Диссимиляция по способу образования это

К ак звуки уживаются друг с другом (часть 1)

Чтобы взаимодействовать и находить общий язык, людям приходится идти на уступки, подстраиваться друг под друга. Звуки в этом плане мало от них отличаются. Погружаемся в «психологию» жителей квадратных скобок, изучаем типы отношений между ними и разбираемся, почему изолированный звук и звук в слове или фразе — иногда совершенно разные звуки.

Фонетические законы русского языка часто напоминают правила, которым подчиняется поведение людей в обществе. Например, звуки тоже умеют подражать другим звукам или полностью «копировать их манеру поведения». То есть звук может уподобляться другому по одному или нескольким общим признакам. Это явление называется ассимиляцией. Оно возможно между гласными или между согласными, но не между гласным и согласным, поскольку у них общих признаков нет.

Чтобы взаимодействовать и находить общий язык, людям приходится идти на уступки, подстраиваться друг под друга. Звуки в этом плане мало от них отличаются. Погружаемся в «психологию» жителей квадратных скобок, изучаем типы отношений между ними и разбираемся, почему изолированный звук и звук в слове или фразе — иногда совершенно разные звуки.

Фонетические законы русского языка часто напоминают правила, которым подчиняется поведение людей в обществе. Например, звуки тоже умеют подражать другим звукам или полностью «копировать их манеру поведения». То есть звук может уподобляться другому по одному или нескольким общим признакам. Это явление называется ассимиляцией. Оно возможно между гласными или между согласными, но не между гласным и согласным, поскольку у них общих признаков нет.

Для согласных характерна ассимиляция:

    по звонкости/глухости: в слове «просьба» на месте [с’], которое можно услышать в однокоренном слове «просить», мы произносим [з’], поскольку следом идёт звонкий [б], а слово «вход» начинается с глухого [ф] — в этом «виноват» стоящий далее [х];

по твёрдости/мягкости: в слове «стелька» [с] смягчается под действием [т’].

Зубные согласные могут полностью уподобляться соседним шипящим в результате ассимиляции по месту образования: без шума — бе[шш]ума, от чего — о[ч’ч’]его. «Подражание» по способу образования чаще встречается в диалектной речи, когда, например, в слове «медный» смычный [д] под влиянием «соседа справа» превращается в носовой [н].

Гласные тоже могут уподобляться друг другу по всем характерным для них признакам: по ряду, подъёму и огублению (лабиализации). В современном русском языке чаще можно встретить ассимиляцию третьего типа, но она характерна для разговорной речи (в слове «покупать» в первом слоге нередко произносится звук, близкий к [у], и происходит это под действием гласного [у] во втором слоге) и просторечия («хулиган» превращается в характерного для нелитературной речи «ху[л’у]гана»).

Примеры других типов можно найти, проследив, как развивалась фонетика русского языка и как многие знакомые нам слова стали именно такими, какими мы привыкли их видеть и слышать.

Существует несколько видов ассимиляции.

    Полная ассимиляция заставляет звук уподобляться другому по всем признакам, которые до этого их различали, фактически превращаться в него (без шума — бе[шш]ума); при неполной один звук меняется под действием другого, но не становится его копией (без папы — бе[с] папы, а не бе[п] папы);

Контактная ассимиляция происходит между соседними звуками, (без папы — бе[с] папы), а дистантная — между звуками, которые не находятся в непосредственном контакте (ассимиляция в словах «покупать» и «хулиган» из примера выше);

Регрессивная ассимиляция «направлена назад» (влево, поскольку слова русского языка мы читаем слева направо), это явление, при котором предыдущий звук меняется под действием последующего ([ф]ход), а прогрессивная — вперёд (вправо), это изменение последующего звука под действием предыдущего. В русском литературном языке прогрессивная ассимиляция практически не встречается, но примеры этого явления можно найти в диалектной речи: Танька — [та́н’к’а(ъ)].

Любую ассимиляцию можно охарактеризовать по всем перечисленным признакам. Так, фраза «бе[с] папы» демонстрирует неполную контактную регрессивную ассимиляцию.

Читайте также:  Просьба как способ воздействия

Звукам, как и людям, хочется сохранять свою индивидуальность и не быть похожими друг на друга. Поэтому существует диссимиляция, то есть расподобление по одному или нескольким признакам. Хрестоматийный пример диссимиляции — слово «легко». В нём звук [г] (ср. «лёгок») сначала оглушается под действием соседнего [к], то есть полностью ассимилируется ему. А затем, будучи смычным согласным и находясь перед таким же смычным, [к] превращается в щелевой [х], поскольку человеку, говорящему на русском языке, гораздо проще произнести сочетание [хк], чем [кк], — для этого требуется меньше артикуляционных усилий.

В слове «легко» мы находим пример диссимиляции по способу образования. Расподобление согласных по другим признакам и диссимиляция гласных тоже возможны. Только встречаются они в основном в диалектной речи, а не в литературном языке. Эти процессы «Изборник» обязательно рассмотрит в разделе, посвящённом диалектологии.

Аккомодация — «компромисс» между гласными и согласными, их приспособление друг к другу. Её можно увидеть в следующих примерах:

    «суперигра»: [р] в приставке супер- произносится твёрдо и не смягчается под действием гласного. Из-за этого на месте [и] произносится [ы];

«от истины»: твёрдый согласный в предлоге влияет на последующий гласный [и], превращая его в [ы].

Диссимиляции и аккомодации, как и ассимиляции, бывают прогрессивными и регрессивными.

Для согласных характерна ассимиляция:

    по звонкости/глухости: в слове «просьба» на месте [с’], которое можно услышать в однокоренном слове «просить», мы произносим [з’], поскольку следом идёт звонкий [б], а слово «вход» начинается с глухого [ф] — в этом «виноват» стоящий далее [х];

по твёрдости/мягкости: в слове «стелька» [с] смягчается под действием [т’].

Зубные согласные могут полностью уподобляться соседним шипящим в результате ассимиляции по месту образования: без шума — бе[шш]ума, от чего — о[ч’ч’]его. «Подражание» по способу образования чаще встречается в диалектной речи, когда, например, в слове «медный» смычный [д] под влиянием «соседа справа» превращается в носовой [н].

Гласные тоже могут уподобляться друг другу по всем характерным для них признакам: по ряду, подъёму и огублению (лабиализации). В современном русском языке чаще можно встретить ассимиляцию третьего типа, но она характерна для разговорной речи (в слове «покупать» в первом слоге нередко произносится звук, близкий к [у], и происходит это под действием гласного [у] во втором слоге) и просторечия («хулиган» превращается в характерного для нелитературной речи «ху[л’у]гана»).

Примеры других типов можно найти, проследив, как развивалась фонетика русского языка и как многие знакомые нам слова стали именно такими, какими мы привыкли их видеть и слышать.

Существует несколько видов ассимиляции.

    Полная ассимиляция заставляет звук уподобляться другому по всем признакам, которые до этого их различали, фактически превращаться в него (без шума — бе[шш]ума); при неполной один звук меняется под действием другого, но не становится его копией (без папы — бе[с] папы, а не бе[п] папы);

Контактная ассимиляция происходит между соседними звуками, (без папы — бе[с] папы), а дистантная — между звуками, которые не находятся в непосредственном контакте (ассимиляция в словах «покупать» и «хулиган» из примера выше);

Регрессивная ассимиляция «направлена назад» (влево, поскольку слова русского языка мы читаем слева направо), это явление, при котором предыдущий звук меняется под действием последующего ([ф]ход), а прогрессивная — вперёд (вправо), это изменение последующего звука под действием предыдущего. В русском литературном языке прогрессивная ассимиляция практически не встречается, но примеры этого явления можно найти в диалектной речи: Танька — [та́н’к’а(ъ)].

Любую ассимиляцию можно охарактеризовать по всем перечисленным признакам. Так, фраза «бе[с] папы» демонстрирует неполную контактную регрессивную ассимиляцию.

Звукам, как и людям, хочется сохранять свою индивидуальность и не быть похожими друг на друга. Поэтому существует диссимиляция, то есть расподобление по одному или нескольким признакам. Хрестоматийный пример диссимиляции — слово «легко». В нём звук [г] (ср. «лёгок») сначала оглушается под действием соседнего [к], то есть полностью ассимилируется ему. А затем, будучи смычным согласным и находясь перед таким же смычным, [к] превращается в щелевой [х], поскольку человеку, говорящему на русском языке, гораздо проще произнести сочетание [хк], чем [кк], — для этого требуется меньше артикуляционных усилий.

Читайте также:  Раскисление стали способы раскисления стали

В слове «легко» мы находим пример диссимиляции по способу образования. Расподобление согласных по другим признакам и диссимиляция гласных тоже возможны. Только встречаются они в основном в диалектной речи, а не в литературном языке. Эти процессы «Изборник» обязательно рассмотрит в разделе, посвящённом диалектологии.

Аккомодация — «компромисс» между гласными и согласными, их приспособление друг к другу. Её можно увидеть в следующих примерах:

    «суперигра»: [р] в приставке супер- произносится твёрдо и не смягчается под действием гласного. Из-за этого на месте [и] произносится [ы];

«от истины»: твёрдый согласный в предлоге влияет на последующий гласный [и], превращая его в [ы].

Диссимиляции и аккомодации, как и ассимиляции, бывают прогрессивными и регрессивными.

Источник

Диссимиляция по способу образования это

Аккомодации касаются всегда лишь частичного приспособления звуков, так как гласные и согласные относятся к звукам разного типа и до конца, как правило, уподобиться друг другу не могут.
Если встречаются рядом твердые согласные (чаще веляризованные) и гласные переднего ряда (палатальные), то либо артикуляция согласных должна продвинуться вперед, приспособляясь к передней артикуляции гласных, либо артикуляция гласных должна отодвинуться назад, приспособляясь к задней артикуляции веляризованных согласных.
Если же встречаются рядом мягкие (палатализованные) согласные и гласные заднего ряда (велярные), то опять же либо артикуляция согласных должна лишиться палатализации, приспособляясь к задней артикуляции гласных, либо артикуляция гласных должна продвинуться вперед в зону палатализации, приспособляясь к артикуляции согласных.

В современном русском языке, как правило, гласные аккомодируют согласным, при этом и прогрессивно, и регрессивно; прогрессивная аккомодация заключается в том, что гласные [а], [о], [у] и даже [э] после твердых согласных звучат в своем основном виде, а после мягких аккомодируют, становясь более передними, а на слух – выше; ср. рад – ряд, ток – тек, лук – люк, нэт – нет. Наоборот, [и] звучит в своем основном виде после мягких согласных, после же твердых аккомодирует, становясь более задним звуком, а на слух – ниже (разного типа [ы]); ср. мил – мыл, лик – лык, тигры – отыгран (без согласной: игры) 1 . Регрессивная аккомодация также связана с твердыми и мягкими согласными; все русские гласные перед мягкими согласными звучат более закрыто и напряженно и менее звучно; ср. цел – цель, бит – бить, пар – парь, кон – конь, дул – дуль.
Между мягкими согласными гласные [а], [о], [у], [э] аккомодируют в обоих направлениях (по отношению к предыдущим мягким согласным – это прогрессивная аккомодация; по отношению к последующим – регрессивная) и становятся на слух и более высокими, и более напряженными, а по артикуляции – более передними и закрытыми; ср. мат – мять, тот – теть, тут – тють(ка); Дэн 1 – день
В древнерусском языке была обратная зависимость. Согласные, сами по себе нейтральные к твердости и мягкости, аккомодировали гласным, откуда в разные эпохи возникала «первая (шипящая)» и «вторая (свистящая)» аккомодация; так, к, г, х: давали в одну эпоху шипящие перед гласными переднего ряда, соответственно – ч, ж, ш (пeкоу – печеши, лъгати – лъжь, соухъ– соушити); в другую же эпоху перед ъ, и (гласные переднего ряда из дифтонга [oi7]) к, г, х давали свистящие, соответственно – ц, дз, с (ржкд – pжцъ, нога – nosъ 1 , моуха – мoусъ ) –

Ассимиляции
Ассимиляции (уподобления) возникают между звуками того же рода (у гласных с
гласными, у согласных с согласными) и поэтому могут быть полными, т. е. два различных звука в результате ассимиляции могут уподобиться нацело и стать одинаковыми; поэтому следует различать ассимиляции по2лную и непо2лную.
Ассимиляции, так же как и аккомодации, основаны на почве приспособления рекурсии предшествующего звука и экскурсии последующего с возможностью преобладания первого звука, тогда ассимиляция прогресси2вная, и преобладания второго, тогда ассимиляция регресси2вная; это относится к направлению ассимиляции.
Взаимодействовать могут как соседние звуки (тогда это конта2ктная 1 ассимиляция), так и звуки на расстоянии (из соседних слогов, или же вообще разделенные другими звуками, это диста2ктная 2 ассимиляция); данные определения показывают отстояние членов ассимиляции друг от друга.
Наконец, ассимиляция может затрагивать тот или иной признак звука; для согласных – это признаки способа и места образования твердости и мягкости, голоса (ассимилятивное оглушение и озвончение); для гласных – это признаки ряда, подъема, лабиализации.
Каждую ассимиляцию следует охарактеризовать со всех указанных точек зрения.

Читайте также:  Способ оценивания estimator общее правило для получения какого либо параметра по данным выборки

Источник

Примеры диссимиляции

(1) лат. marmor > испан. marmol ‘мрамор’
↓ ↓ ↓ ↓
дрожащий дрожащий дрожащий щелинный

Это диссимиляция согласных (консонантная) по способу образования (диссимиляция дрожащих), прогрессивная и дистантная.

(2) укр. срібро > срібло
↓ ↓ ↓ ↓
дрожащий дрожащий дрожащий щелинный

Это диссимиляция согласных (консонантная) по способу образования (диссимиляция дрожащих), прогрессивная и дистантная.

(3) ручник > укр. рушник
↓↓ ↓ ↓
смычный смычный щелинный смычный

Это диссимиляция согласных (консонантная) по способу образования, регрессивная и контактная.

(4) прост. трамвай > транвай
↓ ↓ ↓ ↓
губной губной язычный губной

Это диссимиляция согласных (консонантная) по месту образования, регрессивная и контактная.

(5) прост. коридор > колидор
↓ ↓ ↓ ↓
дрожащий дрожащий щелинный дрожащий

Это диссимиляция согласных (консонантная) по способу образования (диссимиляция дрожащих), регрессивная и дистантная.

(6) диал. село > сило
↓ ↓ ↓ ↓
средний подъём средний подъём верхний подъём средний подъём

Это диссимиляция гласных (вокалическая) по подъёму, регрессивная и дистантная.

(7) нем. Bibel ‘Библия’ > Fibel ‘книга’
↓ ↓ ↓ ↓
смычный смычный щелинный смычный

Это диссимиляция согласных (консонантная) по способу образования, регрессивная и дистантная.

(8) древнерусск. млинъ > блин
↓↓ ↓↓
сонорный сонорный шумный сонорний

Это диссимиляция согласных (консонантная) по акустике, регрессивная и контактная.

(9) прост. имбирь > инбирь
↓ ↓ ↓ ↓
губной губной язычный губной

Это диссимиляция согласных (консонантная) по месту образования, регрессивная и контактная.

(10) ведти > вести
↓ ↓ ↓ ↓
смычный смычный щелинный смычный

Это диссимиляция согласных (консонантная) по способу образования, регрессивная и контактная.

(11) прост. легкий > лехкий
↓ ↓ ↓ ↓
смычный смычный щелинный смычный

Это диссимиляция согласных (консонантная) по способу образования, регрессивная и контактная.

(12) что > [што]
↓↓ ↓↓
смычный смычный щелинный смычный

Это диссимиляция согласных (консонантная) по способу образования, регрессивная и контактная.

(13) диал. сестрой > систрой
↓ ↓ ↓ ↓
средний подъём средний подъём верхний подъём средний подъём

Это диссимиляция гласных (вокалическая) по подъёму, регрессивная и дистантная.

(14) прост. бомба > бонба
↓↓ ↓↓
губной губной язычный губной

Это диссимиляция согласных (консонантная) по месту образования, регрессивная и контактная.

(15) литов. *nevintas > devintas ‘девятый’
↓ ↓ ↓ ↓
сонор- ный сонор- ный шум- ный сонор- ний

Это диссимиляция согласных (консонантная) по акустике, регрессивная и дистантная.

В некоторых случаях в одном и том же фонетическом слове изменение одних и тех же звуков одновременно является следствием и ассимиляции, и диссимиляции.

(1) прост. уничтожить > унистожить
↓ ↓ ↓ ↓
альвеолярный зубной зубной зубной

Это ассимиляция согласных (консонантная) по месту образования, регрессивная, контактная и неполная (частичная).

(2) прост. уничтожить > унистожить
↓ ↓ ↓ ↓
смычный смычный щелинный смычный

Это диссимиляция согласных (консонантная) по способу образования, регрессивная и контактная.

Источник

Оцените статью
Разные способы