Дискуссия как способ организации совместной деятельности студентов на практических занятиях по культуре речи
Дата публикации: 18.08.2014 2014-08-18
Статья просмотрена: 599 раз
Библиографическое описание:
Дюпина, Ю. В. Дискуссия как способ организации совместной деятельности студентов на практических занятиях по культуре речи / Ю. В. Дюпина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2014. — № 13 (72). — С. 256-258. — URL: https://moluch.ru/archive/72/12276/ (дата обращения: 20.11.2021).
В первой части статьи представляем тематическую разбивку дисциплины «Русский язык и культура речи» с указанием содержания изучаемых тем. В основной части статьи пойдет речь о таком упражнении как дискуссия, поскольку его выполнение осуществляется входе изучения большинства представленных ниже тем и большей мере способствует проверке и закреплению знаний, умений и навыков студентов. Нами разработаны и другие упражнения (соответствующие указанным ниже микротемам), выполнение которых позволяет в полной мере осуществлять работу по формированию лингвистических и коммуникативных компетенций студентов.
Обратимся к темам лекционных и практических занятий дисциплины «Русский язык и культура речи».
1. «Культура речи как часть общей культуры человека».
Типологический аспект языка и речи. Русский язык как способ существования русского национального мышления и культуры, нуждающихся в охране и правильном использовании. Русский язык как знаковая система передачи информации, требующая дальнейшего совершенствования на новом этапе развития цивилизации. Русский язык начала XI века.
2. «Функциональные стили русского литературного языка».
Стиль, как общесемиотическое и как лингвистическое понятие. Необходимые и достаточные условия для возникновения стиля. Языковые стили как внутриязыковое многоязычие. Индивидуально-авторский стиль как проявление языковой личности. Индивидуально-авторский стиль в словестно-художественных произведениях.
3. «Научный стиль».
Экстралингвистические признаки научного стиля. Научный язык как особая языковая подсистема. Взаимосвязь экстралингвистических и лингвистических характеристик в научном тексте. Типология научных жанров. Эволюция научных жанров и функционально-текстовых норм.
4. «Официально-деловой стиль».
Экстралингвистические характеристики. Особенности лексики, морфологии, словообразования и синтаксиса. Структура стилистического пространства. Типология жанров официально-делового стиля. Основные виды деловых и коммерческих документов. Деловая и коммерческая корреспонденция.
5. «Особенности устной публичной речи. Подготовка публичного выступления».
Ораторско-публицистический стиль. Экстралингвистические признаки. Языковые характеристики. Эволюция жанров и функционально текстовых норм. Прагматический смысл языковых требований к ораторскому дискурсу. Определение темы. Название темы. Формулировка цели. Подбор материалов. Обработка навыков. Изучение отобранной литературы. Осмысление прочитанного. Записи прочитанного. Выработка собственной позиции. Стилистическая обработка текста.
6. «Разговорный стиль, культура диалога».
Структура связного сообщения в разговорной речи. Слушатель-собеседник. Приемы диалогизации. Публичный диалог. Риторический вопрос и диалог. Условия эффективного диалога.
7. «Русский речевой этикет».
Этикет бытового и делового общения. Обращение, привлечение внимания, знакомство, приветствие, прощание, совет, предложение, утешение, сочувствие, соболезнование, комплимент, одобрение, разговор по телефону.
8. «Нормы русского языка. Орфоэпические нормы».
Орфоэпические, стилистические и территориальные разновидности произносительной нормы русского языка. Динамика орфоэпической нормы русского языка: основные направления развития и экстралингвистические (социологические) факторы, влияющие на формирования нормы. Динамика произношения некоторых грамматических форм.
9. «Нормы в морфологии. Имя существительное, имя прилагательное, имя числительное, местоимение, глагол».
Причины вариантности в формах слова. Употребление форм слова и функциональные особенности морфологических вариантов. Колебание в грамматическом роде у неологизмов типа цунами. Определение грамматического рода аббревиатур. Нормы употребления сложносоставных слов. Колебания в падежных формах. Склоняемые и несклоняемые прилагательные. Особенности функционирования морфологических категорий прилагательных. Полные краткие формы имен прилагательных. Употребление степеней сравнения прилагательных. Склонение числительных. Связь числительных с существительными. Употребление дробных числительных. Спряжение глагола. Неизменяемые глаголы и сила грамматической аналогии. Особенности употребления различных форм глагола. Употребления форм причастий и деепричастий.
10. «Синтаксические нормы».
Трудности управления и согласования. Вариантность в форме управления и согласования. Колебания в употреблении предлогов. Правила употребления деепричастных оборотов.
11. «Коммуникативные качества речи».
Правильность. Чистота. Логичность. Выразительность и богатство. Точность. Уместность. Коммуникативная и лингвистическая компетенция носителя современного русского литературного языка.
Рассмотрим такой вид работы как дискуссия. Поскольку дискуссия является одним из основных способов организации совместной деятельности с целью интенсификации процесса принятия решений в группе посредством обсуждения какого-либо вопроса или проблемы.Исследователь Т. В. Шакирова отмечает, что основная цель дискуссии — научить студентов слушать и слышать, формулировать свои мысли, излагать их аргументировано и последовательно. Темы дискуссий должны быть интересны студентам, и это может быть как знакомая тема, так и тема, не касающаяся их будущей специальности или увлечения. Дискуссия является одной из наиболее эффективных технологий группового взаимодействия, обладающей особыми возможностями в обучении, развитии и воспитании будущего специалиста.Дискуссия обеспечивает активное включение студентов в поиск истины; создает условия для открытого выражения ими своих мыслей, позиций, отношений к обсуждаемой теме и обладает особой возможностью воздействия на установки ее участников в процессе группового взаимодействия. Дискуссию можно рассматривать как метод интерактивного обучения и как особую технологию. В качестве метода дискуссия активно используется для организации интенсивной мыслительной и целостно — ориентирующей деятельности студентов в других технологиях и методах обучения: социально-психологическом тренинге, деловых играх, анализе производственных ситуаций и решений производственных задач. В качестве своеобразной технологии дискуссия сама включает в себя другие методы и приемы обучения: «мозговой штурм», «анализ ситуаций» и т. д. Обучающий эффект дискуссии определяется предоставляемой участнику возможностью получить разнообразную информацию от собеседников, продемонстрировать и повысить свою компетентность, проверить и уточнить свои представления и взгляды на обсуждаемую проблему, применить имеющиеся знания в процессе совместного решения учебных и профессиональных задач. Развивающая функция дискуссии связана со стимулированием творчества обучающихся, развитием их способности к анализу информации и аргументированному, логически выстроенному доказательству своих идей и взглядов, с повышением коммуникативной активности студентов, их эмоциональной включенности в учебный процесс [5, с. 132].
Условия эффективного проведения дискуссии в общем виде следующие: информированность и подготовленность студентов к дискуссии, свободное владение материалом, привлечение различных источников для аргументации отстаиваемых положений; правильное употребление понятий, используемых в дискуссии, их единообразное понимание; корректность поведения, недопустимость высказываний, задевающих личность оппонента; установление регламента выступления участников; полная включенность группы в дискуссию, участие каждого студента в ней. Для этого необходимо привлечь студентов к определению темы дискуссии, предоставив им возможность выбора темы из нескольких альтернативных; проблемно сформулировать тему дискуссии, так, чтобы вызвать желание ее обсуждать; расположить группу по кругу, устранить преграды, затрудняющие общение; предоставить каждому студенту возможность высказаться; обучать студентов умению вести дискуссию, совместно вырабатывать правила и нормы групповой коммуникации [5, с. 132].
На занятиях студентам предлагаются следующие темы для дискуссий:
1. Влияние массовой культуры на развитие личности.
Цель: На основании сравнения образов, показываемых на телевидении, определить необходимость противостоять влиянию массовых негативных явлений.
2. Образ современного руководителя (менеджера).
Цель: Приобщение к саморазвитию, через изучение образа жизни известных деятелей.
3. Современное инженерное дело.
Цель: рассмотреть возможности и необходимость развития инженерного дела, о перспективах работы в данной отрасли городского хозяйства.
4. Робототехника, искусственный разум.
Цель: обсуждение перспектив развития человеческого общества с применением робототехники. Имеется ли необходимость замены человеческого разума искусственным.
5. Рациональное использование ресурсов, природосбережение.
Цель: Обсуждение актуальной для нашего времени проблемы: экологическая обстановка в мире, воспитание навыков и умений природосбережения у студентов.
6. Сравнение советского периода и современного устройства жизни.
Цель: сравнить образ человека в советский период и в условиях современного общества, показать потребность в саморазвитии для достижения своих целей.
7. Рыночная экономика. Свободная конкуренция. Тема для студентов направления «Экономика».
Цель: Сравнение плановой и рыночной экономической системы. Плюсы и минусы каждой из них.
1. Бершадский М. Е. Возможные направления интеграции образовательных и информационно-коммуникативных технологий. / М. Е. Бершадский. // Педагогические технологии, № 1, 2006. — 50 с.
2. Выготский Л. С. Мышление и речь. — М.: Педагогика, 1996. — 254 с.
3. Ладыженская Т. А. Методика развития речи на уроках русского языка. — М., 1991. — 166 с.
4. Ладыженская Т. А. Модернизация образования и риторики // Русская словесность. — 2005. — № 3. — 26 с.
5. Шакирова Т. В. Об основных принципах формирования лингвистической и коммуникативной компетенции студентов (на материале занятий по русскому языку и культуре речи) / Т. В. Шакирова // Актуальные задачи педагогики: материалы II междунар. науч. конф. (г. Чита, июнь 2012 г.). — Чита: Издательство Молодой ученый, 2012.
Источник
3.3.1. Технология организации групповой дискуссии
Дискуссия является одной из наиболее эффективных технологий группового взаимодействия, обладающей особыми возможностями в обучении, развитии и воспитании личности. Дискуссия (от лат. discussio — рассмотрение, исследование) – способ организации совместной деятельности с целью интенсификации процесса принятия решений в группе посредством обсуждения какого-либо вопроса или проблемы. Дискуссия обеспечивает активное включение учащихся в поиск истины; создает условия для открытого выражения ими своих мыслей, позиций, отношений к обсуждаемой теме; обладает особой возможностью воздействия на установки ее участников в процессе группового взаимодействия.
Дискуссию можно рассматривать как метод интерактивного обучения и как особую технологию. Как метод, дискуссия активно используется для организации интенсивной мыслительной и ценностно-ориентирующей деятельности учащихся в других технологиях и методах обучения: в социально-психологическом тренинге, деловых играх, в анализе учебных ситуаций. Как своеобразная технология, дискуссия сама включает в себя другие методы и приемы обучения: «мозговой штурм», «синектика», «анализ ситуаций» и т.д.
Обучающий эффект дискуссии определяется предоставляемой участнику возможностью получить разнообразную информацию от собеседников, продемонстрировать и повысить свою компетентность, проверить и уточнить свои представления и взгляды на обсуждаемую проблему, применить имеющиеся знания в процессе совместного решения учебных и профессиональных задач.
Развивающая функция дискуссии связана со стимулированием творчества учащихся, развитием способности к анализу информации и аргументированному, логически выстроенному доказательству своих идей и взглядов, с повышением коммуникативной активности студентов, их эмоциональной включенности в учебный процесс.
Влияние дискуссии на личностное становление учащегося обуславливается ее ценностно-ориентирующей направленностью, созданием благоприятных условий для проявления его индивидуальности, самоопределения в существующих точках зрения на определенную проблему, выбора им своей позиции; для формирования умения взаимодействовать с другими, слушать и слышать окружающих, уважать чужие убеждения, принимать оппонента, находить точки соприкосновения, соотносить и согласовывать свою позицию с позициями других участников обсуждения.
Дискуссия с коммуникативной точки зрения всегда полилогична. Но характер этого полилога может быть разным:
Полилог разноголосие разногласие, защита каждым своей позиции, своей точки зрения спор.
Полилог многоголосие согласие, взаимодополнение, совместное решение проблемы диалог.
Существуют разные точки зрения на соотношение спора и дискуссии: от их противопоставления 1 , до рассмотрения спора как необходимого элемента любой дискуссии или как отдельного типа дискуссии 2 . Безусловно, наличие оппонентов, противоположных точек зрения всегда обостряет дискуссию, повышает ее продуктивность, позволяет создавать с их помощью конструктивный конфликт для более эффективного решения обсуждаемых проблем. Важно, чтобы спор не велся ради спора, ради стремления отстоять свою точку зрения во что бы то ни стало и победить.
Использование того или иного типа дискуссии зависит от характера обсуждаемой проблемы и целей дискуссии.
Дискуссия-диалог чаще всего применяется для совместного обсуждения учебных проблем, решение которых может быть достигнуто путем взаимодополнения, группового взаимодействия по принципу «индивидуальных вкладов» или на основе согласования различных точек зрения, достижения консенсуса.
Дискуссия-спор используется для всестороннего рассмотрения сложных проблем, не имеющих однозначного решения даже в науке, социальной практике и т.д. Она построена на принципе «позиционного противостояния» и ее цель — не столько решить проблему, сколько побудить учащихся задуматься над проблемой, осуществить «инвентаризацию» своих представлений и убеждений, уточнить и определить свою позицию; научить аргументированно отстаивать свою точку зрения и в то же время осознавать право других иметь свой взгляд на проблему, быть индивидуальностью.
Условия эффективного проведения дискуссии
Информированность и подготовленность учащихся к дискуссии, свободное владение материалом, привлечение различных источников для аргументации отстаиваемых положений.
Правильное употребление понятий, используемых в дискуссии, их единообразное понимание.
Корректность поведения, недопустимость высказываний, задевающих личность оппонента.
Установление регламента выступления участников.
Полная включенность группы в дискуссию, участие каждого ученика в ней, что обеспечивается:
привлечением их к определению темы дискуссии, предоставлением возможности выбора темы из нескольких альтернативных;
проблемной формулировкой темы дискуссии, вызывающей желание ее обсуждать;
расположением группы по кругу, отсутствием преград, затрудняющих общение;
предоставление каждому ученику возможности высказаться.
Обучение студентов умению участвовать и вести дискуссию, совместная выработка правил и норм групповой коммуникации.
Особая позиция педагога как руководителя дискуссии, которая заключается в стимулировании обсуждения, консолидации мнений, подведении результатов работы. Личная позиция преподавателя по обсуждаемой проблеме не должна доминировать, он может выступить в роли рядового участника дискуссии, не навязывая студентам свою точку зрения.
При организации дискуссии необходимо обратить особое внимание на размещение участников коммуникации, которое зависит от типа и вида дискуссии. Экспериментальные исследования доказывают, что расположение в пространстве влияет на позиции участников дискуссии. Так, для организации дискуссии-диалога, в процессе которой необходимо принять согласованные решения, более подходит расположение участников по кругу (Рис. 12 А.).
Для дискуссии, основанной на позиционном противостоянии (например, «Дебаты») более продуктивно будет расположение участников, отстаивающих разные точки зрения, друг против друга (Рис.12 Б.).
Дискуссии, организуемые посредством поэтапного обсуждения проблемы сначала в малых группах, затем в коллективе, требуют иного расположения участников (Рис. 12 В).
Рис. 12. Размещение участников дискуссии в пространстве аудитории
По степени управления различают а) свободные, не контролируемые ведущим, и б) направляемые дискуссии. Дискуссии, применяемые в процессе обучения школьников, являются преимущественно управляемыми учителем.
Основные шаги при подготовке к дискуссии:
Выбор темы дискуссии, которая определяется целями обучения и содержанием учебного материала. При этом на обсуждение учеников выносятся темы, имеющие проблемный характер, содержащие в себе противоречивые точки зрения, «дилеммы», задевающие привычные установки учащихся. Целесообразно предложить школьникам несколько вариантов проблем, связанных с конкретной учебной темой, на выбор. В ситуации выбора происходит принятие учеником темы как значимой для себя, возникает мотивация к ее активному обсуждению.
Тема разбивается на отдельные вопросы, которые сообщаются учащимся. Указывается литература, справочные материалы, необходимые для подготовки к дискуссии. Организуется самостоятельная работа школьников.
Выделяется несколько этапов, стадий дискуссии.
1 СТАДИЯ. Введение в дискуссию.
Формулирование проблемы и целей дискуссии.
Создание мотивации к обсуждению – определение значимости проблемы, указание на нерешенность и противоречивость вопроса и т.д.
Установление регламента дискуссии и ее основных этапов.
Совместная выработка правил дискуссии.
Выяснение однозначности понимания темы дискуссии, используемых в ней терминов, понятий.
Приемы введения в дискуссию:
предъявление проблемной ситуации;
демонстрация материала (статей, документов);
ролевое проигрывание проблемной ситуации;
анализ противоречивых высказываний – столкновение противоположных точек зрения на обсуждаемую проблему;
постановка проблемных вопросов;
альтернативный выбор – участникам предлагается выбрать одну из нескольких точек зрения или способов решения проблемы.
2 СТАДИЯ. Обсуждение проблемы.
Обмен участниками мнениями по каждому вопросу. Цель этапа: собрать максимум мнений, идей, предложений, соотнося их друг с другом.
следить за соблюдением регламента;
обеспечить каждому возможность высказаться, поддерживать и стимулировать работу наименее активных участников с помощью вопросов типа: «А как считаете вы?» «Вы удовлетворены таким объяснением?» «Вы согласны с данной точкой зрения?» «Нам очень бы хотелось услышать ваше мнение» и т.д.;
не допускать отклонения от темы дискуссии;
предупреждать переход дискуссии в спор ради спора;
следить за тем, чтобы дискуссия не переходила на уровень межличностного противостояния и конфликта;
стимулировать активность участников в случае ее спада.
Приемы, повышающие эффективность группового обсуждения:
Уточняющие вопросы – побуждающие четче оформлять и аргументировать мысли: «Что вы имеете в виду, когда говорите, что…?» «Как вы докажете, что это верно?».
Парафраз – повторение ведущим высказывания с целью стимулирования переосмысления и уточнения сказанного: «Вы говорите, что…». «Я так вас понял?».
Демонстрация непонимания – побуждение учащихся повторить, уточнить суждение – «Я не совсем понимаю, что вы имеете в виду. Уточните, пожалуйста».
«Сомнение» — позволяет отсеивать слабые и непродуманные высказывания. «Так ли это?» «Вы уверены в том, что говорите?».
«Альтернатива» – ведущий предлагает другую точку зрения, акцентирует внимание на противоположном подходе.
«Доведение до абсурда» — ведущий соглашается с высказанным утверждением, а затем делает из него абсурдные выводы.
«Задевающее утверждение» — ведущий высказывает суждение, заведомо зная, что оно вызовет резкую реакцию и несогласие участников, стремление опровергнуть данное суждение и изложить свою точку зрения.
«Нет-стратегия» – ведущий отрицает высказывания участников, не обосновывая свое отрицание. «Этого не может быть».
3 СТАДИЯ. Подведение итогов обсуждения.
Выработка учащимися согласованного мнения и принятие группового решения.
Обозначение ведущим аспектов позиционного противостояния и точек соприкосновения в ситуации, когда дискуссия не привела к полному согласованию позиций участников. Настрой учащихся на дальнейшее осмысление проблемы и поиск путей ее решения.
Совместная оценка эффективности дискуссии в решении обсуждаемой проблемы и в достижении педагогических целей, позитивного вклада каждого в общую работу.
Виды групповых дискуссий
В современной педагогической практике накопилось множество разнообразных вариантов организации групповой дискуссии, так как она активно разрабатывается не только как технология обучения, но и как способ организации внеучебной коллективной творческой деятельности учащихся. Многообразие видов дискуссии определяется ее разнообразной целевой направленностью, содержанием организуемой с помощью ее деятельности, количеством участников. Так, кроме дискуссий, организуемых в виде обсуждения проблемы небольшой группой учащихся, существуют такие, которые обеспечивают ее эффективное проведение в достаточно многочисленном классе путем разделения его на малые группы и организации обсуждения в данных МГ, а затем координации результатов их деятельности.
Дискуссия направлена на обсуждение какой-либо актуальной темы, требующей всестороннего анализа. Как правило, перед участниками не стоит задача полностью решить проблему, они ориентированы на возможность рассмотреть ее с разных сторон, собрать как можно больше информации, осмыслить ее, обозначить основные направления развития и решения, согласовать свои точки зрения, научиться конструктивному диалогу. Поскольку дискуссия организуется в прямом смысле за круглым столом, в ней могут принять участие 15-25 человек.
Дискуссия в ролевой форме дебатов представляет собой разновидность
дискуссии-спора и применяется для обсуждения сложной и противоречивой проблемы, по которой существуют резко противоположные точки зрения. Цель дискуссии – научить учащихся аргументированно и спокойно отстаивать свою точку зрения и постараться убедить оппонентов, используя имеющуюся информацию по проблеме.
Ведущий предлагает на выбор участникам две или несколько возможных точек зрения на проблему. Позиции могут носить ролевой характер, имитирующие разнообразные подходы к решению данной проблемы представителями разных профессиональных и социальных групп, политических партий и объединений и т.д.
Студенты выбирают, какую точку зрения они будут отстаивать и объединяются в микрогруппы (МГ), численный состав которых может быть разным.
Определяются правила дискуссии, время на обсуждение в группах и на выступление группы в дебатах. Каждая группа имеет право на 3 выступления.
Организуется обсуждение проблемы в МГ: распределяются роли между членами группы; выстраивается система аргументов для убеждения оппонентов; продумываются ответы на возможные вопросы; решается вопрос о том, как распорядиться предоставленным временем.
Ведущий по очереди предоставляет группам слово, определяя регламент выступления.
В завершении дебатов проводится совместный анализ результатов дискуссии.
Дискуссия направлена на организацию последовательного обсуждение предложенных вопросов и аспектов одной темы в малых группах, а затем анализ и согласование различных подходов, принятие коллективного решения.
Группы располагаются в пространстве аудитории по кругу. Каждой группе выдается лист бумаги с вопросом, проблемой, дается время на обсуждение данной проблемы. Дискуссия в МГ заканчивается записью общего решения на листе.
Затем все листы по часовой стрелке передаются следующим группам. Группы обсуждают новый вопрос, также фиксируя свое мнение на листе. Процедура повторяется столько раз, сколько предложено вопросов, проблем и создано групп.
По окончанию работы, каждой группе возвращается ее первый лист и дается время на анализ и консолидацию, согласование записанных на нем точек зрения или решений.
Затем группы озвучивают результаты своей работы.
Подведение итогов, анализ работы групп студентами и преподавателем.
Тут вы можете оставить комментарий к выбранному абзацу или сообщить об ошибке.
Источник