Дистанционное обучение способ подчинительной связи

Типы подчинительной связи в словосочетаниях

Основные понятия

  • Словосочетание — это сочетание самостоятельных слов, связанных по смыслу и грамматически.
  • Подчинительная связь — это способ связи слов в словосочетании, когда одно слово главное, а другое — зависимое. От главного к зависимому всегда можно поставить вопрос.

Словосочетание состоит из главного и зависимого слова.

Например: Сергей вовремя сдал свою работу.
Найдем все словосочетания:

  • сдал работу – сдал (кого? что?) работу; сдал – главное слово, работу – зависимое;
  • вовремя сдал – сдал (когда?) вовремя; сдал – главное слово, вовремя – зависимое;
  • свою работу – работу (какую? чью?) свою; работу – главное слово, свою – зависимое.

Остались два слова: Сергей сдал. Это грамматическая основа, оба слова — главные члены предложения, ни одно из них не является главнее другого. Получается, что подлежащее и сказуемое нельзя назвать словосочетанием.

Какие сочетания слов нельзя назвать словосочетанием

  1. Главные члены предложения.
  2. Равноправные сочетания — в предложении это однородные члены (красные и синие, задумался и понял, родные и близкие). Они связаны не подчинительной, а сочинительной (равноправной) связью.
  3. Самостоятельное слово (существительное, прилагательное, местоимение, глагол и другие знаменательные части речи) со служебным словом, чаще это предлог, реже – частица (на тренировку, в рассказе, не согласился, пусть подумает). Между самостоятельным и вспомогательным словом смысловая связь не оформляется вопросом. Нельзя задать вопрос от глагола «согласился» к частице «не» или от существительного «тренировку» к предлогу «на». Такие сочетания необходимы для грамматической связи слов в предложении.
  4. Составные формы слов – будущее время глагола (будет + инфинитив), сравнительная или превосходная степень прилагательных, наречий (более успешный, самый интересный, менее сильно).
  5. Неразделимые лексические единицы – фразеологизмы (ни рыба ни мясо, спустя рукава).

Типы подчинительной связи

Согласование

Согласование — это тип подчинительной связи, при котором форма зависимого слова полностью соответствует форме главного слова. При согласовании главное слово выражено существительным, зависимое — прилагательным, причастием, местоимением, числительным, род число и падеж которых согласуется с родом, числом и падежом главного слова:

  • серьезное испытание: испытание (какое?) серьезное – падеж, род, число совпадают;
  • серьезными испытаниями: испытаниями (какими?) серьезными – падеж, число зависимого слова изменились вслед за изменением падежа и числа главного слова;
  • для серьезных испытаний: для испытаний (каких?) серьезных – очередное изменение падежного окончания.

Сколько бы вы ни изменяли главное слово, зависимое тут же примет форму слова-лидера. Такой тип подчинения называется согласование.

Управление

Управление — это подчинительная связь, при которой главное слово требует, чтобы зависимое при нем стояло в определенном падеже:

  • услышать (инфинитив) друга: услышать (кого?) друга (Вин. п);
  • услышу (я) друга (Вин. п);
  • услышите (вы) друга (Вин. п);
  • услышат (они) друга (Вин. п);
  • услышал бы (условное) друга (Вин. п);
  • услышьте (повелительное) друга (Вин. п).

Спряжение глагола, изменение его наклонений никак не влияют на форму зависимого слова: при глаголе «услышать» существительное «друг» употребляется только в винительном падеже.
Главным словом может быть существительное, но принцип связи тот же:
фигуры из песка – для фигур из песка – о фигурах их песка.

Примыкание

Примыкание — это тип связи, когда между главным и зависимым слово нет грамматической связи, только смысловая. Зависимым словом является неизменяемая часть речи — наречие, деепричастие. Инфинитив (неопределенная форма глагола) и притяжательные местоимения (его, ее, их – отвечают на вопрос чей?), входят в состав словосочетаний, примыкая к главному слову.

  • прыгнул вверх: прыгнул (куда?) вверх; зависимое слово — наречие;
  • стоит облокотившись: стоит (как?) облокотившись; зависимое слово — деепричастие;
  • ударишь сильнее: ударишь (как?) сильнее — сравнительная степень наречия тоже не изменяется;
  • любитель пожаловаться: любитель (какой? чего?) пожаловаться — инфинитив примыкает к главному существительному;
  • распоряжение сверху: распоряжение (какое? откуда?) сверху — неизменяемое наречие;
  • её просьба: просьба (чья?) её — притяжательные местоимения примыкают к главному слову.
Читайте также:  Способ совладания с болезнью лазарус

Трудные случаи

Важно помнить о существовании производных предлогов (образованы от самостоятельных частей речи — в течение, насчет, ввиду), чтобы правильно найти словосочетание и определить тип подчинения. Наречия, которые образованы таким же способом (навек, сначала, вглубь), также могут сбить с толку:

  1. Вышел навстречу машине: вышел (куда?) навстречу машине – управление. Производный предлог «навстречу» можно заменить обычным предлогом «К»: вышел к машине.
  2. Решился прийти на встречу с журналистами: прийти (куда?) на встречу (управление); на встречу (какую?) с журналистами (управление).
  3. Парус растаял в дали океана: растаял (где?) в дали (сущ. с предлогом) — управление, в дали (какой?) океана — управление. Чтобы убедиться, что в предложении существительное с предлогом, а не наречие, можно изменить тип подчинения — в океанской дали (согласование).
  4. Вдали показался велосипедист: показался (где?) вдали (наречие) — примыкание.
  5. Мы поговорим с тобой после: поговорим (когда?) после (наречие) — примыкание.
  6. Поговорим после собрания: поговорим (когда?) после собрания (сущ. с предлогом) — управление.

Источник

Урок Виды подчинительной связи в словосочетании

План урока в 7 классе «Виды подчинительной связи в словосочетании»

Перед разминкой предлагаю вам видеофрагмент.

Сегодня на уроке мы продолжим изучение интересной и важной темы, знание которой поможет сделать вашу речь грамотной и красивой, а так же поможет выполнить задание 4 из экзаменационной работы в 11 классе.

На предыдущих уроках у нас проходил конкурс на самый интересный текст с использованием слов из нашего орфоэпического словарика. Я выбрала один лучших текстов и приглашаю ____________ прочитать свой текст. А все остальные следят, чтобы не было допущено ни одной ошибки.

Тема урока, постановка целей.

— Попробуйте сами определить тему урока, прочитав слова:

Слайд 1. Крепкое рукопожатие, взять за руку, держать крепко, малиновое варенье, варенье из малины, быстро приготовить

Ученики определяют тему – «Словосочетание».

Слайд 2. В качестве эпиграфа к уроку, хочется обратиться к словам А.С. Пушкина:

«. Язык неистощим в соединении слов».

Почему именно эти слова я взяла эпиграфом к уроку? Как вы их понимаете?

Чтобы успешно усвоить материал этого урока, необходимо знать, что такое словосочетание; чем сочинительные словосочетания отличаются от подчинительных, иметь представление о том, что такое грамматическое значение.

Итак, обобщим имеющиеся знания.

Перед вами таблица «Знаю — хочу знать – узнал». Запишите в первую графу «ЗНАЮ» все, что вы знаете о словосочетании.

Читайте также:  Способы формирования песочного теста

2. Работаем в паре. Зачитайте однокласснику, сидящему рядом, все, что записали. Если есть разногласия – через обсуждение придите к единому мнению или приготовьтесь вынести спорное положение на обсуждение с классом.

3. Проверка работы с таблицой «Знаю – Хочу знать – Узнал».

Ученики по очереди озвучивают свои записи, не повторяя предыдущих ответов. Все разногласия, возникшие в парной работе, снимаются при общем обсуждении. ПРОГОВОРИТЬ.

1. Словосочетание – два или несколько самостоятельных слов, объединенных по смыслу и грамматически.

2. Словосочетание состоит из главного слова и зависимого.

3. В языке выделяется три общих типа словосочетаний по морфологическим свойствам главного слова: глагольные, именные, наречные.

4. Связь в словосочетании – подчинительная.

Учитель: Откуда у вас сведения о словосочетании?

-Прочитал в учебнике, книге.

-Слышал раньше от учителя.

-Узнал от одноклассника и др.

Учитель: Таким образом, источниками нашей информации стали: книги, рассказы взрослых.

Катя подготовила для вас небольшую историческую справку о словосочетании.

Как в «Российской грамматике» М.В. Ломоносов раскрывает тему «Словосочетание».

Изучение словосочетаний имеет большую историю. Так ещё в первом синтаксисе АпполОнияДИскола ставилась задача уразуметь, как из отдельных слов образуются предложения. АпполОнийДИскол называет принцип сочетаемости слов – семантика. Российская грамматика» впервые была опубликована в 1757 году. «Российская грамматика» состоит из шести «наставлений», в которых Ломоносов излагает свои взгляды на теорию; историю языка; описывает учение о частях речи, называя их «частями человеческого голоса»; учение о звуках русской речи; синтаксис словосочетания. Главным объектом синтаксиса считает словосочетание Ломоносов, называл их «сочинения слов» (в значении соединения).

Итак, мы проверили знания, полученные на прошлых уроках. Теперь нужно заполнить колонку «Хочу знать». Поэтому приступим к следующему заданию.

4. Прием объединения в блоки. Теперь поработаем в группах по 4 человека.

В вашем рабочем листе это 1 задание.

Слайд 4. Обсудите в группе данные словосочетания. Определите части речи слов в словосочетании, запишите их, объединив их в блоки. Время на выполнение – 3 минуты. (ПО КАКОМУ ПРИНЦИПУ БУДЕТЕ ДЕЛИТЬ?ПО ГЛАВНОМУ СЛОВУ)

Крепкое рукопожатие, взять за руку, держать крепко, малиновое варенье, варенье из малины, не слишком поздно.

— По каким признакам можно было объединить словосочетания?

Теперь давайте составим кластер. Как называются словосочетания с главным словом существительным? Глаголом? Наречием?

Виды словосочетаний по главному слову: именные, глагольные, наречные

А можно было разделить по зависимому слову? Можно. Разделите

по зависимому слову :

Проверим, что у вас получилось.

— Как вы думаете, над каким вариантом объединения в блоки мы будем работать? Какой вариант нам менее знаком?

(Объединение по первому варианту уже знакомо: на прошлом уроке знакомились с типами словосочетаний по главному слову. В первом варианте в первом блоке – глагольные словосочетания, во втором – именные, в третьем — наречные. Объединение по зависимому слову незнакомо.)

— Словосочетания в блоках второго варианта – объект нашего изучения.

— С типами таких связей мы и познакомимся сегодня на уроке.

— Внимательно посмотрите на группы. На какие вопросы будем искать ответы? Сформулируем вопросы и запишем их в колонку «Хочу знать».

1. Словосочетание – два или несколько самостоятельных слов, объединенных по смыслу и грамматически.

Читайте также:  Централизованный способ снабжения что это

2. Словосочетание состоит из главного слова и зависимого.

3. В языке выделяется три общих типа словосочетаний по морфологическим свойствам главного слова: глагольные, именные, наречные.

4. Связь в словосочетании – подчинительная.

1. Как называется связь с зависимым словом – существительным?

2. Как называется связь с зависимым словом – прилагательным?

3. Как называется связь с зависимым словом – наречием?

Давайте попробуем сформулировать тему урока. Запишите ее на рабочих листах.

«Виды подчинительной связи в словосочетании»
— Предположите, каких целей должны достигнуть на уроке . Проводится целеполагание.

III. Стадия осмысления.

— Переходим к главному источнику информации. Он поможет нам ответить на вопросы, подтвердить или опровергнуть уже имеющиеся у нас сведения, расширить категории информации. Наш главный источник – текст § 4.

1. Самостоятельно познакомьтесь с теоретическим материалом.

Прочитайте материал § 4 на стр. 277-278.

Сделайте пометки на полях:

«+» — если считаете, что это вам известно;

«-» — если считаете, что это противоречит тем знаниям, которые у вас есть;

«!» — если то, что прочитали, является новым;

«?» — если то, что прочитали, оказалось непонятным и требует разъяснений.

Вопросы к классу:

1. Что из того, что вы прочитали, было уже знакомо?

2. Какую новую информацию вы получили?

3. Что вызвало сомнения или с чем вы были не согласны?

2. Прием Таблица «Знаю – хочу знать — узнал».

Теперь запишите ответы в колонку «Узнал», обсуждая узнанное в паре.

Проверка колонки «Узнал».

В ходе чтения параграфа таблица заполняется так:

Читаем 1 пункт, записываем

1. Словосочетание – два или несколько самостоятельных слов, объеди-ненных по смыслу и грамматически.

2. Словосочетание состоит из главного слова и зависимого.

3. В языке выделяется три общих типа словосочетаний по морфологическим свойствам главного слова: глагольные, именные, наречные.

4. Связь в словосочетании – подчинительная.

1. Как называется связь с зависимым словом – существительным?

2. Как называется связь с зависимым словом – прилагательным?

3. Как называется связь с зависимым словом – наречием?

Управление (такая связь, при которой зависимое слово имя существительное и все слова с признаками существительного).

Согласование (связь, при которой зависимое слово — имя прилагательное и все слова с признаками прилагательного).

Примыкание (связь, при которой зависимое слово – наречие, деепричастие, неопределенная форма глагола).

— Как вы думаете, почему так называются виды связи?

( Согласование – так как главное и зависимое слова согласуются в роде, числе, падеже; управление – так как главное слово «управляет» зависимым, требует от него постановки в определенной форме; примыкание – зависимое слово грамматически не зависит от главного, словно просто «примыкает», присоединяется.)

Вклейте таблички, в которых мы работали в тетрадь по теории.

А теперь на несколько минут перенесемся в Театр пантомимы. Вставайте! Я предлагаю вам ребята поработать в парах. Одна пара показывает тип связи, а другая должна его отгадать.

Как здорово! Молодцы!

3. Пришло время закрепить полученные знания!

Пользуясь алгоритмом, необходимо определите способ подчинительной связи в словосочетаниях. В ваших рабочих листах это второе задание.

Алгоритм определения
способов связи в словосочетании

Источник

Оцените статью
Разные способы