- Научная электронная библиотека
- 17.7. Форма, структура и динамика конфликтов, пути и средства предупреждения и разрешения конфликтов
- Виды, функции, причины и динамика конфликта. Стратегии и методы разрешения конфликтов.
- Урок 2. Причины возникновения конфликтов и этапы их развития
- Причины возникновения конфликтов
- Объективные причины конфликтов
- Организационно-управленческие причины конфликтов
- Социально-психологические причины конфликтов
- Личностные причины конфликтов
Научная электронная библиотека
Дейнека А. В., Жуков Б. М.,
17.7. Форма, структура и динамика конфликтов, пути и средства предупреждения и разрешения конфликтов
Одним из путей предупреждения конфликтов в организации является умение соблюдать руководителя правила критики.
Соблюдение правил критики направлено на повышение ее конструктивности, восприимчивости.
Несоблюдение общей последовательности правил критики способствует снижению эффективности принятия последующих правил.
Начинать критиковать другого человека при свидетелях допустимо в том случае, если иные способы конструктивного воздействия исчерпаны.
Сохранение ровного тона при критике кого-либо — это культура взаимоотношений.
Повышению эффективности и снижению конфликтности критики способствует рассказ критикующего об опыте собственных неудач.
Предметом конструктивной деловой критики являются поступки критикуемого.
Мнение одной из сторон не является объектом критической оценки.
Для устранения вероятности возникновения конфликтной ситуации следует дать критикуемой стороне реабилитироваться — это означает предоставить возможность удачно решить ситуацию, аналогичную предмету критики. Одним из принципов делового восприятия критики является признание того, что она конструктивна.
Профилактика конфликтов — это их предупреждение.
К методам профилактики конфликтов относятся:
- выдвижение интегрирующих целей между администрацией и персоналом;
- соблюдение режима труда и отдыха;
- подбор сотрудников по аналогичности образования;
- выполнение правил делегирования полномочий и ответственности.
Факторами отсутствия конфликтных ситуаций в организации являются:
- наличие схемы документооборота в системе управления;
- выполнение правил формирования и функционирования временных подразделений в целях эффективного использования возникающего двойного подчинения сотрудников.
Предупреждению возникновения конфликтных ситуаций способствует использование различных форм поощрения в соответствии с результатами работы, справедливость поощрения, умение руководителя обеспечить ресурсами.
Фактором бесконфликтной работы при организации временных структур подразделений являются ясные цели и задачи, размер финансирования в соответствии с вкладом сотрудников.
Условием предупреждения конфликтов при организации временных структур подразделений выступает оптимальный состав участников подразделения.
Методом профилактики конфликтов является выполнение правил делегирования полномочий и ответственности, степень детальности доведения задачи до подчиненного в зависимости от уровня его компетенции.
Вопросы для самоконтроля:
•1. Дайте определение конфликта в общественной и индивидуальной деятельности.
•2. Перечислите стратегии конфликта в связи с психологическими причинами.
•3. Какие психологические причины лежат в основе выбора субъектом конфликта, стратегий противоборства, компромисса, сотрудничества, ухода?
•4. Перечислите типы внутриличностных конфликтов.
•5. Каковы психологические причины конфликтов?
•6. Что можно отнести к ресурсным источникам конфликтов?
•7. Перечислите типы социального взаимодействия.
•8. Каковы объективные причины социальных конфликтов?
•9. Дайте определение бурных, быстротекущих, острых длительных, слабовыраженных вялотекущих, слабовыраженных быстротекущих конфликтов.
•10. Какие этапы предполагает логика переговоров?
•11. К чему ведут моделирование личностных особенностей партнера по переговорам.
•12. Что необходимо предпринять для подготовки к переговорам?
•13. Перечислите последовательность задач, решаемых на разных этапах переговоров.
•14. Что относится к «быстрым непониманиям», препятствующим эффективному общению в переговорном процессе?
•15. Что относится к методам профилактики конфликтов?
•16. Что способствует предупреждению возникновения конфликтов?
Источник
Виды, функции, причины и динамика конфликта. Стратегии и методы разрешения конфликтов.
Конфликт — ситуация, в которой каждая из сторон стремится занять позицию несовместимую и противоположную по отношению к интересам другой стороны, Конфликтующими сторонами могут быть общественные группы социального конфликта, группы животных, отдельные личности и особи животных, технические системы.
Внутриличностные конфликты – конфликты между элементами структуры личности. Причинами могут быть противоречие между внутренней потребностью и социальной нормой, противоречие между различными ролями индивида, трудность выбора между различными вариантами поведения.
Межличностные конфликты – столкновение между отдельными индивидами в процессе их социального и психологического взаимодействия. Причины могут самыми разнообразными.
Конфликты между личностью и группой – это более многоплановые конфликты, которые, кроме внутриличностных и межличностных причин, включают причины, обусловленные групповой организацией.
Межгрупповые конфликты – наиболее частый вид конфликтов, который выражается в столкновении интересов различных групп. Причина: экономические, политические, национально-этнические и т.д.
Международные – возникают между отдельными государствами или группами государств.
По сферам деятельности выделяют: бытовые, трудовые, семейные, воинские, учебно-педагогические и др.
По характеру объектов, по поводу которых возникают конфликты: статусно-ролевые, ресурсные, социокультурны, идеологические и др.
По временным параметрам: кратковременные, быстротечные, длительные.
По результативности: конструктивные, деструктивные.
По характеру причин: реалистические, нереалистические.
Функции конфликтов. Негативные функции конфликта: — эмоциональные и материальные затраты на участие в конфликте; — представление о побежденных оппонентах, как о врагах; — ухудшение социально-психологического климата в коллективе; — чрезмерное увлечение процессом конфликтного взаимодействия в ущерб работе; — уменьшение степени сотрудничества между частью сотрудников после завершения конфликта; — сложное восстановление деловых отношений (шлейф конфликта).
Позитивные функции конфликта: — разрядка напряженности между конфликтующими сторонами; — сплочение коллектива при противоборстве с внешним врагом; — стимулирование к изменениям и развитию; — снятие синдрома покорности у подчиненных; — получение новой информации и диагностика возможностей оппонентов.
Динамика конфликта – это процесс изменения конфликта.
Предконфликтная ситуация – это время вызревания конфликта, развития и обострения противоречий, его вызывающих.
Эскалация конфликта – стадия развернутого конфликта, когда обострение противоречий между его участниками достигает максимума и происходит мобилизация всех ресурсов: материальных, политических, финансовых, информационных, физических, психических и др.
Завершение конфликта – окончательный этап открытого периода конфликта, который может наступать при явном ослаблении одной или обеих сторон или исчерпании их ресурсов, не позволяющих вести дальнейшее противоборство, очевидной бесперспективности продолжения конфликта и ее осознании его участниками, преобладании одной из сторон и ее способности подавить оппонента или навязать ему свою волю, появлении в конфликте третьей стороны и ее способности и желании прекратить противоборство.
Разрешение конфликтов. Пять основных способов разрешения межличностных конфликтов:
Избегание, уклонение (слабая напористость сочетается с низкой кооперативностью). При этой стратегии поведения действия направлены на то, чтобы выйти из ситуации не уступая, но и не настаивая на своем, воздерживаясь от вступления в споры и дискуссии, от высказываний своей позиции.
Принуждение (противоборство) — в этом случае высокая напористость сочетается с низкой кооперативностью. Действия направлены на то, чтобы настоять на своем путем открытой борьбы за свои интересы, применения власти, принуждения. Противоборство предполагает восприятие ситуации как победу или поражение, занятие жесткой позиции и проявление непримиримого антагонизма в случае сопротивления партнера.
Сглаживание (уступчивость) — слабая напористость сочетается с высокой кооперативностью. Действия в ситуации конфликта направлены на сохранение или восстановление хороших отношений, на обеспечение удовлетворенности другого лица путем сглаживания разногласий.
Компромисс, сотрудничество – высокая напористость сочетается с высокой кооперативностью. В этом случае действия направлены на поиск решения, полностью удовлетворяющего как его интересам, так и пожеланиям другого лица в ходе открытого и откровенного обмена мнениями о проблеме.
Встречаются и другие способы разрешения межличностных конфликтов:
— координация — согласование тактических подцелей и поведения в интересах главной цели или решения общей задачи;
— интегративное решение проблемы. Разрешение конфликта основывается на предположении о том, что может существовать такое решение проблемы, которое устраняет все конфликтные элементы и приемлемо для обеих сторон;
— конфронтация как путь решения конфликта — вынесение проблемы на всеобщее обозрение.
Структурные методы разрешения конфликтов:
Метод разъяснения требований заключается в объяснении людям результатов, которые от них требуются.
Координационно-интеграционные методы – установление иерархии полномочий, упорядочивающей взаимодействие людей, принятие решений и информационные потоки внутри организации.
Общеорганизационные комплексные цели – направление усилий всех участников на достижение общей цели.
Источник
Урок 2. Причины возникновения конфликтов и этапы их развития
Никакое действие, направленное на предупреждение или эффективное разрешение конфликтов не может быть предпринято, если мы ничего не знаем о причинах их возникновения и особенностях развития. Поэтому, в настоящем уроке основное внимание будет уделено рассмотрению именно этих вопросов.
Вы узнаете о том, какие существуют группы причин появления конфликтов и чем они отличаются друг от друга, а также о том, каковы основные этапы и стадии их развития и что представляет собой их динамика.
Содержание:
И первым вопросом на повестке дня будут причины конфликтов.
Причины возникновения конфликтов
Всего можно выделить четыре основные группы, на которые делятся причины конфликтов:
- Объективные причины
- Организационно-управленческие причины
- Социально-психологические причины
- Личностные причины
Поговорим о каждой группе в отдельности.
Объективные причины конфликтов
Объективные причины конфликтов – это причины, обуславливающие формирование предконфликтной обстановки. В некоторых случаях они могут являться реальными, а в некоторых – мнимыми, представляя собой лишь искусственно выдуманный человеком повод.
К наиболее распространённым объективным причинам относятся следующие:
- Происходящее в процессе жизнедеятельности в естественном ритме столкновение духовных и материальных интересов людей.
- Недостаточно разработанные правовые нормы, которые регулируют конфликтное решение проблем.
- Недостаточное количество духовных и материальных благ, необходимых для нормальной жизни и деятельности.
Организационно-управленческие причины конфликтов
Организационно-управленческие причины – это вторая группа причин возникновения конфликтов. В некоторой степени эти причины можно назвать более субъективными, нежели объективными. Организационно-управленческие причины взаимосвязаны с такими процессами, как создание различных организаций, групп, коллективов, а также с их функционированием.
Основными организационно-управленческими причинами являются:
- Структурно-организационные причины – их смысл заключается в том, что структура организации не соответствует тем требованиям, которые выдвигает ей деятельность, которой она занимается. Структуру организации должны определять задачи, которые она решает или планирует решать, другими словами, структура должна быть адаптирована под них. Но загвоздка в том, что привести структуру к соответствию задачам очень проблематично, отсюда и возникают конфликты.
- Функционально-организационные причины – как правило, вызываются отсутствием оптимальности в связях между организацией и внешней средой, различными подразделениями организации или отдельными сотрудниками.
- Личностно-функциональные причины – обусловлены недостаточным соответствием сотрудника, исходя из профессиональных, нравственных и других качеств, которых требует занимаемая им должность.
- Ситуативно-управленческие причины – являются следствием ошибок, допускаемых руководителями и их подчинёнными в процессе решения поставленных перед ними задач (управленческих, организационных и т.п.).
Социально-психологические причины конфликтов
Социально-психологические причины конфликтов основываются на социально-психологических предпосылках, заложенных в межличностных взаимоотношениях. Они также подразделяются на несколько видов:
- Неблагоприятный социально-психологический климат – обстановка, в которой нет ценностно-ориентационного единства и низкий уровень сплочённости людей.
- Аномия социальных норм – это рассогласованность социальных норм, принятых в организации или социуме. Она может порождать двойные стандарты – ситуации, когда один человек требует от других того, чему не следует сам.
- Расхождение социальных ожиданий с реализацией социальных ролей и выполнением функционала – появляется по причине того, что у одного человека могут быть уже сформировавшиеся ожидания, а другой человек может даже не подозревать об этом.
- Конфликт поколений – как правило, связан с различными манерами поведения людей и разницей в их жизненном опыте.
- Коммуникационные барьеры – другими словами, непонимание между людьми, которое может возникнуть как неосознанно, вследствие неумения эффективно общаться и концентрации лишь на своих интересах, так и преднамеренно, чтобы затруднить партнёру процесс коммуникации.
- Территориальность – относится к области экологической психологии. Под территориальностью подразумевается занятие одним человеком или группой людей конкретного пространства и взятие его и всего, что находится в нём, под свой контроль.
- Наличие деструктивного лидера в неформальной структуре – если в неформальной организации присутствует деструктивный лидер, он, намереваясь достичь личных целей, может организовать группу людей, которая будет подчиняться его указаниям, а не указаниям формального лидера.
- Трудности социально-психологической адаптации новых членов коллектива – возникают во множестве случаев, когда в организацию, компанию или любую другую группу людей приходит новый человек. В таких ситуациях нарушается стабильность коллектива, из-за чего он становится подвержен негативному воздействию как изнутри, так и снаружи.
- Респондентная агрессия – свойственна, главным образом, слабым и беззащитным людям. Проявляется в том, что возмущение человека направляется им не на его источник, а на окружающих его людей: родственников, друзей, коллег и т.д.
- Психологическая несовместимость – ситуация, когда люди несовместимы друг с другом по каким-либо психологическим критериям: характеру, темпераменту и т.п.
Личностные причины конфликтов
Личностные причины конфликтов находятся в тесной взаимосвязи с психологическими особенностями участвующих в нём людей. Как правило, обуславливаются спецификой происходящих в психике человека процессов во время его взаимодействия с внешним миром и окружающими людьми.
К представленному типу причин можно отнести следующие:
- Оценка человеком поведения другого какнедопустимого – характер поведения каждого человека зависит от его личностных и психологических особенностей, а также его психического состояния, отношения к другому человеку или ситуации. Поведение человека и его общение могут расцениваться партнёром либо как допустимые и желательные, либо как недопустимые и нежелательные.
- Низкий уровень социально-психологической компетентности – проявляется в ситуациях, когда человек не подготовлен к эффективным действиям в конфликтных ситуациях или не имеет никакого представления о том, что для выхода из предконфликтной ситуации можно использовать множество бесконфликтных способов.
- Недостаточная психологическая устойчивость – даёт о себе знать тогда, когда человек не способен адекватно реагировать на воздействие стрессовых факторов при социальном взаимодействии.
- Недостаточно развитаяспособность к эмпатии – служит причиной конфликта в том случае, когда один человек не способен понять эмоциональное состояние другого, сопереживать ему.
Напоминаем, что для полноценной работы сайта вам необходимо включить cookies, javascript и iframe. Если вы ввидите это сообщение в течение долгого времени, значит настройки вашего браузера не позволяют нашему порталу полноценно работать.
Далее давайте рассмотрим тему профилактики конфликтов.
Источник