- Дистанционные способы получения образования
- Рост популярности дистанционного образования
- Программы дистанционного образования
- Профессиональная переподготовка
- Повышение квалификации
- Выбираем программу дистанционного образования
- Программы ВУЗов России
- Проблемы дистанционного обучения и способы их решения
- Преимущества и актуальность дистанционного обучения
- Проблемы дистанционного обучения и способы их решения
- Проблема 1: сложности с адаптацией к онлайн-формату
- Проблема 2: низкая компьютерная грамотность
- Проблема 3: технические неполадки
- Проблема 4: незнание основ тайм-менеджмента
- Проблема 5: слабая самомотивация
- Проблема 6: отсутствие социального взаимодействия
Дистанционные способы получения образования
В последнее время дистанционное обучение приобретает все большую популярность, причем как среди молодых людей, так и людей в возрасте. Дистанционное обучение — это такая форма обучение, при которой ученик и учитель могут находиться в противоположных точках мира, но при этом имеют возможность коммуницировать. Для этого используются самые разные современные технологии — чаты и конференции в аудио- и видео форматах при помощи различные устройства, программных и специализированных платформ. Все это позволяет сделать дистанционный курс не только более доступным, но и интересным и понятным за счет интерактивности.
Рост популярности дистанционного образования
Так почему в настоящее время все больше людей предпочитают обучаться по программе онлайн обучение, а не посещать реальные образовательные учреждения? На это есть несколько довольно весомым причин:
- Стоимость дистанционного обучения в режиме онлайн гораздо ниже, чем очного образования;
- Возможность экономить время и ресурсы на образование — в таком режиме нет необходимости переехать в другой город, чтобы учиться в учебном заведении, которое особенно нравится. Да и вообще на дорогу тратиться не надо, так как пройти все курсы и сдать контрольные и проверочные работы можно не покидая дома;
- Интерактивность — к сожалению, далеко не все очные курсы и направления образования перешли на новую систему, которая почти исключает лекции и предоставляет ученикам и студентам больше свободы. Зато дистанционный курс составлен именно по такому принципу — студент читает и учит лишь тот материал, который интерес ему лично. А за счет использования новых технологий, и сам процесс обучения становится гораздо проще и интереснее. Более подробно о перспективах онлайн обучения читайте в этой статье.
Кроме того, не стоит забывать, что если раньше учители и ученики с ограниченными возможностями здоровья не могли существовать в системе образования, то дистанционное образование по любой профессии или повышении квалификационного уровня позволяет им стать полноценными участниками данной системы.
Программы дистанционного образования
Сейчас дистанционный курс представлен самыми различными программами и направлениями, среди которых стоит выделить следующие:
- Дошкольное и школьное образование;
- Среднее профессиональное образование с получением диплома государственного образца;
- Высшее образование основного профиля, то есть первое;
- Второе высшее образование по другому профилю, то есть отличному от первого;
- Профессиональная подготовка, то есть повышение квалификации по уже полученному ранее образованию как средней, так и ранней ступени.
Современная система дистанционного обучения позволяет получить как основное, так и среднее профессиональное или высшее образование в режиме онлайн с получением диплома государственного образца, что делает данное обучение востребованным.
Профессиональная переподготовка
Дистанционный курс по профессиональной переподготовке — это форма обучения ускоренного образования. По идее, получается, что это второе высшее образование, которое можно получить как в режиме онлайн, так и при личном посещении учебного заведения.
Получить второе высшее образование в дистанционном режиме можно почти в любом ВУЗе страны, при этом, в большинстве случаев, поступающему не придется даже сдавать дополнительные вступительные экзамены.
Повышение квалификации
Дистанционный курс по повышению квалификации отличается от профессиональной переподготовки, так как профессиональная переподготовка в режиме дистанционного обучения — это не получение второго высшего образования, а обновление теоретических и практических знаний и умений по тому профилю, который уже изучен человеком. Получается, это не способ, как получить второе высшее, однако и такое образование проходит с получением диплома государственного образца о том, что студент успешно прослушал все курсы и освоил новые тонкости профессии.
Выбираем программу дистанционного образования
Существует немало программ, предоставляющих возможность пройти дистанционный курс:
- Coursera — это бесплатный дистанционный курс, который функционирует на базе Стенфордского университета лучшими профессорами данного учебного заведения. На данный момент это онлайн обучение представлено примерно 200 курсами. Отдельный плюс высшего образования в режиме онлайн с получением диплома мирового уровня Coursera в том, что все обучение и получение диплома происходят бесплатно;
- UMass Boston Open Courseware — также бесплатный ресурс по получению первого или второго высшего образования, а также по повышению квалификации в режиме онлайн обучения, однако у данного дистанционного курса есть существенный минус — на данный момент он не предоставляет никаких видео материалов или в виде презентаций по итогу пройденных лекций;
- Intuit — это российский ресурс, который на данный момент находится в стадии развития, то есть постоянно пополняется новыми материалами, курсами и программами. У его студентов также есть возможность получить высшее образование онлайн бесплатно.
Программы ВУЗов России
Существуют и программы на основе ведущих ВУЗов России, среди них:
- Российский государственный гуманитарный университет. В отличии от дистанционный школ, которые изначально создавались только для такого типа обучения, университеты, на базе которых возникают дистанционные программы обучения, редко предлагают получение бесплатного образования. Например, в РГГУ стоимость получения образования с последующим получением диплома государственного образца начинается от 62 тысяч рублей в год;
- Международная академия бизнеса и управления — также платное обучение от 35 тысяч рублей в год. Курсы и лекции проводят профессоры и преподаватели, приглашенные из МГУ, а также работающие в самой академии;
- Московский социально-экономический институт — от 30 тысяч рублей в год;
- Московский энергетический институт — от 60 тысяч рублей в год.
На данный момент, почти все ВУЗы страны предлагают своим студентам дистанционное получение образование, при этом, конечно, и стоимость такого обучения гораздо ниже, чем очное обучение. К тому же в большинстве случаев студенты дистанционных курсов имеют возможность по своему личному желанию посещать лекции и семинары очной формы обучения.
Дистанционное обучение создавалось как направление образования, в первую очередь, как возможность обучения студентов, которые ограничены физически или психически, однако сейчас такие программы активно используются многими категориями граждан, так как удобно и сравнительно недорого, а в некоторых случаях даже бесплатно.
Источник
Проблемы дистанционного обучения и способы их решения
Учиться можно по-разному: в большой аудитории среди единомышленников, индивидуально с педагогом, дистанционно или даже самостоятельно, освоив специальные приемы из нашей онлайн-программы «Лучшие техники самообразования».
Среди перечисленных способов получения знаний дистанционное обучение занимает особое место. Оно обладает массой преимуществ и является отличной альтернативой классическим урокам, но также имеет свои особенности, которые могут поставить под угрозу успех всей задумки. В статье мы расскажем, почему будущее за дистанционным образованием, с какими проблемами могут столкнуться те, кто выбрал этот способ обучения, и как их преодолеть.
Преимущества и актуальность дистанционного обучения
Дистанционное обучение – это процесс получения знаний, при котором учитель и ученик физически не находятся в одном месте. То есть обучение осуществляется удаленно через Интернет посредством видеозвонков, онлайн-курсов или мобильных приложений.
Международный рынок электронного обучения растет колоссальными темпами: ожидается, что к 2025 году он достигнет отметки в 325 миллиардов долларов. Это вполне объяснимо, поскольку онлайн-обучение рентабельно, удобно и полезно для населения в целом. Одним из его основных преимуществ является то, что оно доступно каждому, цена на обучающие решения имеет тенденцию падать.
Удаленная учеба – идеальное решение не только для студентов, но и для сотрудников, которые хотят повысить квалификацию, а также для тех, кто по разным причинам не может совершать поездки в университет или школу. Возможность получать знания, не выходя из дома, делает процесс обучения комфортным, гибким и менее утомительным, например, потому, что не нужно тратить время на сборы в учебное заведение или преодоление пробок.
Еще одно неочевидное преимущество дистанционного обучения по сравнению с очным – это экологичность. Онлайн-занятия сокращают потребление энергии на 90%, а выбросы углекислого газа – более чем на 85%. Таким образом, электронное обучение является важным элементом борьбы с глобальным изменением климата.
В современном мире онлайн-обучение становится не просто удобством, а необходимостью. Из-за пандемии COVID-19 нахождение в закрытых помещениях группами превратилось в большую проблему, отчего во всем мире возникла потребность в социальном дистанцировании и принудительном карантине. По этой причине дистанционное обучение становится как никогда актуальным и вводится во всех образовательных учреждениях.
Проблемы дистанционного обучения и способы их решения
Необходимость и преимущества электронного обучения неоспоримы. Однако на практике как учащиеся, так и преподаватели сталкиваются с серьезными трудностями, которые мешают успешной учебе. Сейчас мы рассмотрим 6 наиболее распространенных проблем и предложим советы для их решения.
Проблема 1: сложности с адаптацией к онлайн-формату
Переход от традиционных занятий в классе к онлайн-формату делает процесс обучения совершенно другим. Если в обычном классе от учащихся ожидается пассивное слушание и конспектирование, то виртуальные дискуссии, работа с личным кабинетом и материалами в разных мультимедийных форматах требуют действий. Ученикам с «традиционным» складом ума бывает трудно адаптироваться к подобным переменам.
Рекомендации для преподавателей: заранее сообщите ученикам, что следует ожидать от онлайн-формата, объясните, сколько материала им предстоит освоить, каков подход к обучению и сколько времени в среднем займет одно занятие.
Опубликуйте ссылки на ресурсы, где учащиеся могут найти поддержку и снять эмоциональное напряжение, например, такие как горячая линия психологической помощи, сайты с различными медитативными и дыхательными практиками. Призывайте учеников делиться друг с другом советами и стратегиями, которые помогут адаптироваться к дистанционному обучению.
Рекомендации для учащихся: прежде всего, необходимо принять новые обстоятельства с открытым сердцем и разумом. Если вы испытываете сопротивление, признайте его и не вините себя. Помните, что любые перемены вызывают дискомфорт. Во-вторых, акцентируйте внимание на преимуществах электронного обучения: не нужно тратить время и деньги на транспорт, чтобы доехать до места учебы; есть возможность самостоятельно выбирать время для занятий; домашняя среда – менее стрессовая; дистанционное обучение дает возможность овладеть новыми навыками.
Проблема 2: низкая компьютерная грамотность
Отсутствие компьютерной грамотности является серьезной проблемой в современном мире, которая затронула как учащихся, так и преподавателей. Многие до сих пор не умеют работать с персональным компьютером (ПК) и стандартными офисными приложениями типа MS Word и PowerPoint. Даже среди опытных преподавателей и учеников может возникнуть непонимание инструментов дистанционного обучения, таких как образовательные онлайн-платформы, системы видеоконференцсвязи, различные приложения, связанные с общением и просмотром учебных материалов.
Тем не менее технологические навыки являются обязательными для успешного прохождения дистанционного обучения.
Рекомендации для преподавателей: образовательные учреждения должны обеспечить преподавателей и учащихся необходимыми материалами и ресурсами для повышения компьютерной грамотности. Например, можно создать соответствующую библиотеку видеоуроков. Такой ликбез должен быть доступен всегда, а не только в случае форс-мажора.
Если инструменты онлайн-обучения слишком сложны, их никто не захочет использовать, поэтому нужно выбирать мощные, но простые в работе образовательные площадки, которые будут понятны пользователям любого уровня подготовки.
Рекомендации для учащихся: базовые курсы компьютерной грамотности – это всегда хорошая идея. Наличие фундаментальных знаний о работе ПК и приложений даст возможность участвовать в онлайн-занятиях без стресса и потери времени.
Проблема 3: технические неполадки
Технические проблемы часто являются камнем преткновения при онлайн-обучении. Могут возникнуть проблемы совместимости обучающих платформ с операционными системами, браузерами или смартфонами, а низкая скорость Интернет-соединения – привести к пропускам онлайн-занятий или сложностям с загрузкой уроков в видеоформате. Все это усиливает разочарование учащихся и снижает вовлеченность в процесс обучения.
Рекомендации для преподавателей: публикуйте задания и проводите онлайн-занятия на тех образовательных платформах, к которым можно подключиться с разных устройств (компьютера, планшета, смартфона).
Создайте отдельный чат, форум, группу в соцсетях или веб-страницу с простой, исчерпывающей справочной информацией и разделом часто задаваемых вопросов, куда учащиеся могут обращаться в случае возникновения технических неполадок. Определите ответственного консультанта по вопросам технического характера, сделайте отдельный электронный ящик для запросов.
Рекомендации для учащихся: наличие современного компьютера и надежного Интернет-соединения является ключевым моментом при дистанционном обучении. Пользуйтесь услугами провайдера, который может предложить высокую скорость Интернета, а также узнайте телефон его службы технической поддержи, куда можно обращаться в случае сбоев.
Если у вас возникают технические проблемы с онлайн-платформой, на которой проходят занятия, свяжитесь с преподавателем. При появлении сообщений об ошибках делайте снимки экрана. Кроме того, не ждите до последней минуты, чтобы выполнить домашнюю работу. Давайте себе достаточно времени, чтобы из-за технических проблем не пропустить дедлайн.
Проблема 4: незнание основ тайм-менеджмента
Свобода, которую предлагает формат онлайн-обучения, часто усыпляет бдительность и вызывает ложное чувство безграничности времени. Дистанционное образование выдвигает более высокие требования к дисциплине и самоорганизации, чем его офлайн-аналог, хотя понимание этого еще не сформировалось. Неумелое управление временем может привести к серьезному отставанию от учебной программы и вызвать сильный стресс.
Рекомендации для всех: грамотный тайм-менеджмент – необходимый навык для онлайн-обучения. Вот несколько рекомендаций, которые помогут правильно распорядиться временем:
- Установите конкретные часы для занятий. Вместо того чтобы пытаться приспособить онлайн-учебу к своей жизни, сделайте наоборот: организуйте повседневную деятельность вокруг занятий. Создайте фиксированное расписание с временными интервалами, которые строго предназначены для посещения занятий и просмотра онлайн-руководств.
- Составьте список дел на день. Постарайтесь разбить большие задания на более мелкие, чтобы улучшить результаты обучения. Придерживайтесь списка, не забывая делать перерывы на отдых.
- Избегайте отвлекающих факторов. Если вы склонны проводить много времени в соцсетях, заблокируйте их на определенное время при помощи специальных приложений.
- Откажитесь от многозадачности. Она снижает эффективность работы и общую продуктивность. Сосредоточьтесь на выполнении одной задачи за раз, и обязательно начинайте с самой сложной.
Помимо этого существует множество сервисов для планирования, которые позволят установить напоминания для ваших заданий, что очень пригодится в процессе обучения.
Проблема 5: слабая самомотивация
Отсутствие мотивации – общая проблема для всех типов учащихся. Онлайн-формат требует сильной дисциплины и целеустремленности, чтобы самостоятельно выполнять задания, оставаться заинтересованным и добиваться прогресса. Когда учащиеся не окружены одноклассниками и отсутствует физический контроль со стороны педагога, возникает соблазн отложить учебу на потом.
Рекомендации для преподавателей: ставьте перед учащимися конкретные и достижимые цели, чтобы они не чувствовали себя потерянными. В качестве мотивации используйте похвалу и вознаграждение. Например, можно завести виртуальную таблицу и отмечать в ней учеников, которые ответственно подходят к онлайн-обучению, либо в индивидуальном порядке отправлять по электронной почте положительные отзывы с использованием забавных видео, GIF-файлов и изображений.
Иногда даже самые мотивированные и вдохновленные ученики теряют интерес, если не видят энтузиазма учителя, поэтому ваша основная задача – демонстрировать свою страсть к предмету. Вдохновляйте учеников: делайте интересные лекции, устраивайте эмоциональные и увлекательные дискуссии, связывайте материал занятий с реальной жизнью.
Держите связь с родителями: напоминайте, какую работу должен выполнять их ребенок и в какой срок, сообщайте, если он нуждается в их помощи.
Рекомендации для учащихся: если хотите быть мотивированными и успешно справляться с дистанционным обучением, следуйте советам ниже:
- Авторизуйтесь. Входите на обучающую платформу ежедневно, чтобы видеть задания и обсуждения в чате. Общайтесь с педагогами и другими учениками, делитесь мнением, задавайте вопросы и просите помощи, если она нужна.
- Практикуйте позитивный разговор с собой. Повторяйте жизнеутверждающие аффирмации. Со временем они укоренятся в сознании и принесут плоды в виде стабильной уверенности в собственных силах. Помните, успех зависит только от вас.
- Поощряйте себя за выполненную работу. Освоили очередной урок по истории? Написали курсовую на пять? Прекрасно! Отмечайте все, что заставляет вас чувствовать себя победителем. Вознаграждение поддерживает мотивацию.
Запишите свои краткосрочные и долгосрочные цели, обязательно делайте отметки об их выполнении. Расскажите близкому человеку о своих проблемах с мотивацией, попросите поддержки, например, в виде регулярных напоминаний вам об ответственности.
Наша онлайн-программа «Лучшие техники самообразования» также способна решить проблему с мотивацией, поскольку учит правильно ставить цели, справляться с ленью и прокрастинацией. За 5 недель вы узнаете о том, как применять различные техники активизации мышления, чтобы учиться быстрее, эффективнее и с воодушевлением.
Проблема 6: отсутствие социального взаимодействия
Находясь в классе, ученики имеют возможность общаться друг с другом и педагогом напрямую: мгновенно реагировать, делиться опытом, шутить и устанавливать невербальный контакт, укрепляя социальные навыки. Для многих коммуникация с единомышленниками – это важный ритуал, которого они лишаются, переходя на дистанционное обучение. Без компании друзей, шума в классе и личного контакта с педагогом ученики, обучающиеся удаленно, могут чувствовать себя изолированными. Этот психологический фактор негативно влияет на мотивацию и успеваемость.
Рекомендации для преподавателей: чтобы помочь ученикам преодолеть чувство изоляции, создайте блог или групповой чат для общения, а также побуждайте их задавать вопросы, помогать друг другу или дискутировать на заданные темы. Создать чувство общности в онлайн-среде, помогут следующие стратегии:
- Найдите время поговорить с учениками на отвлеченную тему.
- Сделайте общение личным. Обращайтесь к каждому по имени и сохраняйте теплый, дружелюбный тон.
- Организуйте еженедельные видеоконференции, во время которых ученики могут делиться аспектами своей домашней жизни и деятельности.
- Создавайте задания, которые предусматривают работу в паре или группе.
- Ежедневно размещайте на обучающей онлайн-платформе краткое приветственное видеообращение, в котором вы объясняете учебные цели на день.
Покажите своим ученикам, что вы открыты для общения: спросите каждого, чем вы можете ему помочь, расскажите, как сами справляетесь с текущей ситуацией, будьте любезны, оценивая задания.
Рекомендации для учащихся: принимайте активное участие в онлайн-общении с другими учениками, делитесь информацией и мнением. Если вы понимаете, что не можете справиться с чувством одиночества и разобщенности, а делиться своими ощущениями вам сложно, попробуйте творческое самовыражение – это один из самых действенных способов регулировать нервную систему во время стресса: рисуйте, пойте, танцуйте, выплескивая непродуктивные чувства.
Мир меняется. Да, дистанционное обучение сильно отличается от традиционного, что порождает определенные проблемы. Но они преодолимы, нужно лишь перестать сопротивляться новому, изменить отношение к онлайн-формату и приобрести дополнительные технические навыки. Ведь очевидно, что электронное обучение открывает двери для благоприятных возможностей: научиться пользоваться гаджетами не только ради развлечения, стать гибкими, взять ответственность за свои знания в собственные руки, освоить новые стандарты – важнейшие из них.
Друзья, если вы столкнулись с трудностями, верьте, что справитесь с ними. Сосредоточьте внимание на своих целях – это отличный способ не сбиться с пути и достичь желаемого. Успехов!
Источник