оператора Tele2 появилась задача «изменить сайт», с помощью метода дизайн-мышления она трансформировалась в более глобальную — обновить все приложения и веб-версии сайта и создать новое цифровое пространство. Начали с исследования того, что же хочет абонент, — не задавали вопросы, а наблюдали, как люди совершают покупки в Интернете или регистрируются в других личных кабинетах. Так же методично изнутри у представителей бизнеса были собраны все пожелания. После этого «склеили» интересы всех. Так в Tele2 нашли синергию между тем, чего хотел бизнес и чего действительно ждал абонент. Фото — лаборатория Wonderfull.

Читайте также:  Спортивное питание способы применения

Прогуляться и оформить документы

Дизайн-мышлением начало пользоваться даже государство. Во время обычной прогулки по парку москвичи могут совместить приятное с полезным и подать заявление о регистрации брака, узнать о своих штрафах ПДД или о получении загранпаспорта в кабинах. Благодаря вниманию к запросам пользователей с помощью метода дизайн-мышления появились кабины виртуального обслуживания «Мои документы» и разрабатывается новое мобильное приложение сайта mos.ru

Умная кофе-станция

Разработчики кофе-станции тоже использовали дизайн-мышление. Они продумали идею и сценарии для 8 типов пользователей. Умная кофе-станция самообучается и предлагает подходящее человеку сочетание ингредиентов в напитке, разные печеньки и даже персонализированную новостную ленту. Она умеет делать геолокационную привязку к его маршруту. А ещё «помнит» эмоциональный фон на основе данных с прошлого «общения» с кофе-станцией. «Очеловечивание» машины оставляет приятное впечатление — человек замечает разницу уже во время второго подхода к кофе-станции. Кейс дизайн-агентства Lumiknows.

Бабушки, родственники и коты — это стейкхолдеры

Дизайн-мышление отлично подходит для планирования отпуска. Берем инструмент «Карта стейкхолдеров» — записываем всех, кто заинтересован в процессе, и описываем, какие у них есть потребности. Бабушки, родственники и коты — это стейкхолдеры. Как организовать оставшимся дома котам постоянно свежую водичку в миске и достаточное количество корма во время вашего отпуска? Если вы пройдете все этапы процесса дизайн-мышления и учтете интересы всех стейкхолдеров этого непростого семейного процесса — отличный отпуск вам гарантирован. Из интервью в Бизнес-блоге МИФа

Источник

Как дизайн-мышление изменит привычный мир

Проснуться другим человеком — абстрактное обещание, которое слышит каждый, кто мечтает изменить свою жизнь. И на Design Thinking Camp чувствуешь себя другим человеком буквально через актерскую практику. Во время воркшопа-квеста участнику выдают деньги формата А4, метровый пакет, и вот он уже не взрослый профессионал, а шестилетняя девочка Саша, которую мама попросила сходить в магазин. Лавка Центра дизайн-мышления превращается в ступеньки лестницы, до кнопки лифта надо еще допрыгнуть, хлеб на высокой полке — размером с тостер, сдача кассира — абстрактный символ. Товарищи по команде записывают идеи по изменениям сервиса: ступеньки сделать почаще, кнопку лифта — крупнее и выше, персонал магазина обучить помогать детям, денег давать под расчет, хлеб — в рюкзачок.

Этот квест — самая яркая иллюстрация трехдневного лагеря, иммерсивная точка входа в дизайн-мышление. «Дизайн-мышление — это способ организации работы, который включает в себя самые современные и разные инструменты исследований и разработок, — объясняет директор ЦДМ и продюсер Design Thinking Camp 2019 Мария Сташенко. — Если еще короче, то это философия организации рабочего процесса в быстрых и динамичных компаниях. Применяться она может в неограниченном количестве областей. Медициной ли вы занимаетесь или нефтепереработкой — без дизайн-мышления вам не обойтись».

Основная цель встречи, на которой выступили профессионалы в области образования, дизайна, бренд-маркетинга и продюсирования из разных стран, — представить мировой опыт в сфере, которая помогает создавать решения, ориентированные на человека.

Вот, к примеру, что будет определять бизнес будущего, когда в его внутренних процессах начнут применять дизайн-мышление:

1. Осознанность подхода

Хорхе Родригес Нието, управляющий партнер Design Thinkers Group Spain

На мой взгляд, бизнес-модели уже сейчас меняются в двух противоположных направлениях: одна модель более инклюзивная, учитывающая все социальные и экологические вызовы, с которыми сталкивается мир. Вторая — использующая цифровую трансформацию для развития быстрого бизнеса и стимулирующая рост дешевой рабочей силы. Оба сценария заметны и развиваются очень быстро. Если мы считаем, что поколение миллениалов должно взять в свои руки деловой мир, то в развитии бизнеса можем ожидать включения сильной социальной составляющей, инклюзивности, акцента на осознанное потребление. Однако если этого не случится, спекулятивные модели по получению быстрых денег могут привести нас к опасности усугубления социального неравенства и эксплуатации большинства населения. Хорошая новость — сейчас тот самый момент, когда мы можем повлиять на ситуацию.

Читайте также:  Способ 8 om tel сервис слежения

2. Нетоксичная экономика

Мария Сташенко, продюсер Design Thinking Camp 2019

Бизнес-модель будущего — это платформа, которая дает доступ к уникальным ресурсам знаний и быстрых транзакций для всех участников процесса, как производителей, так и потребителей. В «платформенной эре» границы между такими понятиями, как «компания», «сотрудник», «потребитель», стираются, появляются новые ценные связи между всеми агентами экономической экосистемы.

3. Бизнесмен — прогрессивный учитель

Соня Смыслова, куратор летней школы Summer School of Education, руководитель Центра по академическому качеству и креативной педагогике Universal University

Не уверена, что готова отвечать за стартаперов, но мне почему-то кажется, что в этом смысле метакомпетенции будут очень схожи. Здорово уметь учиться, управлять своим эмоциональным состоянием и использовать личные профилактики выгорания, уметь работать в горизонтальной позиции и вообще быть лидером горизонтального процесса взаимодействия. Особенно с учетом того, что, подрастая, стартапер начинает самореализовываться и как преподаватель в своей сфере профессионального обучения и тут становится человеком из нового образования.

4. Инструменты для понимания сотрудников

Тимур Жаббаров, генеральный директор и сооснователь компании Smart Course

Дизайн-мышление — это способ думать, исходя из результата для пользователя. Мне нравится концепция HCD (human centered design), то есть когда дизайн строится вокруг потребностей человека. HCD — принцип, дизайн-мышление — один из инструментов. Если HCD «землить» на компанию, то возвращается здравый смысл, который регулярно оказывается потерян, после того как организация существует много лет и зарабатывает много денег. Ценность сохранения системы становится выше ценности людей. В целом этот процесс описан в спиральной динамике Клэра Грейвза.

Так вот, если возвращать внимание к человеку на каждом из этапов, то происходит магия. Компании — это же всегда про людей: про людей снаружи, которые клиенты, и про людей внутри, которые сотрудники. И если наружу мы вроде бы начали смотреть, потому что это ясно влияет на показатели компании, то вовнутрь еще не очень. Потому что взаимосвязи с бизнес-показателями не такие очевидные. Хотя уже замечены, обозначены и доказаны.

Зачем сотрудник приходит ко мне в компанию? С чем он сталкивается? Как ему помочь чувствовать себя лучше? Как поддержать его в его целях? Тут приходит на помощь employee journey map — инструмент, через который HR видит, как живет сотрудник в компании, почему он несчастлив, почему уходит, чем его поддержать, как помочь развиться, чувствовать себя счастливым. И, как следствие, создавать большую ценность для себя, клиента и компании.

Фрейдовский «чужой», бахтинский «ты» и сартровский «не я» — словом, поиск другого — основа философии ежегодного Design Thinking Camp. Непривычно гуманистическая идея для мира постиронии и победившего маркетинга. Изменить сервисы и внешний облик окружающих предметов и пространств, руководствуясь эмпатией как главным профессиональным принципом, участники следующего лагеря попробуют 29–30 августа в Софии. Затем команда Design Thinking Camp примет участие в ноябрьской программе IKRA Talks — это образовательная платформа, представляющая синтез универсальных бизнес-дисциплин.

Источник

Оцените статью
Разные способы