Логика приемы и уловки в споре
Содержание
Содержание 2
Введение 3
1. Понятие и виды спора. 4
2.Анализ приемов и методов спора 7
3. Развитие стратегии тактики и доказательств в споре. 12
Заключение 15
Литература 16
Введение
Изначально логика создавалась в связи с запросами практики судопроизводства и ораторского искусства, то есть фактически для ведения споров. Связь логики с этими сферами человеческой деятельности прослеживается как в Древней Индии, так в Древней Греции и в Риме.
«Если явится кто-нибудь и станет проповедовать неизвестные дотоле идеи, их не будут чуждаться и преследовать без всякого суда. Воздвигали арену состязания, выбирали судей и при споре присутствовали постоянно цари, вельможи и народ. Определяли заранее, независимо от царской награды, какой должен быть результат спора. Чаще всего мы видим, что спор не ограничивался личностями, в нем принимали участие целые монастыри, которые вследствие неудачи могли исчезнуть вдруг после продолжительного существования. Как видно, право красноречия и логических доказательств было до такой степени неоспоримо в Индии, что никто не смел уклониться от вызова на спор», так пишет известный русский востоковед В. Васильев.
Различные диспуты были распространены так же в Древней Греции. Часто судебное решение зависело от логической доказательности речи обвиняемого или обвинителя. «Никакие искусственные приемы, никакое красноречие не способные помочь, если нет хорошо обоснованных идей или других убедительных доказательств».
Поэтому, рассматривая мною в данной работе тема приемов и уловок в споре наиболее актуальна, как с теоретической, так и практической точек зрения, при формировании гражданского общества.
. Исследуя поставленную цель, мы поставим ряд задач, в частности:
— исследовать виды споров, дискуссий,
— проанализировать приемы, методы и уловки спора
— рассмотреть и проанализировать3. Развитие стратегии тактики и доказательств в споре.
1. Понятие и виды спора.
Спор – это борьба, состязание на словах, в котором каждый участник отстаивает свое мнение и держится за него.
«Глагол «спорить» имеет очень широкое значение, означая всяческие выступление против чьих-либо взглядов, положений, выражение несогласия с ними».
Синонимами слова «спорить» выступают:
Дискуссировать – открыто обсуждать спорный вопрос.
Диспутировать – участвовать в диспуте, публичном обсуждении, посвященном какому-либо вопросу.
Дебатировать – устраивать дебаты, прения по какому-либо вопросу.
Полемизировать – участвовать в полемике, публично выступать с возражением, с опровержением чьих-то личных взглядов, мнений, высказывая и защищая свою точку зрения, свое мнение.
Еще в древнем мире Аристотель, который считается создателем теории спора, различал:
1) диалектику – искусство спорить в целях выяснения истины.
2) эристику – искусство любой ценой остаться правым в споре.
3) софистику – стремление добиться победы в споре путем преднамеренного использования ложных доводов.
Дискуссия это активный метод закрепления и углубления знаний, развития навыков творческого мышления и умения вести спор. А дискуссия – весьма эффективный способ убеждения. Из психологии известно, что человек лучше всего воспринимает и запоминает то, к чему он пришел сам.
Формальным условием любой дискуссии является наличие какого-либо спорного или нерешенного вопроса. При отсутствии предмета спора или обсуждения дискуссия не может возникнуть.
Полемика – это не просто спор, а такой при котором имеется конфронтация, противостояние, противоборство сторон, идей и речей. Полемику можно определить как борьбу принципиально противоположных мнений. Публичный спор с целью защитить, отстоять свою точку зрения и опровергнуть мнение противостоящего.
Таким образом полемика отличается от дискуссии именно своей целевой направленностью. Если участники дискуссии сопоставляют противоречивые суждения, стараются прийти к единому мнению, или найти общее решение, то цель полемики это одержать победу над противником, отстоять и утвердить собственную позицию.
Полемика — это наука убеждать. Она служит воспитанию активной гражданской позиции, носит боевой, решительный характер.
Различают следующие виды споров по их цели:
1) научную дискуссию, это решение научной проблемы,
2) деловую дискуссия, ее цель это нахождение правильного решения.
3) полемику это спор ради победы
«Спор может проходить при публике, присутствие которой приходиться учитывать участникам спора, и без нее – быть кулуарным. Помимо этого бывают споры с арбитром».
Полемика, в которой участвуют два человека и которая происходит в присутствии публики, называется дебатами.
Начиная научную или деловую дискуссию, противоположные стороны стремятся выработать общее поле аргументации – договориться о том, как будут пониматься основные термины, спорные и другие утверждения, какой теории и какой логики будут придерживаться стороны.
Спор ради истины — называется диалектическим. Дискуссия является диалектическим спором, а диспут и полемика — не всегда.
Спор ради победы – называется эристическим. Противоположные стороны при диалектическом споре называют оппонентами или аргументаторами. При эристическом споре, противников называют спорящими.
В зависимости от того, каков вид спора, применяются та или иная стратегия и тактика аргументации и критики.
Стратегия – это общий план построения аргументации или критики.
1. Логически безупречная формулировка тезиса
2. Приведение аргументов в защиту тезиса, критика конкурирующих концепций
3. Логическая оценка тезиса в свете найденных аргументов.
Эта стратегия является наиболее простой, она даже кажется очевидной, однако следование ей требует определенных навыков.
Для обсуждения научных и некоторых других проблем проводятся дискуссии, так же называющиеся «круглый стол». Такие дискуссии целесообразно проводить в тех случаях, когда сформулирована важная проблема. Для ведения «круглого стола» назначается руководитель или ведущий, а также человек, который формулирует проблему, если не всем она известна.
Особым видом спора является деловое совещание. Оно может быть различным, но при проведении деловых совещаний во многих случаях важно соблюдение регламента и ведение протокола, а также привлечение в качестве участников лиц, обладающих соответствующими знаниями, заранее ознакомленных с постановкой проблемы и полномочных принимать соответствующие решения.
Это общие стратегии споров могут выступать в качестве основы для стратегий, которые следует разрабатывать применительно к тем или иным типам обсуждаемых проблем и различных аудиторий.
2.Анализ приемов и методов спора
Доказывание и убеждение это разные процессы, хотя и тесно связанные друг с другом. Доказывать означает устанавливать истинность тезиса. Убеждать – это создавать впечатление, вселять уверенность.
«Практика полемических выступлений показывает, что в споре возникают самые разные ситуации. Участнику спора часто приходится импровизировать и переубеждать своего оппонента, так как у действительного противника обычно имеется готовое и твердое мнение по обсуждаемому вопросу».
Однако сделать это удается очень редко. Спорящий логически правильно доказывает выдвинутый тезис, но это не убеждает оппонентов, так как доказательство сложно для них и ими практически не воспринимается.
Большое влияние оказывают красноречие спорящего, пафос его речи, уверенность в голосе, внушительная внешность, другими словами, можно убедить, но не доказать и, наоборот, доказать какое-то положение, но не убедить в его – истинности окружающих.
Доказывание имеет под своей логической основой доказательство. Доказательство – это основа убедительности рассуждений и выступления. Любое доказательство как логический прием, складывается из трех основных взаимосвязанных элементов: аргументов и способа доказывания.
«Тезис это мысль или дело, истинность которого требуется доказать. Тезис обязан быть истинным, иначе никаким доказательствам не удастся его обосновать, кроме разве что ложных».
При выдвижении тезиса обычно пользуются тремя правилами:
1) тезис не должен содержать в себе логического противоречия.
2) тезис должен оставаться одним и тем же в ходе всего доказательства. 3) тезис должен быть конкретно сформулирован.
Мнение – это суждение, выражающее оценку, отношение, взгляд на что-либо. Мнения могут быть предвзятыми, необъективными, ошибочными, на них влияют социальные установки, личностные ориентиры, особенности их характера, психическое состояние, степень осведомленности, уровень подготовки и многое другое.
Чтобы добиться своей цели, участник спора должен хорошо знать того, к кому обращены его доводы, приводить аргументы с учетом личностных особенностей оппонента.
Чтобы аргументация была надежной и убедительной, необходимо в процессе доказательства следовать ряду правил:
1) аргументы должны быть подлинными.
2) они должны быть достаточными для предоставленного тезиса.
3) их подлинность должна быть доказана независимо от тезиса.
Чтобы успешно вести дискуссию или полемику, важно знать и соблюдать основные законы формальной логики.
Закон тождества: «Каждая мысль в процессе данного рассуждения должна иметь одно и то же обусловленное, устойчивое содержание». Во время рассуждения запрещено подменять одну тему мысли другой.
Закон противоречия: «Две противоположные мысли об одном и том же предмете, взятом в одно и то же время и в одном и том же отношении, не могут быть одновременно истинными, он не может быть использован в простом споре».
Закон достаточного основания: «Всякая правильная мысль должна быть обоснована другими мыслями, истинность которых доказана». Этот закон не допускает необоснованности утверждений и выводов, требует убедительного доказательства истинности высказанных мыслей. Обоснованность высказываний – важнейшее требование, предъявляемое к речи участников спора.
Закон исключительного третьего: «Из двух противоречащих высказываний в одно и то же время и в одном и том же отношении одно непременно истинно». Для правильного ведения диспута или полемики соблюдение этого закона обязательно.
Убеждение – это сообщение, имеющее целью изменить взгляды, отношения или сформировать новые. В убедительной речи характерно использование логических аргументов.
Одной из форм убеждения является такой вид влияния на участников спора, как внушение. Определенной силой внушения обладают действенные впечатляющие факты, цитаты, иллюстрации, а также авторитет оратора.
В каждом конкретном эпизоде изменение мнений в отношении к действительности или коренным образом изменить взгляды участников спора например переубедить их.
Тактика аргументации и критики — план отдельного этапа аргументации или критики. Часто тактика заключается в применении особых приемов.
Ниже мы рассмотрим основные и общие тактические приемы.
«Оттягивание выражения».
«Сокрытие тезиса». Такой способ построения лекции, речи, это позволяет сосредоточить внимание присутствующих и лучше усвоить весь ход аргументации.
И как писал Известный физик М.Планк: «Великая научная идея редко внедряется путем постепенного убеждения своих противников. В действительности дело происходит так, что оппоненты постепенно вымирают, а растущее поколение с самого начала осваивается с новой идеей». В таких случаях, как этот — прием «сокрытие тезиса» может содействовать отысканию истины.
«Затягивание спора». Этот прием используется в тех случаях, когда противник не может ответить на возражение, а также когда он чувствует, что не прав по существу. Как отвечать на этот прием? Нужно назвать применяемый прием и обратиться к аудитории с вопросом: «Кто еще, кроме оппонента, не понял, что я доказываю?».
«Разделяй и властвуй». Если, получается, вызвать спор внутри группы, являющейся общим оппонентом, цель считается достигнутой.
«Переложить бремя доказывания на оппонента». Иногда критиковать аргументацию противной стороны легче, если это затруднительно, а требовать доказательства тезиса оппонента.
«Хаотичная речь». В случаях, когда оппонент не в состоянии обосновать отстаиваемое положение, он имитирует речь психически больного человека.
«Уловка Фомы», так же звучит ни с чем не соглашаться. Этот прием иногда применяется по убеждению, а иногда с целью остаться победителем в споре.
«Игнорирование интеллектуалов». Это значит, что если среди слушателей есть люди знающие историю, то это не смущает говорящего.
«Простая речь». Отличается от предыдущего тем, что при его применении в рассуждениях избегают фактических и логических ошибок. В случае выступления перед публикой, среди которой много необразованных людей, избегают сложных рассуждений.
Уловки в споре
В процессе аргументации и критики могут совершаться ошибки двух типов: умышленные и неумышленные.
Умышленные ошибки называются софизмами, а лица, совершающие такие ошибки, — софистами.
Неумышленные ошибки совершаются из-за низкой культуры мышления, из-за поспешности. Они называются паралогизмами.
Уловкой в споре называется всякий прием, с помощью которого хотят обычно облегчить спор для себя или усложнить спор для противника.
Недопущению ошибок в аргументациях и критике способствует соблюдение специальных правил:
Первое правило: необходимо явно выразить тезис, в каком либо определенном виде.
Второе правило: тезис должен быть сформулирован четко и ясно. Как воплотить в жизнь это требование?
Во-первых. Нужно выяснить, все ли нелогические термины, содержащиеся в формулировке тезиса, всем ясны и понятны. Если есть непонятные или двусмысленные слова, то их следует уточнить, например, путем определения.
Во-вторых. Нужно выявить логическую форму тезиса. Если тезис является суждением, в котором нечто утверждается или отрицается о предметах, то нужно выяснить о всех ли предметах идет речь в суждении или лишь о отдельных.
В-третьих. Иногда разумно уточнить время, о котором идет речь в соображении.
В-четвертых. Необходимо выяснить, утверждают ли, что тезис является истинным, или же что он является только правдоподобным.
Нечеткая формулировка тезиса часто лежит в основе софизмов.
Третье правило: тезис не должен изменяться в процессе аргументации и критики без специальных оговорок.
«Усиление критикуемого утверждения». Эта уловка применяется так. Вы выдвигаете тезис. Противник заменяет ваш тезис более сильным утверждением и показывает, что это второе утверждение доказать нельзя. Более того, он может опровергнуть второе утверждение. В результате противник делает вид, что опроверг ваш тезис.
«Логическая диверсия». Эта уловка заключается в преднамеренном переводе разговора на иную тему, конкретно на ту, которая хорошо знакома спорящему.
3. Развитие стратегии тактики и доказательств в споре.
Приемы и уловки в ведении спора, использующиеся участниками споров развивабт доказательную базу спора и позволяют быть более убедительными в его процессе.
Доказательство бывает прямое и косвенное.
«Прямым называется то доказательство, в котором тезис получается из аргументов по правилам дедуктивных умозаключений. Ни каких дополнительных приемов рассуждения при этом не используется. Если аргументы истинны, то тезис из них следует с логической необходимостью и достоверностью.
Косвенным доказательством называют доказательство, в котором сначала доказывается антитезис, а затем уже, убедившись в ложности антитезиса, доказывают истинность тезиса».
Разделительно-категорическое доказательство основывается на разделительно-категорической демонстрации аргументов.
Опровержение – есть доказательство неистинности, ложности тезиса или аргумента. Нарушение любого из них ставит под угрозу успех опровержения.
Различают три основных способа опровержения.
Первый способ относится к опровержению аргументов, служащих основой рассуждения.
Второй способ опровержения связан с рассмотрением необходимой логической связи между доводами и тезисом, которые служат соответственно посылками и решением дедуктивного вывода.
Третий способ относится к опровержению самого тезиса. В принципе такое опровержение может быть применено к любому утверждению.
Непосредственно в споре могут видеться как одинаковые стратегии, так и различные. Стратегия истины нацеливает участника спора на дискуссионное поведение поиска истины, и для ее обоснования. Чтобы найти правильное решение, участники спора сопоставляют самые разные точки. Стратегия истины характеризуется следующей формой полемического поведения. В таком споре тщательно подбираются и анализируются доводы, взвешенно оцениваются позиции и взгляды противоположной стороны. Стратегия спора определяется также и социальной значимостью обсуждаемой проблемы. Наиболее часто приходиться сталкиваться со стратегией общечеловеческих интересов, национальных интересов, интересов определенных слоев общества, групповых интересов, семейных интересов, а также личных интересов участников спора. «Тактика спора включает в себя полемические приемы и уловки в споре. К полемическим приемам относятся: Критика аргументов, которая основывается на опровержении ложного тезиса оппонента достоверными фактами. Принцип «бить врага его оружием» основан на использовании слов, принципов и доводов оппонента против него же».
Прием «сведение к абсурду» в сочетании с приемом иронии и сарказма приводит утверждение оппонента к абсурдному результату.
«Довод к человеку» — это разновидность подмены тезиса, когда вместо обсуждения по существу того или иного соображения начинают оценивать достоинства или недостатки человека, выдвинувшего это соображение.
«Возвратный удар» (прием бумеранга) — это когда в споре реплика или аргумент обращается против того, кто его высказал.
Подхват реплики — это заострение полемического спора на вновь открывшимся аргументе оппонента. Атака вопросами – это прием, который основан на перехвате инициативы в постановке вопроса с целью сделать положение оппонента затруднительным, заставить его обороняться, оправдываться, тем самым создать для атакующего наиболее благоприятные условия для спора. «Подмазывание аргумента». Прием основан на применении откровенно льстивых комплиментов оппоненту.
Заключение
Вызвать желание завязать спор, втянуть в активный обмен мнениями всех присутствующих – основная задача руководителя дискуссии, диспута, полемики. Он должен быть достаточно искусным и гибким, стремясь, например, так или иначе относящихся к теме.
Необходимо, чтобы обсуждение, спор всегда были сосредоточенными, т.е. велись вокруг выдвинутого тезиса, не уклонялись далеко от главной проблемы. Деловой спор никогда не должен переходить в перебранку, в обмен колкостями.
Спор — это борьба, и общие методы успешной борьбы приложимы также в споре. Во всякой борьбе очень ценной является инициатива. Нужно уметь повести ход полемики по своему сценарию. Рекомендуется, не обороняться, а наступать.
Рекомендуется также концентрация действий, направленных на центральное звено системы аргументов противника или на наиболее слабое ее звено.
Можно применять в споре прием опровержения противника его же собственным оружием.
Эффект внезапности можно использовать и многими другими способами. Например, придержать самые неожиданные и важные сведения к концу дискуссии.
Нужно знать предмет спора. Не следует категорично высказываться о вещах, которые вам малознакомы.
Нужно знать правила логики. Иногда в споре мы чувствуем, что «что-то здесь не то», а что именно, не знаем.
Нужно сохранять спокойствие в споре. При прочих равных условиях в споре, как правило, побеждает тот, кто ведет его спокойно
Споры в России всегда считались неотъемлемой частью духовной и общественно-политической жизни.
Литература
1. Алексеев А.П. Аргументация. Познание. Общение. М.: 2001.
2. Введенская Л.А., Павлова Л.Г. Культура и искусство речи. М.: 2005.
3. Дюбуа Ж. Общая риторика. М.: 1988.
4. Данилец М.А. Спор в цифровой среде. 2010 //Геополитический мониторинг России №2 (2010)
5. Ивин А.А. Логика: учебник. – М.: Гардарики, 2000.
6. Левин Е.М. Парадоксы спора, М.: Интер 2004.
7. Михальская А.К. Основы риторики. М.: 2001.
8.Поварнин С.И. Спор: о теории и практике спора. Вопросы философии.
2003.
9. Поварнин С.И. Спор: о теории и практике спора. Вопросы философии. 2004
10. Сопер П.Л. Основы искусства речи. М.: 2003
Источник