Что такое дизайн-менеджмент
Дизайн-менеджмент (design management) — это ориентированный на конечного потребителя подход, который помогает организациям принимать решения по вопросам дизайна, как вовне, так и внутри бизнес-процесса. Он упорядочивает деятельность на всех уровнях создания конкурентного преимущества, с момента полной неопределенности перед стартом проекта вплоть до исполнения конкретных дизайнерских решений.
Дизайн-менеджмент выполняет роль связующего звена между дизайн-мышлением, дизайном, технологией, бренд-менеджментом, маркетингом и корпоративным управлением на внутреннем и внешнем уровне деятельности компании.
Он всегда зависит от организационных процессов и особенностей продукта, в связи с чем выполняет три ключевых функции в качестве интерфейса между дизайн-процессом, организацией и рынком:
- Согласовывает дизайн-стратегию со стратегией бизнеса и бренд-стратегией
- Управляет качеством и согласованностью результатов дизайна
- Повышает потребительские качества (user experience) и отвечает за усиление конкурентоспособности.
Дизайн-менеджмент обеспечивает поддержку управления дизайном с точки зрения его структуры и процесса («делать вещи правильно»), а также с точки зрения эффективности результата («делать правильные вещи»).
Уровни дизайн-менеджмента
Дизайн-менеджмент функционирует на трех уровнях:
- Операционное управление
- Тактическое управление
- Стратегическое управление
Операционное управление связано с отдельными проектами и командами в сфере дизайна. Его целью является достижение задач, поставленных на уровне стратегического управления. Эффективное управление достигается путем измерения качества оперативных результатов управления дизайна. На этом уровне он включает в себя подбор и управление поставщиками дизайн-услуг, контроль над документацией, оценку процессов дизайна и результатов. Оперативное управление осуществляется для достижения конкретных целей в дизайне и может помочь построить бренд путем последовательного создания и внедрения высокого качества дизайн-решений, которые лучше всего соответствуют бренду.
Тактические управление направлено на организацию дизайн-ресурсов и процессов производства готовых решений. Его цель заключается в создании структуры дизайна в компании и в сокращении разрыва между целями, поставленными на уровне стратегического управления, и реализации их на операционном уровне. Включает в себя координацию различных дизайн-проектов и деятельность внутри центрального бизнес-процесса. Определяет, как дизайн организован внутри компании. Отвечает за разработку мероприятий, направленных на развитие дизайн-навыков и компетенций, распределение ролей и обязанностей, разработку инновационных продуктов и концепций сервисов. Итоги тактического управления связаны с формированием структуры дизайна в компании, и выстраиванием внутренних ресурсов и компетенций для реализации проекта.
Стратегическое управление включает в себя создание долгосрочного плана для дизайна внутри компании и определение его роли. Цель стратегического управления заключается в укреплении корпоративного видения, создания связей между дизайном и бизнес-стратегией. Включает в себя создание дизайна, разработку бренда и стратегии продукта. Стратегический дизайн-менеджмент несет ответственность за разработку и внедрение корпоративной стратегии дизайна, которая в свою очередь влияет на видение, миссию и позиционирование дизайна в компании. Это помогает дизайну взаимодействовать с потребностями корпоративного управления и делает акцент на долгосрочные возможности дизайна. Как результат — в сферах применения стратегического управления усиливаются конкурентные преимущества и отличительные черты продукта/компании.
Задачи дизайн-менеджмента
Задачи дизайн-менеджмента могут быть объединены в несколько групп для описания профиля работы сотрудников. Рейчел Купер и Майк Пресс (Cooper and Press, 2005) в своей модели менеджмента выделили пять различных категорий, которые охватывают дизайн и определяют его задачи на стратегическом, тактическом и операционном уровне:
- видение / миссия
- стратегия / определение политики компании
- цели /задачи / результаты
- планирование / распределение ресурсов
- деятельность / контроль / оценка
Авторитет и место дизайн-менеджера в компании прямо влияют на то, что дизайн-менеджер делает в своей ежедневной работе. Герт Коотстра (Gert Kootstra, 2006) различает типы дизайн-менеджмента по их организационным функциям:
Дизайн-менеджмент как линейная функция
Линейная функция дизайн-менеджмента напрямую связана с выполнением «первичных» задач в организационном процессе и может применяться на всех уровнях иерархии дизайн-менеджмента. Основной признак линейной функции дизайн-менеджера — это широкая прямая ответственность за результат.
Распределенная функция дизайн-менеджмента
В этом случае функционал дизайн-менеджера может нести один из сотрудников компании и при этом исполнять роль консультанта для других отделов или работников по вопросам дизайн-менеджмента.
Вспомогательная функция дизайн-менеджмента
Когда дизайн-процесс определен как «вторичный» организационный процесс, дизайн-менеджмент выполняет вспомогательную функцию. Дизайн-менеджер определяется как творческий специалист по управлению производством, бренд-менеджменту, маркетингу, РR и коммуникациям.
Иерархия дизайн-менеджмента
То, в каком объеме, и каким способом дизайн-менеджмент интегрирован в компанию, зависит от степени значимости той роли, которую играет дизайн в компании, а также от её размера, конкурентной позиции и специфики отрасли.
Исследования Датского центра дизайна (DDC), позволившие определить «Датскую Лестницу Дизайна», показывают, как компании интегрируют дизайн в бизнес:
- Без дизайна: компании, которые не используют дизайн (15 % в 2007 году)
- Дизайн как стайлинг: компании, которые используют дизайн для создания стилистических решений (17 % в 2007 году)
- Дизайн как процесс: компании, которые внедряют дизайн в процесс развития (45 % в 2007 году)
- Дизайн как инновация: компании, которые рассматривают дизайн как ключевой элемент стратегии (21 % в 2007 году)
Исследования показали, что компании, которые рассматривали дизайн на самой высокой ступеньке лестницы, непрерывно росли. Также, Датский центр дизайна опубликовал в 2006 году отчет «Оценка значимости дизайна» с результатами, показывающими, что многие компании рассматривают дизайн в качестве вдохновения для инноваций (71 %), в качестве необходимости для роста компании (79 %), и как то, что помогает сделать продукт более удобным для покупателя (71 %).С ростом важности дизайна в компании, значимость дизайн-менеджмента также возрастает.
Автор: студенты и выпускники курса дизайн-менеджмента БВШД, рис. Светлана Черткова
Managing Design by Research: developing a research based design (Rachel Cooper & Mike Press, 2005)
Источник
Дизайн-менеджмент
Дизайн-менеджмент — это такой инструмент бизнеса, ориентированный на рынок и конечного потребителя, который помогает организациям принимать решения по вопросам дизайна, как вовне, так и внутри бизнес-процесса.
Это осознанная деятельность на всех уровнях создания конкурентного преимущества, с момента полной неопределенности перед стартом проекта вплоть до исполнения конкретных дизайнерских решений.
Дизайн-менеджмент выступает в качестве интерфейса между менеджментом и дизайном, и выполняет роль связующего звена между дизайн-мышлением, дизайном, технологией, корпоративным управлением, бренд-менеджментом и управлением маркетингом на внутреннем и внешнем уровне деятельности компании.
Содержание
Широкое определение
Дизайн-менеджмент не ограничен в рамках только лишь дизайн-дисциплины.
В своей книге «Классификация дизайна» (1976), Питер Горб разделил дизайн на три дисциплинарных направления. В каждом из них есть свое место для дизайн-менеджмента:
- Дизайн продукта (например, промышленный, или дизайн упаковки)
- Дизайн информации (например, графический дизайн, брендинг, медиа-дизайн, веб-дизайн)
- Дизайн окружающей среды (например, дизайн интерьера, выставочный дизайн)
Дизайн-менеджмент зависит от организационных процессов и особенностей продукта, в связи с чем, выполняет три ключевых функции в качестве интерфейса между дизайном, организацией и рынком:
- Согласовывает дизайн-стратегию со стратегией бизнеса и бренд-стратегией
- Управляет качеством и согласованностью результатов дизайна всех дисциплинарных направлений
- Повышает потребительские качества (user experience) и усиливает конкурентоспособность
Дизайн-менеджмент обеспечивает поддержку управления дизайном с точки зрения его структуры и дизайн-процесса («делать вещи правильно»), а также с точки зрения эффективности дизайн-результата («делать правильные вещи»).
В зависимости от множества факторов (таких как отрасль, размер компании, конъюнктура рынка и роль дизайна в компании) дизайн-менеджер имеет широкий спектр обязанностей и корпоративных титулов, а также ролей, обязанностей и ответственности.
Термин «дизайн менеджмент» содержит семантическое противоречие и может интерпретироваться двумя различными способами:
- управляющий дизайном
- управление дизайном.
Это понимание исходит из позиционирования дизайн-менеджмента на операционном уровне, а также из относительно нового подхода внедрения дизайн-мышления в бизнес-среду (например, внедрение дизайн-мышления на уровне совета директоров или управления инновациями).
История дизайн-менеджмента в мире и в России
1951 год — чикагский производственник Уолтер Папке (Walter Paepcke)организовал первую конференцию по вопросам дизайна в г. Аспене, штат Колорадо. Аспеновская конференция подняла вопрос взаимодействия бизнеса и дизайна, обсуждалась тема «Дизайн как функция менеджмента».
1965 год — Королевское Общество Искусств (The RoyalSociety of Arts — RSA) на заседании представляет термин «дизайн-менеджмент».
1966 год — RSA организует и проводит первую церемонию вручения наград в области дизайн-менеджмента DesignManagement Awards.
1966 год — выходит в свет книга Майкла Фара (MichaelFarr) о дизайн-менеджменте.
1966 год — президент «IBM» Томас Уотсон младший (Thomas Watson Jr.) на лекции в Whatron Business Schoolутверждает, что «хороший дизайн — значит, хороший бизнес».
1970 год — Марк Окли организует инициативный проект «Управляя дизайном» (Managing Design Initiative by Mark Oakley).
1972 год — Королевское Общество Искусств создает научный департамент исследований в области дизайна.
1972 год — публикация книги Виктора Папанека «Дизайн для реального мира» переворачивает представление о дизайне как о коммерческом инструменте: «Дизайнер является ответственным перед обществом в большей степени, чем перед брифом Клиента».
1973 год — Кнут Юран (Knit Yran) представляет первое руководство по фирменному стилю для Philips.
1975 год — основано некоммерческое партнерство по вопросам управления дизайном Институт Управления Дизайном -Design Management Institute (DMI). Организация была создана в рамках Массачусетского Колледжа Искусств в Бостоне.
1976 год — прошла первая ежегодная Дизайн Конференция DMI.
1979 год — Питер Горб (Piter Gorb), экс-директор центра управления дизайном Лондонской Бизнес Школы (London BusinessSchool), публикует книгу «Дизайн и его применение в менеджменте».
1980-1991 год — Philips разрабатывает систему дизайн-менеджмента на предприятии, которая объединяет дизайн, производство и маркетинг в одну структуру.
1984 год — Британский Совет по Дизайну совместно с Министерством Торговли и Промышленности спонсируют создание отчета с рекомендациями для бизнеса по эффективному использованию дизайна.
1984 год — появился персональный компьютер Apple Mac, который сделал первый интерфейс, ориентированный на понимание и интуицию пользователя.
1986 год — в Великобритании основана Ассоциация Дизайна и Бизнеса (Design and Business Association).
1989 год — опубликован первый номер ежеквартального издания по дизайн-менеджменту Design Management Review (в рамках DMI).
1990 год — публикуются Design Management: a Handbook of Issues and Methods (ed. by Mark Oakley) и Design Management: Papers From the London Business School (ed. by Peter Gorb).
1994 год — публикация системы Британских стандартов поуправлению дизайном в сфере услуг British Standard BS 7000 Part 3: Guide to Managing Service Design.
1996 год — опубликован стандарт в области управления дизайном в строительстве — BS 7000-4:1996 Design managementsystems. Guide to managing design in construction.
1997 год — DMI открывает первую европейскую конференцию по дизайн-менеджменту.
1997 год — появился стандарт управления дизайном на производственном предприятии BS 7000-Part 4: Guide tomanaging the design of manufactured products.
2001-2005 год — Британский Совет по Дизайну осуществляет программу поддержки развития дизайна в малом и среднем бизнесе «Дизайн для Бизнеса» (Design for Business).
2004 год — по инициативе новозеландского национального агентства экономического развития стартовал проект Better byDesign, направленный на развитие конкурентоспособности предприятий Новой Зеландии с помощью дизайна.
2005 год — сэр Джордж Кокс, председатель Британского Совета по Дизайну, организует общебританский исследовательский проект по исследованию роли творчества в бизнесе — Cox Review of Creativity in Business.
2006 год — президент Design Management Institute Эрл Пауэлл (Earl Powell) посетил Санкт-Петербургскую Государственную Художественно-Промышленную Академию им А. Л. Штиглица с выступлением о дизайн-менеджменте.
2006 год — проведено первое российское исследование «Роль дизайна в бизнесе: эффективный дизайн»
2009 год — начал работу российский сетевой ресурс по дизайн-менеджменту www.design-management.ru
2009 год — открывается первая в России образовательная программа по дизайн-менеджменту в Британской Высшей Школе Дизайна (Москва), в этом же году по инициативе студентов учрежден День дизайн-менеджера 19 декабря
2010 год — появилось первое российское печатное издание по теме дизайн-менеджмента BLANK design management fanzine
Дизайн-менеджмент в компаниях
То, в каком объеме, и каким способом дизайн-менеджмент интегрирован в компанию, зависит от степени значимости той роли, которую играет дизайн в компании, а также от специфики отрасли, размера компании, и конкурентной позиции.
Исследования Датского центра дизайна (DDC), позволившие определить Датскую Лестницу Дизайна, показывают, как компании интегрируют дизайн в бизнес:
- Без дизайна: компании, которые не используют дизайн (15 % в 2007 году)
- Дизайн как стайлинг: компании, которые используют дизайн для создания стилистических решений (17 % в 2007 году)
- Дизайн как процесс: компании, которые внедряют дизайн в процесс развития (45 % в 2007 году)
- Дизайн как инновация: компании, которые рассматривают дизайн как ключевой элемент стратегии (21 % в 2007 году)
Исследования показали, что компании, которые рассматривали дизайн на самой высокой ступеньке лестницы, непрерывно росли. Также, Датский центр дизайна опубликовал в 2006 году отчет «Оценка значимости дизайна» с результатами, показывающими, что многие компании рассматривают дизайн в качестве вдохновения для инноваций (71 %), в качестве необходимости для роста компании (79 %), и как то, что помогает сделать продукт более удобным для покупателя (71 %).С ростом важности дизайна в компании, значимость дизайн-менеджмента также возрастает.
Уровни дизайн-менеджмента
Дизайн-менеджмент функционирует на трех уровнях:
- Операционный дизайн-менеджмент
- Тактический дизайн-менеджмент
- Стратегический дизайн-менеджмент
Что это такое? Операционный дизайн-менеджмент связан с управлением отдельными проектами и командами по дизайну.
С какой целью? Целью операционного дизайн-менеджмента является достижение задач, поставленных на уровне стратегического управления. Эффективное управление достигается путем измерения качества оперативных результатов управления дизайна.
Что включает в себя? Он включает в себя подбор и управление выполнения дизайна поставщиками, контроль над документацией, оценку процессов дизайна и результатов.
Каковы результаты? Оперативное управление осуществляется для достижения конкретных целей в дизайне. Оно может помочь построить бренд путем последовательного создания и внедрения высокого качества дизайн-решений, которые лучше всего соответствуют бренду.
Какие должности? В зависимости от типа компании и отрасли, в которой она работает, могут быть: операционный дизайн-менеджер, арт-директор.
Что это такое? Тактические управление адресовано организации дизайн-ресурсов и процессов производства дизайна.
С какой целью? Цель заключается в создании структуры дизайна в компании. В сокращении разрыва между целями, поставленными на уровне стратегического управления, и реализации их на операционном уровне.
Что включает в себя? Включает в себя координацию различных дизайн-проектов и деятельность внутри центрального бизнес-процесса. Определяет, как дизайн организован внутри компании. Создание мероприятий, дизайн-навыков и компетенций, распределение ролей и обязанностей, разработка инновационных продуктов и концепций сервисов, а также формирование опыта новых возможностей.
Какие результаты? Подведение итогов тактического управления, связанных с формированием структуры дизайна в компании, выстраивания внутренних ресурсов и компетенций для реализации проекта.
Какие должности? В зависимости от типа компании и отрасли, в которой она работает, могут быть: тактический дизайн-менеджер, директор по дизайну, менеджер по дизайну и инновациям, бренд-менеджер, менеджер по разработке новых продуктов.
Что это такое? Стратегическое управление включает в себя создание стратегического, долгосрочного плана для дизайна и определение его роли в компании.
С какой целью? Цель заключается в поддержке и укреплении корпоративного видения, создания связи между дизайном и бизнес-стратегией. Что включает в себя? Включает в себя создание дизайна, бренда и стратегии продукта, когда дизайн-менеджмент становится центральным элементом в процессе создания бизнес-стратегии компании. Стратегический дизайн-менеджмент несет ответственность за разработку и внедрение корпоративной стратегии дизайна, которая влияет на видение, миссию и позиционирование дизайна в компании. Это помогает дизайну взаимодействовать с потребностями корпоративного управления и делает акцент на долгосрочные возможности дизайна.
Какие результаты? В сферах применения стратегического управления усиливаются конкурентные преимущества и отличительные черты продукта/компании.
Какие должности? В зависимости от типа компании и отрасли, в которой она работает, могут быть: стратегический дизайн-менеджер, директор по дизайну, вице президент по дизайну и инновациям, креативный директор.
Функции дизайн-менеджмента
Дизайн-менеджмент — это не стандартная модель, которая может работать на любом предприятии. Дизайн-менеджмент не имеет четких инструкций и специальных методов, которые априори гарантировали бы успех. Дизайн-менеджерами являются люди с различными обязанностями и опытом работы, работающие в разносторонних областях промышленности, предприятиях разного масштаба, обслуживающие всевозможные целевые аудитории и рынки. Дизайн-менеджмент многогранен настолько, насколько различны области его применения, а также точки зрения на то, «что такое дизайн-менеджмент».
Функция дизайн-менеджмента в организации зависит от его типичных задач, авторитета и существующего опыта.
Задачи дизайн-менеджмента могут быть объединены в несколько групп для описания профиля работы дизайн-менеджера. Купер и Пресс (Cooper and Press, 2005) в своей модели менеджмента выделили пять различных категорий, которые охватывают дизайн. Перед дизайн-менеджерами стоят задачи на стратегическом, тактическом и операционном уровне, которые интегрируют его с:
- видением / миссией
- стратегией / определением политики компании
- целями /задачами / результатами
- планированием / распределением ресурсов
- деятельностью / контролем / оценкой
Авторитет и место дизайн-менеджера в компании прямо влияют на то, что дизайн-менеджер делает в своей ежедневной работе. Коотстра (Kootstra, 2006) различает типы дизайн-менеджмента по их организационным функциям:
Дизайн-менеджмент как линейная функция
Линейная функция дизайн-менеджмента напрямую связана с выполнением «первичных» задач в организационном процессе, может применяться на всех уровнях иерархии дизайн-менеджмента. Основной признак линейной функции дизайн-менеджера — это широкая прямая ответственность за результат.
Распределенная функция дизайн-менеджмента
В этом случае функционал дизайн-менеджера может нести один из сотрудников компании и выполнять роль консультанта для других отделов или работников по вопросам дизайн-менеджмента.
Вспомогательная функция дизайн-менеджмента
Когда дизайн-процесс определен как «вторичный» организационный процесс, дизайн-менеджмент выполняет вспомогательную функцию. Дизайн-менеджер определяется как творческий специалист по управлению производством, бренд-менеджменту, маркетингу, РR и коммуникациям.
Образование в сфере дизайн-менеджмента
Дизайн-менеджмент впервые стали преподавать в бизнес-школах, начиная с обучения дизайну менеджеров в Лондонской школе бизнеса в 1976 г. Первая программа Дизйн-менеджмента в школе дизайна открылась в 1980-ых в Королевском Колледже искусств, университетах DeMontfort, Middlesex, Стаффордшир. Хотя в Великобритании многие из курсов были нежизнеспособны, например курс RSA Вестминстер MBA был закрыт, другие курсы открывались и продолжали работу, такие как Brunel, Salford, и Lancaster. Сегодня дизайн-менеджмент менее распространен в бизнес- университетах, преподавание ведется больше в школах дизайна. BusinessWeek издает каждый год список лучших программ, которые объединяют дизайн-мышление и бизнес-мышление (Design thinking и Business thinking, D-schools 2009 and D-school programs to watch 2009).
Дизайн-менеджмент vs Лидерство в дизайне
В ежедневной практике дизайн-менеджеры часто работают в области дизайн-лидерства. Однако, дизайн-менеджмент и лидерство в дизайне не являются взаимозаменяемыми, но являются взаимозависимыми. Как управление и лидерство, они отличаются по своим целям, способам достижения целей и результатам. Дизайн-лидерство проактивно: оно ведет нас от создания первоначального видения к изменениям, инновациям и реализации творческих решений.
Дизайн-лидерство стимулирует коммуникацию и сотрудничество через мотивацию и энтузиазм, задает уровень амбиций и указывает будущее направление для достижения долгосрочных целей. Напротив, дизайн-менеджмент является реактивным по своему подходу и отвечает на конкретную бизнес-ситуацию, используя определённые навыки, инструменты и методы. Дизайн-менеджмент и дизайн-лидерство являются взаимозависимыми: Дизайн-менеджмент нуждается в лидерстве, чтобы знать, куда двигаться, а дизайн-лидер нуждается в дизайн-менеджменте, чтобы знать, как туда добраться.
Источник