V Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум — 2013
ПРОБЛЕМЫ СОЦИАЛИЗАЦИИ ЛИЧНОСТИ В УСЛОВИЯХ ДИСТАНЦИОННОГО ОБРАЗОВАНИЯ
В 1969г. в Великобритании был открыт первый в мире университет дистанционного образования – Открытый Университет Великобритании. Другие известные университеты с программами дистанционного обучения за рубежом: University of South Africa,1946. Fern Universität in Hagen(Германия, 1974). Национальный технологический университет (США, 1984)(программы ДО по инженерным специальностям), Открытый университет Хаген (Германия), INTEC-колледж Кейптауна (ЮАР), Испанский национальный университет дистанционного обучения, Открытая школа бизнеса Британского открытого университета. В 1988 был реализован Советско-американский проект «Школьная электронная почта». Пионерами спутниковых технологий дистанционного обучения в 1990-х стали Международная ассоциация «Знание» и ее коллективный член Современная гуманитарная академия. В 1997 году Минобрнауки России запустило эксперимент, доказавший, что дистанционное образование имеет право на существование. Вследствие чего, за период проведения данного эксперимента, были организованы 588 учебных центров. В мире уже к 2005 году численность студентов, обучающихся по программам открытого дистанционного образования, составила — 100 миллионов человек — что превысило количество «традиционных» студентов (97 миллионов).
Сегодня практически каждый отечественный ВУЗ готов предоставить своим учащимся такую возможность. Но до «золотого века» пока далеко: дистанционное обучение (ДО) все еще не имеет прочной законодательной базы, каналы связи оставляют желать лучшего, методические и учебные пособия имеют разный формат, что затрудняет их использование: Хотя есть и положительные моменты. Например, образовательное сообщество России научилось относиться к дистанционному обучению терпимее. Таков, по мнению председателя комиссии Минобразования РФ по анализу результатов эксперимента в области дистанционного обучения, ректора МГТУ им.Н.Э.Баумана Игоря Федорова, главный итог пятилетней работы профессионалов.
На важный вопрос о том, насколько котируются такие кадры, на сайте МГИМО ответила ведущий консультант рекрутингового агентства Penny Lane Personnel Ольга Мусейчук. Она говорит, что диплом соискателя, полученный в результате дистанционного обучения, в ее практике оценивался работодателями не самым лучшим образом, уступая место дипломам классических вузов. Все-таки качественные знания требуют применения на практике, тем самым влияя на профессиональный уровень кандидата.
В 2013 году получить высшее образование дистанционно можно почти во всех столичных вузах. МГУ им. М. В. Ломоносова предлагает дистанционные программы факультетов, школ, институтов. В РГСУ ради дистанционного обучения было создано специальное подразделение — Электронный федеральный социальный университет Российского государственного социального университета (ЭФСУ). Центр компьютерного обучения «Специалист» при МГТУ им. Н. Э. Баумана совместно с Bauman Computer Training Company, Inc. (США) обучает слушателей в дистанционном режиме. Сейчас все российские ВУЗы так или иначе вовлечены в этот процесс. В России не разрешено защищать дипломные работы для получения высшего образования удаленно, вне лицензированного здания,— например, посредством видеоконференции. Данная практика разрешена только в СГА (Современная гуманитарная академия) — и пока только для заключенных. За данное нововведение академия даже получила награду ФСИН и признание Международной ассоциации по обучению в тюрьмах.
Несомненно, большой плюс, что дистанционное обучение дает возможность получить образование каждому, в том числе и людям с ограниченными возможностями по состоянию здоровья; людям, которые находятся в местах лишения свободы; дополнительное образование людям, которые хотят повысить квалификацию или получить второе высшее образование. У каждой категории граждан есть сильная мотивация к обучению, а она необходима, т.к. практически весь учебный материал студент-дистанционник осваивает самостоятельно. Это требует осознанности, развитой силы воли, ответственности и самоконтроля.
Другое дело, когда юноша или девушка, только что окончивший школу, здоровый и имеющий возможность обучаться по очной форме закрывается от внешнего мира и начинает обучаться дистанционно, то он пропускает важную ступень концептуальной социализации личности, которая предполагает:
— выработку устойчивых свойств личности;
— активное профессиональное обучение;
— жизненное самоопределение в вопросах: Каким хочу быть? Кем хочу быть? (Нахождение своего «Я»);
— развитие временной перспективы – планы на будущее.
Процесс социализации предполагает усвоение индивидом социального опыта путем вхождения в социальную среду, систему социальных связей и активное воспроизведение этих связей. То есть человек не только адаптируется к условиям социума, элементам культуры, нормам, которые формируются на различных уровнях жизнедеятельности общества, но и превращает их в собственные ценности, ориентации, установки. Человек присоединяется к той или иной группе зачастую именно ради того, чтобы стать ее частью, понять чувства «Мы» и чувства «Я» среди «Мы», что избавляет от одиночества, дает ощущение силы и уверенности, побуждает к влиянию на социальную жизнь в группе в процессе межличностных контактов, способствует приобретению индивидуального опыта.
При дистанционном обучении личный контакт учащихся друг с другом и с преподавателями минимален, а то и вовсе отсутствует. Такая форма обучения не подходит для развития коммуникабельности, уверенности, навыков работы в команде. Кроме того, обучение по специальностям, предполагающее большое количество практических занятий, дистанционно затруднено. Даже самые современные тренажеры не заменят будущим медикам или учителям «живой» практики. Известный американский психолог Э. Эриксон показал тесную взаимосвязь развития личности и характера социальной среды. Им было введено понятие «групповая идентичность». Ребенок с момента рождения ориентирован на включение в определенную социальную группу и начинает воспринимать окружающую действительность так, как ее воспринимает социальная группа. Стадия молодости характеризуется поиском спутника жизни, укреплением сотрудничества с социальным окружением, связи со своей социальной группой, создание семьи. Происходит смешение своей идентичности с идентичностью социального окружения без страха потерять свое «Я». Интересные идеи по проблеме социализации личности высказывает и Д. Б. Эльконин, подчеркивая, что ребенок на всем протяжении своего развития – существо социальное, то есть член общества и связан с обществом самыми тесными узами. Вне этих связей он существовать не может. Наш соотечественник И. С. Кон, определяет данный процесс как «усвоение индивидом социального опыта, в ходе которого создается конкретная личность». По мнению ученого, «социализация» есть не что иное, как усвоение индивидом определенной системы знаний, норм и ценностей, позволяющих ему функционировать в качестве полноправного члена общества. Обучаясь дистанционно, человек «проходит мимо» этой важной ступени своего развития. Велика вероятность того, что человек навсегда зависнет в своем виртуальном мире и не найдет своего собственного « Я «. Мы получаем новое поколение людей, которые абсолютно некоммуникабельны, затрудняются доказывать и аргументировать свои взгляды (как мы помним «в споре рождается истина»), не уверены в себе, доходит до того, что люди не могут оказать друг другу помощь, смеются над промахами других и т.п.
Дистанционное образование берет начало в Великобритании, Германии, США. Мы должны учитывать, что Западный и Восточный менталитет сильно различаются. В каждой европейской семье, когда ребенку исполняется 18 лет, родители отправляют его в «свободное плевание». В российских семьях заведено так, что ребенок живет с родителями пока «не встанет на ноги». Родители его полностью материально обеспечивают, а потом еще и внуков. Соответственно, за образование тоже платят родители. Мне часто в университете приходится слышать от сверстников, мол, за обучение заплачено, значит худо, бедно до диплома дотяну, а какие оценки я получу не важно. Непроизвольно возникают мысли о том, что образование становится услугой, которую можно просто приобрести.
В 2012 году на Паралимпиаде в Лондоне 21-летняя пловчиха Оксана Савченко добилась пяти золотых медалей, Олеся Владыкина стала чемпионкой в заплыве на 100 метров брассом, сборная России по футболу заняла 1 место и еще немало других наград завоевала наша страна на этих соревнованиях. Это еще раз доказательство тому, что люди тянуться быть в обществе, быть реализованными, добиваться высоких результатов т.е. быть активным участником социальной жизни.
Конечно, полностью отказаться от дистанционного образования нельзя. Оно дешевле очного и заочного форм образования, у студентов есть возможность читать материал в удобное время, в любом месте, где есть доступ к интернету, перечитывать несколько раз, студент сам выбирает темп обучения. Все эти факторы делают доступным высшее образование людям с ограниченными возможностями по состоянию здоровья, людям, которые хотят повысить квалификацию или получить второе высшее образование.
Но для здоровых молодых людей, которые только окончили школу, дистанционное образование кажется очень доступным, легким, дешевым способом получения высшего образования, но на самом деле человек может зависнуть в своем маленьком виртуальном мире навсегда и оказаться в полном одиночестве.
В России существует ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН от 28.02.2012 N 11-ФЗ «О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В ЗАКОН РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ «ОБ ОБРАЗОВАНИИ» В ЧАСТИ ПРИМЕНЕНИЯ ЭЛЕКТРОННОГО ОБУЧЕНИЯ, ДИСТАНЦИОННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ», который принят ГД ФС РФ 14.02.2012. В нем написано, что дистанционное образование может быть как очным так и заочным. В Казахстане, например, кроме утвержденных законом известных форм получения знаний (очной, очно-заочной, заочной), утвердили для своей страны еще одну — дистанционную. Прописали для нее соответствующие нормативы: и по площадям, и по преподавателям, и по процедуре получения диплома.
На наш взгляд, дистанционное образование не должно стоять на одной ступени с очной формой обучения. Скорее всего, дистанционное образование должно быть рекомендовано людям, у которых нет возможности обучаться «традиционно» и не должно выступать в роли основного.
В настоящее время вопросы о том, какой уровень профессиональности будет у специалистов с дипломом ДО, какими личностными качествами будут обладать данные выпускники, найдут ли они свое место в обществе (т.е. смогут ли они успешно адаптироваться в нем), как будет осуществляться карьерный рост таких специалистов, остаются открытыми.
1 Рубинштейн С.Л. Самосознание личности и ее жизненный путь// Психология личности. Тексты / Под ред. Ю.Б.Гнппенрейтер. А.А.Пузырея. М..1982.
2 Д. Б. Эльконин. Некоторые вопросы диагностики психического развития./ Диагностика учебной деятельности и интеллектуального развития. М., 1981.
3 Электронный ресурс:
4 Кон И. С. Ребёнок и общество. — М.: Академия, 2003.
Источник
Дистанционное обучение как средство социализации детей-инвалидов
статья по теме
Представленная тема является актуальной в системе инклюзивного образования. В регионе работает инновационная площадка для реализации дистанционного образования детей с ВОЗ. Ребята, включенные в эту программу, успешно социализируются в обществе, сдают ЕГЭ, принимают участие в конкурсах.Представленная тема является актуальной в системе инклюзивного образования. В регионе работает инновационная площадка для реализации дистанционного образования детей с ВОЗ. Ребята, включенные в эту программу, успешно социализируются в обществе, сдают ЕГЭ, принимают участие в конкурсах.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vystuplenie.doc | 53 КБ |
Предварительный просмотр:
Дистанционное обучение как средство социализации детей-инвалидов
Во всех странах мира и любой группе общества есть дети с ОВЗ, они составляют значительную часть нашего общества и их число продолжает увеличиваться. Ребенок с ограниченными возможностями здоровья наравне с другими должен получать образование и развиваться. На протяжении последних лет в системах образования различных стран проводятся работы по внедрению в практику технологий дистанционного, открытого образования, режимов удаленного обучения на расстоянии. В настоящее время в рамках реализации программы приоритетного национального проекта «Образование» на 2009-2012 годы — «Развитие дистанционного образования детей-инвалидов», с 2009 года на базе ИРОСО открыт Центр дистанционного образования детей с ограниченными возможностями .
Дистанционные технологии обучения (образовательного процесса) представляют собой совокупность методов, средств обучения и администрирования учебных процедур, обеспечивающих проведение учебного процесса на расстоянии на основе использования современных информационных и телекоммуникационных технологий.
Использование дистанционных технологий предполагает специальную организацию образовательного процесса, базирующуюся на принципе самостоятельного обучения. Среда обучения характеризуется тем, что учащиеся в основном, а часто и совсем, отдалены от преподавателя в пространстве и (или) во времени, в то же время они имеют возможность в любой момент поддерживать диалог с помощью средств телекоммуникации.
Дистанционное обучение использует современные интерактивные информационные технологии: модульные, сетевые, кейс-технологии. В настоящее время все большую популярность завоевывает дистанционное обучение на базе Интернет-технологий. Телекоммуникационная среда Интернет обладает рядом специфических особенностей (открытость, доступность, вариативность, интерактивность и т.д.), которые необходимо учитывать при проектировании, создании и проведении дистанционных учебных курсов.
Инновационная площадка по внедрению дистанционной формы обучения детей с ВОЗ работает с 2012 года. Уже несколько выпускников успешно окончили школу и продолжают обучение в колледжах. Опыт организации дистанционного обучения в нашей школе показывает успешность этой идеи.
Во-первых, предоставляется возможность выстроить индивидуальную траекторию продвижения для каждого ребенка за счет возможности выбора уровня и вида представления материала в зависимости от особенностей и индивидуального развития, организовать самостоятельное продвижение по темам курса успевающему ребенку и возможность возврата к запущенному материалу отстающему ребенку.
Возможная нерегулярность посещения учебных занятий в массовой или специализированной школе, связанная с ограничением передвижения, заменяется обучением в удобное и подходящее для ребенка время.
Во-вторых, появляется возможность организовать щадящий режим обучения, сокращая количество часов учебной нагрузки, нормируя количество времени, проводимого за компьютером, многократно возвращаясь к изучаемому материалу при необходимости.
В-третьих, дистанционные технологии в определенной степени разрешают основную проблему «особых» детей, которая заключается в недостатке общения с другими людьми и, в особенности, со сверстниками. Несмотря на физическую удаленность субъектов обучения друг от друга, существует реальная возможность взаимного общения детей в рамках курсовых и тематических совместных занятий как по вертикали (педагог — обучающийся), так и по горизонтали (между обучающимися, в режиме электронной почты, конференций, чата, виртуальных семинаров и т.п.).
Отличительной чертой дистанционного обучения детей с особыми потребностями является замена личностного, непосредственного взаимодействия c педагогом различными средствами опосредованной учебной коммуникации, предполагающей активное взаимодействие и реализуемой с помощью разнообразных электронно-коммуникативных систем: прямое диалоговое общение в режиме форума, чата, проведение общегрупповых занятий в режиме виртуальный класс, использование «интерактивной доски», консультирование в режиме on-line.
В-четвертых, у ребенка, обучающегося дистанционно, расширяются возможности пользования электронными библиотеками, информационными фондами, каналами и увеличиваются способы доступа к ним. Следовательно, расширяется информационно-познавательное поле ребенка, позволяющее поддерживать его мотивацию, интерес и интеллектуальное развитие.
В-пятых, дистанционные технологии ориентированы на использование различных форм самостоятельного обучения. Переход к обучению, где инициативной стороной является не только преподаватель, но и, прежде всего, сам учащийся, ведет к разрушению образовательных стереотипов и к тому, что сам обучающийся может выбирать как формы, так и способы обучения, время и формы взаимодействия с преподавателем. Развитие навыков самостоятельного обучения расширяет возможности ребенка и может в дальнейшем обусловить его профессиональные интересы.
В-шестых, повышается эффективность (скорости, полноты и, главное, объективности) проверки деятельности обучаемых и контроля усвоения благодаря легкореализуемым в сетях различным формам проверки.
При организации дистанционного обучения детей с особыми потребностями возникают и определенные трудности: ограничение возможности развития творческих способностей детей; ограничение информационных и иллюстративных возможностей педагога в учебном процессе; ограничение непосредственного эмоционального влияния педагога на ребенка с целью поддержки его интереса и учебной мотивации; вопросы технического и методического обеспечения процесса обучения. Кроме того, обучая «особых» детей, необходимо учесть трудности каждого отдельно взятого ребенка. Трудности, которые испытывают дети с ограниченными возможностями в процессе обучения, могут быть обусловлены как недостатками внимания, эмоционально-волевой регуляции, самоконтроля, низким уровнем учебной мотивации и общей познавательной пассивности (т.е. слабостью регуляционных компонентов учебно-познавательной деятельности), так и недоразвитием отдельных психических процессов — восприятия, памяти, мышления, недостатками речи, нарушениями моторики в виде недостаточной координации движений, двигательной расторможенностью, низкой работоспособностью, ограниченным запасом знаний и представлений об окружающем мире, несформированностью операционных компонентов учебно-познавательной деятельности.
Основная нагрузка при разработке дистанционных курсов по предметам ложится на педагога, который должен учесть все особенности обучающихся детей и с помощью тщательно продуманных методов обучения включать в познавательную деятельность разные психические структуры обучающегося, разные уровни его активности. Естественно, требуется усилить психологическую компоненту учебных дистанционных курсов. Очевидно, что дистанционное обучение предоставляет большие возможности для детей с особыми потребностями. Благодаря достаточно развитым техническим возможностям современных компьютеров, а также программного обеспечения, позволяющим, к примеру, вводить информацию с голоса, в дистанционное обучение могут быть вовлечены разные категории детей-инвалидов, и не только с проблемами опорно-двигательного аппарата.
Помимо этого, не менее важной целью является обеспечить его культурное развитие, социализацию, развивать творческие способности и навыки самостоятельной деятельности.
Образовательная среда должна быть нацелена не только на образовательные цели, сколько на то, чтобы каждый ребенок с ограниченными возможностями нашел оптимальный для себя способ успешно адаптироваться в жизни. Для решения этих задач необходимо выстроить такую систему организации дистанционного обучения, основополагающими характеристиками которой являются:
— комплекс медико-психолого-педагогических условий, необходимых для эффективного дистанционного обучения детей с ограниченными возможностями
— непрерывное психолого-педагогическое сопровождение дистанционных учебных курсов и процесса обучения ребенка: использование методик психодиагностики, позволяющих выявлять индивидуальные особенности ребенка, отслеживать динамику его развития, вырабатывать рекомендации для педагогов и родителей, связанных с обучением, воспитанием и реабилитацией ребенка;
— возможность сочетания традиционных и дистанционной форм обучения, когда отдельные курсы или их фрагменты можно изучать с использованием дистанционных технологий, а другие — по традиционной форме в рамках школы общего типа, специального или надомного обучения;
— выделение интегральных характеристик обучающегося с помощью дистанционных технологий: показатели умственного развития, модальности восприятия информации, темперамент, личностные качества;
— разработка и осуществление социальной программы работы с семьей, обязательное включение родителей в процесс обучения ребенка, выработка совместной политики общения и социального включения ребенка с ограниченными возможностями;
— интеграция деятельности специалистов, работающих в системе дистанционного обучения детей с ограниченными возможностями (методические советы, обучающие курсы, повышение квалификации, стажировки, мастер-классы и т.п.).
При таком раскладе дистанционное обучение детей с ограниченными возможностями представляется в качестве основы новой парадигмы образовательного процесса, ибо в центре его становятся не содержание учебного материала, предметы, формы и методы обучения, а именно личность обучающегося, его индивидуальность, самореализация в учебном процессе. Подобный личностный подход связан и с индивидуализацией обучения, поскольку предполагает учет личностных, психофизиологических и когнитивных особенностей, ценностей и индивидуальных потребностей каждого ребенка.
Таким образом, дидактические свойства и функции сетевых телекоммуникаций, а также ряд преимуществ дистанционного над традиционными формами обучения подтверждают целесообразность вовлечения особых детей в обучение дистанционными технологиями с целью оказания помощи в получении ими полноценного образования и успешной социальной адаптации.
Источник